в социологических исследованиях чаще всего применяются какие методы
Социология: конспект лекций.
3. Методы социологических исследований.
Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.
В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.
Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.
Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.
Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
4) формулирование гипотез и определение задач;
5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.
Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.
Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.
Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.
1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;
2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).
Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:
1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;
2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.
В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.
Можно выделить следующие типы интервью:
1) по содержанию (документальное, интервью мнений);
2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:
3) объект и предмет;
4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.
В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:
1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);
2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.
На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):
1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;
2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;
3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;
5) обеспечение организационных требований к опросу.
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.
Методы социологии
Содержание
Наука социология
Социология происходит от двух слов от латинского «societas» – государство и греческого «logos» – учение, поэтому можно утверждать, что социология – это наука о государстве. Данного утверждения придерживаются многие всемирно известные ученые-социологи.
Впервые термин «социология» был употреблен для мирового обозрения в 1840 году французским философом, но есть мнения ученых, которые утверждают, что данное понятие использовалось намного ранее. Чтобы иметь хоть какое-то представление о социологии, нужно осмыслить методы социологии.
Что такое методы социологии?
Прежде всего, нужно понять, что же означает само слово «метод». В научной литературе метод рассматривается как способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.
Метод происходит от греческого слова и в переводе означает путь к чему-либо, исследование. Методы в социологии – это средства получения научного знания о социальной реальности.
Социологический метод – это совокупность научных приемов и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность.
Перечень методов социологии
Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические).
К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы.
Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое.
Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим.
Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» — наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» — выведение.
Ко второй группе:
Рассмотрим более детально каждый метод.
Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление.
4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека.
5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия.
Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы.
6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер, он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах. Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать.
Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена.
7) Метод опроса.
Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос.
8) Одним из интересных методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы.
В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Классификация методов социологического исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы социологического исследования – это способы обоснования и формирования социологического знания, средства получения и систематизации научного знания о социальной действительности.
Самых первых античных социологов называли социальными философами, как и современные исследователи, они занимались изучением обычаев, традиций и отношений между людьми и социальными группами, они обобщали факты, выдвигали концепции, создавали практические рекомендации о том, как улучшить общество.
Методы социологического исследования включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии нашли применение как частнонаучные методы, так и общенаучные.
Классификация методов в социологии
По масштабу применения методы могут быть:
По этапам исследования:
Рисунок 1. Социологическое исследование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика методов социологического исследования
При проведении социологических исследований, чаще всего используются следующие методы.
Анализ документов – с помощью анализа документов можно узнать о каких-либо событиях или явлениях, лично при которых присутствовать уже не возможно. Анализ документов может выявить и динамику или развитие какого-то процесса. Источниками социологической информации могут быть текстовые сообщения в различных письмах или докладах. Важным источником информации может стать социальная статистическая информация, которая ранее была не доступна или доступ к ней был частично ограничен.
Контент-анализ – в социологически исследованиях он направлен на объективное изучение текстовой информации с целью, исследовать социальные процессы, объекты или явления, которые отражены в этих текстах. Контент-анализ это количественный метод, суть этого метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям.
Опрос – опрос является самым распространенным методом сбора информации, опрос всегда предполагает обращение к кому-то и имеет целью такие стороны явления или процесса, которые не поддаются наблюдению, точнее наблюдать за ними можно, но это не принесет никаких результатов. Если какие-то отношения скрыты от внешнего глаза, но их необходимо изучить, то лучше всего для этого подойдет опрос.
Принято различать два вида опроса – анкетирование и интервьюирование.
Рисунок 2. Социологический опрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анкетирование – во время анкетирования респондент сам заполняет ответы на вопросы, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него, к примеру, онлайн опрос. Анкетирование может быть очным и заочным, с помощью анкетирования можно в очень короткие сроки опросить большое количество людей.
Интервьюирование. В отличие от анкетирования предполагает личное общение с участником опроса, при котором интервьюер задает вопросы, а полученные ответы фиксирует. Интервью может быть прямым или опосредованным, к примеру, с помощью телефона.
В зависимости от носителя (источника) первичной социологической информации опросы могут быть массовыми и специализированными. В массовом опросе главным источником информации выступают участники разных социальных групп, деятельность которых не связана с предметом анализа. Участники массовых опросов обычно называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, которые могут дать адекватную оценку по интересующим ученого вопросам. Исходя из этого широко распространенными в социологии считаются название таких опросов – экспертные опросы или оценки».
Социологическое наблюдение – это систематизированное и целенаправленное восприятие явления, его характеристик, особенностей и свойств, которые после будут зафиксированы исследователем. Фиксация может иметь разные формы, в виде дневника или бланка или с помощью технических средств (видеосъемка).
Особенностью наблюдения как метода сбора информации является способность воспроизводить жизненные ситуации во всей их полноте. С помощью наблюдения можно зафиксировать поведение и жесты, эмоции целых групп и отдельных людей. Часто наблюдение используют совместно с другими методами сбора информации. Наблюдение может быть использовано при изучении степени активности населения на собраниях, митингах и общественно-политических мероприятий и т.д.
Кроме этих методов в практику социологических исследований вошли ещё и другие методы, такие как социометрический опрос, тестирование, шкалы приемлемости и еще целый ряд других приемов, которые могут быть использованы для специфических форм анализа.
Социометрический опрос используют для изучения межличностных отношений в не больших контактных группах. Создателем этого метода является американский ученый Дж. Морено, он понимал социометрию, как науку об измерении межличностных отношений в малой группе посредством изучения выбора, сделанного его участниками по тем или иным критериям. В настоящее время социометрия очень активно развивается.
Тестирование – стандартизированная проба с помощью которой можно узнать информацию о индивидуальных особенностях людей, под унифицированными пробами понимают специально разработанные вопросы или задания (так называемые тесты).
Методы исследования в социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие метода
В рамках программы социологического исследования один из самых важных компонентов является выбор правильных методов. Важно правильно выбрать способ получения необходимой информации социологического характера для решения поставленной задачи. Метод происходит от греческого «путь к чему-то». Метод позволяет узнать суть предмета.
Виды методов
В общем смысле методы социологии можно разделить на общенаучные и частнонаучные. Общенаучные используются во многих науках, например, сравнительный, сравнительно-исторический и пр. К частон аучным, например, социометрия, биографический метод и пр.
В рамках обыденных представлений социология работает прежде всего с опросами и анкетированием, но по факту социолог может использовать самые разные методы:
Эксперимент и наблюдение не являются специфическими социологическими методами. Но сегодня их активно применяют в различных гуманитарных науках.
Для примера разберём подробно два распространённых метода.
Наблюдение
Готовые работы на аналогичную тему
Чаще всего наблюдение используют для того, чтобы отслеживать поведения и коммуникацию отдельных людей или групп. Наблюдение чаще всего используют для анализа конфликтных ситуаций. Наблюдение позволяет следить за людьми в реальном времени, анализировать явления в их развитии и не зависеть от объекта наблюдения.
При этом метод имеет свои недостатки: ситуации часто имеют частный характер, а полученные результаиы могут распространяться на более широкое поле. Часто повторить наблюдение невозможно, так как процессы, происходящие в обществе, в основном, не имеют обратного характера. Также важно, что качество информации находится в зависимости от того, кто проводит наблюдение.
Наблюдение бывает нескольких видов.
Опрос
Опрос может быть представлен в виде анкетирования, интервью и в других формах. Сбор может проводиться в словесной и письменной форме, заочно и напрямую, по заранее разработанному плану и без него.
Метод опроса применяют в таких ситуациях:
Особое место как вид опроса занимает анкетирование. В социологии составление анкеты требует большого внимания, существуют требования к формулировкам и принципам составления.
Правила выбора методов
При определении того, какие применять методы, нужно ориентироваться на следующие принципы:
Методы социологии: классификация, виды, описание
Социология – это наука об обществе, входящие в него системы, а также закономерности функционирования и развития общества, социальных институтов, формирующихся отношениях и группах.
Таким образом, объектом изучения социологии является общество, а именно, его внутренние механизмы функционирования и строения, принципы развития структурных элементов. Отдельного внимания заслуживают особенности взаимоотношений между обществом и личностью. Одним из неотъемлемых элементов социологии, как и любой другой науки, являются методы.
Что такое методы социологии?
С точки зрения научной литературы метод — способ достижения определенной цели, конкретный алгоритм, позволяющий решить определенную проблему. По сути, это достаточно полно характеризует этот термин, который действительно на практике подразумевает использование определенного набора инструментов и подходов для решения задач. Слово «метод» пошло из греческого языка, и при дословном переводе означает «путь к чему-либо».
Методы в социологии – основной способ получения информации, а также последующей систематизации научного знания об особенностях социальной реальности. В эту категорию входят также все тонкости организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, а также общий набор инструментов и алгоритмов действия. Таким образом, можно сделать вывод, что методы в социологии позволяют провести изучение конкретного объекта, поскольку они являются набором знаний и инструментов для осуществления подобной деятельности.
Основные методы социологии
В самом общем смысле все основные методы социологии могут быть объединены в две основные категории – общенаучные и частные научные. Рассмотрим каждую из этих групп несколько подробнее.
1. Общенаучные методы
В категорию общенаучных относятся методы, которые являются инструментом для многих наук. Из числа общенаучных социология использует следующие методы:
1.1. Метод сравнительного анализа
Определение имеющихся схожих черт и различий между двумя изучаемыми объектами. Сравнение – инструмент, позволяющий лучше понять конкретную ситуацию, а также способствует формированию понимания причин использования конкретного образования. В данном подходе основой является предпосылка о наличии общих закономерностей проявления социального поведения. Она основывается на том, что достаточно много компонентов культуры, социальной и политической жизни различных народов обладают множеством схожих черт. Сравнительный анализ подразумевает сравнение двух однотипных явлений, чтобы можно было выделить конкретные пункты и характеристики для сравнения. Сравнительный метод позволяет серьезно расширить кругозор исследователя, а также в собственных наработках учитывать опыт других стран и народов.
1.2. Исторический метод
Подход, заключающийся в изучении динамики развития конкретного объекта.
1.3. Количественный анализ
При использовании данного метода происходит отказ от изучения содержания, а все внимание уделяется изучению явления по его форме проявление. Создание математического описания позволяет завершить научный анализ, ведь вершиной проявления научного знания является возможность использования математического аппарата. В социологии также используются математические подходы, в основном – методы качественного анализа. Использование математического аппарата позволяет лучше сориентироваться в общем нагромождении фактов, а также смоделировать имеющиеся социальные процессы.
Однако на практике моделирование социальных процессов является крайне слабой задачей из-за слабости имеющегося математического аппарата. Здесь потребуется использование качественно нового математического аппарата, который значительно отличается от того, что используется в несоциальных науках.
1.4. Системный подход
Изучение конкретного объекта во всем наборе его взаимосвязей с другими категориями объектов, формирование понимания имеющихся структурных образований и зависимостей.
1.5. Абстрагирование
Абстрагирование – особый метод социального познания, который подразумевает выделение определенных свойств, качеств и взаимосвязей в социальных фактах. Впоследствии производится их обобщение от изучаемого социального факта, на основе чего формируются конкретные понятия. Эти понятия позволяют проводить различные мыслительные действия над объектами, например, формировать следственно-причинную связь.
2. Специальные методы
Эта категория включает в себя методики, которые были разработаны для дальнейшего использования в рамках конкретной науки. В социологии можно выделить следующие специальные методы:
Заключение
Стоит отметить, что в социологии отсутствует идеальный метод, который мог бы предоставить на 100% верную информацию, и лишь комплексное исследование с использованием множества методик позволяет достичь наиболее прогрессивных и качественных результатов.