в основе какого жеста лежит дактилема буквы а можно десять арест
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ).
3.1. Содержание программы включает комплекс разделов, направленных на изучение дактилологии, жестовой речи, использование дактильной и жестовой речи в процессе общения.
3.2. Реализация программы по заочной, очно-заочной формам, с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы не допускается.
3.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 72 академических часа.
3.4. Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий.
3.5. При проведении практических занятий учебная группа делиться на подгруппы для более эффективного усвоения материала.
3.7. В период обучения осуществляется текущий контроль знаний и промежуточная аттестация слушателей по дисциплине.
3.8.Освоение примерной программы профессионального обучения (повышения квалификации) завершается квалификационным экзаменом.
3.9. Реализация программы построена на совместной творческой, коммуникативной деятельности преподавателя и слушателей, использовании активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумов, тренингов и т.д.).
3.10. Обучение должно обеспечиваться учебно-методической документацией по дисциплине. Обучающиеся по программе профессионального обучения (повышения квалификации) в ФГКОУ ВО ВСИ МВД России обеспечиваются доступом к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, что позволяет в полной мере обеспечить реализацию программы: предоставлена возможность пользоваться фондами общей библиотеки института, организован доступ к полнотекстовым ресурсам электронно-библиотечной системы – электронной библиотеке, а также доступ к информационно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант».
3.11. Необходимая материально-техническая база: предусмотрено использование различных средств мультимедийного сопровождения учебного процесса (проекционная аппаратура, мультимедиапроектор, ноутбук, экран, звуковая система, DVD-проигрыватель); презентационные материалы (комплект слайдов в формате Microsoft Office Power Point); учебные видеофильмы; плакаты; раздаточные материалы.
4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Контроль успеваемости слушателей – важнейшая форма контроля образовательной деятельности, включающая в себя целенаправленный систематический мониторинг освоения обучающимися примерной программы в целях:
— получения необходимой информации о выполнении обучающимися программы профессионального обучения (повышения квалификации);
— оценки уровня знаний, умений и приобретенных (усовершенствованных) обучающимися компетенций;
— стимулирования самостоятельной работы обучающихся.
4.1. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Реализация программы профессионального обучения (повышения квалификации) сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формой проведения промежуточной аттестации является зачет как форма проверки знаний, умений, навыков, уровня сформированности компетенций обучающихся по первому и второму разделу. Форма проведения зачёта – комбинированная (тестирование и дактилирование фразы). Оценка по результатам зачёта носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.
4.2. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Освоение программы профессионального обучения (повышения квалификации) завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) для обучающихся проводится в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения». Квалификационный экзамен включает в себя проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований и практическую квалификационную работу, предусматривающую выполнение следующих заданий:
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
б) приказом МВД России от 23.09.2015 № 867;
а) в Указе Президента Российской Федерации от 1.03.2015 № 248;
б) в приказе МВД России от 18.05.2015 № 657;
в) в п риказе М ВД России, Минобрнауки России от 15.06.2015 № 681/587.
3. Как называется принцип, заключающийся в уважительном, терпимом отношении к людям с учётом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев?
а) принцип гуманизма;
б) принцип справедливости;
в) принцип коллективизма;
г) принцип толерантности.
4. О каком понятии этики идет речь в данном определении: «система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном»?
г) долг.
5. Что не относится к специфическим чертам профессиональной морали сотрудника ОВД?
а) специфика труда сотрудника ОВД обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными);
б) моральные нормы в условиях правоохранительной деятельности юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством;
в) нормы и принципы профессиональной морали сотрудников ОВД носят повелительный характер;
г) нормы и принципы профессиональной морали сотрудников ОВД не всегда носят обязательный характер.
6. Как называется ручная азбука, применяемая в общении с неслышащими?
г) лексикология.
7. Когда используется дактильная речь?
а) в непосредственном общении;
б) для отсроченной передачи;
в) для разговора по телефону;
а) книги много знач. т для меня;
в) девушки маш. т платком;
г) больные дыш. т тяжело.
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
а) бл. снуть на солнце;
в) зам. рли в ожидании;
г) соб. раться в поход.
10. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква З?
а) бе. церемонный, бе. грамотный, ни. провержение;
б) чере…чур, бе. вкусный, во. препятствовать;
в) в. бешенный, в. тревоженный, ди. позиция;
г) ра. жалобить, ра. двоение, бе. жизненный.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ПРОМЕЖУТОЧНУЮ АТТЕСТАЦИЮ
Примерные тесты
1. На какой основе возникла русская дактильная речь?
а) на буквенной орфографической основе;
б) на слоговой основе;
в) на фонетической основе.
2. Дактильная русская азбука является:
3. Дактилемы дактильной русской азбуки изображаются:
а) конфигурацией пальцев рук;
б) указанием на части тела;
в) конфигурацией пальцев обеих рук одновременно.
4. Дактильная речь состоит из:
5. Дактилеме какой буквы соответствует описание: правая рука расположена на уровне правой ключицы, повернута ладонью от себя, большой и средний пальцы согнуты и соприкасаются кончиками, остальные пальцы прямые, направлены вверх и не соприкасаются.
в) О.
6 Дактилеме какой буквы соответствует описание: правая рука расположена на уровне правой ключицы, повернута ладонью от себя, мизинец и большой пальцы соприкасаются, указательный, средний и безымянный пальцы соединены и направлены вверх.
в) Щ.
7. Дактилеме какой буквы соответствует описание: правая рука расположена на уровне правой ключицы, повернута ладонью к себе, пальцы направлены вниз, указательный и средний пальцы прямые, соприкасаются друг с другом, остальные пальцы сложены в кулак.
9. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Б»?
10. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «В»?
11. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Г»?
12. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Д»?
13. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Е»?
14. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Ж»?
15. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «З»?
16. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «И»?
17. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «К»?
18. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Л»?
19. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «М»?
20. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Н»?
21. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «О»?
22. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «П»?
23. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Р»?
24. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «С»?
25. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Т»?
26. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «У»?
27. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Ф»?
28. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Х»?
29. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Ч»?
30. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Ш»?
31. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Ы»?
32. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Э»?
33. В основе какого жеста лежит дактилема буквы «Я»?
34. Правая рука расположена на уровне лица, повернута ладонью к себе, пальцы направлены вверх, конфигурация руки – дактилема буквы В, подушечками пальцев рука сначала касается лба, а затем подбородка. Жест, обозначающий:
35. Правая рука расположена на уровне правой ключицы, повернута ладонью влево, пальцы направлены вверх, конфигурация руки – дактилема буквы В, рука поворачивается в запястье, меняя направление ладони: «влево – от себя». Жест, обозначающий:
36. Правая и левая руки расположены на уровне груди, повернуты ладонями вниз, пальцы обеих рук направлены друг к другу, конфигурация рук – дактилема буквы Ы, кончики указательных пальцев обеих рук соприкасаются, затем руки двигаются в разные стороны, не меняя направления рук и пальцев. Жест, обозначающий:
37. Правая и левая руки расположены на уровне груди, повернуты ладонями вниз, пальцы обеих рук направлены от себя, растопырены и шевелятся, одновременно поднимаясь вверх до уровня плеч. Жест, обозначающий:
38. Правая рука расположена на уровне правой части груди, повернута ладонью вниз, пальцы направлены влево, конфигурация руки – дактилема буквы Ы, указательный палец боковой стороной прикасается к левой части грудной клетки. Жест, обозначающий:
39. Правая рука скользит по тыльной стороне левой ладони от запястья к кончикам пальцев и обратно. Жест, обозначающий:
40. Правая ладонь, слегка касаясь кончиками пальцев, скользит по левой ладони. Жест, обозначающий:
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ИТОГОВУЮ АТТЕСТАЦИЮ В ФОРМЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Я работаю в полиции 10 лет, а сейчас я на курсах жестового языка. Учиться жестовому языку интересно, но очень трудно. Сейчас я уже знаю дактиль и могу перевести разные слова на жестовый язык. Мы выучили жесты по темам: «знакомство», «природа», «семья», «внешность человека», «дом», «посуда», «мебель», «одежда и обувь», «цвет», «транспорт», «работа», очень долго мы изучали профессиональную лексику. Я узнал много нового про глухих людей, а особенно меня впечатлила жестовая песня. Мне понравились наши занятия. Уверен, эти знания будут необходимы в моей работе!
Перечень моделей ситуативно обусловленного
«Знакомство», «обращение», «приветствие», «представление», «правила поведения во время проведения мероприятия», «справочные службы вокзалов и аэропортов», «ориентирование в городе», «правила поведения в общественных местах», «нарушение общественного порядка», «предупреждение о несовершении действий», «установление личности», «проверка документов», «требование прекращения правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий должностных лиц», «запрет курения, распития спиртных напитков, повышенного шума», «удаление граждан с места совершения правонарушения или происшествия», «изъятие вещей и документов», «составление протокола об административном правонарушении», «первая помощь при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью граждан», «нарушение правил дорожного движения (превышение скорости, нарушение правил парковки, стоянка в запрещенном месте, проезд на запрещенный сигнал светофора, нарушение правил обгона, управление автомобилем с непристегнутым ремнем безопасности)», «вождение в состоянии алкогольного опьянения», «отстранение от управления транспортным средством», «задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации», «переход проезжей части дороги в неустановленных местах», «оцепление (блокирование) участков местности», «временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах», «личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства» и др.
6. Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России.
7.2. БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ:
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Презентация для семинара «Дактилология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Термин «дактилология» происходит от греческих слов: dactilos – палец, logos – слово. греч. dactilos греч. logos */16 – палец – слово Дактилология
Дактилология – 1) алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук); 2) общение при помощи ручной азбуки, т.е. дактильная речь. Дактилология используется в общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих, слабослышащих, а также в межличностной коммуникации глухих и слабослышащих. Термин «дактилология» используется в двух основных значениях.
Правила дактилирования. Дактилология — ручная (пальцевая) азбука — является специфическим средством общения: по функции дактильная речь однозначна устной, по основе — письменной речи. В русской дактилологии 33 дактильных знака, каждый из которых соответствует начертанию буквы. Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам: дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; кисть не закрывает лицо; ладонная сторона повернута от себя*; дактилирующая рука чуть сдвигается влево**;
глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; дактилирование ведется плавно и слитно; разделение слов обозначается паузой; в конце фразы (сегмента) делается остановка; дактилирование сопровождается артикуляцией; дактилируют так, как пишут, соблюдая нормы правописания (орфографии); в словах с удвоенными согласными следует чётко дактилировать обе согласные, делая между ними паузы. *Кроме тактильных знаков Г, Л, М, П, Т. ** Чтобы избежать зеркального письма.
* ВОВА ВАФЛЯ НОРА ЁЖ ЮРА ЕНОТ ФОНАРЬ ЖАЛО РЕКА ЖЮРИ ВАНЯ ЖОРА ЖЕНЯ КОРА РАМА
* С Э М Л К П Т Ш Щ Ц Ч У Г
* Продактилируйте слова: «молоко», «лестница» Проверьте себя ПУСК Дактильная речь обращена, как правило, к глухому собеседнику, который воспринимает зрительно дактилирование и зрительно (или слухо-зрительно) устную речь говорящего. Это необходимо учитывать. Запомните! Дактилирование сопровождается артикуляцией; дактилируют так, как пишут, соблюдая нормы правописания (орфографии), при этом произношение соответствует нормам орфоэпии. [малако] [л,эсница]
* Продактилируйте поговорки (совместное дактилирование): У страха глаза велики. Семь пятниц на неделе. Бабушка надвое сказала. Продактилируйте пословицы (совместное дактилирование): Один в поле не воин. Слово не воробей: вылетит – не поймешь. Кто родителей почитает, вовек не погибнет.
* Домашнее задание: Азбука Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква М. Т Ударилась немножко Ж рассыпалась совсем. Потеряла буква Ю Перекладинку свою.
* Очутившись на полу, Поломала хвостик У. Ф, бедняжку, так раздуло- Не прочесть ее никак. Буква Р перевернуло Превратило в мягкий знак! Буква С совсем сомкнулась- Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого.
* Да-да-да-из крана льётся чистая вода. Ду-ду-ду-я на улицу гулять пойду. Ди-ди-ди – когда часто идут дожди? Ба-ба-ба- в лесу стоит изба. Би-би-би-кошка громко не кричи. За-за-за – вот коза. Зу-зу-зу – я пасу козу. Продактилируйте чистоговорки ( совместная работа и работа в парах):
* Придумайте слова и предложения с пройденными дактилемами.
* А что мы будем делать на следующем занятии?
* Сергей Есенин БЕРЕЗА Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Продактилируйте стихотворение (по цепочке):
* Совместное дактилирование алфавита.
* Совместное дактилирование плавил:
*/16 Источники информации Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. Гейльман И. Ф. Специфические средства общения глухих: Дактилология и мимика: В 5 ч. – Л., 1975–1979. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. Осокина Л.М. Дактилология. Учебное пособие, часть 1.- М.: «Лика», УМЦ ВОГ, 2013 http://codenlp.ru/lab/daktil-clova-na-bukvu-ts.html http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/daktilologija-196399.html https://www.kidsbuka.ru/book/9785947435665
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Презентация для семинара «Техника дактилирования и элементарные жесты» для обучению педагогов, которые начинают свою деятельность в сурдопедагогике или хотят вспомнить имеющие знания по дактилированию. Сам семинар включает в себя шесть занятий и в данном случае представлена презентация, которая сопровождает все эти шесть дней.
Номер материала: ДБ-681493
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дактилология
Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.
Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова.
Содержание
Описание
Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.
Дактилемы (буквы из дактильного алфавита) — различные положения пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдаленно напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.
В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы пиньинь, фонетического алфавита, которым пользуются в наше время.
Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.
При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.
Основные правила [2] [нет в источнике 329 дней]
Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам:
История возникновения
Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности.
Возникла дактилология, согласно преданию, в XVI веке, основана монахом-цистерцианцем Педро Понсе де Леоном (Pedro Ponce de Lion, 1520—1584). Первоначально использовалась для соблюдения принятого в ордене цистерцианцев обета молчания, но потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra). В 1620 же году испанский монах-бенедиктианец Хуан Пабло Бонет опубликовал книгу «Упрощение букв и искусство обучения речи глухих».
Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом (J. P. Bonet). Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра (R. Pereira) и Делепе (Ch. M. De L’Epee), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галлодетом (Т. Н. Gallaudet) и Клерком (L. Clerc).
А вот британский дактильный алфавит, первая публикация которого относится к 1698 г., построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный. Его современная модификация широко используется, помимо Великобритании, также в Австралии, Южной Африке и других странах.
Впоследствии дактиль стали использовать для общения глухих между собой и со слышащими, владеющими этой азбукой. В отечественной практике при обучении слепоглухонемых дактилология является ведущим, но не единственным средством общения. В 1963 году разработан Международный пальцевый алфавит для использования в общении людей разных стран, к примеру, на Олимпиадах или конгрессах Всемирной федерации глухих.
Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
При дактильной речи точно придерживаются традиционных норм правописания. В процессе маноральной (от лат. manus — рука и oralis — устный) системе речи, то есть при визуальном считывании с губ, говорящий руками подает собеседнику вспомогательные знаки, помогающие глухому уловить трудно различимую визуально разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).
Одноручная и двуручная
В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, они используются в Британии). Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва». Этот же алфавит используется в странах Британского содружества, таких, как Австралия, где он был введен в 1860 году.