в состав какого цикла входит повесть шинель

«Шинель» (Н. Гоголь)

Цитата: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

История создания

Николай Васильевич увидел в этой истории больше трагедию, чем комедию, — и написал «Шинель».

Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.

Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (из цикла « Петербургские повести »).

Жанровые особенности: «Шинель» написана в житийной традиции и формально схожа с описаниями жизни святых. Поэтому повесть следует читать как притчу с философским подтекстом.

Кстати, с глубиной содержания связано и жанровое определение: по объёму «Шинель» ближе к рассказу, но вечные проблемы бытия, раскрытые в ней, выводят это произведение на иной уровень.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.

Действующие лица

Краткое содержание

Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.

Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.

В департаменте все его поздравили и пригласили на именины к коллеге. Ночью Акакий Акакиевич возвращался домой, как тут к нему подошли неизвестные и со словами: «А шинель-то моя!» — драгоценную одежду отобрали.

Квартирная хозяйка советовала обратиться в полицию. Акакий Акакиевич обратился — но толку никакого. На работу он пришёл в старой шинели. Сотрудники пожалели его и посоветовали обратиться за помощью к «значительному лицу», но это «лицо» так накричало на Башмачкина, что тот ушёл, «себя не помня».

Было холодно, старая шинель не грела, и Башмачкин слёг, а через несколько дней умер. Только у Калинкина моста появился призрак в образе чиновника, снимающий с прохожих верхнюю одежду. Кто-то даже узнал в этом призраке Акакия Башмачкина. Однажды мимо моста проезжало «значительное лицо». Призрак с криком: «Твоей-то шинели мне и нужно!» — снял с «лица» верхнюю одежду и больше не появлялся.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В честь кого главный герой «Шинели» был назван?

Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.

К какому типу героев можно отнести Башмачкина?

Ответ. Акакий Башмачкин — представитель типа героя, который называется маленьким человеком. Первым представителем этого типа героя стал Самсон Вырин (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»). Маленький человек безобиден и зауряден, но от того не менее значим, чем любой другой человек.

В какой цикл повестей включена повесть Н. В. Гоголя «Шинель»?

Ответ. «Петербургские повести».

Источник

В состав какого цикла входит повесть шинель

«Шинель» входит в цикл так называемых «петербургских повестей». В ней, как и в остальных повестях этого цикла, отразились впечатления Гоголя от пребывания в Петербурге (1828 – 1836 гг.).

В Санкт-Петербург Гоголь, преисполненный больших надежд и ожиданий, отправился вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским. Однако вскоре по прибытии Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы платим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также недешевы… В одной дороге издержано мною триста с лишком, да здесь покупка фрака и панталон стоила мне двухсот, да сотня уехала на шляпу, на сапоги, перчатки, извозчиков и на прочие дрянные, но необходимые мелочи, да на переделку шинели и на покупку к ней воротника до восьмидесяти рублей». В Петербурге Гоголь пробовал поступить на сцену, но его не приняли; пробовал он и стать чиновником, но служба его тяготила. В итоге он решил посвятить себя литературе.

Сюжет «Шинели» во многом перекликается с услышанным Гоголем анекдотом. Повесть рассказывает о судьбе бедного титулярного советника (а это девятый чин по «Табели о рангах» из четырнадцати возможных) по имени Акакий Акакиевич. Акакий в переводе с греческого означает «незлобивый», что находит отражение в характере героя.

В повести изображается чиновничий Петербург, таким как его видел автор. В самом начале повести, говоря об Акакии Акакиевиче, Гоголь отмечает, что «у нас прежде всего нужно объявить чин». Действительно, в одной из статей, присоединенных к «Табели о рангах», с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения. Именно поэтому в повести каждый герой имеет указание либо на свой чин, либо на занимаемую им должность: кум Акакия Акакиевича – столоначальник в сенате, кума – жена квартального офицера, а значительное лицо, к которому герой повести пытался обратиться за помощью, даже не названо по имени, но зато отмечено, что у него генеральский чин. Указания на чины и различные должности красной нитью проходят по всей повести (подробнее см. в приложении), помогая противопоставить богатых жителей Петербурга бедным и раскрыть авторский замысел.

Петербург является не только местом действия в повести, но и ее героем. Как и его жители, Петербург достаточно четко разделен на «Петербург пышный» и «Петербург бедный», центр города и его окраины. Это ярко иллюстрируется походом Акакия Акакиевича в гости к помощнику столоначальника: сначала пустынные и слабо освещенные улицы (на каких проживал сам герой повести), а затем все более людные и освещенные, ибо пригласивший чиновник «жил в лучшей части города». Топонимика Петербурга также носит двойственный характер: с одной стороны, указаны точные места появления призрака, сдирающего с плеч прохожих шинели (Калинкин и Обухов мосты через Фонтанку), с другой стороны, адресные ориентиры довольно размыты. Путь Акакия Акакиевича в гости к чиновнику никак не маркирован (кроме указания на то, что это путь с окраин в центр), Гоголь даже пишет, что не помнит, где жил этот чиновник, что «всё, что ни есть в Петербурге, все улицы и дома слились и смешались в голове». Акакия Акакиевича раздевают просто на «бесконечной» площади, «которая глядела страшной пустынею». Более того, одно из мест появления призрака, а именно Кирюшкин переулок, и вовсе является выдуманным. Такая двойственность Петербурга, как кажется, отвечает двойственности в сюжете, а именно реальному и фантастическому в нем.

Петербург, таким образом, предстает в повести суровым, враждебным и таинственным. Гоголь не раз упоминает о суровом петербургском климате, ускорившем в конце концов болезнь Акакия Акакиевича, о сером петербургском небе. Петербург вместе с тем и двойственный: богатый и бедный, реальный и фантастический; он тем или иным образом влияет на судьбы своих жителей.

Вместе с тем образ Башмачкина не сводится лишь к петербургскому типу чиновника, а является общечеловеческим. Скорее всего, поэтому Белинский считал «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя», а Герцен назвал ее «колоссальным произведением».

Приложение: комментарии к тексту

1. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник

В одной из статей, присоединенных к «Табели о рангах», с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения.

Титулярный советник – девятый гражданский чин по «Табели о рангах». «Табель о рангах» – закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства); утвержден 24 января 1722 императором Петром I. Всего в табели 14 чинов (классов), первый – самый высший.

2. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова.

Столоначальник – должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. По «Табели о рангах» обычно были чиновниками 7-го класса.

Сенат – высший орган государственного управления в Российской империи, подчинённый императору.

Квартальный офицер – то же, что квартальный надзиратель; полицейский чиновник, в ведении которого находился определенный квартал города.

3. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. „Нет, подумала покойница, имена-то всё такие“. Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий.

Согласно обряду крещения, ребенку дается имя одного из святых. Имя должно обязательно принадлежать одному из тех святых, день которого празднуется в день рождения ребенка (или же в день наречения имени или крещения). Специальный календарь с днями памяти святых называется Святцы.

4. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу, да нажил геморой в поясницу.

Статский советник – пятый гражданский чин по «Табели о рангах».

Пряжка в петлицу – почетный знак в виде прорезной пряжки с римскими цифрами в дубовом венке, выдававшийся за выслугу лет на гражданской службе: 15, 20, 30, 40, 50 и т. д.

5. …так что шея его, несмотря на то, что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы.

Речь идет об уличных торговцах, выходцах из других стран, продававших свой товар с лотков, которые они носили на голове.

6. …вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента

Фальконетов монумент – «Медный всадник», памятник Петру I на Сенатской площади работы французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

7. …если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам…

Чины от седьмого и выше, согласно «Табелю о рангах».

8. …Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную

Отпускная – документ, по которому при крепостном праве крепостной отпускался на волю; вольная.

9. …у Петровича есть жена, носит даже чепчик, а не платок

В XVIII-XIX вв. чепец (чепчик) носили женщины высших сословий.

10. Он ничего этого не заметил, и потом уже, когда натолкнулся на будочника

Будочник – полицейский низшего чина, следивший за порядком на перекрёстке улиц у караульной будки.

11. …пусть он вместо того, чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю

Квартальный надзиратель (см. выше).

12. …а лучше всего итти прямо к частному

Частный – полицейский чиновник, в ведении которого находилась определенная часть (район) города.

13. коллежский регистратор докладывал бы губернскому секретарю, губернский секретарь – титулярному…

Коллежский регистратор – низший, четырнадцатый чин по «Табели о рангах».

Губернский секретарь – двенадцатый чин по «Табели о рангах».

14. …отгородил себе особенную комнату, назвавши ее „комнатой присутствия“ и поставил у дверей каких-то капельдинеров

Капельдинер – Здесь: лакей

15. Впрочем он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив; но генеральский чин совершенно сбил его с толку.

Генерал – военный чин четвертого класса и выше, согласно «Табели о рангах».

16. „Но, ваше превосходительство“, сказал Акакий Акакиевич…

Уставное обращение к представителям третьего и четвертого класса, согласно «Табели о рангах».

17. По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника…

Калинкин (ныне Старо-Калинкин) мост – мост через реку Фонтанку, находится в ее устье. Построен в 1786 – 1787 гг. инженерами П. К. Сухтеленом и И. К. Герардом как трехпролётный каменный на месте существовавшего уже в 1737 г. деревянного моста. Запечатлен на картине художника-современника К. Ф. Кнаппе.

в состав какого цикла входит повесть шинель. Смотреть фото в состав какого цикла входит повесть шинель. Смотреть картинку в состав какого цикла входит повесть шинель. Картинка про в состав какого цикла входит повесть шинель. Фото в состав какого цикла входит повесть шинель

Калинкин мост, 1840 год

18. Именно будочник какого-то квартала в Кирюшкином переулке схватил было уже совершенно мертвеца за ворот на самом месте злодеяния…

Выдуманный автором повести топоним.

19. И точно, один коломенский будочник видел собственными глазами, как показалось из-за одного дома привидение…

Коломна (Коломенский остров) – исторический район Петербурга, на левом берегу Невы, к Западу от современного центра города, ограничен реками Мойка, Пряжка, Фонтанка и Крюковым каналом. Название возникло в 1-й половине XVIII в. До середины XIX в. Коломна – окраинный район Петербурга, заселённый мелкими чиновниками, торговцами, ремесленниками, мастеровыми.

20. Привидение однако же было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы, и направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте.

Обухов мост (ныне Обуховский) – мост через реку Фонтанку на Московском проспекте. Название «Обухов мост» появилось в 1750 году и употреблялось до 1851-го. Оно происходит от фамилии подрядчика строительных работ, «посадского человека» Обухова. В 1761 году появился современный вариант наименования.

1. Анненков П. В. Литературные воспоминания. – М.: Худож. лит., 1983.

2. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1969 – 1978.

3. Воропаев В. А. Комментарий // Гоголь. Н. В. Повести. – М.: Сов. Россия, 1986.

4. Воропаев В. А. Гоголевский Петербург // Образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/philology/37075.php

5. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992.

Источник

Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель ».

В повестях об украинских помещиках проявилось своеобразие гоголевского таланта: умение показать «пошлость пошлого человека». Те же черты художественного метода Гоголя раскрылись и в повестях, напечатанных в «Арабесках» в 1835 году. Его название автор пояснил как «сумбур, смесь, каша» – кроме повестей в книгу включены статьи различной тематики. Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 году была напечатана повесть «Нос», а завершила цикл повесть «Шинель» (1839 г. – 1841 г, опубликована в 1842 г.). Всего в цикл «Петербургские повести» вошло пять небольших произведений: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Все эти повести объединены общей темой – темой изображения Петербурга, большого города, столицы Российской империи. Единство цикла определяется не только предметом изображения, но и содержанием повестей, их социальным смыслом, местом в творчестве писателя. Отделенная от остальных петербургских повестей большим временным промежутком и обогащенная опытом работы Гоголя над «Ревизором» и «Мертвыми душами», замечательная повесть «Шинель» концентрирует в себе всю идейную и художественную силу гоголевских произведений о николаевском Петербурге.

Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Работа над циклом началась во второй половине 1833 года и особенно в 1834 году, когда Гоголь переживал творческий подъем.

Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены одним местом действия – Петербургом. Гоголь создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей города – на грани правдоподобного и чудесного, что человек может даже сойти с ума.

Живое превращается в вещь (таковы обитатели «Невского проспекта»). Вещь, предмет или часть тела становится «лицом», важной персоной («Нос»). Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик. Чин в Петербурге заменяет человеческую индивидуальность. Нет людей – есть должности. Без чина, без должности петербуржец не человек, а ни то ни се, «черт знает что».

Гоголь, изображая Петербург, использует универсальный художественный прием – синекдоху. Замещение целого его частью – это закон, по которому живут и город и его обитатели. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы охарактеризовать пеструю петербургскую толпу. Невский проспект – парадная часть – города представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве – и здесь часть теснит целое.

Смысл гоголевского изображения Петербурга – указать человеку из безликой толпы на необходимость нравственного прозрения и духовного возрождения. Гоголь верит, что человеческое все же победит чиновническое.

В «Невском проспекте» писатель дает заставку ко всему циклу повестей. Это и «физиологический очерк» (подробное исследование главной «артерии» города и городской «выставки»), и романтическая новелла о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Их свел Невский проспект, «лицо» Петербурга, меняющееся в зависимости от времени суток. Он становится то деловым, то «педагогическим», то «главной выставкой лучших произведений человека». Это город чиновников. Судьбы двух героев позволяют показать суть города: Петербург убивает художника и благосклонен к чиновнику, в городе возможны и трагедия, и фарс. Невский проспект лжив, как и сам город.

Ирония писателя в повестях также достигает небывалой величины: только что-то фантастическое может вывести человека из нравственного оцепенения. Только безумный Поприщин вспоминает о благе человечества. Если бы не исчез нос с лица майора Ковалева, так бы и ходил он по Невскому проспекту с носом и в мундире. Исчезновение носа делает его индивидуальностью, ведь с «плоским местом» на лице нельзя показаться на люди. Если бы не умер Башмачкиш, то вряд ли бы «значительному лицу» почудился бы этот мелкий чиновник. Таким образом, Петербург в изображении Гоголя – это мир привычного абсурда, беспорядка и будничной фантастики.

Проявление петербургского абсурда – это безумие человека. В каждой повести есть свои безумцы: Пискарев («Невский проспект») и Чартков («Портрет»), Поприщин («Записки сумасшедшего»), Ковалев («Нос»), Башмашкиш («Шинель»). Образы безумцев – это показатель алогизма общественной жизни. Жители города – никто, выделить их из толпы способно только безумие, ведь только потеряв рассудок, они выделяются из толпы. Безумие – это бунт людей против всевластия социальной среды.[1]

Тема «маленького человека» представлена в повестях «Шинель» и «Записки сумасшедшего».

Мир петербуржских повестей Гоголя призывал к гуманизму и чуткости, разоблачал тиранию и бесчеловечность страшного мира, говорил о проблемах «маленького человека» и его больших правах на достойную жизнь.

Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель »

Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия. «Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этой повести лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный – не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймут, о чем же написана «Шинель». Так сказал В. Набоков, и он был прав, чтобы понять произведение, надо не только внимательно его прочитать, но и, опираясь на жизнь того времени, осмыслить его.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название – повесть – произведение получило не столько за объем, сколько за громадную, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» — это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия.
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее, реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» – одна из постоянных в русской литературе. Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Гоголь ставит в произведении также социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, он критикует то общество, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто смеется над «вечными титулярными советниками». Но с другой стороны, он обращается ко всему человечеству с призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь на самом-то деле Акакий Акакиевич заболел и умер не потому, что у него украли шинель, а потому, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей. Следовательно, основная тема произведения – это тема человеческого страдания, предопределенная укладом жизни.

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. » Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя. С одной стороны, убогость интересов Башмачкина доведена до предела: его мечта и идеал – шинель. С другой стороны, в нем есть черты романтического героя: он самоотверженно служит своему идеалу, преодолевая все препятствия на пути. Он видит в шинели подругу, защитницу, теплую заступницу в холодном мире. Собирая деньги на новую шинель, он оказывается от ужинов, свечки по вечерам, стирки белья у прачки, даже по улице он старался ходить осторожно, чтобы не стереть подметки у сапог. Это почти монашеское самоограничение. Неслучайно его судьбу нередко соотносят с «Житием святого Акакия Синайского». Их роднит безропотность, смирение, отказ от житейских благ, они оба проходят через испытания и мученичество. Но это все же больше походит на пародию. День с новой шинелью стал для Башмачкина самым большим и торжественным праздником. Счастье нарушило привычный ход его жизни. «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели». Вечером он первый раз в жизни пошел на приятельский ужин по поводу приобретения новой шинели, на вечеринке выпил даже два бокала шампанского.

В сцене потери шинели Гоголь возвышает героя. Страдания, которые испытывает Акакий Акакиевич, потеряв шинель, сопоставляются со страданиями «царей и повелителей мира». Он хочет найти защиту, но сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь разгневала «значительное лицо».

Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он произносит страшные слова.

После смерти Башмачкина справедливость торжествует. Душа его обретает покой, когда возвращает потерянную шинель.

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», – отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз – аллегория гоголевского Петербурга.Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования – все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *