в прозе какого автора звучит тема деревни
Деревенская проза
Содержание
История
Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина, Анатолия Калинина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин.
Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В. М. Шукшин. Полуофициальным органом писателей-деревенщиков был журнал «Наш современник».
Начало Перестройки ознаменовалось взрывом общественного интереса к новым произведениям наиболее видных из них («Пожар» Распутина, «Печальный детектив» В. П. Астафьева, «Всё впереди» Белова), но изменение социально-политической ситуации после падения СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и, как считалось до недавнего времени и продолжает считаться частью исследователей, деревенская проза выпала из актуальной литературы.
Значительные произведения деревенской прозы
Год | Название | Автор |
---|---|---|
1953 | Очерки о колхозной жизни | Овечкин, Валентин Владимирович |
1957 | Братья и сёстры | Абрамов, Фёдор Александрович |
1963 | Матрёнин двор | Солженицын, Александр Исаевич |
1965 | На Иртыше | Залыгин, Сергей Павлович |
1966 | Привычное дело | Белов, Василий Иванович |
1966 | Живой | Можаев, Борис Андреевич |
1966 | Любавины | Шукшин, Василий Макарович |
1976 | Прощание с Матёрой | Распутин, Валентин Григорьевич |
1976 | Царь-рыба | Астафьев, Виктор Петрович |
1982 | Живая вода | Крупин, Владимир Николаевич |
Примечания
Библиография
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Деревенская проза» в других словарях:
деревенская проза — романы, повести и рассказы, действие которых разворачивается преимущественно в сельской местности, чем определяется специфика образов, характеров, конфликтов и ситуаций. Рубрика: роды и жанры литературы Род: * художественная проза Прочие… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Деревенская проза — значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в лит ре 1960 нач. 1980 х гг., осмысляющее драматич. судьбу крест ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
проза деревенская — см. деревенская проза … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
художественная проза — см. проза + художественная литература. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Проза Вид: военная проза … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Русская литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия
Сучкова, Ната — Ната Сучкова Фото 2012 года Имя при рождении: Наталь … Википедия
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, многонациональное единство литератур народов СССР, сложившееся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и в ходе построения социализма. Как идейно эстетическое целое С. л. характеризуется единой… … Литературный энциклопедический словарь
ДЕРЕВНЯ — Небольшое крестьянское (см. крестьянин*) селение. Слово деревня появилось в ХIV веке и обозначало небольшое поселение, обычно до 10 дворов (см. двор*), основанное на разодранном, то есть расчищенном под пашню участке земли. Деревню, состоящую… … Лингвострановедческий словарь
Солоухин, Владимир Алексеевич — Владимир Солоухин … Википедия
Деревенская проза в литературе 20 века
Писатели, изображавшие в своем творчестве жизнь села и отражавшие сложные проблемы жителей деревни, получили название «деревенщики». Это понятие весьма условно. и таких писателей. как В. Белов ( «Привычное дело» ). Ф. Абрамов («Пряслины», «Дом»), В. Шукшин («Калина красная»), В. Распутин («Прощание с Матерой», «Последний срок»), В. Солоухин «Владимирские проселки» ), В. Астафьев («Царь-рыба». «Ода русскому огороду». «Последний поклон» ) и другие относят к «деревенщикам» лишь из-за материала, к которому они обратились в своем творчестве. (Важной и значимой темой произведений этих авторов стала тема изображения жизни деревни.).
У истоков этой темы в литературе 1950-80-х годов стоит Федор Абрамов, создавший трилогию «Пряслины», «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» ) (1958-1973). В этом крупном эпическом произведении одним из ликов народной истории становится обычная трудовая повседневность, а не сражения и битвы, не подвиги и стройки.
Предметом изображения в трилогии стала жизнь деревни Пекашино, сельский быт, нужды и труд крестьянства. Пекашино — одно из множества российских сел, ничем особо не примечательное, но именно через жизнь людей этого села показан подвиг всей страны, выживавшей и выжившей в военные и послевоенные годы. Село Пекашиво становится символом общенационального мужества и терпения, а жители его (Пряслины, Ставровы, Нетесовы. Лобановы) — носителями нравственных, общечеловеческих качеств, недаром уже в названии первой части романа «Братья и сестры», выражена основная мысль всего произведения: единый, связанный общей судьбой крестьянский мир, сила которого в слитности, в чувстве локтя и даже родства, взаимопомощи, братства. Ведь только так можно было выстоять деревне в тяжелые годы.
В повести В. Белова «Привычное дело» (1966) деревенский быт является основой бытия главного героя Ивана Африкановича и его жены Катерины. Писатель создал образ доброго, совестливого, но пассивного и безответственного человека. Иван Африканович — противоречивый образ: с одной стороны, это человек, умеющий глубоко и преданно любить, чувствовать красоту, испытывать уважение ко всему живому, с другой, он подчас не понимает, какова истинная цена его поступков. Он, не имея прочного заработка, нарожал девятерых детей, совсем не думает о том, чем же он будет их кормить, ведь за него надрывается на ферме Катерина. Его безответственность приводит к трагедии: выписавшаяся до срока из роддома Катерина вынуждена идти на ферму. Надорвавшись, Катерина умирает. Герой раздавлен, распластан горем.
Умение страдать обнаруживает в Иване Африкановиче все же характер глубокий, цельный, и философское осмысление своей беды, заставляет его вновь вспомнить о том, что «лучше было родиться, чем не родиться», что «дело привычное, Жизнь. Везде жизнь».
Крестьянский быт ближе всего к природе. Трудясь на земле, крестьянин уподобляется самой природе, которая способна творить живое, а умирая, он растворяется в ней, становится ее частью, не исчезает бесследно. Поэтому-то Иван Африканович и после смерти Катерины не может ни на мгновение допустить, что его Катя исчезла бесследно: он ходит на ее могилку, беседует с ней, кается перед ней. В этом произведении образы простых людей, крестьян, поднятые автором до высоты трагических героев, еще раз напоминают нам о том что «и крестьянки любить умеют» (Карамзин).
Писатели — деревенщики стремились в своем творчестве выявить «естественные основы бытия», человеческое содержание характеров, проявляющееся в исследовании глубин человеческой души, внутреннего мира, психологии героев. Значение «деревенской» прозы состоит в том, что это была проза о России, о русском человеке, его исторических и нравственных корнях, а также о тех испытаниях, которые выпали на его долю в ХХ веке.
Тема: «Тема деревни в произведениях отечественной литературы»
Тема деревни стала особенно актуальна
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Тема деревни в произведениях отечественной литературы»»
Тема: «Тема деревни в произведениях отечественной литературы»
Тема деревни стала особенно актуальна в отечественной литературе ХХ века, когда эпоха индустриализации в СССР стала поглощать деревенскую культуру. Это обусловлено тем, что в эпоху перестройки и масштабных изменений в государственной идеологии, молодые жители массово стремились перебраться в город, «поближе к цивилизации». И деревни стали пустеть. Всё это тревожило многих отечественных писателей того времени, особенно тех, кто связан с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости.
Художественная литература о проблемах деревни на протяжении становления и развития условно делится на следующие этапы:
1) В 1920-е годы в произведениях отечественной литературы были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Вольнова, Л. Сейфуллиной, В. Иванова, Б. Пильняка, А. Неверова, Л.Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейно-социальных позиций.
2) В 1930-1950-е годы уже преобладал строгий контроль над художественным творчеством. В произведениях «Бруски» Ф. Панферова, «Стальные ребра» А. Макарова, «Девки» Н. Кочина, «Поднятая целина» М.Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе этого периода.
3) После разоблачения культа личности Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране. Для этого периода было характерно художественное многообразие. Авторы осознают свое право на свободу творческой мысли.
Русский великий поэт Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) много стихов посвятил русской деревне и её жителям. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». В послереволюционном творчестве Есенина остро выражена проблема деревни. Поэту милы родные поля «в печали своей», он провозглашает мир «граблям, косе и сохе» и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но в произведениях ярко выражен его пессимистичный настрой. В стихотворении «Я последний поэт деревни» он предрекает близкий крах деревни, наступление на ее цивилизации в виде «железного гостя».
В поэме «Сорокоуст» Есенин образно сопоставляет два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок желает перегнать поезд, но это невозможно, так как их силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда «живых коней победила стальная конница…» Это отразилось не только в укладе жизни и традиционных устоях, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности.
Главный герой повести Белова «Привычное дело» сродни этим пошехонцам. О нём пишет: «Русский человек умён задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак», и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам писатель. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому простому, имеющему недостатки и отрицательные черты характера. В.И.Белом считал, что именно деревенские люди – олицетворение простоты и нравственности и основа нации.
Александр Солженицын в своем рассказе «Матрёнином дворе» также обращается к теме деревни и города. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской литературы» назвал произведение «Матрёнин двор» Андрей Синявский. Авторское название «Не стоит село без праведника» было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий. По этой же причине время действия в рассказе изменено автором с 1956 на 1953 год. Для Солженицына понятие деревни сродни понятию «земля», «родина», «память» и «любовь». Жители Матёры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому, они переезжают в город, забывают своих предков и родную землю, превращаются в людей без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию.
Всем известен роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова «Братья и сёстры». Роман «Братья и сёстры» охватывает около сорока лет жизни нашего общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников советской деревни.
В повестях «Пелагея» и «Алька» Ф. Абрамов рассказывает о горестях и радостях людей, живущих в далёкой северной деревне. Деревня Ф.Абрамова противопоставлена городу. Ключевая идея произведений в том, что каждодневный крестьянский труд делает человека цельным и высоконравственным.
Презентация по литературе на тему «Деревенская тема в литературе XX век
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила Грошенко София, ученица 11б класса МБОУ СОШ №1 р.п.Хор Учитель русского языка и литературы Литвиненко С.Ю. Деревенская тема в литературе xx века
Деревенская тема эта тема занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в произведениях такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время.
В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Степан Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни.
А в зарубежной….. А в зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность.
В странах Западной Европы крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (на- оборот — крестьяне были самыми бесправными), а по духу — крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории.
Ведущее место среди писателей занимают такие писатели:В.М.Шукшин, А.И.Солженицын(«Матренин двор»),В.П.Астафьев(«Царь-рыба»),В.Г.Распутин(«Прощание с матерой»)….
В. М. Шукшин Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест.
Творчество С самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино (“Два Федора”), а также и в литературе (“Рассказ в телеге”). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник — “Сельские жители”. А в 1964 году его фильм “Живет парень” удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность.
Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту.
Всеобъемлющий образ земли — Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
. Он считал: “Искусство — так сказать, чтобы тебя поняли. ” С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм “Живет такой парень” — это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью (“Монолог на лестнице”). Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня.
Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40—70-х годов — послевоенного тридцатилетия.
« дом родной, пашня, степь, Родина, мать — сыра земля. »
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности — в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы — сплошное авторское слово. Интервью — обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
“Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к это в добром поступке” С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…
«Матренин двор-как одно из произведений о русской деревне….»
Художественная литература о селе, о человеке-крестьянине и его проблемах на протяжении 70 лет становления и развития отмечена несколькими этапами:
3) после разоблачения культа личности И В Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране для этого периода характерно художественное многообразие Художники осознают своё право на свободу творческой мысли, на историческую правду.
Писатели начинают обращаться к темам, которые раньше были запретными:
• в «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С П Залыгина, «Лад» В И Белова)
В Г Распутин, размышляя о «деревенской прозе», заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек Тревога эта доходит до отчаяния» И действительно, мрачные, поистине трагические интонации возникают в литературе, когда речь заходит об исчезновении сотен и тысяч малых родин, тех самых крохотных деревушек, с которых, по словам Н М Рубцова, когда-то начиналась Великая Русь и которые были повсеместно объявлены неперспективными.
В.Г. Распутин (1937-2015) Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар».
В.Распутин вошёл в литературу с прирождённым чувством сопричастности людям и миру, создав ряд глубоко трагичных и, одновременно светлых рассказов и повестей. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей». Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и её людям.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937года в крестьянской семье.
Детство Валентин Григорьевич провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.
Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света».
В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок»(1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Он назвал повесть «Последний срок» главной в своей жизни, так как в ней он затронул многие нравственные проблемы и оголил пороки общества. Это и вечный конфликт поколений, и взаимоотношения между членами одной семьи, а также актуальная в наше время проблема пьянства.
Эта повесть целиком посвящена сугубо семейным делам: разлетевшиеся в разные стороны дети вынуждены съехаться вместе, чтобы проводить мать в последний путь. Но провожают они её не так, как хотелось бы матери.
Один из наиболее вдумчивых современных писателей напоминает нам о смерти, и это его право – выбирать себе любую тему. Умирает мать, не только давшая детям жизнь, но и отдавшая им всю себя и ни разу не вспомнившая, что святой обязанностью каждого из её детей является забота о матери. Когда выясняется, что Анна пережила ещё одну ночь, эту новость все воспринимают без радости: все приготовились к встрече со смертью и теперь испытывают что- то вроде разочарования. Это малозаметная, но очень точно схваченная деталь – ещё один штрих к характеристике детей, которые как должное воспринимали материнскую любовь и заботу, но не чувствуют, что находятся в неоплатном долгу перед нею.
Вот братья Илья и Михаил. Один искал счастья в местах, далёких от родной деревни, другой всю жизнь провёл здесь. Встретившись, они не испытывают большой радости; их сближение начинается с того момента, когда они собираются за водкой для поминок; именно она заставляет их сказать первые подобающие моменту слова: «Нет, мать надо проводить как следует, на мать нам жаловаться нельзя».
Также автор поднимает ещё одну важную проблему – проблему пьянства. За бутылкой братья светлеют на какое – то время разумом и додумываются до вещей, которые редко можно услышать и от трезвого человека. Решая вечный вопрос: «Почему пьём?».
Рисуя сложившуюся ситуацию, писатель беспощаден к своим героям. Во – первых, выясняется, что, хотя птенцы и слетелись с смертному ложу матери, чтобы закрыть её уставшие смотреть на белый свет глаза, они в сущности исполняют не вполне понятный им ритуал, в котором могли бы и не участвовать. Во – вторых, они так заняты своими мелкими заботами, что всерьёз хотят, чтобы она скорее умерла и дала им возможность вернуться к их «верёвкам», как выразился Михаил. Но самое тяжкое во всём этом то, что в основе своей это неплохие люди. Что – то непоправимое сотворила с ними жизнь, и они уже сами над собой не властны. Огрубела, очерствела у них душа. Детям Анны никто и никогда не внушал, что почитание родителей есть святой долг каждого живого человека, никто не сказал им этого в детстве, а в более зрелом возрасте и тем более.
В повести «Последний срок» Распутин уделяет внимание самым разным сторонам жизни своих героев, по преимуществу тем, которые считает определяющими в их судьбе. Но повесть распалась бы без центрального образа старухи Анны. Её жизнь не пройдёт бесследно ни для детей, ни для внуков и правнуков. Дети ещё не осознают этого, но со временем они обязательно вспомнят и её последние дни – и подивятся трезвому уму старой неграмотной женщины, не видавшей ничего, кроме своей деревни, и всё – таки гораздо более мудрой, чем её дети, получившие образование.
Старая Анна умирает потому, что до конца изжила себя, больше у неё нет сил, нет желаний, нет воли к жизни. Спокойно уходя из этого мира, старуха не подводит никаких итогов, не оставляет завещаний и надежд своим детям, не мучается явными и мнимыми грехами, которые не успела искупить.
В повести В.Г. Распутин «Живи и помни» поднимает проблему долга, как перед Отечеством, так и перед семьёй. А также любовь, но это, скорее всего не проблема, а причина, ради которой и происходят все события в повести. Ситуация, созданная в повести «Живи и помни», нужна писателю для того, чтобы человек мог раскрыться со всей возможной глубиной и откровенностью.
Одиночество – самое страшное, что может случиться с человеком.
И ещё об одном законе жизни говорит в своей повести Распутин: нет предела человеческим страданиям на Земле, никогда беда не приходит в одиночку. Так случилось и с героями этой повести. Спустя несколько месяцев после возвращения Андрея Настёна почувствовала себя беременной, но Андрей никогда не сможет сказать людям, что это его ребёнок. Настёна до конца осталась верной мужу и будущему ребёнку, которого она не захотела отдать на позор и людское проклятье, уйдя с ним в небытие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую, едва затеплившуюся в ней жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для неё прощение.
Об Андрее в конце повести нет ни слова, и это самый суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, всё семя его, и он исчезнет с лица Земли, не оставив после себя следа.
Прочитав повесть Распутина, её уже никогда не забудешь, столько в ней горьких и справедливых слов о человеческом грехе, о преступлении против человеческих законов, которыми держится жизнь. Честь, совесть, стыд, верность своему долгу и обетам – не просто прописные истины, знакомые нам с детства.
В повести «Прощание с Матёрой» В.Г Распутин касается многих нравственных вопросов: проблема общества, проблема «отцов и детей», проблема «экологии души» человеческой, но судьба Матёры – ведущая тема этого произведения. В ней легко прочитывается судьба родной деревеньки Распутина – Атаманки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Человек обязательно должен чувствовать себя хозяином своего дома, своего дела, иначе его мироощущение не будет приносить ему удовлетворения, а прожитое и сделанное им будут отчуждаться от его личности.
В повести Распутина центральное место в жизни занимают не старики и не молодёжь, а среднее поколение, прошедшее войну. Это поколение не имеет сил да и желания передать свой опыт детям. Им кажется, что они уже прожили свою жизнь, их душевные силы исчерпаны до предела. Не их в том вина, но, выпав из цепи поколений, они нанесли почти непоправимый урон своим детям. Отсюда же и их желание спрятаться за общим, кем – то созданным без их участия мнением. Это про них пишет Распутин: «Э – эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди, до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла». Они виноваты и в гибели Матёры, и в том, что труд перестал быть радостью, потребной каждому живому существу.
Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он вою душу, свою нравственную опору? Обогнав в делах своих самого себя, человек забыл, что он всего лишь дитя природы: «…родился ребятёнком и во всю жисть ребятёнком и остался. И бесится, дурит – ребятёнок, и плачет – ребятёнок… Ни власти над собой, ни холеры». Безразличие – большое, трудно искоренимое зло, и оно ещё даст о себе знать во многих других Матёрах, которые безропотно ждут своего часа.
Автор не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые не истребили бы человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным её хранителем, чтобы потом не испытать стыд перед потомками.
Повесть «Пожар». Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных «подпорках», на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этом произведении – душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что – то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими – то равнодушными. Живут – каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.
Само название повести символично. Пожар – это не только стихийное бедствие. Это и «пожар» в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародёрство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее посёлка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились о его благоустройстве.
Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.
Произведения Распутина – это далеко не те канонические повести, к каким мы привыкли в наше время. Ни «Последний срок», ни «Живи и помни», ни «Пожар», ни «Прощание с Матёрой» повестями, в прямом смысле этого слова, назвать нельзя. Прощание. Такого жанра в литературе нет, но писатель создал произведения этого жанра, потому что творчество Распутина основано не на литературной теории, а на его личном восприятии жизни, которая не укладывается ни в какие правила и рамки.
Всякое прощание несёт в себе целый комплекс причин и следствий, надежд и обещаний, оценки прожитого и неизбежного заглядывания в будущее.
В повестях Распутин рассматривает такие нравственные проблемы:
· проблема взаимоотношений между поколениями;
· ответственность человека за свои поступки;
· проблема морального облика человека;
· проблема долга (супружеского долга и долга перед Родиной);
· глобальные проблемы общества;
· проблема «экологии души человеческой» (деградация человеческой личности; обличение пороков).
Все проблемы актуальны и в современном обществе. А произведения Валентина Распутина до сих пор поражают своей современностью и глубиной проникновения в духовный мир человека.