зачем нужен наставник в обучении

Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию

И как сделать так, чтобы оно принесло максимальную пользу всем участникам процесса

Ментор — это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса.

Задача такого человека — не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло. Персональный ментор, преподаватель школы наставников и менти рассказали о том, каким бывает наставничество и каких результатов оно помогает добиться в ИТ.

Путь ментора

Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.

Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.

Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.

Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.

При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».

Какие качества важны для наставника

Уделяя время студентам, ментор должен помнить, что он не репетитор и не школьный преподаватель, который должен решать все задания вместе с учеником. Это эксперт с большим опытом в индустрии и базой потенциально полезных контактов, готовый ответить на насущные вопросы здесь и сейчас.

Он также не должен идти на поводу у своих подопечных и вовлекаться в их учебные проблемы эмоционально. Основная задача ментора — научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи.

Если студент теряет мотивацию и перестает верить в себя, именно ментор должен вернуть его в ресурсное состояние. Наставник может акцентировать внимание на общем прогрессе своего подопечного, еще раз проговорить с ним цели, к которым он идет, и дать ему мотивирующую обратную связь.

Как победить выгорание

Часто менти задают повторяющиеся вопросы и не всегда могут правильно использовать известные им решения. Занимаясь новой задачей, некоторые мои подопечные берут за основу решение из предыдущего типового задания. Мы можем неоднократно проговаривать правильные шаги для получения результата — и раз за разом наступать на те же грабли.

Такие ситуации могут очень сильно фрустрировать и раздражать ментора, но нужно все равно сохранять спокойствие и желание помочь своему подопечному. Так, если ошибка, которую совершает подопечный, повторяется из раза в раз, наставник должен зафиксировать на ней внимание и разобраться в первопричине: уточнить, понял ли менти тему, успел ли закрепить материал или же нужно заново разобрать с ним аналогичную задачу.

Помимо проблемы повторяющихся ошибок, я иногда сталкивался с тем, что студенты просто-напросто пропадают. Вы знакомитесь с подопечным, вам кажется, что вы совпадаете по духу и целям, а через несколько занятий он перестает выходить на связь и игнорирует сообщения. Такое поведение расстраивает, но как-то защитить себя от подобных ситуаций сложно. Главное — не принимать это на личный счет и не терять желания помогать людям.

С ментором и без: опыт студентов

По первой профессии я преподаватель китайского и английского, но мне всегда была интересна разработка игр, поэтому я решила поучиться ей на онлайн-курсе GeekBrains. Для меня все было в новинку — в том числе и работа с ментором. Он проверял домашние задания, давал по ним обратную связь и отвечал на вопросы студентов.

Не могу сказать, что ментор сыграл какую-то решающую роль в моем обучении и дальнейшем становлении как гейм-дизайнера — сейчас работаю в команде Saturated Outer Space, — но его обратная связь в любом случае была полезной. Например, однажды я разобралась в непонятной для меня задаче благодаря дополнительным ссылкам, которыми поделился наставник, в другой раз — через наводящие вопросы, на которые пришлось отвечать.

Ментор никогда не скидывал нам готовых решений, но всегда направлял и намекал, где можно найти нужную информацию.

По своему опыту работы наставником я бы сказала, что на общение с группой студентов, которая состояла из 8—10 человек у меня уходило около 1—2 часов в неделю. Как ментор я всегда старалась отвечать структурно и по делу, чтобы информация от меня была максимально понятной и при этом исчерпывающей.

До того, как попасть в ИТ, я работал администратором сервис-бюро у автомобильного дилера и затем занимался выдачей зарплатных карт корпоративным клиентам в ВТБ. В какой-то момент мне это надоело — и я решил бесплатно научиться программированию с нуля.

Так я прошел онлайн-отбор и собеседование в проект Сбера «Школа 21» и попал на четырехнедельный тестовый период обучения — он называется «бассейн». У нас не было наставника или ментора, точнее сказать, был лидер группы от «Школы», который обещал поддерживать нас в сложные моменты.

В итоге, когда я начал «тонуть» — изучал язык C с нуля, а это все-таки что-то из области фантастики, — то понял, что нуждаюсь в совете. Сначала написал нашему лидеру на почту, потом в Slack и в довершение — во «Вконтакте». Я не получил от него никакого ответа и в итоге, весь демотивированный и разочарованный в себе, ушел, так и не пройдя «бассейн».

А потом случился «Яндекс-практикум» и учеба на тестировщика. У меня было несколько ситуаций, когда я попадал в тупик и снова нуждался в совете: я писал в наш общий чат и вместе с наставником «разгонял» непонятную мне тему. То есть если вначале мне казалось, что я совершенно ничего не знаю, то после разговора с наставником происходил инсайт — и я шел заниматься своим проектом.

Что касается мотивации, то на втором спринте в «Практикуме» у меня перестал получаться проект. Первая реакция была бросить все, уйти и вернуть деньги за обучение. От этого шага меня остановил разговор с куратором курса: она вдохновила на то, чтобы закончить проект. В итоге оказалось, что он был совсем неплох, а я совершенно зря переживал и грыз себя.

После окончания учебы я сразу начал работать по специальности: сначала в IBS AppLine, теперь в компании «Островок-ру». Кстати говоря, на текущем месте работы у меня сперва было аж два наставника: один — технический, рассказывает обо всех системах внутри компании; другой — корпоративный, делится со мной гласными и негласными правилами, помогает влиться в коллектив.

Где найти ментора в ИТ

Если вы хотите заниматься с ментором отдельно от обучения, то, пожалуй, самый очевидный метод — купить наставничество на страницах онлайн-платформ вроде «Хекслет», которые продают его как одну из услуг, или на бирже менторов вроде mkdev.

Еще можно искать наставников:

Следует помнить, что все описанные альтернативные варианты поиска наставника предполагают умение проявлять социальные навыки и ставить четкие цели, иначе у вас не получится построить продуктивное сотрудничество с ментором.

Менторство как элемент онлайн-курсов

Как извлечь из работы с ментором максимальную пользу

Работа с ментором — это личная инициатива подопечного: здесь нет пересдач, выговоров и отчислений. Поэтому менти важно контролировать расписание и собственную вовлеченность. Своевременное выполнение домашних заданий и регулярность встреч — это его ответственность, а наставник — скорее поддерживающий элемент.

Не нужно стесняться «глупых вопросов», таких не существует, важно просить обратную связь и давать ее ментору для повышения эффективности совместной работы. Человек, который уточняет детали и просит объяснить тот или иной концепт еще раз, с большей вероятностью начнет применять все эти знания в жизни — в отличие от тех, кто «проживает» непонимание внутри себя.

Очень часто у менторов и преподавателей есть большой список дополнительной литературы, ссылок и других материалов по разным темам, которые могут быть полезны для менти. Чтобы получить доступ к ним, нужно прежде всего обратиться к своему наставнику и попросить его о помощи — иначе все ценные материалы так и будут пылиться на полке.

Если говорить о помощи менторов на онлайн-курсах, то лучше всего писать любые вопросы в общую группу, а не в личные сообщения тем, с кем у вас получилось наладить контакт. Такой формат общения помогает побороть стеснительность и получить более качественный фидбэк — и от ментора, и от тех ребят, которые уже разобрались в теме.

Источник

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.

Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.

Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей

Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.

Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.

Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.

«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».

Ричард Брэнсон, глава Virgin

Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.

Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.

Итак, менторство помогает:

Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.

Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта

Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.

Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.

Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.

«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».

Стив Джобс о Майке Марккула

Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.

Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.

Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.

Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.

Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.

Где ментору и менти найти друг друга

Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.

На работе

Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.

В университете

Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.

В профессиональных интернет-сообществах

У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.

Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.

На специализированных порталах

Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.

Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.

Как выбрать ментора

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииОпределите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииСоберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииПодумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииОцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииНапишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииНе беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.

У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.

Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.

Как ментору проверить себя и как найти менти

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииПодумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииОцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииОбратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииЕсли HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обученииВыберите подходящего подопечного и приступайте к работе.

«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».

Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика

Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.

Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.

Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обучениикурс

Эмоциональный интеллект

Принципы эффективного наставничества

Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.

Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.

Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.

Равенство и доверие

Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.

В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.

Самостоятельность

Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.

Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.

Обратная связь

Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.

Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.

Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.

Работа с прогрессом и ожиданиями

Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.

Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.

Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.

Что почитать на тему менторства

Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.

Источник

Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обучении

Менторы в бизнес-среде уже никого не удивляют. Активные предприниматели, как минимум, посещают тренинги по личной эффективности, а иногда нанимают персональных коучей, которые помогают им добиваться поставленных целей. В последние пару лет наставничество становится популярным и в школе, а некоторые специалисты занимаются исключительно поддержкой и мотивацией подростков.

Что конкретно делает наставник и в каких ситуациях он нужен, рассказала Юлия Шароватова, руководитель экстерната и домашней школы «Фоксфорда».

Кто может быть наставником для подростка

Нужно разделять понятия «наставник» и «тьютор». Наставник — человек, обладающий опытом и готовый делиться им на равных. Чтобы быть наставником, достаточно находить общий язык с подопечными и раскрывать их сильные стороны. Тьютором можно стать, получив специальное образование. Это проще сделать человеку с наставническим опытом, но иногда тьюторами становятся по призванию. Фактически «тьютор» — это официальное название специалиста.

Наставник — это своего рода стратег, который помогает школьникам в учебе и выборе будущей профессии. Поэтому чаще всего ими становятся педагоги, психологи и студенты с соответствующим образованием, которые хотят делиться опытом и помогать подросткам найти себя.

Можно сказать, что любой школьный психолог или учитель отчасти занимается наставничеством: отвечает на вопросы, дает индивидуальные задания, направляет ученика, предлагает разные методы обучения, следит за успеваемостью. Только профессиональный наставник делает это прицельно и регулярно.

На профильных курсах и тренингах наставники закрепляют ключевые знания: как ставить цели, находить призвание, выстраивать личные границы, бороться с выгоранием, развивать сильные стороны личности ребенка. Например, тренинг может быть направлен на переживание своего подросткового опыта заново — это позволяет смотреть на окружающий мир глазами взрослого и ребенка одновременно. Такие курсы расширяют представление о подростковом возрасте и его проблемах.

Наталья Смелова, наставник-тьютор:

«Я психолог по образованию, и раньше работала как наставник только со взрослыми. Но в какой-то момент поняла, что подростки — интересная аудитория: они любознательные и искренние плюс ищут свое место в жизни. Это возраст на пороге взросления, когда особенно важен непредвзятый взгляд со стороны. Желание помочь подросткам разобраться в себе и привело меня в наставничество».

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обучении

Юлия Спорышева, наставник-тьютор:

«Мне очень близки помогающие профессии. Известная фраза про руку, качающую колыбель, дает мне надежду, что я смогу повлиять на наше будущее. И сделать это через наставничество, давая ребятам возможность говорить, мечтать, пробовать, ошибаться и искать новые пути».

Чем занимается наставник: три направления

Все школьники разные: одни хорошо учатся, но не задумываются о будущей профессии, вторые с трудом выполняют домашние задания, зато увлекаются творчеством, третьи испытывают выгорание и страх перед грядущей самостоятельной жизнью. Поэтому наставники в школе обычно делятся на кураторов, тьюторов и психологов.

Контроль учебного процесса — ежедневная функция наставника-куратора. Он следит за выполнением домашних заданий, успеваемостью и мотивацией. Если школьник выбивается из расписания, отстает по каким-то предметам или ленится, наставник общается с ним и его родителями, выявляет причины затруднений и подсказывает пути решения.

Алевтина Антонова, наставник-куратор:

«В учебном процессе иногда случаются сбои даже у дисциплинированных учеников. Например, семиклассница Аня достаточно организована, но периодически накапливает онлайн-занятия и домашние задания за два-три дня, а затем старается экстренно все наверстать. На протяжении года мы вели чек-листы, планы на день и составляли расписание. В результате Аня успешно закончила учебный год. Сказала, что прошла этот класс с удовольствием».

Персональный маршрут в обучении наставники-тьюторы рекомендуют, опираясь на сильные стороны конкретного ученика. Один хорош в гуманитарных предметах, другой — в естественнонаучных, третий любит математику. Чтобы определить программу, школьнику сначала предлагают пройти тесты, а затем добавляют в расписание предметы, которые даются ему лучше всего.

Наталья Смелова, наставник-тьютор:

«Перед составлением персонального трека ученик должен исследовать варианты профессий и самого себя. Результатом такого исследования может быть личностно-ресурсная карта подростка. Мы намечаем ключевые точки для профессиональных проб, посещения вузов, подготовки к поступлению на определенные специальности и проработки индивидуальных особенностей. Например, если подросток часто испытывает волнение, мы работаем над стрессоустойчивостью перед важными событиями. Главное правило в такой работе — равномерно распределять силы и ресурсы».

При выборе профессии наставник-тьютор делится собственным опытом, указывает на неочевидные возможности, организует пробные занятия по разным специальностям — по-другому их называют профпробами. При этом специалист работает только с теми, кому интересно понять себя и окружающий мир. Когда мотивация у школьника отсутствует, ему не навязывают дополнительные занятия, но предлагает поискать ресурсы в себе, сформировать самооценку и обратить внимание на происходящее вокруг. Если подросток следует этим советам, то заинтересованность постепенно вырабатывается.

зачем нужен наставник в обучении. Смотреть фото зачем нужен наставник в обучении. Смотреть картинку зачем нужен наставник в обучении. Картинка про зачем нужен наставник в обучении. Фото зачем нужен наставник в обучении

Наталья Смелова, наставник-тьютор:

«Одна из учениц 6-го класса захотела разобраться в себе и выбрать будущую профессию. Чтобы это сделать, мы провели несколько встреч. На первой выяснили, что она посещала театральную студию, музыкальную школу, уроки рисования. Но только на основании этого делать какие-то выводы было еще рано. Тогда мы выдвинули гипотезу, чтобы понять, действительно ли ученице подходит творческая сфера.

На следующих встречах мы рассмотрели не один десяток профессий: изучали разные компании, смотрели портфолио, обсуждали перспективы, проходили тесты. Ученица открыла для себя графический дизайн и заинтересовалась этой специальностью. Тогда мы решили развивать один из навыков XXI века — креативное мышление. На заключительных встречах мы сосредоточились на тех ресурсах, которые есть у нее сейчас, и как бы заглянули в будущее. Шестиклассница, в результате, решила поступать в художественную школу».

В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы

Во время учебы случаются разные ситуации: кто-то меняет школу в середине года, кто-то теряет мотивацию, кто-то не может определиться с будущей профессией. В каждом случае наставник подбирает решение проблемы и помогает справиться с трудностями.

Кейс №1

Ситуация: Лиза хотела стать ветеринаром, а ее родители мечтали о юридической карьере для дочери.

Задача: осознанно выбрать профессию.

Решение: наставник-тьютор организовала профессиональные пробы: нашла ветеринаров, готовых поделиться опытом, и помогла Лизе встретиться с ними, чтобы она могла задать все интересующие вопросы и составить реалистичное представление о профессии. В результате Лиза поняла, что работа ветеринара ей не подходит, зато она может объединить свою любовь к животным и желание родителей и стать юристом по правам животных.

Кейс №2

Ситуация: Слава перешел на онлайн-обучение из обычной школы, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».

Задача: догнать программу.

Решение: родители подключили персональное сопровождение наставника-куратора. Он помог составить таблицу с задолженностями и график их устранения, показал приемы тайм-менеджмента и помог выстроить учебный процесс по-новому.

Кейс №3

Ситуация: Катя закончила 9 класс с большим количеством троек в аттестате и негативным отношением к учителям.

Задача: улучшить оценки и повысить мотивацию.

Решение: Кате помог формат домашнего обучения и плотная работа с наставником-куратором. Она смогла наладить режим, полюбила некоторые предметы и стала активно общаться с другими учениками. В результате ученица вытянула на пятерки практически все оценки, начала изучать немецкий язык и готовиться к поступлению в зарубежный вуз.

В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.

Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *