йога это практика созерцания

Созерцание

йога это практика созерцания. Смотреть фото йога это практика созерцания. Смотреть картинку йога это практика созерцания. Картинка про йога это практика созерцания. Фото йога это практика созерцания

Что такое созерцание

Что общего и в чём отличие созерцания от медитации

— Общим для медитации и созерцания является то, что оба эти понятия характеризуют строго определённый вид деятельности, который происходит только при высочайшей степени рас­слабления, гораздо большей, чем во время сна. Этот момент, часто опускаемый неквалифициро­ванными функционерами от йоги (инструкторами, преподавателями, разного толка горе-писателями, новоиспечёнными «гуру» и т.д.), является ключевым.

Чему надо научиться в созерцании:

Этапы освоения созерцания

Согласно терминологии, принятой в Школе Йоги Гуру Ар Сантэма, практику созерцания разделяют на три ста­дии: низшее, среднее и высшее созерцание.

Низшее созерцание

Умение расслабить тело на этапе освоения созерцания очень важно, так как участки мы­шечного напряжения в теле напрямую связаны с мыслительной деятельностью ума. Ум и тело тес­но связаны. Расслабляя тело, вы тем самым расслабляете ум, и наоборот.

Итак, вы расслаблены, но мысли продолжают привлекать к себе ваше внимание. Это нор­мальное состояние. Ошибка начинающих состоит в том, что чрезмерное желание убрать мысли, наоборот, создаёт лишнее напряжение тела и тем самым генерирует дополнительные мысли. По­лучается замкнутый круг: желание ни о чём не думать порождает напряжение тела, а напряжение тела ведёт к усилению ментальной активности. Постарайтесь просто не реагировать на приходя­щие мысли, отслеживать их, но не пускаться в обдумывание приносимой ими информации. На этом этапе вы найдёте свой личный способ, позволяющий фиксировать приход мысли, и на про­тяжении некоторого времени будете учиться не реагировать на них.

Неудачи на пути освоения созерцания не должны огорчать вас, так как параллельная прак­тика выполнения асан и пранаям, организация правильного режима работы и отдыха, а также пра­вильное питание постепенно изменят вас. Не торопитесь.

Другой вариант освоения созерцания.

После созерцания картины в течение около 30 секунд необходимо закрыть глаза и предста­вить её внутренним взором. При этом надо стараться не только воспроизвести и удержать картину, но и убирать возникающие мысли.

Задача та же самая: научиться удерживать представление, или смотреть, не размышляя, не разглядывая, отводя все приходящие мысли, и увеличивать промежуток между ними; добиться со­стояния созерцания без мыслей.

Среднее созерцание

Эта стадия характеризуется возникновением перед внутренним взором практикующего разных картин, статических, движущихся, как в калейдоскопе. Это испытание на эмоциональную реакцию. Здесь легко быть пойманным на удовольствии, кайфе, и всю жизнь просидеть, разгляды­вая мультики. Но могут поймать и на негативных эмоциях. Представьте, что с вами играют, как с котенком, бантиком на верёвочке. Пока ему интересно, с ним забавляются. Поэтому важно убрать все мысли и эмоции, быть бесстрастным. Когда вы не реагируете, от вас отстанут.

Высшее созерцание

Причины обилия мыслей в голове

Время занятий созерцанием: любое. Продолжительность созерцания: как можно дольше, но не менее 10 минут в день. Поза в созерцании: Любые удобные устойчивые сидячие позы, пальцы рекомендуется сложить в Джнани-мудру. Ничего не должно мешать, отвлекать внимание.

Физиологический эффект созерцания

Энергетический эффект:

Психический эффект:

Терапевтический эффект

Вопросы для размышления

Источник

Незнакомая йога

Блог преподавателя йоги

Созерцание

Созерцание

Чтобы описать это состояния, я сначала опишу упражнение. А потом на его основе прокомментирую смысл этого упражнения и суть созерцания.

Упражнение созерцание

Сядьте в любую удобную позу на полу, на стуле или в кресле. Расслабьтесь. Поместите ладонь своей руки перед собой. На протяжении упражнения ладонь остаётся неподвижной. Смотрите на ладонь, внимательно рассматривая рисунок линий.

При этом взгляд медленно, с интересом и удивлением скользит по линиям ладони.

Смотреть надо очень внимательно, стараясь рассмотреть мельчайшие подробности, мельчайшие детали. Здесь важно, чтобы фокус зрения и фокус внимания совпадали (поэтому упражнение выполняется без очков, даже если вы постоянно носите очки).

При выполнении этого упражнения стараемся ни о чем не думать. Собственно, при помощи этого упражнения мы будем избавляться от внутреннего диалога.

По началу мысли будут возникать часто. Это нормально. Даже для спокойного, уравновешенного человека удержаться от мыслей на 10-15 секунд – хороший показатель.

Длительность упражнения, по началу, может быть 5-10 мин. Постепенно время упражнения можно довести до получаса. Не торопитесь, помните о принципах развития.

Место, где вы выполняете упражнение, следует регулярно менять и менять ладонь, на которую вы смотрите. Следует также менять положение ладони при каждом следующем выполнении упражнения. Всё это для того, чтобы не возникла привычка созерцать только в одном месте и в одном положении.

Комментарии к упражнению

Сначала о внимании. Внимание подвержено влиянию органов чувств, эмоций и мыслей. Это влияние может быть сознательным или бессознательным.

Внимание – это инструмент сознания, который формирует каналы поступления энергии и информации. Внимание может одновременно создать множество каналов и в этом смысле чем-то похоже на спрута с множеством щупалец (так устроен мир – любая энергетическая структура может иметь свой материальный аналог). Например, одновременно мы можем слушать музыку, смотреть на огонь, о чём-то думать…

Удивление – реакция сознание на новую информацию, имеет приоритетное воздействие на внимание.

Возвращаясь к упражнению – с удивлением и интересом рассматривая рисунок ладони, мы собираем все «щупальца» внимания в одном месте, фокусируем на одной точке.

Постепенно, по мере занятий, интервалы времени, в которые вы можете контролировать своё внимание, будут увеличиваться.

Только не всё так просто. Внимание и ментальное тело (ум, мысли) в обычном случае ведут себя как живые существа, причем, как хозяева и просто так не сдадут свои позиции. У них есть для этого возможности и потенциал.

Они знают человека (своего хозяина) лучше, чем он сам знает себя. После некоторых ваших успехов они предпримут решительную попытку вернуть контроль себе. Это произойдёт почти наверняка (допускаю, что, теоретически, варианты возможны).

Обычно, на практике, это выглядит примерно так: во время занятий человек начинает видеть нечто необычное – некие картинки, пространства, «мультики».

В любом случае это будет привлекательно, чудесно. Скорее всего, картинки будут соответствовать вашим интересам – теперешним или давно забытым. Задача – захватить ваше внимание.

Это сильный и коварный ход. Если вы попадётесь на этот крючок, то рискуете навсегда утонуть в этом болоте иллюзий. Можете потерять способность адекватно воспринимать мир.

Ответ простой. Если во время упражнения с вами начнёт происходить что-то необычное (вы начнёте видеть картинки), или вас станут отвлекать очень «важные» мысли и идеи – возвращайте внимание на ладонь и продолжайте с интересом и удивлением (достаточно лёгкого, едва заметного удивления) рассматривать линии на ладони.

Через некоторое время вы сможете взять под контроль внимание и мысли и достаточно долго удерживать внимание сфокусированным на точке.

Например, если за два месяца упражнений вы сможете в течение пяти минут удерживать внимание, то это хороший показатель. Этот показатель на практике может варьировать в довольно широких пределах. Здесь эта цифра приведена как средневзвешенная, для ориентировки.

Полагаю, что приведенное выше описание даёт достаточное представление о том, что такое созерцание. Это определённое состояние сознание, при котором контролируется внимание и мысли, а также отсутствует реакция на сигналы органов чувств и эмоции. Это состояние минимального энерго обмена между сознанием и предметом созерцания.

Упражнение в описанном выше варианте можно считать первым этапом освоения созерцания.

В дальнейшем упражнение следует усложнить – созерцать картины или пейзажи. Для этой цели также вполне годится смотреть на восход Солнца или на закат, или смотреть в небо (это сложнее). Это второй этап.

На третьем этапе картина должна быть динамичной, например, людная улица, рынок, остановка транспорта и т.д. можно выполнять упражнение во время движения – ходьба, бег, езда в транспорте (не за рулем, по крайней мере, до тех пор, пока не станете Мастером).

В дальнейшем надо будет научиться созерцать образы (сначала образы предметов, картин, пейзажей учатся фиксировать, точно воспроизводить и удерживать в памяти), внутренний мир, а затем пустоту.

Остаётся добавить, что правильно выполненное созерцание оказывает благотворное влияние на физическое и психо-эмоциональное состояние человека, его волю и дух, способствует развитию практически всех способностей.

P.S. В этой статье я не описывал в подробностях все этапы освоения созерцания. Скорее всего, в этом нет необходимости – после практического освоения первого этапа, почти автоматически, от одного намёка, будет понятно, что делать дальше.

Источник

Созерцание в йоге как средство самопознания

Созерцание – золотая нить, объединяющая практически все духовные практики и упражнения йоги, целью которых является прижизненная самореализация. Практики сосредоточенного созерцания встречаются в индейских, тибетских, африканских и индоевропейских эзотерических учениях.

К примеру, индейские шаманы используют практику созерцания для остановки «внутреннего диалога», который является главной преградой на пути знания.

Приблизительно той же точки зрения придерживаются и все остальные созерцатели.

Тибетское созерцание

Тибетские йоги склонны к созерцанию солнца или неба. Более опытные ламы созерцают небо. В начале в глазах появляются мелкие чёрные точки, потом устойчивый тёмный круг, который удерживает сознание ламы в состоянии абсолютного покоя, но между этими двумя фазами лама созерцает фантастические картины из огненных нитей и протуберанцев, иногда в этот момент ему приходят потрясающие видения.

Некоторые ламы занимают горизонтальную позицию и созерцают небо, полностью исключив картину гор.

Один тибетский лама сказал: “Когда мы хотим видеть своё лицо – нам нужно зеркало, когда мы хотим видеть наш разум – мы смотрим в небо”.

Использование неба в качестве зеркала своего разума встречается и в других йогических практиках.

Созерцание божества

Созерцание божества широко практикуется в тантра-йоге и в дхьяна-йоге. Техника такого созерцания состоит в следующем:

Такая техника созерцания даёт огромный приток душевных сил. Вы начинаете чувствовать поддержку высшей энергии.

Возможно, в первое время у Вас не всё будет получаться, но со временем Вы обретёте больший контроль над потоком своих мыслей и Ваша практика созерцания поднимется на качественно другой уровень.

В начале отличной поддержкой станут занятия классическими формами йоги в обществе опытных внимательных учителей.

В качестве одного из таких мест можно посоветовать студию йоги «Sarasvati place».

Здесь Вас всегда поймут, поддержат и подскажут, как двигаться дальше.

Источник

Незнакомая йога

Блог преподавателя йоги

Созерцание

Созерцание

йога это практика созерцания. Смотреть фото йога это практика созерцания. Смотреть картинку йога это практика созерцания. Картинка про йога это практика созерцания. Фото йога это практика созерцанияСамо по себе это говорит о значимости этого понятия, с одной стороны, а с другой – о различных уровнях понимания в разных школах устройства мира вообще и смысла жизни человека в частности.

В данной статье созерцание будет рассмотрено с точки зрения йоги как определённое состояние и как определённая практика.

Для начала коротко рассмотрим некоторые трактовки термина С.

В домарксистской материалистической философии С. рассматривалось как пассивный процесс познания мира. Маркс рассматривал С. как чувственную деятельность человека, как активное начало, как практику познания.

В идеалистической философии под созерцанием иногда понималось теоретическое познание (в противоположность практическому), иногда связывали это понятие с интуицией. Кант, например противопоставлял С, логическому мышлению и считал что С. – это восприятие предмета (объекта) целостно, до осмысления.

В буддизме, йоге, индуизме, даосизме и других духовных практиках С. – это определённое состояние сознания, которое достигается при помощи медитации.

Практически во всех подходах к созерцанию можно отметить общее – это то, что С. не связано с мышлением. Это отмечает даже философия, которая по определению основана на мышлении.

Практика созерцания в йоге

Практика созерцания в йоге наряду с медитацией лежит в основе всех практик особенно в Раджа-йоге.

По сути, любая информация, отражается в ментальном теле человека, обрабатывается в этом теле, осознаётся и таким образом воспринимается. На это уходит некоторое время. Т.е. человек, обычно, воспринимает события уже после того, как они произошли. А во время созерцания, события воспринимаются непосредственно в тот момент, когда они происходят и когда ментальное тело не работает.

Такое состояние порождает определённый феномен – человек и объект созерцания (или процесс, или явление) становятся единым целым. Человек воспринимает себя как часть мира, часть единого, начинает понимать, или видеть суть вещей.

P.S. Практика созерцания является одной из самых важных практик в йоге, да ив любой другой системе духовного развития.

One thought on “ Созерцание ”

Однажды, ещё до знакомства с медитацией, я проезжал на велосипеде вдоль парковой аллеи, с одной стороны — парк, с другой авто. дорога. Вдруг я услышал пенье птиц, а шум проезжающих мимо авто, исчез. Я становился и стал слушать звуки вокруг. Продолжалось это явление меньше минуты, потом, как
сейчас понимаю, включилось мышление и это измерение закрылось.
Никогда раньше мне не приходилось находиться в этом измерении осознано.
Что это было? Созерцание?
Сейчас, я без усилий могу входить в это измерение, что правда не надолго.

Источник

Созерцание и размышление: их практическая польза в повседневной жизни

Илья Горлов

Медитация – слово, известное нам в связи с восточными психопрактиками, имеет западное происхождение и с латыни переводится как «размышление, обдумывание». В йоге есть похожее. Это – дхарана, удержание внимания, неотвлечение от чего-либо. А также дхьяна – созерцание, интуитивное понимание. В целом, термины схожи. Можно созерцать объект, его форму, свойства, просто эстетически, а можно и размышлять в связи с наблюдением этого объекта о нем, пытаясь постичь разные его грани, понять его. Я бы представил и размышление и созерцание как части единого процесса внимания к объекту, разные его стороны. Мы можем уделять внимание то одной стороне, то другой.

И созерцание, и размышление нужны нам постоянно в нашей повседневной действительности. Они очень важны нам в связи с нашим саморазвитием. В чем будет заключаться их прямая, конкретная польза?

В экономии времени, в неприкладывании лишних усилий, избегании конфликтных ситуаций, прозорливо предполагая их заранее и не попадая в них, в пути к достижению своих задач и целей при ясном его видении, в умении отличать то, что нам нужно, от того, что таковым не является.

Это непрерывное внимание, постоянное, используется нами везде. Когда мы идем в магазин и смотрим на продукты, мы, опираясь на ощущения своего тела, точно знаем – что и сколько нам нужно. Когда мы идем на встречу, мы знаем, что хотим донести до партнера, что достичь, а чего избежать. Внимание здесь, сейчас, неотвлеченное от важного процесса. Какой процесс является важным? Настоящий, тот, что прямо сейчас, в действительности. Что бы ни было. Читаете вы книгу – читайте внимательно, будьте в ней, сейчас, не отвлекайтесь. Не фантазируйте о прошлом или будущем. Здесь, сейчас. Разговариваете с человеком, ведете машину – делайте это и именно это прямо сейчас. Тогда делаемое вами получится максимально лучшим образом.

В йоге, да и в современной психологии и психофизиологии внимание относится к высшим психическим функциям. И нам нужно произвольное внимание, то, которым мы управляем и владеем, которое мы направляем на тот процесс, что нам важен. В тексте «Хатха-йога прадипика» («Прояснение хатха-йоги») сказано: «Нет хатха-йоги без раджа-йоги и нет раджа-йоги без хатха-йоги». Это очень важный пассаж.

Хатха-йога – это конкретные психотехнические способы, связанные с изменением положения тела – асаны, изменением рисунка дыхания – пранаяма, техниками очищения (дхаути, басти, капалабхати и другие), изменением режима и содержания питания, кодексом собственным нравственным и социальным – моралью.

Раджа-йога – это методы внимания, его концентрации и деконцентрации, объема, переключения, созерцания, процессы анализа и синтеза, обдумывание разного рода вопросов с разных углов зрения. А также планирование, принятие решений, их исполнение и контроль.

Одно не может быть без другого, потому как и работая с телом в позах, и работая с умом и умственными задачами – везде нам нужно внимание. И чем более оно будет здесь и сейчас, без отвлечений от предмета исследования – тем эффективнее и качественнее, а также быстрее мы сделаем то, над чем трудились.

Поэтому мы занимаемся медитацией. Мы занимаемся ей регулярно, с полной самоотдачей, постоянно, с каждым моментом, все более глубоко и полно проживая каждый момент этой бесценной жизни.

Илья Горлов – методолог проекта по формированию нового образа жизни «Динамика», специалист по хатха-йоге и телесной психокоррекции, инструктор Прекша-медитации. Начал заниматься йогой в 2003 году, сбросил 40 кг за 4 месяца, после чего стал помогать людям формировать навыки дисциплинированного отношения к упражнениям тела, питания и мышления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *