в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время

В пределах какой территории проводится эвакуация в военное время

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals

Дата введения 2021-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст

1 Область применения

1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.

Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне»

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.

3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.

4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:

— работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;

— неработающие члены семей указанных работников;

— нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.

Рассредоточению подлежат следующие категории населения:

— рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;

— рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.

4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.

4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:

— в федеральных органах исполнительной власти:

— в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;

4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:

4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.

Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.

4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

— мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;

— мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов

5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:

— сборных эвакуационных пунктов (СЭП);

— промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);

— групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

— эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;

— приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);

— администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Источник

Эвакуация населения в безопасные районы

Эвакуация населения в безопасные районы

в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время. Смотреть фото в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время. Смотреть картинку в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время. Картинка про в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время. Фото в пределах какой территории проводится эвакуация в военное время

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного загрязнения.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

Эвакуации на военное время подлежат:

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

в) материальные и культурные ценности.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Эвакуация населения в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:

эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:

При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

— эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;

— эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

— промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

— приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

— группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

— администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий.

Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления район (пункт) размещения в загородной зоне.

При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации на территории другого субъекта РФ выделяется загородная зона по согласованию с органами исполнительной власти этого субъекта.

Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.

Источник

В пределах какой территории проводится эвакуация в военное время

ГОСТ Р 22.3.16-2019
(ИСО 22315:2014)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Safety in emergencies. Mass evacuation. Guidelines for planning

Дата введения 2020-04-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)] на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

Введение

Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения.

Эвакуацией населения называется комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и их размещение в безопасном районе. В связи с этим для эвакуации населения характерна необходимость сотрудничества и использования ресурсов различных органов власти и организаций. Как правило, эвакуация населения затрагивает большое число людей или проводится с большой территории, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности.

Необходимость в эвакуации может возникнуть в связи с угрозой или возникновением опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий и техногенных аварий. В одних случаях требуется немедленная эвакуация, в других дается заблаговременное предупреждение (об эвакуации).

Эффективное планирование эвакуации крайне важно для сохранения жизни и уменьшения страданий людей. Планирование эвакуации помогает осуществлять успешное реагирование и является составной частью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения, поддержки принятия решений, повышению эффективности реагирования и повышению готовности населения и организаций к предупреждению чрезвычайных ситуаций. В нем также учитывается наличие таких факторов, затрудняющих эвакуацию людей, как забота о домашних животных, ценном имуществе, источниках средств к существованию.

Настоящий стандарт предназначен для лиц, отвечающих за планирование эвакуации населения, организацию массового приема и размещения эвакуированных.

В настоящем стандарте признается важность стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защиты имущества и сохранения окружающей среды, однако эти вопросы не являются здесь основными.

1 Область применения

Настоящий стандарт представляет основные принципы планирования эвакуации населения в части, касающейся обеспечения, контроля, оценки, анализа и повышения готовности. В нем установлены основные принципы всестороннего планирования эвакуации населения в случае любых идентифицированных опасностей. Он поможет организациям разрабатывать обоснованные планы эвакуации населения и оценивать их эффективность.

Настоящий стандарт предназначен для использования организациями, отвечающими за полное или частичное планирование эвакуации населения или участвующих в таком планировании. Он применим для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, участвующих в планировании эвакуации населения; неправительственных и общественных организаций; а также для социальных групп.

Настоящий стандарт охватывает принципы планирования эвакуации населения и нацелен на повышение эффективности проведения эвакуации в реальных условиях. Он поможет организациям выполнить свои обязанности по сохранению жизни и уменьшению страданий людей.

В настоящем стандарте не рассматриваются меры по стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защите собственности и природной среды.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.12/ИСО 22300:2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

ГОСТ Р 22.3.09/ИСО 22320:2011 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применимы термины по ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 готовность (preparedness): Наличие знаний и возможностей, позволяющих эффективно прогнозировать опасные события и ситуации, реагировать на текущие опасные события и ликвидировать их последствия.

3.2 система оповещения на основе социальных связей (community-based warning system): Способ доведения информации до населения с использованием существующих связей в социальных группах.

3.3 угрожаемый район (area at risk): Территория, которая может пострадать в результате бедствия.

3.4 пострадавший район (affected area): Территория, которая подверглась воздействию бедствия.

4 Общие аспекты планирования эвакуации населения

4.1 Общие положения

Организации следует разрабатывать, внедрять и документировать прозрачные процессы принятия решений, при этом некоторые процессы являются общими для всех разделов планирования эвакуации населения. В разделе 4 подробно рассматриваются вопросы планирования, общие для разделов 5-11, в том числе:

— соответствие нормативным правовым актам (4.3);

— сбор и анализ информации (4.4);

— планирование распределения сил и средств (4.5);

— процессы планирования и документирования (4.6);

— налаживание эффективных многосторонних партнерских отношений (4.7);

— тренировки и учения (4.8).

4.2 Оценка риска

Организации необходимо развивать процессы менеджмента риска, включая оценку риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010. Должны выполняться следующие оценки риска:

— стратегическая (определение рисков, при которых необходимо объявлять эвакуацию) или тактическая (принятие решения на эвакуацию из районов с большой долей уязвимого населения) оценка риска;

— оценка риска для конкретных мест (включая территорию размещения эвакуированных);

— оценка известных рисков и соответствующих различных сценариев эвакуации;

— оценка риска до, во время и после эвакуации, чтобы понимать, как с течением времени меняется ситуация в части, касающейся уровня опасности, населения, инфраструктуры и транспорта.

Результаты оценки риска следует:

— использовать при управлении ресурсами и проведении эвакуации;

— актуализировать в период чрезвычайной ситуации по мере получения новых данных из различных источников.

4.3 Соответствие нормативным документам

Организации необходимо знать все применимые нормативные документы и разрабатывать планы эвакуации населения в соответствии с их требованиями.

Следует руководствоваться применимыми нормативными документами, действующими на международном, национальном, региональном и местном уровнях:

— при планировании эвакуации населения, обосновании разрабатываемых планов, мероприятий, решений и моделей;

— для понимания того, какие действия допустимы для защиты населения, а какие нет;

— при рассмотрении ситуаций отказа людей от эвакуации и для определения связанных с этим рисков;

— при рассмотрении обязанностей различных организаций во время эвакуации населения и положений, регулирующих деятельность этих организаций;

— чтобы обоснованно определить границы ответственности организации и минимизировать возможный ущерб для ее репутации.

Необходимо вести регулярный мониторинг таких документов в процессе планирования с целью выявления изменений, которые могут повлиять на планирование эвакуации населения.

4.4 Сбор и анализ информации

Информацию для планирования эвакуации населения следует собирать из различных источников и всесторонне оценивать. Собираемая информация должна включать следующие данные:

— демографические характеристики населения угрожаемого района;

— какая часть населения будет использовать для эвакуации собственный транспорт;

— сколько людей воспользуется пунктами временного размещения.

Качество собранной информации, ее надежность, возможные долгосрочные и краткосрочные последствия, а также ее влияние на решение об эвакуации следует оценивать с учетом следующих факторов:

— частота обновления информации;

— методы сбора информации;

— степень подробности информации.

Надежность и достоверность информации оценивают в соответствии с ГОСТ Р 22.3.09.

Для научно-обоснованного планирования эвакуации населения следует использовать информацию из проведенных ранее или новых исследований. Источниками такой информации могут служить:

— опросы, проводимые до и после эвакуации;

— отчеты по итогам ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— отчеты по итогам проведения учений;

— публикации и информация на интернет-сайтах завершенных проектов, исследований, а также профессиональных и правительственных организаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *