за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения
Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), если иное не установлено настоящей статьей. Контрольные цифры приема также могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если государственная аккредитация по указанным образовательным программам ранее не проводилась при условии исполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательства получить государственную аккредитацию по указанным образовательным программам в течение одного года с момента установления контрольных цифр приема, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных контрольных цифр приема, и установление контрольных цифр приема по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки согласовано с:
(часть 3 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) Правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом положений части 21 статьи 83 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 51-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 71.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
Комментарий к статье 100
Согласно пункту 1 комментируемой статьи число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.
Постановление СНК СССР от 6 августа 1930 г. «О порядке финансирования высших и средних профессионально-технических учебных заведений» // Бюджетная система Союза ССР: Сборник законодательных материалов / Составитель С.С. Глезин. М., 1947. С. 521.
Контингенты учащихся для высших учебных заведений (сегодня они именуются контрольными цифрами приема) устанавливались:
— в общих размерах для всего СССР и для общесоюзных ведомств в отдельности;
— для республиканских ведомств и республиканских высших учебных заведений;
— для отдельных административных единиц и техникумов.
Контрольные цифры приема вместе с нормативами финансовых затрат используются для формирования государственного или муниципального задания в сфере образования, которое определяет объем ассигнований, заложенных в бюджете (см. ст. 99 Закона об образовании). Для расчета нормативов финансовых затрат используются образовательные стандарты, когда расчет на оказание образовательных услуг ведется из расчета на одного обучающегося (ст. ст. 2, 11, 12 Закона об образовании). По особым нормативам рассчитываются расходы на капитальное строительство (инвестиции).
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
— показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;
— порядок контроля за исполнением задания;
— требования к отчетности об исполнении задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
— определение категорий физических или юридических лиц, являющихся потребителями услуг;
— порядок оказания услуг.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется, в зависимости от уровня бюджета, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией соответственно.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, то есть Минобрнауки России. Формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2015 г. N 285 утверждены Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно вышеуказанным Правилам, контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям в рамках определенного Минобрнауки России общего объема контрольных цифр приема.
Предложения о параметрах контрольных цифр вносятся непосредственно подразделениями Минобрнауки России, главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющих в ведении образовательные организации; общероссийскими объединениями работодателей и иными организациями, перечень которых утверждается Минобрнауки России. Все они именуются центрами ответственности.
Общий объем контрольных цифр приема утверждается Минобрнауки России ежегодно до 31 января года, в котором проводится конкурс по их распределению. Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурса, утверждаются приказом Минобрнауки России до 30 апреля года, в котором проводится конкурс.
Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения на учебный год, начинающийся в очередном финансовом году.
Приказом Минобрнауки России от 01.04.2015 N 340 утвержден Порядок проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно данному Порядку, объявление о проведении конкурса публикуется на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет и содержит следующие параметры:
а) предмет конкурса;
б) объемы распределяемых по конкурсу контрольных цифр приема;
в) минимальное количество контрольных цифр приема, которое может быть установлено по результатам конкурса образовательной организации по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
г) требования к участникам конкурса;
д) требования к содержанию и оформлению заявки;
е) дата и место начала подачи заявок;
ж) дата и время окончания приема заявок и вскрытия конвертов;
з) процедура рассмотрения заявок;
и) процедура оценки заявок;
к) дата объявления результатов конкурса.
От одной образовательной организации на участие в конкурсе может быть подана только одна заявка.
Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется в зависимости от значений показателей потенциала образовательных организаций в соответствии со специальной Методикой, которая утверждена в форме приложения к данному Порядку.
Критерием отбора заявок по конкурсу являются следующие показатели деятельности образовательных организаций:
а) средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на обучение по очной форме обучения;
б) доля контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в общей численности обучающихся;
в) структура контингента обучающихся по образовательным программам в аспирантуре;
г) трудоустройство выпускников образовательной организации за календарный год;
е) количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР;
ж) количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих конкурсу, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых «Российский индекс научного цитирования», в расчете на 100 НПР;
з) среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих конкурсу;
и) доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР;
к) доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного НПР;
л) внутренние затраты образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям наук, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, в расчете на одного НПР;
м) отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
н) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки;
о) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема.
Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования так же, как и для программ высшего образования, осуществляется в зависимости от значений показателей образовательных организаций и в соответствии с отдельной Методикой, утвержденной в качестве приложения к вышеуказанному Порядку. Критерием отбора являются следующие параметры организации среднего профессионального образования:
а) продолжительность реализации образовательных программ (количество лет);
б) количество штатных педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, а также первую и высшую квалификационные категории;
в) общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений) и спортивных сооружений в расчете на одного студента;
г) количество студентов, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства, всероссийских и международных спортивных соревнований (для профессий и специальностей физкультурно-спортивной направленности) в течение двух лет, предшествующих конкурсу;
д) количество единиц учебной и учебно-методической литературы по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы в расчете на 100 студентов;
е) доля учебного оборудования для лабораторных работ и практических занятий не старше 10 лет в общем объеме такого оборудования;
ж) доля денежных средств, направленных на развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в общем объеме денежных средств, в течение пяти лет, предшествующих конкурсу;
з) отношение средней заработной платы педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
и) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема;
к) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям среднего профессионального образования.
Кроме этого, в настоящее время действуют Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения граждан Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 685.[1]
Согласно п. 5 комментируемой статьи, образовательные организации вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в соответствии со ст. 56 Закона об образовании.
Целевой прием проводится в пределах квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (заказчики целевого приема).
[1] Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II). Ст. 4322.
Комментарий по состоянию на 01.08.2016
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения
1. Утвердить прилагаемые:
распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих;
а) осуществить закупку образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтруду России государственным заказом на указанные цели, по перечню дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в 2021 году согласно приложению;
б) обеспечить совместно с федеральными государственными органами направление федеральных государственных гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих;
в) представить до 31 марта 2022 г. в Правительство Российской Федерации доклад по итогам реализации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации;
г) осуществить контроль за ходом реализации государственного заказа.
3. Финансовое обеспечение мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих, реализуемых в 2021 году в рамках государственного заказа, на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование, а также в рамках государственных заданий образовательным организациям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2021 год на указанные цели.
4. Минфину России в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» направить бюджетные ассигнования, предусмотренные по подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» раздела «Образование» классификации расходов бюджетов, на выполнение государственного заказа согласно распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих, и государственному заказу, утвержденным настоящим распоряжением.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНОраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 февраля 2021 г. № 395-р
РАСПРЕДЕЛЕНИЕбюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих
Наименование получателя бюджетных ассигнований федерального бюджета, цели | 2021 год | 2022 год* | 2023 год* |
Наименованиефедеральногогосударственного органа | Планируемое количество федеральных государственных гражданских служащих, | Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Администрация Президента Российской Федерации Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
|