В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик, одним из первых приобщивший русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов.
Является автором многочисленных баллад, элегий, романсов. Совмещал писательскую деятельность с государственной службой, педагогикой и наставничеством.
Его творчество соединило в себе черты классицизма, романтизма и реализма, и в значительной степени обогатило русскую литературу. Необычайно высоким был авторитет В.А. Жуковского для юного Пушкина. Долгие годы дружбы не могли не отразиться на творчестве гениального поэта, называвшего Жуковского «ангелом-хранителем».
Происхождение и ранние годы
Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, Тульской губернии 9 февраля 1783 года.
Отцом его был помещик А.И. Бунин, а биологической матерью – плененная турчанка Сальха. При незаконном происхождении ребенок не мог наследовать титул своего отца, поэтому А.И. Бунин приложил все силы к тому, чтобы мальчик был усыновлен и узаконен дворянином А.Г. Жуковским, проживавшим в том время в усадьбе Буниных.
В 1789 году Василий, будучи шестилетним ребенком, уже был зачислен на военную службу. Такое в те годы практиковалось ради получения чина. По мере взросления ребенка подрастали и его звания. Не удивительно, что через какое-то время, по сути, еще дети становились офицерами.
Московский университетский пансион
После занесения его фамилии в дворянскую родословную книгу, он был отчислен из полка. Теперь он мог легально продолжать свое образование.
Для дальнейшего обучения Жуковский был определен в коммерческий пансион. В восьмилетнем возрасте он поступил в Главное народное училище, откуда был отчислен за отсутствие способностей. К тому времени отца Жуковского уже не было в живых, и мальчик остался на попечении своей сводной сестры Варвары Юшковой.
Здесь впервые проявились его литературные способности. В доме сестры был организован домашний театр, и очарованный им Василий захотел тут же приобщиться к этому искусству. Мальчик написал свою первую маленькую пьесу «Камилл, или Освобожденный Рим». Получив в награду овации, окрыленный успехом Жуковский с жаром принимается за сочинительство.
Образование
Какое-то время Жуковский находился на домашнем обучении, но осознавал необходимость получения настоящего образования. В 1797 году он поступает в Московский университетский пансион, где проучился до 1800 года. В этот период он не только знакомится с классической литературой, но и предпринимает попытки к самостоятельному творчеству.
Он начинает публиковаться в периодических изданиях пансиона. Здесь он знакомится с Братьями Карамзиными, один из которых, Николай, станет для него большим другом. Если работа Жуковского по каким-то причинам не нравилась Карамзину, он детально подвергал ее справедливой критике, благодаря чему у писателя выработался высокий художественный уровень мастерства.
Творчество
После пансиона молодого человека отправили служить в Соляную контору. Провел он там менее двух лет и вернулся в Тульскую губернию, в дом сестры. В это время его литературная карьера строится в основном на переводах. Также в этот период им были написаны первые стихи в стиле романтизма и сентиментализма.
Иллюстрация к балладе «Светлана»
Его писательская карьера начинается в редакции журнала «Вестник Европы», которым заведует Николай Карамзин. В этом журнале впервые публикуется элегия «Сельское кладбище» и повесть «Марьина роща». Эти произведения обеспечивают ему определенную известность в литературном сообществе. Он также заканчивает балладу «Светлана», но главным источником дохода продолжают оставаться переводы.
Дом-музей в Орехово
Во время войны с Наполеоном Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру.
С 1815 по 1818 гг. Жуковский принимает участие в литературном обществе «Арзамас». В это время он тесно общается с К.Н. Батюшковым, И.А. Крыловым, Н.М. Карамзиным. К ним примыкают и молодые писатели – А.С. Пушкин, П.А. Плетнев и другие.
В 1816 году Жуковский был призван ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Затем он обучал русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича, ставшего впоследствии императором Александром II.
Обелиск в Мишенском
В этот период расцветает талант Жуковского-поэта. Им создаются знаменитые баллады «Вадим» и «Эолова арфа». Так же как и стихотворения «Море» и «Цветы завета», они написаны в жанре сентиментального романтизма.
В 30-е годы большое место в творчестве продолжают занимать переводы. Он работает над переводами поэм Шиллера и Байрона. В какое-то время его начинает привлекать жанр сказки, и он создает «Спящую царевну» и «Сказки о царе Берендее». В 1833 году им было написано произведение, которое легло в основу державного гимна – «Молитва русского народа».
Наиболее значительные произведения
Писать поэт начал, еще находясь в Благородном пансионе. Первые стихотворения созданы в духе классицизма. Примером может служить «Майское утро». Абстрактное описание картин природы, использование высокой лексики – это характерные приметы ранних произведений автора.
Произведения раннего периода часто писались им в жанре элегии. Таковым является стихотворение «Сельское кладбище», изданное в «Вестнике Европы». Главная тема – рассуждения на фоне кладбища о быстротечности жизни.
Памятник в Остафьево
Немного отходит от идеи классицизма элегия «Вечер». Дружба, любовь, красота, по мнению автора, являются лучшими вещами в жизни человека. Прославили Жуковского и две баллады, одна из которых «Людмила», представляла собой перевод Г. Бюргера, а другая – «Светлана», была оригиналом самого Жуковского.
Если «Людмила» пронизана средневековой мрачностью, страхом и наказанием в финале, то в «Светлане» звучат веселые, жизнеутверждающие ноты, выраженные автором при помощи народного фольклора. Свою героиню Светлану Жуковский воссоединяет с ее возлюбленным.
В балладе «Двенадцать спящих дев» поэт переносит действие из средневековой Германии в Древнюю Русь. Основная мысль произведения – искупление греха и духовное очищение. Состоит баллада из двух частей – «Громобой» и «Вадим».
В обеих частях мастерски описаны картины природы и человеческие эмоции – любовь, страх, прощение. Присутствуют и чудеса, фантастические явления. Все обилие разных стихий облечено у автора в изящную стихотворную форму.
Могила Жуковского в Санкт-Петербурге
В.А. Жуковский не был сторонним наблюдателем войны с Наполеоном, а принял в ней участие в звании поручика, сражался с врагом и получил ранение. Этой теме посвящено его патриотическое произведение «Певец во стане русских воинов».
Большая часть его была написана во время боевых действий. По жанру оно напоминает оду своим торжественным изложением, использованием восхваляющих эпитетов и старославянских слов. Поэт выражает восхищение доблестью русских воинов и их отвагой в борьбе с врагом.
Последние годы
В конце 30-х годов он сопровождает цесаревича в путешествиях по Европе. Вернувшись в Россию, он выходит в отставку и вновь уезжает за границу. Его деятельность состоит в основном из переводов. После огромной работы в 1849 году выходит перевод «Одиссеи» Гомера в двух томах.
Остаток жизни поэт провел в Германии. Он очень сильно болел и ослеп на один глаз. Умер в 1852 году в Баден-Бадене. Похоронен в России.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)
Событие
1783
Год рождения поэта
1797
Поступление в Благородный пансион
1802
Начало творчества. Журнал «Вестник Европы»
1812
Служба в ополчении
1815
Участие в обществе «Арзамас»
1817
Служба при императорском дворе
1819
Перевод с древнерусского «Слова о полку Игореве»
1830
Переводы. Общение с Пушкиным. Стихи, баллады
1841
Женитьба. Путешествия по Европе
1848
Окончание перевода «Одиссеи»
1852
Смерть поэта в немецком Баден-Бадене
Интересные факты
Увековечение памяти
Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов СНГ.
В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. Расположен в г. Белев.
В 1887 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник В.А. Жуковскому.
В русле какого литературного направления развивалось творчество жуковского
Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в данном произведении.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.
Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:
— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком. А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:
— Не троньте его. Он хочет умереть!
Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.
Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января (9 февраля) 1783 года, Мишенское, Тульская губерния — 12 апреля (24 апреля) 1852 года, Баден-Баден) — русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Содержание
Биография
Родился 29 января (9 февраля) 1783а в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум. 1811), привезённой в 1770 крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину). Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением будущего поэта семью Бунина постигло горе: из одиннадцати человек детей в короткое время умерло шестеро. Убитая горем Мария Григорьевна Бунина решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына. Усыновление не давало право на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.
Обучение
Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 6-летний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.
В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион и учился в нём четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Дмитрий Блудов, Дмитрий Дашков, Сергей Уваров, Александр и Андрей Тургеневы, возникло особое литературное общество — Собрание, с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал Жуковский. Там же он познакомился с директором пансиона Тургеневым Иваном Петровичем.
Поэтическая карьера
В 1802 Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.
С 1805—1806 поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808—1812. Все это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а 1808—09 был его редактором.
В 1808 явилась его «Людмила», переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.
В 1812 Жуковский поступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.
В 1815 Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии.
С 1816 Жуковский становится автором первого официального гимна России «Молитва русских». Это был перевод (правда сильно измененный) текста английского гимна «God save the King». Музыка была также позаимствованна у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).
В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.
Жуковский в 1837—1839 годах
После гибели Пушкина, в 1837 году Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири. После этого, в 1838—1839 годах Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе. В Риме он особенно сблизился с Гоголем.
Отставка и закат жизни
В 1841, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн (1821—1856), дочерью его давнишнего приятеля, живописца Е. Р. Рейтерна.
Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но, по болезненному состоянию своей жены, так и не успев осуществить этого желания.
В начале 1842 Жуковский приступает к переводу «Одиссеи». В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848, второй — в 1849.
Умер 12 (24 апреля) 1852 в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Адреса в Санкт-Петербурге
Художник-любитель, автор памятника Александру I в Московском Кремле.
Основные произведения
Многие произведения явились переводами и вольными переложениями, в том числе из И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, В. Скотта.
В русле какого литературного направления развивалось творчество жуковского
Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В. А. Жуковский, 1822
Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»?
Элегия — стихотворение философски−задумчивого, мечтательного настроения. Поэт размышляет о гармонии в мире. Жуковский любит гармонию, восхищается согласием моря и неба. Однако слияние моря и неба обманчиво. Вечное стремление моря к «ясному небу» оказывается неосуществимым.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Олицетворение: о море — «ты дышишь», «смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.
Анафора: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. » Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Нет, слово «светозарный» не является неологизмом, это слово высокого стиля, употребляемое и до В.А. Жуковского, и после него в поэтической речи. В настоящее время слово можно считать устаревшим (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный).
Эпитеты «лазурное море», «безмолвное море» используются в первой строчке, соответственно, раньше, чем олицетворение (в 3). Именно поэтому сначала в ответах должна быть указана цифра 2,1,4, а не 124
В задании читаем: «Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых».
Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?
В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:
Прощай, свободая стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.
Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.
К какому литературному направлению относится творчество жуковского
Василий Жуковский
П оэт, переводчик и педагог — Василий Жуковский стал одним из основоположников литературного направления романтизм в России и до сих пор считается наставником многих поколений литераторов.
Незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина и турчанки Сальхи, он получил свою фамилию от бедного белорусского дворянина, который стал крестным отцом мальчика, а позже его усыновил. Однако это усыновление не давало право на дворянство, и, чтобы обеспечить мальчику соответствующий статус, а также дать образование в частном пансионе, его фиктивно зачислили в гусарский полк, где ребенок получил чин прапорщика и личное дворянство.
Проблемы рождения
Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Обстоятельства его появления на свет довольно необычны. По воспоминаниям племянницы Жуковского, все началось в 1770 году, когда помещику Тульской, Орловской и Калужской губерний, секунд-майору Афанасию Ивановичу Бунину, будущему отцу русского поэта, подарили двух пленных турчанок — сестер Сальху и Фатьму. Младшая вскоре умерла, старшая же, 16-летняя Сальха (в крещении Турчанинова Елизавета Дементьевна — её так стали звать от слова «турчанка») стала любовницей Афанасия Ивановича.
Девушку поселили в отдельном доме в усадьбе Мишенское, через некоторое время она стала ключницей и няней двум дочерям помещика. Афанасий Иванович был давно женат. Его супруга, Безобразова Мария Григорьевна, к тому времени родила 11 детей, из которых выжили всего 5. Единственный сын, наследник Иван, умер молодым.
Постепенно Бунин переселился в дом к любовнице, которая родила ему 3 дочерей, умерших в младенчестве. Переезд сильно не понравился жене владельца: та перестала пускать Елизавету Дементьевну в дом и запретила общаться с ней дочери Варваре, которую «турчанка» воспитывала как няня.
В начале 1783 года Турчанинова родила мальчика. Бунин тогда был в отъезде в Москве. Василия крестили в местной церкви, записав незаконнорожденным сыном дворовой вдовы. Крестником стал Андрей Григорьевич Жуковский — обедневший киевский помещик, живший в доме Бунина из милости. Он же дал младенцу фамилию и отчество.
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…»
Уже в Московском университетском благородном пансионе 14-летний Жуковский стал председателем юношеского литературного общества «Собрание». В 1802 году Василий Андреевич знакомится с Карамзиным и увлекается сентиментализмом. В подражание историческим повестям старшего кумира поэт пишет повесть «Вадим Новгородский» (1803 год), еще раньше выходит его «Сельское кладбище» (первая редакция элегии относится к 1802 году) — вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея.
Произведения Жуковского публикуются в журнале «Вестник Европы», где поэт работал с 1805 года, а в 1808-м стал его редактором. В этом же году поэт впервые обращается к сюжету бюргеровской «Леноры». Именно появление вольного перевода этой немецкой баллады, озаглавленной «Людмила», считается моментом рождения русского романтизма. Позже к истории похищения девушки мертвым женихом Жуковский вернется дважды — в знаменитой «Светлане» и в более точном переводе баллады Готфрида Бюргера, опубликованном под авторским названием.
Еще одно каноническое произведение Жуковский написал в год взятия французами Москвы. Находясь в ополчении и ожидая битвы под Тарутиным, поэт создал «Певца во стане русских воинов. » — стихотворение, которое, по свидетельствам современников, все знали наизусть.
В 1815 году в русской литературной жизни появляется общество «Арзамас», объединившее сторонников нового, карамзинского направления и созданное в противовес литературным ретроградам — членам общества «Беседа любителей русского слова».
Взрослая жизнь в Москве
Служба бухгалтера сильно тяготила Жуковского: он считал ее «гнилой», все сослуживцы были старше него, не заладились отношения и с начальником. Он несколько раз просил у матери разрешения переехать в Петербург, но та каждый раз его планам не суждено было осуществиться.
Однако служба Василия Андреевича складывалась неплохо. В октябре он получил чин губернского секретаря, а через год вне правил был повышен до титулярного советника, перепрыгнув таким образом с 12 класса до 9. В эти же годы он начал переводить произведения немецких и французских писателей.
В конце 1801 года близкий друг Жуковского, Андрей Тургенев, был переведен по службе с Петербург. Василий остался в полном одиночестве, что привело к открытому конфликту с начальником и едва не закончилось судом. В конце апреля 1802 года произошла отставка Жуковского. Он переехал в Мишенском, где на тот момент жили почти все члены семей Юшковых и Вениаминовых.
Через некоторое время поэт Жуковский поселился в доме своей замужней сестры Протасовой и влюбился в ее дочь Марию, которая была всего на несколько лет младше дяди. Понимая, что их брак невозможен, Жуковский уехал обратно в Москву. Однако это невинное чувство оставило заметный отпечаток на лирике писателя.
По возвращении в Москву Василий Андреевич занялся изданием журнала «Вестник Европы», где печатались его произведения, статьи и истории, в том числе баллада «Людмила» в непривычном для России жанре. Но работа не заглушила его чувств. В 1811 году Жуковский вернулся просить сестру разрешить брак. Но Протасова наотрез отказала брату в просьбе и запретила вообще говорить дочери о его чувствах. Через некоторое время она вовсе выгнала его, уловив в одном из стихотворений намек на запретную любовь.
Арзамасец Светлана
Среди арзамасцев были и политические деятели — Уваров, Блудов, будущие декабристы Орлов и Тургенев, и известные поэты — Батюшков, Вяземский, дядя и племянник Пушкины. Василий Жуковский стал секретарем общества. А поскольку всем членам общества давались шуточные прозвища, взятые из баллад Жуковского, то самому автору была оказана честь называться Светланой.
Сам Жуковский часто уезжал в Дерпт (ныне — Тарту) и не всегда мог бывать на собраниях общества, но и оттуда высылал свои сочинения: так, его пародийное стихотворение «Овсяный кисель» единодушно было признано арзамасцами «райским кремом».
Воспитатель Его Величества
В 1817 году в жизни Жуковского происходит еще один важный поворот. Поэт становится учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны, будущей императрицы.
К новой должности Жуковский отнесся с воодушевлением. Изначально он не отделял преподавание языка от занятий словесностью и писательского труда, а делать это в обществе прекрасной и образованной женщины казалось поэту еще более привлекательным.
Нужно сказать, ученица не всегда была довольна своим преподавателем — человеком прекрасных душевных качеств, но чересчур «поэтичным», однако это мало смущало поэта. Он радовался небольшим успехам Марии Федоровны и продолжал творить. В это время были опубликованы его баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и многие другие.
В 1825 году Василий Жуковский назначен воспитателем будущего императора Александра II. Биографы поэта считают, что именно он сыграл наибольшую роль в формировании взглядов царя-освободителя. Имея весомое влияние при дворе, Жуковский пытался помочь опальным поэтам своего времени. Именно он помог выкупить из крепостных Тараса Шевченко, не раз просил за Пушкина и пытался смягчить участь декабристов.
После того как наследник престола достиг совершеннолетия, поэт вышел в отставку и в том же году обвенчался с 19-летней Елизаветой Рейтерн. Последние 12 лет жизни Жуковский провел в Германии в кругу жены и детей.
Умер Василий Жуковский 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Творчество Жуковского
Творчество Василия Андреевича Жуковского, так же как и наследие таких титанов русской литературы конца XVIII – начала XIX в.в. как Ломоносов М.В., Державин Г.А., стало великим достоянием русской литературы. А.С.Пушкин писал: «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводной слог его останется всегда образцовым…» Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.
Что нового привнёс Жуковский в русскую поэтику? Стремление запечатлеть все нюансы душевных переживаний человека, умело показать их в своих композициях.
Именно эти качества коллеги по перу приветствовали как начало нового направления в литературе.
Василий Андреевич был воспитан на европейской литературе, но он был и отличным знатоком русской поэтики. У Жуковского есть одно такое удивительное качество: когда он переводит для читателей России западноевропейский образец, то в конечном итоге получается настоящее русское произведение с национальным колоритом.
Жуковский, как никто другой, на базе чужого произведения мог создать своё самобытное творение. «У меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и все, однако, моё» — так писал сам автор Гоголю 6 февраля 1848 года.
Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.
Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний. Жанры, к которым обращается в это время поэт – дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное – элегии.
Находясь под влиянием известной «Элегии, написанной на сельском кладбище», принадлежащей перу английского поэта Томаса Грея, Жуковский пишет свою лирическую работу. Элегия у Василия Андреевича — поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема произведения «Сельское кладбище» — «о смысле жизни» человека, его связи с окружающим миром. «Сельское кладбище» – это множество сменяющих друг друга философских и морально-психологических мотивов, напоенных минорным настроением, сожалением о скоротечности жизни. В этом творческом произведении сделан акцент на глубинных переживаниях личности, раскрывающихся в объединении природы и чувств. Этому способствует одушевление природы: «дню юного дыханья», «денницы тихий глас», «дубравы трепетали».
Стихотворение «Вечер» демонстрирует рост поэтического мастерства Жуковского. Произведение отличает любовно и лирически воссозданные картины природы. Поэт использует эпитеты: «виющийся ручей», «ущербный» лик луны, «тихий утра час» и другие. Движение в направлении лирической эмоциональности в поэзии Жуковского раннего периода творчества ощутимо и значимо.
Творчество Жуковского в период 1808-1820 годов тесно связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Философско-эстетические суждения в это время таковы: «земная красота дивная, но временная; всё великое и благое человеческих дел и дней перед лицом вечности мгновенно». Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.
Элегия, песня, романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского. На материале элегии Жуковский прежде всего разрабатывал русский поэтический язык. Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закреплённой общеевропейской традицией: погружением во внутренний мир, мечтательным и мистическим восприятием природы. Здесь я хочу сказать о стихотворении «Море»: море — воплощение души лирического героя. Как море, так и лирический герой, стремится «из земныя неволи” к небесам. Под внешним спокойствием скрываются смятение и тревога.
2. Поэтический синтаксис, музыкальный принцип.
Слова в поэзии Жуковского ориентированы на то, чтобы пробуждать эмоциональный опыт читателя. И это напоминает о принципах классической музыки. Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика. Жуковский разрабатывает чисто песенную систему восклицаний, обращений. Недаром стихотворения Жуковского часто перекладывались на музыку: возможность музыкальной интерпретации для них органична, заложена в самой их основе. Такие повторы, как:
Что молить неумолимых? Возвращу ль невозвратимых? («Людмила»)
Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью? ………………………………………………………. Сие присутствие Создателя в созданье…(«Невыразимое») —
тоже работают на музыкальность.
Размер стихотворения также играет важную роль. «Море» написано двустишиями, и при чтении появляется ощущение, что каждое двустишие — словно прибой волн. Размер стихотворения «Вечер»: первые три строки в каждой строфе написаны шестистопным ямбом, остальные — четырёхстопным. Это создаёт определённый ритм. В стихотворении «Воспоминание» 1816 года Жуковский использует сквозную рифму: «воспоминанье–позабыть”.
Стихотворения Жуковского написаны по музыкальному принципу, то есть важен смысл не каждого слова; важнее поток слов, отсюда множество многоточий, строфы редко отделяются друг от друга, чаще между ними стоит запятая. «Поток” стихотворения воплощает поток поэтических чувств, единый музыкальный поток.
Характерно в этом отношении то, что Жуковский называет своё стихотворение «Невыразимое» отрывком, хотя не собирался дописывать его. Это стихотворение представляет поток душевной жизни, и каждая попытка выразить своё восприятие мира будет лишь частью, потому что нельзя выразить величие, красоту и «душу” природы полностью.
3. Двоемирие и связь с другим миром, мотив завесы.
Для Жуковского мир разделён на здесь
и там . Здесь — это земное, низкое, а там — это небеса, чистое, светлое, незыблемое, то, к чему мы все стремимся.
Тянет тебя из земныя неволи Далёкое светлое небо к себе…(«Море»)
Идеей двоемирия пронизано всё творчество Жуковского: в «Вечере» другой мир — это тайная, мистическая жизнь в образах природы; в «Море», в «Лалле Рук», в «Я музу юную, бывало…» — это небеса, а здесь — это «подлунная сторона…”, в балладах другой мир — это мир потусторонних сил; в «Сельском кладбище» — мир загробный, и память — единственная связь с тем миром.
Мнил я быть в обетованной Той земле, где вечный мир; Мнил я зреть благоуханный Безмятежный Кашемир… («Лалла Рук»)
Прохожий, помолись над этою могилой; Он в ней нашёл приют от всех земных тревог; Здесь всё оставил он, что в нём греховно было, С надеждою, что жив его спаситель-Бог.(«Сельское кладбище»)
Там поют согласны лиры; Там обитель тишины; Мчат ко мне оттоль зефиры Благовония весны; Там блестят плоды златые На сенистых деревах; Там не слышны вихри злые На пригорках и лугах.(«Желание»)
Есть лучший мир; там мы любить свободны; Туда моя душа уж всё перенесла; Туда всечасное влечёт меня желанье; Там свидимся опять…(«Песня». 29 сентября, 1811)
«Голос с того света» — само название говорит об идее двоемирия: «Я в стороне свиданья…”, «всё земное совершила…”, «в какой предел из мира перешла…”, «здесь, сколь ваш прекрасен свет…”
«Песня»: «где-то лучший край…”, «там
весна живёт…”, «там, в долине рая…”, «жизнь иная…”
«Путешественник»: «там в нетленности небесной всё земное обретёшь…”, «неизвестное…”, «всё, что мило — мнится — там
…”, «небо светлое с землёю…”
Жуковский ощущает зыбкость этого мира
, мира низшего, и он не привязан к нему так, как, например, Державин. Здесь — это мир земной, низший, ничто в нём не вечно, отсюда туманность, неясность.
«Сельское кладбище»: «в туманном сумраке…”
«Вечер»: «склонись задумчиво на пенистые воды…”, «туманный вечер…”, «как зыблется твой блеск на сумраке лесов…”
«Путешественник»: «даль по-прежнему в тумане; брег невидим и далёк…”
Связь с другим миром. Тема посредника между небом и землёй. Связь с другим миром осуществляется по-разному: в стихотворениях «Лалла Рук», «Я музу юную, бывало…», «Таинственный посетитель» поэту является вестник с неба, в «Светлане» молодая девушка хочет узнать о своём будущем у потусторонних сил через зеркало.
Мотив отражения («Море», «Вечер»): море, река, ручей — всё, что отражает гармонию небесного мира, есть посредник между небом и землёй. «Вечер»: «и в зеркале воды…”, «в реке дубравы отразились…”
«Море»: «ты чисто в присутствии чистом его: ты льёшься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые и радостно блещешь звёздами его”.
«Рыбак»: «не с ними ли свод неба слит прохладно-голубой…”
В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сопоставляет эти два мира: земной, мёртвый, и дивную природу. Всю лексику стихотворения можно поделить на две колонки.
«Таинственный посетитель»: «неведомого края под волшебной пеленой…”, «сквозь покрывало неземным казался он… Снят покров…”, «к нам, как ты, она из рая два покрова принесла: для небес лазурно-ясный, чистый, белый для земли…”, «кто-то светлый к нам летит, поднимает покрывало и в далёкое манит”.
«Лалла Рук»: «светлый завес покрывала оттенял её черты…”, «нам туда сквозь покрывало он даёт взглянуть порой…”
4. Сакрализация и очеловечивание природы.
Жуковский — первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы — всё, что составляет её «материальную” красоту, но наделить природу чувством и мыслью воспринимающего её человека. Пейзаж в поэзии Жуковского — «пейзаж души”, природа окрашена в лирические чувства автора: «приятна…”, «тихая…”, «стенанье соловья…” («Вечер»); «рогов унылый звон…” («Сельское кладбище»). Для Жуковского человек — часть природы, а природа живая и одушевлённая.
«Вечер»: «как слит с прохладою растений фимиам…” Фимиам — здесь запах. По сути, как может быть запах слит с температурой, с прохладой? Но «фимиам” рождает ассоциации с божественным, священным.
«Рыбак»: «душа полна прохладной тишиной…” — тоже, казалось бы, как может быть душа полна прохлады и тишины? У Жуковского же прохладная тишина символизирует душевную тоску, «в нём вся душа тоски полна…” Тишина — это тишина реальная и тишина душевная. О природе Жуковский говорит самым сакральным, религиозным языком: «святые таинства…”, «пророчеством великого виденья…”, «величественный час…”, «вечернего земли преображенья…”
«Что наш язык земной пред дивною природой?”, «Но льзя ли мёртвое в живое передать?” Природа жива, дивна, язык же наш мёртв. И попытка мёртвым языком сказать о бесконечности живой природы будет бесплодна. «И лишь молчание понятно говорит…” — нельзя выразить словами дивную природу. «Море»: «ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты…” — море наделено жизнью, душой, чувствами. Оно противоречиво, как и человек. Вопросительные интонации наиболее свойственны поэзии Жуковского, ведётся диалог с природой, так как природа у Жуковского одушевлённая. «Море»: «Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?”
5. Тема перехода, перетекания, изменения состояния.
. Вечер — переходное состояние от дня к ночи. В поэзии Жуковского вечер в природе — вечер жизни. С этим связан мотив угасания в природе и множество глаголов, обозначающих движение: «померкнули…”, «последний луч…”, «умирает…”, «потухшими…”, «угасает…”, «бледнеет…”, «усталой…”, «медлительной…”, «задумавшись…”, «исчезает…”, «и взоры тусклые, на веки угасая…”, «движет…”, «льёшься…”, «бьёшься…”, «волны подъемлешь…”.
Вечер и закат — излюбленное время Жуковского.
Здесь я бы хотела сказать о стихотворении «Воспоминание» 1816 года.
О будь же, грусть, заменой упованья!
Способность грустить — ценное чувство, до Жуковского этого не писал никто, собственно, в это время зарождается психологическая лирика. Надежду, упованье заменяет грусть, «отрада нам — о счастье слёзы лить!” Чувства противоречивы, многозначны.
Противоречивость: воспоминание нежеланно, мучительно, приносит страдания, но мысль о том, что я могу их забыть, приносит ещё большие страдания.
Несчастье — об вас воспоминанье, Но более несчастье — вас забыть!
Поэзия — это дар, которым обладают немногие. Жуковский не обращал свой труд к широкой аудитории, как Карамзин или Крылов, он писал «Fu..r Wenige».
И вдохновение летало с небес, незваное, ко мне; На всё земное наводило животворящий луч оно…(«Я музу юную, бывало…»)
…Лишь порой он навещает нас с небесной высоты…(«Лалла Рук»)
О песни, чистый плод невинности сердечной! Блажен, кому дано цевницей оживлять Часы сей жизни скоротечной!(«Вечер»)
Связь творчества с небом
. Поэт творит лишь в те минуты, когда Бог посылает ему вдохновение. Таким образом, вдохновение — это дар Бога, Музы.
Я музу юную, бывало, Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение летало С небес, незваное, ко мне… ……………………………. Но дарователь песнопений… ……………………………. Или навек моя утрата И вечно арфе не звучать… ……………………………. Но всё, что от времён прекрасных, Когда он мне доступен был… ……………………………….. Кладу на твой алтарь священный… …………………………………(«Я музу юную, бывало…») Иль в тебе сама святая здесь поэзия была?(«Таинственный посетитель»)
Благодатный посетитель Поднебесной стороны… ……………………….. А когда нас покидает В дар
любви у нас в виду… ……………………….. Посетил, как упованье; Жизнь минуту озарил…(«Лалла Рук»)
7. Гений чистой красоты.
Эта красивая формула впервые появилась у Жуковского.
Кладу на твой алтарь священный, О Гений чистой красоты!(«Я музу юную, бывало…»)
Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты… («Лалла Рук»)
8. Тема прошедшего, минувшего.
Ничто не проходит бесследно, но прошлое вместе с тем невозвратимо.
Его желанного возврата Дождаться ль мне когда опять?(«Я музу юную, бывало…») Друг, на земле великое не тщетно; Будь твёрд, а здесь тебе не изменят; О милый, здесь не будет безответно Ничто, ничто: ни мысль, ни вздох, ни взгляд. Не унывай, минувшее с тобою…(«Голос с того света»)
9. Тема ранней смерти.
Могила юноши, мотив скоротечности жизни.
Эти мотивы присущи элегии вообще. Здесь пепел юноши безвременно сокрыли; Что слава, счастие, не знал он в мире сём, Но музы от него лица не отвратили, И меланхолии печать была на нём.(«Сельское кладбище») Едва расцвёл — и жизнь уж разлюбил И ждал конца с волненьем и тоскою; И рано встретил он конец, Заснул желанным сном могилы… ……………………………………… Он дружбу пел, дав другу нежну руку, — Но верный друг во цвете лет угас…(«Певец»)
Один — минутный цвет — почил, и непробудно, И гроб безвременный любовь кропит слезой. Другой… О небо правосудно. («Вечер»)
Мотив утраты.
О братья! О друзья! Где наш священный круг? Где песни пламенны и музам и свободе? Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг? Где клятвы, данные природе, Хранить с огнём в душе нетленность братских уз?(«Вечер»)
Здесь речь идёт об утрате друзей, о разрушении братства. Об этом же говорится в стихотворении «Воспоминание» 1816 года.
Переход в иной мир — всегда благо. В балладе «Лесной царь» иной мир — мир прекрасный, и переход в него — всегда благо.
Тема сна — смерти.
«Сельское кладбище»: «повсюду мёртвый сон…”, «спящих здесь…”, «сном непробудным спят…”, «мёртвых сон под мраморной доскою…”, «спокойно спят под сенью гробовою…”
«Певец»: «ты спишь, тиха твоя могила…”
Тема сна — видения.
Милый сон, души пленитель…(«Лалла Рук») Бывалых нет в душе видений…(«Я музу юную, бывало…»)
Снят покров, любви не стало; Жизнь пуста, и счастье — сон. («Таинственный посетитель»)
Мотив загробной встречи.
10. Тема судьбы, жребия.
С Минваною унылой Придёт сюда Альпин в час вечера мечтать Над тихой юноши могилой!
Минвана и Альпин — условные имена влюблённых, символизирующие Жуковского и Машу Протасову, историю их несчастливой любви.
11. Тема странника в сём мире.
Прискорбный, сумрачный, с главою наклонённой, Он часто уходил в дубраву слёзы лить, Как странник, родины, друзей, всего лишённый, Которому ничем души не усладить.(«Сельское кладбище») Но в мире он минутный странник был… ……………………………………….. Твой век был миг, но миг унылый, Бедный певец!(«Певец»)
12. Мотив священной дружбы.
О радостях души, о счастье юных дней, И дружбе, и любви, и музам посвящённых…(«Вечер») О милых спутниках…(«Воспоминание», 1821)
Это стихотворение пронизано темой дружбы, которая представлялась всегда тёплым, нерушимым союзом.
Ах! Нежная душа, природу покидая, Надеется друзьям оставить пламень свой; И взоры тусклые, навеки угасая, Ещё стремятся к ним с последнею слезой; Их сердце милый глас в могиле нашей слышит; Наш камень гробовой для них одушевлён…(«Сельское кладбище»)
13. Мотив ушедшей молодости.
К протекшим временам лечу воспоминаньем…(«Вечер») Сей миновавшего привет (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины…(«Невыразимое»)