в каком суждении дано более полное определение бытия
В каком суждении дано более полное определение бытия
ТЕСТЫ
ПО ФИЛОСОФИИ
Составители: к.ф.н. доц. М.Г.КУРБАНОВ, к.ф.н. доц. М.М.КУРБИЕВ.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Методическое пособие «Тесты по философии» представляет собой систематически разработанный сборник вопросов по основным темам годового курса обучения студентов философии. Вопросы касаются не только философских персоналий, но и концептуально-теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики.
По структуре пособие состоит из пяти разделов, каждый из которых позволяет студентам проконтролировать меру формализованного усвоения философских знаний. Каждый вопрос формулируется ясно, логически продуман и предполагает выбор верного однозначного ответа, содержащегося в предложенном ниже перечне, состоящем из трех или четырех вариантов. В конце пособия даны верные варианты ответов
I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1. В чем состоит основной социальный смысл философии?
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии.
3.Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?
4. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения?
5. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?
6. Как соотносятся между собой философия и наука?
7. Как философия относится к естественным наукам?
8. Что отражает в себе предмет философии?
9. Какие функции присущи философии?
II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
10. Кто является основателем буддизма?
11. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?
12. Кто был основателем древнегреческой философии?
13. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
14. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
16. Что является более характерным для скептицизма?
17.Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?
18.Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?
19. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?
20.Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?
21. Что является более характерным для рационализма?
22. Что является более характерным для эмпиризма?
23. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?
24. Как называет Имануил Кант свой философский метод?
25. Какой является философская система взглядов Гегеля?
26. Какой является философская система взглядов Фейербаха?
27.Какое философское учение развивалось во взглядах Л.Фейербаха?
28. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Бергсона?
29. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Шопенгауэра?
30. Что является более характерным для иррационализма?
31. Что является более характерным для прагматизма?
32. Что является более характерным для герменевтики?
33. Какое произведение относится к эпохе средних веков?
34. Кто является основателем феноменологии?
III. ОНТОЛОГИЯ: БЫТИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ
35. В каком суждении дано более полное определение бытия?
36.Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?
37. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?
38. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?
39. Что является более устойчивым в предметах и вещах?
40. Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?
41. Какой является сущность вещей?
42. Каким признаком характеризуется процесс развития?
43. Каково соотношение между понятиями «движение» и «развитие»?
44. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
45. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
46. С какого уровня начинается структурирование живой природы?
IV. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
47. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
48.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
49. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
50.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
51. Что из перечисленного относится к форме логического познания?
52. Каким является содержание истины?
53. Какой признак присущ истине?
54. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
55. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
56. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?
V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
57. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?
58. Какие качества определяют сущность в структуре личности?
59. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
60. Что представляет по своей сути общественная практика?
61.Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
62. Что из перечисленного составляет производственные отношения?
63. Что лежит в основе свободы?
64. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?
65. Какое определение социальной группы является более полным?
66. Выберите правильное определение практики.
67. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?
68.Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?
69. Что является движущей силой развития цивилизации?
70. Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?
71. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?
72. Что считал Арнольд Тойнби основным предметом философского изучения истории?
73. Что считал Карл Маркс основным предметом философского изучения истории?
Тестовое задание 2 Учение о бытии
2. Метафизическим суждением о пространстве и времени является утверждение, что…
а) пространство и время неразрывно связаны с материей;
б) пространство и время существуют независимо, отдельно от материи;
в) пространство и время существуют в единстве друг с другом.
3. Истинным является суждение что…
а) целое есть сумма частей;
б) целое больше суммы частей;
4. Верным является суждение, что …
а) знание категорий необязательно для инженера;
в) знание категорий необходимо лишь ученым.
5. Ложным является суждение, что …
а) причина предшествует по времени следствию;
б) любая последовательность явлений во времени означает, что они находятся в отношении причинности;
в) причина и следствие меняются местами.
6. Не является примером причинно-следственного отношения…
а) день, сменяющий ночь;
б) ураганный ветер, ломающий дерево;
в) раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии.
7. Под движением в философии принято понимать:
а) перемещение тел в пространстве;
б) взаимное превращение элементарных частиц;
в) любые изменения вообще.
8. Верное определение материи – это:
а) то, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»);
б) материя – это совокупность духовных объектов, находящихся в пространстве и времени;
в) материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
9. Движению не присуще свойство:
10. К основным формам существования материи не относится:
11.Материалистическое направление выражено в следующем высказывании:
а) пространство и время не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи;
б) в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени;
в) пространство и время – идеальны, поскольку это понятия, созданные нашим разумом.
12. Основными свойствами пространства являются:
13. Ложное высказывание – это:
а) высшая форма движения порождается более простой, низшей;
б) сущность более высокой формы движения можно познать посредством изучения закономерностей функционирования низшей формы;
в) эволюция форм движения характеризуется преемственностью и непрерывностью.
14. свойствами времени выступают:
15. К механицизму относится утверждение, что…
а) механическое движение – наипростейший вид движения материи;
б) все формы движения материи включают в себя механическое движение;
в) биосистемы управляются законами квантовой механики.
16. Правильными являются суждения:
а) все существующее вне нашего сознания есть материя
б) все вещи состоят из материи;
в) материя есть субстанция, основа и носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности.
17. Правильное суждение – это:
а) движение и покой не связаны между собой;
б) всякое движение стремится к покою и заканчивается им;
в) покой есть момент всякого движения.
18. Метафизическими высказываниями о пространстве, времени и материи выступают:
а) пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга;
б) пространство и время неразрывно связаны с материей;
в) пространство и время предшествуют всякому материальному процессу.
r1 – «каков механизм развития?»
r2 – «что является источником развития?»
r3 – «каковы форма и направленность развития?» 1- r1; 2 – r2, 3 – r3
20. Философская категория, которая охватывает собой все виды реальности и служит для обозначения всего того, что есть, существует… бытие
21. Это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его. которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»… материя
22. Философская категория, которая характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов… пространство
23. Это философская категория, которая выражает длительность существования любых объектов, последовательность смены их состояний… время
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
1. В чем состоит основной социальный смысл философии? в том, чтобы правильно отражать жизнь общества
3.Что является более определяющим для религиозного мировоззрения? вера
5. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга? в мифологической
» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>6. Как соотносятся между собой философия и наука? ;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> философия и наука частично включаются друг в друга
7. Как философия относится к естественным наукам? философия определяет естественно-научные методы
;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>9. ;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> ;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Какие функции присущи философии? ( мировоззренческая и познавательна, методологическая и прогностическая, аксиологическая и ориентационная) все эти функции вместе взятые
;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>10. Кто является основателем буддизма ;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>? Сиддхартха Гаутама
;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>11. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии? божественная предопределенность
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>12. Кто был основателем древнегреческой философии? Фалес
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>13. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>14. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>16. Что является более характерным для скептицизма?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>17.Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>18.Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>19. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>20.Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>21. Что является более характерным для рационализма?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>22. Что является более характерным для эмпиризма?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>23. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>24. Как называет Имануил Кант свой философский метод?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>25. Какой является философская система взглядов Гегеля?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>26. Какой является философская система взглядов Фейербаха?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>27.Какое философское учение развивалось во взглядах Л.Фейербаха?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>28. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Бергсона?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>29. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Шопенгауэра?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>30. Что является более характерным для иррационализма?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>31. Что является более характерным для прагматизма?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>32. Что является более характерным для герменевтики?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>33. Какое произведение относится к эпохе средних веков?
«Божественная комедия» Д.Алигьери
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>34. Кто является основателем феноменологии?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>35. В каком суждении дано более полное определение бытия?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>36.Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>37. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?
должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>38. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>39. Что является более устойчивым в предметах и вещах?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>40. Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?
пространство и время существуют в единстве друг с другом
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>41. Какой является сущность вещей?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>42. Каким признаком характеризуется процесс развития?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>43. Каково соотношение между понятиями «движение» и «развитие»?
развитие является частью движения
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>44. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
ураганный ветер, ломающий дерево
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>45. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>46. С какого уровня начинается структурирование живой природы?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>47. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>48.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>49. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>50.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>51. Что из перечисленного относится к форме логического познания?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>52. Каким является содержание истины?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>53. Какой признак присущ истине?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>54. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>55. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>56. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>57. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?
уровень жизненного благополучия в обществе
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>58. Какие качества определяют сущность в структуре личности?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>59. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>60. Что представляет по своей сути общественная практика?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>61.Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>62. Что из перечисленного составляет производственные отношения?
работники и специалисты
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>63. Что лежит в основе свободы?
уровень жизненного благополучия
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>64. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>65. Какое определение социальной группы является более полным?
совокупность индивидов, имеющих общие интересы и дела
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>66. Выберите правильное определение практики.
любая деятельность людей, в которой достигаются цели
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>67. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>68.Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>69. Что является движущей силой развития цивилизации?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>70. Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?
то, что значимо в жизни
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>71. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?
;color:#0000ff» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>72. Что считал Арнольд Тойнби основным объектом философского изучения истории?
1. Назовите основные элементы мироощущения: чувства, ценности
2. Что изучает онтология: проблемы бытия
3. Определите основные черты философского мировоззрения опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм
4. Назовите основные черты Древнекитайской философии практичность и консерватизм
6. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции Р. Декарт
7. Основоположник античной диалектики, автор слов: «в одну реку нельзя войти дважды»? Гераклит
8. В каком веке возникло христианство: 1 век нашей эры
9. Кто разработал учение об «сверхчеловеке»: Ф. Ницше
10. Философское направление в России 19 века, утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития славянофильство
11. Какой исторический тип мировозрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний? онтология
13. Назовите основную черту Древнеиндийской философии поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни
15. Сопоставить: имя мыслителя и направление философии
16. Назовите направление Древнеиндийской философии, которое в последствии стало мировой религией буддизм
17. Античный мыслитель, основоположник мистический философии цифр Пифагор
18. Основоположник философии «всеединства»: В. Соловьев
19. Сопоставить: Школу и утверждение
20. «Идолы сознания» сформулировал Ф. Бэкон
21. Родина Ренессанса (Возрождения) Италия
22. Какое направление Древнекитайской философии следовало принципу «увей»: «Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается, лишь созерцая, ни во что, не вмешиваясь, ожидать его возращения»? конфуцианство
23. Какого утверждения придерживался рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую»
24. Основоположником русского космизма, автор труда «Философия общего дела» Н. Федоров
25. К какому понятию можно отнести данное определение: «Эмоциональное восприятие действительности»: мироощущение
26. Сопоставить: Исторический тип мировоззрения и его особености
27. Что изучает гносеология? вопросы познания
28. Что означает принцип «Дао»? естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром
29. Древнеиндийский философский источник веды
29. Сопоставить: Понятия и определения
сансара закон жизни: бесконечная цепь перерождений
карма закон возмездия, воздаяния человеку за его поведение
Брахман высший универсальный принцип бытия
30. Имя мыслителя, основоположника буддизма Сиддхартха Готама
31. Мировоззрение 17-18 вв., объясняющие мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия метафизика
32. Какой путь изменения жизни видела русская религиозная философия путь следования авторитетам церкви
33. Автор «Философических писем», основоположник русской историософии Чаадаев
34. Впервые понятие «бытие» было введено в философию Парменидом
35. В чем состоит особая роль Сократа в античной философии разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы
36. «Мир в своей сущности не позноваем» считали : скептики
38. Сопоставить: Высказывания и автора
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
I. Роль философии в обществе и в жизни человека
1. Является ли философия идеологией?
3) она содержит значительный идеологический компонент;
2. Что есть идеология? Выберите определение:
1) это ложное сознание
2) теоретически оформленная совокупность взглядов на мир определенной группы людей в обществе
3. В чем состоит основной социальный смысл философии?
1) в том, чтобы правильно отражать жизнь общества
2) в том, чтобы предсказывать будущее
3) в том, чтобы добиваться изменений к лучшему
4) в том, чтобы обеспечить высокую духовность
4. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии
1) философия – это разумное миропонимание
2) философия – это особое мировоззрение
3) философия – это истинное мироощущение
5. В чем заключается основной вопрос философии?
1) вопрос о смысле жизни
2) проблема соотношения материального и духовного
3) вопрос о сущности человека.
6. Какое философское учение является объективным идеализмом?
1) учение, берущее за первооснову сознание конкретного человека
2) объективную реальность
3) сверхъестественный разум
7. Что является определяющим для религиозного мировоззрения?
8. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения?
9. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?
3) в мифологической
10. Существует ли связь между философией и искусством?
1) философия и искусство по сути своей являются противоположностями и исключают друг друга
2) они тождественны друг другу по содержанию
3) философские произведения несут на себе отпечаток художественного восприятия мира, составляющего главную особенность искусства
11. Что возникало исторически раньше, философия или наука?
3) они возникли одновременно
12. Как соотносятся между собой философия и наука?
1) философия является частью науки
2) наука является частью философии
3) философия и наука частично включаются друг в друга
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
13. Как философия относится к естественным наукам?
1) философия формирует естественнонаучную истину
2) философия влияет на естественнонаучный поиск
3) философия определяет естественнонаучные методы
14. Какова определяющая черта мифологии как исторически раннего типа мировоззрения?
1) религиозный характер
2) познавательность и технологичность
15. Что отражаете себе предмет философии?
1) уникальность мира
2) всеобщность мира
4) упорядоченность мира
16. Какие функции присущи философии?
1) мировоззренческая и познавательная
2) методологическая и прогностическая
3) аксиологическая и ориентационная
4) все эти функции вместе взятые
II. История философии
1. Кто был основателем древнегреческой философии?
2. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
3. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
4. Какому из древнегреческих философов был свойственен этический рационализм?
5. К какому философскому направлению следует отнести творчество Аристотеля?
1) субъективному идеализму
2) объективному идеализму
6. Как можно определить главный принцип теории познания Платона? Это:
1) теория воспоминания
7. Какой философ сформулировал афоризм «Самое трудное познать самого себя»?
8. Чью философскую позицию выражает тезис «Человек есть, мера всех вещей»?
2) объективного идеализма
9. Как определяла античная философия сущность человека?
1) человек – существо чувственно-эмоциональное
2) животное разумное
3) существо моральное
4) двуногое существо без перьев
10. Какой метод познания разработан и применялся древнегреческими философами и учеными?
11. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
12. Что является более характерным для скептицизма?
13. Укажите примерное время возникновения схоластики как важного элемента духовной культуры?
2) в самом начале нашей эры
ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ
3) в эпоху Ренессанса
4) VIII-IX вв. нашей эры
14. К какому идейному направлению относится креационизм?
15. Каков смысл понятия «откровение»?
16. В рамках какого духовного явления происходила борьба между реализмом и номинализмом?
17. Кем был Фома Аквинский?
1) крупным теологом
2) видным естествоиспытателем
3) выдающимся инженером
4) мелким священником
18. Какую позицию выражает идея «двойственной истины»?
3) просвещенного богословия
4) обыденного нравственного сознания
19. Где используется понятие «телеология»
20. Где зародилась культура Возрождения?
21. Чему стремились первоначально подражать деятели Ренессанса?
1) культуре Греции и Рима
2) Арабской культуре
3) Индийской культуре
22. На какой основе возник и развивался гуманизм эпохи Возрождения?
23. Какое философское направление развивалось во взглядах Н.Кузанского?
24. К какому учению следует относить взгляды Дж.Бруно?
25. Кто из философов сравнивал свой метод познания с методом пчелы, противопоставляя его методам паука и муравья?
4) А. КентерберийскиЙ
26. Какое философское направление развивалось во взглядах Р.Декарта?
27. Кому из философов принадлежит известное утверждение «когито эрго сум» (мыслю – следовательно существую)
28. Какой философ называл себя «истребителем материи»?
29. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?
30. Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?
31. Какому выдающемуся философу и ученому приписывается авторство в формулировке принципа «предустановленной гармонии» (мы живем в лучшем из возможных миров)?
32. Что является более характерным для рационализма?
Философское понимание бытия и материи.
33. Что является более характерным для эмпиризма?
34. Кто автор знаменитого философского труда о государстве «Левиафан»?
35. Перу какого социального философа принадлежит труд под названием «О духе законов»?
36. Кто из мыслителей Просвещения являлся оппонентом К.Ж.Руссо по проблеме оценки роли цивилизации?
37. Какому философу принадлежит моральное доказательство бытия бога?
38. Как называет И.Кант свою философскую систему взглядов?
39. Как называет И.Кант свой философский метод?
40. Какой является философская система взглядов Гегеля?
41. Кто первым из философов сформулировал основные законы диалектики как целостного философского учения?
42. Какой является философская система взглядов Фейербаха?
43. Какое философское учение развивалось во взглядах Л. Фейербаха?
44. Кому принадлежит заслуга разработки диалектического направления, материализма?
45. Какие три великих открытия послужили непосредственной естественнонаучной основой создания К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектического материализма?
1) периодическая таблица химических элементов
2) открытие электрона
3) закон всемирного тяготения
4) создание клеточной теории строения живого
5) электромагнитная теория
6) закон сохранения и превращения энергии
7) эволюционная теория Дарвина
46. Укажите на определение философского понятия «материя», более всего соответствующего современному уровню развития науки и философии?
1) материя – это все, что существует
2) это то, что состоит из кварков
3) материя – объективная реальность
4) это все, что вокруг нас
5) материя – вещество
6) материя – это все, что мы ощущаем
47. Каков диалектико-материалистический смысл имела трактовка открытия электрона?
2) основу материи составляет «чистая энергия»
3) исчезла не материя, а тот предел, до которого мы ее знали
48. Какое из высказываний выражает диалектическую связь пространства, времени и материи?
1) пространство есть абсолютное вместилище тел
2) пространство является абсолютной пустотой
3) ход времени неизменен, равномерен и не зависит от движения материальных систем
4) свойства пространства и времени относительны и определяются массой и скоростями движения материальных объектов
49. Выберите верное, на ваш взгляд, общее определение сознания?
1) сознание – таинственный божий дар, ниспосланный человеку Всевышним
2) сознание есть интеллект, возвышающий человека над другими животными
3) это результат прививки одному из земных существ, произведенной представителями внеземных цивилизаций
4) сознание – это результат длительной эволюции природы, функция мозга, высшая форма психического отражения мира и общественно-исторический феномен
50. Что образует центральное ядро человеческой психики?
2) сфера бессознательного
51. Чем определяется предзнание для познающего человека?
1) его потребностями
4) индивидуальными особенностями психики человека, например, его характером
5) априорными формами чувственности (И.Кант)
6) врожденными идеями (Р.Декарт)
52. Отчего зависит, главным образом, содержание наших знаний об окружающем мире?
1) исключительно от состояния познающего субъекта
2) от исследуемого объекта
3) от внешних условий
4) от практического опыта, арсенала технических средств и уровня развития общества, в котором живет человек
53. Что является более характерным для иррационализма?
54. Какова природа интуиции, как познавательной способности человека, с точки зрения современного ее понимания?
1) это божественное озарение
2) случайная счастливая догадка
3) сверхъестественное непостижимое явление
4) «свернутая логика» обнаружения причинно-следственных связей в исследуемой области действительности
55. Какое из перечисленных ниже психических явлений относится к сфере бессознательного?
56. Какой из приведенных здесь феноменов психики принадлежит к элементам сознания?
6) гипнотические состояния
57. Какая форма отражения является чувственной?
58. Какая форма познания относится к рациональной?
59. Что является более характерным для прагматизма?
60. Кто является основателем феноменологии?
III. Онтология: бытие и его сущность
1. В каком суждении дано более полное определение бытия?
1) бытие – это весь материальный мир
2) бытие – это вся бесконечная вселенная
3) бытие – это все формы психической деятельности
4) бытие – это все то, что существует
2. Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?
1) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция
2) единство мира определяется его общей структурностью
3) единство мира состоит в его общей закономерности
4) единство мира состоит в его материальности
3. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?
1) идеи должны соответствовать вещам
2) вещи должны соответствовать идеям
3) должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями
4. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?
5. Что является более устойчивым в предметах и вещах?
6. Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?
1) пространство и время неразрывно связаны с материей
2) пространство и время существуют независимо от материи
3) пространство и время существуют в единстве друг с другом
7. Какой является сущность вещей?
8. Каким признаком характеризуется провес развития?
9. Каково соотношение между понятиями «движение» и «развитие»?
1) развитие является частью движения
2) движение является частью развития
3) движение и развитие частично входят друг в друга
4) движение и развитие исключают друг друга
10. В чем усматривает диалектика главный источник развития?
1) во внешних воздействиях на объект
2) во внутренних противоречиях
3) в постепенном количественном увеличении или уменьшении параметров явлений
4) в случайных и неожиданных изменениях
11. В какой концепции развития чрезмерно преувеличивается роль внешних скачков?
1) в диалектическом материализме К.Маркса и Ф.Энгельса
2) во взглядах А.Бергсона на «творческую эволюцию»
3) в градуалистической модели развития Г.Спенсера
4) в негативной диалектике Т.Адорно
5) в концепции теокосмического всеединства
12. Выберите философски верное определение категории качества?
1) качество – это главное свойство
2) качество равнозначно сущности
3) качество есть состояние сущности
4) качество – это внутренняя определенность вещи, проявляющаяся через совокупность ее свойств
13. Отметьте философски верное определение категории меры?
1) мера – это определенное количество
2) мера – это границы взаимозависимости количественных и качественных : изменений вещи
3) мера – это числовая характеристика свойств предмета
4) мера – способ существования качества
14. Какой из законов диалектики скрывает общую структуру всякого развития?
1) закон единства и борьбы противоположностей
2) закон перехода количественных изменений в качественные
3) закон диалектического синтеза
15. Какой закон определяет магистральное направление развития как многоступенчатого процесса?
1) закон противоречивости развития
2) закон перехода количественных изменений в качественные
3) закон отрицания отрицания
16. Совпадают ли по содержанию категории отрицания и скачок?
1) совпадают полностью
2) между ними нет ничего общего
3) совпадают частично
17. Как можно наглядно образно выразить действие закона отрицания отрицания?
4) ломаной линией (лестница)
18. Какой(ие) философ(ы) абсолютизировали значениеь трехзвенной цикличности развития (триаду)?
1) К.Маркс и Ф.Энгельс
19. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
1) день, сменяющий ночь
2) зерно, прорастающее в дерево
3) ураганный ветер, ломающий дерево
4) раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии
20. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
2) закон единства и борьбы противоположностей
3) закон противоречия
4) закон взаимосвязи содержания и формы
21. С какого уровня начинается структурирование живой природы?
1) элементарные частицы
IV. Гносеология и методология
1. Какое свойство сознания акцентируется в суждении, о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
2. Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
1) радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом
2) радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости
3) радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики
3. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
4. Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
5. Что из перечисленного относится к форме логического познания?
6. Каким является содержание истины?
7. Какой признак присущ истине?
8. В каком философском направлении обосновывается положение о том, что практика является самым важным критерием истинности знаний?
3) диалектический и исторический материализм
9. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
10. Какой метод является основным дли религиозного мировоззрения?
11. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?
V. Социальная философия
1. Какие масштабные события в Европе XVIII-XIX вв. непосредственно повлияли на пересмотр традиционных позиций в социальной философии?
1) широкое крестьянское движение
2) великие достижения в области культуры
3) массовые религиозные движения
4) обострение классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом
2. Кто такие луддиты во Франции и Англии в XVIII-XIX веках?
1) многочисленная организация масонов
2) хорошо организованная партия масонов
3) рабочие – «разрушители машин»
3. Какие взгляды на развитие общества преобладали в социальной философии до середины XIX века?
4. Что происходит в XVIII-XIX вв. в Европе с темпами социального развития?
3) в целом остаются неизменными
5. Кто из философов «довел материализм до верху», разработав основные идеи материалистического понимания истории?
6. Исторический материализм считает основой развития общества:
1) природно-географические условия жизни
2) биологическую организацию человека
3) состояние материального производства
4) содержание духовной культуры
7. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?
1) уровень свободы и демократии в обществе
2) уровень развития производительных сил
3) уровень интеллектуального развития общества
4) уровень жизненного благополучия в обществе
8. Какие качества определяют сущность в структуре личности?
9. Каков социально-философский смысл понятия «общественная формация»?
1) это определенная форма государственного устройства
2) совокупность технических средств деятельности людей
3) целостное единство всех социально значимых явлений, основу которого составляет диалектика базиса и надстройки
4) господствующий в обществе на определенной ступени исторического развития тип духовных ценностей
10. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
11. Что представляет по своей сути общественная практика?
1) рефлексивную деятельность
2) преобразующую деятельность
3) адаптационную деятельность
12. Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
1) производительные силы
2) способ производства
3) производственные отношения
13. Что из перечисленного составляет производственные отношения?
1) технические средства
2) работники и специалисты
3) профессиональная квалификация
14. Что лежит в основе свободы?
1) способности и умения человека
2) осознание необходимости жизни
3) уровень жизненного благополучия
15. В нем состоит главная причина разделения общества на классы?
1) наследство, переходящее из поколения в поколение
2) собственность на средства производства
3) различие между людьми по способностям
4) трудолюбие одних людей и леность других
16. Какое определение социальной группы является более полным?
1) коллектив, в котором человек формирует свое поведение
2) группа людей, где каждый индивид оценивает себя и всех
3) совокупность индивидов, имеющих общие интересы и дела
4) группа, в которой общим является кровное родство и быт
17. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?
18. Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?
1) отношения распределения
2) отношения собственности
3) отношения потребления
4) отношения обмена
19. Какова структура всемирной истории?
1) это последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической)
2) согласно концепции технологического детерминизма история есть последовательность традиционного, индустриального, постиндустриального и информационного обществ
3) человечество на протяжении всей своей истории представляет собой сосуществование различных цивилизаций, не имеющих ничего общего между собой (О.Шпенглер)
20. Что является движущей силой развития цивилизации (по А.Дж.Тойнби)?
1) историческое предопределение
2) деятельность творческой элиты
3) потребности и интересы людей
4) классовая борьба
21. Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?
1) справедливость и добропорядочность
2) драгоценности и богатство
3) то, что значимо в жизни
4) то, что является необходимым в жизни
22. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?
1) ответственность – это следствие человеческой свободы
2) свобода – это следствие человеческой ответственности
3) свобода и ответственность – это два отдельных явления, вызванных разными причинами
4) свобода и ответственность – это два отдельных явления, вызванных одной и той же (общей) причиной
23. Что считал Арнольд Тойнби основным объектом философского изучения истории?
1) общественно-экономические формации
2) национально-исторические системы
3) духовно-исторические основы общества
4) культурно-исторические типы общества
24. Как можно решить экологические проблемы, возникшие перед современным человечеством?
1) путем смены экономических приоритетов развития
2) посредством создания эффективных очистных технологий
3) через отказ от достижений современной цивилизации и «возврат» к природе
4) воспитанием нового экологического сознания и целенаправленным формированием всеобщей культуры потребления
5) посредством выработки и применения целого комплекса мер и средств