заброшенные храмы ульяновской области
Удивительное рядом: заброшенные храмы Ульяновской области
Что можно увидеть своими глазами, не выезжая за границы родного региона.
Хотите неописуемых красот и редкостных чудес? За этим не нужно мчаться далеко в Париж или Италию, достаточно проехать несколько сотен километров по родной ульяновской земле. Поверьте, впечатлений вам хватит надолго.
Мы же с фотографом Натальей Великановой отправляемся делать съемку заброшенных церквей, расположенных в Майнском районе. Наталья сейчас работает над фотопроектом «Забытые храмы Ульяновской области», по итогам которого планируется провести выставку. Корреспондент «Главных Новостей Ульяновска», также вооружившись фотокамерой, едет за вдохновением.
Итак, пользуясь теплым майским днем, направляемся в Майнский район, где главной изюминкой для нас является роскошная церковь Святых Апостолов Петра и Павла в заброшенном Еделево.
Церковь на реке Бирюч
Дорога неспешно ведет нас по окраине Кучаровского леса, и первым на пути нас встречает храм Владимирской иконы Божией Матери, точнее, его развалины. Правда, находится храм в селе Старое Никулино Цильнинского района, но проехать мимо былого шедевра классицизма мы не могли. Внутри на стенах еще можно разглядеть остатки иконописи.
В советское время икона пропала, а храм забросили. По воспоминаниям очевидцев, многие пытались сорвать крест с купола, однако он и поныне сияет, чуть покосившийся.
Церкви и диваны
Далее по карте – церковь Святой Троицы, которая находится в селе Чуфарово, у самого въезда. Здесь нас ждало легкое разочарование – храм заставлен деревянными лесами, двери закрыты, а прихожая завалена диваном и прочей старой мебелью. Скромные попытки реставрации заметны в наличии пластиковых окон, больше продвижений пока нет.
А в двух шагах находится и то, что осталось от церкви Николая Чудотворца – весьма красноречиво смотрится на ее фасаде портрет святого. Она тоже закрыта от посторонних – в 2013 году здесь произошел пожар, повредивший здание и хранившиеся здесь иконы. Рядышком с церковью на траве примостился куполок, когда-то сияющий на солнце, а нынче – ненужный даже сборщикам цветного лома.
В аномальной зоне
С креста все время нашей съемки – полтора-два часа – за нами безмятежно наблюдал черный ворон, давний житель и охранник храма.
По историческим данным, каменная церковь построена в 1895 году по проекту архитектора В.Л. Ивановского. В советское время храм закрыли, позже исчезло и само село. Поговаривали, что в церкви хотят устроить мужскую монашескую обитель, однако планы остались планами. Также Интернете можно найти информацию, что данное место является аномальным, однако мы ничего странного не обнаружили, разве что не хотелось уезжать оттуда. Но нас ожидал еще один храм, в который мы решили заглянуть на обратном пути.
Рядом со Святым источником
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы располагается в селе Козловка, которое на деле состоит из трех покосившихся домиков без признаков живой души. Однако следы от шин на грунтовой дороге сначала внушали надежду и оптимизм. Как выяснилось, здесь же располагается Святой источник с организованной на месте купелью. Чуть поодаль, в степи, одиноко и эффектно возвышается наш храм, построенный в псевдорусском стиле. Находиться в нем довольно опасно – оставшиеся деревянные балки рискуют свалиться в любой момент. Год постройки значится 1899-й. Каких-то подробных исторических справок найти не удалось. Известно, что церковь является памятником культурного наследия. И уж точно она стоит того, чтобы ее подробно изучили.
Фотопроект «Забытые храмы Ульяновской области»
Я рада сообщить, что в начале этого года начала работу над своим фотопроектом, посвященным заброшенным храмам Ульяновской области. В рамках этого проекта я планирую снимать различные разрушенные церкви, большая часть из которых является культурным наследием нашей области. Итогом моего фотопроекта станет выставка, которую я организую в конце 2015 года.
К идее фотопроекта я шла довольно долго, несмотря на то, что уже года два на моем компьютере хранятся снимки самого первого снятого храма, который меня и вдохновил. В 2012 году, собравшись веселой компанией девчонок, мы поехали бороздить просторы нашей малой Родины, где конечным пунктом поездки был Храм Живоначальной Троицы в селе Пятино Инзенского района.
Впечатляющим оказался не только величественный внешний вид храма, но и его сохранившаяся внутренняя отделка.
На данное время я посетила совсем немного храмов, одним из которых, например, является церковь Казанской Иконы Божией Матери в селе Смольково, Барышский район.
В этом же селе, прямо напротив этого храма стоит старенькая деревянная, совсем потемневшая от времени Церковь Николая Чудотворца
Здесь, в блоге, я планирую выкладывать фоторепортажи из своих поездок и держать вас в курсе. Обещаю, будет интересно!
Путешествие по заброшенным церквям Ульяновской области
У каждого храма свой способ выживания.
Отдаленные районы славятся не только своими масштабными фестивалями и богатыми природными ресурсами, но и сохранившимися памятниками храмового зодчества. Немало их оказалось и в Николаевском районе, куда решено было отправиться.
Первым пунктом маршрута была избрана церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Головино. С учетом того, что ехали мы со стороны трассы М-5 через Николаевку, хочется сказать отдельное «спасибо» пользователям, рисовавшим карту. Мало того, что она проходила через лес и поле, так еще и отличалась неточностью в определении координат. Так что совет для желающих посетить Головино: поворачивайте с трассы в сторону Тёпловки и едьте себе спокойненько по асфальту. Прибыв на место, церковь обнаружили практически сразу: её отлично видно с дороги. Обращаясь к истории, можно отметить тот факт, что село Головино (бывшее Покровское) ранее относилось к Сызранскому уезду Симбирской губернии. Оно находилось во владении одновременно у нескольких помещиков: А.В. Толстого, М.Е. Масакиной и Т.Е Ленивцевой.
Каменная церковь Покрова Богородицы с приделами Афанасия и Кирилла Александровских и великомученика Николая была сооружена в 1773-1777 гг. на средства помещика Афанасия Ивановича Зиминского. В 1900-м году было открыто церковно–приходское попечительство. В него входили 3 школы: «в селе земская и церковно-приходская 1, и в деревне Лыневке: школа грамоты (с 1899 г.), помещается в наемной квартире» (по материалам книги Н. Баженова «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)».
В настоящий момент «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы» включена в список памятников истории и культуры. Тем не менее, собственников и ответственных за состояние церкви нет, поэтому администрация района совместно с местными жителями самостоятельно провели работы по консервации объекта (на деле – огородили территорию забором). На 2014 год запланировано проведение историко-культурной экспертизы для обоснования включения данного объекта в реестр памятников истории и культуры Российской Федерации.
Следующим объектом нашего интереса стала деревянная церковь Марии Магдалины в Тёпловке. Доехать до места назначения не составило труда, но увиденное испортило впечатление от приятной дороги. Дело в том, что церковь, простоявшая ни много, ни мало с 1863 года, упала, как карточный домик (если такое сравнение возможно).
В год постройки церковь Марии Магдалины в селе Тёпловка (Теплый Стан) бывшего Сызранского уезда Симбирской губернии не была закончена. Завершили строительство только в 1899 году по инициативе землевладельца Людвига Дроздовского. Согласно плану она располагалась в центре села у дороги на западном возвышенном берегу речки Сызранки, недалеко от усадьбы, принадлежавшей симбирским помещикам Бестужевым. Сделанная из дерева, церковь стояла на кирпичном цоколе. В 1903 году на Симбирском епархиальном свечном заводе для неё «приобрели колокол (завода Мефодьевой в Саратове) в 50 пудов 22 фунта». В начале 20 века были утрачены вертикальное завершение храма и колокольня, а само здание храма было приспособлено под школьный спортзал. С середины 70-х годов церковь находится в бесхозяйном состоянии. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что через пару лет образец деревянного храмового зодчества исчезнет из списка заброшенных, перейдя в разряд «утраченных».
Поехал за клюквой, а нашёл заброшенный храм масонов и старинный артефакт
Мимо каменной церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Смольково Барышского района проехать сложно — его видно прямо с асфальта. Для маленького села на 169 человек это главная достопримечательность и магнит для проезжающих мимо туристов.
Про тайное святилище масонов
Самарин построил маленький храм на свои деньги в 1809 году для друзей-дворян. А по конспиративной теории, для единомышленников по масонской ложе, по всем архитектурным и символическим канонам братства «Вольных каменщиков». Не смотря на свои миниатюрные размеры, храм имел три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, и во имя преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца.
Храм не похож на другие христианские храмы не только своей цилиндрической формой, которая присуща скорее древним римским или азиатским святилищам. Во-первых, у храма нет внешней колокольни — они располагались внутри, под куполом. Во-вторых, в церкви практически отсутствуют украшения на фасаде и нет никаких следов росписи внутри, что совсем необычно для православного храма. В-третьих, огромное количество окон, через которые солнце буквально заливает помещение светом.
Вызывает удивление и внутренняя колоннада, которая поддерживает купол изнутри и больше похожа на римскую. Одним словом, необычного больше, чем обычного, что наталкивает на определённые мысли — а так уж неправы конспирологи?
В любом случае, человек, заказавший сию постройку, явно руководствовался не архитектурными принципами возведения православных храмов.
Скептики говорят, что храм лишь похож на масонский, а самим им тут не откуда было взяться — нигде нет упоминаний о принадлежности живущих здесь дворян к ордену. Да и сам Самарин в документах по симбирскому масонству не встречается.
Про церковь для простого люда
Рядом с этим удивительным храмом-ротондой разрушенная деревянная церковь в честь Николая Чудотворца выглядит не столь эффектно. Она стоит неподалёку, в 200 метрах от каменного храма. Не много ли заброшенных церквей для одного маленького села?
Предание гласит, что деревянную церковь Николая Чудотворца построили рядом потому, что в каменном храме перестали умещаться верующие селяне. Смольково (тогда Богородское) активно развивалось, и к 1873 году здесь даже появилось училище, куда зачисляли и мальчиков, и девочек. Точная дата строительства храма неизвестна, по разным данным, он мог быть построен в промежутке между 1849 и 1896 годами.
Церковь была полностью деревянная, состоящая из основного помещения и просторного притвора. С приходом советской власти церковь была закрыта и разграблена, как и каменная «масонская». Долгое время они использовались в качестве складов.
Восстанавливать храмы уже никто не будет. Недавно деревянную церковь и вовсе исключили из объектов культурного наследия. Ей осталось уже совсем не долго. Каменная же еще какое-то время постоит, пока купол цел.
Рядом с деревянным храмом по счастливой случайности нашли тесовый кованый гвоздь. Если считать годом постройки 1896-й, то ему 124 года. Похоже, что он тут чуть ли не один такой — остальные гвозди в досках круглые. Видимо, церковь перестраивали и латали уже в советское время.
Имеет ли какую-то ценность такой артефакт?
PS. Клюкву-то мы тоже собрали в тот день 🙂
—
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
Ульяновск/Симбирск
Что делать с заброшенными усадьбами и церквями Ульяновской области?
Сам двухэтажный дом с флигелями очень красив даже в нынешнем его плачевном состоянии, подлинный памятник усадебной архитектуры с нотками строгого классицизма 18-19 веков и прелестями неоклассицизма самого начала века минувшего плюс лепнина в стиле модерн. Да уникальный фамильный герб на фронтоне — с изображением лебедя, льва, страуса, щитом с короной и восемью крестами и цветком (последние — утрачены). Лихие 1930-е годы, советская школа, находившаяся в здании, и безвременье современных 90-х довели усадьбу до состояния «клиент скорее мертв, чем жив». Строение до сих пор на балансе Тёпловской средней школы, или, если хотите — на балансе областного министерства образования. Как быть с усадьбой дальше? Вот что сказал председатель комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудин Хаутиев.
— Мы выезжаем туда ежегодно в рамках мониторинга состояния дома еще с 2009 года. Тогда мы обратили внимание на то, что объект находится без присмотра, без окон, внутри, помню, гуляли домашние животные. Направили в министерство образования области уведомление с просьбой принять меры по консервации здания. Что это значит? Это значит были приняты меры для того, чтобы ограничить туда доступ людей, домашних животных, обеспечить непопадание в помещения осадков, поставить окна, забор. Настаиваем, чтобы техническое обследование здания проводилось хотя бы раз в пять лет, для выявления в конструкциях, перекрытиях и прочем, жучков, ржавчины и всего того, что может разрушать дом.
— На сайте комитета напротив строчки «Усадьба Бестужевых» указано: «Паспорт утверждён». Что это значит?
— Каждое подобное здание имеет документ с информацией об истории здания, размерах, состоянии, фотографии и прочем. Для того, чтобы собственник или инвестор мог запросить сведения о здании в любой момент.
— Каково будущее усадьбы?
— Отвечать мне нелегко и вот почему. Во-первых, здание в Тёпловке не единственное в своем роде, в других районах аналогичные проблемы. Во-вторых, согласно действующему законодательству, если у балансодержателя нет средств отреставрировать или отремонтировать дом, допускается консервация, о которой я уже сказал. Чтобы по крайне мере не повторить судьбу сгоревшей усадьбы Анненковых в Майнском районе. Будет найден собственник или инвестор, можно начинать разговоры о ремонте и тд. Мы дадим ему различные преференции, но он обязан будет соблюдать охранные обязательства, например сохранить герб, лепнину, объемно-пространственную структуру. Не будет позволено снести какую-то часть и что-то пристроить. Там нужна реставрация герба и лепнины, остальное — ремонт. Требуется проектная документация, а это дорого, экспертизы.
Теперь о церкви в Головино. Государство храмы разоряло, государство пусть теперь и возвращает их к жизни. Но это лишь один из возможных вариантов решить судьбу уникальной заброшенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Головино ранее относилось к Сызранскому уезду Симбирской губернии, и называлось село Покровское. Красивейшая каменная православная церковь Покрова Богородицы с приделами Афанасия и Кирилла Александровских и великомученика Николая была построена в 1773-1777 гг. на деньги помещика Афанасия Зиминского. Прихожан в начале ХХ век было порядка двух тысяч человек. Представьте себе, у нас в области есть храм той эпохи, когда в России шла крестьянская война Емельяна Пугачева, только родились будущий император Александр I, будущий генерал Алексей Ермолов, а Южной Европе воевал великий князь Александр Суворов! Даже с почти упавшим крестом, осыпающейся кладкой и ветром вместо окон церковь производит впечатление. А уж если ее привести в порядок, глаз будет не оторвать, как например, от знаменитого на весь регион храма Димитрия Солунского в поселке Базарный Сызган.
Хаутиев:
— Церковь Покрова Пресвятой Богородицы включена в список выявленных объектов культурного наследия, как и усадьба Бестужевых в Тёпловке. Это памятник регионального значения.
— Что с ней делать?
— Когда я попал в Головино в первый раз, я был шокирован тем, что в храме бродила домашняя скотина, причем сельская администрация там буквально через дорогу. Я им сказал: «Не стыдно, это же ваша святыня практически». Ладно, забор поставили, оградили храм от животных. Ни собственника, ни пользователя у него нет, объект, увы, бесхозный. Знаю, что в соседней Мордовии, например, есть несколько подобных церквей, и они реставрируются, но они находятся в федеральной собственности. Что дает возможность попасть в государственную целевую программу по восстановлению храмов. Деньги без наличия документов собственника давать никто не будет. Спросят: «Кому?».
— Была новость, что в 2014 году комитет запланировал проведение государственной историко-культурной экспертизы для включения церкви в реестр памятников истории и культуры России.
— Экспертиза стоит от 15 тысяч рублей, вопрос, в принципе решаемый. Но, поймите, ныне обозначились у комитета другие приоритеты. Знаете, что творится в Ульяновске и Димитровграде, когда бизнес пытается снести ценные исторические здания и построить большие жилые дома? Сейчас комитет направляет много усилий и средств именно на эту деятельность. Объекты в Ульяновской области важны, но нам нужно спасать город.
— Не хочу бросать камень в огород Симбирской епархии, но разве это не их зона ответственности и интереса?
— Я беседовал на такие темы с покойным владыкой Проклом. Просил оформить все православные храмы в собственность митрополии. И если сразу не нестись всё реставрировать и ремонтировать, это огромные деньги, то хотя бы начать процесс, связанный с оформлением документов на здания. Возможно, сейчас какая-то часть церквей стала бы получать субсидии на восстановление памятников регионального значения по местной программе. Церковь, как некоммерческая организация, вправе подать заявку на получение господдержки. Деньги небольшие, порядка двух миллионов рублей в год, но уже что-то. А владыка Прокл бывало, в беседах, говорил так: «Я не хочу их брать на себя. Когда-то государство жестоко обходилось с церквями, сносило и рушило их, вот теперь пусть восстанавливает, и после митрополия их примет». Но это ведь только часть проблемы. Помните, мы говорили о церкви Петра и Павла 1895 года постройки в Еделево Майнского района? Там нет прихода, как же тратить на ее ремонт деньги? В пустоту? Даже если епархия отправит туда настоятеля, жить там сам и развивать церковь он сможет только при наличии прихода, немалого количества верующих. Аналогичная ситуация в Карлинском, приход, простите, в три человека не прокормит ни батюшку, ни Покровскую церковь не поддержит. С новым митрополитом Симбирским и Новоспасским Феофаном у нас полное взаимопонимание. Он настроен на сотрудничество, будем встречаться, думать, решать. Пока же для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Головино Николаевского района выход один — консервация.
Posted on Sep. 10th, 2014 at 10:21 am | Link | Leave a comment | Share | Flag






















































