в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Первый киносеанс в Петербурге. Начало производства кинофильмов

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Через несколько дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом этого же года фильмы Люмьера демонстрировались на Нижегородской ярмарке. Именно там синематограф увидел М. Горький, который оставил подробное описание своих впечатлений: «Вчера я был в царстве теней…Там звуков нет и нет красок. Там все…окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Подводя итог своим впечатлениям, писатель пророчески предрек «этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности…широкое распространение», но вместе с этим сделал неутешительный вывод: «раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей.. синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата».

Вход в сад Аквариум со стороны Каменноостровского
проспекта. Открытка начала 20 века

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

В том же 1896 году демонстрация фильмов братьев Люмьер началась в первом петербургском кинотеатре на Невском проспекте, 46. В первые годы в России зрители могли видеть только иностранные фильмы, в основном французские. Сами же французы, заботясь о популярности своего изобретения, стали снимать сюжеты из российской жизни. Так, уже в 1896 году французские операторы снимали коронацию Николая II, а затем стали появляться фильмы о донских казаках, о рыбной ловле в Астрахани, о добыче нефти в Баку, о визитах глав иностранных государств, о военных маневрах. Делались попытки снимать и художественные фильмы на сюжеты из русской истории, для этого французских актеров переодевали в старорусские боярские костюмы.

Александр Дранков

Сцена из фильма Понизовская вольница

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Стремясь быть первым в конкуренции с европейскими создателями кинолент, Дранков умудрялся попадать и в царский дворец, и в городские трущобы. Несмотря на запрет Льва Толстого снимать его, Дранков все же провел съемки в Ясной Поляне, и даже осмелился заявить во всеуслышанье, что писатель согласился написать для него сценарий.

Дранков первым в России попытался снимать и художественные фильмы. Сначала он замахнулся на трагедию Пушкина «Борис Годунов», видимо, решающей при выборе сюжета была возможность нарядить актеров в старинные русские одежды. Но закончить этот фильм не удалось, и отрывки из него демонстрировались под названием «Сцены из боярской жизни». Но Дранков все равно не оставил мысль снять, как бы сейчас сказали, «костюмный» фильм, и следующим стал сюжет песни «Из-за острова на стрежень», который в кинематографическом варианте стал назваться «Стенька Разин и княжна» («Понизовская вольница»).

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Вслед за Дранковым в Москве съемки фильмов начинает Александр Ханжонков. Появление конкурента явилось для Дранкова неприятным сюрпризом, и он изо всех сил старается был лучшим, первым. На протяжении десяти лет соперничество Дранкова и Ханжонкова стало значительной движущей силой развития русского кинематографа.

Иван Мозжухин

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Вера Холодная

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс
Еще в 1908 году инженер Владислав Карпинский открыл на Каменноостровском проспекте свою фирму по производству фильмов. Для Петербурга это была вторая после ателье А. Дранкова кинематографическая студия. Хозяин назвал свою фирму «Омниум-кино», здесь снимали хронику, делали художественные фильмы, которые с удовольствием смотрели в Петербурге. После смены политической власти в стране все имущество «Омниум-кино» было передано Петроградскому кинокомитету. И именно здесь, на Каменноостровском проспекте, в бывшем саду «Аквариум», через несколько лет была создана новая кинофабрика, ставшая впоследствии знаменитой киностудией «Ленфильм».

Источник

16 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

В 80-х годах XIX столетия купец 1-й гильдии, бывший крепостной из тверского поместья князей Волконских Георгий Александрович Александров приобрел участок на Каменноостровском проспекте, чтобы соорудить на нем большой аквариум в несколько секций и за плату показывать посетителям морских и пресноводных рыб, а также водные растения. Рядом с аквариумом планировалось читать лекции о подводном мире. Но этим идеям Александрова не суждено было осуществиться.

В итоге на участке появились сад, ресторан и театр на две с половиной тысячи мест, за которыми закрепилось название «Аквариум».

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

16 мая 1896 года в летнем театре «Аквариума» давали оперетту «Альфред-паша в Париже». На спектакль зрителей заманивали обещанием показать синематограф. Перед третьим актом публика увидела знаменитое «Прибытие поезда».

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

В 1901 году перед «Аквариумом» соорудили ограду, входной портал-ротонду и открытую сцену.

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

В 1908 году инженер Владислав Карпинский основал на Каменноостровском проспекте одну из первых в Петербурге кинофабрик (его опередил лишь фотограф Александр Дранков, открывший киноателье).

Фабрика синематографических лент получила название «Омниум-кино». На ней снимались видовые и хроникальные фильмы, охотно покупавшиеся прокатными компаниями города.

Познавательные и документальные сюжеты Владислава Карпинского демонстрировались и в театрах Скобелевского комитета, который в 1912 году специально учредил кинематографический отдел.

В 1912 году в «Аквариуме» был сооружен «Дворец льда». Им стало первое в России здание для искусственного ледяного катка.

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

После Октябрьской революции 1917 года все имущество этого отдела, включая технику и киноленты, было передано в ведение Петроградского кинокомитета. Здесь и был в 1918 году снят первый советский фильм «Уплотнение» (сценарий Анатолия Луначарского, режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг).

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Для тех, кто хочет узнать больше:

💥Эти книги находятся в Библиотеках Петроградской стороны и ждут своих читателей!

💥Публикации в периодических изданиях:

💥Полные тексты статей из периодических изданий доступны для чтения на краеведческом электронном ресурсе *«Петроградский район» во всех библиотеках Петроградского района.

Ждем Вас на наших мероприятиях и будем рады видеть Вас в качестве наших читателей!

*Корпоративная база данных ЦБС «Петроградский район» (краеведческий электронный ресурс) содержит аналитические записи на статьи из сборников, периодических изданий об истории, достопримечательностях и памятниках Петроградского района, об исторических личностях, имеющих отношение к району.

База данных формируется на основе библиографических записей на статьи из книг и сборников из фонда ЦБС Петроградского района, полных текстов статей из периодики (в т. ч. старых газет и журналов). База данных локальная, материалы хранятся на сервере ЦБС, доступна для всех пользователей ЦБС в стенах библиотек.

Источник

120 лет первому киносеансу в России

В театре знаменитого заведения «Аквариум» 120 лет назад состоялся первый в России кинопоказ, и именно отсюда кино начало свое победоносное шествие по городам и весям нашей страны.

Доподлинно известно, что до середины 1920-х годов на Каменноостровском проспекте – нынешнем месте расположения киностудии «Ленфильм» – работало популярное увеселительное заведение «Аквариум». Сад и театр под названием «Аквариум» были основаны купцом 1-й гильдии Георгием Александровым (1844-1910), который решил создать в России подобие лондонского театра и сада с таким же названием, где устраивались бы концерты, выставки, театральные представления.

Для этого в середине XIX века он приобрел участок земли на Петербургской стороне, где в мае 1886 года открыл сад и ресторан «Аквариум». В конце XIX века к зданию ресторана пристроили помещение театра, рассчитанное на 2,5 тысячи человек, который сначала называли Театром Александрова, а затем нарекли «Аквариумом».

В начале XX века перед «Аквариумом» по проекту архитектора Ивана Петрова возвели ограду, входной портал в виде полуротонды и открытую сцену. В 1904 году по проекту знаменитого архитектора Павла Мульханова на территории двора было построено здание Петербургского центрального рынка (ныне Пятый павильон). В 1905-1906 годах по проекту Д.А. Крыжановского были сооружены два доходных дома – №10 и 12, похожих друг на друга, как две капли воды.

Близ рынка тот же Мульханов выстроил часовню Иверской Божией Матери, в которой позднее отпевали основателя «Аквариума» Георгия Александрова. Эта часовня была закрыта в 1923 году и сейчас на ее месте пустырь.
В 1912 году в «Аквариуме» устроили «Дворец льда» с первым в России искусственным ледяным катком, оснащенным холодильными установками компании «Кири и Ко».

После революции помещения «Аквариума» были переданы кинофабрике «Севзапкино» для организации кинопроизводственного городка.
В 1956 году в глубине сада Георгий Петров возвел здание для библиотеки, кинозала и кафе, выполненное в стиле классицизма с колонным портиком и треугольным фронтоном. В 1960-е годы «ротонду» и ограду, выходившие на Кировский проспект (ныне Каменноостровский), разобрали. Сейчас идут работы над воссозданием садовой ограды.

Жизнь «Аквариума» полна ярких художественных событий. В театре «Аквариум» был устроен первый киносеанс в России, тут же, в саду, состоялся первый экспериментальный показ звукового кино – это фрагмент оперы А. Рубинштейна «Демон» (1929). Все знаменитости того времени, посещая Петербург, считали за честь выступить или побывать в заведении купца Александрова. В театре выступали Шаляпин, Утесов, а в ресторане нередко бывали банкиры, политики, сановники и «сам» Григорий Распутин. А также Чайковский, Блок, Глазунов, Горький… За четыре десятилетия своей истории детище Александрова повидало многое, став приютом для оперы и оперетты, сольных выступлений певцов и шансонье, колыбелью российского кино и резиденцией «Ленфильма».

История отечественного игрового кино началась с фильма «Стенька Разин» (второе название фильма – «Понизовая вольница»). Снимал «историческую былину» режиссер Владимир Ромашков, операторами были Александр Дранков и Николай Козловский. История сада и театра «Аквариум» собрана в книге петербургского историка кино Александра Позднякова «Листья аканта», откуда взяты и фотографии, представленные в нынешней исторической экспозиции.

Источник

История «живой фотографии» в России

16 мая 1896 года в Петербурге состоялся первый в нашей стране киносеанс. Показ коротких документальных фильмов знаменитых братьев Люмьер — «Прибытие поезда», «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Завтрак младенца», «Политый поливальщик» и других — длился около десяти минут, а потому «поместился» в антракт между 2-м и 3-м отделениями оперетты «Альфред-паша в Париже». Реакция зрителей была чрезвычайно бурной, а через несколько дней начинание столицы империи подхватила и Москва…

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

А самый первый в истории киносеанс состоялся за пять месяцев до петербургского дебюта. Произошло это 28 декабря 1895 года в Париже, в кафе на бульваре Капуцинок, где братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали свой синематограф, имевший необычайный успех. Именно эта дата считается днем рождения кино.

О новом парижском аттракционе довольно быстро узнали в других европейских столицах, и уже в феврале следующего года аппараты Люмьеров, с помощью которых можно было снимать и демонстрировать кинофильмы, появились в Лондоне, Брюсселе, в апреле — в Берлине, в мае — в Вене, Петербурге, Москве, а затем в Мадриде и Нью-Йорке. К концу года синематограф оказался в Египте, Индии, Японии и даже Австралии!

Первый российский киносеанс прошел в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте северной столицы. Он не был организован специально — десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер продемонстрировали, чтобы заполнить время антракта, но эффект от синематографа был потрясающим. Через пару дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом того же года фильмы знаменитых французов показывали уже на Нижегородской ярмарке! Здесь ленты увидел Максим Горький, который сделал подробное описание своих впечатлений.

«Вчера я был в царстве теней… Там звуков нет и нет красок. Там всё окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Размышляя над увиденным, писатель предрек этому «изобретению, ввиду его поражающей оригинальности… широкое распространение», но, вместе с тем сделал и печальный вывод: «раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей, синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата».

Летом того же 1896 года в первом петербургском кинотеатре, который располагался на Невском, 46, началась регулярная демонстрация фильмов братьев Люмьер. Поначалу зрители могли увидеть здесь только иностранные фильмы. Осенью «живая фотография» добралась до Киева, Харькова и Ростова-на-Дону.

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Заботясь о повышении популярности своего детища, изобретатели кино, французы, стали снимать сюжеты из жизни разных стран, где демонстрировались фильмы, в том числе и о России. Так, французские операторы зафиксировали на пленке коронацию Николая II, а затем сняли ленты о донских казаках, о добыче нефти в Баку, о рыбной ловле на Волге и даже о военных маневрах. Французы делали попытки снимать художественные фильмы на классические сюжеты, для чего своих актеров иностранцы наряжали в старорусские костюмы. Вскоре появились и первые отечественные кино-мастера.

Началось всё с «Первого синематографического ателье А. О. Дранкова», хозяин которого, известный журналист и фоторепортер Александр Осипович Дранков, попытался в 1907 году наладить собственное производство фильмов. Новое дело сопровождалось крикливой рекламой: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!» Помимо цены, в те годы фильмы сопровождались и обязательным указанием метража пленки: «Виды Москвы и Московский Кремль» — 153 м, 91 руб., 80 коп., «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» — 500 м., 180 рублей. Помимо документалистики, Дранков начал первым в России снимать и художественные фильмы.

Наибольшую известность приобрел его «костюмный» фильм «Стенька Разин и княжна», иначе называемый «Понизовская вольница». Актеры, наряженные в театральные костюмы и с приклеенными бородами, интенсивно жестикулируя, изображали кипение страстей вокруг атамана Стеньки Разина и персидской княжны. Несмотря на то, что сюжет и финал всем хорошо известны, между эпизодами в фильм были вставлены титры — для пояснения происходящего. Ленту сопровождала специально для нее написанная симфоническая музыка, автором которой стал композитор И. Ипполитов-Иванов.

В итоге фильм получился на семь с половиной минут. Его первая демонстрация состоялась 15 октября 1908 года и прошла с большим успехом, на волне которого у Дранкова появился конкурент — в Москве съемки фильмов начал Александр Ханжонков. Именно соперничество Дранкова и Ханжонкова стало на протяжении десяти лет наиболее мощной движущей силой развития русского кинематографа. К 1916 году в Петербурге существовали уже девять фирм по производству фильмов, работало 18 контор, занимавшихся прокатом, а также было зарегистрировано 144 кинотеатра, из них 30 только на Невском проспекте.

в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Смотреть картинку в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Картинка про в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс. Фото в помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

Любопытно, что именно на Каменностровском проспекте Северной столицы, там, где некогда состоялся первый российский киносеанс, незадолго до революции расположилась кинематографическая фирма инженера Карпинского. Хозяин назвал свое предприятие «Омниум-кино» — здесь снимали документальные ленты и делали художественные фильмы, которые с удовольствием смотрели в Петербурге и Москве. После 1917 года, когда кинематограф был объявлен важнейшим из искусств, все имущество «Омниум-кино» было передано Петроградскому кинокомитету. Тут, на месте театра-сада «Аквариум», впоследствии была построена знаменитая на весь мир киностудия «Ленфильм».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

В помещении какого петербургского театра состоялся первый в россии открытый киносеанс

В последних числах апреля 1896 года в столичных газетах появились сенсационные объявления. В них сообщалось о том, что 4 мая в помещении театра «Аквариум» состоится «первый в России показ последнего чуда науки — движущиеся на экране живые изображения синематографа Люмьера».

Летний театр «Аквариум», в котором 4 мая была устроена первая публичная демонстрация «живых фотографий», находился на Каменноостровском проспекте — там, где сейчас размещается киностудия «Ленфильм». Сеансы длились 15–20 минут; на них демонстрировались несколько коротких сцен, каждая из которых длилась не более минуты. Появление на неподвижном полотне экрана движущихся фигур людей, животных, особенно поезда, идущего в сторону зрительного зала, производило потрясающее впечатление. На страницах «Петербургского листка» отмечалось, что «восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось еще раз показать картину, изображающую прибытие поезда». Критик В. В. Стасов, побывав на таком сеансе, писал старшей дочери Л. Н. Толстого: «Есть ли у вас нынче в Москве то самое, что у нас есть в Петербурге и отчего тут у себя дома схожу просто с ума? Есть? Есть? Это, знаете, — движущаяся фотография. Господи, до чего может доходить гениальность изобретения в наши дни! До чего велика великость сегодняшних людей!»

6 мая 1896 года владелец небольшого магазина, размещавшегося рядом с «Пассажем», в доме № 46 по Невскому проспекту, открыл первый в столице кинотеатр. «Живые картины» быстро завоевали успеху публики. По данным на 1913 год, в Петербурге насчитывалось 144 кинотеатра, из них 25 — на Невском проспекте.

Вначале на экранах петербургских кинотеатров демонстрировались игровые фильмы только иностранного производства. Но уже в 1906 году в столице возникает «Первое синематографическое ателье А. О. Дранкова». Летом 1907 года в нем снимается несколько отрывков из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Эта картина, вышедшая на экраны под названием «Сцены из боярской жизни», была первой попыткой игрового фильма.

Первым же русским художественным фильмом считается картина «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»). Созданная также фирмой Дранкова по сценарию В. М. Гончарова режиссером В. Ф. Ромашковым, она появилась на экранах 15 октября 1908 года. В основу сценария этого 10-минутного фильма, разыгранного артистами петербургского Народного дома, легло содержание известной народной песни «Из-за острова на стрежень».

Таким образом было положено начало отечественной кинематографии.

А 7 ноября 1918 года в одном из лучших кинотеатров города «Сплендид-Палас» (ныне кинотеатр «Родина») необычайно торжественно прошла демонстрация первого советского художественного фильма «Уплотнение», посвященного проблемам жизни молодой Республики Советов. В картине рассказывалось, как передовая интеллигенция переходит на сторону победившего рабочего класса.

Сценарий фильма, снятого в исключительно сжатые сроки, был написан наркомом просвещения А. В. Луначарским. Картину создавали режиссеры А. П. Пантелеев, Д. Х. Пашковский и А. Долинов. Роль профессора Хрустина исполнил председатель Петроградского кинокомитета Д. И. Лещенко, а роль рабочего-слесаря Пульникова — артист И. Лерский.

С 1927 года группа ленинградских ученых и изобретателей во главе с профессором А. Ф. Шориным начала экспериментальные работы по созданию звукозаписывающей и звуковоспроизводящей киноаппаратуры. В 1928 году было проведено испытание аппаратуры звукового кино, созданной по методу А. Ф. Шорина.

Открытие же первого в СССР стационарного звукового кинотеатра, оборудованного аппаратурой системы А. Ф. Шорина, состоялось 5 октября 1929 года на Невском проспекте, в доме № 72, в котором находился кинотеатр «Кристалл-Палас». Зрителям в этот памятный день показывали «Звуковую сборную программу № 1». Значительное место в ней занимал документальный фильм «План великих работ», который рассказывал о трудовом героизме советских людей в годы первой пятилетки. Когда окончился сеанс и в зрительном зале зажгли свет, раздались дружные аплодисменты — награда тем, кто открыл новую страницу в истории кино.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *