в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике

Конспект организации и проведения математики в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА»

Конспект организации и проведения математики в старшей группе

Воспитатель: Хлудеева Татьяна Ильинична

Цель: продолжать учить считать в пределах 6и7, знакомить с порядковым значением чисел 6и7,правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Продолжать развивать умения сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже…самый низкий (и наоборот).

Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Предварительная работа: наблюдения, подвижные игры, дидактические игры, беседы.

Атрибуты: корзина, муляжи овощей, 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, наборы елочек разной высоты (по 6 на каждого ребенка)

Этапы Методические указания Примечание

Мотивация Воспитатель вносит корзину с овощами и читает стихотворение:

-Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!

-Ребята, помогите мне, пожалуйста, достать овощи из корзины и посчитать их.

-Саша, доставай овощи, а ты, Ира, считай их.

-Сколько овощей достали из корзины?

— Правильно, надо посчитать по порядку. Звучит музыка песни «Урожай»

— Теперь добавлю картофель, Даша, посчитай сколько овощей?

— Правильно, всего у нас 8 овощей.

— Дети, в какое время года собирают урожай?

— Конечно осенью, а сейчас какое время года?

— Какой самый любимый праздник приближается?

— Да, это Новый год. А на Новый год мы с вами ставим елочки. Меняю овощи местами несколько раз.

— Чтобы выполнить эту работу, надо вспомнить правила раскладывания предметов.

— Богдан, как ты расставил елочки?

— Да, сначала самая низкая, потом выше, ещё выше, самая высокая.

— Давайте проверим, все ли ребята правильно поставили елки. Я выкладываю на доске, а вы проверяйте у себя.

— Теперь выложите елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

— Молодцы, хорошо потрудились, можно и поиграть.

— Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет собирать овощи, другая- фрукты.

— Молодцы, ребята, отлично справились с заданием обе команды. Победила- дружба.

— Дети, кто из вас знает какое сейчас время суток?

— Правильно, сейчас –утро. Назовите все части суток.

— Умницы, кто-то к нам стучится.

— Здравствуй, Чебурашка. У тебя что-то случилось? Почему ты такой грустный?

— Чебурашка говорит, что его друг Гена-крокодил попросил разложить картинки в правильной последовательности, начиная с утра и до ночи, только Чебурашка не знает части суток и не может их разложить.

— Дети, давайте поможем ему.

— Марина, иди выложи на доске картинки, а вы ребята, проверяйте, правильно ли Марина выложила.

— Да правильно, сначала утро, затем день, вечер, ночь.

— Хорошо, вот мы и помогли Чебурашке. Приглашаю всех детей за столы. Задаю вопросы.

Напоминаю правила раскладывания предметов.

Физминутка «Сбор урожая».

Даю указания, в конце определяется победитель.

Слышен стук. Вношу Чебурашку.

Повторяем части суток.

— Считали овощи, находили место при счете, сравнивали елочки по высоте, повторили части суток, а еще играли в игру. Подвожу итог.

Хвалю и благодарю детей за работу.

Конспект математического развлечения в старшей группе «Путешествие в страну «Математики» Конспект математического развлечения в старшей группе «Путешествие в страну «Математики» Составила Воспитатель Яковлева С. В. МКДОУ.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в Страну математики» Цель: закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года Задачи: 1. Развитие интересов детей, любознательности.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну математики» Задачи. Учить детей считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Загоскина Лариса Геннадьевна МБДОУ «Чебурашка» п. Плесецк, Арх. обл. НОД «Путешествие в страну математики» (старшая группа).

Конспект организации и проведения наблюдения за живой природой «Прогулка в лес» с детьми с нарушениями интеллекта Конспект организации и проведения наблюдения за живой природой на тему: «Прогулка в лес» с детьми второго года обучения с нарушениями интеллекта.

Конспект организации и проведения развлечения с использованием музыки в средней группе «Ребятки-котятки» Цель: вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции, радость Задачи: Образовательные: закреплять умения выполнять движения под музыку.

Конспект организации и проведения строительно-конструктивной игры «Будка и скворечник» в старшей группе Программное содержание: • Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем,.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Области Познание, конструирование, коммуникация Программное.

Особенности организации и проведения экскурсий в условиях ДОУ Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном.

Источник

Консультация для воспитателей «Организация занятий по ФЭМП в старшей группе»

в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Смотреть фото в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Смотреть картинку в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Картинка про в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Фото в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике Динара Хасанова
Консультация для воспитателей «Организация занятий по ФЭМП в старшей группе»

Организация работы с детьми шестого года жизни

Занятия по математике в старшей группе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня во вторник или четверг. А также отводится время на индивидуальные занятия в течение недели. Продолжительность занятий 25 мин, из которых 5 минут отводится на организационный момент, 15 минут – основная часть, 5 минут – итог занятия, а также 1-2 мин – на физкультминутки.

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который привлекает внимание, а далее рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии зрения и слуха. В данной возрастной группе дети рассаживаются за парты подвое лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей, т. е. занятие может начинаться в игровой комнате, спортивном и музыкальном занятии (как предварительная работа).

Начало занятия должно быть эмоциональным и заинтересовывающим. Целесообразно можно использовать проблемные ситуации.

Примерные части «Ход математического занятия»:

1. Математическая разминка.

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

5. Дидактическая игра (подвижная игра).

Количество частей и их порядок зависит от поставленных задач.

Внимание детей на занятии у детей старшего возраста сохраняется до 5-7 минут, это и есть примерная длительность 1 части с основного этапа занятия. Далее необходимо провести физкультминутку, которая может быть в виде набора физических упражнений для мышц ног, рук, спины, в стихотворной форме, специальная гимнастика (для коррекционных групп): пальчиковая, артикуляционная и зрительная. Итог занятия в старшей группе воспитатель подводит сам, приобщая детей.

Целесообразно первый месяц работы (сентябрь) отвести на повторение программы предшествующей группы. Это дает возможность выяснить необходимость дополнительных занятий с теми или иными детьми.

Раздел ФЭМП «Количество и счет»

Целесообразно первые занятия по ФЭМП начинать с повторения пройденного.

Сопоставление двух совокупностей, содержащих равное и неравное (больше или меньше на один) число предметов в пределах 5, позволяет напомнить детям, как образуются числа первого пятка.

Для повторения отношений: «равно», «не равно», «больше», «меньше» даются задания на уравнивание совокупностей («Принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних» и т. п.)

Большое внимание уделяется закреплению навыков счета: вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета.

В старшей группе начинают развивать память на числа. Для этого постепенно усложняют упражнения в отсчете предметов. Например, детям одновременно называют два числа, сразу предлагают отсчитать два предмета, либо предметы одного вида, но отличающиеся цветом или размером. Названия предметов связывают с местом их расположения.

Дети учатся запоминать числа, брать предметы по оному, четко соотносить числительные с каждым взятым предметом, отчитываться о выполненном задании. Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь. Они воспроизводят определенное количество движений по образцу и указанному числу.

Счет в пределах 10.

Для получения чисел второго пятка обучению счету до 10 используются приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел первого пятка.

Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления двух совокупностей предметов.

Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего. И поэтому всегда сравниваются не менее чем 3 последовательных числа.

Полезно сопоставлять не только совокупности предметов разного вида (например, елочки, грибочки и др., но и группы предметов одного вида разбивать на части и сопоставлять их друг с другом (яблоки большие и маленькие, наконец, совокупность предметов может сопоставляться с ее частью. («Кого больше: серых зайчиков или серых и белых зайчиков вместе?»)

Возможно одновременно учить детей видеть независимость числа предметов от их пространственных свойств и получать новые числа.

Умение сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше-маленьких или больших, если последние расположены с большими интервалами, чем первые, необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить предметы 2 групп (подгрупп) один к одному. Используются приемы разные способы сопоставления: наложение, приложение, применение эквивалентов.

Уравнивая группы добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа, дети усваивают способы получения каждого из сравниваемых чисел.

Дети должны рассказывать, как было получено каждое число, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли (убрали). Например, к 8 яблокам добавили 1, стало 9 яблок. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 яблок и т. п.

Для закрепления навыков счета в пределах 10 используются разнообразные упражнения, например «Покажи столько же».

Отсчет предметов в пределах 10.

Упражнения в отсчете предметов продолжают усложняться. Дают задания не только отсчитать 2 группы предметов, но и расположить их в определенном месте, например в указанной части листа бумаги: вверху, внизу, справа, слева, посередине. Несколько позднее дети помещают предметы вдоль верхнего или нижнего, правого или края листа, в верхнем правом, в нижнем левом углах.

Детей приучают внимательно выслушивать задание, запоминать его, точно выполнять и рассказывать о том, что и как сделали. Приучать давать полный ответ. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему наводящими вопросами. В речи детей должны отражаться связи между количеством предметов, их качественными признаками и пространственным расположением. Детей начинают учить повторять задание до его выполнения, обеспечивая развитие планирующей функции речи.

Счет с участием разных анализаторов.

Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете с активным участием разных анализаторов: счет звуков, движений, счет предметов на ощупь (считают камешки, перекладывая из руки в руку с закрытыми глазами, считают пуговицы, нашитые на карточку, но карточку держат за спиной). Нашивают на карточку 6-10 пуговиц в 2 ряда.

Упражнения в счете на ощупь, в счете звуков и движений связывают с разностным сравнением чисел. Например, «Присядь на один раз больше, чем услышал звуков».

Показ независимости числа предметов от их размера, площади и формы расположения.

Когда детей познакомят со всеми числами до 10, им показывают, что для ответа на вопрос «сколько?» не имеет значение, в каком направлении ведется счет (слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, в форме разных фигур по кругу, парами, неопределенной группой, изображения предметов на карточке лото, или кружки числовых фигур.

Начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.

Установление равенства численностей множеств.

Для отсчета 3 разновидностей игрушек используются карточки с 3 свободными полосками. Например, «На верхней полоске 7 квадратов, на средней – 7 прямоугольников, на нижней-7 кругов, всех фигур поровну-по 7».

Деление целого на части.

Детям шестого года жизни показывают возможность дробления на равные доли, их учат устанавливать отношения между целым и частью.

Демонстрируя возможность деления предмета как на 2 равные, так на 2 неравные части, детям дают представление о том, что одна из двух равных частей называется половиной, половинами являются обе равные части. Если предмет разделен на 2 неравные части, то их нельзя назвать половинами. В таком случае говорят: предмет разделен на 2(4) неравные части. Дети должны правильно употреблять слова: «пополам», «половина», «равные части», «целое», «одна из двух», «одна из четырех».

Количественный состав числа из единиц.

Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5-это 1,1,1,1 и еще 1). Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометр. фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.

Порядковое и количественное значение числа.

В старшей группе детей начинают впервые учить пользоваться порядковыми числительными.

Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают: один, два, три, четыре, пять и т. д., т. е. находят ответ на вопрос: «сколько?». Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному, отвечая на вопросы: «который?», «какой по счету?»,считают: первый, второй, третий и т. д. Дети часто путают вопросы: «который?» и «какой?». «Какой?» используется для выделения качественных свойств предметов: цвета, размера и т. д. А вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?» позволяет раскрыть их значение. Дети учатся определять место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях (третий слева, пятый справа и т. д.).

Сравнение смежных чисел.

Используется прием наложения и приложения, прием построения «числовой лесенки» (в пределах первого пятка) (увеличение количества кружков каждого следующего ряда на 1).

Консультация для воспитателей «Игровой стрейчинг в организации физкультурных занятий» Консультация для воспитателей на тему: «Игровой стрейчинг в организации физкультурных занятий» Подготовила инструктор по физкультуре:.

Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» Музыкальный руководитель: Горохова Л. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38, г. Апшеронск. «Дайте.

в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Смотреть фото в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Смотреть картинку в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Картинка про в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Фото в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математикеКонсультация для воспитателей «Организация работы ДОУ по приобщению детей к здоровому образу жизни» Последние годы поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом.

Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды по патриотическому воспитанию» Консультация для воспитателей «Предметно развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников» Подготовила и провела:.

Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе» МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Специфика занятий с детьми в логопедической группе» Воспитатель:.

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация музейной среды в группах детского сада и мини-выставок в группе» С чего начинается музей. Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 «Гамма» Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду» Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно.

Консультация для воспитателей «Организация группового игрового участка в летний период» Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе, это большие.

Организация занятий педагога — психолога с детьми с ЗПР. С 2011 года в нашем дошкольном учреждении функционирует группа коррекционной направленности, которую посещают ребята с разными диагнозами,.

Источник

Требования к организации работы по ОО «Математические представления» в разных возрастных группах

в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Смотреть фото в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Смотреть картинку в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Картинка про в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике. Фото в сочетании с какими занятиями в старшей группе проводится занятие по математике Елена Седова
Требования к организации работы по ОО «Математические представления» в разных возрастных группах

Требования к организации работы по ОО «Познавательное развитие. Математические представления» в разных возрастных группах. НОД. Структура НОД.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия (НОД) являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек, охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Количество занятий относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю.

С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25—30 минут в подготовительной к школе группе.

Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

В летние месяцы занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач — «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких занятий.

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.

Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми.

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить:

Цель всегда одна. Она конкретна.

• Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.

При этом самих задач может быть более трех.

Вспомним о формулировке задач, а именно о глаголах:

1. Формулирование обучающих задач

Примерные формулировки обучающих задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:

1. расширить знания о.

2. обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,

3. закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т. д. (какие-либо программные знания, умения, навыки,

4.«Актуализировать знания детей о …»

-«Создать условия для получения детьми знания о …»

-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению.

-«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

-«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи ….»

-«Стимулировать детей к…»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

1.«Актуализировать знания детей о …»

-«Закрепить в самостоятельной деятельности умение.

-«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной деятельности»

-«Содействовать усвоению. …. овладению….

Примерные формулировки развивающих задач НОД:

Развивающие задачи

— если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию…» и т. д.

— если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», : «продолжать формировать…», «совершенствовать …» и т. д.

-«Развивать умение логически излагать.»

-«Развивать математическую речь….

-«Способствовать развитию УМЕНИЮ…

-«Продолжать развивать умение ….

Примерные формулировки воспитательных задач НОД:

Воспитательные задачи

— если качество (свойство) не сформировано, то задача будет со слов «формировать …», «воспитывать …» и т. д.

Программное содержание занятия обусловливает его структуру.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.

Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.

Структура занятия обеспечивает

— сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем,

-активность как отдельных детей, так и всей группы в целом,

-использование разнообразных методов и дидактических средств,

-усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия

Примерная структура занятий по ФГОС или Этапы реализации НОД:

1. Организация занятия

2. Мотивационный этап и /или проблемная ситуация

2. Содержательный этап

4. Рефлексивный этап

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учётом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лёжа на ковре.

Можно использовать стихотворное приветствие.

2. Мотивационный этап

Виды мотиваци и:

1. игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);

2. внешняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка. С целью получения вознаграждения;

3. внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом ребёнка, стремлением к получению удовольствия от работы, получение новых знаний;

4. мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная;

5. мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет).

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Ход занятия или содержательный этап НОД

Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.

Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).

Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

Примерные части хода основного этапа математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Необходимо помнить!

1.Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

2. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части.

3. Трудный новый материал даётся через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.

4. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминут ки— кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д.

В физкультминутку рекомендуется включать 2—3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.). Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше, чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию — обучающую. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия или рефлексивный этап

Любое занятие должно быть законченным.

При подведении итога НОД надо помнить:

Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.

Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т. д.

Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребёнка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке.», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т. д. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр;

2) занятия в форме дидактических упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах.

Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер, ведёт к усвоению детьми определённых способов действий и соответствующих им математических представлений.

Воспитатель применяет приёмы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д.

В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д., в старшем возрасте — практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определённой длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, высоту предметов и т. д.).

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учётно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки.

Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятся проверочные учетно-контрольные занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых выявить сформированность знаний, умений и навыков.

Комбинированные занятия по математике наиболее распространены в практике работы детских садов. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

Построение таких занятий может быть различным. Приведем пример занятия по математике для старших дошкольников:

1. Повторение пройденного с целью введения детей в новую тему (2—4 минуты).

2. Рассмотрение нового материала (15—18 минут).

3. Повторение ранее усвоенного материала (4—7 минут).

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3—5 минут от начала занятия и заканчивать на 15—18 минуте).

Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного.

Советы воспитателям по организации НОД:

Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.

Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.

Подводите детей к выводам, обобщениям.

Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.

Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.

Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.

Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.

После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.

При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *