в каком стихотворении н а некрасов определяет свой взгляд на поэта и поэзию
Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова (сочинение)
Два направления в искусстве
Две основные тенденции в вопросе о том, как следует понимать стоящие перед искусством задачи, определились в середине 19 века. Сторонники «чистого искусства» полагали, что не в изображении реальности заключается поэзия. Она состоит в изяществе предмета и формы стихотворения. Представители этого направления осознанно уходили от проблем действительности и обращались в своем творчестве к «вечным» темам.
Представители так называемого «демократического» направления занимали противоположную позицию. Они опирались на опыт поэтов-декабристов, Лермонтова и Пушкина. Безусловно, к их числу принадлежал и Некрасов. Творчество Н. А. Некрасова является ярким примером служения Отчизне. Продолжая традиции Лермонтова и Пушкина, этот поэт постоянно обращался на протяжении своего пути к теме поэзии и поэта. Многие стихотворения Некрасова посвящены ей. Мы отметим в этой статье лишь наиболее известные и важные из них.
Н.А. Некрасов и традиции гражданской поэзии
Этот особенный облик музы, который складывался в поэзии Некрасова, имел определённую традицию в истории русской поэзии в том её аспекте, который принято называть гражданской поэзией. Не случайно рядом с фигурой поэта у Некрасова всякий раз будет возникать фигура гражданина. Оно и понятно, потому что его поэт и его муза живут гражданскими, общественными, социальными интересами. И конечно, Некрасов продолжает развивать традицию, связанную с декабристским гражданским романтизмом. В первую очередь можно вспомнить К.Ф. Рылеева (рис. 4).
В поэтическом предисловии к поэме «Войнаровский» есть такие строчки:
Как Аполлонов строгий сын,
Ты не увидишь в них искусства:
Зато найдешь живые чувства, –
Я не Поэт, а Гражданин.
В стихотворении «Поэт и гражданин», которое открывает некрасовский сборник стихов 1856 года, прозвучит другой мотив, но явно обрабатывающий вышеупомянутую рылеевскую строчку: «Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан».
Конечно, вспоминается и А.С. Пушкин (рис. 5).
Но в творчестве Пушкина образ поэта, образ музы столь разнообразен, что в первую очередь хочется вспомнить пророка с его словом, которое должно жечь сердца людей. И, безусловно, Некрасов помнит и гражданские инвективы М.Ю. Лермонтова (рис. 6).
Рис. 6. М.Ю. Лермонтов ()
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова ранних лет
Касаясь данной темы, Некрасов уже в 40-е годы склонен был сопоставлять с простой женщиной, вышедшей из народа, свою Музу («Вчерашний день, часу в шестом…»). Николай Алексеевич подчеркивал этим самым народность всего своего творчества, которая была осознана им еще в раннюю пору. Вместе с тем он показывал трудности, с которыми пришлось столкнуться поэту в начале пути. Речь идет о борьбе Некрасова с журналистскими преследованиями и цензурой. Словно молодая крестьянка, муза его «кнутом иссечена» и «бичом исполосована».
Стихотворение «Муза»
В стихотворении «Муза», написанном через 4 года, поэт развивает эти оценки и сравнения. Его наставница, увы, сладкогласных песен не поет. Она не учит гармонии, не пользуется свирелью. Иной облик имеет его муза. Вновь поэт сравнивает ее с крестьянкой, но теперь уже более развернуто. Она поет перед «дымной лучиной» в «убогой хижине». Крестьянка эта «убита кручиной», «согбенна трудом». Однако Муза Некрасова не только уподобляется деревенской труженице. Она также названа «спутницей печальных бедняков». Для этого стихотворения Некрасова характерно то, что расположенность к мщению является чертой характера музы. Этим самым поэт подготавливает в характеристике чудесной «девы» сложный синтез, определение, сформулированное несколько позже, в 1855 году, когда он назвал ее «музой мести и печали».
Два типа поэтов в стихотворении Некрасова
Также Некрасов размышляет о творце, в частности, в произведении «Блажен незлобивый поэт…». Это творение, созданное в период «мрачного семилетия», посвящено памяти Н. В. Гоголя (на фото ниже), только что умершего. В нем ведется, вопреки цензуре, борьба за торжество в литературе «гоголевского» направления. В этом стихотворении по-новому раскрывается тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Николай Алексеевич резко противопоставляет 2 типа поэтов: «обличитель толпы» и являющийся «незлобивым» художник слова.
Некоторые исследователи творчества интересующего нас автора убеждены в том, что он подразумевал под «незлобивым поэтом» Жуковского, вполне заслуживающего данного эпитета. Под «обличителем толпы», сатириком Некрасов подразумевает Гоголя. Путь в литературе этого писателя был «тернистым». Гоголю не было «пощады» и покоя от противников. «Крики озлобленья» и «хулы» постоянно преследовали его. А самое главное — именно Николай Васильевич, «вооружив сатирой» уста, обличал «карающею лирой» общественные пороки. Необычайно близка была Некрасову проповедь любви «ненавистью» ко злу, «враждебным словом отрицанья». Как и Николай Васильевич (портрет его представлен ниже), Николай Алексеевич «любил ненавидя». Некрасов провозглашал свою заветную мысль о том, что своей отчизны не любит тот, кто живет без гнева и печали.
Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова
Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова
Говоря о судьбе поэта в лирике Некрасова, следует иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути поэт стоял перед мучительным выбором: отказаться от божьего дара (и во многом от самого себя) или от революционной деятельности. Он не мог, как Пушкин, четко осознать для себя свое призвание. В 1876 году он написал так:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
После смерти Белинского, случившейся в 1848 году, Некрасов был назначен редактором журнала «Современник» и стал по-новому понимать искусство. Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Некрасов считал, что мало поставить проблему, надо показать ее решение, указать человеку путь; Николай Алексеевич принял гражданское, или дидактическое искусство:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…
Тема поэта и его места в мире присутствует во многих стихах Некрасова, например в вышеупомянутом стихотворении «Поэт и гражданин», в «Блажен незлобивый поэт.», а также в произведении «Вчерашний день, часу в шестом».
Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога между поэтом и гражданином, в ходе которого собеседники высказывают мысли о месте художника в жизни. Сначала кажется, что собеседники находятся на разных полюсах. Поэт будто завидует, он делает свое дело, а гражданин сетует на свое положение:
А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла Достойных граждан. Знаешь ты Их участь. Преклони колени.
Далее гражданин говорит о той ситуации, когда он не может ничего сделать, судьба его складывается трагически. Поэт завидует гражданину, а гражданин — поэту. Поэт, как и всякий честный человек, должен быть гражданином своей страны, его высокая гражданская позиция должна сочетаться с художественным талантом. На первый план ставится главенство служения насущным проблемам времени (здесь автор как бы полемизирует со сторонниками идеи «искусства для искусства»). Некрасов, подытоживая свою мысль, уравнивает обоих персонажей словами:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
В стихотворении важно понять то, что и у гражданина, и у поэта есть своя трагедия. Заканчивается стихотворение обращением к музе, и здесь отчетливо видно лирическое «я» Некрасова:
О Муза, гостьею случайной Являлась ты душе моей?
Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте.
В стихотворении «Блажен незлобивый поэт.», написанном в 1852 году и посвященном памяти Н. В. Гоголя, сопоставляется творчество противоположных направлений. Автор говорит о разнице между двумя поэтами — незлобивым («в ком мало желчи, много чувства») и поэтом, «чей благородный гений» заставляет его быть «обличителем толпы». Некрасов понимает, что первый поэт «прочно властвует толпой», а второго, наоборот, «преследуют хулы», но ему не страшна такая участь, ведь он понимает, что бороться с пороком, высмеивая и обличая его, — миссия настоящего поэта. Автор готов к запоздалому признанию, он уверен, что потомки оценят его труды:
Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
В этом стихотворении тесно сплетаются темы любви к людям, тернистого пути поэта, отношения творца и общества. К. И. Чуковский о внушено Некрасову «Мертвыми душами» — тем отрывком поэмы, где Гоголь размышляет об «уделах» и «судьбах», которые ожидают двух разных писателей — одного, льстящего своим современникам, и другого, говорящего им суровую правду».
В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом.» Некрасов переосмыслил образ музы: он сравнивает ее с крестьянкой, чтобы показать направленность своей поэзии — сочувствие страданиям народа, его тяжелой доле. Филолог О. А. Проскурин писал: «Поэт стремился создать. поэтический символ народных страданий». Молчание крестьянки символизирует смирение и стойкость угнетенного народа. Образ Музы олицетворяет судьбу поэта и поэзии, страдающих от притеснения властей, самодержавной цензуры:
Там били женщину кнутом,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»В стихотворении «Элегия» Некрасов берет традиционную форму жанра — внутренний мир героя, размышления о смерти, печальный, трагический тон, высокий стиль, мысли о жизни, пейзажи:
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
Даже размер — шестистопный ямб и парная рифмовка — вполне традиционны для элегии. Во второй половине XIX века элегия воспринималась уже как архаическая форма, но в традиционную форму Некрасов вкладывает современное содержание, поднимает тему предназначения поэта и поэзии:
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира.
Муза Некрасова, так же как и муза Пушкина, не просто учит петь и вдохновляет, она обращает внимание на главное — на судьбу народа. Некрасов стилизует стихотворение под поэзию начала века: в нем присутствуют инверсия (рабство — свобода), «напевы сельских дев» (перекличка с «Евгением Онегиным); «… вечер настает» — пейзаж, подобный тем, что можно встретить в ранних стихотворениях Пушкина или творчестве Жуковского.
Таким образом, тему поэта и поэзии можно назвать одной из главных в творчестве Некрасова. Поэт неоднократно обращался к размышлениям о миссии художника и даже выработал собственную четкую позицию — служение идеалам гражданственности. Некрасов всячески подчеркивал пользу дидактического искусства для России, так как считал его единственно возможным в данный исторический период.
«Поэт и гражданин»
Основные темы и идеи лирики Некрасова были связаны с одним очень важным для Николая Алексеевича понятием — «гражданин». Поэт, размышляя о художнике-творце, создает стихотворение под названием «Поэт и гражданин». Образу Поэта в нем он придал некоторые собственные свои черты, колебания, сомнения, хотя и стремился, прежде всего, к типизации этого образа. Фигура Гражданина также отличается обобщенностью. Он требует от Поэта откликаться на различные жизненные конфликты, служить активно народу, защите обездоленных. К декабристской поэзии восходят строки Николая Алексеевича о том, что можно не быть Поэтом, но гражданином — обязательно. Вспомним, например, формулу К. Ф. Рылеева (портрет его представлен ниже), который говорил, что он не поэт, а гражданин.
Николай Алексеевич развивает эту мысль. «Разговорность» и драматизм произведения «Поэт и гражданин» (Некрасов) усилила его диалогическая форма. Однако она не спасла от дидактизма и некоторой декларативности, которые проявляются в риторических вопросах, наставлениях, призывах, побуждениях, а также в политической лексике, присущей эпохе Некрасова.
Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова
Сочинение на тему: «Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова»
Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».
Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в 1856 году. Это год проигрыша Крымской войны и упадка национального самосознания русских людей. Возможно, именно поэтому в этом стихотворении содержится призыв к активной жизненной позиции: «С твоим талантом стыдно спать». «Элегия» же написана в 1871 году уже после не только реформы 1861 года, но и после либеральных преобразований 60-70-ых годов. И она в какой-то мере подводит итог и оценивает результат произведенных изменений.
В стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов показывает два направления поэзии. С одной стороны – лирическую, а с другой гражданскую. И Некрасов твердо настаивает на приоритете последней. С его точки зрения, 50-ые годы XIX века не время для лирики:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин небес и моря
И ласку милой воспевать…
Гражданин в стихотворении Некрасова говорит о необходимости гражданской поэзии особенно во время кризиса во внешней и внутренней политике России:
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Но, по мнению автора, мало «достойных граждан» в России. И даже поэт, не возражая, не признает себя «достойным гражданином».
Но такие сыны своей Родины есть. И одного из них Николай Алексеевич Некрасов описывает в своем другом стихотворении — «Памяти Добролюбова». Это стихотворение – гимн настоящему гражданину и патриоту Н.А. Добролюбову. Он, литературный критик, отдал своей Родине «свои труды, надежды, помышленья». В этом и заключается, с точки зрения Некрасова, важнейшая цель литературы. Он считает, что поэты, писатели, критики должны перенять лучшие качества характера Добролюбова, который был гордостью России.
Другая важная задача литературы – это использование авторами в своих произведениях «народной темы». В том же «Поэте и гражданине» Некрасов говорит поэту голосом гражданина:
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих.
Автор считает, что страдания литература обязана отражать в себе страдания народа. Об этом Николай Алексеевич Некрасов говорит и в «Элегии»:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа.
И что поэзия забыть ее должна…
Уже проведены все реформы, но страдания народа не иссякают.
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”- вот главный вопрос «Элегии». После реформ жизнь крестьянства не улучшилась, поэтому Некрасов призывает к дальнейшей борьбе: «… каждый в бой иди!»
Некрасов, посвятив свою жизнь и творчество борьбе за человеческую жизнь народа, не знает услышит его сам народ,- «Увы! не внемлет он – и не дает ответа», — и, вообще, поймет ли его народ хотя бы когда-нибудь, ведь при жизни Некрасова простой русский человек, крестьянин, нес домой не Белинского и не Гоголя.
«Поэту»
Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова проходит через все его творчество. Николай Алексеевич, откликаясь на споры о том, какую роль в обществе должен играть поэт, которые велись в 1870 годы в журналистике, создает стихотворение «Памяти Шиллера» («Поэту»). Проблематика и колорит этого произведения отличаются во многом от предшествующих стихотворений о поэзии, как показывает анализ лирики Некрасова. Николай Алексеевич уже не касается темы мук и страдания, не связывает с судьбами крестьянства художника слова. Некрасов, стихи которого часто посвящены страданиям простых людей, ограничивается тем, что создает в этом стихотворении идеальный образ Поэта.
Кто для Некрасова является идеальным образом Поэта?
Для него им является Шиллер (портрет его представлен ниже).
Творчество, мысль, жизнь этого великого немецкого поэта для Некрасова прекрасны главным образом потому, что он видит в них проявление художника-судьи, руководствующегося высшими принципами красоты и нравственности. Автор подчеркивает в подвиге своего героя возвышенное и прекрасное. Он равен в своем верном служении свободе Богу. Поэт вооружен «небесными громами». Он стоит выше банкиров и царей, а «волшебный факел», поднятый им, как «светильник разума», уже нам знакомый, озаряет путь людям, выводит их на свет.
Своему веку и людям нужен Поэт. Он служит им, не пытаясь замкнуться в искусстве, оторванном от жизни. Певец зовет свою музу только тогда, когда ясны в его душе «типы добра и любви». По мнению автора, такой творец может и должен напоминать людям о «высоком призвании», а также, что особенно важно теперь для Некрасова, вносить «гармонию» в их чувства и дела, руководствуясь высоким идеалом красоты.
Всякий крупный поэт в тот или иной период своей творческой судьбы терзает себя вопросами о значимости поэзии и собственного поэтического творчества. В стихотворениях А.С.Пушкина «Поэт», «Пророк», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэт и толпа» и других звучат мотивы поэта-избранника, поэта-жертвы, служителя, пророка, мессии, который не должен ориентироваться на восприятие его стихов людьми, «ждать ответа» или наград и похвал. В лирике М.Ю.Лермонтова поэт-пророк осмеян, «Каменья», брошенные в него за его откровения, стали для него трагедией бесполезности, бессилия и одиночества.
В 50-е годы и Некрасов часто обращается к этой теме. В этих стихах поэт продолжает свой излюбленный лексический ряд: муза, лира, народ, толпа, поэт, гражданин, любовь, ненависть…
В стихотворении 1855 года «Праздник жизни – молодости годы…» лирический герой называет «баловнем судьбы, другом лени», очевидно, поэта «чистого искусства». Некрасовские строки были болезненной реакцией на позицию теоретиков «чистого искусства», причислявшего Пушкина к своему стану, а любая болезненная реакция – это тоже крайность. Свой стих поэт сознательно и честно характеризует такими эпитетами, как «Суровый, неуклюжий». Он пишет на злобу дня, им движет только собственная боль, украшение жизни не входит в его задачу. Некрасов горд своей судьбой, но одновременно завидует «поэзии свободной», красоте и лёгкости слога «Баловней свободы». И всё же лирический герой Некрасова отстаивает свою правоту в этом поэтическом противостоянии:
Нет в тебе творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь.
В последних строках стихотворения звучит мотив бессилия и беззащитности. Он вновь сближает понятия любви и ненависти:
…Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь…
Любовь, по Некрасову, выполняет две, казалось бы, взаимоисключающие функции: «добрых прославляет» и «клеймит злодея и глупца».
Ещё более резко разведены два типа поэтов и одновременно сделан поэтический выбор в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…», написанном тремя годами раньше, после смерти Н.В.Гоголя. Блаженным Некрасов всегда называет благополучного, довольного собой, не обиженного судьбой. «Незлобивый» никому не вредит, никого не трогает, он безобиден, у него нет врагов.
«Толпа» у Некрасова далеко не то же самое, что «народ». Эти понятия в его поэзии разведены. В «Элегии» он в одной строке напишет: «…Толпе напоминать, что бедствует народ…». Толпа бездушна и погружена в массовое блаженство. Её не трогают, и она в ответ носит поэта на руках. Ей не нужно, чтобы кто-то стал пророком или «глаголом жёг сердца людей». Настоящий поэт должен стать «обличителем толпы, её страстей и заблуждений», ибо если не он, то кто же растормошит, взбудоражит, встряхнёт толпу? Наслаждение поэт видит в вере, что хотя бы после смерти его «поймут» и будет результат, и тогда его сегодняшняя жертва собственным благополучием будет оправдана.
«Поэт и гражданин»
Наиболее полно и противоречиво тема поэта и поэзии разрешается в большом стихотворении 1855 года «Поэт и гражданин», написанном в традиционной форме диалога.
И Поэт, и Гражданин у Некрасова – фигуры трагические. Это стихотворение – диалог с самим собой, болезненное раздвоение личности, попытка разрешить мучительные сомнения. Некрасов развивает лермонтовскую тему непонятого, осмеянного пророка. Поэт «сложил смиренно руки» лишь после того, как не увидел понимания и поддержки и осознал бессмысленность жертв. Он считает блаженным «безмолвного гражданина», так как от его гражданственности нет толку, если он молчит, не пишет. Гражданин, в свою очередь, называет «гражданина безгласного» не блаженным, а жалким, а блажен для него, наоборот, «болтающий поэт».
Поэт понимает ценность позиции Гражданина, более того – в его душе жив Гражданин: «…тот роковой, напрасный пламень / Доныне сожигает грудь». Поэт страдает от своей трусости, так как, довольствуясь малым, он потерял вдохновение, «Муза… отвернулась» от него:
Угрюм и полон озлобленья
У двери гроба я стою…
Это стихотворение – своего рода подстёгивание, поддержка самого себя и подобных, упрёк тем, кто не отдаёт свой поэтический дар служению истине, но и не меньший упрёк толпе, которая, «послышав звуки, сочла их полной клеветой», забросала пытавшегося говорить правду поэта каменьями. Поэт отказался от своего предназначения не просто и не сразу, а лишь после того, как увидел, что бессмысленно бороться, жертвуя собой ради тех, кто сам ничего не хочет и не ценит.
Стихотворение кончается многоточием после слов не Гражданина, а именно Поэта. В этих словах звучат сомнения и горечь от неосуществимости смысла жизни и творчества. Выбор слишком мал: либо быть гражданином, но не поэтом (безгласным гражданином), либо, будучи истинным поэтом-гражданином, погибнуть в бессмысленной борьбе.
Стихотворение «Элегия»
Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова раскрывается также в стихотворении «Элегия». Это, возможно, самое драматически выразительное и глубокое стихотворение на эту тему в творчестве интересующего нас автора. Николай Алексеевич, осмысляя пореформенные годы, делает неутешительный вывод о том, что тема «страданий народа» своей злободневности не утратила. Участь крестьян, доля народа остаются по-прежнему невыносимыми и тягостными. Как и раньше, «напевы сельских дев» исполнены скорби и грусти. Своеобразие лирики Некрасова на протяжении всего его творчества заключается в изображении страданий народа. Однако Николай Алексеевич в «Элегии» значительно расширяет картину тягот крестьян. Он говорит, используя множественное число, о бедствиях различных «народов», подразумевая торжество реакции в государствах, соседних с Россией. Здесь люди переживают в это время «ночь безрассветную» (определение, данное в стихотворении «Смолкли честные…», написанном в том же году).
Поэмы Некрасова сегодня знают и любят многие. Крупнейшая и самая известная из них — «Кому на Руси жить хорошо?». Прочитав даже одно это произведение из всего творчества поэта, можно понять, насколько любил Николай Алексеевич русский народ. Однако не только поэмы Некрасова отражают заботу о нем. Судьбы народа волнуют автора во многих других произведениях. Николай Алексеевич видит высшее предназначение поэта в том, чтобы беззаветно служить ему. В «Элегии» Некрасов будто подводит итог своему творчеству, говоря: «Я лиру посвятил народу своему». С этим нельзя не согласиться.
Ответы к тестам по литературе «Некрасов» 3 темы
1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
1. Укажите годы жизни Н.А. Некрасова:
б) 1820—1876;
в) 1821—1878;
2. С какой рекой связаны воспоминания детства Н.А. Некрасова?
3. Вопреки воле отца Н.А. Некрасов пробует поступить в Петербургский университет на факультет:
4. Период «петербургских мытарств» для Н.А. Некрасова закончился, когда его бойкое перо заметил издатель театрального журнала «Репертуар и пантеон»:
5. С 1847 года Н.А. Некрасов является издателем основанного А.С. Пушкиным журнала:
а) «Отечественные записки»;
г) «Библиотека для чтения».
6. В середине сороковых годов Н.А. Некрасов начал издавать альманахи, отстаивая гоголевское направление в русской литературе. Один из них — «Петербургский сборник», второй:
а) «Физиология Петербурга»;
г) «Жизнь Петербурга».
7. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Некрасовский город:
а) красив и помпезен;
б) начертан неопределенно и безжизненно;
в) это символический город зла;
г) это город вечных праздников и любви.
8. Н.А. Некрасов — народный поэт. За свой счет он печатает одну из своих поэм и распространяет ее в народе. Это поэма:
а) «Мороз, Красный нос»;
г) «Крестьянские дети».
9. Первый сборник стихов Н.А. Некрасова, о котором В.А. Жуковский отозвался так: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи», — назывался:
10. Очерк «Русские второстепенные поэты» Н.А. Некрасов посвятил творчеству:
11. Типичная ситуация «русского человека на рандеву» описана в поэме Н.А. Некрасова:
б) «Крестьянские дети»;
г) «Кому на Руси жить хорошо».
12. Н.А. Некрасов — поэт, прозаик, драматург, критик, издатель.Найдите в перечне произведений водевиль:
а) «Феоклист Онуфрич Боб»;
в) «Провинциальный подьячий в Петербурге»;
г) «Вот что значит влюбиться в актрису».
13. Один из романов Н.А. Некрасова остался незаконченным, но глава из этого романа была опубликована как самостоятельное произведение. Так появился на свет очерк:
а) «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»;
б) «Повесть о бедном Климе»;
г) «Петербургские углы (Из записок одного молодого человека)».
14. К какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А. Некрасова?
Г. Критическому реализму.
15. По своим социально-политическим взглядам Н.А. Некрасов был:
б) революционным демократом;
1. Какова общая тональность поэзии Н.А. Некрасова?
2. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?
Б. Тема поэта и поэзии.
3. В каком лирическом стихотворении Н.А. Некрасов определяет свой взгляд на поэта и поэзию?
А. «Огородник». В. «Поэт и гражданин».
Б. «Тройка». Г. «Элегия».
4. Какой образ Музы создает в своих стихах Н.А. Некрасов?
А. Музы мести и печали.
Б. Музы — легкомысленный красавицы.
5. Одно из стихотворений Н.А. Некрасова называется так же, как и стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова:
б) «Поэт и гражданин»;
6. Стихотворение «Поэт и гражданин» построено в форме диалога. С кем ведет спор лирический герой стихотворения?
Б. С представителем власти.
В. Представителем «чистого искусства».
7. Кому Н.А. Некрасов посвятил следующие строки:
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать.
Б. Н.Г. Чернышевскому.
8. Назовите адресата любовной лирики Н.А. Некрасова:
а) Е. Денисьева; в) А.Я. Панаева;
б) А.П. Керн; г) Л.Д. Менделеева.
9. Какие чувства преобладают в любовной лирике Н.А. Некрасова?
А. Восторг и радость.
Б. Нежность и восхищение.
В. Преклонение перед возлюбленной.
Г. Страдание и ревность.
10. Излюбленным стихотворным размером А.С. Пушкина считается четырехстопный ямб, А.С. Грибоедова — вольный ямб, Н.А. Некрасова:
а) шестистопный ямб;
11. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
А. «Памяти Добролюбова».
12. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.
А. «Кому на Руси жить хорошо».
Б. «Размышления у парадного подъезда».
В. «Вчерашний день часу в шестом. »
13. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Б. «Поэт и гражданин».
14. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
А. «Кому на Руси жить хорошо».
Б. «Мороз, Красный нос».
15. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Б. «Размышления у парадного подъезда».
В. «Кому на Руси жить хорошо».
16. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Обходит владенья свои.
А. «Кому на Руси жить хорошо».
Б. «Мороз, Красный нос».
17. Укажите, какой жанр чаще lругих встречается в лирике Н.А. Некрасова:
18. Определите стихотворный размер следующих строк:
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.
19. Н.А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт.
1. Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется — шумит, поет, ругается, качается, валяется,
дерется и целуется у праздника народ.
2. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная
Матушка-Русь!
3. Любуясь месяцем, оглядывая дол,
Мы чувствуем в душе ту тихую печаль
Откуда чувства эти?
А. Постоянные эпитеты.
3. ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)
1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в литературе принадлежит к идейно-эстетическому направлению:
а) просветительский реализм;
б) критический реализм;
2. «Кому на Руси жить хорошо» открывается со сказочного зачина. Это позволяет автору:
а) подчеркнуть вымышленность описываемой в произведении ситуации;
б) совместить мир реальности и мир фантастики, что; необходимо для дальнейшего развития сюжета;
в) оживить довольно сложный сюжет.
3. Сколько было мужиков, отправившихся на поиски счастливого на Руси?
4. Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» построен на встречах крестьян:
а) с чиновником, помещиком;
б) купцом, попом, народом;
в) помещиком, попом, крестьянами.
5. В поэме поставлен вопрос:
а) о счастье отдельных представителей господствующих классов;
б) «всенародном» счастье;
6. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» высказываются несколько версий о том, кто счастлив на Руси. Кого из «списка» первым встречают герои-правдоискатели?
7. Поп, помещики не чувствуют себя счастливыми потому, что:
а) нет прежнего смирения крестьян;
б) уменьшились их доходы;
в) утрачены покой, богатство и честь.
8. Как в поэме показаны образы помещиков?
А. Реалистически. В. Беспристрастно.
9. В главе «Последыш» рассказывается:
а) о помещике Оболте-Оболдуеве;
10. «Богатырем святорусским» назван в поэме:
а) Савелий; в) Яким Нагой.
11. При создании поэмы Н.А. Некрасов максимально использует приемы устного народного творчества. Образ Савелия в его авторской интерпретации помогают понять:
а) сказочные мотивы;
б) пословицы и поговорки, загадки;
г) постоянные эпитеты.
12. Какая из глав вызвала ожесточенные нападки цензуры, считавшей, что вся эта часть поэмы отличается «крайним безобразием содержания» и «носит характер пасквиля на все дворянство»?
А. «Пьяная ночь». В. «Пир — на весь мир».
Б. «Сельская ярмонка». Г. «Последыш».
13. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представил своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это:
а) Гриша Добросклонов; в) Ермил Гирин;
б) Яким Нагой; г) Матрена Тимофеевна.
14. С какой целью Н.А. Некрасов вводит в поэму легенду о двух великих грешниках?
А. Показать силу народного гнева против жестокого крепостничества.
В. Показать бунтарский дух народа.
Г. Показать, что социальное возмездие становится средством искупления и нравственного исцеления.
15. Почему семеро мужиков не удовлетворены рассказом Матрены Тимофеевны, о которой «молва идет всесветная», что она «вольготно, счастливо» живет?
А. Матрена Тимофеевна не рассказывает странникам всей правды.
Б. Мужики видят цену, которую Матрена Тимофеевна заплатила за «покой» и «честь».
В. Мужики понимают что «счастие» Матрены Тимофеевны не соответствует формуле «покой, богатство, честь».
16. О каких «ключах» идет речь в притче, которую Матрена Тимофеевна рассказывает странникам:
Ключи. заброшены, потеряны у бога самого.
А. О «неоценимых ключах», которые «пришлись к рабам-невольникам ».
Б. Ключах «от счастья женского».
В. Ключах от «каторжных нор», в которых томятся крестьяне, подобные Савелию, «богатырю святорусскому».
17. Какой смысл имеет в поэме образ Гриши Добросклонова?
А. Воплощение лучших черт соратников Н.А. Некрасова.
Б. Ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.
В. Образ человека, умеющего помнить и ценить добро.
18. Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом:
а) Н.А. Добролюбова; в) Н.Г. Чернышевского.
19. Основной формой повествования в главе «Пир на весь мир» является:
а) диалог; в) авторские отступления;
20. В чем смысл заключительных слов поэмы:
Быть бы нашим странникам
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
А. Подчеркнуть, что странники прошли мимо Гриши, так как не увидели у него того счастья, которое искали («покой, богатство, честь»).
Б. Обратить внимание читателей на то, что мужики не увидели в Грише счастливого человека, так как его представление о счастье не связано со стремлением к личному благу.
В. Показать, что мужики уже внутренне готовы к тому восприятию счастья, которое проповедует Гриша: жить для «счастия народного».
21. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась:
а) социальная сатира;
б) веселый и бодрый юмор;
в) народная трагедия;
г) политический сарказм.
22. В композиции поэмы много вставных сюжетов, что связано:
а) с отсутствием стройной композиции;
б) энциклопедическим характером произведения;
в) фольклорной основой произведения.
23. Сюжет поэмы построен как путешествие, потому что автор:
а) хотел создать занимательный сюжет;
б) планировал противопоставить два мира — господский и крестьянский;
в) предполагал изобразить широкую социально-историческую панораму.
Эталоны правильных ответов:
1. 1в; 2г; За; 46; 5б; 6а; 7в; 8в; 9а; 10г; 11в; 12а; 13г; 14г; 15б.
3. 1б; 2б; 3г; 4в; 5б; 6б; 7в; 8б; 9в; 10а; 11в; 12г; 13б; 4б; 15б; 16б; 17б; 18а; 19г; 20в; 21а; 22б; 23в.