в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность гуманистический подход
Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
Содержится в разделах:
Гуманизация образования в России Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Высшим гуманистическим смыслом общественного прогресса становится утверждение отношения к.
Публикация «Консультация для педагогов «Гуманизация образовательного процесса. » Консультация для педагогов «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» На сегодня одним из основных направлений государственной образовательной политики признана модернизация системы дошкольного образования с учетом принципов демократизации, гуманизации.
Консультация «Гуманизация деятельности современного ДОУ в условиях введения ФГОС» Процесс становления Человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольное обучение –.
Консультация для воспитателей «Гуманизация образовательного процесса через сюжетно-ролевую игру» Гуманизация(от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность дошкольного.
Статья «Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной. » Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в виде проекта «Что такое доброта?» Выполнила: Воспитатель Колпакова Н.В. Тип проекта: групповой познавательный Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Описание проекта Актуальность.
Родительские посиделки «Экологическое воспитание в условиях гуманизации нашего общества» Родительские посиделки. Тема: «Экологическое воспитание в условиях гуманизации нашего общества» Программное содержание: Расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о растениях родного края, о пользе лекарственных растений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Консультация «Гуманизация образования» Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинским и другими. Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать.
Эссе на тему «Развитие каких компетентностей определяют готовность педагога к реализации идей гуманистической педагогики» ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Кафедра Теория и методика ДО Курс «Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности ДОО в контексте ФГОС ДО» Модуль «Профессиональная и личностная готовность педагога ДОО к реализации идей.
Гуманистические принципы образования
Сообщение: «Гуманистические принципы образования»
Цель: выявить и охарактеризовать основные гуманистические принципы образования.
План
1. Гуманистическая педагогика.
2. Принципы гуманистической парадигмы
О гуманистической педагогике
Гуманизация педагогики распространяет идеи гуманизма на форму и содержание учебного процесса, который концентрируется на гармоничном личностном развитии обучающегося. Гуманистическая педагогика старается установить гармонию не только в душе учеников, но и в самом обучении, найдя золотую середину между знанием как таковым, мировоззрением, личностью человека и его поступками.
Большое внимание в гуманистической педагогике уделяется этическому воспитанию обучающихся. Детям должны быть привиты высокоморальные ценности, и, более того, дети должны уметь сами осмыслять этические правила. Иными словами, учащиеся должны чётко осознавать разницу между моральным и аморальным и стараться придерживаться первой стороны, а также уметь брать ответственности за свои поступки.
У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:
1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности. В ходе обучения ученик должен сталкиваться с реальными жизненными проблемами и учиться взаимодействовать с другими людьми в жизнеподобной обстановке;
2. Преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
3. Помимо этого преподаватель должен уметь принимать обучаемого таким, какой он есть, и проявлять понимание относительно его чувств и эмоциональных состояний. Уважительное отношение к ученику положительно сказывается на эффективности учебного процесса, особенно когда речь идёт о школьном обучении;
Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным. В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.
Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях. Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.
Принципы гуманистической парадигмы
Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода. Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.
Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации. Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.
К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма. Миры взрослых и детей имеют огромное количество различий. И если в традиционной системе взаимодействие между двумя этими взглядами на жизнь осуществляется исключительно посредством насаждения взрослыми своих установок, то в гуманистической системе идёт разговор на равных, в котором и сами педагоги могут изучать мир детства.
Огромную роль в гуманистическом подходе играет принцип сосуществования, противопоставленный традиционному “принципу произвола”. Опираясь на правило взаимного уважения, в первом случае система оберегает детский суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы мотивами эти действия не были вызваны. В традиционной системе мир детства беззащитен перед навязывающими ему свои законы взрослыми.
У чрезмерно опекающих и контролирующих родителей вырастают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которым гораздо тяжелее справиться с неожиданностями жизни, чем детям из семей, где родители давали своим детям больше свободы и персональной ответственности за что-то.
Своеобразным выводом из предыдущих принципов может стать принцип единства, признанный в гуманистической парадигме. Он гласит, что между миром взрослых и миром детей не должно существовать суровых границ, эти миры должны сосуществовать друг с другом, находясь в гармонии и делясь знаниями и опытом. Традиционная же парадигма диктует принцип инициации, согласно которому граница между мирами существует и может быть пройдена ребёнком только в определённый момент взросления.
Вывод
У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:
1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности;
2. преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
3. должно быть уважение между всеми участниками образовательного процесса;
4. Отношения между преподавателем и учеником строятся в диалоге.
В данной работе были выделены следующие принципы гуманистической парадигмы:
• принцип равенства преподавателя и ученика;
Основы превентивной педагогики
Исторический и современный мировой опыт преступлений жизни многочисленных стран свидетельствует, и педагогика что полностью исключить из нее правонарушения и их разновидность — преступления — невозможно. Слишком велики число и сложность социальных и индивидуальных причин их — от бедности до богатства, от социальных до индивидуальных, от политических до бытовых, от педагогических до психоневрологических, от подростковых до старческих, от обширности знаний до полного незнания. Поэтому изжить вовсе правонарушения и преступления в масштабе страны, региона невозможно, но изменить их число и количество правонарушителей, преступников реально. Зависит это от существования и эффективного функционирования системы предупреждения преступлений — широкой, охватывающей все вопросы государственного строительства и жизни общества и доходящей в своем влиянии до каждого человека. Она должна создать условия, при которых каждый гражданин хочет и может жить, не преступая уголовно-правовых норм. Очевидно, это возможно, если такая система предупреждения преступлений педагогична по направленности, содержанию, формам и результатам. Понимание педагогических задач и путей предупреждения преступлений зародилось в России в конце XIX — начале XX в. в работах М.Н. Гернета, ДА. Дриля, П.И. Люблинского и др. В первой половине XX в. отмечается расширение круга исследований (В.И. Ку-фаев, СВ. Познышев и др.), связанных с педагогическим анализом и оценкой условий и факторов, влияющих на формирование пра-вонарушающего поведения и преступность (преимущественно применительно к несовершеннолетним). Было осознано исформулировано положение о том, что педагогика призвана исследовать воспитание человека на всех этапах его жизни и деятельности, равно как и особенностей и причин (педагогического свойства) асоциального, в том числе преступного, поведения. Постепенная проработка его способствовала зарождению и оформлению в 80-х годах XX в. нового научно-прикладного направления педагогики — педагогики предупреждения преступлений <превентивной педагогики), основы которой были заложены в труде А.И. Алексеева «Педагогические основы предупреждения преступлений». Отдельные вопросы ее рассматривались Г.А. Аванесовым, Ю.М. Антоняном, А.В. Пищелко и др.
Основы педагогической системы профилактики
Превентивная педагогика — отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффективные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринга криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих криминализации личности человека и совершению им преступления. Собственным объектом превентивной педагогики являются пути и способы недопущения и устранения в педагогических системах, включающих условия, факторы, становление, развитие, жизнедеятельность человека в связи с возможностями, недостатков, имеющих криминогенное значение. Цель превентивной педагогики — разработка и использование эффективных педагогических путей и способов превенции педагогических деформаций в жизнедеятельности и характеристиках групп и отдельных личностей, имеющих криминогенное значение.
Криминологическая педагогика как частная теория основывается на методологии общей и юридической педагогики. Специальные принципы превентивной педагогики — это руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из педагогической сущности, закономерностей и особенностей работы по педагогической профилактике преступлений. Они определяют направленность, содержание, методику педагогического процесса и педагогическую деятельность субъектов этого процесса.
Все принципы криминологической педагогики условно можно разделить на две группы:
• принципы, определяющие содержание педагогического процесса, направленного на предупреждение преступлений;
• принципы, определяющие педагогическую деятельность субъектов предупреждения преступлений.
К принципам, определяющим содержание педагогического процесса, направленного на предупреждение преступлений, относятся:
1) педагогическая целенаправленность на предупреждение преступлений. Процесс должен строиться как педагогический и исходить из педагогической цели — укрепления гражданственности в сознании профилактируемых, развития чувств собственного достоинства, ответственности за свою жизнь, судьбу, благополучное будущее и гуманистического отношения к окружающим, толерантности;
2) соответствие средств и методов воздействия на личность и социум в интересах предупреждения преступлений, самой личности, защиты прав других людей и всего общества. Таким средствам и методам должен быть присущ гуманистический, нравственный характер, соответствующий общечеловеческим ценностям;
3) целостность педагогического процесса предупреждения преступлений и его включенность в систему превентивных мер другого характера. Педагогический процесс должен охватывать все криминогенные причины и условия, а все его элементы должны быть подчинены единой цели, взаимосвязаны, последовательны, рассчитаны на эффективность (а не представлять собой набор случайных или «модных» мер);
4) соблюдение законности. Этот принцип важен в рассматриваемой педагогической системе потому, что в ряде случаев воспитательный процесс протекает в рамках правовой регламентации (например, с освобожденными от уголовной ответственности, но привлеченными к административной; с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и др.). Основное требование принципа состоит в том, что в определенных случаях педагогический процесс следует осуществлять на основе и в соответствии с действующими нормами права. Это предполагает знание этих норм субъектами педагогического процесса и умение их соблюдать. Значение этого принципа определяется и тем, что многие стороны жизни людей находятся в рамках правовых норм: труд, образование и др., которые носят по преимуществу регулятивный характер. Поэтому при необходимости каких-то ограничений профилактируемых лиц они могут и должны устанавливаться в строгом соответствии с законом, а равно и дозволения, при преимуществе запретов.
Принципы, определяющие педагогическую деятельность субъектов предупреждения преступлений:
1) включение профилактируемых в активную, социально и лично полезную деятельность. Значимость этого принципа определяется известной педагогической закономерностью, состоящей в том, что личность формируется в деятельности[261]. От ее характера и содержания зависит всестороннее, и прежде всего нравственное, развитие личности. Давно известно, что криминальное поведение формируется в условиях «пустого» времени, времени, не заполненного трудом и другими социально значимыми занятиями. Вовлечение граждан в трудовую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных отношений с окружающими. Активная деятельность профилактируемых способствует изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций;
2) профилактической коррекции личности в социально здоровой среде и активном участии в ее совершенствовании. Личность развивается в социуме, и это — непререкаемая истина. Характер социума сейчас изменился, и не всегда в положительную сторону, но решать вопросы, связанные с предупреждением преступлений, без участия трудовых, учебных, спортивных, общественных коллективов невозможно. Необходимость создания в нашей стране гражданского общества побуждает к все большему участию сил общественности в профилактике преступлений. Изучение опыта работы по предупреждению преступлений в зарубежных странах показывает, что там интенсивно используются общественные силы (общины), преимущественно по месту жительства. Для российской педагогики принцип воспитания в коллективе и через коллектив являлся всегда ключевым, независимо от социально-политических реалий. Достаточно сказать, что он существовал еще в XIX в. Тогда же было отмечено, что одним из условий реализации данного принципа являются позитивные качественные характеристики среды: сплоченность, развитая система отношений, устойчивый благоприятный климат человеческих отношений и др. Для того чтобы влияние коллектива было результативным, необходима целенаправленная организация его воспитательных воздействий на своих членов, и особенно на лиц, склонных к правонарушениям;
3) сочетания требовательности с уважением к человеку. Реализация этого принципа позволяет применять к лицам с антиобщественной направленностью не только меры лояльного свойства, но и меры, основанные на государственном принуждении. Высокая требовательность предполагает систематический контроль за поведением лиц, в отношении которых осуществляется предупредительная работа. Уважение к личности указанных лиц обеспечивает успех, способствуя развитию доверия, готовности к восприятию педагогических рекомендаций и внутренней работе над собой. Требовательность без уважения к личности может восприниматься как жестокость, черствость, непонимание, пренебрежение и даже враждебность. Соответственно такому восприятию может формироваться и отношение к субъектам педагогического процесса;
4) гуманности, заключающийся в вере в возможность изменения личности, ее жизненных и нравственных установок, справедливое запросов и достойности социальных притязаний, формировании осознанного дисциплинированного поведения, осмыслении правила демократии — «моя свобода и права кончаются там, где начинается свобода и права другого человека», побуждениях к самосовершенствованию и достижению уважения со стороны других людей, ведущих достойный и правомерный образ жизни;
5) опоры в профилактической работе на положительные качества личности. Принцип не означает снижения требовательности к лицам, с которыми ведется профилактическая работа, а тем более попустительства ивсепрощенчества. Развитие и укрепление положительных качеств личности способствуют изменению системы взглядов, ценностей и, как следствие, взаимоотношений с окружающими, поведения в целом.
Дата добавления: 2015-03-26 ; просмотров: 4775 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Статья «Гуманистический подход в учебно-воспитательном процессе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Гуманистический подход в учебно-воспитательном процессе
Современный мир с развитием технологий вносит свои коррективы в жизненный уклад общества и перемены во все сферы нашей жизни.
На передний план в области воспитания выдвигается экономическое и политическое реформирование общества. При резкой дифференциации доходов наиболее ярко выражается в обнищании семей. В силу высокой занятости родителей на работе или их безработица негативно сказываются на воспитании детей и разрушает семейные традиции. Такие тенденции порождают внутренние конфликты и проблемы у детей и затрудняет взаимодействие ребенка с внешним миром, социумом и окружающими, что подтверждается исследованиями педагогов, психологов, психиатров.
Все больше стало нуклеарных семей, где на первый план выносятся отношения между супругами, а не так как было раньше между детьми и их родителями. Всеми этими процессами руководит потребительское отношение, где впереди ставится материальное благо, подобное изменение сознания, чрезмерная занятость родителей, которые опускают на второй план нравственную и духовную составляющую развития ребенка. Все это послужило нравственно-духовному и гуманному обнищанию общества.
Гуманизация современного образования ставит такой вопрос, как проблема агрессивных, психически неуравновешенных детей. Таких детей называют – трудными детьми. Трудность обуславливается тремя основными факторами, такими как: педагогическая запущенность, социальная запущенность и отклонение в состоянии здоровья. Если трудность или комплекс трудностей не преодолеть, то появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» часто попадают те дети, к которым учитель не смог найти подход. Выбирая профессию учителя, человек берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, ведь на почве неуспехов деформируется или ломается детская психика. Главной целью педагогической деятельности, по мнению ученых, является сделать человека человеком. [2, с.881]
В основу своей деятельности педагоги могут взять идеи гуманизации педагогического процесса, обсуждение которых сейчас находит широкое отражение в педагогике. Эти идеи пронизывают труды педагогов прошлого Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого, и в трудах Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко доминантной выступает идея уважения к ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого ребенка.
В условиях современности идея гуманизации образования получила дальнейшее развитие в ряде научных работ современных исследователей, среди которых Н. Падун, Г. Кувандикова, М. Плугина, И.Рязанцева, К. Чепеленко и др.
Таким образом целью статьи в рассмотрении условий гуманизации учебно-воспитательного процесса.
В наше время, когда все больше в практику повседневности внедряются принципы демократизации общества, воплощение идей гуманизма на уровне педагогической системы является необходимым делом. Именно благодаря гуманистическому подходу в учебно-воспитательном процессе создаются условия для облагораживания души и сердца каждого ребенка, а следовательно и формирование духовно развитой личности.
В педагогической литературе отмечается, что гуманизация педагогического процесса (от лат. человечный, человеческий) – это его очеловечивание, обеспечения со стороны тех, кто воспитывает, любви и внимания к детям, уважения их достоинства. При этом следует учитывать состояние здоровья, возраст, потребности, интересы, уровень развития, пол, индивидуальность, создавать условия для разностороннего и полноценного развития.
В период школьного ученичества ребенок должен приобрести чувство собственного достоинства, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только гуманным способом, ибо только добро порождает добро.
Ш. А. Амоношвили призывал учить детей гуманистическому способу освоения мира, своего «я», очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражения духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер, по формированию позитивных потребностей и свойств затруднено. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики, наркоманы или судимые. [1, c.94]
Основные психолого-педагогические условия, которые обеспечивают построение системы личностно-ориентированного образования: процесс обучения строится с опорой на познавательную мотивацию достижений, удовлетворяя потребность личности в персонализации; только в процессе напряженной умственной и практической деятельности формируется и развивается личность; ученик является субъектом обучения, принимает участие в планировании учебной работы так, чтобы цели обучения совпадали с его собственными в познании мира; выбирает посильный темп и уровень изучения материала, вносит коррективы в свою деятельность, оценивает результаты работы; личность во всей своей многоликости наиболее полно раскрывается в процессе общения при групповой и парной работе в классе, в учебном диалоге; учебный процесс будет иметь позитивные результаты, если он опирается на лучшие качества личности учеников, их интересы, потребности, склонности, затрагивает чувственно-эмоциональную сферу отдельной личности, вселяет в каждого уверенность в собственных силах; учебный процесс организован так, что самостоятельная творческая деятельность приносит ученику удовлетворение; развивается адекватная самооценка последствий своих действий и поступков; наличие высокой коммуникативной культуры взаимоотношений учителей и учеников; педагогическое общение, которое включает в себя «эмпатическое понимание», то есть видение реакции и действий учащихся.
Гуманный учитель верит в возможности ученика, поддерживает его усилия в сложных ситуациях, выражает уверенность в достижении положительного результата. Сегодня содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. [4, с.85] При гуманизации педагогического общения меняются приоритеты в оценке личностных поступков ученика. Педагог направляет свои усилия на поддержку, укрепление и развитие всего того позитивного, хорошего, доброго, что есть в каждого ученика, а не на борьбу с плохим, негативным.
Гуманистический подход требует формирования у педагога психологической готовности к изменениям, отказа от авторитарной позиции, которая глубоко проникла в педагогическую практику. В частности, М. Рубинштейн писал о том, что человек и профессионал в учителе составляют единое целое. К этому исследователь добавлял, что если общество хочет иметь новую школу, оно должно больше внимания уделять проблемам, связанным с личностью и деятельностью учителя. [3, с. 44] Эту позицию можно передать в таких требованиях: «садись, слушай, повторяй, выполняй, делай как я». Такой подход удобен педагогу. Почему? Он экономит время, силы педагога, напрямую ведет ребенка к намеченной цели. Но при таком подходе у школьников постепенно снижается личная заинтересованность в самом процессе познания, гасится инициатива, творчество.
Рекомендации, выполнение которых обеспечивают реализацию принципа гуманизма в ходе учебно-воспитательного процесса: уважать личность ученика, чувство его собственного достоинства; терпимо относиться к мыслям и высказываниям учащихся даже тогда, когда они не совпадают с общепринятой точкой зрения или мнением учителя; не обрывать учащихся, а терпеливо, опираясь на факты, доказывать, в чем ошибочность их суждений; верить в творческие возможности учащихся, предъявлять к каждому из них посильные требования, для выполнения которых необходимо затратить максимум усилий; пресекать попытки унижения человеческого достоинства; не злоупотреблять доверием ребенка, не использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы; не вынуждать ученика просить прощения у старших тогда, когда причиной возникновения конфликта был не он, упрямо отказываясь признавать свою неправоту; не допускать насмешек или выпадов по адресу учащихся, тайна которых стала известна учителю; не превращать оценку в средство запугивания и не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке; не обращаться к родителям с просьбой наказать ребенка за плохое поведение на уроке, а попытаться выяснить причину такого поведения; учить детей чувствовать чужое горе, переживать неудачи товарищей как собственные, развивать способность откликаться на чужое несчастье; чутко относиться к учащимся, которые перенесли душевную травму, сочувствовать чужому горю; не напоминать ребенку о физических недостатках, от которых он не может избавиться, о недостатках его родителей.
Все эти усилия должны помочь ребенку в становлении как высокогуманному члену социума, раскрыть его профессиональные склонности и помочь ему в самореализации.
Перспективами дальнейшего исследования является изучение истории становления гуманистического подхода в образовании.
1. Кувандикова Г.Г. Идеи гуманизма как основа современной педагогики / Г.Г. Кувандикова, И.Р. Чориев / European research. 2016. №2 (13). с.92-94
2. Макарова Ю.В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых /Ю.В. Макарова // Молодой ученый. 2016. №21. с.880-883
3. Плугина М.И. Гуманизация образования: история и современность / М.И.Плугина, Ж.М. Дзампаева // Образование и педагогика. 2015. №2(15). с.42-46
4. Шеховцов А.Н. Гуманизм в личностно-ориентированном образовании / А.Н. Шеховцов // Вестник ВогГУ. 2015. №9. с. 82-86