в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время
В пределах какой территории проводится эвакуация в военное время
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст
1 Область применения
1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.
Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения
СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне»
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.
3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.
3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.
4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:
— работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;
— неработающие члены семей указанных работников;
— нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.
Рассредоточению подлежат следующие категории населения:
— рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;
— рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.
4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.
4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:
— в федеральных органах исполнительной власти:
— в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;
4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:
4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.
Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.
4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
— мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;
— мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.
4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.
4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов
5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:
— сборных эвакуационных пунктов (СЭП);
— промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);
— групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
— эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;
— приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);
— администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
Эвакуация населения в безопасные районы
Эвакуация населения в безопасные районы
Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного загрязнения.
Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:
Эвакуации на военное время подлежат:
б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;
в) материальные и культурные ценности.
В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
Эвакуация населения в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:
эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:
При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:
— эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;
— эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;
— промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
— приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
— группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
— администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.
Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий.
Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления район (пункт) размещения в загородной зоне.
При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации на территории другого субъекта РФ выделяется загородная зона по согласованию с органами исполнительной власти этого субъекта.
Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.
В пределах какой территории проводится эвакуация в военное время
ГОСТ Р 22.3.16-2019
(ИСО 22315:2014)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Safety in emergencies. Mass evacuation. Guidelines for planning
Дата введения 2020-04-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)] на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА
Введение
Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения.
Эвакуацией населения называется комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и их размещение в безопасном районе. В связи с этим для эвакуации населения характерна необходимость сотрудничества и использования ресурсов различных органов власти и организаций. Как правило, эвакуация населения затрагивает большое число людей или проводится с большой территории, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности.
Необходимость в эвакуации может возникнуть в связи с угрозой или возникновением опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий и техногенных аварий. В одних случаях требуется немедленная эвакуация, в других дается заблаговременное предупреждение (об эвакуации).
Эффективное планирование эвакуации крайне важно для сохранения жизни и уменьшения страданий людей. Планирование эвакуации помогает осуществлять успешное реагирование и является составной частью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения, поддержки принятия решений, повышению эффективности реагирования и повышению готовности населения и организаций к предупреждению чрезвычайных ситуаций. В нем также учитывается наличие таких факторов, затрудняющих эвакуацию людей, как забота о домашних животных, ценном имуществе, источниках средств к существованию.
Настоящий стандарт предназначен для лиц, отвечающих за планирование эвакуации населения, организацию массового приема и размещения эвакуированных.
В настоящем стандарте признается важность стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защиты имущества и сохранения окружающей среды, однако эти вопросы не являются здесь основными.
1 Область применения
Настоящий стандарт представляет основные принципы планирования эвакуации населения в части, касающейся обеспечения, контроля, оценки, анализа и повышения готовности. В нем установлены основные принципы всестороннего планирования эвакуации населения в случае любых идентифицированных опасностей. Он поможет организациям разрабатывать обоснованные планы эвакуации населения и оценивать их эффективность.
Настоящий стандарт предназначен для использования организациями, отвечающими за полное или частичное планирование эвакуации населения или участвующих в таком планировании. Он применим для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, участвующих в планировании эвакуации населения; неправительственных и общественных организаций; а также для социальных групп.
Настоящий стандарт охватывает принципы планирования эвакуации населения и нацелен на повышение эффективности проведения эвакуации в реальных условиях. Он поможет организациям выполнить свои обязанности по сохранению жизни и уменьшению страданий людей.
В настоящем стандарте не рассматриваются меры по стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защите собственности и природной среды.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.12/ИСО 22300:2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения
ГОСТ Р 22.3.09/ИСО 22320:2011 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применимы термины по ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 готовность (preparedness): Наличие знаний и возможностей, позволяющих эффективно прогнозировать опасные события и ситуации, реагировать на текущие опасные события и ликвидировать их последствия.
3.2 система оповещения на основе социальных связей (community-based warning system): Способ доведения информации до населения с использованием существующих связей в социальных группах.
3.3 угрожаемый район (area at risk): Территория, которая может пострадать в результате бедствия.
3.4 пострадавший район (affected area): Территория, которая подверглась воздействию бедствия.
4 Общие аспекты планирования эвакуации населения
4.1 Общие положения
Организации следует разрабатывать, внедрять и документировать прозрачные процессы принятия решений, при этом некоторые процессы являются общими для всех разделов планирования эвакуации населения. В разделе 4 подробно рассматриваются вопросы планирования, общие для разделов 5-11, в том числе:
— соответствие нормативным правовым актам (4.3);
— сбор и анализ информации (4.4);
— планирование распределения сил и средств (4.5);
— процессы планирования и документирования (4.6);
— налаживание эффективных многосторонних партнерских отношений (4.7);
— тренировки и учения (4.8).
4.2 Оценка риска
Организации необходимо развивать процессы менеджмента риска, включая оценку риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010. Должны выполняться следующие оценки риска:
— стратегическая (определение рисков, при которых необходимо объявлять эвакуацию) или тактическая (принятие решения на эвакуацию из районов с большой долей уязвимого населения) оценка риска;
— оценка риска для конкретных мест (включая территорию размещения эвакуированных);
— оценка известных рисков и соответствующих различных сценариев эвакуации;
— оценка риска до, во время и после эвакуации, чтобы понимать, как с течением времени меняется ситуация в части, касающейся уровня опасности, населения, инфраструктуры и транспорта.
Результаты оценки риска следует:
— использовать при управлении ресурсами и проведении эвакуации;
— актуализировать в период чрезвычайной ситуации по мере получения новых данных из различных источников.
4.3 Соответствие нормативным документам
Организации необходимо знать все применимые нормативные документы и разрабатывать планы эвакуации населения в соответствии с их требованиями.
Следует руководствоваться применимыми нормативными документами, действующими на международном, национальном, региональном и местном уровнях:
— при планировании эвакуации населения, обосновании разрабатываемых планов, мероприятий, решений и моделей;
— для понимания того, какие действия допустимы для защиты населения, а какие нет;
— при рассмотрении ситуаций отказа людей от эвакуации и для определения связанных с этим рисков;
— при рассмотрении обязанностей различных организаций во время эвакуации населения и положений, регулирующих деятельность этих организаций;
— чтобы обоснованно определить границы ответственности организации и минимизировать возможный ущерб для ее репутации.
Необходимо вести регулярный мониторинг таких документов в процессе планирования с целью выявления изменений, которые могут повлиять на планирование эвакуации населения.
4.4 Сбор и анализ информации
Информацию для планирования эвакуации населения следует собирать из различных источников и всесторонне оценивать. Собираемая информация должна включать следующие данные:
— демографические характеристики населения угрожаемого района;
— какая часть населения будет использовать для эвакуации собственный транспорт;
— сколько людей воспользуется пунктами временного размещения.
Качество собранной информации, ее надежность, возможные долгосрочные и краткосрочные последствия, а также ее влияние на решение об эвакуации следует оценивать с учетом следующих факторов:
— частота обновления информации;
— методы сбора информации;
— степень подробности информации.
Надежность и достоверность информации оценивают в соответствии с ГОСТ Р 22.3.09.
Для научно-обоснованного планирования эвакуации населения следует использовать информацию из проведенных ранее или новых исследований. Источниками такой информации могут служить:
— опросы, проводимые до и после эвакуации;
— отчеты по итогам ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— отчеты по итогам проведения учений;
— публикации и информация на интернет-сайтах завершенных проектов, исследований, а также профессиональных и правительственных организаций.