в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак

Индийское брачно-семейное право в Законах Ману

Моногамия и полигиния

Это особенно видно из следующих изречений: «Только тот (настоящий) человек, кто (имеет) жену (а не жён), себя и потомство; и учёные брахманы выразили это правило так: «Каков муж, таковой считается и жена»; «Муж получает свою жену (а не жён) от Богов, а не по своему желанию, чтобы угодить Богам он должен всегда содержать её, (пока она) верна» (ЗМ, IX, 45, 95).

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков, так как посредством жертвоприношений сына человек завоёвывает миры, через посредства внука он получает бессмертие, а посредством правнука он достигает мира солнца (ЗМ, IX, 137).

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне. Мужчина, желающий вступить в брак с женщиной низшей варны, обязан был предварительно сочетаться браком с женщиной высшей варны. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн. По мнению индусов, смешения варн недопустимы, ибо «безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков».

«Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти) низвергается в ад; произведя от неё сына, он лишается брахманства. Для целующего шудрянку, для осквернённого (её) дыханием, а также для породившего от неё потомство не предписывается искупления» (ЗМ, III, 17, 19).

3. Согласие родителей (отца). В патриархальном обществе отец обязан был выдавать дочь замуж, то есть уступать другому мужчине власть, которую он имеет над нею. Он также имел право женить сына, так как женитьба сына имела значение для продолжения рода и поминовения умерших предков.

«Пусть девушку выдает замуж отец или брат с разрешения отца, отец матери или брат матери, родичи (по отцу) или родственники (по матери). Если никого из них нет, то (пусть выдает дочь замуж) мать, если она в состоянии. Если же (мать) не в состоянии, то пусть выдают (девушку) замуж те, кто одной с ней касты. Если же нет никого, то девушка пусть обратится к царю и, с его позволения, пусть сама себе выберет жениха» (Нарада, XII, 20-22).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви. От этих самовольно заключённых браков могут родиться только дурные сыновья «жестокие, говорящие неправду, ненавидящие веду и дхарму» (ЗМ, III, 41). Хорошие браки совершались родителями, при участи брахманов. Наиболее правильным, «благословенным» признавался торжественный обряд приведения невесты в дом жениха, основанный на согласии вступающих в брак и их родителей и на религиозных обрядах.

«Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства» (ЗМ, III, 51). «Некоторые назвали корову и быка, (данных) при бракосочетании арша, (только) «вознаграждением», (но) это неверно: (принятие платы) малой или большой является по сути дела продажей» (ЗМ, III, 53). Напротив, дар, сделанный женихом невесте, не является куплей невесты, но честью и выражением уважения к ней со стороны жениха (ЗМ, III, 54). «Даже шудре, выдавшему дочь (замуж), не следует получать вознаграждение, ибо получающий вознаграждение совершает продажу дочери» (ЗМ, IX, 98). «Никогда, даже в прежние существования, мы не слышали такого (дела, как) тайная продажа девушки с установленной ценой, называемой вознаграждением» (ЗМ, IX, 100).

«(Когда отец), получив от жениха в соответствии с дхармой быка и корову или две пары, выдаёт дочь по правилам, такая дхарма называется арша» (ЗМ, III, 29). «Выдача дочери, (когда жених) даёт добро родственникам и невесте столько, сколько может, и добровольно, называется дхармой асура» (ЗМ, III, 31), то есть это явно договор купли-продажи как способ заключения брака. «Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен» (ЗМ, VIII, 366). «Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести пан, пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог» (ЗМ, VIII, 369). «Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену: так сказал Ману» (ЗМ, VIII, 204). «Если, после того как вознаграждение за девушкой было дано, давший вознаграждение умирает, она должна быть отдана деверю, если девушка согласна» (ЗМ, IX, 97). Выступая против продажи дочери, законы Ману допускали продажу сына (ЗМ, IX, 160, 174).

Развод

Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Законы устанавливали необходимость серьёзных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

2. Неизлечимая болезнь. «Но больная жена, которая ласкова (к своему мужу) и высоконравственна, может быть переменена только с её согласия и никогда не должна быть неуважаема» (ЗМ, IX, 82).

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

В патриархальном индийском обществе муж всё-таки мог более свободно развестись с женой. Об этом косвенно свидетельствовала следующая норма: «Но того, кто оставляет жену послушную, ласковую, умелую, добродетельную, родившую потомство, царь пусть возвратит (к ней), наложив большой штраф» (Нарада, XII, 95).

Источник

В каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кое-что о разводах в Древнем Мире

Так муж мог развестись с женой, если «она его ненавидит». Если жена не рожала мужу детей, то брак мог быть расторгнут на восьмом году совместной жизни, если супруга рожала мертвых детей – расторжение брака могло произойти на десятом году, если же она рожала только девочек – то муж был вправе оформить развод спустя одиннадцать лет с момента свадьбы. В случае супружеской измены расторгнуть брак было нельзя, так, если жена изменила мужу с представителем более высокой варны (сословия), то она восстанавливалась в правах жены после назначенного наказания, если же супруга совершала прелюбодеяние с представителем низшей варны, то ее следовало бросить на растерзание собакам. Развод по инициативе жены производиться не мог, однако светское законодательство было призвано более полно соответствовать реальным жизненным обстоятельствам, поэтому допускало расторжение брака по взаимному согласию супругов, а также в случае, если один из них испытывал страх перед другим.

Древний Египет
Общественные отношения Древнего Египта характеризовались достаточно высоким положением женщины в обществе, в целом, и в семье, в частности. Поэтому сначала обычай, а потом и закон наделял обоих супругов правом на расторжение брака. Если развод инициировал муж, то жене надлежало отдать часть ее приданого, а также часть (по данным некоторых ученых, одну треть) имущества семьи. Если же расторгнуть брак хотела жена, закон также предусматривал, что она в праве получить некоторую долю семейного имущества.

Древний Вавилон
В Древнем Вавилоне брак представлял собой договор, как правило, между родителями жениха и невесты, и воля самих брачующихся при этом большой роли не играла, так как брачный возраст был достаточно низким, например, для девочек он составлял 7-8 лет.
Развод, для мужчины был допустим в следующих случаях: если жена оскорбляла мужа, унижала его достоинство, разоряла семью. При этом муж мог ее прогнать, не выплачивая ей какой-либо доли от приданого. Если же супруг не хотел прогонять жену, то она становилась рабыней, а муж мог повторно жениться. Также супруг имел право расторгнуть брак, если жена не рожала детей. Альтернативой разводу здесь служила возможность мужа взять себе наложницу. Однако если жена привела в дом рабыню, которая родила от супруга детей, то он не мог ни развестись, ни взять себе наложницу.
Женщина могла расторгнуть брак и уйти к другому мужчине, если супруг попал в плен, и у жены не осталось средств для существования. Но если муж освобождался из плена, жена должна была вернуться к нему. Также женщина имела право на развод, если сыновья притесняли ее и оскорбляли. При этом она забирала преданое и возвращалась к отцу.

Древний Рим
Римское право – уникальная правовая система, которая легла в основу современных правовых семей, таких как романо-германская и англо-саксонская семьи, на его основе были созданы системы права большинства государств на нашей планете. Вклад римских ученых в развитие юриспруденции невозможно переоценить, потому что он по истине колоссальный. Поэтому несколько слов уделить семейному праву Древнего Рима мы просто обязаны.
Римское право различало два вида брака: «cum manu» и «sine manu». В первом случае жена переходила под власть мужа-домовладыки, именуемого Pater Familias. Развод при таком виде брака мог производиться только по инициативе мужа.
Если супруги заключали брак «sine manu», то жена оставалась либо под властью своего отца, либо самостоятельным лицом. Такой брак необходимо было возобновлять ежегодно. Если женщина прожила в течение года в доме у мужа, то она переходила под его власть. Чтобы этого избежать, ей нужно было раз в год на три ночи покинуть дом супруга. Расторжение такого брака происходило при согласии сторон, а также по заявлению мужа или жены.

Древний Израиль
В Древнем Израиле муж имел право по своей инициативе расторгнуть брак с женой. Процедура происходила следующим образом: супруг должен был направить супруге письмо, содержащее сообщение о разводе «сефер критут». После вручения такого письма муж отсылал супругу из дома. Женщина при этом возвращалась в дом своего отца, дети же оставались в доме бывшего мужа. Предполагается, что при расторжении брака муж обязан был выплатить жене некоторую денежную компенсацию.

Источник

11. Развод и повторный брак. Законы Ману

в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть картинку в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Картинка про в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть бракв каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть картинку в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Картинка про в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть бракв каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть картинку в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Картинка про в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть бракв каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть картинку в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Картинка про в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть бракв каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть картинку в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Картинка про в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак

в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Смотреть картинку в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Картинка про в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть брак. Фото в каком случае по законам ману женщина может расторгнуть бракВ ведической культуре такого понятия как развод не существует.

«Ману-самхита» говорит, что женщина, которая бросила своего мужа, должна быть изгоем в обществе. И не только никогда не следует жениться на такой женщине другому мужчине, но и всякий, кто желает строго следовать брахманичсским принципам, независимо от своего пола не должен больше общаться с этой матаджи. Согласно ведической культуре, женщина, бросившая своего мужа, является неприкасаемой.

Шрила Прабхупада также писал, что только шудры разводятся и женятся снова. Если бы мужчины-преданные действовали в соответствии с этими наставлениями (не общались бы с такими женщинами и не брали их в жены), то женщины не бросали бы так легко своих мужей. В современном мире женщины видят, что многие мужчины женятся на разведенных. Женщина не боится покинуть мужа, поскольку уверена, что может найти себе другого. Лишь только она чем-то недовольна, сразу начинает думать: «Почему я должна дальше терпеть глупость своего мужа? Вокруг столь много других мужчин, я всегда могу снова выйти замуж».

Поскольку общество переполняется такими детьми, все человеческое общество терроризируется и отправляется в ад. В такой ситуации находятся многие современные города. Ключ к решению этой проблемы в том, чтобы женщины стали покорными и надлежащим образом защищенными.

Утренняя прогулка, Рим, 28 мая 1974 года:

Прабхупада: Итак, вы должны построить настоящее человеческое общество в миниатюре, так, чтобы люди, увидев, сказали: «Да, это то, что надо.» Ведь люди наделены разумом. Хотя я и отвергаю современный западный способ жизни, все же так много юношей присоединилось к нам. Я никогда не говорил с целью польстить вам, что ваша западная цивилизация очень хороша. Я никогда не говорил этого.

Йогешвара: Людям было бы интересно узнать нашу позицию в отношении развода. Здесь, в Риме, как раз приняли закон о разводе.

Позиция Шрилы Прабхупады в отношении данного вопроса очень ясна и серьезна. Он говорит, что развод, как и так называемый повторный брак, является анимализмом. Это подобно тому, как собаки все время меняют половых партнеров. Слова Шрилы Прабхупады определенно недвусмысленны. Подобные поступки совсем не нравятся Шриле Прабхупаде, даже если речь идет о непреданных. А что уж говорить о его собственных последователях. Такое поведение идет вразрез со всеми религиозными наставлениями. Это приводит к деградации как индивидуумов, так и общества. Это не тот путь, идя но которому можно завоевать расположение Кришны и Его чистых преданных. И тем не менее, мы продолжаем гак себя вести, поскольку отказываемся следовать наставлениям Шрилы Прабхупады в отношении того, как создать мирную и счастливую семью.

Следует отметить еще один важный момент: часто преданные пытаются следовать идее, что можно придерживаться западного стиля жизни просто приплюсовывая к нему Кришну. Они утверждают, что хотя ведические идеалы замечательны, однако абсолютно неприменимы на Западе. Поэтому такие преданные считают обычным делом предаваться столь многим бессмысленным видам деятельности, присущим западному стилю жизни. Они полагают, что нет ничего дурного в том, что наши дети разных полов встречаются и свободно общаются друг с другом, поскольку на Западе ведическая система просто не срабатывает. Такой выдуманный образ мышления не находит подтверждении в учении Шрилы Прабхупады. Отвергая западный стиль жизни, он учил нас только идеальной ведической системе. И когда Прабхупада ушел из жизни, он возложил на нас задачу каким-то образом ввести систему варнашрамы, ведическую культурную систему не только в нашем обществе, но и по всему миру.

Однажды преданный пожаловался, что некоторые положения неприемлемы для людей Запада, на что Шрила Прабхупада ответил, что поэтому мы должны отшвырнуть Запад.

Мы должны принять опыт и социальные предписания, оставленные великими мудрецами. Женщины должны оставаться целомудренными и покорными своим мужьям. В человеческом обществе воцарится мир лишь когда женщины будут обладать покорным характером и будут очень целомудренными.

Лекция но «Шримад-Бхагаватам», сентябрь 1969 года:

«. До сих пор в Индии консервативные семьи придерживаются системы, по которой вдове нельзя выйти замуж. В Индии нет браков вдов. Это запрещено ”Ману-самхитой” и законодателями, святыми личностями. Почему вдовам запрещено выходить замуж? Суть такого запрета следующая: как правило, во всех странах женское население по численности превышает мужское. Итак, раз женщина стала вдовой, то она уже однажды была замужем. Если она снова выйдет замуж, то другая девушка, никогда не состоявшая в браке, не получит такой возможности. Поэтому, в соответствии с индусскими писаниями, брак вдовы запрещен. А мужчине разрешено, если он материально в состоянии сделать это, жениться более чем на одной женщине. Это не значит просто жениться на них. Иметь несколько жен не означает чувственное наслаждение. Жену следует содержать с большим уважением. У нее должен быть хороший дом, хорошие украшения, хорошая пища, хорошие слуги”.

Женщине нельзя вторично выходить замуж, но мужчине разрешается брать себе нескольких жен. Это законы и обязанности, предписанные Кришной. Шрила Прабхупада утверждает, что если женщина, которая уже была замужем, выходит замуж снова, то этим она отбирает у еще не состоявшей в браке девушки шанс найти себе мужа. И другое (этот момент поддерживают законы дхармы): мужчине следует жениться лишь на девственнице. Ему не следует считать подходящей для брака женщину, которая уже была замужем.

Здесь необходимо упомянуть об одном моменте: Шрила Прабхупада сделал исключение лишь в том случае, когда разведенная женщина приходит в движение сознании Кришны. Когда женщина становится преданной и получает посвящение в воспевание, то для нее наступает новая жизнь. Поэтому Прабхупада делает здесь определенную уступку. Даже если женщина, возможно, уже была замужем либо же общалась с другими мужчинами, когда она становится преданной, все, что было до этого, считается ее прошлой жизнью. Теперь её нужно обучить целомудрию и она может выйти замуж за преданного, который возьмет ее в жены. Однако при любых других обстоятельствах повторное замужество неприемлемо.

Есть один нюанс, который мне хотелось бы подчеркнуть в связи с этим. Важно, чтобы у мужа и жены были одинаковые характеры и качества. Есть мужчины, которые будут счастливы лишь в том случае, если их будущая жена будет не только целомудренной девушкой, но и девственницей. Многие девушки также предпочли бы выйти замуж за мужчину, который был сдержанным. Иногда бывает так, что мужчина, женившись, обнаруживает, что его жена, будучи еще незамужней, имела много связей с другими мужчинами, и это может нанести ущерб их отношениям. Он может почувствовать себя обманутым (как говорят, получив недоброкачественный товар). Когда возникают какие-нибудь проблемы, он может посчитать это уважительной причиной для разрыва супружеских отношений. Мое мнение таково: если добрачные связи с представителями противоположного пола сильно беспокоят одного из предполагаемых супругов (либо же обоих), то об этом следует предупредить будущего супруга до того, как будет принято окончательное решение об их браке. Это предотвратит много бедствий, которые могут возникнуть в последствии.

«Ману-самхита» утверждает, что мужчина может отвергнуть жену- недевственницу, если ее отец не проинформировал своего зятя об этом до окончательного соглашении. Это же относится и к тем случаям, когда будущая жена имеет какие-нибудь хронические заболевания либо другие физические или умственные недостатки, о которых ее отец не сообщил будущему зятю до окончательного соглашения.

Брахману советуется не брать себе в жены девушку Нечистую или же с физическими или умственными дефектами (по крайней мере, это относится к его первой жене). Однако если отец поставил в известность будущего мужа своей дочери о том, что она не девственница либо же что у нее есть какой-либо другой изъян, и мужчина согласился жениться на ней, то в дальнейшем он не может отвергнуть ее на этом основании.

Суть в том, что, в соответствии с Ману, об этих вещах следует сообщать до окончательного соглашении.

«Женщина имеет другие обязанности, нежели мужчина, все же целомудренная женщина не должна служить падшему мужу. Ей необходимо покинуть общество такого падшего мужа. Оставить общество своего мужа не означает, однако, что жена должна выйти замуж снова и так вовлекаться в проституцию. Если целомудренной женщине выпало выйти замуж за падшего мужа, она должна жить отдельно от него. Подобным образом муж может изолировать себя от женщины, не целомудренной в соответствии с описаниями шастр. Заключение таково, что муж должен быть чистым вайшнавом, а женщина должна быть целомудренной женой со всеми признаками, описанными в этой связи. Так каждый из них будет счастлив и сделает духовный прогресс в сознании Кришны».

Здесь Шрила Прабхупада утверждает, что повторное замужество женщины приравнивается к потворству проституции. Это приговор шастр. Преданному, чья семья очутилась в подобной ситуации, досадно слышать это, однако именно так сказал Шрила Прабхупада. Это ведический закон. Хотя это и неприятно, следует учить этому и проповедовать достаточно часто, чтобы будущие поколения знали, что повторное замужество запрещено в ведическом обществе.

Если мы скроем эти важные аспекты нашей философии, каким образом это поможет нам или будущим поколениям? В конечном счете, им полезно знать об этом и учиться этому, даже если они и родятся в такой семье. Мы не можем проповедовать только то, что нам нравится слышать, что поддерживает наш образ жизни, и игнорировать и отвергать ту часть Писаний, которая обличает греховные поступки, совершаемые нами (как сообществом). Если мы так поступим, то подвергнем опасности миссию Шрилы Прабхупады.

Кроме того, слово «проститутка» обозначает не только профессиональную проститутку, которая зарабатывает себе на жизнь, продавая свое тело всем мужчинам подряд. Слово это, в том смысле, в каком его употребляет Шрила Прабхупада, обозначает любую женщину, которая вовлечена в незаконные сексуальные отношения. Женщина, которая вышла замуж, а затем живет с другим мужчиной, по ведическим наставлениям, занимается незаконным сексом, поскольку такого понятия, как развод, не существует. Следовательно, данная женщина называется нецеломудренной, или проституткой. Это не значит, что она продаст свое тело каждому мужчине. Та женщина, которая это делает, называется профессиональной проституткой. Есть некоторая разница, однако в любом случае это отнюдь не хорошо.

После того как король отрубил голову второй своей жене, католическое священство отлучило его от церкви. Однако Генрих VIII отомстил своим противникам, основав собственную церковь, англиканскую. Единственной целью создания новой церкви было разрешить «религиозно авторизованный» развод. Однако это идет вразрез с церковными нормами. О такой вещи, как развод, не может быть и речи. Он антирелигиозен. Истинное религиозное Писание не разрешает людям разводиться. Не существует такого понятия, как религиозно санкционированный развод.

«Ману-самхита» 9.46 утверждает, что женщину нельзя освободить от данной сю клятвы быть верной женой своего мужа ни ценой какой бы то ни было суммы денег, ни при помощи любого юридического или общественного отречения (развода). Таков закон дхармы. (В соответствии с дхармой такого понятия, как развод, не существует).

Не существует ведического закона о разводе. По ведическому закону женщина никоим образом не может расторгнуть свой брак. Поэтому когда она получает так называемый современный развод, с точки зрения Вед он является недействительным. Это законы, которым Кришна учит сам. В глазах Кришны развода не существует. Это законы, следовать которым должны полубоги, выполняя свои обязанности по управлению вселенной. Это законы, по которым Ямараджа обязан судить нас.

Когда женщина вновь выходит замуж, это не является законным ведическим соглашением. Это несанкционированная, внерелигиозная ситуация. Женщина начинает спать и жить с другим мужчиной, хотя все еще связана пожизненной ведической клятвой брака с мужем. Такое ее поведение приравнивается к проституции. Причина его кроется в неспособности общества защитить женщин, и это приводит к его деградации.

Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 22 сентября 1972 года:

«Говорится, что отец продолжает жить в своем сыне. Поэтому отец и сын суть одно. Вдова, у которой есть сын, не является вдовой в полном смысле этого слова, потому что рядом с ней всегда находится представитель ее мужа».

Повторно вышедшая замуж мать становится врагом своих детей. И снова, касаясь данной темы, Шрила Прабхупада использует сильные выражения. Согласно академическим исследованиям, дети разведенных и повторно женившихся родителей очень сильно страдают психологически. Такие дети часто имеют больше трудностей в отношениях с ровесниками, больше проблем в школе (как по успеваемости, так и из-за поведения), и много других подобных социальных проблем. Следовательно, мать, которая разводится и выходит замуж снова, становится недругом своих детей.

Я же хочу сказать, что каждый должен поразмыслить над этим еще до вступления в брак и постараться избежать таких неприятных и неисправимых ситуаций. Какого бы мужа или жену ни дал бы вам Кришна, просто примите это. И это все.

Я уже несколько раз приводил цитаты из «Ману-самхиты” о разводе и повторном браке (и другие наставления, касающиеся замужества). И дальше я буду ее цитировать. Многие преданные могут спросить, являются ли эти цитаты авторитетными? Ведь Шрила Прабхупада не перевел эту книгу, так что будет ли правильным цитирование этого произведения? Это хороший вопрос, особенно если принять во внимание категоричность некоторых цитат из «Ману-самхиты».

Сейчас большая часть преданных ИСККОН не живет в соответствии с ведическими законами, регулирующими общество. Эти законы называются законами дхармы (варнашрама-дхарма). Записаны они в ряде книг, таких как «Нити-шастра», «Дхарма-шастра», «Ману-самхита» и прочих. Наиболее часто Шрила Прабхупада ссылался на «Ману-самхиту».

В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» 7.8.48 Шрила Прабхупада прекрасно объясняет важность применения наставлений Ману.

Шрила Прабхупада дает совершенно точное указание, что если мы хотим, чтобы в обществе воцарились настоящий мир и порядок, мы должны следовать принципам, изложенным в «Ману-самхите». И именно г: принципам варнашрама-дхармы.

«Заботясь о людях, великие мудрецы и пророки указали пути, идя по которым можно обрести счастье и благополучие как в этой жизни, так и в следующей».

Отрывок из комментария:

«Ведическая цивилизация основана на совершенном знании, почерпнутом из Вед и поведанном людям великими мудрецами и брахманами. Наставления Вед называют шрути, а дополнительные произведения, разрабатывающие темы Вед и написанные великими мудрецами, именуют смрити. Последние полностью соответствуют принципам Вед. Людям не следует пренебрегать предписаниями шрути и смрити. Каждый, кто хочет достичь успеха в духовной жизни, должен строго следовать всем наставлениям и принципам священных писаний. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами говорит, что человек, который Мнит себя великим авторитетом в духовных вопросах, но при этом не опирается на принципы шрути и смрити, приносит окружающим одни беспокойства. Принципами шрути и смрити следует руководствоваться не только в духовной, но и в материальной жизни. Что же касается всего человеческого общества, то его жизнь тоже должна строиться в соответствии с «Ману-смрити», так как в этом произведении собраны законы, которые оставил людям Ману, прародитель человечества.

Мы должны применять принципы, изложенные в шрути и смрити, нс только в духовной, но и в материальной жизни. Ведь Шрила Прабхупада говорит то же самое, что говорили мудрецы тысячи, миллионы лет тому назад. Свыше 120 миллионов лет назад Кришна обучил этой науке бога Солнца Вивасваиа. А тот, в свою очередь, научил своего сына Вайвасвату Ману. Ману записал эти общественные законы в форме «Ману-самхиты». Это очень древняя наука; и, тем нс менее, она абсолютно практична всегда и везде. Она исходит непосредственно от Самого Господа Кришны.

Шрила Прабхупада учит, что этой науке должно следовать все человеческое общество, это относится и к современному обществу.

Шрила Прабхупада несколько раз ссылался на законы Ману, варнашрама-дхарму и санатана-дхарму как на понятия одного порядка. Законы Ману — это санатана-дхарма. Это наши вечные обязанности в жизни. Обычно преданные под термином «санатана-дхарма» подразумевают наше наиболее важное вечное занятие — трансцендентное любовное служение Кришне. Однако этот термин также используется в более мирском смысле, означая «неизменяемые вечные обязанности общества». Цель законов варнашрамы состоит в том, чтобы направлять и занимать общество в служении Всевышнему Господу.

«Ману-самхита» очень серьезна в рассмотрении темы брака, целомудрия и подчиненности жены и однозначна в отношении развода.

«Ману-самхита» (9.64) утверждает, что никто не может разрешить вдове спать с другим мужчиной (чтобы получить потомство, если ее муж уже умер). Никто не вправе санкционировать повторный брак вдовы. Ману говорит, что брахман, который по глупости санкционирует такое замужество, нарушает этим санатана-дхарму.

Шрила Прабхупада никогда не одобрял того, чтобы женщины разводились и повторно выходили замуж. Это не санкционируется ни варнашрамой, ни санатана-дхармой. Любой руководитель храма, который санкционирует то, чтобы матаджи разводилась и повторно выходила замуж, нарушает этим законы санатана-дхармы и законы Ману.

«Ману-самхита» (9.65) говорит, что ни в одном священном ведическом тексте, где говорится о браке, нельзя найти слов о том, что вдове можно повторно выйти замуж.

«Ману-самхита» (9.30) утверждает, что если женщина неверна своему единственному мужу, то всем другим мужчинам надлежит ее избегать. В своем следующем рождении она должна будет родиться из утробы собаки (шакала), и ей будут досаждать болезни как наказание за неверность мужу.

(Этот стих, сказал бы я, строг!)

«Ману-самхита» (9.41) утверждает, что порядочные мужчины никогда не должны спать с чужой женой.

«Ману-самхита» (9.78): «Женщина, которая проявляет неуважительное отношение к своему мужу, должна быть лишена украшений и обстановки и оставлена мужем на три месяца».

(Вот так так! Жену, которая неуважительно относится к мужу, своему господину, прабху, следует лишить украшений и муж должен оставить ее на три месяца. Это воистину сурово! Шрила Прабхупада утверждал: «Если мы хотим, чтобы в человеческом обществе воцарились настоящий мир и порядок, нам нужно следовать принципам, изложенным в «Ману-самхите»». Представьте себе, что было бы, если все мужчины принялись бы воплощать в жизнь это указание Прабхупады!)

Однако «Ману-самхита» (9.79) говорит, что если мужчина психически болен, если он изгой, импотент или отбывает уголовное наказание, то существуют исключения.

«Ману-самхита» (9.80) заявляет, что если жена пьет алкоголь, непокорна и бунтует против мужа, либо если она расточительна, то муж имеет право в любой момент взять себе другую жену и сделать ее главной женой.

Итак, в «Ману-самхите» признается, что в любое время мужчина может взять себе в жены любое количество женщин. И этот вопрос решает он сам, хотя мужчине и следует вначале получить разрешение от гуру на женитьбу. Однако мужу не нужно спрашивать у жены разрешение на новый брак. Предполагается, что жена должна подчиняться своему мужу, даже если он берет других женщин в жены.

Важно то, что обычно главной является первая жена. Когда мы думаем о Васудеве, мы вспоминаем сразу о Деваки, хотя у него было в общей сложности 18 жен. Когда мы говорим об Арджунс, мы упоминаем о Драупади, хотя Арджуна был также женат еще на трех¬-четырех женах (в том числе на Госпоже Шримати Субхадре — родной сестре Кришны). Когда мы ведем речь о Кришне в Двараке, мы, прежде всего, думаем о Рукмини, его первой жене, хотя у Него было еще 16107 жен. Как правило, первая жена является самой главной.

Однако Ману говорит, что если жена становится непокорной или воюет с мужем (либо же если она расточительна или пьёт), то в таком случае муж может не только взять себе другую жену (на это он всегда имеет право), но и сделать новую жену главной. Это значит, что он волен лишить первую жену ее главенствующего положения и сделать главной вторую жену. Это чрезвычайно суровое указание. Представьте себе, какое негодование породили бы у современных абсолютно необученных ведической культуре женщин подобные вещи!

Зачем в шастрах помещены подобные наставления? Приносят ли они какую-нибудь пользу обществу? Да, приносят. В противном случае Ману и Кришна не давали бы их.

После цитирования «Ману-самхиты» я постараюсь объяснить эти моменты полнее.

«Ману Самхита» (9.81): «Если жена бесплодна, то на 8 год их совместного проживания муж может взять себе в жены другую женщину и сделать ее главной. То же самое мужчина может сделать, если в течение 10 лет их совместного проживания все дети от жены умирали или же если в течение 11 лет супружества жена рожает одних лишь девочек. Однако если жена сварливая, мужчина может взять другую жену и сделать се главной без промедления».

И опять повторяется та же мысль. Если супруги прожили вместе 8 лет, а детей у них нет, мужчина может взять себе в жены дpyгую женщину и сделать се главной женой. Если все дети супругов умерли, то после 10 лет их брака муж может завести себе другую жену и сделать ее главной. Если же жена рожает одних лишь девочек, то после 11 лет супружества муж может сделать главной другую жену. Однако если жена ссорится с мужем, если она непокорная и спорит с ним, то он вправе сразу же сделать главной другую жену. Не нужно ждать 8, 10 или 11 лет; можно делать это немедленно.

Это не значит, что муж бросает первую жену. Это не значит, что она отвергнута. Она остается женой, однако муж волен сделать главной женой другую женщину.

«Ману-самхита» (9.82) утверждает, что если жена болезненна, однако покорна и всегда любезна со своим мужем, он может сделать главной женой другую женщину лишь с ее согласия. Однако такую жену никогда не следует лишать расположения.

«Ману-самхита» (9.83) утверждает, что если женщина, которую лишили положения главной жены в соответствии с вышеизложенными законами дхармы, в гневе уходит из дома мужа, то ее нужно либо запереть силами домашних, либо полностью отвергнуть как жену в присутствии членов семьи.

Вот это да! Это интересный аспект наставлений Ману.

Если первая жена была лишена своего положения и муж взял себе другую жену и сделал се главной, и если при этом первая жена сердится все больше и больше и уходит из дома мужа, то тогда членам ее собственной семьи указывается запереть ее (пока она не станет покорной мужу), либо же муж может полностью отвергнуть ее как жену. Чрезвычайно сурово!

Итак, зачем нужны все эти суровые наставления? Представьте на минутку, что в наше время преданные последовали бы им.

Что этим хотят сказать Ману и Кришна? Предваряющий эти наставления в стих проясняет ситуацию:

«Ману-самхита” (9.22): «Порядок во всем мире зиждется па наказании, поскольку невинных людей очень тяжело найти. Благодаря страху наказания весь мир получает причитающееся ему наслаждение».

Через страх наказания мир получает счастье, причитающееся нам в этой жизни.

Таким образом Ману поучает через «Самхиту». Даются очень суровые правила с целью вселить опасение в сердца тех, кто иначе помышлял бы о плохих поступках. Другими словами, жене надлежит оставаться покорной своему мужу, она не должна сердиться на него.

Это само но себе чудесно, и мы можем обсудить философские причины, почему жене следует вести себя таким образом. Мы можем попытаться объяснить причины, заставляющие поступать именно так, и все плохие последствия, которые могут возникнуть, если не вести себя как полагается.

Однако ничто не формирует человека быстрее, ничто не срабатывает в управлении людьми лучше, нежели страх наказания. Ману говорит, что все общество регулируется через боязнь кары. И именно через ужас возмездия мир получает причитающееся ему благо.

Женщины должны оставаться покорными своим мужьям. Если они будут вести себя надлежащим образом, то это наполнит миром и счастьем дом. К счастью, некоторые матаджи послушают и последуютвышеизложенным указаниям. Однако многим может нс хватать толчка для этого. Итак, давайте добавим чуточку страха. Если вы сердитесь на своего мужа, то он может взять себе вторую жену и сделать се главной женой. Эти наставления обретают силу, если они становятся в ряд законов всего человечества.

Женщина должна хранить целомудрие и покорность своему мужу. Это закон, данный нам под непосредственным руководством Господа Кришны. Когда женщина обладает целомудренным и послушным характером, тогда и только тогда все человеческое общество станет мирным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *