Выбрать однокоренные слова, формы одного и того же слова, прочие слова.
Найдите общую часть слова для каждого ряда родственных слов?
Найдите общую часть слова для каждого ряда родственных слов.
Второклассники записывали однокоренные слова в алфавитном порядке Кто из ребят справился с заданием 5 в сад садовник садовый Лиза домик домашний домовой Серёжа дверь дверной дверка?
Второклассники записывали однокоренные слова в алфавитном порядке Кто из ребят справился с заданием 5 в сад садовник садовый Лиза домик домашний домовой Серёжа дверь дверной дверка.
Робот – механическое устройство, которое может выполнять однообразные, опасные и сложные задачи. Прежде всего, роботы могут выполнять повторяющиеся действия без усталости или скуки. Они применяются в автомобильной промышленности для сварки и покрас..
Чтобы правильно и без ошибки написать слово «садовник» или «содовник», надо подобрать проверочные слова: сад, сады, садик.
Или в замешательстве пишем «садовник», а может «садовниг», тогда проверочные слова : садовники, садовникам, садовнику.
В написании слова садовник доставит затруднение безударные гласные в корне и в его суффиксе:
Чтобы правильно написать гласную в корне этого существительного, вспомним родственные слова:
сад, посадка, рассада, посадочный (материал).
Написание буквы и в безударном суффиксе -ник- подтвердит морфемный разбор слова, что всегда нужно делать, если существуют затруднения в написании.
подводник, лесник, грибник, дворник.
Если возникнут сомнения в написании конечного согласного, то изменим форму существительного и гласные прояснят его звучание:
В слове «садовник» орфограмма «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».
Проверить гласную А можно, подобрав родственное слово, в котором эта гласная находится в сильной позиции, то есть под ударением: сАд, сАдик.
А если говорить о конечной согласной слова, то об озвончении речи не идёт. Хотя есть такие «грамотеи», что могут написать и Г, как предположил ранее отвечавший пользователь.
ГДЗ диктанты по русскому языку 5 класс Задание: § В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка
Синицы
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким взглядом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматические задания:
1. Озаглавьте текст.
Сторожа наших садов.
2. Укажите, какой частью речи выражены слова в предложениях.
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка.
Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.
Орфограмма : в приставке, в корне, в суфиксе, в окончание.
Подскажите как правильно распределить слова с орфограммами гласных звуков по столбикам в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма?
Подскажите как правильно распределить слова с орфограммами гласных звуков по столбикам в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
Подводный, сорвал, поле, поход, холодок, о зиме, о маме, крючок, побег.
Запиши слова в 4 столбика в зависимости от того, в какой части слова находиться орфограмма?
Запиши слова в 4 столбика в зависимости от того, в какой части слова находиться орфограмма.
Слова : дожди, запах, закрыл, котик, подпрыгнул, улочка, на ветке, к ночи.
В первый столбик слова с орфограммой в приставке, во второй в корне, в 3 в суффикс, в 4 в приставке.
Распределить слова с орфограммами гласных звуков по столбикам в зависимости от того в какой части слова находится орфограмма?
Распределить слова с орфограммами гласных звуков по столбикам в зависимости от того в какой части слова находится орфограмма.
Побелка, на вишне, мясник, смешной, гвоздик, под веткой, насмешка, школьник.
Запишите слова в четыре столбика в зависимости, в какой части слова находится орфограмма?
Запишите слова в четыре столбика в зависимости, в какой части слова находится орфограмма.
(к )земле, ( на) горке, (у) горы, орешек.
Запиши слова в 4 столбика в зависимости от того В какой части слова находится орфограмма к реке, осмотр, подземный, на поле, лучик, котик, берёзовый, на окне, горошек, за окнами?
Запиши слова в 4 столбика в зависимости от того В какой части слова находится орфограмма к реке, осмотр, подземный, на поле, лучик, котик, берёзовый, на окне, горошек, за окнами.
Запиши слова в два столбика в зависимости от орфограммы, которая есть в слове?
Запиши слова в два столбика в зависимости от орфограммы, которая есть в слове.
Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того в какой части слова находятся орфограмма :
Робот – механическое устройство, которое может выполнять однообразные, опасные и сложные задачи. Прежде всего, роботы могут выполнять повторяющиеся действия без усталости или скуки. Они применяются в автомобильной промышленности для сварки и покрас..
повторить изученные орфограммы корня, правила написания прописной буквы, словарные слова
План урока
№
Название этапа
Методический комментарий
1
1. Организационный этап урока
Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.
Прописать в рабочей тетради вынесенные учителем на доску буквы и соединения, качественное написание которых не удаётся ученикам (например, еле, вд, аж, еж). Предварительно анализируются особенности соединения этих букв в словах, также записанных на доске: телевизор, однажды, дежурный, вдруг.
Упражнение 1в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение орфограмм корня. Выполняется фронтально. Учащиеся, работая по цепочке, называют орфограмму, подбирают проверочное слово (класс записывает его), называют букву, которую нужно вставить (класс вставляет букву), выделяют корень и подчёркивают букву-орфограмму.
Упражнение 2в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение правила написания прописной буквы в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Выполняется самостоятельно. Во время устной проверки учащиеся обосновывают свой выбор.
Упражнение 3в тетради«Пишем грамотно» (№ 2) — определение места орфограммы в слове, выбор нужного способа проверки и подбор правильного проверочного слова. Выполняется самостоятельно.
Перед началом работы учитель пишет на доске слово молоко, просит назвать орфограммы в этом слове и сказать, какую из них можно проверить, а какую нельзя. В результате обсуждения первая буква о подчёркивается двумя чёрточками, а вторая буква о — одной. Слово как образец остаётся на доске.
При проверке ученики по цепочке читают слова, в которых были пропущены буквы, называют вставленную букву, тип орфограммы, доказывают, почему необходимо вставить именно эту букву. Допущенные ошибки исправляются.
В зависимости от темпа работы подготовка к письму по памяти проводится на уроке (после чего ученики записывают несколько строчек) или предлагается в качестве домашнего задания.
Упражнение 4в тетради«Пишем грамотно» (№ 2) — повторение: выделение частей слова как подготовка к определению места орфограммы в слове. Выполняется фронтально. В зависимости от уровня подготовленности класса возможны два варианта работы.
1. Если дети легко справляются с разбором слов по составу, учитель предлагает читать слово и находить соответствующую этому слову модель состава слова (учащиеся должны устно провести разбор слова по составу).
2. Если разбор слов по составу представляет для учащихся некоторую трудность, если они допускают ошибки при выделении частей слова, учитель предлагает сначала разобрать каждое слово по составу, при этом выделение окончания, корня, суффикса и приставки идёт в строгом соответствии с алгоритмом, введённым в первом полугодии в процессе изучения раздела «Состав слова».
После того как слово разобрано, ученики ищут модель, которая соответствует слову.
Дополнительное задание. Подчеркнуть в данных словах орфограммы; объяснить их написание.
Упражнение 5в тетради«Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учитель записывает текст на доске. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют необходимые действия. Если орфограмма в окончании, учащиеся подчёркивают её и отмечают, что орфограммы в окончаниях проверять ещё не умеют. Учитель обращает внимание детей на проверочные слова к слову свисают: повис, повисший. Во время работы со словом капельки в зависимости от уровня подготовки класса учитель может сообщить о чередовании в корне -капл-//-капел (при образовании слова капелька от слова капля в корне появляется буква е) и о том, что беглый гласный может быть обозначен только буквой е. В результате текст выглядит так:
(Непроверяемые буквы подчёркиваются двумя чёрточками, выделяется часть слова, в которую входит орфограмма.)
Учитель просит объяснить постановку восклицательного знака в конце первого предложения (предложение является повествовательным по цели высказывания и восклицательным по интонации. Оно произносится с особым чувством — чувством восхищения берёзкой). После того как учащиеся прочитают предложения орфографически и подготовятся к записи под диктовку, учитель закрывает запись на доске, а ученики закрывают тетради «Пишем грамотно». Текст записывается под диктовку учителя в рабочих тетрадях. Орфограммы в окончаниях следует проговаривать чётко. По окончании диктовки учитель открывает запись на доске, просит сравнить записи в тетрадях с записью на доске и исправить ошибки, если они были допущены.
Упражнение 6в тетради«Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учащиеся определяют по звуковой записи наличие орфограмм в слове, устанавливают, в какой части слова находится орфограмма, проверяют или вспоминают написание данной части слова, делают буквенную запись. В результате запись выглядит так:
Возможная трудность. При работе со словом сердца́ учащиеся могут не узнать слово, не догадаться о наличии непроизносимого согласного.
Помощь. В первом случае учитель говорит, что задумана одна из форм слова, о значении которого он сейчас расскажет, а учащиеся должны догадаться, какое слово задумано: «Это внутренний орган, находится в груди, заставляет кровь передвигаться по всему организму, можно услышать его биение». Во втором случае учитель называет слова сердечко, сердечный.
Учитель сообщает, что в предложение нужно обязательно вставить словарное слово. После того как учащиеся называют слово, которое нужно дописать, учитель просит класс хором произнести его орфографически и назвать букву, написание которой в слове следует запомнить. В первое предложение можно вставить слово мороз, во второе — иней, в третье — ветер, в четвёртое — дорога.
Словарный диктант на повторение ранее выученных слов:
Москва, Московский Кремль, столица, отец, корова, январь, картина, русский, соловей, праздник, адрес, работа, что
Найти ошибки в записи на доске и сделать работу над ошибками. Запись на доске:
Запись работы над ошибками:
2) из старого ведра — из ведра, из большого города — из города, из пустой банки — из банки
4) мётлы – метла, тёмный – темнота, брёвна – бревно (в слове метла корень -мет-, так как слово образовано от глагола мести; суффикс -л-).
Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 82 и 83 в тетради «Учусь писать без ошибок»; сильные учащиеся самостоятельно работают с упр. 87 (четвёртая и пятая части рассказа), после чего приступают к самостоятельному выполнению упр. 82 и 83. По окончании самостоятельной работы необходимо организовать фронтальную проверку (с участием учеников, которые работали с учителем).
Учитель подводит итоги работы на уроке.
Домашнее задание. Выучить словарные слова, списать в рабочую тетрадь предложения упр. 7 из тетради «Пишем грамотно» (№ 2).
Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.