в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

Понятие «метод», «прием», «учебная деятельность». Исследования по данной проблеме

Таким образом, учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта:

формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Выделяют ряд характеристик учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов);

учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт).

Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер:

по содержанию она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

по смыслу она общественно значима и общественно оцениваема;

по форме она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях: в школах, гимназиях, колледжах, институтах.

Познавательно о обучении:

Источник

Вопрос. Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно

в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

Вопрос.

Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно. В широком смысле она иногда неправильно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как его субъекта, т.е. совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному целенаправленному присвоению им социоультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение системных знаний, отработку обобщенных способов действия и их творческое применение в разных ситуациях.

Отмечается пять основных характеристик, которые отличают учебную деятельность от других форм учения:

Исходя из определения учебной деятельности, можно выделить деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер, в связи с этим выделяют учебную деятельность:

Учебная деятельность характеризуется: субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.

Предметное содержание учебной деятельности:

Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина). Согласно этой теории, предметное действие и выражающая его мысль составляют конечное, исходно разветвленное, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризацию.

Источник

Понятие и структура учебной деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Понятие и структура учебной деятельности в психолого-педагогических исследованиях

В своей работе мы опираемся на определение учебной деятельности, данное Д.Б. Элькониным.

Психологи определяют учебную деятельность как особую в системе деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. В частности Т.В. Габай находит её место в системе деятельностей. В связи с этим Т.В. Габай выделяет особенности учебной деятельности, к которым относит:

основной продукт в учебной деятельности является не только объективно главным продуктом этой деятельности, в которой всё подчинено его получению, он и осознаётся человеком как главный, составляя её цель;

приобретаемый человеком опыт не открывается им в исследовательском процессе, а получается в готовом виде от других участников этой деятельности;

действия познающего лица ограничиваются выполнением лишь её основного функционального компонента, тогда как вся сумма подготовительных функциональных компонентов этой деятельности передана обучающему лицу.

И.А. Зимняя среди особенностей учебной деятельности отмечает следующие:

она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

общие способы действия предваряют решение задач;

ведёт к изменениям в самом субъекте;

в процессе учебной деятельности происходят изменения психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов своих собственных действий (добавляет эту особенность, ссылаясь на И. Лингарта).

Учебная деятельность имеет свой предмет. Разные учёные определяют его, основываясь на собственных исследованиях и на анализе трудов своих коллег. Приведём мнение некоторых из них.

Т.В. Габай, вслед за Д.Б. Элькониным, считает, что предмет учебной деятельности есть то, что в её процессе достраивается до желаемого продукта, которым являются желаемые изменения в самом учащемся. Они, таким образом, состоят либо в приобретении некоторого понятия, умения или его фрагментов, либо в их трансформации.

И.И. Ильясов предметом учебной деятельности определяет опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путём присвоения элементов социального опыта, переработанного в содержание обучения, поэтому предметом этой деятельности он также считает не усвоенное ещё содержание обучения, преобразуемое в ней из неусвоенного в усвоенное.

Предмет учебной деятельности по И.А. Зимней: усвоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработка приёмов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам учащийся.

Помимо предмета эти исследователи определяют продукт и результат учебной деятельности. Продуктом, по мнению Зимней И.А., является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

В процессе учебной деятельности подрастающие поколения воспроизводят в своём сознании те теоретические богатства, которые человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры. Отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника, но самое главное то, что эти отношения и реализуются в основном через неё как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

В учебной деятельности ребёнок впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Учебная деятельность в этом смысле очень существенный момент становления человека как личности. По мнению Репкина В.В., чтобы сформировать такую деятельность надо соответствующим образом построить обучение. Поставив перед ребёнком учебную задачу, постепенно осуществляем её решение, вводя понятийный материал, требующий анализа, обобщения, внутренних свойств и связей.

Чтобы в процессе преподавания у младших школьников происходило формирование полноценной учебной деятельности, необходимо её строить в соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами. Только при таком построении учебной деятельности с самого начала обучения может сформироваться сознательная учебная деятельность, которую строит сам школьник по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, проводимая под руководством учителя, в процессе формирования должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самим учеником деятельность, т.е. в самообучение.

Подход к структурированию учебной деятельности предложен в трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Они выделяют следующие компоненты учебной деятельности:

Рассмотрим выявленные ими компоненты учебной деятельности более подробно.

Понятие “учебная задача” ввёл в психологию обучения Д.Б. Эльконин. Учебную задачу он считал основной единицей (клеточкой) учебной деятельности. Главное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми он действует.

При решении учебной задачи конкретные единичные предметы, с которыми действует субъект и в которые он вносит изменения своими действиями, не есть объекты его действий. Объектом учебных действий является то, как следует вносить подобные изменения в предметы. Объект учебного усвоения не предметы, с которыми действует субъект и не их конкретные свойства, а сами способы изменения этих предметов.

Учебная задача решается школьниками путём определённых действий. К этим действиям относятся:

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

преобразование моделей отношения для изучения его свойств в “чистом виде”;

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Исходной формой учебных действий является совместное выполнение группой школьников под руководством учителя распределённых между ними учебных действий. Постепенно происходит интериоризация этих коллективно распределённых действий, превращение их в индивидуально осуществляемое решение учебных задач.

По мнению Гончарова В.С., исходным и главным среди учебных действий, является действие преобразования условий учебной задачи для того, чтобы обнаружить некоторые всеобщие отношения той системы объектов, которая должна быть отражена в соответствующем теоретическом понятии. Речь идёт о таком преобразовании условий задачи, которое нацелено на поиск, обнаружение и выделение вполне определённого отношения изучаемого целостного объекта. Особенность этого отношения в том, что оно выступает как генетическая основа и источник всех частных особенностей целостного объекта. Отношение в своей учебной функции выступает в качестве первоначального момента при формировании понятия. Данное учебное действие, в основе которого лежит мыслительный анализ, сначала имеет форму преобразования предметных условий учебной задачи, как мыслительное действие оно осуществляется в предметно-чувственной форме.

Контроль может осуществляться как на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий, так и на основе предполагаемых результатов действий, выполняемых лишь в умственном плане.

Д.Б. Эльконин придаёт действию контроля в процессе решения учебной задачи особое значение, т.к. по его предположению именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.

Действие оценки фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной задачи. От характера оценки зависит организация учебной работы. Благодаря действию оценки ребёнок определяет действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач. “Тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций”.

Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обуславливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое.

Ш.А. Амонашвили в структуре учебно-познавательной деятельности выделяет следующие компоненты:

осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

построение плана её разрешения;

практическое разрешение задачи;

контроль над процессом разрешения задачи;

оценка результатов в соответствии с эталоном;

постановка задач дальнейшего совершенствования приобретённых знаний, умений, навыков.

Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, ибо именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности. Учителю следует заботиться о том, чтобы у школьника сформировался учебный мотив, ориентирующий ребёнка на способ действий.

А.К. Маркова отмечает особенность учебного мотива как одной из сторон мотивационной сферы, которая состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью учебной деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей учебной деятельности.

Необходимо также отметить, что начальным звеном учебной деятельности является процесс целеполагания, т.е. выделение той конечной цели, ради достижения которой осуществляется деятельность. В учебной деятельности школьника цели задаются извне как внешнее требование к результату деятельности. Поэтому, чтобы они выступали в качестве цели субъекта, они должны быть им приняты.

ученик (с помощью учителя) вычленяет отдельные стороны, средства и способы учебной деятельности, соотносит их с целями и условиями;

на основе этих “эталонов” школьник оценивает, перестраивает свой опыт деятельности, вырабатывает систему своих оценок (“смысла” учебной деятельности для себя) и на этой основе активно осуществляет дальнейшее усвоение, отбор и использование общественно выработанных эталонов;

учащийся в состоянии оказывать преобразующие воздействия на общественно выработанный опыт деятельности, создавать новые средства и способы её осуществления.

Таким образом, анализ результатов работ отечественных психологов и педагогов показал, что существует множество определений понятия “учебная деятельность”. Учёные выделяют различное количество компонентов, включённых в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются учебная задача, учебное действие, действие контроля и действие оценки. Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой.

Источник

Педагогическая сущность учебной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Модуль 1.

Педагогическая сущность учебной деятельности

Содержание:

Мотивация и учебная деятельность. Трактование учебной деятельности в психолого-педагогической литературе. Строение учебной деятельности. Анализ психологической и социологической концепции учебной деятельности.

Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности нашла отражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема мотивации стала рассматриваться не только в педагогике, но и в различных областях психологии, истории, медицины.

Мотивация является важным структурным компонентом любой деятельности. В. Г. Леонтьев 1 отмечает, что «мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности». Поэтому перед рассмотрением мотивации учебной деятельности младших школьников целесообразно остановиться на вопросе сущности учебной деятельности.

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

— учебная задача ( подлежащий усвоению способ действия );

— учебные действия ( обеспечивающие формирование образа усваимого действия и первоначальное воспроизведение образца );

— д ействи я контроля (сопоставлени е в оспрои з во ди мого де й ствия с обра з ц о м ч ерез его о браз);

То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозначается результат.

В методологической концепции (О. С. Анисимов, А. М. Новиков и др.) учебная деятельность представляет собой форму учения как «процесс развития функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельности, пространству деятельности, социально-культурному бытию».

Системогенетический подход. В. Д. Шадриков акцентирует внимание на личностном развитии обучающегося, раскрывая механизмы психических изменений в процессе учебной деятельности. В структуре учебной деятельности выделяется шесть уровней:

Личностно-мотивационный, на котором формируются учебная мотивация, притязания, ценности, социальные связи.

Компонентно-целевой, когда ученик осваивает действия, которые позволяют усваивать информацию или применять ее на практике.

Структурно-функциональный, при котором освоение учебных действий эффективно при встраивании их в единую систему учебной деятельности.

Информационный, который представлен информационным полем, в котором находится ученик, где усваивается лишь «необходимая и достаточная информация» для решения поставленных задач. Таким образом, формируется ориентировочная основа деятельности.

Психофизиологический, обеспечивающий достаточную активность психофизиологических и физиологических систем для осуществления учебной деятельности.

Все шесть уровней, в трактовке автора, действуют одновременно.

Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и физиологическом планах по средством вступления в определенные социальные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).

Литература, рекомендуемая для обучения:

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32. http://megaobuchalka.ru/6/46434.html

Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 136–144. http://demo.istina.msu.ru/publications/article/9006379/

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212

Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос, 2012. – 50 с.

Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

1 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

2 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

3 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

4 Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–14.

5 Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос, 2012. – 50 с.

6 Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

7 Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32.

8 Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 136–144.

9 Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

10 Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

Источник

Учебная деятельность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой учебной деятельности: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др. Далее рассмотрим понятие учебной деятельности, сущность учебной деятельности и ее результат, компоненты учебной деятельности.

Понятие учебной деятельности

Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.

Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.

Сущность учебной деятельности и ее результат

Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:

Выделим основные характеристики учебной деятельности:

Учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач.

Учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий.

Учебная деятельность стоится от общего к частному.

Учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень.

Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует другую цель, например, для получения какой-либо профессии. Так, учебная деятельность может быть разной по смыслу в зависимости от субъекта учения:

Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность.

Учебная деятельность может удовлетворять другие потребности (внешние социальные мотивы).

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика. Продукт учебной деятельности – это актуальное структурированное знание, которое лежит в основе умения решать задачи различных областей наук и практики, требующие его применения, а также внутренние новообразования в психике и поведении в ценностном, смысловом и мотивационном планах. Продукты учебной деятельности в виде основной органичной части входят в индивидуальный опыт обучающегося. Дальнейшая деятельность человека, его успешность в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми зависит от структурной организации индивидуального опыта, его прочности, глубины, системности.

Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. Результат учебной деятельности. В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.

Компоненты учебной деятельности

Наиболее общим образом компоненты учебной деятельности отражены на рисунке 1.

• Внешние мотивы (долг, избегание неудач и др.),

Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий. Она связана с выполнением какой-либо практической деятельности. При решение учебной задачи субъект изменяет объект своего воздействия, который и является результатом учебной деятельности. Так, особенность учебной задачи состоит в изменении первоначального объекта.

Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия. Выделяют общие и специфические учебные операции:

По структуре учебные операции разделяют на:

По характеру познавательной деятельности:

По функциональным аспектам:

Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

Оценка и самооценка. ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *