в каком субъекте рф находится тайшет

Характеристика субъекта

Иркутская область— субъект Российской Федерации. Регион расположен в юго-восточной части Сибирского федерального округа. Административный центр — город Иркутск. Субъект образован 26 сентября 1937 года при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области. На западе граничит с Красноярским краем, на северо-востоке с республикой Якутия, на востоке с Забайкальским краем, на востоке и юге с республикой Бурятия, с республикой Тувой на юго-западе. В состав области входят 33 муниципальных района, 9 городских округов, 67 городских поселений, 365 сельских поселений. Основная часть населения области (79%) проживает в городской местности.

Население — 2 375 640 чел. (по состоянию на 2021г.) Плотность населения: 3,07 чел./км². Удельный вес городского населения: 78,58 % (2020г.).

Транспортная инфраструктура
В области достаточно развитая транспортная система, в ней присутствуют все виды транспорта: воздушный, водный, железнодорожный, автомобильный.
Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. От города Тайшета на восток протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12 тыс. км. По протяжённости автомобильных дорог область занимает второе место в Сибирском федеральном округе.

Воздушные перевозки, в том числе и международные, осуществляются, в основном, двумя аэропортами, расположенными в городах Иркутск и Братск.

Промышленность

Иркутская область — крупный промышленный район. В общероссийском производстве обеспечивает 6,5 % производства электроэнергии, 15 % вывоза деловой древесины, 6 % добычи угля, почти 20 % общероссийского производства целлюлозы, более 10 % картона, перерабатывается около 9 % нефти.
В промышленности региона наибольшее развитие приобрели лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, топливная промышленности, цветная металлургия, энергетика, машиностроение, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, чёрная металлургия. Важным фактором развития промышленности являются минерально-сырьевые ресурсы области.

Энергетика
На территории региона действуют 4 гидроэлектростанции:
Иркутская ГЭС, Братская, ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Мамаканская ГЭС.
Иркутская ГЭС, чьей плотине обязано своим существованием Иркутское водохранилище, стала первой в каскаде гидроэлектростанций на Ангаре. Иркутская ГЭС вырабатывает большой объем электроэнергии, которая применяется для производства алюминия на Шелеховском заводе ИркАЗ (принадлежащие группе СУАЛ). Также между Иркутском и Шелеховом находится Ново-Иркутская ТЭЦ.

Источники чрезвычайных ситуаций

Краткая оценка возможной обстановки на территории области при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
1) при авариях (катастрофах)
Как правило, авиакатастрофы вероятны на подходе (при наборе высоты) к аэродромам. Особенно опасны аварийные ситуации с воздушными судами в зоне Иркутского аэропорта, находящегося в черте города Иркутска.
Износ парка подвижного состава, особенно ведомственной принадлежности, рельсовых путей, а также возникновение повреждений железнодорожного полотна в результате природного воздействия, могут привести к возможным сходам и крушениям железнодорожных составов практически на любых участках ВСЖД.
Процесс размыва берегов водохранилищ, ведущий к возникновению оползней, наличие значительного количества леса-топляка в водах Братского водохранилища, высокий процент износа речных судов ведут к повышению вероятности возникновения аварийных ситуаций на речном транспорте.
Предельный срок эксплуатации магистральных трубопроводов, прежде всего нефтепроводов, прохождение их трасс по пресеченной местности, с преодолением большого количества водных преград, оврагов, а также активное воздействие водной среды (ежегодные значительные паводки, подъем уровня грунтовых вод) и глубокое промерзание грунта зимой, ведет к возникновению аварий (разрывов, трещин) на трубопроводах.
2) при авариях на объектах, имеющих аварийно-химические опасные вещества
Наибольшую опасность для населения и территорий представляют производственные аварии с АХОВ на ОАО «АНХК» (г.Ангарск), ОАО «Усолье-Сибирский химфармзавод» (г.Усолье-Сибирское), ОАО «Саянскхимпласт» (Зиминский район), хлорных заводах ЛПК (г.г. Братск, Усть-Илимск), а также аварии на железнодорожном транспорте. При авариях с наивысшими показателями поражающих факторов и при наихудших погодных и метеоусловиях поражающее воздействие ядовитых паров распространяется практически на всю территорию или большую ее часть в городах: Ангарск, Усолье-Сибирское. Братск, Усть-Илимск.
Вследствие расположения указанных объектов (за исключением ОАО «Саянскхимпласт») в черте городов, даже незначительные аварии с АХОВ на этих объектах представляют опасность для населения.
3) при взрывах и пожарах:
Расположение ряда взрывоопасных объектов практически в черте населенных пунктов или в непосредственной к ним близости обуславливает возникновение зон поражения в городах Иркутск (ст. Батарейная), Зима, Нижнеудинск.
Высокая горимость лесов в таких районах, как Усольский, Черемховский, Зиминский, Куйтунский, Тайшетский, Бодайбинский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Усть-Кутский, Братский, Усть-Илимский, создает предпосылки для возникновения угрозы населенным пунктам, как непосредственно пожаром, так и сильной задымленностью.

4) при наводнениях:

Степень устойчивости ГЭС исключает катастрофическое затопление на территории области. Опасность вызывают систематические подтопления населенных пунктов в период весенне-летнего паводка.
В зону подтопления могут попасть более 57 населенных пунктов (более 4000 жилых домов, около 16000 человек), отдельные участки автомобильных дорог и линий электропередач, пешеходные и автомобильные мосты, сельскохозяйственные угодья и дачные участки.

Для горно-складчатой части Иркутской области ведущее значение имеют сели, высокий риск проявления которых отмечается для рек южного, северо-западного Прибайкалья, а также центральной части Восточного Саяна. Их разрушительному влиянию подвержена наиболее освоенная полоса южного побережья оз. Байкал, где неоднократно разрушались покрытие автодорог, полотно железной дороги, мосты и другие сооружения.
Наивысшим значением обобщенного риска отличается район г. Иркутска, где экологическим бедствием стал техногенный процесс подтопления, который, кроме прямой угрозы инженерным сооружениям, повышает сейсмичность территории и активизирует другие процессы.
Повышается селеактивность рек побережья оз. Байкал, особенно на северном склоне хребта Хамар-Дабан (участок от п.Култук до границы области на восток), что создает опасность для городов Слюдянка. Байкальск и др. населенных пунктов.

Источник

Тайшет

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

«Тайшет» в новостях:

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

Население: 32 671 человек (2020).

Катойконим: тайшетцы, тайшетец, тайшетка

Крупный железнодорожный узел.

История

Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При её строительстве весной 1897 было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 построили паровозное депо.

При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.

Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.

В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.

В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий посёлок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.

В марте 1938 г. посёлок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:

— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);

— Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);

— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).

Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.

Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)

С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.

После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).

В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.

Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.

Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.

Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.

Читайте в Иркипедии

География

Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между её небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружён лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тайшете составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 475 мм, из этого количества на май—август приходится 50 %.

Транспортная доступность

Город расположен в западной части области, в 680 км от областного центра — Иркутска. В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех на­правлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения Р255 «Сибирь». Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).

Население

С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.

Динамика численности населения

Источник

Иркутская область

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

«Иркутская область. » в новостях:

Герб и флаг Иркутской области

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

Карты Иркутской области

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

Здание Правительства Иркутской области

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшет

Иркутская область — субъект Российской Федерации. Расположена в юго-восточной части Сибирского федерального округа.

Дата образования: 26 сентября 1937.

Площадь: 776 тыс. км 2 (15% территории СФО, 4,5% территории России).

Население: 2 миллиона 428 тысяч жителей (по предварительным итогам переписи населения 2010 года).

Плотность населения: 3,3 чел/км², удельный вес городского населения: 78,9%.

Губернатор области — врио губернатора Игорь Иванович Кобзев (с 12 декабря 2012).

День Иркутской области — 27 сентября (день празднования, обычно первое или второе воскресенье октября, ежегодно устанавливается оргкомитетом).

Географическое положение

Находясь в центре Азиатского материка, область занимает выгодное географическое положение. На юге, юго–востоке и востоке она граничит с Республикой Бурятия, Читинской областью, на севере и северо-востоке – с Республикой Саха (Якутия), на северо–западе и западе – с Красноярским краем, на юго–западе – с Республикой Тыва. В пределах области расположена часть акватории оз. Байкал с островом Ольхон. Протяженность границ составляет 7 240 км, из них сухопутная – 6 720, водная – 520 км.

Удобное географическое положение на путях в Монголию и Китай, в бассейн Амура и к берегам Тихого океана, а также через бассейн Лены в Якутию и на северо–восток Сибири, сыгравшее в прошлом положительную роль в росте Иркутска как крупного экономического, политического и культурного центра Сибири, имеет и теперь важное значение для устойчивого развития области.

Через область проходят важные железнодорожные, водные и воздушные пути, обеспечивающие связи Восточной Сибири и Дальнего Востока с другими экономическими районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Административно-территориальное деление

История

Февральская революция 1917 положила начало административно-территориальным преобразованиям в России. Существовавшее до этого Иркутское генерал-губернаторство, в которое входили Иркутская и Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области, прекратило свое существование и административные единицы стали самостоятельными.

25 мая 1925 постановлением ВЦИК был образован Сибирский край. Иркутская губерния вошла в его состав. На основании Постановления ВЦИК 28 июня 1926 Иркутская губерния упразднена, а на её территории созданы 3 округа – Иркутский, Тулунский, Киренский. 23 июля 1930 постановлением ЦИК и СНК СССР окружное деление ликвидируется и Сибирский край делится на две части – Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. В состав Восточно-Сибирского края вошли четыре округа – Иркутский, Киренский, Канский и Красноярский (бывшие округа Сибирского края), Читинский и Сретенский (бывшие округа Дальневосточного края) и Бурят-Монгольская АССР. Административным центром нового Восточно-Сибирского края стал Иркутск. Эта огромная территория насчитывала в те годы 68 районов, 4 национальных округа (Витимо-Олекминский, Таймырский, Эвенкийский и Тофаларский), 2 национальных района, 16 аймаков Бурят-Монголии.

В 1934 из состава Восточно-Сибирского края был выделен Красноярский край с центром в Красноярске. В апреле 1935 в состав Красноярского края вошли Эвенкийский и Таймырский национальные округа. В 1936 с принятием новой Конституции СССР из состава Восточно-Сибирского края вышла Бурят-Монгольская АССР, а край стал областью. И, наконец, 26 сентября 1937 постановлением ЦИК СССР Восточно-Сибирская область была разделена на Иркутскую и Читинскую области. Тогда же был образован Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ с административным центром в селе Усть-Орда.

Внешние границы Иркутской области, определённые при её создании в 1937, почти совпадают с границами бывшей Иркутской губернии (часть территории вошла в состав Бурятии) и с небольшими изменениями на северо-востоке, сохранились до нашего вре­мени. Однако внутреннее деление менялось неоднократно. Внут­риобластные административно-территориальные преобразования касались территорий активного хозяйственного освоения: так возникли Усть-Илимский и Чунский районы; изменили границы Тайшетский, Братский, Нижнеилимский, Усть-Удинский и Тулунский районы; были упразднены Тофаларский (вошёл в Нижнеудинский), Тангуйский (поделён между Братским и Тулунским) и Шиткинский (поделён между Тайшетским и Чунским) районы.

1 января 2008 в состав Иркутской области вошёл Усть-Ордынский Бурятский округ.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

11 октября 2005 между властями Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в посёлке Усть-Ордынский подписан договор об объединении территорий.

Новый субъект РФ носит название «Иркутская область» и является правопреемником обоих субъектов. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ входит в его состав с особым административным статусом и именуется Усть-Ордынский Бурятский округ.

11 октября 2005 парламенты Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приняли обращение к президенту РФ «Об образовании нового субъекта Федерации». 16 апреля 2006 состоялся референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, в результате которого 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошёл в состав Иркутской области.

Современное состояние

Современная система административно-территориального устройства Иркутской области включает в себя 474 муниципальных образования, из них:

Количество административно-территориальных единиц:

Читайте в Иркипедии:

Население

Население области сосредоточено в основном в городах (урбанизация 79,31%). Самыми крупными из которых являются Иркутск, Ангарск и Братск. Иркутск — с численностью населения 580,7 тыс.человек (01.01.2010). По числу жителей Иркутская область уступает в Сибири только Новосибирской области, Красноярскому краю и Кемеровской области.

Населённые пункты

Населённые пункты с количеством жителей свыше 9 тысяч (по состоянию на 1 января 2010)

Источник

в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть фото в каком субъекте рф находится тайшет. Смотреть картинку в каком субъекте рф находится тайшет. Картинка про в каком субъекте рф находится тайшет. Фото в каком субъекте рф находится тайшетnord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Город Тайшет, порождённый Транссибирской магистралью, встречает всех, кто въезжает с запада в Иркутскую область. Крупный и важный железнодорожный узел, и городок с населением 33 тысячи жителей. Моё знакомство с Иркутской областью началось солнечным летним утром именно с этого места.

3. Вокзал (кадр, к сожалению, солнце засветило). Построен он после войны, а купол сверху пристроили уже в наше время, — получилась стилизация под дореволюционную архитектуру. А вообще это типовой проект, — почти такой же вокзал, например, на станции Коноша в Архангельской области. Раньше рядом ещё был старый деревянный вокзал, но его, к сожалению, снесли.

4. Так вокзал выглядит со стороны города:

Название Тайшет дано станции и городу по одноимённой речке (сейчас она называется Тайшетка), которая поблизости от города впадает в Бирюсу (бассейн Ангары). Топоним происходит из языка коттов — давно вымершего коренного малочисленного народа, и буквально обозначает «Холодная вода». Из того же языка в этих местах происходят и другие похожие названия с окончанием «-шет» или «-чет»: Саранчет, Акульшет, Туманшет, и так далее.

5. Интерьер вокзала. Он в хорошем состоянии. Планировка такая же, как в Коноше (жаль, оттуда нет фото с такого ракурса).

6. У вокзала сохранилась дореволюционная водонапорная башня времён постройки Транссиба. Проект интересный, — башня «двойная». Вроде, такая же на станции Иланская в Красноярском крае.

7. Паровоз-памятник на фоне здания путевой машинной станции (ПМС-67 Восточно-Сибирской ЖД). Также в Тайшете действует локомотивное депо (ТЧЭ-1), а станция является сортировочной.

Кроме того, неочевидный факт: Тайшет — это пуп земли Российских железных дорог. Речь идёт о том, что при путешествии через всю Россию в широтном направлении можно использовать разные пути, но Тайшет миновать невозможно (к примеру, если между Алтайским краем и Иркутской областью вы вместо Транссиба поедете по Южсибу, а дальше на восток вместо Транссиба по БАМу, то вы всё равно проедете через Тайшет). В общем-то, Тайшет является единственной такого рода станцией, хотя, строго говоря, обход участков Транссиба в Западной Сибири предполагает вариации маршрута с короткими заездами в Казахстан (впрочем, всё равно по участкам, принадлежащим РЖД, да и выезд с территории России будет незначительным). Однако восточнее Новосибирска Тайшет в любом случае неминуем.

8. Бюст Ленина рядом с вокзалом. Справа видно здание управления Тайшетского региона ВСЖД.

9. Рядом стоит скромный памятник в честь 40-летия начала и 30-летия окончания строительства БАМа (2014 год), который, как уже сказано, начинается в Тайшете, отходя на восток от Транссиба. Впрочем, как это тоже уже говорилось, в Тайшетский регион попадает лишь участок до станции Лена (Усть-Кут), построенный в 1938-51 годах. А магистраль, построенная комсомольцами в 1974-84, которой, собственно, и посвящён памятник, начинается уже там, в Усть-Куте. Однако и отмеченное на этой карте ответвление на Усть-Илимск было построено тогда же.

10. На привокзальной площади стоит небольшой мемориал Великой Отечественной войне:

11. Иду гулять по городу. Было солнечное утро, и город уже проснулся. Улицы оживлённые, люди спешат на работу.

12. Погода хорошая. С утра прохладно, но для восточно-сибирского климата суточные перепады вообще характерны. Судя по лужам, ночью или вчера хороший такой дождь прошёл.

Тайшет, как уже сказано, является порождением железной дороги, которую здесь можно считать градообразующим предприятием. Хотя раньше здесь действовали и другие заводы (например, завод по ремонту дорожных машин), которые не выжили после распада СССР, из-за чего население города сократилось с 43 тысяч в 1991 году до 33 в наше время. В 2007 году здесь началось строительство Тайшетского алюминиевого завода, которое затем было заморожено, хотя планы по возобновлению стройки существуют. Постсоветский упадок в Тайшете заметен: город выглядит бедно. Вместе с тем, однако, наблюдается оживление на железной дороге: из-за строительства вторых путей на Южсибе и БАМе в Тайшете активно расширяют станцию.

14. В окрестностях вокзала — микрорайон позднесоветских пятиэтажек улучшенной планировки, иногда с рисунками на торцах. Причём порой очень оригинальными. Вот, например: л5е0т Тайшету. Неплохо.

Дом, стало быть, построен в 1988 году, поскольку тогда отмечалось л5е0тие присвоения Тайшету статуса города.

15. А тут — «Россия». Наверное, уже в начале 90-х дом построен.

16. А ещё в городе сохранились интересные деревянные двухэтажки. Построены они в 1940-е годы (хотя сначала я подумал на 1920-е), и явно для железнодорожников.

17. Домики очень интересные, но обветшалые. И скоро их не будет: на фасадах висят типовые таблички «Ваш дом будет расселён».

18. Зелени в городе достаточно много.

19. Ещё один старый дом. Балконы особенно интересные.

20. Улица Гагарина. Её в Тайшете можно считать главной.

21. Подальше от вокзала — более старый район. Застроен хрущёвками.

23. Небольшая благоустроенная площадь с фонтаном:

25. Юбилейная площадь и сквер. Наверное, любимое место прогулок горожан. Левее кадра находится администрация Тайшетского района Иркутской области.

26. Здесь же стоит танк Т-34 (установлен в 1980 году, к 35-летию Победы). А дальше, в центре площади — стела л5е0тия 50-летия революции, в честь которого она и названа Юбилейной.

27. К вокзалу я возвращался другими улицами, которые застроены частным сектором. Его в Тайшете тоже много. Особенно в залинейной части (где я не был).

28. Много явно старых и хороших домов. Четырёхскатная крыша — явление, характерное для Сибири.

29. А здесь — патриотично оформленные ворота:

32. В окно поезда я заснял пути локомотивного депо Тайшет. Видел также и начало БАМа, но его не запечатлел.

И напоследок — ещё несколько кадров из дороги в Иркутск.

33. Поезд идёт по Транссибу, который после Тайшета поворачивает строго на юго-восток, плавно огибая с северной стороны Восточный Саян: на самом деле, по пейзажам из окна поезда об этом вряд ли догадаешься, но от Транссиба до гор всего 80-100 километров на запад. На фото — одна из многочисленных станций, где-то в районе Нижнеудинска.

34. Станция Зима с долгой стоянкой и сменой локомотивной бригады. Слева виден мой вагон. Вот такая она — летняя Зима.

35. Сосновый бор где-то в районе Черемхово:

А потом был Иркутск, где я провёл пять дней. Дальше я в нескольких частях расскажу об этом замечательном городе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *