зачем человек должен посещать храм

​Почему нужно посещать церковь?

Экклесия

В Библии слово «церковь» не обозначает здание, как сегодня считают некоторые. Слово «церковь» переводится с греческого как «народный сход, сбор, собрание вызванных, приглашенных людей». Другими словами, это люди, которые объединились для какой-то общей цели.

Понятие «церковь» близко по смыслу к еврейскому понятию «синагога». На иврите слово «синагога» также обозначает «место собрания». То есть смысл близкий. Стоит отметить, что древний перевод Ветхого Завета с иврита на греческий тоже использует слово «церковь» в значении «экклесия».

В Новом Завете четко написано, что Иисус установил Свою Церковь, то есть Свое собрание, общество людей, которые, поверив в Него как в Сына Божьего – Господа и Спасителя, – выйдут из мира и войдут в Его собрание.

Иисус заявил: «Я создам Церковь МОЮ, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).

Так и произошло. Иисус создал Свое общество, собрание. Последователи Иисуса, которых сначала насчитывалось всего несколько десятков человек, создали Церковь – собрание верующих в Иисуса Христа. Ни сатана, ни властьимущие не смогли уничтожить христианскую Церковь. Сейчас христианство – самая многочисленная религия в мире.

Для чего Иисус организовал Церковь? Он мог этого не делать – пусть все верующие в Него жили бы отдельно, не объединяясь ни в какие общества и организации на местах. Конечно, Иисус создал Церковь не случайно, Он преследовал важнейшую цель. И эту цель хорошо объяснили Его апостолы.

Церковь как Тело Христово

Апостол Павел сравнивал Церковь с телом, где Иисус – это голова, а все христиане – члены тела, где каждый выполняет свою роль для полноценного функционирования тела. «Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:18-27).

Павел объяснял, что точно так же, как и у человеческого тела, у каждого члена Христова тела, то есть Христовой церкви, есть свои цели и задачи. И даже наименее значительные, казалось бы, люди, как и неблаговидные члены тела, играют в жизни организма свою важную и нужную роль.

Итак, поместная церковь, то есть собрание верующих на том месте, где они проживают, была Божьим планом. Бог хотел, чтобы Его народ собирался регулярно и верно.

Если прочитать Новый Завет от Деяний до Откровения, то можно увидеть, что собиравшаяся церковь являлась одним из самых важных приоритетов для христиан. После вознесения Иисуса поместная церковь действительно была «телом Христа».

Что делают верующие на своих собраниях?

Во-первых, поклоняются единому Богу. Совместное поклонение приносит духовную силу, восстановление души и даже исцеление тела.

Во-вторых, христиане на богослужении слушают проповеди и тем самым питаются духовно. Слово Божье живое и действенное, и поэтому, когда мы настроены слышать Господа, то обязательно получим для себя совет, руководство.

В-третьих, на общих собраниях мы совершаем ходатайственные молитвы о своем городе, о правительстве, чтобы «нам проводить жизнь тихую и безмятежную». Также верующие имеют возможность рассказать на богослужении и о собственных нуждах, рассчитывая получить помощь и молитвенную поддержку. Молясь друг о друге, мы исполняем повеление, записанное в Новом Завете: «В нуждах святых принимайте участие».

Подотчетность

Еще одним преимуществом членства в поместной церкви является подотчетность. В Послании Евреям написано: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15). Когда мы собираемся вместе, поклоняясь Богу, мы становимся открытыми друг для друга не только в своих переживаниях, но также и в своих сомнениях и ошибках. Нам нужны люди, которые в любви призывают нас к подотчетности, присматривают за нами и помогают духовно расти.

Церковь – свет для этого мира

Христос говорил Своим ученикам, что они – свет миру и что этот свет должен быть хорошо виден всем людям. Только объединенная Церковь способна оказывать влияние на безбожное общество. Мы как Церковь не сможем устоять против стихий зла и порока, если не будем постоянно собираться вместе. Вспомните, как первая Церковь в Иерусалиме достигла своих неверующих соотечественников. Внешний мир увидел единство и радость Церкви и захотел узнать больше об этом Иисусе, Которому они поклонялись. В Деяниях апостолов сказано, что они «хвалили Бога и находились в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).

Мы не можем ожидать, что общество будет серьезно относиться к церкви, богослужения которой христиане посещают один-два раза в месяц. Если богослужения не важны для верующих, то почему в церковь должны приходить неверующие?

Духовный рост

Цель любого христианина – стать похожим на своего Учителя. Только в Церкви можно достичь этой славной цели. Мы становимся более похожими на Христа, когда собираемся и поклоняемся Богу вместе.

