в течении какого времени можно вернуться на место дтп
Уехал, но вернулся
Но Верховный суд РФ с этим не согласился. Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников полиции Кострыкин находился на месте. Обстоятельства происшествия установлены с его участием. Схема происшествия подписана и им, и другим участником ДТП. Второй участник и свидетели также подтверждают, что Кострыкин на момент приезда сотрудников ГИБДД присутствовал на месте.
При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Кострыкиным места ДТП, участником которого он является.
Все судьи должны внимательно изучать судебную практику Верховного суда и ориентироваться на нее. Но при этом необходимо рассматривать конкретные обстоятельства дела. Так, например, в ГИБДД считают, что подобные ситуации, когда человек во дворе задел другую машину, уехал, а потом вернулся, не заслуживают сурового наказания в виде лишения прав. Однако бывают и другие ситуации.
Например, водитель сбил человека и уехал. А потом вернулся. Это уже можно квалифицировать как оставление в опасности. И не важно, какие необходимые обстоятельства были у водителя, чтобы покинуть место ДТП в такой ситуации.
А трезвый родственник за рулем, который вписан в полис ОСАГО, отделается всего лишь штрафом за нарушение правил, а также повышенным тарифом за автогражданку.
Как не остаться без прав и денег, если попали в аварию
Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.
Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.
Не договариваться
Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.
Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.
Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.
Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный. Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег. Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.
Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.
Составить европротокол
Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:
Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.
Но чтобы все прошло гладко, виновник аварии должен в пункте «Замечания» написать: «Свою вину в ДТП признаю, претензий не имею». Иначе страховая откажется принимать документы и не покроет убытки.
Закон об ОСАГО требует, чтобы в течение пяти рабочих дней после аварии виновник ДТП тоже привез в страховую свой экземпляр бланка извещения, иначе ему придется самому оплачивать ремонт потерпевшей стороне. На практике это часто бывает не нужно, но лучше позвонить в страховую и уточнить этот вопрос.
Фотографировать машины не обязательно, достаточно нарисовать в бланке извещения схему и подробно описать повреждения. Но на всякий случай сделать снимки все-таки стоит. Если вдруг возникнет спорная ситуация, фотографии помогут ее прояснить.
Вызывать сотрудников ГИБДД
В некоторых случаях без инспектора не обойтись, например, если в аварии пострадали три машины или кроме автомобилей сломался чей-то забор, вы поцарапали припаркованную машину, а хозяина рядом нет, или вы не можете определить, кто виновник ДТП.
Позвонить в ГИБДД можно по номеру 102, а можно обратиться в дежурную часть своего города, ее телефон указан на региональной версии сайта «Гибдд-рф». Чтобы инспектор приехал на место происшествия, сообщите дежурному точный адрес ДТП: улицу и номер дома, рядом с которым вы стоите, или номер километра на шоссе или загородной трассе.
Оформить место аварии по правилам дорожного движения
Как только авария произошла, водитель должен остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров за его пределами.
Если аварию можно объехать, никакие предметы, имеющие к ней отношение, перемещать нельзя. Но иногда ДТП происходят на узкой дороге, и если машины останутся на месте, движение будет парализовано. В такой ситуации нужно освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав всё, что имеет отношение к происшествию: положение транспортных средств по отношению друг к другу и дороге, знакам, разметке и светофорам, повреждения автомобилей и другие следы ДТП.
Если в аварии пострадали другие люди, а вы в порядке, то нужно оказать пострадавшим первую помощь. Если этого недостаточно, а отвезти пострадавших в больницу некому, водитель должен отвезти их к врачам самостоятельно, а потом вернуться на место происшествия. Такая ситуация не будет считаться оставлением места ДТП — и прав не лишат.
Срок давности оставления места ДТП
Не только само ДТП, но и оставление места ДТП будет грозить водителю очень многим. Для начала необходимо определиться с тем, что такое ДТП. ПДД дают следующее определение: «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы.» Участником его может быть одно или несколько транспортных средств,
Приведя простой пример, можно объяснить значение этого термина наглядно. Например, если авто осуществило наезд на пешехода, это ДТП. А вот если пешеход поскользнулся и упал на неподвижное авто, это не подпадает под определение ДТП.
ДТП для людей — всегда стрессовая ситуация. Они не всегда способны контролировать поведение, отвечать за собственные действия. Это обозначает, что, испугавшись ответственности, некоторые могут просто покинуть место ДТП. Уехать с места происшествия — худшее решение, которое можно принять. Если правонарушитель скрылся, сотрудники ГИБДД проведут административное расследование. В ходе расследования устанавливаются свидетели ДТП. Кроме того, оставление места ДТП сейчас часто фиксируют видеорегистраторы. Эти приборы установлены на многих автомобилях и начинают запись при появлении движения в кадре.
Необходимо сказать, что оставаться на месте ДТП следует хотя бы потому, что иначе впоследствии невероятно сложно доказать собственную невиновность.
Сроки давности
Их устанавливает ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно этой статье, срок давности по делам об административных правонарушениях составляет 1 год.
Что это обозначает для человека, уехавшего с места ДТП? Это обозначает следующее: если нарушитель не явится по звонку или повестке в ГИБДД и при этом его не отыщут работники правоохранительных органов, по прошествии срока невозможно вынести постановление об административном нарушении, коим и является, согласно закону, оставление места происшествия. Однако в реальности снять автомашину с оперативного розыска бывает невероятно трудно, даже если сроки привлечения к ответственности вышли.
В том случае, если с момента оставления места ДТП прошло более установленного КРФоАП срока и при этом судом не вынесено постановления, наказания не последует. По истечении срока давности настоятельно рекомендуется обратиться в ГИБДД, потребовать исключить из базы разыскиваемых авто ваше транспортное средство. При отказе рекомендуется обратиться в суд.
Казалось бы, все предельно просто. Однако необходимо помнить, что освобождение правонарушителя, оставившего место ДТП, от административной ответственности – это не основание для освобождения от ответственности возместить материальный ущерб. Существует такое понятие, как срок исковой давности.
Понятие срока исковой давности
Согласно главе 12, ст.195 ГК РФ, срок исковой давности представляет собой срок, который отведен законом для того, чтобы потерпевший мог отстоять свои права. Зачем устанавливается срок исковой давности? В принципе, его можно назвать гарантией того, что нарушенное право гражданина будет восстановлено в судебном порядке.
Если срок исковой давности уже пропущен, восстанавливать нарушенные права куда сложнее. Тем не менее, если имеется уважительная причина, то это реально. Судом не будет рассмотрено заявление, если давности срок истек.
Есть 2 разновидности срока исковой давности:
Если произошло оставление места ДТП, отношения между виновным и пострадавшим будет регулировать Гражданский кодекс РФ. Как уже говорилось, срок исковой давности, который он устанавливает, составляет 3 года.
Срок исковой давности могут исчислять:
Очень важно обратить внимание на некоторые особенности. Так, оставление места ДТП карается либо путем лишения водительского удостоверения, либо путем назначения административного ареста сроком на 15 суток (как правило, при скрытии с места ДТП в 95 % случаев выносится наказание в виде лишения).
Особенности разрешения ситуации
Если водитель является виновником ДТП, он обязательно будет нести ответственность за оставление места аварии, поскольку лицо осознавало, что покидает место ДТП, при этом не имея намерения вернуться. Правонарушитель будет лишен права управления автомобилем. Но если за три месяца нарушителя не найдут, дело закроют. Потерпевшая сторона не будет иметь возможности восстановить свои права.
В случае оставления места ДТП нести ответственность могут и оба участника происшествия, и лишь один из них. Тут все во многом зависит от степени вины и самого характера ДТП. В любом случае самовольное скрытие с места ДТП — это одно из самых грубых нарушений ПДД.
Именно по этой причине не рекомендуется оставлять место ДТП. Сотрудники ГИБДД проанализируют ситуацию, найдут виновного в ДТП. Кроме того, вы сможете дать показания и свою оценку происшедшего. Если же вы скроетесь, сотрудники ГИБДД будут изучать место оставления ДТП в вашем отсутствии. Во-первых, это повлечет за собой административную ответственность, во-вторых, может стать причиной необходимости выплачивать огромную материальную компенсацию пострадавшему.
По прошествии времени доказать невиновность будет невероятно сложно, особенно тем, кто просто покинул место ДТП. Еще сложнее доказать, что такой поступок совершен непредумышленно (к примеру, если не заметил, что стал участником ДТП).
Человек может привести множество доказательств своей невиновности, однако результат это приносит в исключительных случаях. Как правило, его по решению суда лишают водительских прав. Так что если вы полагаете, что если ДТП незначительное, в нем нет потерпевших, то можно незаметно уехать, помните – это не так. Суд в первую очередь будет на стороне потерпевшего. Интересы виновника ДТП не будут приоритетными, а потому, скорее всего, решение будет принято не в его пользу.
Результатом оставления места ДТП для водителя станет привлечение к суду. Страховая компания обязуется возместить материальный ущерб. Взыскать страховую сумму она имеет право с виновника ДТП.
Существует один чрезвычайно важный момент, на который следует обратить внимание. После того как вынесено судебное решение, потерпевший имеет право на взыскание материального ущерба в порядке гражданского судопроизводства. Это значит, что будет действовать давность исковая за оставление ДТП. Взыскание осуществляется путем подачи судебного гражданского иска.
Если имеются определенные причины, по которым потерпевший не имел возможности подать исковое заявление в суд после того, как по делу вынесли решение, он может сделать это в течение трех лет. Существует ряд случаев, при которых исковая давность оставления места ДТП может быть продлена. Максимум срок давности можно продлить на полгода. Для этого потерпевший должен представить в суд документы, которые подтверждают уважительность причины, по которой он не подал исковое заявление.
В течение 3-х дней с момента рассмотрения судом дела лицу, которое обвиняется в ДТП, направляют повестку. Основанием для нее служит ст.27.2 КоАП РФ. Повестка содержит в себе информацию о дате, месте, времени проведении судебного заседания. В течение 10-ти дней с того момента, как суд вынес решение по делу, виновный имеет право обжаловать решение.
На практике ситуации бывают разными. В ряде случаев повестка просто не доходит до участника ДТП, а потому водитель узнает о своей виновности в ДТП постфактум. Если в том, что срок давности пропущен, виновны третьи лица, он может быть восстановлен в судебном порядке. Тогда потерпевший может отстоять свои права. Исчисляться срок будет не с того момента, как решение было получено стороной, а с того, когда оно было вынесено судом.
Действия в случае ДТП
Итак, оставление места ДТП — грубое правонарушение. Однако следует отметить, что во многих случаях оно является непредумышленным. Человек оставляет место ДТП просто потому, что не понимает, что совершает правонарушение. В случае оставления места ДТП нарушитель понесет наказание, а потому нужно знать, какие действия следует осуществить.
Согласно ПДД, водитель обязан:
Если в результате ДТП никто не пострадал, а у участников происшествия нет разногласий, они имеют право составить схему ДТП, удостоверить ее своими подписями, а затем отправиться к ближайшему посту ДПС.
Кроме того, если участниками ДТП было два автомобиля, а владельцы имеют страховой полис ОСАГО, они могут оформить так называемый европротокол. Это специальный бланк извещения о ДТП, который можно оформить без сотрудников правоохранительных органов. Следует отметить, что это также возможно лишь в той ситуации, если в результате ДТП никто не пострадал, а оба участника происшествия не имеют никаких разногласий.
Именно такие правила регламентирует действующее законодательство. Нужно сказать о том, что у каждого дела, безусловно, будет своя специфика. Особенно это касается случаев, когда водитель скрывается с места ДТП, а также последующего исчисления срока давности.
Все специфические нюансы знать просто невозможно. Однако следует хотя знать о том, что такие нюансы имеются, чтобы в случае необходимости иметь возможность воспользоваться ими и защитить свои права.
Необходимо отметить, что при оставлении места аварии, даже если оно было непредумышленным, правонарушителю невероятно сложно отстоять свои права. Несмотря на то, что существует немало смягчающих обстоятельств (раскаяние, содействие правоохранительным органам и т. д.), в подавляющем большинстве случаев наказание будет суровым – лишение прав сроком не менее одного года.
Чтобы не лишиться водительского удостоверения, следует заручиться поддержкой квалифицированного специалиста, который сможет отстоять ваши права и доказать, что ваши действия не были умышленными. При этом искать необходимо адвоката, который специализируется именно на разрешении дел, связанных именно с ДТП.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.