в какую историческую эру появились прокариоты
Биология. 11 класс
Развитие жизни на Земле
Цели и задачи
— изучить основные этапы развития жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.
— познакомить учащихся с основными изменениями климата и геологии в разные геологические эпохи;
— рассмотреть, какие ароморфозы растительного и животного мира происходили в различных эрах жизни на Земле;
— сформировать представление о значимости этих изменений для современного этапа развития Земли;
— развивать навыки решения творческих задач;
— продолжать развивать умение работать самостоятельно с учебником как источником информации; умение выделять главное, обобщать полученную информацию;
— продолжить развитие логического мышления, памяти, внимания и других психических процессов;
— контролировать свои успехи на уроке.
Узнаем, научимся, сможем
— какие основные теории возникновения жизни на Земле существовали и существуют в настоящее время;
— как происходил процесс самозарождения жизни на Земле;
— сущность гипотезы Опарина и Миллера;
— о роли автотрофов в формировании атмосферы Земли и дальнейшего развития жизни;
— объяснять и доказывать различные точки зрения на процесс возникновения жизни;
— объяснять и обосновывать основные этапы эволюции пробионтов;
— сравнивать сходства и отличия в методах селекции растений и животных;
— объяснять, каким образом произошло разделение организмов на различные царства природы;
— объяснять эволюционное значение фотосинтеза.
— применять знания о возникновении жизни на Земле для дальнейшего объяснения процесса и хода эволюции;
— находить информацию о современных гипотезах возникновения жизни на Земле.
Геологическая эволюция
На настоящий момент установлено, что жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад. За это время на планете произошли существенные изменения: менялся климат, двигались материки, активно шли горообразовательные процессы. Вода то затапливала гигантские пространства на миллионы лет, то отступала под натиском испепеляющего солнца и жары.
Об этих процессах мы можем только догадываться, изучая осадочные породы, которые за это время пластами накладывались друг на друга. Химический анализ позволяет определить их возраст, а также сделать вывод о климате того периода. В определение возраста окаменелостей помогает радиоуглеродный анализ.
Наиболее ранняя эра Земли, начавшаяся около 3-3,5 млрд. лет назад и продлившаяся 900 млн. лет. Самые древние живые организмы были найдены в этот промежуток времени: они были гетеротрофами, заселявшими дно теплых морей. Кислород отсутствовал, был возможен только анаэробный тип дыхания.
В архейский период отмечалась активная вулканическая деятельность, происходили значительные колебание температуры. На поверхности Земли жизнь была невозможна из-за губительных УФ (ультрафиолетовых) лучей. Именно поэтому жизнь «спряталась» на дне океана, где не так выражены перепады температур и рассеивается УФ излучение.
К концу архея животные разделились на про- и эукариотические организмы.
Протерозойская эра (от греч. proteros — первый из двух + zoe — жизнь)
Протерозойская эра продолжалась около 2000 млн. лет. Поверхность планеты напоминала ледяную пустыню, климат соответственно был холодный.
Холодный климат меняется на умеренно влажный, а затем на теплый сухой. Тают оледенения суши, в результате чего огромные пространства заполняются водой.
Большая часть суши подверглась сильнейшему затоплению, наземные животные почти не встречались. В толще океана обитали фораминиферы и радиолярии.
Это период господства рыб в морях. Возникают активно плавающие хрящевые рыбы, у которых имеются челюсти для захвата пищи. Появляются все известные на настоящее время систематические группы рыб.
Некоторые рыбы, обитающие в бедных кислородом (пересыхающих) водоемах, используя плавники, приобрели способность переползать из одного водоема в другой и дышать атмосферным воздухом. Так появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы.
К концу девона на сушу выходят первые земноводные: ихтиостеги и стегоцефалы, произошедшие от кистеперых рыб. Возникают древовидные леса, состоящие из хвощей, плаунов и папоротников.
В карбоне материки еще более опускаются, часть суши оказывается заболоченной. Поначалу теплый и влажный климат сменяется к концу периода холодным и сухим.
Бурно развиваются древовидные леса из папоротников, которые достигали в высоту 40 метров. Массовое отмирание папоротникообразных в этом периоде привело к образованию обширных залежей каменного угля, в честь которого период и получил свое название.
Размножение семенных растений, появившихся в карбоне, более не связано с наличием воды, благодаря чему они расселяются вглубь материков.
В морях все также распространены фораминиферы, радиолярии, кораллы и моллюски. Возникают первые насекомые: тараканы, стрекозы, жесткокрылые. Под конец периода появляются пресмыкающиеся, размножение которых не связано с наличием воды, что позволяет им заселить сухие, ранее незаселенные территории.
В перми активируется вулканическая деятельность, происходит крупнейшее отступление моря, вследствие которого образуются большие пространства суши. Климат также меняется: он становится резко континентальным.
К таким серьезным изменениям не приспособлены многие виды животных и растений: полностью вымирают трилобиты, многие моллюски, крупные рыбы и насекомые, значительная часть амфибий, исчезают древовидные папоротники, хвощи и плауны.
В природе не бывает пустого места: приспособленные особи выживают, размножаются и занимают освобожденные другими видами ниши. Бурно развиваются пресмыкающиеся, появляются звероподобные ящеры, примерно в это же время возникают первые млекопитающие.
Чтобы легко запомнить периоды палеозойской эры, рекомендую взять на вооружение мнемоническое правило: «Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы». Если вы обратите внимание на первые буквы этих слов, то поймете, что они совпадают с первыми буквами периодов палеозоя и расположены в нужном порядке.
Мезозойская эра (греч. mesos — средний + zoe — жизнь)
Мезозойская эра продлилась 186 млн. лет. Если бы мы сейчас перенеслись в то далекое время, то внешне заметили бы сходство мезозойского мира с нынешним, однако более детальное изучение показало бы нам, что его составляют совершенно иные растения и животные.
Климат становится более сухим, что приводит к пересыханию внутренних морей. Активно идут горообразовательные процессы, начавшиеся в перми. Начинается движение материков, образуются пустынные пространства.
В царстве растений господствуют голосеменные, размножение которых не зависит от воды. Среди голосеменных активно заселяют территории саговниковые, хвойные, гинкговые растения.
Большинство амфибий окончательно вымирает. В животном мире господствуют пресмыкающиеся, среди которых встречаются черепахи, ихтиозавры, птицетазовые и ящеротазовые динозавры, клювоголовые, крокодилы и чешуйчатые. Часть рептилий дает начало млекопитающим, близким к однопроходным животным.
Климат становится более теплым и влажным, несколько увеличивается площадь морей. В глубине материков образовались многочисленные озера и болота.
В царстве растений господство остается за голосеменными растениями, наибольший расцвет среди которых переживают беннеттитовые, гнетовые, саговниковые.
Крупные моллюски и рептилии вымирают, эра динозавров заканчивается. На первый план выходят млекопитающие, ароморфозы которых, теплокровность и живорождение, позволяют занять господствующее положение. Появляются сумчатые и плацентарные млекопитающие.
Отправной точкой кайнозойской эры служит образование Альп, в это же время возникли и другие высочайшие горные системы. Я искренне рад быть вашим современником, и сообщаю, что мы с вами живем в кайнозойскую эру, которая длится уже 67 млн. лет. За это время произошло несколько материковых оледенений, возникновение человека.
В начале палеогена устанавливается теплый тропический и субтропический климат. Широко распространяются леса и редколесья. Большая часть животных представлена лесными обитателями.
Сумчатые и плацентарные млекопитающие эволюционируют параллельно. Возникают приматы, хищные и копытные животные, широкого разнообразия достигает мир птиц.
К концу палеогена климат становится континентальным, в Арктике и Антарктике появляются первые ледяные шапки. Леса преобразуются в саванны и заросли кустарников.
Климат в неогене был влажным и теплым. Расселившиеся в палеоген кустарники сменяются саванной и степной растительностью, образуются полупустыни и пустыни.
По берегам рек и озер растут березы, можжевельник, сосны, ивы, тополя. Среди животных расцвет происходит у обитателей открытых пространств: гиппарионов (примитивных лошадей), быков, слонов, жирафов, антилоп. Среди разнообразного и многочисленного класса птиц нередко встречаются хищные гигантские бегающие птицы.
Пангея и удивительная Австралия
Особого внимания требует Австралия. Этот материк отделился раньше всех, вследствие чего флора и фауна на нем формировались изолированно от остальных континентов.
Именно по этой причине в Австралии можно обнаружить виды растений и животных, которые более нигде не встречаются: сумчатые животные (кенгуру, куница, коала), подземные орхидеи, банксии и многие другие удивительные виды.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Биология. 11 класс
Развитие жизни на Земле
Цели и задачи
— изучить основные этапы развития жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.
— познакомить учащихся с основными изменениями климата и геологии в разные геологические эпохи;
— рассмотреть, какие ароморфозы растительного и животного мира происходили в различных эрах жизни на Земле;
— сформировать представление о значимости этих изменений для современного этапа развития Земли;
— развивать навыки решения творческих задач;
— продолжать развивать умение работать самостоятельно с учебником как источником информации; умение выделять главное, обобщать полученную информацию;
— продолжить развитие логического мышления, памяти, внимания и других психических процессов;
— контролировать свои успехи на уроке.
Узнаем, научимся, сможем
— какие основные теории возникновения жизни на Земле существовали и существуют в настоящее время;
— как происходил процесс самозарождения жизни на Земле;
— сущность гипотезы Опарина и Миллера;
— о роли автотрофов в формировании атмосферы Земли и дальнейшего развития жизни;
— объяснять и доказывать различные точки зрения на процесс возникновения жизни;
— объяснять и обосновывать основные этапы эволюции пробионтов;
— сравнивать сходства и отличия в методах селекции растений и животных;
— объяснять, каким образом произошло разделение организмов на различные царства природы;
— объяснять эволюционное значение фотосинтеза.
— применять знания о возникновении жизни на Земле для дальнейшего объяснения процесса и хода эволюции;
— находить информацию о современных гипотезах возникновения жизни на Земле.
Прокариоты
Изучение бактерий привело к открытию горизонтального переноса генов, который был описан в Японии в 1959 г. Этот процесс широко распространен среди прокариот, а также у некоторых эукариот. Открытие горизонтального переноса генов у прокариот заставило по-другому взглянуть на эволюцию жизни. Ранее эволюционная теория базировалась на том, что виды не могут обмениваться наследственной информацией. Прокариоты могут обмениваться генами между собой непосредственно (конъюгация, трансформация) а также с помощью вирусов — бактериофагов (трансдукция).
Содержание
Характерные особенности
История понятия
Монеры
В настоящее время термин «монеры» не применяется.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Прокариоты» в других словарях:
ПРОКАРИОТЫ — (от про. и греч. karyon ядро), доядерные организмы, клетки которых не имеют ограниченных мембраной ядер. Прокариоты лишены большинства органоидов. Аналог ядра структура из ДНК, белков и РНК. К прокариотам относятся бактерии, прохлорофитовые… … Экологический словарь
ПРОКАРИОТЫ — ПРОКАРИОТЫ, организмы, не обладающие в отличие от эукариот оформленным клеточным ядром. К прокариотам относятся бактерии, в том числе цианобактерии (сине зеленые водоросли). В системе органического мира прокариоты составляют надцарство … Современная энциклопедия
ПРОКАРИОТЫ — (от лат. pro вперед вместо и греч. karyon ядро), организмы, не обладающие, в отличие от эукариот, оформленным клеточным ядром. Генетический материал в виде кольцевой цепи ДНК лежит свободно в нуклеотиде и не образует настоящих хромосом. Типичный… … Большой Энциклопедический словарь
ПРОКАРИОТЫ — (от лат. pro перед, раньше, вместо и греч. karyon ядро), организмы, клетки к рых не имеют ограниченного мембраной ядра все бактерии, включая архебактерий и циано бактерий. Аналог ядра структура, состоящая из ДНК, белков и РНК. Генетич. система П … Биологический энциклопедический словарь
прокариоты — одно из надцарств мира живых существ. В противоположность эукариотам имеют целый ряд отличительных признаков–генетический аппарат их клеток представлен двойной замкнутой нитью ДНК (бактериальной хромосомой), не отделенной мембраной от цитоплазмы; … Словарь микробиологии
Прокариоты — ПРОКАРИОТЫ, организмы, не обладающие в отличие от эукариот оформленным клеточным ядром. К прокариотам относятся бактерии, в том числе цианобактерии (сине зеленые водоросли). В системе органического мира прокариоты составляют надцарство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПРОКАРИОТЫ — (prokaryotae, раньше monara), царство, включающее БАКТЕРИИ и ЦИАНОБАКТЕРИИ (раньше назывались сине зелеными ВОДОРОСЛЯМИ). КЛЕТКИ прокариотов более простые, чем клетки других организмов, и не имеют ограниченного мембраною ЯДРА, а ДНК содержится не … Научно-технический энциклопедический словарь
прокариоты — Организмы, клетки которых лишены ограниченного мембраной ядра; аналогом ядра является нуклеоид, генетическая система которого (генофор) соответствует примитивной хромосоме; митоза у П. нет, клетки П. лишены хлоропластов, митохондрий, аппарата… … Справочник технического переводчика
Прокариоты — * пракарыёты * prokaryotes or prokaryotic organisms представители сверхцарства (надцарства), в которое входят архебактерии, эубактерии и цианобактерии (синезеленые водоросли). П. не имеют ограниченных мембраной ядер с хромосомами и обладают… … Генетика. Энциклопедический словарь
прокариоты — ов; мн. [лат. pro перед, вместо, karyon ядро]. Организмы, лишенные оформленного ядра и не делящиеся по принципу деления ядра надвое (например, бактерии, сине зелёные водоросли и т.п.). * * * прокариоты (от лат. pro вперёд, вместо и греч. káryon … Энциклопедический словарь
Chemistry48.Ru
Сайт учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой обл. Радиной М.В.
Зачет 2. Вариант 1. 9 класс
Зачет 2. Вариант 2. 9 класс
1. Земля образовалась около …………. млрд лет назад.
В-1. «Эволюция живых организмов»
1. В какую эру на Земле господствовали прокариоты?
2. Когда на Земле появляются первые эукариоты?
3. В какую эру появляются первые многоклеточные животные?
4. Конец какой эры называют веком медуз?
5. В какую эру и в какой период появляются первые хордовые животные?
6. В какую эру и в какой период псилофиты выходят на сушу?
7. Когда вышли на сушу первые земноводные?
8. В какую эру и период появились семенные папоротники, первые голосеменные растения?
10. Когда на суше появляются первые пресмыкающиеся?
11. В какую эру и период на суше появились первые яйцекладущие млекопитающие?
12. Когда появились первые птицы?
13. Какие ароморфозы привели к появлению цветковых растений?
14. В какую эру и какой период появились покрытосеменные растения?
15. Когда на Земле появились сумчатые и плацентарные млекопитающие?
16. В каком периоде какой эры появились приматы?
17. В какую эру и в какой период мы живем? Сколько времени продолжается этот период?
1. Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события: а) горообразовательные процессы; б) поднятия и опускания суши;
в) изменения очертаний материков, уровня моря; г) верно а), б), в).
а) в протерозойской эре; б) архейской эре; в) кайнозойской эре; г) мезозойской эре.
3. Первыми фотосинтезирующими организмами были: а) цианобактерии; б) грибы; в) беспозвоночные.
4. Половой процесс и многоклеточность появились на границе:
а) архейской и мезозойской эр; б) протерозойской и мезозойской эр;
в) мезозойской и кайнозойской эр; г) верного ответа нет.
а) в силурийском периоде; б) юрском периоде; в) триасовом периоде; г) меловом периоде.
6. В юрском периоде господствуют:
а) голосеменные растения и пресмыкающиеся; б) голосеменные и млекопитающие;
в) покрытосеменные и членистоногие; г) верно а), б), в).
7. Антропогенный период характеризуется:
а) потеплением климата; б) похолоданием климата; в) появлением человека.
8. Кайнозойская эра имеет следующие периоды:
а) триасовый, юрский, меловой; б) палеогеновый, неогеновый, антропогенный;
в) кембрий, ордовик, силур, девон, карбон г) триасовый, силур, девон.
9. Определите эры фанерозоя:
а) архейская, протерозойская, палеозойская; б) палеозойская, мезозойская, кайнозойская;
в) архейская, палеозойская, мезозойская; г) мезозойская, протерозойская, палеозойская.
Ответы I. Проверка знаний. Тест 4.
1. Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события:
а) горообразовательные процессы; б) поднятия и опускания суши;
в) изменения очертаний материков, уровня моря; г) верно а), б), в).
2. Первые живые организмы возникли: а) в протерозойской эре; б) архейской эре; в) кайнозойской эре; г) мезозойской эре.
3. Первыми фотосинтезирующими организмами были: а) цианобактерии; б) грибы; в) беспозвоночные.
4. Половой процесс и многоклеточность появились на границе:
а) архейской и мезозойской эр; б) протерозойской и мезозойской эр; в) мезозойской и кайнозойской эр г) верного ответа нет.
а) в силурийском периоде; б) юрском периоде; в) триасовом периоде; г) меловом периоде.
6. В юрском периоде господствуют: а)голосеменные растения и пресмыкающиеся; б)голосеменные и млекопитающие в)покрытосеменные и членистоногие; г)верно а), б), в).
7. Антропогенный период характеризуется: а)потеплением климата; б) похолоданием климата; в) появлением человека.
8. Кайнозойская эра имеет следующие периоды: а)триасовый, юрский, меловой; б)палеогеновый, неогеновый, антропогенный;
в) кембрий, ордовик, силур, девон, карбон г) триасовый, силур, девон.
9. Определите эры фанерозоя: а) архейская, протерозойская, палеозойская; б) палеозойская, мезозойская, кайнозойская;
в) архейская, палеозойская, мезозойская; г) мезозойская, протерозойская, палеозойская.
Вариант 1.
1.Первые преджизненные формы, образованные многомолекулярными комплексами, называют коацерваты
2. Организмы, не имеющие оформленного ядра называют….прокариоты
4. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называют …гетеротрофы
5. Половой процесс появился в ……архейскую протерозойскую эру.
6. Первые фотосинтезирующие организмы называли ……сине-зеленые водоросли цианеи………………..
7. Двойной набор хромосом называется………диплоидный……
8. Организмы, образующие один сорт гамет, называют……гомозиготный………….
9. Водоросли появились…………………………архейскую и протер….……эру
10. Первые земноводные животные назывались……стегоцефаллы…….
11. Первые наземные растения появились … силур, ……палеоз…….………………. эру
12. Гигантские пресмыкающиеся появились………триас…………..…….период, ……мез………..………. эру
13. Типично водными жив., но могли дышать атм. воздухом с помощью примитивных лёгких были (кистеперые рыбы двоякодыш)
14. Первые птицы появились………юрск………период, …мез……………………. эру
15. Гигантские млекопитающие ( мамонты, саблезубые тигры) появились четверт…. период кайн.эру
16. Первые покрытосеменные появились……мелов……………………….период…..…мез…………………эру
17. Эволюция человека шла……………антроп…………..….период…кайн…………..…………..….эру
18. Моллюски появились……………палеоз……………. эру
19. Кистепёрые рыбы появились……девон…………….……………период..……палеоз……………….…….эру
Зачет 2. Вариант 2.
1. Земля образовалась около ………4,5…. млрд лет назад.
2. Организмы, имеющие оформленное ядро называют….эукар
4. Организмы, продуцирующие органические вещества из неорганических, называют ….автотрофы
5. Фотосинтез появился в …………………арх…..……. эру.
6. Единицей строения всех живых организмов является …клетка………
7. Многоклеточность появилась ……………арх…………..…… эру
8. Организмы, образующие разные гаметы, называют……гетерозиготные………….
9. Первые наземные растения называли………псилофиты
10. В каменноугольный период господствовали ……гигант папоротн, хвощи………………………. (растения)
11. Первые пресмыкающиеся появились карбон…………………….…. период, ….палеоз…………………… эру
12. Гигантские пресмыкающиеся начали вымирать………мелов.……….период,мезоз…………..эру
13. Гигантские папоротники, древовидные хвощи вымерли…перм палеоз…..
14. Веком динозавров является……………юрск……….……период………мез….……….……….эра
15. Первые млекопитающие появились ………мел………….. период, ……мез……………. эру
16. Гигантские млекопитающие ( мамонты, саблезубые тигры) вымерли …четв антр….……….. период, кайн………….эру
17. Первые голосеменные появились…перм…………………….…….период,…….……палеоз…………….эру
В-3. «Эволюция живых организмов»
1. В какую эру на Земле господствовали прокариоты? (В архейскую эру.)
2. Когда на Земле появляются первые эукариоты? (В протерозойскую эру.)
3. В какую эру появляются первые многоклеточные животные? (В протерозойскую эру.)
4. Конец какой эры называют веком медуз? (Протерозойской эры.)
5. В начале какой эры у многих животных образовался органический, или минеральный, скелет? (В начале палеозойской эры.)
6. В какую эру и в какой период появляются первые хордовые животные? (В палеозойскую эру, в ордовике.)
7. В какую эру и в какой период псилофиты выходят на сушу? (В палеозойскую эру, в силуре.)
8. Когда вышли на сушу ихтиостеги, первые земноводные? (В палеозойскую эру, в девоне.)
9. В какую эру и период появились семенные папоротники, первые голосеменные растения? (В палеозойскую эру, в карбоне.)
10. Когда на суше появляются первые пресмыкающиеся? (В палеозойскую эру, в карбоне.)
11. В какую эру и период на суше появились первые яйцекладущие млекопитающие? (В мезозойскую эру, в триасе.)
12. Когда появились первые птицы? (В мезозойскую эру, в триасе.)
13. Какие ароморфозы привели к появлению цветковых растений? (Появление цветка, плода.)
14. В какую эру и какой период появились покрытосеменные растения? (В мезозойскую эру, в мелу.)
15. Когда на Земле появились сумчатые и плацентарные млекопитающие? (В мезозойскую эру, в юре.)
16. В каком периоде какой эры появились приматы? (В конце мезозойской эры, в мелу, 70 млн лет назад.)
17. Какие важнейшие сухопутные мосты возникли при понижении уровня мирового океана на 60-90 метров? (Между Азией и Северной Америкой, Европой и Британскими островами, полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага.)
В какую эру и в какой период мы живем? Сколько времени продолжается этот период? (В кайнозойскую эру, четвертичный период. Около 1,5 млн лет.)