Мы становимся более похожими на Христа, когда принадлежим к малой группе (домашней церкви — еженедельному собранию христиан дома у кого-то из верующих для общения, молитвы, чтения Библии) и разделяем жизнь вместе как одна община.

Мы становимся более похожими на Христа, еженедельно слушая проповедуемое Слово.

Мы становимся более похожими на Христа, когда совершаем служение и благовествуем через нашу поместную церковь.

Участие в церковных таинствах

Еще одна важная причина для посещения богослужений – возможность участвовать в хлебопреломлении или причастии. Господь хотел, чтобы верующие вспоминали ту жертву, которую Он за нас принес: «(Иисус) взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19,20).

Поэтому, пригубляя вино – символ крови Иисуса, мы как бы соприкасаемся с этой жертвой, мысленно переносимся в то время, когда за нас на кресте страдал Спаситель. Также и преломляя и вкушая хлеб, мы в духе соединяемся со страдающим телом Иисуса.

Вспоминая о страданиях Христа во время причастия, мы лучше понимаем Божью любовь и больше ценим дарованное нам спасение. Кроме того, регулярно участвуя в хлебопреломлении, мы тем самым подтверждаем свою принадлежность к Телу Христову, к Церкви, к единству всех верующих.

Благословения
для верных

В заключении хочется привести еще один аргумент. Психологами доказано, что семьи, регулярно и верно посещающие церковь, счастливее и здоровее других. В таких семьях дети лучше воспитаны, а браки более здоровы. Подростки в христианских семьях не бунтуют против родителей, а спокойно вырастают в зрелых взрослых людей.

Но и вне зависимости от этих исследований мы можем видеть в Новом Завете, что у Бога есть ясный и убедительный план для Его детей и их семей — собираться вместе со всяким постоянством.

Итак, верное еженедельное посещение церкви важно. Оно приносит радость, помогает расти духовно и все больше укрепляться в вере в Господа Иисуса Христа.

Источник

Православная Жизнь

Зачем ходить в храм, если молиться можно и дома? Как связано богослужение и успех в бытовых делах? И что делать, чтобы понимать происходящее на службе? Отвечает клирик единоверческого храма в честь Архангела Михаила села Михайловская слобода Раменского района Московской области Коломенской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Евгений Саранча.

– Почему христианину необходимо регулярно посещать богослужения? Банальный вопрос актуален и в наши дни. Иногда люди искренне не понимают, пребывать в храме минимумом движений несколько часов, когда простаивают десятки бытовых дел?

– Сам Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Церковное богослужение, соборная молитва – это наилучший способ выражения христианином Богу своей благодарности, прошения о своих нуждах, сокрушения о своих грехах.

Богослужебные тексты, составленные святыми отцами, очистившими свои души от страстей и исполнившимися благодати Святого Духа, способны благотворно воздействовать на молящихся в храме, помогая им откликнуться на священный призыв к покаянию и духовному совершенствованию.

В течение многих столетий, в особенности до начала массового книгопечатания, богослужение было для верующих главным источником знаний Священного Писания и богословских догматов. И необходимо сказать, что в эту пору в Церкви просияли многие преподобные отцы, для которых богослужение было слаще всякой пищи и которые освещали путь ко Христу тысячам своих современников.

Что касается бытовых дел, которыми порой излишне наполнена наша жизнь сегодня, по опыту и отзывам нынешних прихожан, можно с уверенностью сказать о том, что время, проведенное в храме на богослужении придает только новые силы на житейские дела, которые словно сами собой устраиваются гораздо скорее и успешнее.

– Еще мнение: а почему нельзя молиться на ходу? Делаешь дела и читаешь про себя какую-то молитву. Все успеваешь. Зачем еще в храм-то ходить?

– Апостол Павел сказал: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17). И поэтому человек, выполняющий свои повседневные дела, либо работающий руками, несомненно, может в это время совершать молитву. Это является совершенно обычным для иноков, творящих молитву Исусову во время занятий рукоделием или иным физическим трудом.

– Что посоветуете людям, которым тяжело выстаивать длительную службу, в том числе потому, что они не понимают происходящего, не слышат слова молитвы, и от того тяготятся происходящим?

Поэтому в отношении Божественной службы наша задача состоит еще и в том, чтобы понудить себя и на продолжительную молитву, и на изучение церковно-славянского языка и богослужебного устава, понимания текстов песнопений.

Богослужение для верующего человека представляет собой целый мир, в котором он стремится к Богу и обретает Его.

Беседовал Владимир Басенков

Источник

Православный храм и поведение в нем

Зачем люди ходят в храм?

Многие задавались когда-либо этим вопросом. А действительно, зачем? Неужели Богу нужен весь этот внешний обряд, все эти молитвы, славословия и поклоны? Мы же с вами современные люди! Такая позиция весьма распространена среди нецерковных людей, которые не отрицают существования Бога, но Церковь принять и понять не могут. Что можно сказать им в ответ? Мы ходим в храм, потому что это нужно в первую очередь нам, а не Богу. Все то, что мы получаем в богослужении, есть естественная потребность верующего сердца. Мы приходим к Богу, как к Отцу, и просим прощения за наши грехи, благодарим Его за все благодеяния, за Его любовь к нам. А так как людям свойственны творческие стремления, то вполне понятно, что религиозные чувства и мысли выражены молитвами и песнопениями. У человека, кроме души, есть еще и тело, поэтому когда во время молитвы мы делаем поклоны или встаем на колени, то выражаем тем самым свои чувства телесно. Так создавалось богослужение.

Изначально богослужение носило характер жертвы. Что это значит? Жертва – отнятие у себя чего-то очень дорогого и отдание тому, кого мы любим. Настоящая любовь всегда жертвенна. В ветхозаветные времена пастух отдавал лучшего ягненка в жертву Богу и, конечно, сжигая его, не думал, что Богу нужно жареное мясо. Он просто выражал тем самым желание пожертвовать чем-то для Бога. Сейчас времена изменились, и никто уже не приносит ягнят в храм, но тем не менее жертвы существуют до сих пор, только теперь они выглядят иначе. Например, свеча или ограничения в еде и удовольствиях во время поста – это тоже наша жертва. Если мы сознательно подчиняем свою волю и желания, то такую жертву называют послушанием.

Самое же главное заключается в том, что богослужение – особая форма богообщения, которая позволяет воспринять благодать и Божественную помощь. Чтобы прикоснуться к духовной реальности, необходимо выйти за пределы нашего пространства и времени, так как духовный мир живет по своим законам, и существуют реальности и события, которые принадлежат вечности. При богослужении как раз и происходит соединение нашего времени с вечностью. Церковная служба открывает нам дверь в другое – духовное – пространство, где нет ни материи, ни времени, где не действуют привычные для нас законы. А чтобы мы могли видеть невидимое, существуют символы, которые являются реальностью и в нашем мире, и в мире вечном.

Любое богослужение – это не только воспоминание того или иного события. Так, во время Рождества Христова все, что происходит в Церкви, принадлежит не только нашей земной истории, но прежде всего относится к духовному миру. Поэтому люди, пришедшие на Рождественскую службу, физически находясь в храме, духовно будут воспринимать и сопереживать совершенно иную реальность, духовно они будут соприкасаться с тайной предвечного рождения Иисуса Христа.

Никакие домашние молитвы или похвальное стремление некоторых современных людей «жить по совести, имея Бога в душе» не могут ни заменить Церковь, ни дать полноты религиозного бытия.

Молитва, крестное знамение и поклоны

Вот, наконец, мы заходим в храм. Идет служба, вокруг стоят люди и молятся, осеняя себя крестным знамением и делая поклоны. Именно для молитвы они все сюда и собрались. Что же такое молитва? Это основа жизни каждого христианина, это наше обращение к Богу, беседа с Ним. В Библии читаем слова Создателя: И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:18 ). Поэтому к Богу мы можем обращаться всегда, в любое время, как к своему родному отцу или матери, и Он всегда услышит нас. Очень важно, чтобы молитва не превращалась в формальность, в стремление «вычитать» как можно больше (и желательно быстрее) непонятных церковнославянских слов. Молитва должна идти от сердца, быть осмыслена. Можно молиться и своими словами. Тексты, которые мы слышим в храме или читаем дома в молитвослове, призваны облегчить наше обращение к Богу, помочь, когда, как нам кажется, не хватает слов, чтобы выразить чувства. Покаянные и просительные, благодарственные и хвалебные – они написаны людьми с богатым духовным опытом, в них столько поэзии, красоты, сострадания, понимания и любви к человеку. Молитва обычно сопровождается определенными действиями – поклонами, поясными и земными, крестным знамением.

Крест во времена Римской империи был страшным орудием позорной казни, но для христиан он стал символом и знаменем победы над грехом и смертью. С древних времен последователи Христа, чтобы выразить свою веру в Иисуса, осеняли себя крестным знамением, ибо оно всегда давало и дает великую силу отгонять и побеждать зло, творить добро. Существует несколько традиций складывания пальцев для крестного знамения: одним, двумя, тремя пальцами, всей рукой, именословием (то есть символическим изображением инициалов Иисуса Христа – так благословляют священнослужители). В Православной Церкви утвердилась практика креститься тремя пальцами. Для этого мы складываем пальцы правой руки: три первых пальца (большой, указательный и средний) – вместе, концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) – пригибаем к ладони. Три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два остальных – веру в то, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, другими словами, символизируют две Его природы – божественную и человеческую. По традиции креститься следует в начале и по окончании молитвы, в определенные значимые моменты богослужения, включая ектении (то есть специальные диаконские прошения, на которые хор отвечает: Господи, помилуй, или: Подай, Господи) и возгласы священника, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, прикладываемся ко кресту, к иконе, мощам. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь. Слово «аминь» означает «истинно», «правда», «да будет так».

зачем человек должен посещать храм. Смотреть фото зачем человек должен посещать храм. Смотреть картинку зачем человек должен посещать храм. Картинка про зачем человек должен посещать храм. Фото зачем человек должен посещать храм

После крестного знамения мы совершаем поклон, которым выражаем свое почтение перед Богом. По сложившейся традиции поклоны бывают поясные, то есть с наклоном до пояса (раньше было принято вытянутой рукой касаться пола, – что не возбраняется и сегодня), и земные, когда молящийся становится на колени и касается головой земли.

Устройство храма

Храм состоит из трех частей: алтарь, собственно храм, или четверик, и притвор (он есть не во всех храмах). Здание храма венчает купол с крестом. Рядом с церковью находится колокольня. Часто она примыкает непосредственно к храму, составляя с ним единое архитектурное целое.

зачем человек должен посещать храм. Смотреть фото зачем человек должен посещать храм. Смотреть картинку зачем человек должен посещать храм. Картинка про зачем человек должен посещать храм. Фото зачем человек должен посещать храм

1. Алтарь, 2. Четверик, 3. Притвор, 4. Иконостас, 5. Престол, 6. Жертвенник, 7. Горнее место, 8. Ризница, 9. Солея, 10. Амвон, 11. Клиросы

Алтарь символизирует Царство Небесное. Слово «алтарь» латинского происхождения и означает «возвышенный жертвенник». В первые века христиане устраивали алтари на гробницах мучеников и отгораживали эту часть храма. Со временем эта перегородка превратилась в иконостас. В наше время в центре алтаря вместо гробницы стоит святой престол, на котором лежит антиминс 1 с зашитыми в нем частицами мощей святых мучеников. Антиминс заворачивается в красный плат, который называется илитоном. Помимо антиминса, на престоле располагаются Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница в виде маленькой церкви, в которой находятся запасные Святые Дары для Причащения больных на дому, дароносица, в которой священник носит Святые Дары. За престолом располагается семисвечник. Также за престолом находятся запрестольный крест и запрестольное изображение Божией Матери.

зачем человек должен посещать храм. Смотреть фото зачем человек должен посещать храм. Смотреть картинку зачем человек должен посещать храм. Картинка про зачем человек должен посещать храм. Фото зачем человек должен посещать храм

Святость алтаря настолько велика, что в древности вход в него был запрещен всем мирянам. Сейчас это правило несколько изменилось, и в алтарь могут входить мужчины, но для этого нужно иметь благословение настоятеля. Женщинам входить в алтарь запрещено. Исключение иногда делается для монахинь пожилого возраста.

Находясь в храме, по возможности старайтесь не поворачиваться спиной к престолу. Если вы переходите из одной части храма в другую и пересекаете линию алтаря, то необходимо осенить себя крестным знамением и поклониться в сторону престола.

В отличие от алтаря, который посвящен Царству Небесному, средняя часть храма символизирует собой мир людей, тварный мир. Здесь располагаются молящиеся. В древней Церкви был обычай мужчинам стоять справа, а женщинам – слева от входа. Это правило сохраняется до сих пор во многих монастырях. В приходских же храмах никаких особых правил кому и как становиться не существует. Человек просто встает там, где ему нравится.

В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом.

Верхний ряд – праотеческий, в лице ветхозаветных праотцов представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого яруса изображается Святая Троица – явление Аврааму у дуба Мамврийского.

Ниже – пророческий ряд, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков. В центре ряда помещается изображение Богородицы «Знамение» с Богомладенцем во чреве – предмет предсказаний и чаяний пророков.

Следующий ярус – праздничный. Здесь расположены иконы двенадцати главных православных праздников, так называемых «двунадесятых».

Самый нижний ряд – местный. Он называется так потому, что в нем есть местная (храмовая) икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого построен храм. В середине местного ряда находятся Царские врата. Обычно на них изображают иконы евангелистов и Благовещения. По обеим сторонам от Царских врат помещаются иконы Спасителя и, налево от молящихся, Богоматери с Младенцем.

Слева и справа от Царских врат находятся соответственно северные и южные врата. На них принято изображать архангелов или святых архидиаконов, так как чаще всего ими пользуются диаконы, и они иногда так и называются – «диаконские» врата.

Небольшое возвышение перед иконостасом называется солеей; ее средняя часть, выступающая полукругом напротив Царских врат, называется амвоном. Справа и слева от алтаря находятся клиросы – традиционные места для хора.

зачем человек должен посещать храм. Смотреть фото зачем человек должен посещать храм. Смотреть картинку зачем человек должен посещать храм. Картинка про зачем человек должен посещать храм. Фото зачем человек должен посещать храм

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Они помещаются на особой башне, которую называют колокольней, или звонницей. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

– созывать верующих к богослужению. Звон одного колокола, звучащий перед началом службы, называется благовест;

– возвещать о совершении особо важных частей богослужения. Так, во время Литургии при совершении Таинства Евхаристии бьют в колокол;

– звон свидетельствует об особо торжественных или скорбных событиях богослужебной жизни, например радостный Пасхальный трезвон или траурный погребальный звон.

Есть благочестивый обычай: услышав колокольный звон, осенить себя крестным знамением.

Церковное благочестие

У людей невоцерковленных, естественно, возникают вопросы: как себя вести в храме, куда встать, что делать. Как и в любой незнакомой ситуации, сначала можно просто встать и посмотреть, как ведут себя окружающие вас богомольцы. Но лучше первый раз прийти в церковь в то время, когда нет службы. В этом случае вы можете походить по храму, поговорить с кем-нибудь из служащих, спросить их о том, что вас интересует.

зачем человек должен посещать храм. Смотреть фото зачем человек должен посещать храм. Смотреть картинку зачем человек должен посещать храм. Картинка про зачем человек должен посещать храм. Фото зачем человек должен посещать храм

Иконы не имеют определенного месторасположения. Поэтому если вы хотите поставить свечку, например свт. Николаю, то вам необходимо спросить, где находится его образ. Во время службы, чтобы не мешать молящимся, свечку можно попросить передать. Иногда можно услышать, что нельзя передавать или брать свечку через левое плечо. Такие и подобные им высказывания относятся к разряду «благочестивых» домыслов и суеверий. А вот зажигать свечу от зажигалки или спички действительно не стоит. По церковной традиции ее можно зажечь только от другой свечи или от горящей лампады.

Внутри не следует громко разговаривать. Женщинам при входе в храм необходимо надеть платок, косынку или иной головной убор. Также желательно, чтобы, направляясь в храм, женщина надевала приличной длины юбку. Мужчины головные уборы должны снимать. Если вы оказались в храме в неподходящей одежде, то будьте готовы к тому, что вам могут сделать замечание. У некоторых людей это вызывает раздражение, дескать, я пришел к Богу, а мне тут еще что-то говорят про платок и длинную юбку. Неужели Богу не все равно, как мы одеты? Вспоминают Европу, где в некоторые храмы можно входить даже в шортах. Действительно, Богу совершенно все равно, во что мы одеты. Все дело в традиции. Так уж исторически сложилось, что в православных храмах принято вести себя несколько иначе, чем в католических или протестантских. Соблюдая установившийся этикет, мы тем самым выражаем свое почтение к данному храму и уважение к людям, которые там находятся. Никому ведь не придет в голову пойти в театр или ресторан в шортах или джинсах. А в респектабельные рестораны вас просто не впустят, если вы одеты неподобающим образом. Поверьте, храм достоин уважения ничуть не меньше, чем театр.

При входе и выходе из храма принято осенять себя крестным знамением. Существует традиция читать молитву при входе в храм:

Возвесели́хся о ре́кших мне: в дом Госпо́день по́йдем. Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой; да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Антиминс – четы­рехугольный плат из шелка или льна с изо­бражением положения во гроб тела Иисуса Христа.

Жертвенник – не­большой стол, на ко­тором приготовляют­ся Дары для Таинства Причащения.

Священник Павел Александрович Флоренский родился в 1882 г., расстрелян в 1937 г. Закончил физико-математический факультет Московского университета, затем Московскую Духовную академию. Автор многих работ по богословию, философии, искусствоведению, математике, эстетике, электродинамике, филологии.

Деисис (греч.) – моление.

Просфора (греч.) – приношение.

Аналой – специальная подставка для икон и книг с наклонной поверхностью.

Источник: Державин Николай Иванович. Я пришел в Церковь : Основы церковной жизни. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 184 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *