ван гог в пушкинском музее какие картины
Пейзаж
С 10 августа 2021 года постоянная экспозиция закрыта.
Следите за обновлениями на сайте!
Шарль Франсуа Добиньи
автор
Утро
Альфред Сислей
Мороз в Лувесьенне
Поль Сезанн
Дорога в Понтуазе
Альфред Сислей
Сад Ошеде. Монжерон
Альфред Сислей
Опушка леса в Фонтенбло
Поль Сезанн
Деревья в парке. Жа де Буффан
Поль Синьяк
Берег моря в Сен-Бриак. (Песчаный берег моря)
Камиль Писсарро
Осеннее утро в Эраньи
Анри Эдмон Кросс
Вокруг моего дома (Около дома)
Поль Синьяк
Сосна Берто. Сен-Тропе
Изучение и консервация картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с LG SIGNATURE начинает масштабный проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Эта картина является одной из важнейших работ в творчестве художника и единственным произведением ван Гога, купленным при его жизни, что подтверждено документально. Со времени поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1948 году картина «Красные виноградники…» ни разу не покидала стены музея, она украшает экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Впервые за 130-летнюю историю картины она будет изучена с использованием современных естественнонаучных методов. Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с партнерами музея проведут исследование материалов живописи методами рентгено-флуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом, а также уточнят, какими красками была написана картина, как художник смешивал их, и какие из них изменились со временем. Будет проведен рентгеноструктурный анализ картины, и впервые в истории изучения «Красных виноградников…» мы сможем увидеть изменения, сделанные самим художником в процессе создания картины. Все ли фигуры были изображены художником изначально или были добавлены или изменены позднее? Как ван Гог переправил картину брату Тео из Арля в Париж? А главное – специалистам Пушкинского музея предстоит решить, какие шаги предпринять дальше для сохранения для будущих поколений этого крайне хрупкого, но невероятно важного полотна «Красные виноградники в Арле. Монмажур».
На все эти вопросы мы будем искать ответы буквально на ваших глазах. У зрителей будет возможность заглянуть в настоящие реставрационные мастерские музея и увидеть, как картина проходит все этапы исследования.
Процессы исследования и реставрации картины также будут представлены в 4-х серийном документальном фильме «Тайна красных виноградников», который создается брендом LG SIGNATURE и совсем скоро будет доступен на платформе IVI.
Винсент Ван Гог
С 10 августа 2021 года постоянная экспозиция закрыта.
Следите за обновлениями на сайте!
Количество произведений Винсента ван Гога в ГМИИ невелико. И все же пять картин, созданных художником в последние три года жизни, позволяют в полной мере понять суть его творческого метода. Голландец по происхождению, ван Гог значительную часть своей жизни провел во Франции. Не получивший систематического художественного образования и не имевший постоянного учителя, ван Гог сменил множество профессий, прежде, чем окончательно утвердился в своем решении стать художником: «Я останусь псом, я буду нищим, но я буду художником!». Его творческий путь – драматическая история поисков собственного художественного языка. Изменяя формы, утрируя цвета, он добивается их трагической насыщенности, повышенной экспрессивности и вносит в изображение окружающего мира глубоко личные чувства. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, – писал художник, – я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя». Одним взглядом мастер охватывает избранный мотив и динамичными мазками, часто выдавливая краску на холст прямо из тюбика, переносит на полотно не столько увиденное, сколько свое ощущение этого мира; экспрессия живописи передает неистовость темперамента художника. Перед смертью ван Гог имел полное право сказать: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Неслучайно Александр Бенуа назовет этого великого художника «мучеником идеи».
Уроки импрессионизма, ставшие одной из отправных точек для ван Гога, находят принципиально иное воплощение в творчестве мастеров-неоимпрессионистов. Художники этого направления, используя научные методы, пытались теоретически обосновать открытия Моне, Ренуара, Писсарро. Опираясь на теории физиков Гельмгольца и Шеврёя, лидеры неоимпрессионизма Жорж Сёра, Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс разработали собственную систему взаимодействия спектральных цветов. Они стали работать мелкими, похожими на точки, мазками чистых цветов, на основе точно рассчитанного соотношения смежных контрастных, теплых и холодных тонов. На расстоянии мазки сливались, создавая оптическое впечатление перехода одного цвета в другой. Однако узость поставленных задач, жесткость «системы» ограничивавшей творческие поиски художников предопределила недолговечность этого художественного метода.
Винсент ван Гог
Море в Сент-Мари
Винсент ван Гог
Красные виноградники в Арле. Монмажур
Винсент ван Гог
Портрет доктора Феликса Рея
Винсент ван Гог
Пейзаж в Овере после дождя (пейзаж с повозкой и поездом)
Винсент ван Гог
Прогулка заключенных
Постимпрессионизм. Ван Гог в ГМИИ
Постимпрессионизм
В импрессионизме есть объяснение метода, что делали художники. Они наблюдали реальность и фиксироали свои впечатления от увиденного. Импрессионисты — это группа художников, которые имели единые цели и задачи, это официальное объединение французских живописцев.
Понятие постимпрессионизма ввёл в 1911 году французский искусствовед и торговец живописью и включил в него только четырёх художников — Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз-Лотрека. Объединять их не совсем верно, но, тем не менее, название «постимпрессионизм» прижилось. Никакой группы или объединения художники не устраивали, все они были одиночками. Завершением течения постимпрессионизма стал фовизм во Франции и экспрессионизм в Германии. Но настроения рубежа веков выразила великая троица – Ван Гог, Сезанн и Гоген.
Постимпрессионисты
Все они, пройдя через искушение импрессионизмом, старались преодолеть его этюдность, мимолётность. Они хотели создать что-то более основательное, достойное музейных экспозиций, вернуть искусству его монументальность. Они не добились известности при жизни (кроме Сезанна), их судьбы оказались трагичны. В отличие от импрессионистов они не стремились стать известными. Наоборот — старались бежать (flee) из Парижа, от цивилизации. Яркие периоды их творчества прошли за пределами столицы. Несмотря на различия, в их творчестве было то, что позволило объединить этих художников в одну группу — это стремление не просто фиксировать, но и интерпретировать натуру. Их произведения остались жить в категории большого времени и большого пространства.
Винсент Ван Гог
Ван Гог был голландцем по рождению, но жил он главным образом во Франции. Французы считают его французским художником. В некотором отношении это верно, потому что Ван Гог не стал бы художником так быстро, если бы не приехал во Францию. Он не получил систематического художественного образования и у него не было постоянного учителя.
Творческий путь Ван Гога — это динамичная история поисков своего собственного художественного языка. (of his search for an artistic language of his own) «Вместо того, что бы пытаться воспроизвести (reproduce) точно, что находится перед глазами, я пользовался красками более свободно и это помогает мне выразить себя наиболее верно», — писал Ван Гог.
Единственным взглядом мастер охватывает ( the master embraces) свой выбранный мотив и динамичными мазками, часто без кисти, просто выдавленными (squeezing) прямо на холст из тюбика, он передаёт (he transfers) не столько то, что он увидел, но больше то, как он чувствует мир. Выразительность картины передаёт бурный темперамент художника. Перед смертью Ван Гог сказал: «Да, я заплатил жизнью за свою работу и это стоило половины моего разума.» Александр Бенуа назвал его «мучеником идеи», а Писсарро ещё при жизни Ван Гога сказал, что он либо сойдёт с ума, либо превзойдёт всех нас».
И кто бы мог подумать, что сбудутся обе части пророчества. И хотя в коллекции музея находится всего лишь 5 полотен, которые были написаны за последние три года жизни, они в полной мере дают возможность полностью оценить сущность творческого метода Ван Гога.
У него было чрезвычайно мало времени. Художник прожил 37 лет – это роковой для мужчины возраст, определённый свыше. Ван Гог взял в руки карандаш лишь в 27 лет. И вот за этот сравнительно небольшой промежуток времени он успел сделать немало. Он всю жизнь искал. «Всю свою жизнь я искал форму служения людям, приемлемую для своей натуры» — признавался Винсент в письме брату Тео.
Картины Ван Гога в Москве. «Море в Сент-Мари»
«Море в Сент-Мари». Кажется, что полотно очень близко к импрессионистам, даже мотив весьма похож. Но в эту картину вложена такая сила, (power) мощь, (mightiness) энергия, чего никогда не было у импрессионистов. Это море начинает превращаться в поле деятельности для этих самых рыбаков, которые работают в поте лица, что бы заработать себе на жизнь. И это символ труда, который создаёт Ван Гог.
На полотне нет уже вибрирующего мазка. Мастер швыряет краски на холст, выдавливает их из тюбика, ( squeezing the paint onto the canvas from the tube) вместо кисти даже использует свой палец, чтобы распределить краску. И он передаёт свою собственную жизненную энергию, делает это со своей собственной выразительностью, которую невозможно подделать (fake). Именно поэтому поддельных картин Ван Гога не существует. Конечно, подделать мазки можно, но совершенно невозможно подделать его энергию и мощь, с которой он писал свои холсты.
Картины Ван Гога в Москве. «Красные виноградники в Арле»
«Красные виноградники в Арле». 1888г. Свои картины Ван Гог писал с натуры, он считал, что если работаешь по памяти, быстро теряешь тот пленерный импульс, который заставил тебя переживать.
Сохранились воспоминания Винсента в письмах брату Тео, как он, возвращался с работ на пленере, ехал в телеге. Садилось солнце, люди копошились в виноградниках и в лучах заходящего солнца весь этот пейзаж стал гореть и выглядел как огромный пожар. Ван Гог немедленно остановился и стал писать сцену. «Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним зелёное небо, вокруг фиолетовая после дождя земля, кое-где в ней жёлтые отблески заката»
И здесь обыкновенный пейзажный мотив приобретает природу притчи. Изображено солнце, раскалённое добела, оно растопило небо и зажгло виноградники. Здесь он использует свои любимые цветовые пары – синий и красный, красный и зелёный, синий и жёлтый. «Саму жизнь надо искать в цвете» — говорил он сам.
Ван Гог сразу работает красками. Он рисовал иногда даже и древком кисти, и пальцем, и тюбиком. Линия горизонта в этой картине скошена (многие художники сами к этому пришли). И люди – похожи на головешки, на уголья, они одеты в холодный синий цвет. И лиловые тени легли на землю.
Уже наступает вечер, скоро наступит ночь и совсем скоро эти лиловые тени захватят весь пейзаж. Ван Гог превращает это в пространственное, вселенское действо (action). Кажется, что всё тает на раскаленной добела (incandesent) жаре вечернего солнца. Листва (folliage) виноградников полна беспокойных (anxious) красных тонов и превращается в лиловые тона пепла на переднем плане, как будто сгорев дотла.
И как это написано, каков выбор красок, цветов соответствует теме — наверху- жёлтые, затем — тёмно жёлтые, ниже — вкрапления розового, даже пастельно-розового (dots of pink, even pastel shades of pink). Затем — красные, затем — багряные(scarlet) и более и более экспрессивными и интенсивными краскам. Кажется, что в центре даже тёмно-красные и багряные (crimson). Всё это вместе даёт ощущение языков пламени. Ведь цвет пламени наверху светлый. Затем он становится интенсивнее, а внизу — тёмный цвет горящих поленьев, тлеющих углей и пепла.
Люди прописаны контуром — синим и фиолетовым (violit) и кажутся головешками на этом костре (smoldering peaces of wood). Дорога, по которой идёт человек превращается в горящую лаву (lava), полыхающую реку, которая течёт (floats) вместе с виноградниками. И в этом действе всё падает (drops down) на передний план голубым и лиловым пеплом (with ash). И только деревья вокруг — голубые и зелёные поднимаются над этим пеплом. Таким образом — главная тема композиции — жизнь, которая сжигает людей, труд — ежедневный, выматывающий. И эта жизнь опадает пеплом и поднимается дымом (life drops ashes and raeses with smoke).
Картина стала одной из немногих, которые были проданы при жизни художника. Её купила голландская художница и меценатка Анна Бош за 400 франков. Изумлению Ван Гога не было предела и он с восторгом писал Тео: «Меня покупают!» При жизни художника было продано только две картины.
Картины Ван Гога в Москве. «Портрет доктора Рея»
«Портрет доктора Рея». 1889г. «Красные виноградники» Ван Гог написал после довольно трагических событий в своей жизни. Ему не удалось (he failed) создать мастерскую художников юга страны и он поссорился (quarelled) с Гогеном. Эти печальные обстоятельства привели Ван Гога к психическому заболеванию и он оказался в больнице Арля, где его лечащим врачом был Феликс Рей. (led him to a mental illness) Доктор Рей согласился позировать художнику не потому что он был высокого мнения о нём, врач ничего не понимал в искусстве. Он просто воспринял эти сеансы как часть работы с пациентом.
Когда Ван Гог написал этот портрет, доктору Рею было 26 лет. Но когда картина была закончена, доктор Рей, был очень напуган. Да, он был далёк от искусства, но был слишком близок к медицине, поэтому сразу подошёл к зеркалу, чтобы посмотреть на себя и увидеть, где же художник разглядел (discern) на его лице признаки заболевания почек и мочевого пузыря (kidney — почки, nephritis — воспаление почек, urinary bladder — мочевой пузырь).
Портрет был подарен доктору Ван Гогом, но он был не нужен ни ему, ни его родителям, они его забросили (relegate — приводить к забвению) забыли и наконец отправили на чердак дома, а потом холст закрывал дыру в стене курятника (used to blok a hole in the henhouse).
Портрет доктора Рея. Судьба картины
После смерти Ван Гога Феликс Рей с изумлением узнал от солдата Шарля Камуэна, что на живопись его бывшего пациента сейчас огромный спрос. Доктор достал свой портрет из курятника и очистил его от грязи и помёта. Камуэн познакомил Рея с Амбуазом Волларом и доктор хотел потребовать за свой портрет целых 50 франков. Когда же он объявил об этом за ужином в доме родителей, его отец, человек кристально честный возмутился. Ведь он считал картину Ван Гога мазнёй, думал, что она не стоит и 50 сантимов и негодовал, что сын хочет заполучить за это такую сумму! Тогда оскорблённый Феликс в ответ заявил, что он потребует 150 франков и к полному изумлению родителей так и сделал. Надо ли говорить о том, что Амбуаз Воллар не торговался и выплатил запрашиваемый гонорар сполна!
«Портрет доктора Рея» в Москве
В Москву портрет попал с надписью «Портрет неизвестного» и так атрибутировался до тех пор, пока коллеги доктора Рея не посетили музей, где и узнали на картине своего знакомого. Они были поражены. На этом холсте доктор Рей выглядел так, как он выглядел через 30 лет после написания портрета. Это был пророческий взгляд художника. Ван Гог всегда стремился исследовать и показать внутренний мир человека, что передавалось в лице портретируемого. Здесь во всём облике доктора — щеках, бородке, форме лица есть что-то кошачье. И ещё здесь есть что-то от самурая. Недаром художник изобразил доктора в японском орнаментальном стиле.
Ещё важно помнить, что художник постоянно был недоволен собой и своими работами и уничтожил больше картин, чем осталось. И очень редко самому мастеру нравились его работы. И в этом случае он подписывал свои картины. Вот эта картина подписана и это говорит о том, что портрет был достаточно высоко оценён самим Ван-Гогом.
Картины Ван Гога в Москве. «Тюремный двор. Прогулка заключённых». 1890г.
Это касается не только цветовой гаммы — холодной, но также и самой композиции. Заключённые бредут по кругу внутри каменного бесконечного колодца выложенного кирпичом. (The prisoners tramping (тяжело ступать, тащиться с трудом) round in a circle inside the well of endless brick walls). Здесь нет даже кусочка неба. И даже окна наверху проделаны не во внешний мир, а внутрь камер (cells). В круг заключённых Ван Гог включил себя, изображая таким образом состояние своего одиночества.
Цветовая гамма тоже помогает передать мотив изолированности от мира. Гамма красок холодная и мрачная.
Картины Ван Гога в Москве. «Пейзаж в Овере после дождя»
«Пейзаж в Овере после дождя». 1890. Это одна из последних работ мастера. В скором времени он погибнет. Ван Гог чувствует несогласие с жизненными ситуациями, депрессию, но в то же время этот пейзаж передаёт свежесть (freshness) летнего дня, он полон света и порыва к жизни. (urge to live) Вся природа выглядит так, как будто её вымыл дождь (wash up) и подготовил к тому, чтобы она собрала все свои силы, соки и энергию жизни.
И если в «Красных виноградниках» с картины так и брызжет драматизм, то в его «Пейзаже в Овере после дождя» совершенно другое настроение – там всё спокойно. Это если не последняя, то одна из последних картин мастера.
Возвращаясь к «пейзажу в Овере» следует отметить необыкновенное количество оттенков зелёного цвета на полотне. Эти оттенки даже и сосчитать невозможно. И всё здесь очень буднично и реально – даже отражение повозки в луже не прошло мимо внимательного взгляда художника.
Смерть Винсента Ван Гога
Что касается жизни Ван Гога. Сейчас исследователи говорят о том, что никакого уха себе художник не отрезал (отрезал лишь мочку уха) и никакого самоубийства не совершал. Это выяснили английские историки и биографы которые, скрупулёзно на протяжении 10 лет исследовали жизненный путь Винсента Ван Гога.
Опрашивая местных жителей в местности, где произошло трагическое событие, они выяснили, что в художника случайно выстрелили подростки, с которыми он дружил. От раны художник мучался около недели. Чтобы его друзей не наказали, Ван Гог всё взял на себя, сказал, что совершил самоубийство. И даже то, как вышла пуля из его тела, тоже говорит о том, что сам он таким образом не мог выстрелить в себя.
О жизни Ван Гога можно судить по его письмам. Он оставил замечательное эпистолярное наследие – сохранилось 600 его писем, которые он писал, в основном, своему брату Тео.
Таким образом, все 90-е года XIX столетия прошли под знаком Винсента Ван Гога.
Предлагаем познакомиться с жизнью Винсента Ван Гога и его полотнами в статье «Винсент Ван Гог. Крик души»
Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.
За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.
Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.
Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.
1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.
А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.
Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.
Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.
У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.
Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”
Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.
Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.
2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.
О других интересных фактах о картине читайте в статье “Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею”.
На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.
Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.
Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.
Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.
О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.
3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.
Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.
Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.
Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.
Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.
Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.
4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.
Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.
Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.
На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.
Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.
Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.
Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.
В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.
5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.
Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.
Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!
Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.
Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.
Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.
Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.
6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.
Кувшинки же появились в пруду незадолго до написания этой картины. До этого Моне писал пруд с чистой гладью воды.
Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.
При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.
Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.
Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».
Об этой серии с японским мостиком читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.
Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:
7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.
На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.
Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.
Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.
Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.
Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.
Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.
Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.
После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.
Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…
Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.