васюткино озеро в каком классе проходят

Конспект урока Литература 5 класс Урок № 39 В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Автобиографическое произведение – произведение, в котором есть отсылка к фактам из жизни писателя.

Метафора – сравнение, построенное по принципу сходства двух предметов, но без использования сравнительных союзов «как», «словно», «будто» (пахучий мякиш тишины).

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Сравнение – описание предмета через сравнение его с другим с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно».

Эпитет – определение, помогающее выделить данный предмет из ряда других. Имеет переносное значение (золотой месяц, драгоценный человек).

Изморось – очень мелкий, моросящий дождь.

Телогрейка – зимняя рабочая верхняя одежда, стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», – говорит один из героев. Значит не везёт.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперёк течения реки.

Тенёта – паутина, сеть для ловли животных

Тягун – подводное течение.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013, стр. 303 (с илл.)

2. Астафьев В. П. Васюткино озеро. М., 2002. Электронный ресурс: http://www.serann.ru/text/vasyutkino-ozero-8777

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

Так начинается рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Произведение это было написано Астафьевым в 1952 году, а опубликовал его автор только спустя четыре года. Интересно, что прежде чем написать рассказ, Астафьев рассказал эту историю в своём школьном сочинении. Правда, тогда, это была история не Васютки, а самого Виктора. Так как, именно он заблудился в тайге, но смог сам выйти к людям.

Каков сюжет рассказа?

Мальчик Васютка 13-ти лет от роду добывает кедровые орехи. Но вблизи жилья кедры уже все обобрали, и подросток решает отправиться в лес.

Вспомните волшебные сказки. Обычно у героев, попадающих в сложные ситуации, всегда были волшебные помощники или чудесные предметы.

Вот старинная сибирская традиция: «Идёшь в лес – возьми с собой еду и спички». Недаром мама Васютки напомнила ему об этом: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Не вспоминается ли вам скатерть-самобранка?

Приметы, которые знал Васютка, тоже помогли ему не пропасть в тайге.

Например, затеси на деревьях помогали ему не сбиться с пути. Но, отвлёкшись на глухаря, мальчик всё-таки заблудился.

Но Васютка проявил смекалку и знание таёжных законов. Вспомните эпизод с глухарём: «Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет. Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка. Обругав себя шёпотом за оплошность, Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину!»

Как и в волшебной сказке встречает наш герой и других животных, которые могли бы ему помочь. Белку, например, и обращается к ней: «А я вот заблудился. Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!»

Во всех сказках, несмотря на волшебных помощников, герой сам отличается сообразительностью и смекалкой.

Какая же сказка без волшебника?

А может быть, его дедушка как волшебник помогает герою? Ведь именно его слова постоянно вспоминает Васютка, уроки дедушки помогли мальчику выжить в тайге.

В сказках героя всегда ждёт награда за проявленные способности. Вот и Васютка благодаря свои стараниям был вознаграждён: и жив остался – после 4-х дней в тайге он вышел на берег Енисея, где его подобрал бот, и озеро нашёл (почти волшебное), в котором было много рыбы.

Помните, с чего мы начали урок? С рассказа о сочинении Астафьева, которое потом стало литературным произведением. Такого рода произведения называются автобиографическими.

Васютка же в рассказе дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А ему так много хотелось узнать и увидеть, и мы уверены, его мечты осуществятся, потому что он настойчивый и находчивый мальчик.

А заканчивается этот рассказ так: «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро… На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

Теоретический материал для углублённого изучения

«В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Вот так описывает Виктор Петрович Астафьев историю создания своего рассказа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Под каким названием было напечатано сочинение В.П. Астафьева в школьном журнале?

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо обратиться к дополнительному материалу об истории создания рассказа. В школьном журнале рассказ был опубликован под названием «Жив».

Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте реплики героев и их имена.

Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?

Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука – вперёд наука.

Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое.

Чтобы выполнить это задание, необходимо при чтении текста обратить внимание на речевую характеристику персонажей рассказа.

Стоит вспомнить также, о чём могли говорить герои рассказа.

«Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать», – именно так давала наставления Васютке его мать в начале рассказа.

«Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?» – так ругался Васютка, когда заблудился в тайге. Мы же помним, что ориентировался он по затесям.

«Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука — вперед наука», – речь деда Васютка всегда была насыщена поговорками. И именно дедушка давал Васютке наставления по выживанию в тайге.

«Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое», – дядя Коляда разговаривает на смеси русского и украинского языков. Поэтому именно ему принадлежат эти слова.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Законы тайги, или уроки мудрости и доброты»

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” с созданием коллективного проекта «Законы тайги».

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения : фронтальная, групповая.

Средства обучения : тексты произведения, заранее подготовленный макет проекта.

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

Ответ: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Ответ:Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Законы тайги, или Уроки мудрости и доброты”

Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?

Ответ : родители, природа, тайга.

Задание: Какие ловушки устраивает природа? Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?

Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки.

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

От каждого ряда выходит представитель и записывает в свиток один таёжный закон, затем представитель следующего ряда и т.д.

Свиток торжественно перевязывается верёвочкой и отдается на хранение.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы :

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Автобиографическое произведение – произведение, в котором есть отсылка к фактам из жизни писателя.

Метафора – сравнение, построенное по принципу сходства двух предметов, но без использования сравнительных союзов «как», «словно», «будто» (пахучий мякиш тишины).

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Сравнение – описание предмета через сравнение его с другим с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно».

Эпитет – определение, помогающее выделить данный предмет из ряда других. Имеет переносное значение (золотой месяц, драгоценный человек).

Изморось – очень мелкий, моросящий дождь.

Телогрейка – зимняя рабочая верхняя одежда, стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», – говорит один из героев. Значит не везёт.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперёк течения реки.

Тенёта – паутина, сеть для ловли животных

Тягун – подводное течение.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013, стр. 303 (с илл.)

2. Астафьев В. П. Васюткино озеро. М., 2002. Электронный ресурс: http://www.serann.ru/text/vasyutkino-ozero-8777

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

Так начинается рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Произведение это было написано Астафьевым в 1952 году, а опубликовал его автор только спустя четыре года. Интересно, что прежде чем написать рассказ, Астафьев рассказал эту историю в своём школьном сочинении. Правда, тогда, это была история не Васютки, а самого Виктора. Так как, именно он заблудился в тайге, но смог сам выйти к людям.

Каков сюжет рассказа?

Мальчик Васютка 13-ти лет от роду добывает кедровые орехи. Но вблизи жилья кедры уже все обобрали, и подросток решает отправиться в лес.

Вспомните волшебные сказки. Обычно у героев, попадающих в сложные ситуации, всегда были волшебные помощники или чудесные предметы.

Вот старинная сибирская традиция: «Идёшь в лес – возьми с собой еду и спички». Недаром мама Васютки напомнила ему об этом: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Не вспоминается ли вам скатерть-самобранка?

Приметы, которые знал Васютка, тоже помогли ему не пропасть в тайге.

Например, затеси на деревьях помогали ему не сбиться с пути. Но, отвлёкшись на глухаря, мальчик всё-таки заблудился.

Но Васютка проявил смекалку и знание таёжных законов. Вспомните эпизод с глухарём: «Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет. Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка. Обругав себя шёпотом за оплошность, Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину!»

Как и в волшебной сказке встречает наш герой и других животных, которые могли бы ему помочь. Белку, например, и обращается к ней: «А я вот заблудился. Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!»

Во всех сказках, несмотря на волшебных помощников, герой сам отличается сообразительностью и смекалкой.

Какая же сказка без волшебника?

А может быть, его дедушка как волшебник помогает герою? Ведь именно его слова постоянно вспоминает Васютка, уроки дедушки помогли мальчику выжить в тайге.

В сказках героя всегда ждёт награда за проявленные способности. Вот и Васютка благодаря свои стараниям был вознаграждён: и жив остался – после 4-х дней в тайге он вышел на берег Енисея, где его подобрал бот, и озеро нашёл (почти волшебное), в котором было много рыбы.

Помните, с чего мы начали урок? С рассказа о сочинении Астафьева, которое потом стало литературным произведением. Такого рода произведения называются автобиографическими.

Васютка же в рассказе дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А ему так много хотелось узнать и увидеть, и мы уверены, его мечты осуществятся, потому что он настойчивый и находчивый мальчик.

А заканчивается этот рассказ так: «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро… На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

Теоретический материал для углублённого изучения

«В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Вот так описывает Виктор Петрович Астафьев историю создания своего рассказа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Под каким названием было напечатано сочинение В.П. Астафьева в школьном журнале?

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо обратиться к дополнительному материалу об истории создания рассказа. В школьном журнале рассказ был опубликован под названием «Жив».

Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте реплики героев и их имена.

Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?

Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука – вперёд наука.

Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое.

Чтобы выполнить это задание, необходимо при чтении текста обратить внимание на речевую характеристику персонажей рассказа.

Стоит вспомнить также, о чём могли говорить герои рассказа.

«Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать», – именно так давала наставления Васютке его мать в начале рассказа.

«Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?» – так ругался Васютка, когда заблудился в тайге. Мы же помним, что ориентировался он по затесям.

«Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука — вперед наука», – речь деда Васютка всегда была насыщена поговорками. И именно дедушка давал Васютке наставления по выживанию в тайге.

«Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое», – дядя Коляда разговаривает на смеси русского и украинского языков. Поэтому именно ему принадлежат эти слова.

Источник

«Васюткино озеро». Урок литературы в 5 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ «Васюткиными тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро», 5 класс)

Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.

Обобщить и систематизировать знания по теории литературы, привлечь материал природоведения и ОБЖ.

Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.

Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

Портрет В.П. Астафьева.

Текст рассказа «Васюткино озеро».

Дидактический раздаточный материал.

Тест. В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

Форма урока: работа в группах ( «Юннаты», «Спасатели», «Филологи»), беседа, работа с дидактическим материалом, с тестами.

I I . Сообщение целей урока:

продемонстрировать умения и навыки в области литературы, природоведения, русского языка, ОБЖ и на примере рассказа «Васюткино озеро» проследить путь Васютки, пройти Васюткиными тропами и сделать свои «затеси» и «зарубки».

Ребята, на прошлом уроке вы получили задание по группам: 1 ряд – «Юннаты», 2 ряд – «Спасатели», 3 ряд – «Филологи». Каждая группа выполняла своё задание, проверять мы их будем на всём протяжении урока.

Итак, я приглашаю вас пройти по тайге вслед за Васюткой и добраться до Берега Успеха.

Встали, пошли. (Маршируем).

Первая остановка на Опушке Архивариусов.

1.Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе и об истории создания рассказа «Васюткино озеро»? Что обозначает имя «Василий»?

Слайды по ходу рассказа № 1, 2, 3, 4.

А теперь пробираемся на Поляну Литераторов (работа с текстом).

Встали, пошли. (На цыпочках).

1) Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичный. Что это значит?

2) Какова композиция рассказа?

(посмотрите на дидактический материал у вас на партах)

Слайд № 5. Ребята, посмотрите внимательно на план на экране. Первый и последний пункты об озере. Начинается и заканчивается повествование одним и тем же. Как называется такая особенность построения? (Кольцевая композиция).

3)Обратимся к экспозиции. Что такое экспозиция и для чего она нужна? (Чтобы подготовить читателя к восприятию материала)

4) На какой реке происходит действие рассказа? (На Енисее).

5) Обратимся к тексту на стр. учебника. Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?

6) Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем рассказ ученика.

7) А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. учебника).

9) С чего начинается дорога?

Всякая таёжная дорога начинается с затесей.

Словарная работа. Тут нам придут на помощь «Филологи». Что такое затеси?

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало замовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

10) И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

Выходим на просеку юных «Спасателей».

Встали, пошли. (Маршируем).

11) Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. по тексту). Какие законы тайги мы можем сформулировать?

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

12) Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

Составляется и озвучивается «Памятка идущему в лес».

Памятка №1. Советы идущему в лес

Продумай тщательно маршрут.

Не забудь взять компас.

Возьми спички для костра.

Захвати с собой теплые вещи.

Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

13) Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Составляем и озвучиваем памятку «Если ты заблудился в лесу».

Памятка №2. Если ты заблудился.

Не паникуй, успокойся.

Прекрати бесполезное движение,

Осмотри место, где находишься.

Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

Разожги костер, приготовь пищу.

Подготовь из веток, травы место для ночлега.

Спокойно ожидай спасателей, родственников.

14) Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. (Текст на стр. учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим». Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. учебника).

Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

Как называется приём, основанный на противопоставлении? ( антитеза)Для чего он здесь используется? (для того, чтобы передать отчаяние мальчика.)

15)Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. ). Как бы вы повели себя в такой обстановке?

-Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»

16). Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

17) Изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём?

Если вначале Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще «придерется к чему-нибудь», сделал это, не думая ни о чем, то теперь он задумался, да так и просидел с полчаса. Теперь он не спешит исчезнуть, а «постоял минутку, как бы прощаясь с обжитым местом», и пошел строго на север. 13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.

Давайте теперь поднимемся и посидим на «Пригорке загадок».

Встали, пошли. (Маршируем).

Васютке в тайге встречалось множество разных животных и растений. Проверим, внимательно ли вы читали рассказ. Слово «Юннатам», которые приготовили загадки об обитателях тайги.

18) Ребята, а есть ли у этого рассказа что-нибудь общее с произведениями устного народного творчества, например, со сказками? Этим вопросом занимались дома «Филологи».

(Встреча В. с белкой) Молит белочку о помощи. А когда думает, куда идти, как Иван-царевич, стоит как бы у развилки 3 дорог о выборе пути. Тёмный лес, чистое поле, дороженька – сказочные образы. И не только. А и символы нар.культуры.

Лес – символ какой-то жизненной стихии. (1-е предложение)

Дорога заставляет героя проходить проверку самого себя. Он должен решать сложные вопросы, чтобы сказать себе: «А что? И выйду! Вот пойду, пойду. »

Сказочные герои в своих странствиях не только движутся по дорогам, переходят с места на место, но и сами меняются – Совершают внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости. Так и В.

Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? А тайга в этом рассказе друг или враг? Какие качества характера помогли Васютке всё преодолеть, вернуться домой?

Сделаем привал у «Родника Лесовиков»

Почему озеро назвали Васюткиным?

3.«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять»

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?

4.Что помогло Васютке познать законы природы?

5. Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Ребята, вот уже виднеется желанный «Берег Успеха»

Посмотрим, знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы.

Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

Что свидетельствует о близости реки в тайге?

Что предвещает вечером смену погоды?

В чем особенность эха в лесу?

Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

Я предлагаю вам решить тест, он у вас на партах.

IV . Домашнее задание.

Ребята, понравился ли вам рассказ? Но вот беда, к этому рассказу очень мало иллюстраций. Слайд № 7, 8. Я предлагаю вам дома

1) нарисовать 1 иллюстрацию к любому эпизоду;

2) в тетради по литературе ответить на вопрос: «Чему вы научились у Васютки?»

V . Подведение итогов урока. Слайд № 10,11.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Тест. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро

1. Жанр произведения:

а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.

2. В основе произведения лежит

а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

б) изображение природы Сибири;

в) повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу

а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

б) выполняя поручение отца;

в) ради удовольствия.

а) сравнение; б) антитезу; в) метафору.

5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:

а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.

6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:

а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.

а) олицетворение; б) ирония; в) метафора.

8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.

9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там а) речка; б) болото; в) озеро.

а) антитезу; б) сравнение; в) эпитет.

а) его заметили с бота;

б) его не заметили с бота;

в) он был очень рад рыбакам.

а) были уверены в том, что он сам найдётся;

б) потеряли надежду найти его;

в) продолжали искать и надеяться.

13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря

а) богатейшей флоре и фауне;

б) тёплой осенней погоде;

в) умениям и навыкам таёжного жителя.

14. Найдя озеро, Васютка

а) стал известным на всю страну;

в) принёс пользу стране.

15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *