в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

Содержательные теории мотивации: краткий обзор

Большинство мотивационных теорий можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. В этой статье рассказывается про содержательные теории мотивации, которые основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. К содержательным относятся многие известные теории мотивации, такие как пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Герцберга, теория Альдерфера и т. п. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.

Сущность содержательных теорий мотивации

Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.

Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек, в отличие от процессуальных теорий мотивации, больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.

Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток.

Основные содержательные теории мотивации:

Более подробно эти мотивационные теории рассматриваются далее.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Теория иерархии потребностей — одна из самых известных мотивационных теорий, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Свои идеи Маслоу изложил в 1954 году в книге «Мотивация и личность».

Наглядной моделью иерархии потребностей в теории А. Маслоу является широко известная пирамида потребностей (пирамида Маслоу). Хотя, что примечательно, в работах самого психолога не встретишь изображение пирамиды! Тем не менее, сегодня общепринято изображать «лестницу» человеческих потребностей именно в виде пирамиды.

Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней.

То есть в первую очередь человека заботят проблемы отдыха, утоления голода, жажды, сексуальных потребностей. Затем человек задумается о своей безопасности. И только будучи сытым, отдохнувшим и имеющим крышу над головой, человек почувствует потребность в дружбе и любви. Затем потребность в одобрении, уважении и признании его заслуг. И только в самую последнюю очередь человека будут занимать духовные потребности: стремление к знаниям, искусство, самореализация.

Таким образом, в пирамиде Маслоу семь уровней. Но часто ее упрощают до пятиуровневой модели:

Основа основ, по А. Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей. Идеальное общество, считал он, это общество сытых и спокойных людей. Высшей ступени, стадии самореализации (самоактуализации, в терминологии Маслоу) достигает лишь 2% людей.

Справедливости ради надо отметить, что теория и пирамида Маслоу неоднократно подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальные особенности человека, не всегда потребности удовлетворяются именно в таком порядке, да и сам Абрахам Маслоу не проводил практических испытаний для подтверждения своей теории.

Теория потребностей Альдерфера

Еще одна очень распространенная и авторитетная содержательная теория мотивации — теория Клейтона Альдерфера, психолога из Йельского университета. Он во многом соглашается с теорией Маслоу и также описывает структуру и содержание человеческих потребностей, а также их связь с мотивацией.

Теория потребностей Альдерфера (ERG-теория) говорит о том, что людьми движут три базовые потребности (соответствующие различным уровням пирамиды Маслоу):

Процесс движения вверх по уровням потребностей Клейтон Альдерфер называет «удовлетворение», движение в обратную сторону — «фрустрация».

Отличие теории Альдерфера от пирамиды Маслоу в том, что здесь движение по уровням потребностей идет в обе стороны. У А. Маслоу только в одну — снизу вверх.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Следующая содержательная теория мотивации — теория потребностей Дэвида МакКлелланда, еще одного американского психолога, разработанная им в 1940-е годы.

Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:

Аналоги этих потребностей также можно обнаружить в пирамиде А. Маслоу.

Применительно к мотивации трудового персонала теория приобретенных потребностей МакКлелланда означает следующее. Потребность в причастности побуждает людей работать в коллективе, стремиться к признанию им. Потребность во власти мотивирует к карьерному росту, инициативе, лидерству. Потребность в успехе заставляет брать на себя ответственность при решении сложных задач, добиваться их успешного решения, достигать цели организации.

Поэтому работникам с потребностью в причастности надо дать работу с большими возможностями социального общения. Работникам с потребностью во власти надо предоставить возможность быть лидерами, принимать решения. Работникам с потребность в успехе надо поручать интересные и сложные задачи (но такие с которыми они могут справиться), отмечая и вознаграждая их успехи.

Теория двух факторов Герцберга

В заключении рассмотрим содержательную теорию мотивации американского психолога Фредерика Герцберга, созданную им еще в 1950-х годах.

Теория мотивации Герцберга предполагает наличие двух групп факторов влияющих на мотивацию работников (поэтому ее часто называют двухфакторной теорией Герцберга):

Согласно теории Ф. Герцберга гигиенические факторы важны, так как плохие условия труда и низкая зарплата приведут к неудовлетворенности человека своей работой. Но при этом они не могут мотивировать работника.

С другой факторы-мотиваторы могут мотивировать работников, но их отсутствие не вызывает у людей неудовлетворенности своей работой.

Парадоксально, но заработная плата по Герцбергу не является мотивирующим фактором!

В теории Герцберга также прослеживаются параллели с теорией Маслоу (например, к гигиеническим факторам можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности; оставшиеся ступени пирамиды А. Маслоу относятся к факторам-мотиваторам).

Содержательные теории мотивации кратко

Содержательные теории мотивации фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.

I. Теория иерархии потребностей Маслоу — удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т. д.

В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:

II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:

Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны: и снизу вверх, и сверху вниз.

III. Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:

IV. Теория двух факторов Герцберга предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:

Также Вы можете скачать шпаргалку памятку по содержательным теориям мотивации в формате Word

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Источник

11 теорий мотивации в психологии и их авторы

Содержание:

В теории мотивации Они объясняют, как мотивация возникает, развивается, увеличивается и уменьшается у людей. В психологии мотивация определяется как серия процессов, которые инициируют, направляют и поддерживают все модели поведения, связанные со способностью достигать цели.

Мотивация связана с мыслями, а также с эмоциями и поведением, поэтому это один из самых важных процессов на ментальном уровне. Мотивация связана со всеми ситуациями в повседневной жизни, которые требуют определенных действий, от похода на кухню за стаканом воды до начала изучения карьеры с целью улучшения наших возможностей трудоустройства.

Таким образом, это очень широкий психологический процесс, который воздействует на нас во все времена, поэтому на протяжении всей истории он вызывал большой интерес у специалистов по человеческому поведению.

На мотивацию влияет множество различных факторов, в том числе биологические, социальные, когнитивные и эмоциональные. Из-за этого существуют всевозможные теории мотивации, которые взаимно дополняют друг друга и объясняют различные части процесса действий на основе целей.

На протяжении всей истории было предложено множество различных мотивационных теорий, и сегодня до сих пор нет единого мнения о том, как лучше всего объяснить это психологическое явление. В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых важных, чтобы понять, как этот процесс работает наилучшим образом.

Самые важные теории мотивации

— Двухфакторная теория Герцберга

Одним из первых объяснений того, как работает мотивация, появившейся в области психологии, стала теория двух факторов, предложенная Фредериком Герцбергом в 50-х годах прошлого века. Этот психолог провел опрос более 200 сотрудников, чтобы понять, что вызывает положительные и отрицательные чувства, которые они испытывают к своей работе.

Проанализировав все свои ответы, Герцберг понял, что в основном существует два типа факторов, определяющих уровень удовлетворенности сотрудников своими должностными обязанностями: мотивация и гигиена.

Интересно, что оба типа факторов, казалось, работают независимо: наличие нескольких гигиенических факторов не увеличивает мотивацию сверх определенного уровня, а отсутствие мотивационных факторов не снижает удовлетворенность сверх определенного уровня.

— Пирамида потребностей Маслоу

Одной из самых успешных теорий мотивации как в психологии, так и за ее пределами была теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория мотивации человека» в 1943 году. В этой статье исследователь утверждал, что наша потребности иерархичны; иными словами, самые основные должны быть выполнены, прежде чем будут активированы более высокие уровни.

Таким образом, большинство людей начинают свою жизнь, действуя с самых низких уровней мотивации, и, удовлетворяя свои потребности, они могут перейти к следующему. Согласно теории Маслоу, существующие типы мотивации разделены на пять различных уровней: физиологические потребности, безопасность, принадлежность, уважение и обновление.

Физиологические потребности

Этот уровень включает в себя все потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы гарантировать выживание и воспроизводство человека. Следовательно, он включает в себя такие элементы, как поиск пищи, воды, тепла, убежища и секса. Они находятся на очень низком уровне мозга и имеют абсолютный приоритет над всеми другими типами.

Потребности в безопасности

Как только цели выживания достигнуты, человек начинает больше заботиться о своем благополучии и безопасности в долгосрочной перспективе. На этом уровне мы находим цели, связанные, например, с финансовым уровнем, физическим здоровьем и стабильностью как на личном уровне, так и на уровне окружающей среды, в которой человек живет.

Потребности в членстве

Третий уровень теории мотивации Маслоу связан с необходимостью общаться с другими людьми, будь то в форме дружбы или отношений. Те, кто находятся в этой точке, ориентированы на формирование прочных и стабильных отношений, основанных на любви и взаимном уважении.

Потребность в уважении

Четвертый уровень пирамиды Маслоу связан с необходимостью чувствовать себя уважаемым другими людьми и собой. Те, кто находятся на этом этапе, обычно пытаются изменить ситуацию, внести что-то в мир и выделиться в чем-то конкретном, будь то на рабочем или личном уровне.

Необходимость обновления

Последний уровень, описанный Маслоу, является самым редким, и, по оценкам, сегодня на нем работает менее 10% населения. Те, кто здесь, в основном сосредоточены на том, чтобы извлечь из этого максимальную пользу во всех областях и полностью раскрыть свой потенциал.

— Теория необходимости достижения

Многие из классических теорий мотивации (особенно те, что исходят из бихевиоризма) не рассматривали возможность того, что человек будет действовать мотивированным образом, если не будет внешнего подкрепления, которое побудило бы его к этому.Однако, по мнению Макклелланда, некоторым людям нужно подталкивать себя к тому, чтобы стать лучше просто ради удовлетворения от этого.

Эта теория мотивации очень полезна для объяснения того, почему определенные люди способны на очень трудные достижения в ситуациях, когда кажется, что вознаграждения недостаточно, как, например, в случае научного исследователя, который преуспел в своей области после многих года напряженной работы без какого-либо внешнего признания.

— Теория основных потребностей

В этой теории потребность в достижении такая же, как у Макклелланда. Люди, которые мотивированы таким образом, действуют, чтобы чувствовать себя хорошо при достижении своих целей, и внешние награды для них не так важны.

Потребность в членстве совершенно другая. Людей с этой базовой потребностью мотивирует в первую очередь их потребность в том, чтобы их принимали и любили другие. Они, как правило, чувствуют себя некомфортно в конфликте и ищут социальной поддержки во всем, что делают. Из-за этого их цели часто определяются тем, чего, по их мнению, хотят окружающие.

Наконец, люди, нуждающиеся во власти, испытывают желание контролировать все аспекты своей жизни и жизни других. Обычно они стремятся достичь статусных позиций, на которых они могут влиять на других людей; и их гораздо больше заботит свое социальное положение, чем цели, которых они достигают или достижения, которых они достигают.

— Эволюционная теория мотивации

Эволюционная теория мотивации, таким образом, защищает, что наши желания, инстинкты, импульсы и цели напрямую связаны со средой, в которой мы развиваемся как вид. Таким образом, наш образ действий будет определяться тем, что означало бы большую вероятность выживания и воспроизводства в нашем эволюционном прошлом.

Очень важной частью эволюционной теории мотивации является теория оптимизации. Согласно этой парадигме, люди всегда стремятся максимизировать получаемые нами награды, сводя к минимуму энергию, которую мы тратим на их получение. Таким образом, мы постоянно проводим анализ затрат и выгод.

— Теория ожиданий

Теория ожиданий утверждает, что люди будут выбирать, как действовать, исходя из последствий, которые они ожидают от своего поведения. Следовательно, согласно этой теории, цели людей на 100% прагматичны и зависят от контекста, в котором они движутся.

Однако теория ожиданий основана не только на вознаграждениях, которые считаются достижимыми, но и на том, насколько вероятно, что человек решит, что они будут даны. Таким образом, люди склонны изо всех сил стараться достичь чего-то, что, как мы знаем, произойдет при соблюдении определенных условий, чем если мы считаем, что награда лишь вероятна.

С другой стороны, когда мотивация человека анализируется на основе этой теории, исследуются три элемента: ожидания, инструментальность и валентность. Основываясь на этих трех характеристиках, желание людей действовать будет увеличиваться и уменьшаться вместе с их вероятностью действовать целенаправленно.

— Теория снижения импульса

Теория снижения влечения фокусируется на идее, что люди действуют, прежде всего, для максимального удовлетворения наших потребностей с целью поддержания состояния равновесия, известного как гомеостаз. Эта теория была впервые предложена в 1943 году Кларком Халлом.

В дополнение к этому, теория снижения влечения делает различие между первичной и вторичной мотивациями. Первичные из них связаны с непосредственным удовлетворением наших естественных импульсов, таких как голод, жажда или потребность в сексе.

С другой стороны, вторичные мотивации связаны с косвенным удовлетворением наших импульсов. Например, желание получить деньги связано с тем, что с помощью этого элемента мы можем покупать еду или жилье, что, в свою очередь, может помочь нам удовлетворить наши основные потребности.

— Теория возбуждения

Теорию возбуждения предложили психологи Стэнли Шехтер и Джером Э. Сингер. Его основная идея заключалась в том, что наша мотивация зависит от активации нервной системы, которая вызывает психологическое состояние бдительности и возбуждения и переводится в так называемое возбуждение.

Шехтер и Сингер изучили состояние мозга нескольких пациентов и обнаружили, что дофамин, нейромедиатор, отвечающий за уровень бдительности и удовольствия, вызывает очень важные изменения в мотивации. На основе этого открытия психологи определили, что различия в мотивации связаны с чувствительностью к этому веществу.

Фактически, было доказано, что когда человек достигает важной для него цели, он получает дозу дофамина, которая доставляет огромное удовольствие и увеличивает вероятность того, что он снова будет вести себя мотивированным образом в будущем. Поэтому для тех, кто защищает эту теорию, цели должны быть как можно более подкрепляющими, чтобы поддерживать адекватное психическое состояние.

— Теория стимулирования

Теория стимулов в мотивации основана на принципах бихевиоризма, которые устанавливают, что люди действуют направленно только в ответ на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.

Таким образом, те, кто отстаивает эту точку зрения, считают, что люди действуют не для того, чтобы быть счастливыми, или потому, что мы считаем их деятельность удовлетворительной, а чисто утилитарным образом.

Таким образом, согласно теории стимулов, люди будут действовать только для того, чтобы избежать наказаний или получить вознаграждение, причем оба эти фактора могут исходить как из окружающей среды, так и от других людей, а также из нашего внутреннего пространства. Например, человек может искать работу, чтобы избежать голода или улучшить свой социальный статус.

В теории стимулов такие элементы, как ценности, оставлены в стороне для более глубокого изучения других, таких как вероятность получения награды или наказания в случае выполнения определенного действия.

— Темпоральная теория

Теория временной мотивации была разработана исследователями Пирсом Стилом и Корнелиусом Кенигом. Оба психолога хотели изучить, как время и дедлайны влияют на человеческую мотивацию, с целью понимания таких явлений, как прокрастинация и постановка целей.

Исследования обоих психологов позволили им обнаружить, что мотивация человека возрастает по мере приближения к концу периода, в течение которого он должен выполнить определенное действие. Таким образом, прокрастинация была бы важным компонентом человеческой натуры, поскольку мотивация всегда низка, когда времени мало.

— Теория Фестингера

Одним из важнейших вкладов всего ХХ века в психологию была концепция когнитивного диссонанса, предложенная исследователем Леоном Фестингером. По словам этого психолога, когда есть несоответствие между нашими мыслями или убеждениями и нашими действиями, мы, как правило, испытываем глубокий дискомфорт.

Если этот дискомфорт достигает очень высокого уровня, мы будем мотивированы действовать таким образом, чтобы избавиться от него. Как правило, это приводит к поведению, которое больше соответствует нашим убеждениям, поскольку очень сложно изменить то, как мы видим мир.

Однако Фестингер также считал, что в тех случаях, когда когнитивный диссонанс очень силен, мы можем полностью изменить свои убеждения, чтобы адаптироваться к среде, которая не соответствует тому, что мы думаем.

Ссылки

Сфингомиелин: структура, функции, синтез и метаболизм

Источник

Памятка управленцу: все основные теории трудовой мотивации ясно и кратко

Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существуют различные подходы к описанию процесса возникновения и реализации потребностей у сотрудников.

Эти подходы отражены в различныхтеориях мотивации. Каждая из этих методик может что-то предложить руководителям, а различные их элементы во многих отношениях дополняют друг друга. Руководителям следует уметь выявлять потребности, способности и цели работников, а также учитывать различия в предпочтениях вида поощрения.

Условно все теории мотивации можно разделить на содержательные и процессуальные. Содержательные теории фокусируются на внутренних потребностях индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Процессуальные теории дают описание и анализ того, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается.

Выделяют три основных вида трудовой мотивации:

Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и вовремя отпуска, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.

Социальная или моральная мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Организационная (административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации — дисциплина труда, а ее результат — дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Источник

Основные теории мотивации: почему белка бежит за орехом?

в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть картинку в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Картинка про в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

Привет! Итак, продолжим наш цикл о мотивации. В предыдущей статье мы с вами выяснили, что для мотивации к действию нужна ярко выраженная потребность. Каждый готов совершать подвиги, но только в том случае, если ему это нужно (или он этого действительно хочет). Хорошо, но как формируются ваши потребности и желания? Что на них влияет, можно ли как-то контролировать этот процесс и причём тут белка? Сегодня мы с вами разберём основные теории мотивации и найдём ответы на эти вопросы.

Основные теории мотивации

Согласитесь, было бы здорово иметь переключатель «хотеть/не хотеть». Но увы, его нет. Вы чего-то хотите не только потому, что так решили. Вы можете решить научиться чему-то новому, избавиться от вредной привычки или в корне изменить свою жизнь. Но это не значит, что вы так и поступите, правда же? Как-то под новый год я решил, что буду регулярно вести блог, рассчитал время, обозначил план и даже написал об этом в статье. Но что-то снова пошло не так. У меня тоже нет такого переключателя.

Теории мотивации в психологии — это способы понять, почему вы мотивированы на те или иные действия. Их используют в работе с персоналом опытные менеджеры и, возможно, ваш руководитель тоже. Они пытаются выяснить, что вам нужно, чтобы вы больше «пахали». То есть стараются просчитать ваши желания и потребности, найти рычаги управления и сильнее мотивировать вас к работе. Отлично, если есть такой инструмент, вы можете его использовать в своих целях!

Теории мотивации бывают 2 типов:

Ниже мы рассмотрим 4 основные теории мотивации (по 2 каждого типа) и способы их применения в жизни. А поможет нам в этом белка из мультфильма «Ледниковый период». Если вы не в курсе, это второстепенный персонаж, который постоянно гоняется за орехом. Что бы ни происходило по сюжету, у белки «своя война». Что её мотивирует? Сейчас разберём.

Готовы? Тогда давайте по порядку!

Пирамида потребностей Маслоу

Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу — американский психолог, ставший известным благодаря своей иерархической модели потребностей. Он расположил основные потребности человека на ступенях так называемой пирамиды Маслоу, а затем объявил, что все мы движемся по ней вверх.

Суть пирамиды Маслоу заключается в следующем: как только вы достаточно удовлетворите текущие потребности, у вас появится мотивация двигаться дальше.

в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть картинку в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Картинка про в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

Вот, допустим, белка с орехом. Почему её не интересует основной сюжет? Она практически ни с кем не вступает в контакт, потому что стремится лишь к одному — сохранить орех. То есть она находится где-то на первых двух ступенях пирамиды Маслоу — думает только о еде и безопасности.

Применение теории мотивации Маслоу:

Попробуйте мысленно прогуляться по ступеням пирамиды Маслу. Подумайте, насколько вы удовлетворены на каждой из них. Где вы сейчас? Не пытаетесь ли перешагнуть что-то важное для себя?

Проблемы с мотивацией могут возникать по той причине, что вы стремитесь не к тому, что вам действительно нужно. Не ставите ли вы себе ложных целей, занимаясь самообманом? Грубо говоря, у вас могут не клеиться отношения с окружающими потому, что вы попросту хотите есть.

Разобравшись с тем, насколько удовлетворены ваши потребности на каждой ступени пирамиды Маслоу, вы поймёте, на что нужно сделать упор.

Следующая теория исправляет недочёты пирамиды Маслоу.

Теория потребностей Клейтона Альдерфера (теория ERG)

Психолог из Йельского университета Клейтон Альдерфер решил упростить пирамиду Маслоу и добавить немного человечности. Он внёс 2 изменения.

Первое — он выделил всего 3 основные потребности:

Из первых букв и получилось название — теория ERG.

Второе изменение — психолог допустил, что вы можете перемещаться между основными потребностями не только вперед:

Если на каком-то этапе вы сталкиваетесь с разочарованием, акцент вашего внимания перемещается на предыдущую ступень:

Существование Сопричастность Рост

Например, вы пережили тяжёлое расставание, развод, потеряли друзей. Ваши потребности в любви и общении (Сопричастность) теперь не удовлетворены, и вы начинаете больше внимания уделять работе, зарабатыванию денег, материальному обустройству вашей жизни (Существование). Другими словами, вы делаете шаг назад.

Как только вы сделаете шаг назад и наведёте там порядок, у вас появятся силы и мотивация двигаться дальше.

Как работает теория ERG:

в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть картинку в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Картинка про в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

А как дела у белки? Были моменты, когда она взаимодействовала с основными персонажами. Но так, для галочки, и без особого энтузиазма. Как только дело касалось ореха, всё остальное отходило на второй план. Потому что у нашей белочки слабо удовлетворена потребность «Существование». Поэтому кроме ореха у неё ни на что не хватает мотивации.

Применение теории ERG:

Бывает, что будто упираешься в стену и просто не можешь двигаться дальше. На смену мотивации и оптимизму приходит фрустрация, так как у вас не получается удовлетворить ваши потребности. Руки опускаются, и вы уже готовы забросить свою затею, какой бы замечательной она ни была.

Например, проблемы в отношениях с людьми могут быть из-за того, что у вас не удовлетворена потребность «Существование» — долги, потеря работы, поиск нового жилья и так далее.

Не стоит биться головой о стену, это никогда не приводило ни к чему хорошему. Сделайте шаг назад и наведите там порядок. Иногда полезно немного отступить, чтобы взять низкий старт. Но не в стену, это я образно.

Клейтон Альдерфер допускает, что для разных людей основные потребности могут иметь разный вес. Одному важнее чувствовать себя частью большой семьи или сообщества, для другого важны материальные блага или развитие своего потенциала. Или орех.

Теория ожиданий Врума

У меня была какая-то тактика, и я её придерживался. Александр Несяев, лучшее спортивное интервью

Канадский психолог Виктор Врум предположил, что наличия активной потребности недостаточно для мотивации к действию. Если помните, к такому же выводу мы пришли в предыдущей статье. И что же делать?

Теория ожиданий Врума даёт ответ. Чтобы начать действовать, у вас должна быть тактика действий и надежда на результат. Вознаграждение должно стоить затраченных усилий, ожидания должны быть оправданы, и тогда вы будете достаточно мотивированы.

в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть картинку в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Картинка про в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

Посмотрите на белку. Она снова и снова бросается за орехом. Почему? Потому что она верит, что поймает его. Орех всегда рядом! Награда близко и стоит стараний. Поэтому белка прилагает максимум усилий, она очень мотивирована.

На теории ожиданий построены фильмы, сериалы и игры. Они постоянно подогревают ваш интерес и дают бесконечные вознаграждения. Вы ожидаете, что вам снова понравится. Игры… Сейчас я играю в одну затягивающую онлайн-стратегию, и она просто пропитана ожиданием награды. «Сделай это, и получишь вот это! Приложи усилия, и ты получишь новую награду! Хочешь больше наград? Давай номер карты, мы ускорим процесс!»

Но в реальной жизни вы не уверены, что результат будет, а восторг от наград случается не так часто. Поэтому почти никто из тех, кто мечтал стать космонавтом, ничего для этого не делает. Лучше поиграть.

Формула мотивации Врума

Пожалуй, лучшая формула мотивации, моё почтение! Врум ввёл понятие валентности — насколько вознаграждение соответствует ожиданиям:

Мотивация = Ожидание результата * Ожидание вознаграждения * Валентность

Чем выше значение каждой переменной, тем сильнее мотивация. Если один из пунктов равен нулю, то мотивация тоже равна нулю. Поэтому, если вы думаете «Оно того не стоит» или «У меня всё равно ничего не получится», то так он и есть. Белка так не думает. Будьте, как белка.

Перед моим домом растут цветы. Я вижу, как много усилий прилагает моя жена, чтобы всё выглядело красиво. Выходит действительно красиво, но она проводит там слишком много времени. И всё ради того, чтобы приходя домой с работы один раз в день видеть клумбу. Я хочу, чтобы было красиво? Да. Я готов тратить время, копаясь в клумбе? Нет. Как по мне, это не стоит затраченных усилий и времени, поэтому я не особо мотивирован ей помогать. Прости, дорогая. Может, залить бетоном? Усилий мало, и результат навсегда. Вот это того стоит. И гномика поставим.

Применение теории ожиданий Врума:

Верите ли вы в то, что делаете? Стоит ли результат затраченных усилий? Если цель кажется недостижимой или нелепой, вы не сможете найти достаточно мотивации для её достижения.

Попробуйте пересмотреть отношение к своим целям:

Когда вы выполняете маленькие цели, вы сразу видите результат и получаете вознаграждение. Это подстёгивает вас двигаться дальше и в разы усиливает мотивацию.

Модель Портера-Лоулера

Сегодня это вишенка на торте из теорий мотивации. Модель Портера-Лоулера используют во многих прогрессивных компаниях в целях повышения мотивации трудящихся. Мой нынешний работодатель о ней, к сожалению, не слышал. Модель Портера-Лоулера переворачивает стандартный подход к мотивации труда с ног на голову, и вот как она это делает.

Существует распространенный и ошибочный подход среди менеджеров — сперва появляется мотивация, затем действие. Чем довольнее сотрудник, тем лучше он работает. То есть достаточно оговорить вознаграждение, зарплату, повышение, и человек будет мотивирован. Но это не так. Например, вы знаете, что если будете бегать по утрам, то сбросите лишний вес, но почему-то всё равно не бежите.

Суть модели Портера-Лоулера заключается в следующем: к удовлетворению ведёт результативный труд, а не наоборот. То есть чем продуктивнее работает человек, тем он более доволен и мотивирован. Вот почему вместо того, чтобы читать бесконечные книжки о мотивации, лучше просто начать действовать. Просто наденьте кеды и бегите! Ловите свой орех!

в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть картинку в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Картинка про в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

Формула мотивации Портера-Лоулера включает в себя 5 переменных:

Вы будто весёлый паровозик — набираете обороты и испытываете удовлетворение от собственных действий. И вместе с тем усиливается ваша мотивация. Погодите-ка… Может именно поэтому возле моего дома я вижу цветы? Дорогая, ты попала в зависимость от клумбы? Нам надо поговорить!

Применение модели Портера-Лоулера:

Не ждите момента, когда у вас будет достаточно мотивации. Можно вечно читать книги и смотреть мотивирующие видео. Вам действительно будет казаться, что вы поступаете правильно. Вы будете испытывать удовлетворение от того, как представляете, что уже воплощаете свои желания. Но это ложное удовлетворение, вы просто обманули свой мозг.

Никто не запрещает читать книги, просто при этом начните действовать. Сдвиньте этот поезд с места, и вам будет сложно его остановить. Обращайте внимание на то, чего вы уже добились, на свой вклад. Это всё сделали вы!

Некоторые ̶у̶м̶н̶и̶к̶и̶ специалисты советуют вести дневник достижений. Так вы наглядно будете видеть результаты своих действий и получать новый заряд мотивации.

Давайте подведём итог:

Может, у вас есть что добавить или где-то меня поправить? Да, я в данной теме не эксперт. Но я стараюсь изложить для вас полезную информацию в удобном и понятном виде. Хотел бы в кратком, но с этим беда. Так что буду рад любым вашим комментариям. Для меня это награда, которая мотивирует меня заниматься блогом дальше. А то буду всё время только играть и смотреть сериалы!

Если вы дочитали до этого момента, то знайте — я вами горжусь! Теперь вам не составит труда подписаться на обновления моего блога. Вы же не хотите пропустить продолжение цикла статей о мотивации? В следующей серии мы поговорим о том, как найти мотивацию, в конце-то концов! Не переключайтесь!

Желаю вам поймать самый желанный орех. До скорого! Ваш Александр Горохов в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Смотреть картинку в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Картинка про в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями. Фото в концепции мотивации какого автора мотивы определяются потребностями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *