зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Продлевается режим ограничений посещения храмов, установленный 11 апреля 2020 года

20 апреля 2020 года Управлением Московской Патриархии по городу Москве было получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой о продлении режима ограничений посещения храмов, ранее установленного 11 апреля 2020 года.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла данное постановление подлежит исполнению настоятелями приходов и подворий, а также наместниками и игумениями ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, которым в срок до 28 апреля 2020 года включительно благословляется совершать богослужения только при участии клира храма, а также необходимого количества сотрудников и волонтеров.

Документом главного санитарного врача, в частности, предписывается, «обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве», а также «принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей; обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо с для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В документе сообщается, что на 19.04.2020 в городе Москве «подтверждено 24 323 случая заболеваний новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), составляющих 56,6% от всех случаев в Российской Федерации, с ежедневным приростом заболеваемости на 18%, ростом внебольничных пневмоний, а также увеличением случаев подтвержденной местной передачи инфекции, составляющих 81% от всех зарегистрированных случаев».

Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции/Патриархия.ru

Источник

Паломникам

Монастырь открыт с начала утреннего богослужения (7.00) до завершения вечерней службы (20.00).

Для паломнических групп проводятся экскурсии по предварительной записи. Заявку на экскурсию можно направить по электронной почте монастыря zmonastir@mail.ru или позвонить по телефону 8-495-695-16-91.

В течение дня открыт доступ к главным святыням монастыря. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Желающим помолиться и потрудиться на послушаниях в монастыре просьба отправлять заявку на zmonastir-palomnik@mail.ru

Ежедневно у паломников и гостей Зачатьевского монастыря есть возможность принять участие в экскурсиях по Зачатьевсокму монастырю, чтобы лучше узнать древнюю обитель, основанную в 1360 году — более 650 лет назад — по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь стал первой девической обителью в Москве. В монастыре испокон веков верующие молились о чадородии, и Господь многократно исполнял просимое.

Летопись экскурсий

Экскурсии проводятся ежедневно с 11.00 до 18.00 как индивидуально, так и для семейных и паломнических групп (по заявке). Вашу заявку о групповой экскурсии можно направить по эл. адресу — zmonastir@mail.ru

Для участия в экскурсии можно обратиться в главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы к дежурному экскурсоводу.

Добровольное пожертвование можно оставить в любой кружке сбора в храме.

Зачатьевский монастырь был основан в 1360 г. Святителем Алексием, митрополитом Московским, который поддержал благочестивое желание своих родных сестер — игумении Иулиании и монахини Евпраксии основать женскую обитель.

В 1923 г. эта крупнейшая обитель Москвы была закрыта советской властью, насельницы изгнаны, святыни преданы поруганию. Чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», а также некоторые другие святыни удалось спасти, перенеся их в храм Пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке.

В 1993 году, милостью Божией, богослужения в Зачатьевском монастыре возобновились. В Лазареву субботу в 1993 году в Надвратном храме Нерукотворного Образа Спасителя, первом монастырском храме, переданном сестринской общине, была вновь совершена Божественная Литургия. С того времени началось возрождение обители, продолжающееся и сегодня.

Основной святыней Зачатьевского монастыря является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая», первые упоминания о которой относятся к 17 веку. К иконе верующие обращаются в сложных жизненных ситуациях, получают исцеление от болезней. В монастыре покоятся мощи святых основательниц монастыря — преподобных Иулиании и Евпраксии, которые сподобились у Бога истинной славы. Неоднократно святые Иулиания и Евпраксия являлись сестрам обители и помогали в тяжелых обстоятельствах. В 2008 году было установлено общецерковное почитание святых жен-основательниц монастыря. В Зачатьевском монастыре пребывает чудотворная икона святых праведных богоотец Иоакима и Анны — родителей Приснодевы Марии. На молебен к иконе традиционно по субботам притекают бездетные супруги с молитвой о даровании чад. В Зачатьевском монастыре хранится и еще одна особая святыня — вышитый пояс, освященный у пояса Пресвятой Богородицы, который хранится в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон, и имеющий в себе часть чудотворного Пояса Божией Матери. К этому поясу обращаются с молитвой о чадородии, а также об исцелении от различных внутренних болезней. В Соборе находится ковчег с большой частицей мощей святого праведного Лазаря Четверодневного, который был передан Святейшему Патриарху КИРИЛЛУ в 2012 году главой Кипрской Православной Церкви.

Источник

Нет детей? А вы в Зачатьевском монастыре молились?

Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Зачатьевский монастырь Москвы

В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия

Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Икона преподобных Иулиании и Евпраксии

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Святитель Алексий у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии

После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

На эту о ту пору разоренную еще обитель со вступлением на всероссийский престол в 1584 году и призрел царь Феодор Иоаннович, печаловавшийся со своей супругой Ириной Годуновой об отсутствии детей. Монастырь попечением царской четы заново отстроили. Один из новых храмов вновь освятили в честь Зачатия праведной Анны, другой – трапезный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Молитва благодетелей была услышана. И так из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям.

Из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Радость святых праведных Иоакима и Анны. Фреска обители

Ныне каждую субботу в 12:00 в Зачатьевской обители совершается молебен с акафистом святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад и семейном благополучии супругов. Архиереи, старцы благословляют тех, кто не может зачать, ехать в Зачатьевский монастырь, подавать свои имена на этот молебен, обязательно самим присутствовать на молебне, здесь же в обители причаститься. Недавно мы писали об истории диакона Александра Шевченко – три года у них с женою не было деток, а после исполненного благословения владыки Алексия (Фролова) помолиться у зачатьевских святынь эта семья стала многодетной.

Чудеса рождения вопреки всем диагнозам и увещеваниям врачей происходят и происходят здесь и поныне – потом счастливые родители приносят в обитель фотографии новорожденных.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Кто-то из таких вымоленных здесь малышей, вырастая, и сами становятся учениками здешней воскресной школы, прихожанами монастыря.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Матушка Иулиания (Каледа) дарит подарки детишкам в воскресной школе обители

Особой благодатной помощью в устроении брака, семьям, матерям отличается и пребывающая в обители чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», или, как ее еще именуют, «Услышательница», а в народе по-простому – «Божия Матерь с ушком»: Пресвятая так повернулась с Младенцем, что ушко обнажилось, – и сколько Она так уже выслушала просьб, и сколько исполнила!

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Икона Божией Матери «Милостивая»

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Икона Божией Матери «Милостивая» в окладе

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Икона Божией Матери «Милостивая». Образ без оклада

Атмосфера умиления и благодарения всегда сопутствовала жизни этого монастыря, в этом году отметившего 25-летие возрождения.

Зримым символом восстановления обители стало строительство разрушенного в 1930-е годы собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Величественный, светлый, устремленный ввысь, он призван отражать девственную чистоту Пресвятой.

За всю историю на территории обители было четыре собора разной архитектуры. Первым был уже упоминаемый деревянный храм, построенный при святителе Алексии. Потом первый каменный храм Зачатия святой Анны был построен в 1514 году усердием великого князя Василия III по проекту известного итальянского архитектора Алевиза Фрязина, который возводил Архангельский собор в Кремле. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году, в царствование Иоанна Грозного, а в конце XVI века царем Федором Иоанновичем был выстроен третий собор, который просуществовал до конца XVIII – начала XIX веков. К тому времени он обветшал, его разобрали и 205 лет назад, в 1807 году, построили новый – собор Рождества Богородицы. Авторство этого в неоготике возведенного храма приписывают известному архитектору М.Ф. Казакову.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Разрушение Зачатьевской обители при советской власти

А уже в наше время по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был построен новый собор в древнерусском стиле.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Несмотря на все трудности, что приходилось преодолевать настоятельнице и насельницам возрождающейся обители, конец XX – начало XXI веков – Второе Крещение Руси, как называют уже этот период, – стали ярким временем радостного возвращения страны ко Христу, под животворящую благодать Святаго Духа и материнскую заботу Пресвятой Богородицы, Которая, впрочем, Своей молитвой и не оставляла даже заблудших чад Божиих…

Для всех причастных к этому торжеству Духом Святым возрождаемого Православия ни о каком восстановлении мрачноватой, рвущей своими шпилями небо неоготики в самом центре первопрестольной, в этом ее старинном остоженском уголке, не могло быть и речи. Сестры чаяли возвращения к Святой Руси, зримым воплощением устремления к которой и стал собор Рождества Пресвятой Богородицы – его мы видим сегодня.

О посвящении престолов воссозданного собора рассказывает настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа):

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа)

– Сначала мы хотели восстановить историческую справедливость – все приделы, которые были за всю историю обители. В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые. Главный престол и у нас посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, как это было в последнем соборе.

Второй придел посвящен святителю Алексию, основателю обители, как и в соборе конца XVI века, и преподобному Алексию, человеку Божию, потому что наш монастырь первоначально носил название Алексиевский – в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя святителя Алексия.

Далее – придел святых праведных Иоакима и Анны, небесных покровителей нашего монастыря, так как обитель с XVI века именуется Зачатьевской.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Старинный монастырский образ Зачатия святой праведной Анны

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Святая праведная Анна с Девой Марией

Мы также восстановили старое посвящение приделов Казанской иконе Божией Матери и иконе «Неопалимая Купина». Эти престолы связаны с памятью о наших преподобных основательницах – игумении Иулиании и монахине Евпраксии. По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь иконы «Неопалимая Купина», а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им – как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам.

Еще один придел посвящен священномученику Киприану и мученице Иустине. Семь лет назад нам с Кипра привозили мощи этих угодников Божиих, и частичка святыни у нас осталась. Тогда митрополит Неофит (Масурас), возглавлявший Кипрскую делегацию, высказал пожелание, чтобы мы, может быть, какую-нибудь часовенку освятили или придел во имя святых Киприана и Иустины. Святые угодники очень полюбились сестрам и народу, люди все время приходят, по вторникам в 12:00 в обители совершается молебен пред их иконой с мощами. Так что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла решено было посвятить придел этим святым.

Есть еще два престола, которых не существовало ранее в истории монастыря. Первый из них посвящен великомученику Димитрию Солунскому, небесному покровителю нашего главного благодетеля, на средства которого в основном и построен весь собор.

Второй придел посвящен благоверной княгине Иулиании Вяземской, удивительной святой, которую сестры очень почитают, – она помогала нам в строительстве. Это моя небесная покровительница. Сестры очень желали, чтобы во имя нее тоже был придел, и Патриарх дал благословение.

В подклете находится придел во имя преподобных отцев и матерей, в подвизе поста и молитвы просиявших, которого не только никогда не было, даже не предполагалось в первоначальном плане воссоздаваемого собора.

Лучше один раз увидеть… Хотя бы на фотографиях. Но еще отраднее, посетив обитель.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Зачатьевский монастырь. Весна

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Зачатьевский монастырь. Храм Сошествия Святаго Духа. Весна

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Зачатьевский монастырь. Храм Сошествия Святаго Духа

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему «Какой же монастырь без сада?» – говорил настоятельнице при возрождении обители ее духовник отец Александр Егоров

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Икона Божией Матери «Милостивая» на территории обители

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Икона Спаса на территории обители

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Празднование памяти святых Иоакима и Анны в Зачатьевской обители

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Строительство собора Пресвятой Богородицы. Именные кирпичики

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Благословение Святейшего Патриарха Алексия II

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Служение Святейшего Патриарха Кирилла в Зачатьевской обители

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему При строительстве собора. Лампады памяти

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы. Установка крестов

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему Зачатьевский монастырь Москвы

Источник

23 апреля. Хроника закрытия обители

Мон. Иулиания (Самсонова)

Хроника закрытия обители:23 апреля 1923 года Президиум Московского Совета постановил ликвидировать Зачатьевский монастырь

Ежегодно 23 апреля по сложившейся традиции сестры Зачатьевского монастыря со скорбью вспоминают дату закрытия этой святой обители: в этот день 1923 года советские власти вынесли постановление о ликвидации монастыря и передаче его храмов в ведение Главмузея.
Сугубо молятся сестры об упокоении последней игумении монастыря Марии (Коробка) и сестёр, судьбы многих из которых до сих пор неизвестны.
Сестры обители возносят благодарение Господу за то, что Он судил им жить во время благоприятное, время возрождения монастырей на Русской земле.

В 1917 году жизнь Зачатьевского монастыря протекала своим чередом: богослужения в храмах совершались по заведённому уставу, сёстры занимались молитвой и рукоделием: печением просфор, иконописью, трудились в златошвейной, белошвейной, одеяльной и других мастерских. При обители находились двухклассная церковно-приходская школа с бесплатными обедами для детей, читальня для сестёр, духовно-нравственная библиотека, больница и богадельня для престарелых монахинь; существовали Аксаковский детский приют для девочек, переведённый в 1910 году из Филаретовского училища, и приют для детей погибших воинов Первой мировой войны, учреждённый в 1914 году.

Монастырь владел хутором Барвиха в 18 верстах от Москвы, основанным в 1909 году игуменией Марией (Коробка; †1923). При хуторе находились: церковно-приходская школа для детей (с бесплатными обедами), молочное хозяйство, скотный двор, огороды и фруктовый сад. Центром жизни на хуторе был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Всего в обители проживало 375 насельниц[1] — монахинь, послушниц и трудниц, проходивших испытательный срок перед принятием в сестричество.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Фото А.Ф. Дорна. Ноябрь 1917 г. Баррикады у храма Воскресения Словущего на Остоженке, 15

Осенью 1917 года Зачатьевский монастырь ощутил на себе первые «отзвуки» революционного переворота. В самом начале ноября за стенами обители гремели ожесточенные бои: «Красногвардейцы и революционные солдаты продвигались сюда на штурм белогвардейского штаба Московского военного округа во Всеволожском переулке: от Зачатьевского монастыря, отбитого у белых, и от Крымской площади по Остоженке. Юнкера превратили “дом с голубятней” (№ 13) и дом № 10 по Остоженке в мощные пункты сопротивления. На башне монастыря и колокольне церкви, стоявшей на месте нынешнего углового сквера[2], революционеры установили огневые точки»[3]. Если говорить точнее, на колокольне приписной Воскресенской церкви был размещен бомбомёт[4]. Обитель перешла на чрезвычайное положение, сестёр не выпускали из монастыря, а передвижение в его стенах было ограничено. В результате трёхдневных боев надвратная икона Спаса Нерукотворного Образа была прострелена в трёх местах[5]. А в конце ноября в одной из московских газет было опубликовано следующее сообщение: «Вчера в Зачатиевском монастыре было совершено освящение древнего Спасского храма, над святыми вратами, в котором находилась с 1 по 3 ноября красная гвардия. В храме и в окружающей его галерее были выбиты стекла для помещения дул ружей, повреждены рамы и прострелена древняя икона Спаса Нерукотворенного, уцелевшая в 1812 году, повреждены пулями крыша и стены, на полу в храме и галерее было найдено много окурков от папирос и навоз. Освящение совершало местное духовенство»[6].

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа после ноября 1917 г.

После революционного переворота новые власти не замедлили приступить к планомерному уничтожению своих идеологических противников. Формулируя основные принципы пролетарского атеизма, Ленин был убежден в том, что борьбу с религией нельзя сводить к абстрактно-идеологической проповеди, что ее надо связать с конкретной практикой классовой борьбы, которая ведет к устранению социальных корней религии. Поэтому 20 января 1918 года был опубликован Приказ Народного Комиссариата государственного призрения «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов»[7], который, однако, допускал, что «безработному причту, выразившему желание работать на благо народа, может быть предоставлена работа по Комиссариату государственного призрения». (В дальнейшем служители культа получили право заключать договор найма с религиозными общинами.)

А уже 5 февраля 1918 года Совнарком РСФСР издал Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»[8]. В нем, в частности, говорилось, что «никакие церковные религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют», и объявлялась национализация церковного имущества[9]. Вслед за национализацией земли, промышленности, банков и частной собственности местные советы приступили к конфискации церковного и монастырского имущества, объявленного народным достоянием. Отныне церкви и монастыри могли пользоваться своим имуществом лишь с разрешения местной или центральной власти. При этом полученное «в бесплатное пользование» имущество подлежало налогообложению как объект «частного предпринимательства»[10].

Так, «Декретом об отделении церкви от государства монастырские имущества были секуляризированы и сделались государственной собственностью. Для монашествующих одновременно с этим открылся свободный выход из монастыря»[11]. Упомянутый Декрет развязал откровенные массовые гонения на духовенство и мирян, в которых власти усматривали своих потенциальных врагов, то есть «контрреволюционный элемент».

Согласно Декрету, национализированные государством храмы разрешалось передавать в пользование зарегистрированным группам граждан. Поэтому в первые же годы советской власти верующие стали создавать приходские общины и получать в пользование от государства монастырские храмы, но как приходские. Этот ход позволил продлить фактическое существование ряда обителей. Для поддержания монашеского уклада жизни в городских обителях монахи и послушники организовывали трудовые артели и кооперативы, а в удалённой местности — сельскохозяйственные коммуны; некоторые древние монастыри учреждали в своих стенах музеи[12].

Но первый «удар» по монастырю был нанесен уже в 1918 году, когда Народный комиссариат юстиции ликвидировал землевладения Зачатьевского монастыря и объявил о прекращении деятельности обители.

24 августа 1918 года появилась инструкция Наркомата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении церкви от государства и школы и церкви”»[16], ещё более ужесточившая требования властей по отношению к церковным организациям. А 5 сентября того же года было подписано постановление Совнаркома «О красном терроре»[17]. Хотя официальный документ провозглашал усиление борьбы «с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности», направленной в первую очередь против белогвардейских организаций, заговорщиков и мятежников, на практике жертвами «красного террора» становились и политические оппоненты большевиков, и простые люди, выражавшие несогласие с идеологами РКП(б). Их арестовывали по классовому и сословному признаку — бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, офицеров, помещиков и кулаков, интеллигенцию, верующих различных вероисповеданий. Так, по оценкам некоторых историков, в одном только 1918 году было расстреляно уже около 3 000 священнослужителей и монашествующих, всего же — около 15 000 человек духовенства и верующих мирян. В сентябре же были ликвидированы братства приходских советов, закрыто большинство церковных органов печати.

Тогда же из обители было изгнано на улицу около 100 сестёр. Им пришлось искать прибежище в подвалах близлежащих домов и на частных квартирах, где они поселялись по несколько человек. Некоторые сёстры после октябрьского переворота покинули монастырь добровольно и отправились к себе на родину. Правда, часть из них впоследствии вернулась в Москву, будучи не в силах найти работу в деревне.

Другим насельницам удалось остаться в монастыре ещё на несколько лет (до 1923–1925 годов): они поступили на работу в трудовые артели и коммуны, которые были зарегистрированы на базе бывших монастырских мастерских, больниц и детских приютов[18]. Монахини и послушницы пекли хлеб в пекарне Наркомпроса, шили бельё и одеяла, ухаживали за лошадьми на конюшне, занимались стиркой, работали нянечками в больнице и городке для беспризорных детей при МОНО. При этом им всё ещё удавалось частично сохранять монастырский уклад жизни.

Процесс ликвидации монастыря растянулся на несколько лет. Приходской совет, образованный из группы прихожан и монахинь, пытался препятствовать закрытию обители и ее разграблению, он же обеспечивал богослужения в храмах монастыря. Совет вёл активную переписку с новыми властями, требуя не закрывать храмы и открывать уже закрытые, как мог, отстаивал монастырь. В результате 1 сентября 1920 года монастырские храмы были переданы общине верующих, в которой состояло около 500 членов, в том числе 152 монашествующих[19].

В целях борьбы с Церковью советские власти развернули в стране масштабные мероприятия по вскрытию мощей святых угодников Божиих и изъятию церковных ценностей: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»[20] — писал Ульянов-Ленин.

Подобно жителям многих других городов и селений, москвичи пытались препятствовать изъятию церковных ценностей из храмов и монастырей. Вот, что зафиксировала «Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии» от 3 апреля 1922 года: «Зачатьевский монастырь окружен толпою, настроенной враждебно, человек до 200 — главным образом будирующим элементом являются те же ребятишки. Толпа напирает на ворота. Появляется грузовик с вооруженными красноармейцами, старшие и взрослые разбегаются, мальчишки продолжают бросаться и визжать. Попади в такой момент ком в красноармейца, могли бы быть осложнения. Представители музея везде, а главным образом в Ново-Девичьем и Зачатьевском, чинят бесконечную волокиту и изощряются в признании вещей, ничего общего с художеством и стариной не имеющих, за высоко художественные образцы старого порядка. К вечеру толпы рядели… Зачатьевский закончен в 7 часов утра. Изъято: из Зачатьевского монастыря серебра 17 пудов 40 золотников, золота 33 золотника. Губкомиссия Мейзер, Базилевич»[21].

Начало 1923 года ознаменовалось новым этапом борьбы большевиков за ликвидацию монастыря. Общину обвинили в сокрытии церковных ценностей и использовании хлебопекарни в целях монархической пропаганды. 1 марта 1923 года там был проведен обыск: «На стене хлебопекарни был обнаружен портрет быв. Великого Князя наследника дома Романовых. Портрет изъят, о чем составлен акт»[22].

17 марта 1923 года в Отдел Управления Московского совета был направлен запрос от 5-го Отдела Ликвидационного отделения Церкви от Государства при Народном комиссариате юстиции за подписью заведующего отделом тов. П.А. Красикова[23]: «По имеющимся в 5-ом Отделении Наркомюста сведениям, все храмы б. Зачатьевского монастыря в Москве переданы Московским Советом 1/ΙΧ–20 г. по договору одной группе верующих, состоящей по-видимому из буржуа и церковников. Отдел просит срочно сообщить, что представляет из себя эта организация, владеющая всеми храмами б. монастыря и почему храмы эти не ликвидированы, а переданы в пользование группе верующих»[24].

1. Признать существование детского городка Наркомпроса в окружении монастырского уклада, контрреволюционного и растленного несоответствующим той политической обстановке, в какой, согласно законодательству рабоче-крестьянского государства, должны находиться советские очаги народного образования и воспитания.

2. Зачатьевский монастырь, как монастырь, срочно ликвидировать, незамедлительно выселить из ограды такового всех лиц, пребывание коих может вредно отразиться на деле воспитания трудового молодого поколения.

3. Аннулировать имеющееся между группой верующих Зачатьевского монастыря и Московским Советом — соглашение о сдаче в пользование ей молитвенных домов»[25].

14 апреля 1923 года членам религиозной общины при Зачатьевском монастыре было предъявлено постановление: «На основании постановления Моссовета договор с Вами на пользование храмами и инвентарем расторгается, о чем Отдел Управления доводит до сведения»[26].

Но приходская община Зачатьевского монастыря продолжила борьбу за право владения своими храмами. Моссовет и НКЮ были завалены жалобами и протестами со стороны верующих. И в скором времени богослужения возобновились. «Ввиду поступивших жалоб от группы прихожан, пользовавшихся по договору церквами Зачатьевского монастыря, с расторжением договоров и закрытием церквей просим, не приостанавливая учет и изъятие из храмов лишних ценностей, повременить до окончательного решения вопроса, необходимых церковных принадлежностей культа не удалять и не лишать прихожан возможности пользоваться храмами»[27].

23 апреля 1923 года «Президиум Московского Совета постановил ликвидировать Зачатьевский монастырь и передать все его храмы в ведение Главмузея, как старину, заслуживающую охраны, вместе с имуществом, имеющим историческую и художественную ценность. Мотивом к закрытию монастыря послужило нарушение договора со стороны группы верующих — были обнаружены факты сокрытия ценного имущества монастыря. 23 апреля отдел управления приступил к проведению ликвидации»[28]. Постановление о ликвидации монастыря было опубликовано в газете «Известия» 25 апреля 1923 года, после чего борьба с монастырём и его насельницами приняла необратимый характер.

Ещё 30 октября 1919 года циркуляр Наркоматов юстиции и земледелия установил, что членами коммун, трудовых артелей и товариществ могли стать только лица, не лишенные избирательных прав[29]. Таким образом, монахи и духовенство, как «лишенцы», не могли состоять в артелях[30]. После этого ряд обителей-коммун, созданных на базе бывших монастырей, был ликвидирован[31]. В 1923 году были ликвидированы и все артели на территории Зачатьевского монастыря, в которых всё ещё продолжали работать сёстры. Какое-то количество остававшихся в монастыре насельниц (но не все!) было выдворено из обители в подвалы и многонаселенные квартиры. Чудотворную икону Божией Матери «Милостивая», а также некоторые другие монастырские святыни перенесли в храм пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. Игумения Мария (Коробка) в последний раз благословила сестёр и вручила их и обитель попечению Царицы Небесной. Тогда большинство монахинь поступили в швейную артель «Общее дело» по стеганию одеял, на фабрику «Москвошвей», уборщицами в музеи Кремля и другие учреждения. Кто не мог устроиться — регистрировались на бирже труда, которая время от времени предлагала поденную работу[32].

В том же 1923 году, 18 ноября, матушка Мария скончалась в возрасте 66 лет на монастырском подворье в Барвихе и была похоронена 21 ноября у южной стены алтаря Покровского храма[33]. 27 ноября исполняющей обязанности игумении монастыря назначена казначея монахиня Серафима (Крюкова). Судьба ее неизвестна.

Большая часть монастырских келий была заселена сотрудниками МГУ, милиции, преподавателями и студентами медицинских клиник и другими гражданами. Были полностью разобраны хозяйственные постройки и частично монастырская ограда.

Последним, что удалось сделать для сохранения Зачатьевского монастыря, было его признание в 1924 году Главнаукой как филиального отделения музея Новодевичьего монастыря[34], «подлежащего охране государства как памятника истории, культуры, архитектуры»[35]. Однако и это не спасло Зачатьевский монастырь от окончательного закрытия и последующего разрушения, но все же полное прекращение богослужений было отсрочено еще на несколько лет[36].

13 января 1925 года Всероссийский Патриарх Тихон лёг на лечение в клинику Бакуниных на Остоженке, д. 19. Его разместили «в просторной светлой комнате с видом на сад Зачатьевского монастыря»[37]. По воспоминаниям Эмилии Бакуниной, «больной был особенно доволен, что его окно выходит в сад. Когда наступила весна, он любовался видом на монастырь и говорил: “Вот хорошо! И зелени много, и птички”»[38]. В эти последние месяцы своей жизни святитель не раз совершал богослужения в приписанном к Зачатьевскому монастырю храме Воскресения Нового на Остоженке, находящемся в непосредственной близости от клиники. 7 апреля 1925 года Святейший Патриарх Тихон скончался в больничной палате[39].

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Мемориальная доска на доме, в котором скончался свт. Тихон, Патриарх Всероссийский. Установлена 7 апреля 2015 г.

В том же 1925 году обитель была окончательно упразднена. К тому времени в ее стенах всё ещё проживало более 100 сестёр. На протяжении всего года Президиум Моссовета обсуждал возможность их переселения во Влахернский монастырь Деденёвской волости Дмитровского уезда. Был даже составлен проект «уплотнения» сестёр Влахернского монастыря, в результате которого в их помещения можно было бы вселить ещё 110 человек зачатьевских насельниц. Также в качестве места переселения предлагались Николо-Пешношский, Борисоглебский и Спасо-Бородинский монастыри. Однако власти, видя перед глазами пример сестёр Алексеевского монастыря, которые не стали переселяться в назначенные им большевиками уездные монастыри, а «расселились по Москве частным порядком», понимали, что и выгоняемые из обители зачатьевские сёстры также будут «размещаться в Москве по своему усмотрению». В результате все оставшиеся насельницы в принудительном порядке были просто изгнаны из монастыря. Часть монахинь проживала на подворье в деревне Барвихе, церковь которого оставалась действующей[40]. Они смогли зарегистрировать там пошивочную артель. В скором времени группу зачатьевских сестёр обвинили в участии в контрреволюционном заговоре. Судьбы монахинь, арестованных в 1926 году, неизвестны.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Протоиерей Михаил Ивановский (арестован в 1930 г.) и сестры Зачатьевского монастыря

Богослужения в основных церквях Зачатьевского монастыря, бывших к тому времени приходскими, совершались вплоть до 1927 года. Как минимум, до 1931 года или чуть дольше в качестве приходского действовал маленький надвратный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа: некоторые сёстры числились в нём прихожанками, работали уборщицами, состояли в приходском совете[41]. Вплоть до 1933 года продолжались службы в приписном храме Воскресения Словущего на Остоженке. Он был снесён в 1935-м.

зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Смотреть картинку зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Картинка про зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему. Фото зачатьевский монастырь в москве закрыт для посещения почему

Фото Э.В. Готье-Дюфайе, 1913 г. Храм Воскресения Словущего на Остоженке

В 1934 году новые власти взорвали монастырский собор и колокольню, другие храмы и строения впоследствии были разрушены или перестроены. На месте собора построили типовое здание средней школы.

Вторая волна репрессий, теперь уже Сталинских, прокатилась над страной в конце 1920-х – начале 1930-х годов, ее идеологической базой было «усиление классовой борьбы по мере завершения строительства социализма». Так, в конце декабря 1930-го – начале января 1931 года в Москве был произведен ряд арестов верующих мирян — членов церковных общин храмов Воздвижения Креста Господня, Николы Большой Крест, клириков и бывших насельников московских Данилова, Зачатьевского и других монастырей и храмов. На них было заведено групповое следственное Дело № 106218[42], арестованные обвинялись в том, что они, «живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “братств” и “сестричеств”, оказании помощи ссыльным единомышленникам, произнесении проповедей контр-революционного характера, а[нти]/с[оветской] агитации о религиозных гонениях, чинимых соввластью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения, квартиры их являлись убежищем для всякого рода контр-революционного элемента». В числе 323 арестованных оказались 38 бывших зачатьевских насельниц — монахинь, послушниц и трудниц. Все они были «изобличёны» в преступлении против 58-10 ст. УК РСФСР и высланы в Казахстан и Северный край сроком на три года. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Небольшая общинка уцелевших Зачатьевских сестер продолжала монашескую жизнь при храме пророка Илии в Обыденском переулке, они поселились поближе к монастырю — в подвалах и квартирах соседних домов. Последние из них дожили до начала 80-х годов XX века…

[1] См.: Краткий очерк Зачатьевского монастыря / Сост. И.М. Б.м., [1918?]. С. 7–8.

[2] Храм Воскресения Словущего на Остоженке, д. 15, был приписан к Зачатьевскому монастырю, в нем совершались приходские требы.

[3] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 18 (цит. по: Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 2004. С. 246).

[4] См.: Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2004. С. 470.

[5] См.: Краткий очерк Зачатьевского монастыря… С. 5.

[6] Церковные вести. Освящение храма // Московский листок. 1917. 30 ноября. № 260.

[7] См.: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 17. 23 января. Ст. 249 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М., 1942. С. 273.

[8] См.: Собрание узаконений… 1918. № 18. 26 января. Ст. 263 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М., 1942. С. 286–287.

[9] См.: Там же, п. 12, 13. См. также: Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбекской и Туркменской / Под ред. П.А.Красикова. Изд. 3-е. М., 1926. С. 617 (п. 12); Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997. С. 49; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 75.

[10] См.: ГотовцеваТ.Н. Монастыри в советский период (1917–1991 гг.) // Религии России: [Электронный ресурс] / © Комарова Т.В., 2014. URL: http://religii-rossii.ucoz.ru/blog/monastyri_v_sovetskij_period/2011-10-13-9 (дата обращения: 14.04.2015).

[11] Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 611.

[12] См.: Васильев А., протоиерей. Попытки сохранения православных монастырей в первые годы советской власти (1917–1920-е гг.) // Богослов.ru: научный богословский портал: [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2868945.html#_edn1 (дата обращения: 14.04.2015).

[13] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 78.

[14] В соответствии с Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», п. 9.

[15] См.: Краткий очерк Зачатьевского монастыря… С. 7.

[16] См.: Собрание узаконений… 1918. № 62. 31 августа. Ст. 685 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М., 1942. С. 849–858.

[17] См.: Собрание узаконений… 1918. № 65. 12 сентября. Ст. 710 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М., 1942. С. 883.

[18] В январе 1919 г. все детские воспитательные учреждения были национализированы и переданы Отделу народного просвещения. Детские приюты, находившиеся на попечении Зачатьевского монастыря, поступили в ведение Наркомпроса и Московского Отдела Народного Образования (МОНО), а впоследствии СПОНа (Отдела Социально-правовой охраны несовершеннолетних) при МОНО.

[19] См.: Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия…

[20] Ленин В.И. Письмо тов. Молотову для членов Политбюро о политике в отношении церкви. 19 марта 1922 г. (Строго секретно, копий не снимать). Опубликовано: Известия ЦК КПСС. 1990. № 4.

[21] Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 3 апреля 1922 г. // Архив Зачатьевского монастыря. Д. 8. Л. 33.

[22] ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 19. Л. 75.

[23] Красиков П.А. (1870–1939) — член коллегии Наркомюста; заместитель наркома юстиции с 1918 г. С 8 мая 1918 по 1923 г. руководил 8-м (с 1922 г. переименован в 5-й) «ликвидационным» отделом по отделению Церкви о государства при Наркомюсте Совнаркома РСФСР. Позднее — председатель комиссии по вопросам культов при ВЦИК.

[24] См.: ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 19. Л. 82.

[25] ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 19. Л. 83.

[26] ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 19. Л. 90.

[27] ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 19. Л. 94 (5-й отдел НКЮ. Шумов — В Президиум Моссовета. Письмо № 271 от 25 апреля 1923 г.)

[28] Ликвидация Зачатьевского монастыря // Известия. М., 1923. № 90 (1827). 25 апреля. С. 6.

[29] Согласно Конституции РСФСР 1918 г., «монахи и духовные служители церквей и религиозных культов» лишались избирательного права (ст. 65, г). Конституция 1925 г. подтверждала, что «не избирают и не могут быть избранными… монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков, для которых это занятие является профессией» (ст. 69, г).

[30] Циркуляр НКЮ РСФСР от 3 января 1919 г. «По вопросу об отделении церкви от государства» проводил чёткое разграничение между «трудовыми элементами (рабочий элемент в монастырях) и теми, которые эксплуатировали их религиозность» (§ 8). К первым относились послушники, не имевшие монашеского пострижения, а также «низшие служители культа», как то: причетники, трапезники, чтецы, сторожа и т.п. Они не лишались избирательных прав и имели полные права наравне со всеми другими гражданами. К «лишенцам» же относились монашествующие (принявшие постриг в малую или великую схиму), а также все лица в священном сане (см.: Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 654–658, 600–604).

[31] См.: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 87.

[32] Согласно Декрету «Об отделении церкви от государства…», «в случае оставления монастыря и возвращения к трудовой жизни, всякий монашествующий по советскому законодательству становится полноправным гражданином и вступает в полное обладание гражданскими правами, в том числе и принадлежащими всем гражданам по имуществу правами» (Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 611).

[33] См.: Донесение казначеи Зачатьевского монастыря монахини Серафимы Митрополиту Петру (Полянскому) // РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 231. Л. 317. Канцелярия Патриарха Тихона. О кончине игумении Зачатьевского монастыря.

[34] См.: Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 717–728; То же: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/182731.html#part_8 (дата обращения: 14.04.2015); См. также: См.: Никодим (Чибисов), иеромонах. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 2001. С. 68.

[35] ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 19. Л. 172.

[36] См.: Никодим (Чибисов), иеромонах. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь… С. 70.

[37] Цыпин В., протоиерей. Указ. соч. С. 118.

[38] Бакунина Э. Последние дни Патриарха Тихона (Воспоминания врача) // Последние Новости. 1930. № 3442. 14 сентября; Вестник Русского Христианского движения. 1975. № 5; То же: Clow.ru: Познавательный портал: [Электронный ресурс]. URL:http://www.clow.ru/a-moscow/1/1/arbat6_4_1.html (дата обращения: 14.04.2015).

[39] 7 апреля 2015 г., в день 90-летия со дня кончины свт. Тихона, на доме № 17–19 по ул. Остоженке, в котором скончался Всероссийский Патриарх, стараниями сестёр Зачатьевского монастыря была открыта мемориальная доска. См.: 7 апреля. Освящение мемориальной доски // Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. http://zachatevmon.ru/?p=11955 (дата обращения: 14.04.2015).

[40] В 1932 г. храм разобрали, уничтожили и кладбище при нем.

[41] Об этом свидетельствуют Протоколы допросов сестёр, арестованных органами ОГПУ в конце декабря 1930 – начале января 1931 г. по групповому следственному делу № 106218.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *