заброшенные храмы челябинской области
Заброшенные святыни Челябинской области
Третье десятилетие 21 века — меньше половины населения страны испытывают «в какой-то мере» религиозные настроения, а 9% считают себя «очень религиозными» согласно опросам на 2020 год Левада-центра (*иностранный агент*). Патриарх РПЦ Кирилл, говорит о том, что ежедневно в России открывается «по 3 храма в день»….
Челябинская область, Зауралье, 2021 год. Больше 20 бывших православных храмов заброшены и находятся в запустении на грани физического разрушения. Большинство из них построены в 19 веке и представляют историко-культурную ценность.
Львиная доля храмов — это географически север и северо-запад региона: Красноармейский, Каслинский и Кунашакский районы. Другой особенностью, фактом, является то, что большинство сооружений построены в поселениях, которые являются одними из самых старейших поселений в области, старше самого Челябинска. Однако, именно эта местность находится в кризисе — люди уезжают, перспектив никаких, судьба у таких сел и деревень, к сожалению, одна — медленное угасание и забвение с последними жителями..
Рейтинг не основан на каком-то принципе, «красоте», все субъективно — только первое место я отдам храму, с которым, по моим предположениям связана судьба моих предков.
1) Храм в честь пророка Ильи в Сугояке
«Храм в честь пророка Ильи в селе Сугояк. Церковь построена в 1868 году, закрыта в 1932. В советское время здание использовалось как овощной склад и гараж для с/х техники» — гласит сводка об истории этого ОКН (*для тех кто забыл иль не знает, объект культурного наследия*).Часть моих предков по материнской линии обитала в окрестностях села Сугояк, поэтому, я делаю вывод о том, что они принадлежали к приходу этой церкви. Получить метрические данные (*сведения о рождаемости до 1917 года*) из челябинского архива у меня не получается.
До 1970-80х сохранялись оригинальные фрески на стенах, на данный момент их сохранность минимальна. Удивительно, но зодчие в достаточно глухой окраине Пермской губернии, в элементах внутренней отделки использовали своды Монье — только появившийся, но очень «модный» на тот момент элемент декора в архитектуре.
Также, если смотреть со стороны алтаря, справа есть остатки бывшего церковного кладбища и несколько старых могильных плит. Ильинская церковь — единственный храм, который мне лично приходилось видеть. В 2017 году, правда, мне она не понравилась, но за 4 года мои взгляды по поводу этой церкви изменились в лучшую сторону. Справедливый гнев вызывает то, что на рубеже 2000-2010 в поселке была построена другая часовня, а памятник архитектуры так и продолжает разваливаться, хотя на те средства можно было хоть бы провести минимальные работы по спасению разрушающегося здания, но..
2) Верхнеапостольская Петропавловская церковь
«Построена была белокаменная Верхнеапостольская Петропавловская церковь в самом центре села в 1810-1826 годах на средства местных крестьян» — храм стоит на рубеже третьего столетия, при этом не видя ремонта с царских лет, вот что значит, качество строительства на «куриных желтках». Просто и изящно, ничего больше и не нужно было.
3) Покровская церковь в селе Кирды
На этом, пожалуй, я закончу свой рассказ о заброшенных храмах Красноармейского района, в другой тройке хочу упомянуть два примера спасения и ремонта святынь, а также об одной снесенной.
4) Свято-Покровский храм в селе Большой Куяш
Заброшенные храмы челябинской области
☦ Храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
Первый челябинский храм, освящен в 1739 г.
#утрачен
Второго сентября 1736 года подполковником А. И. Тевкелевым была заложена Челябинская крепость, о чем он вскоре доложил В. Н. Татищеву: «Сего сентября 2 дня на реке Миясе в урочище Челяби от Миясской крепости в 30 верстах заложил город, где, оставя для строения оного Челябинского городка и кошения сена надежную команду, регулярную и нерегулярную, и несколько мужиков, сего же сентября 10 числа прибыл я с командою моей в Чебаркульскую крепость благополучно. ».
Вскоре после этого возник вопрос о строительстве в Челябинской крепости православного храма. Весной 1737 года поручик Иван Кузнецов, бывший «комиссаром» крепости, направил митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию прошение о выдаче «благословенной грамоты» на возведение церкви.
После этого прошло чуть более двух лет, прежде чем заложили первую челябинскую церковь.
В августе 1739 года иеромонах Далматовского монастыря Рафаил освятил место и заложил Николаевскую церковь.
Деревянная церковь была построена за крепостной стеной, с восточной ее стороны. Сегодня это площадь имени Е. М. Ярославского, угол улиц Цвиллинга и Труда. В 1743 году Челябинская крепость стала административным центром Исетской провинции. Это определило судьбу Николаевской церкви. Она стало собором, хотя и на короткое время. Небольшой храм не мог претендовать на роль главной церкви обширной территории, каковой являлась Исетская провинция. Поэтому в 1748 году рядом с небольшой деревянной церковью заложили будущий каменный собор в честь Рождества Христова, один из приделов которого затем был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.
В то же время разрасталась заречная часть Челябинска, так называемая Казачья слобода, не имевшая своей приходской церкви. Появилась идея перенести в Заречье Николаевскую церковь, на что 2 января 1768 года митрополит Тобольский и Сибирский Павел дал свое благословение. Летом того же года здание храма разобрали и перенесли за реку, где его заложили 16 июня, а 8 декабря 1768 года протоиерей Осип Нагибин, заказчик Челябинского духовного правления, освятил во имя Святой Живоначальной Троицы. В Заречье церковь простояла до 1832 года, а затем из-за ветхости ее разобрали.
Полную история храма в честь Святителя Николая, вы можете прочитать в здесь: https://vk.com/@orthodox74-pervyi-hram-chelyabinska-v..
Собор в честь Рождества Христова, освящен в в 1766 г.
#утрачен
Новая церковь по решению жителей столицы Исетской провинции должна была стать каменной. Тогда же решился вопрос и об освящении храма в честь Рождества Христова с двумя приделами: южный – во имя святого апостола Иоанна Богослова, северный – во имя святителя Николая.
Решение прихожан одобрила Оренбургская губернская канцелярия, которая постановила: строить пятиглавую церковь.
К лету 1764 года строители закончили своды храма.
В 1766 году, как и предполагалось изначально, соборную церковь освятили в честь Рождества Христова. Приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и святителя Николая освятили позднее.
К 1780 году завершилось возведение колокольни Христорождественского собора.
Работы по строительству новой железной кровли были произведены в 1797 году.
Строительство собора растянулась более чем на полвека: сначала 18 лет возводился сам храм, еще через 14 лет построили колокольню, а затем 20 лет решался вопрос с кровлей.
13 сентября 1932 года заместитель председателя Челябинского городского совета Брагин подписал постановление, определившее дальнейшую судьбу собора: «Имея в виду ветхость и непригодность помещения бывшего собора для использования под культурные и другие учреждения, а также полученный при разборке его строительный материал не покроет стоимости рабочей силы, предложить ГорФО передать помещение ликвидированного собора в безвозмездное пользование на слом отделу ГПУ для использования его на постройку нового здания ГПУ». Вскоре храм снесли. Из его кирпича возвели четырехэтажное здание ОГПУ на улице Васенко. Сегодня здесь (ул. Васенко, 39) располагается Главное управлением Министерства внутренних дел России по Челябинской области.
Полную история собора в честь Рождества Христова, вы можете прочитать в здесь: https://vk.com/@orthodox74-razrushennyi-hristorozhdes..
Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская», располагался на месте современного кинотеатра Пушкина и ЗАГСа Советского района.
Весной 1777 года состоялось собрание жителей Челябинской крепости, на котором было принято решение о строительстве храма на новом кладбище.Предполагалось построить деревянный храм, при этом местный причт обязался регулярно совершать богослужения. Вскоре после этого, 16 июня 1777 года, преосвященный своей резолюцией на прошении благословил строительство.
Строительные работы велись «коштом челябинского купечества» и растянулись почти на 15 лет. Сбор пожертвований начался еще до благословения строительства преосвященным в 1777 году. 26 мая 1793 года городской голова Осип Лазаревич Колбин направил в Челябинское духовное правление письмо. В нем он сообщал, что загородная церковь «для погребения усопших тел» челябинским обществом сооружена, поставлен иконостас и храм готов для освящения 8 июля в день памяти явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
К середине XIX века храм значительно обветшал. По-видимому, сказывалось отсутствие должного внимания со стороны местных властей и общества, а также нехватка средств в церковной казне.В декабре 1851 года местное духовенство получило предписание, а уже в январе следующего, 1852 года был составлен проект контракта на ремонт церкви. На все работы отводился один год.
Несмотря на то что кладбище было закрыто в 1919 году, Казанско-Богородицкая церковь продолжала действовать еще 10 лет. Летом 1930 года начался снос кладбища.
Полную история церкви в честь иконы Божией Матери
«Казанская» вы можете прочитать в здесь : http://vk.com/@orthodox74-cerkov-v-chest-ikony-bozhie..
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Закладка храма состоялась 8 сентября 1870 года. Его строительство длилось два года и завершилось в 1872 году.
Покровская церковь имела два престола в одном алтаре: южный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 27 августа 1872 года), и северный – во имя третьего обретения главы Иоанна Крестителя (освящен 10 сентября 1872 года).
До 1875 года церковь существовала как приходская. В ее приход кроме трех дворов в Челябинске входил поселок Смолинский, в котором на 1875 год насчитывалось 57 дворов и проживало 305 человек. В 1875 году окружным съездом духовенства было принято решение о бесприходности Покровской церкви. С этого времени она стала приписной и училищной.
В храме имелась икона с частицами мощей Святого Иоанна Предтечи и Святого апостола Андрея Первозванного, пользовавшаяся особым почитанием у верующих.
С закрытием в 1919 году духовного училища Покровская церковь стала приходской. Храм был передан обновленцам, но ненадолго. В августе 1923 года церковь закрыли, а все недвижимое имущество бывшего духовного училища муниципализировали.
В 2004 году на месте, где раньше стояла Покровская церковь, был построен новый корпус здания администрации Челябинской области.
Полную история храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Вы можете прочитать в здесь:https://vk.com/@orthodox74-cerkov-v-chest-pokrova-pre..
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Пятого февраля 1897 года Челябинская городская управа определила под церковь 1390 квадратных саженей земли между железнодорожной станцией и переселенческим пунктом. Церковь заложили с благословения епископа Оренбургского и Уральского Владимира 5 июля 1897 года. Уже 30 января 1898 года был освящен главный престо в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а спустя шесть лет еще два придела – правый во имя святителя Николая Чудотворца (25 апреля 1904 года) и левый во имя святого преподобного Серафима Саровского (19 сентября 1904 года).
Деревянная церковь располагалась на высоком фундаменте из тесаных гранитных блоков с двумя приделами-прирубами. Основной объем здания – четверик с прямоугольными окнами – был увенчан шатром, завершенным луковичной главой на восьмигранном барабане с арочными окнами, не характерными для архитектуры деревянных церквей. В западной части церкви над объемом притвора возвышался восьмерик шатровой колокольни. Наружная поверхность стен церкви и колокольни была обшита деревом, окна декорированы резными наличниками. Вокруг храма имелась деревянная ограда, в 1910 году церковь снаружи обшили тесом и устроили при ней электрическое освещение. На богослужении могло поместиться около 1500–1800 человек.
Осенью 1959 года началась кампания по закрытию челябинского Рождества-Богородицкого кафедрального собора. В Москву были направлены документы с просьбой разрешить его снос ввиду «аварийного состояния». Церковный совет, пригласив инженеров, документально доказал, что «здание вовсе не аварийное, лишь нуждается в некотором ремонте». Возбуждение верующих было так велико, что потребовалось вмешательство секретаря обкома партии. Храм был открыт, однако уполномоченному по делам религий удалось довести дело до конца. В июле 1960 года собор закрыли, причту было предложено перейти в Свято-Симеоновский храм. Вскоре церковь Рождества Богородицы была снесена «в связи с реконструкцией города». После строительства в 1935 году железнодорожной школы No 2 здание церкви оказалось на территории школьного двора. Сегодня это школа No 53 (улица Овчинникова, 4), а место храма занимает спортивная площадка.
Средний Урал ’17. Часть первая: Старинные церкви Челябинской области и Ольгин водопад.
День рождения, да ещё круглую дату принято справлять на полную катушку и вот тут у каждого свои понятия по поводу того, как должна выглядеть та самая катушка. В общем, для меня это шанс попутешествовать, с возможностью осуществления давней мечты. И если многие из достопримечательностей, которые я посетил, были в моём вишлисте, то поездка в метро – это прямиком из самого детства.
Начался мой вояж в пять утра субботы. На сон было потрачено всего три часа, тогда я ещё не знал, что рабочая неделя преподаст немало сюрпризов и возможность выспаться предоставится лишь на выходных.
Давно я хотел оказаться на Среднем Урале верхом на Калине. Пару раз был в Свердловске, но не более. И вот моя очередная мечта на подходе. Осталась формальность – добраться туда, а затем благополучно вернуться.
Первая остановка для снимков была в Карабаше. Не дают мне покоя эти пейзажи. И красиво, и страшно. Шум завода как бы напоминает, что марсианские пейзажи его рук дело, а не матушки- природы.
Проезжая Кыштым не мог не остановиться и не запечатлеть туман, который поднимался над городским прудом. Вид был наиболее прекрасным вкупе с полнейшей тишиной, изредка прерывавшейся проезжающими автомобилями. А то и дело взлетающие утки делали эту картину сказочной.
Возле Каслей проехал отличный кадр, поднималось Солнце на фоне церкви, но я решил не возвращаться и был вознаграждён не менее шикарными снимками. Итак, озеро Большие Касли, восход, пернатые устроили перегонки. Фотографий этого рассвета я сделал несколько, сейчас, разглядывая их, я жалею, что не постоял там подольше, наслаждаясь этим моментом. Таких сочных красок и звуков мне будет не хватать этой зимой.
Первая часть этой поездки была посвящена старым и разрушенным церквям, каково же было моё удивление, когда я раз за разом наблюдал, если не восстановленные, то близкие к этому состоянию, храмы.
Тюбук – село, основанное в 1705 году. Как сообщает Wiki, Никифором Клеопиным на возвышенности у реки была построена деревянная церковь с престолом во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В XIX веке на месте деревянной церкви жители построили красивый каменный храм, классический, с чертами барочной архитектуры. Некоторые путешественники стали называть село по церкви – Богословское. Название не закрепилось. Как покажет время, не «закрепится» и церковь. В 1827 году церковь сгорела от удара молнии, после на её месте построили каменный храм. В 1933 году прошло последнее богослужение, а затем при большом стечении народа новые власти спилили кресты и разобрали купола. Сейчас церковь, действующая, и выглядит вот так:
Выезжаю на М36 и на перекрёстке ухожу на Булзи. Здесь, как вы догадались, мне предстояла встреча с церковью Покрова Святой Богородицы. И вновь, я был слегка поражён, храм почти восстановлен. Во время подготовки к этой поездке я видел его немного в другом состоянии.
Несколько снимков на фоне рассвета и двигаюсь дальше, на Багаряк. Где-то посередине между этими селениями, есть старый мост через реку Синара. И тут я остановился минут на двадцать. Почему? Кадры, что ниже, всему виной.
Въехал в Багаряк напрямую, дорога на въезде убитая в хлам, зато вид на посёлок отличный. Еду сразу к… конечно, к церкви Вознесения господня. Немного не получилось фото самого храма, восстановительные работы в процессе, ещё и Солнце, а вот каменный мост — весьма.
Далее проезжаю Зотино, планировалось, но не обязательно – посетить Зотинскую пещеру. Не сложилось, предпочёл Ольгин водопад. Забегая вперёд, отмечу, что с водопадами в этом году не росло совсем, сначала Демарино, потом этот. Радует, что нашёл относительно быстро. Поворот, который нам нужен, на карте Google виден сразу за посёлком и он параллелен реке. Собственно, если посмотреть на устье этой реки, то можно увидеть пресловутый водопад. Дорога до него сносная, проезжая по лесу, напугал огромную птицу, которая резко пролетела сквозь деревья. Очень похоже было на гуся или утку, дикую, разумеется.
Выехав на поляну, решил спуститься к реке Багаряк. Вода в ней грязно-ржавого цвета. Название реки Багаряк в переводе означает: «красные берега», т.к. при половодье вода в реке приобретает багровый оттенок, это связано с тем, что почва по берегам имеет багровый цвет. Также распространён вариант «медная река», т.к. по берегам реки раньше шла добыча меди, а слово «багар» у славян и у древних ариев значило «красная медь». Спасибо, Wiki.
Поднялся обратно к машине и стал искать примерное расположение водопада, логическим путём, а позже я услышал и звук ручья. Водопадом это сложно назвать. Возможно весной здесь, действительно, мощным потоком вода падает с двухметровой высоты, но вот золотой осенью, к сожалению, это просто тоненькая струйка h2o. Делаю несколько контрольных снимков и возвращаюсь на асфальт, спустя несколько километров вижу знак – Добро пожаловать в Свердловскую область. Теперь Калина официально открыла новый для себя регион, очень надеюсь, что не последний раз мы вместе здесь. +)
Первой остановкой в Свердловской области стал Новый Быт – Храм во имя Иверской иконы Божией Матери находится справа от дороги и его видно издалека. Решил подъехать поближе и заметил гуляющих деток на фоне ветхих жилищ и аккуратненькой церквушки – это немного сбило мою эйфорию от такого прекрасного старта этого путешествия…
Далее было село Окулово и заброшенная Преображенская церковь, чтобы подъехать к ней нужно миновать мост через реку Синара – место достаточно живописное. Наверное, единственная церковь, встреченная в этом путешествии, которую даже не пытаются восстановить.
Выезжая из деревушки не торопитесь ехать в Каменск-Уральский, поверните направо – на грунт, и через пару километров вы окажетесь в деревне Потаскуева, подъезжая к которой, вы увидите издалека Христорождественскую церковь. Входы в неё закрыты, висят замки, на окнах – железные решётки, наверное, планируется реконструкция.
После обязательных действий с фотоаппаратом первый этап этого путешествия закончился, на часах около десяти часов утра/дня. Быстро, даже для меня. На тот момент я уже был переполнен эмоциями, фотоаппарат фотографиями и видеороликами, а Калина бездорожьем. Закралась мысль: «А не вернуться ли мне домой, отоспаться в субботу в постельке?» К чёрту! Аппетит приходит во время еды, поэтому следующая остановка — Храм-часовня во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского в городе Каменск-Уральский.
PS Спасибо всем за поздравления. Было очень приятно. Спасибо.
Застывшая вера
Кто и зачем на Урале напоминает о забытых храмах?
Село Хромцово. 75 километров от Екатеринбурга. Небольшое, низенькое, занесенное снегом. Посреди села вырастают каменные стены храма во имя Пресвятой Троицы. Собственно, стены – это всё, что осталось от некогда оного из красивейших приходов Урала. Храм давно забыт сельчанами. Но сегодня около него немало людей. В их руках блокноты, фотоаппараты, географические карты; они приберутся, запишут истории местных жителей, сделают фотографии и поедут дальше. Вскоре по их следам поедут многочисленные туристы и просто неравнодушные… А там и до возрождения застывшей в камне веры недалеко. Ближе, чем кажется.
Высадившийся в Хромцово десант – это волонтеры проекта «Забытые храмы Урала». Сообщество возникло в 2010 году в социальных сетях и собрало сотни молодых людей – от студентов до директоров музеев. Теперь в свои выходные активисты не идут на шопинг, в кино или в клуб – они садятся в машины и объезжают заброшенные церкви, собирают о них информацию в архивах, устраивают фотовыставки, выпускают фотоальбомы… Зачем? Это необычная история.
Всё началось с рекламщика Александра Зиновьева, тогда еще студента Гуманитарного университета. Александр много ездил по родному краю. Тут и там среди полей и сел возникали невероятной архитектурной красоты здания. Старые церкви. Они даже без окон и без дверей, без куполов, исписанные вандалами, потрепанные временем и ветром, поражали воображение путешественника. Впечатления усиливала звучащая в наушниках песня «Церквушки» его любимой группы «Черный кофе». «Стоят церквушки по Руси забытые – забитые…»
«Такое путешествие меняет привычный мир, – рассказывает Александр, – вот ты живешь в городе в центре большой страны и не задумываешься о том, что было до и будет после, но вдруг тебе открывается совершенно другой мир. Сначала ты видишь величественные здания и прекрасные фрески, созданные людьми, которые жили здесь до тебя и о существовании которых ты и не подозревал (а ведь многие храмы превосходят по масштабам и декору не только храмы “миллионников”, но даже столиц). Затем ты видишь, что сделали с этими творениями люди и время. Задаешься вопросом: почему, как?»
И так как Саша блестяще знал историю – ответы его пугали. Дело в том, что Православие на Урале принималось очень тяжело. Первые храмы, деревянные тогда, местные жители-язычники сжигали. Потом настал переломный момент. И уральцы уже за Православие готовы были умирать. Но тут очередная перипетия – революция 1917 года. И уральцы делятся не на белых и красных, а на ревнителей и гонителей веры. В итоге – об этом нужно говорить прямо – сами же некогда воцерковленные люди эти церкви сжигали, взрывали, превращали в склады, в овчарни, в клубы. Причем и в то, и в другое, и в третье одновременно. Но православные тоже не лыком были шиты: на Урале звон колоколов можно было слышать вплоть до 1940-х годов. Известны случаи, когда православная общественность готова была идти на бунт, чтобы отстоять свой храм. И вот сегодня – уже в XXI веке – всё это забыто. Храмы заброшены; по некоторым оценкам, их на Урале около 500, они стоят мощные, но одинокие, обрастают мифами. Как в той же песне, что помнится Александру: «Стоят одни на пустырях, / Другие плачут у дорог, / Забыли люди о церквях…»
Своими впечатлениями и мыслями о судьбе храмов рекламщик Зиновьев начал делиться с друзьями и одногруппниками. Решили: начать путешествовать и всеми способами привлекать внимание к «объектам». Тем более что в это время как раз пошла мода на индустриальный туризм. В первое путешествие по забытым храмам отправился целый отряд. Для кого-то это было приключение, для кого-то – попытка понять историю, кто-то поехал за компанию. Назад они вернулись другими людьми.
Знакомый Зиновьева, индустриальный турист Павел Мельник был членом той самой первой экспедиции зарождающегося сообщества.
«Все ехали за своим. Александру, например, нравилось узнавать истории, которые рассказывали местные жители, – вспоминает он, – мне же нравилось бывать в забытых, но по-прежнему сильных местах. Своя атмосфера, некое ощущение трепета и величественности места. Доставляло удовольствие просто найти, доехать, походить по объекту и подумать о своем».
В то время Павел начал увлекаться фотографией и видео. Он вместе с еще одним знакомым, Алексеем Белоглазовым, стал делать сотни кадров в каждом месте, где они бывали. Просто потому, что увиденное не хотелось забывать. «Фотографом я не был и не являюсь, – говорит Алексей, – а фотографировал просто потому, что есть фотоаппарат и хотелось запечатлеть настоящую красоту для себя и для группы».
Группа – это страница сообщества в социальных сетях. После каждого путешествия там действительно появлялись фотографии забытых храмов с отчетом о поездках и историческими справками. Группа довольно быстро стала популярной в Екатеринбурге, где и родилась, а затем и по всему Уралу. Те, кто когда-то сам по себе интересовался историей Православия в регионе, свободно добавлялись в сообщество. За два года его существования только у группы «ВКонтакте» почти 4 тысячи подписчиков.
Фотография ангела и другие истории
Сообщество «Забытые храмы Урала» на самом деле уникальное место в интернет-пространстве. Оно, что называется, «работает»: участники знакомятся, объединяются, отправляют рассылки в другие сообщества, привлекают новых участников, добиваются публикаций в СМИ, принимают участие в различных обсуждениях на тему Православия. В так называемой «раскрутке» движения на начальном этапе Александру Зиновьеву, конечно, помогли его профессиональные знания рекламщика. В остальном же ее успех – бескорыстное желание людей прикоснуться к веками намоленным местам.
«Главное для нас, – подчеркивает Александр – это всё же организация регулярных путешествий к храмам. За время активной деятельности группы только в путешествиях, организованных администрацией сообщества, поучаствовали более тысячи человек, а сколько было самостоятельных – не счесть».
За три неполных года волонтеры рассказали о 200 забытых храмах Урала. Всего же в регионе, по примерным подсчетам активистов, около полутысячи разрушенных церквей. И лишь 100 из них в последнее время восстанавливаются. В некоторых случаях местных жителей на восстановление провоцируют участники сообщества. Вот лишь один из примеров.
Храм во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Камышево еще несколько лет назад был мало кому известен. Хотя это настоящий памятник архитектуры. Церковь построена в первой половине XIX века тем же архитектором, который спроектировал главный собор – Крестовоздвиженский – в Верхотурье, православной столице Среднего Урала.
Но 70 лет, после того как в 1930-х его окончательно закрыли, храм в Камышево привлекал внимание только местной шпаны: молодчики устраивали внутри ежевечерние пьянки и оставляли поверх фресок нецензурные надписи. Правда, были и те, кто приходил в этот храм молиться. Удивительно, но там всё это время стоял подсвечник, который почему-то никто не украл.
Храм в Камышево волонтеры движения «Забытые храмы Урала» посетили одним из первых. И поняли: если не начать его восстанавливать, он просто рухнет. О храме и его истории соратники принялись рассказывать во всех доступных им страницах в интернете и в СМИ. Стали выходить на местных жителей, но они только отмахивались: мол, вера в наши края не вернется, а символ веры в нашей деревне не спасти. И тут произошло чудо.
Настоятель храма в соседнем Черноусово отец Георгий Масленников, тоже загоревшийся идеей сохранить церковь в Камышево, приехал сюда оценить фронт работ. Взял с собой фотоаппарат. Наделал десятки снимков. И только дома увидел в кадре облако. Отец Георгий уверен: это ангел. И вероятно, он в этот момент здесь появился неслучайно.
Фотография ангела тоже пробуждала интерес к храму. Тогда местные жители задумались. Вскоре священнослужители, сельчане и активисты взялись за дело. Сегодня на храме уже заблестели купола.
Вообще Алексей искренне верит, что храмы рано или поздно восстановят. Хотя в самой группе по этому поводу часто разгораются споры. Даже те, кто когда-то пригласили Медведева в сообщество – Ольга и Михаил Популовских, – высказываются против восстановления. Потому что, по их мнению, это будут уже другие храмы.
«Фрески XVI–XVII веков скроются под штукатуркой, в проемы вставят пластиковые окна, на сейфдвери навесят пудовые замки, – перечисляет «перспективы» восстановления Ольга, – внутри будет всё красиво и блестяще, напоминая яркую открытку. Это уже не будет тот храм, куда хочется войти и поговорить с Богом».
Однако это споры о вкусе; они, как и дискуссии о вере, разгораются в сообществе регулярно. Никто не сомневается лишь в том, что напоминать о забытых храмах – это полезное и доброе дело. Ради этого программист Ольга Популовских и ее брат Михаил (он гидрометаллург и фотограф) придумали свой способ достучаться до уральцев, особенно до тех, кого не выманишь из дома в поездку. С помощью панорамных фотографий и компьютерных технологий они устраивают виртуальные туры по забытым храмам.
«Это уникальная возможность показать людям намного больше, чем может простая фотография, – убежден Михаил, – они могут, не покидая дома, прогуляться по храму, увидеть его таким, каким его видели мы, изнутри; обернуться, посмотреть под ноги, пройти по всем помещениям и так далее».
Сам Михаил – один из возрастных участников проекта: ему 43. Интерес к забытым храмам у него с детства. Как-то отец принес кипу черно-белых фотографий: кто-то, немало поездив по селам в советские годы, собрал большую коллекцию снимков православных церквей. Эти фото так подействовали на Михаила, что он поклялся: вырастет – увидит все их вживую. И увидел. А потом решил показать эти храмы другим. Вскоре Популовских обещают все свои виртуальные путешествия разместить на отдельном сайте. Пока же их можно найти в группе «Забытые храмы Урала» «ВКонтакте».
В забытых храмах – очередь, на приходах – жизнь
Фотографии заброшенных церквей участники сообщества представляют в Екатеринбурге, выставки проводятся регулярно, привлекая неподдельный интерес общественности. Многие приходят, чтобы не только своими глазами увидеть фотографии, но и попытаться понять феномен известного уральского сообщества. Как им удалось из страницы в социальной сети сделать столько для истории и Православия?! Выставки и всё, чем занимаются активисты, не оставили равнодушной и Екатеринбургскую епархию. Фотографии, сделанные волонтерами сообщества, были использованы при создании одноименной фотокниги, выпущенной издательством епархии.
Сегодня, и это факт, храмы Урала нельзя назвать «забытыми». Разрушенные – да, но не забытые. По маршрутам, которыми когда-то ездили волонтеры, турфирмы устраивают экскурсии. Многие уральцы их проезжают самостоятельно. Один из первых организаторов движения индустриальный турист Павел Мельник жалуется мне: «Теперь, чтобы попасть в заброшенный храм, иногда приходится выстоять очередь».
«Мы добились своего: сотни храмов описаны, каталогизированы, о них узнали многие люди», – вторит Павлу Мельнику Александр Зиновьев. А еще – он никогда из-за скромности не скажет об этом, но – всё-таки сообществу удалось призвать к восстановлению не одного храма. В некоторых уже кипит приходская жизнь.
«Еще один наш итог таков, – продолжает Александр, и видно, что ему важно об этом сказать, – в нашем сообществе много людей, и не все они верующие, есть даже с радикально атеистическими взглядами. И, конечно, споров и разговоров о Церкви среди неверующих участников было с лихвой, но их старались “не выносить”. Главное: от противников Церкви мы добились уважения к Православию – хотя бы как к значимой части истории и культуры Урала».
Число подписчиков сообщества в социальных сетях растет с каждым днем.