ван гог в пушкинском музее в каком зале

Ван гог в пушкинском музее в каком зале

Изменения в работе здания:

Постоянная экспозиция Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков будет недоступна для осмотра до февраля 2022 года, в связи с предоставлением работ для участия в выставке братьев Морозовых в Fondation Louis Vuitton в Париже.

Приносим извинения за временные неудобства!

Основу постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков составляют шедевры французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардных течений начала XX столетия из коллекций московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Это всемирно известные произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Здесь также представлены живопись и скульптура романтизма, реализма, академизма, искусство символизма, абстракционизма и других художественных направлений XX века. Обширная экспозиция располагается в залах второго и третьего этажей перестроенного флигеля бывшей усадьбы князей Голицыных XVII–XIX веков. В залах первого этажа проходят временные выставки.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открыла двери для публики в августе 2006 года.

Здание на Волхонке, 14 было левым флигелем усадьбы князей Голицыных XVII–XIX веков. Усадьбу строили архитекторы С.И. Чевакинский из Петербурга и И.П. Жеребцов из Москвы. М.Ф. Казаков придал постройкам черты стиля раннего классицизма. Общий план усадьбы с главным домом, боковыми флигелями и парадным двором сохранился до сих пор, хотя все сооружение неоднократно перестраивалось.

До наших дней в своем первоначальном виде дошли лишь каменные ворота с княжеским гербом Голицыных. Наибольшие изменения коснулись левого флигеля. В 1890—1892 годах он был переоборудован архитектором В.П. Загорским под меблированные комнаты и получил название «Княжий двор». В нем останавливались и подолгу жили В.И. Суриков, И.Е. Репин, А.Н. Скрябин, Л.О. Пастернак. После революции в этом здании размещались различные организации.

Перейдя в ведение ГМИИ им. А.С. Пушкина, это здание было полностью реконструировано в 1988–1993 годах. В доме открылся отдел ГМИИ под названием Музей личных коллекций, продолживший традиции этого здания. Ведь именно в этой усадьбе еще в 60-е годы XIX века размещались доступная для обозрения публики картинная галерея и античные «редкости» из коллекции М.А. Голицына. И в этом смысле Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков принимает эстафету, ведь история формирования коллекции Галереи неотделима от истории московского собирательства и связана с именами известных московских меценатов, таких как С.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов.

Москва, ул. Волхонка, 14

Проезд М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Источник

Винсент Ван Гог

С 10 августа 2021 года постоянная экспозиция закрыта.
Следите за обновлениями на сайте!

Количество произведений Винсента ван Гога в ГМИИ невелико. И все же пять картин, созданных художником в последние три года жизни, позволяют в полной мере понять суть его творческого метода. Голландец по происхождению, ван Гог значительную часть своей жизни провел во Франции. Не получивший систематического художественного образования и не имевший постоянного учителя, ван Гог сменил множество профессий, прежде, чем окончательно утвердился в своем решении стать художником: «Я останусь псом, я буду нищим, но я буду художником!». Его творческий путь – драматическая история поисков собственного художественного языка. Изменяя формы, утрируя цвета, он добивается их трагической насыщенности, повышенной экспрессивности и вносит в изображение окружающего мира глубоко личные чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, – писал художник, – я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя». Одним взглядом мастер охватывает избранный мотив и динамичными мазками, часто выдавливая краску на холст прямо из тюбика, переносит на полотно не столько увиденное, сколько свое ощущение этого мира; экспрессия живописи передает неистовость темперамента художника. Перед смертью ван Гог имел полное право сказать: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Неслучайно Александр Бенуа назовет этого великого художника «мучеником идеи».

Уроки импрессионизма, ставшие одной из отправных точек для ван Гога, находят принципиально иное воплощение в творчестве мастеров-неоимпрессионистов. Художники этого направления, используя научные методы, пытались теоретически обосновать открытия Моне, Ренуара, Писсарро. Опираясь на теории физиков Гельмгольца и Шеврёя, лидеры неоимпрессионизма Жорж Сёра, Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс разработали собственную систему взаимодействия спектральных цветов. Они стали работать мелкими, похожими на точки, мазками чистых цветов, на основе точно рассчитанного соотношения смежных контрастных, теплых и холодных тонов. На расстоянии мазки сливались, создавая оптическое впечатление перехода одного цвета в другой. Однако узость поставленных задач, жесткость «системы» ограничивавшей творческие поиски художников предопределила недолговечность этого художественного метода.

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

Винсент ван Гог
Море в Сент-Мари

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

Винсент ван Гог
Красные виноградники в Арле. Монмажур

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

Винсент ван Гог
Портрет доктора Феликса Рея

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

Винсент ван Гог
Пейзаж в Овере после дождя (пейзаж с повозкой и поездом)

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

Винсент ван Гог
Прогулка заключенных

Источник

Изучение и консервация картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с LG SIGNATURE начинает масштабный проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Эта картина является одной из важнейших работ в творчестве художника и единственным произведением ван Гога, купленным при его жизни, что подтверждено документально. Со времени поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1948 году картина «Красные виноградники…» ни разу не покидала стены музея, она украшает экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Впервые за 130-летнюю историю картины она будет изучена с использованием современных естественнонаучных методов. Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с партнерами музея проведут исследование материалов живописи методами рентгено-флуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом, а также уточнят, какими красками была написана картина, как художник смешивал их, и какие из них изменились со временем. Будет проведен рентгеноструктурный анализ картины, и впервые в истории изучения «Красных виноградников…» мы сможем увидеть изменения, сделанные самим художником в процессе создания картины. Все ли фигуры были изображены художником изначально или были добавлены или изменены позднее? Как ван Гог переправил картину брату Тео из Арля в Париж? А главное – специалистам Пушкинского музея предстоит решить, какие шаги предпринять дальше для сохранения для будущих поколений этого крайне хрупкого, но невероятно важного полотна «Красные виноградники в Арле. Монмажур».

На все эти вопросы мы будем искать ответы буквально на ваших глазах. У зрителей будет возможность заглянуть в настоящие реставрационные мастерские музея и увидеть, как картина проходит все этапы исследования.

Процессы исследования и реставрации картины также будут представлены в 4-х серийном документальном фильме «Тайна красных виноградников», который создается брендом LG SIGNATURE и совсем скоро будет доступен на платформе IVI.

Источник

Зал 11. ВАН ГОГ. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ

Винсент ван Гог

Количество произведений Винсента ван Гога в ГМИИ невелико. И все же пять картин, созданных художником в последние три года жизни, позволяют в полной мере понять суть его творческого метода. Голландец по происхождению, ван Гог значительную часть своей жизни провел во Франции. Не получивший систематического художественного образования и не имевший постоянного учителя, ван Гог сменил множество профессий, прежде, чем окончательно утвердился в своем решении стать художником: «Я останусь псом, я буду нищим, но я буду художником!». Его творческий путь – драматическая история поисков собственного художественного языка. Изменяя формы, утрируя цвета, он добивается их трагической насыщенности, повышенной экспрессивности и вносит в изображение окружающего мира глубоко личные чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, – писал художник, – я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя». Одним взглядом мастер охватывает избранный мотив и динамичными мазками, часто выдавливая краску на холст прямо из тюбика, переносит на полотно не столько увиденное, сколько свое ощущение этого мира; экспрессия живописи передает неистовость темперамента художника. Перед смертью ван Гог имел полное право сказать: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Неслучайно Александр Бенуа назовет этого великого художника «мучеником идеи».

Неоимпрессионизм

Уроки импрессионизма, ставшие одной из отправных точек для ван Гога, находят принципиально иное воплощение в творчестве мастеров-неоимпрессионистов. Художники этого направления, используя научные методы, пытались теоретически обосновать открытия Моне, Ренуара, Писсарро. Опираясь на теории физиков Гельмгольца и Шеврёя, лидеры неоимпрессионизма Жорж Сёра, Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс разработали собственную систему взаимодействия спектральных цветов. Они стали работать мелкими, похожими на точки, мазками чистых цветов, на основе точно рассчитанного соотношения смежных контрастных, теплых и холодных тонов. На расстоянии мазки сливались, создавая оптическое впечатление перехода одного цвета в другой. Однако узость поставленных задач, жесткость «системы» ограничивавшей творческие поиски художников предопределила недолговечность этого художественного метода.

Источник

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.

Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

О других интересных фактах о картине читайте в статье “Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

Кувшинки же появились в пруду незадолго до написания этой картины. До этого Моне писал пруд с чистой гладью воды.

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

Об этой серии с японским мостиком читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.

ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть фото ван гог в пушкинском музее в каком зале. Смотреть картинку ван гог в пушкинском музее в каком зале. Картинка про ван гог в пушкинском музее в каком зале. Фото ван гог в пушкинском музее в каком зале

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *