за что господь лишает разума
За что господь лишает разума
Батюшка, правда ли что, если Господь желает наказать человека, то отнимает разум (человек становится умалишенным или душевнобольным). Моей матери врачи поставили диагноз-шизофрения. Как человеку жить с таким диагнозом? Что нам (родным) делать?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).
Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.
Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5).
Если Бог захочет наказать, то отнимет прежде разум
Городничий произносит эти слова, когда выяснилось, что Хлестаков никакой не ревизор, а всего лишь небогатый проезжий дворянин и в письме осмеял Городничего (действие 5, явление 8):
«Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе [ 2 ] похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор!».
Эта фраза была известна в России намного раньше. Так, она упоминается в Ипатьевской летописи (15 в.):
«Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум».
Сама эта мысль известна со времен античности:
Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума
Deus quos vult perdere dementat prius, лат.
(Дэус квос вульт пэрдэрэ дэмэнтат приус)
Так, Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.) указывает на источники:
Crede mihi, miseros prudentia prima relinquit. Et sensus cum re consiliumque fugit (лат.) — Поверь, несчастных прежде всего оставляетъ мудрость (Овидий. ).
Quos vult perdere Jupiter, dementat prius (лат.) — Если Юпитер захочет погубить, то отнимет разум (Athenagoras. 2, 497).
Фраза известна и в древней Индии — Боги, кому хотят помочь, снабжают пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум (, санскрит).
Вадим Серов в Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003 г. пишет, что латинская версия этой фразы: Deus quos vult perdere dementat prius — «Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума» принадлежит английскому филологу Джошуа Барнсу. Он использовал эту фразу в своих комментариях к одному из текстов, приписываемых древнегреческому поэту, драматургу Еврипиду (480 – 406 до н. э.). Его собрание сочинений (со своими комментариями) Варне издал (1694 г.) в Кембридже (Англия).
✍ Примеры
«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть I, II:
«Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями — одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, — сделал третье распоряжение — о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d’honneur), которой Наполеон был главою. Qnos vult perdere — dementat. [Кого хочет погубить — лишит разума (лат.)]«
Мельников-Печерский Павел Иванович (1818 – 1883)
«Тут уж меня никто не уговаривал: захочет кого Господь наказать — разум отымет, слепоту на душу нашлет. «
«Дочь уж именно ни с кожи, ни с рожи, но кого Бог захочет наказать, на того нашлет слепоту. Человек одурел, и стал свататься. Так судьба в петлю и потянула.»
Ипатьевская летопись (1178 г.):
«Бог егда хочет показнити человека, отнимет у него ум.»
С близким значением
Дурака учить — только портить
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет
Глупый, неопытный человек, ошибется даже в простом деле (русская пословица).
Примечания
↑ 1) — начальник (мэр) города в России до середины 19 века.
↑ 2) — легкомысленный, ветреный человек. ( Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) )
Правда ли, что если Господь желает наказать человека, то отнимает разум?
Правда ли, что если Господь желает наказать человека, то отнимает разум?
иеромонах Иов (Гумеров)
Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).
Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390–324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.
Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.
Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, — не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.
Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5).
Читайте также
Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?
Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека? иеромонах Иов (Гумеров)Ангел-Хранитель дается человеку в крещении на всю жизнь. Если человек ведет порочную жизнь, он отходит от него, потому что с его святостью несовместим греховный смрад,
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Притч. 2,6)
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Притч. 2,6) В Библии есть книги нравственно-назидательного содержания, которые принято называть «учительными». По сравнению с книгами Моисея, которые содержат прямые и обязательные заповеди Божии, учительные книги
Простить или наказать?
Простить или наказать? Во время отступления Израиля Бог часто с мольбой призывал Свой народ признать свои беззакония и возвратиться к Нему (см. Иер. 3:12–14). Но израильтяне надменно отвергали Его благостное приглашение (см. Иер. 5:3). Однако нераскаяние, которое пренебрегает
89. Господь не будет молчать, если оскорбляют Его преданного
89. Господь не будет молчать, если оскорбляют Его преданного В Бенгалии жил бхакта по имени Мадхавадаса. После смерти жены он понял, что утратил свой дом, так как ушла его грихалакшми – хранительница очага. Он раздал всё своё имущество бедным, облачился в одежду из ткани
Всегда есть достаточно света для тех, кто желает видеть, и достаточно тьмы для тех, кто желает обратного.
Всегда есть достаточно света для тех, кто желает видеть, и достаточно тьмы для тех, кто желает
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. 19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас ибо уста Господни
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. 19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет
21. ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
21. ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. Земля откроет поглощенную ею кровь. Здесь ясный намек на ту кровь Авеля, которую некогда выпила своими устами земля
8. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
8. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это. Кропите, небеса. и облака да проливают правду; да раскроет земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда.
18. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские.
18. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские. 18-19. Говорит о тех возможных и открытых Израилю благах, которыми он, несомненно, наслаждался бы, если бы пребыл верен своему завету с Господом.О, если бы ты внимал
14. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. 15. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.
14. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. 15. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И суд отступил назад, и правда стала
16. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.
16. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника…Сам Израиль, как видно из предшествующего повествования, был кругом виноват и не мог спасти себя от
21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: «И обонял Господь приятное
20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Бож
20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у
Глава 1527: Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним.
Глава 1527: Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним. 2024 (6507). Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним, что же
Новое в блогах
«Кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума»
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=103457
Арсентий Переяславский # ответил на комментарий Dmitry Kryuchkov 1 октября 2013, 07:38 А вот и масоны пошли: эти знают пяток цитат, и очень хотят смешать зло с добром, уже пятый век дезориентируя и развращая людей, уводя их от Господа. Не так ли, господин Крючкотворов?
По-моему, условие правильное и вполне правомерное. А что до Регельсона, я, вот, не знал, что он в расколе, и принял эту статью, как правомочную критику в адрес клирика Православной Церкви. Но Регельсон-то должен был, говоря по-блатному, «обозваться», кто он. Или тот, кто статью его запостил. А иначе «западло», опять-таки, говоря по-блатному. Вот что жизнь в нынешней России делает даже с филологами, без «фени» ни шагу, теперь придется писать в анкете, что владею двумя родными и двумя иностранными языками. ;-))))) Но, в целом, я стараюсь быть терпимым, исключение составляют дураки и неучи, здесь у меня толерантность сбоит.
Арсентий Переяславский # ответил на комментарий Cлавянский Паломник 1 октября 2013, 21:56 «А крепость я тоже развалил. » или о бедном Паломнике замолвите слово
Очень бедном. Совсем-совсем бедном. Весь ум в наветах на Церковь потерял.
Стал бы я писать комменты на пасквили Паломника, если бы хотел его забанить.
Арсентий Переяславский # ответил на комментарий Сергей Афанасьев 2 октября 2013, 08:01 Обычный либеральный «компот» нападок на Церковь: не пойму кого и куда приложил г-н Регельсон
За то «нравственное чувство» сектанта, которое позволяет оправдывать развратниц, устроивших матерное кощунство в Храме, но не принимает осуждающего их за это священника (как и любого нормального человека), вообще молчу. Это анекдот. Вот потому г-на Регельсона и публикует либеральный «МК» мистера Гусева, должно, сразу после предложений продажной любви.
Анатолий Кулибаба # написал комментарий 1 октября 2013, 04:57 Чаплин, обыкновенный иудейский НЕОФИТ-НОВООБРАЩЕНЕЦ-ПРОЗЕЛИТ.
Он, никогда не будет павославно верующим в духе русского славянского народа.
Чалин, интернационалист-ксмополит иудейского происхождеия и тайного предназначения служить только ЕВРЕЯМ-ИРАИЛЬТЯНАМ-ИУДЕЯМ.
Его не избрали быть «вторым», а внедрили более сильные влиятельные лица, чем власть самого Патриарха Московского и всея Руси.
Чаплин, скрытый потаенный враг Православия внутри РПЦ
Арсентий Переяславский # ответил на комментарий Анатолий Кулибаба 1 октября 2013, 07:33 «И не интересуйтесь нашим бытом: мы сами знаем, где у нас чего» или кого и чему учит сей Баба Кули. Совсем баба
Не зная православия и не имея представления о Церкви, сей языческий кадр учит ПАВОславных как жить, кого выбирать и кто враги. Уймитесь, товарищ масон, и хватит сеять рознь между русских людей
Анатолий Кулибаба # ответил на комментарий Арсентий Переяславский 1 октября 2013, 14:00 Ты, трусливый аноним и потому уже жидовствущий. Ты, по своему собачьему, как «моська» лаящему тексту =
для всех комментаторов на этой ветке
Просто очень не люблю пакостников-богоборцев
Арсентий Переяславский # написал комментарий 1 октября 2013, 07:49 И опять наш Славянский зайчик, с обличением Церкви в стиле: «сам дурак» или мнение сектантов: «православным мягше надо быть, терпимее»
Ну никак не может нарыть настоящего компромата. Что это за придирки к чрезмерной жесткости отца Всеволда (в наше дикое время любой разумный человек сочтет их еще недостаточными), да еще со стороны сектанта.
На месте его спонсоров, я бы давно снял этого с позволния сказать Паломника (какой он славянский, вообще не говорю), с денежного довольствия.
Наказывает ли Господь человека отнятием у него разума?
Наказывает ли Господь человека отнятием у него разума?
Здравствуйте, дорогие посетители нашего православного островка!
Существует такое мнение, что Господь, в наказание, может отобрать у человека разум. Так ли это?
Давайте ознакомимся с ответом на этот вопрос иеромонаха Иова (Гумерова).
– Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).
Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390–324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, — не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.
Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5)