зачем приносили жертвы в ветхом завете

Зачем приносили жертвы в ветхом завете

зачем приносили жертвы в ветхом завете. Смотреть фото зачем приносили жертвы в ветхом завете. Смотреть картинку зачем приносили жертвы в ветхом завете. Картинка про зачем приносили жертвы в ветхом завете. Фото зачем приносили жертвы в ветхом завете

Почему Бог требовал жертвоприношения животных в Ветхом Завете?

Бог приказал еврейскому народу приносить многочисленные жертвы согласно с определенными процедурами, предписанными Им. Во-первых, животное должно было быть незапятнанным. Во-вторых, человек, приносивший жертву, должен был отождествляться с животным. В-третьих, человек должен был сам умертвить принесенное им животное. Совершаемая в вере, эта жертва обеспечивала прощение грехов. Другая жертва, приносимая в День искупления, согласно с описанием в книге Левит, главе 16, демонстрирует прощение и удаление грехов. Первосвященник должен был взять двух козлят для приношения за грехи. Одного козленка приносили в жертву за грехи народа (Левит 16:15), в то время как второго отпускали в пустыню (Левит 16:20-22). Жертва за грехи обеспечивала прощение, а другой козленок обеспечивал удаление грехов.

Подведем итог. Жертвоприношения животных были учреждены Богом, чтобы человек мог получить прощение греха. Животное служило заместителем, то есть умирало вместо грешника, но это было временное решение, поэтому необходимо было приносить жертвы снова и снова. Жертвоприношения животных окончились со смертью Иисуса Христа. Он был наивысшим жертвенным заместителем на все времена (Евреям 7:27), а теперь – единственным посредником между Богом и человечеством (1 Тимофею 2:5). Жертвы животных предзнаменовали жертву Христа за нас. Единственным основанием, на котором жертва животного могла дать прощение грехов, был Христос. Он пожертвовал Собой за наши грехи, обеспечивая прощение, которое жертвоприношения животных могли лишь иллюстрировать и предвещать.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Жертвы в истории Библии : зачем они были нужны В Ветхом Завете? И ради чего Христос умер на кресте?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Жертва как необходимость

И еще одна вещь удивительно точно показана в этом фильме. Жертва, даже на первый взгляд бессмысленная, парадоксальным образом все же преображает мир: пусть никто из родных не понял главного героя, но самый дорогой для него человек, его сын, наконец обрел дал речи.

Жертва как пир

Вернемся к древнему Израилю. Его религия была на удивление простой. Другие народы древности, например, вавилоняне или египтяне, знали сложные ритуалы и запутанные обряды, и жрецы хранили таинства от глаз непосвященных. У израильтян же был просто огромный шатер (пока они были кочевниками) или огромный каменный дом (когда перешли к оседлому образу жизни) – символическое место обитания Бога среди Его народа. И в благодарность за все, что Он давал им, они отдавали Ему то, чем обладали сами – строили Ему жилище из самых лучших материалов, приносили лучшее мясо, хлеб, вино и масло. Ничего особенного, таинственного или непонятного: в святилище было все то же, что и в обычном доме, только несравненно роскошнее и обильнее. Два раза в сутки, утром и вечером, на жертвенник отправлялся годовалый барашек, словно израильтяне приглашали Господа к собственной трапезе.

Впрочем, это не совсем так: приглашающей стороной были не люди, а сам Господь. Ведь это Он дал Моисею подробные указания – что, как и когда можно приносить в жертву. В отношениях Бога и человека все определяет Бог, а не человек, которому только кажется, что своими ритуальными действиями он побуждает Бога оказать необходимую помощь. На самом деле Бог изначально подает человеку все, что ему действительно нужно, а человек может только выражать свою благодарность, жертвуя Богу первые и лучшие плоды.

Этот принцип строго выдерживается в Ветхом Завете. Богу принадлежат первенцы от всякого чистого скота, Ему же приносятся первые плоды нового урожая. Даже мальчики-первенцы считались принадлежащими Ему, и родители выкупали их, принося в храм определенную плату.

Впрочем, человек мог совершить жертвоприношение и по собственной воле. В благодарность за какое-то особое событие в своей жизни, или просто для того, чтобы выразить свою преданность Богу, он мог принести жертву всесожжения – когда животное сжигалось на жертвеннике полностью, без остатка. Конечно, всякий раз сжигать все, что у тебя есть, как в фильме Тарковского, было бы довольно глупо, но лучший (обязательно лучший!) баран из стада символизировал: человек предает в руки Бога себя самого и все, чем он владеет на земле.

Другой вид добровольной жертвы – мирная жертва (это не совсем удачный термин, в новых переводах встречается другой: пиршественная жертва). По сути дела, это совместный пир, когда некоторая часть жертвенного животного сжигалась как “доля Бога”, а остальное мясо шло на угощение всех собравшихся. Ведь из того, что приносилось в скинию или храм, далеко не все уничтожалось на жертвеннике: что-то шло на пропитание священников, у которых не было иного дохода, а часть мяса (в случае пиршественной жертвы) возвращалась жертвователю, но и она считалась священной – ее нельзя было выбрасывать или отдавать “нечистому” человеку (например, язычнику).

Совместная трапеза у всех народов древности означала заключение союза. Рассказывают историю времен гражданской войны в Средней Азии: однажды учительница заблудилась и случайно вышла к лагерю басмачей. Понимая, какая опасность грозит ей, представительнице советской власти, если ее опознают, женщина просто тихонько подошла и присела к ближайшему костру. Какой-то незнакомый бородач протянул ей кусок лепешки, и с этого момента она стала неприкосновенна – ведь эти люди преломили с ней хлеб.

Точно так же заключался в свое время и договор, Завет между Богом и людьми – совершалось жертвоприношение, и кровью жертвенных животных окроплялся и алтарь Господа, и весь стоявший перед ним народ. Они становились как бы сотрапезниками, и забыть об этом – означало совершить предательство.

Но был и другой важный аспект ветхозаветных жертвоприношений. И прежде чем перейти к нему, вспомним еще об одном недоумении, которое часто возникает у современных людей. Ну хорошо, говорят они, преданность Богу – это все замечательно, но в чем виновато несчастное животное? Зачем его резать? Не лучше ли, как делают индуисты и буддисты, приносить своим божествам фрукты и цветы? Неужели нужно было обязательно проливать кровь?

Да, было нужно. Как сказано выше, в жертву приносили и первые плоды, и муку, и масло, но главной жертвой всегда оставался непорочный (без малейшего изъяна) барашек, козленок или целый бык. История о Каине и Авеле показывает, что так пожелал сам Господь: Он принял кровавую жертву от Авеля, но отверг плодовое приношение Каина.

Дело в том, что всякий человек грешен, и жертва призвана преодолеть пропасть между греховным человеком и святым Богом. Пока Адам и Ева находились в раю, у них не было нужды в жертвоприношениях – они общались с Богом напрямую. Но после изгнания из рая все стало иначе. Даже сама скиния, сам храм – материальный символ божественной святости на земле – нуждались в ежегодных очищениях. И весь народ участвовал в ежегодном скорбном торжестве – Дне Умилостивления – когда приносились жертвы за грехи всего народа, и козел отпущения (которого вовсе ни в чем не обвиняли, а просто прогоняли в пустыню) словно бы уносил прочь эти грехи. Но главным средством очищения от греха становилась кровавая жертва. Иудеи до сих пор отмечают этот день под названием Йом Кипур.

Были и особые случаи, когда отдельные люди должны были приносить жертву повинности или жертву за грех – если они преступили заповеди или просто оказались ритуально нечистыми, только такая жертва могла вернуть им состояние чистоты. Почему?

Смерть – наказание за грех. Или его естественное следствие – кому как привычнее это называть. Еще в Эдемском саду Адаму и Еве было сказано, что нарушение заповеди станет причиной их смерти (до этого они не должны были умирать). И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, возлагал на него руки человек и тем самым как бы говорил: “Я достоин смерти за свои грехи и признаю это, я не могу приблизиться к Тебе, но, Господи, вместо своей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения”. Вот почему искупительная жертва обязательно должна была быть кровавой.

Израильтяне вообще считали кровь носителем жизни (собственно, так оно и есть) и потому почитали священной. Никакую кровь нельзя было употреблять в пищу, ее следовало обязательно выливать на землю. Что же до страданий невинных животных, то в те времена таким вопросом просто не задавались.. Ели мясо, делали из шкур и кожи одежду и предметы быта и не задумывались о философии вегетарианства. Собственно, большинство людей и сейчас живут так.

Жертвоприношение сына

Некоторые страницы Ветхого Завета останутся для нас непонятными, если вырвать их из контекста религиозных представлений других древних народов. Зачем, например, Господь потребовал от Авраама принести в жертву его единственного сына Исаака? Да, конечно, это было всего лишь испытание, Господь остановил занесенную руку Авраама, но все равно – зачем?

Возможно, рассказ об Аврааме и Исааке был призван объяснить, почему израильтяне категорически отказались от такой практики. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно уважали своего Бога – Бог Сам отверг человеческое жертвоприношение.

Есть, впрочем, в Библии еще один рассказ – о неосторожном судье (т. е. правителе) Иеффае, который в благодарность за дарованную Богом победу над врагами обещал принести Ему в жертву первое, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу отцу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя мог этого и не делать. Что ж, во все времена были люди, слишком буквально следовавшие собственной религии.

Библия тем самым показывает нам: единственный сын и в самом деле – наивысшая из всех возможных жертв, но от человека она не требуется.

Жертва как Новый Завет

Зато такая жертва приносится Самим Богом. Те, кто думают, что самое главное в Новом Завете – учение Христа или его нравственный пример, ошибаются. Вовсе нет! Большая часть того, чему Он учил, уже была в Ветхом Завете. И хотя в Евангелии все это изложено более ясно и связно, уникальность его вовсе не в проповедях и притчах. В конце концов, другие духовные учителя человечества тоже оставили множество прекрасных наставлений и изречений.

Что же это была за жертва? Кровь животного проливалась во искупление грехов одного человека, группы людей, пусть даже целого народа, но все равно это было очищение временное и частичное. Полностью смыть грехи всего человечества, все, какие только совершались и еще совершатся, могла только совершенная жертва, кровь единственного Безгрешного – Сына Божьего. И тогда уже неважно, велик или мал этот грех, ведь дело уже совсем не в нем, а в совершенной и безгрешной жертве. Когда знаменатель дроби стремится к нулю, ее значение стремится к бесконечности; так и здесь “ноль греха в знаменателе” дает бесконечное, полное прощение.

Такое представление христиан о жертве на Голгофе вызывало и вызывает немало вопросов и даже споров. Во-первых, почему, если Бог пожелал простить людей, Он не мог сделать этого просто так? Разумеется, мог. Но что это было бы за прощение? Попустительство, амнистия всем подряд – и тем, кто раскаялся, и тем, кто задумывает новые преступления. Но грех – это действительно серьезно. Это как горная лавина, вызванная неосторожно брошенным камнем. Бог принял эту лавину на Себя, закрыл от нее человека. Но Он не пожелал просто взять и отменить лавину, сделать недействительной причинно-следственную связь. Ведь и Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на крест – но мир, порабощенный греху, сам вытолкнул Его как нечто чужеродное, как вода выталкивает надутый воздухом мяч. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы, но отныне всякий восходящий на нее видит, что он там не один – Христос пришел туда первым и взял все самое тяжкое и страшное на Себя.

Еще много спорят о формулировках: кто, кому и за кого принес эту жертву? Пожалуй, правильным будет такой ответ: Бог и человек Иисус Христос принес в жертву Отцу Самого Себя за каждого человека, в том числе и за нас с вами. От нас теперь зависит – принять или отвергнуть спасительные плоды этой Жертвы.

Не случайно с крестной смертью связано главное таинство христианства – Евхаристия. Накануне распятия Христос собрал учеников на Тайную вечерю и за трапезой заключил с ними Новый Завет. Так соединились два главных смысла жертвоприношения: совместное пиршество Бога с людьми и искупление человеческих грехов. Сегодня всякий раз, когда христиане совершают Евхаристию, они приносят бескровную жертву, присоединяясь к тому, что происходило две тысячи лет назад за пасхальным столом в Палестине.

“Кровь Его на нас и на детях наших” – кричала обезумевшая толпа во дворе Понтия Пилата. Задумаемся вот о чем: это же Кровь Завета! Точно так же, как Моисей при заключении Ветхого Завета кропил народ кровью жертвенного агнца (барашка), так и теперь кровь Агнца, берущего на себя грехи всего мира – Христа – окропила и всех, кто стоял на этой площади, и вообще всех людей в этом мире.

Ветхозаветные жертвы, временные и частичные, постепенно готовили израильский народ, а через него и все человечество, к этой удивительной тайне, заранее раскрывая ее смысл, предвещая неизбежность Креста и непобедимую силу Воскресения. И уже одно это придает им больше смысла, чем всем другим обрядам и таинствам всех религий и духовных традиций, какими бы прекрасными они нам ни казались.

Источник

Зачем приносят жертвы?

Жертва как необ­хо­ди­мость

Многие, навер­ное, помнят стран­ный фильм Андрея Тар­ков­ского (может быть, самый стран­ный из всех его филь­мов) – “Жерт­во­при­но­ше­ние”. Живет себе обыч­ная запад­ная семья, довольно состо­я­тель­ная, У нее отлич­ный дом в кра­си­вом месте. Правда, маль­чик в этой семье почему-то не гово­рит – то ли он немой, то ли стра­дает аутиз­мом. Да и все осталь­ные не слиш­ком любят и пони­мают друг друга. Но это вовсе не мешает им радо­ваться жизни, что-то празд­но­вать в пого­жий летний день. И вдруг посуда на столе начи­нает дро­жать от гула про­ле­та­ю­щих само­ле­тов, по теле­ви­зору граж­дан при­зы­вают сохра­нять спо­кой­ствие, и все пони­мают, что сбы­ва­ется страш­ный сон тех лет: сейчас нач­нется ядер­ная война, в кото­рой не будет ни побе­ди­те­лей, ни уце­лев­ших. Перед этой угро­зой все теряет смысл. Но оста­ется надежда: может быть, еще обой­дется? И тогда глав­ный герой бор­мо­чет что-то невра­зу­ми­тель­ное, что даже нельзя назвать молит­вой. Это просто стон чело­века, кото­рый меч­тает, чтобы страш­ный сон все же остался сном, и наутро жизнь вер­ну­лась бы к своему обыч­ному тече­нию. Если бы это было воз­можно! Он засы­пает… и его жела­ние испол­ня­ется. На сле­ду­ю­щее утро мир вос­ста­нов­лен, никто и не вспо­ми­нает о про­изо­шед­шем. И тогда герой под­жи­гает соб­ствен­ный дом. Его увозят в пси­хушку, его родные и близ­кие про­дол­жают радо­ваться жизни. И вдруг его малень­кий сын обре­тает дар речи.

И еще одна вещь уди­ви­тельно точно пока­зана в этом фильме. Жертва, даже на первый взгляд бес­смыс­лен­ная, пара­док­саль­ным обра­зом все же пре­об­ра­жает мир: пусть никто из родных не понял глав­ного героя, но самый доро­гой для него чело­век, его сын, нако­нец обрел дал речи.

Жертва как пир

Вер­немся к древ­нему Изра­илю. Его рели­гия была на удив­ле­ние про­стой. Другие народы древ­но­сти, напри­мер, вави­ло­няне или егип­тяне, знали слож­ные риту­алы и запу­тан­ные обряды, и жрецы хра­нили таин­ства от глаз непо­свя­щен­ных. У изра­иль­тян же был просто огром­ный шатер (пока они были кочев­ни­ками) или огром­ный камен­ный дом (когда пере­шли к осед­лому образу жизни) – сим­во­ли­че­ское место оби­та­ния Бога среди Его народа. И в бла­го­дар­ность за все, что Он давал им, они отда­вали Ему то, чем обла­дали сами – стро­или Ему жилище из самых лучших мате­ри­а­лов, при­но­сили лучшее мясо, хлеб, вино и масло. Ничего осо­бен­ного, таин­ствен­ного или непо­нят­ного: в свя­ти­лище было все то же, что и в обыч­ном доме, только несрав­ненно рос­кош­нее и обиль­нее. Два раза в сутки, утром и вече­ром, на жерт­вен­ник отправ­лялся годо­ва­лый бара­шек, словно изра­иль­тяне при­гла­шали Гос­пода к соб­ствен­ной тра­пезе.

Впро­чем, это не совсем так: при­гла­ша­ю­щей сто­ро­ной были не люди, а сам Гос­подь. Ведь это Он дал Моисею подроб­ные ука­за­ния – что, как и когда можно при­но­сить в жертву. В отно­ше­ниях Бога и чело­века все опре­де­ляет Бог, а не чело­век, кото­рому только кажется, что своими риту­аль­ными дей­стви­ями он побуж­дает Бога ока­зать необ­хо­ди­мую помощь. На самом деле Бог изна­чально подает чело­веку все, что ему дей­стви­тельно нужно, а чело­век может только выра­жать свою бла­го­дар­ность, жерт­вуя Богу первые и лучшие плоды.

Этот прин­цип строго выдер­жи­ва­ется в Ветхом Завете. Богу при­над­ле­жат пер­венцы от вся­кого чистого скота, Ему же при­но­сятся первые плоды нового урожая. Даже маль­чики-пер­венцы счи­та­лись при­над­ле­жа­щими Ему, и роди­тели выку­пали их, при­нося в храм опре­де­лен­ную плату.

Впро­чем, чело­век мог совер­шить жерт­во­при­но­ше­ние и по соб­ствен­ной воле. В бла­го­дар­ность за какое-то особое собы­тие в своей жизни, или просто для того, чтобы выра­зить свою пре­дан­ность Богу, он мог при­не­сти жертву все­со­жже­ния – когда живот­ное сжи­га­лось на жерт­вен­нике пол­но­стью, без остатка. Конечно, всякий раз сжи­гать все, что у тебя есть, как в фильме Тар­ков­ского, было бы довольно глупо, но лучший (обя­за­тельно лучший!) баран из стада сим­во­ли­зи­ро­вал: чело­век пре­дает в руки Бога себя самого и все, чем он вла­деет на земле.

Другой вид доб­ро­воль­ной жертвы – мирная жертва (это не совсем удач­ный термин, в новых пере­во­дах встре­ча­ется другой: пир­ше­ствен­ная жертва). По сути дела, это сов­мест­ный пир, когда неко­то­рая часть жерт­вен­ного живот­ного сжи­га­лась как “доля Бога”, а осталь­ное мясо шло на уго­ще­ние всех собрав­шихся. Ведь из того, что при­но­си­лось в скинию или храм, далеко не все уни­что­жа­лось на жерт­вен­нике: что-то шло на про­пи­та­ние свя­щен­ни­ков, у кото­рых не было иного дохода, а часть мяса (в случае пир­ше­ствен­ной жертвы) воз­вра­ща­лась жерт­во­ва­телю, но и она счи­та­лась свя­щен­ной – ее нельзя было выбра­сы­вать или отда­вать “нечи­стому” чело­веку (напри­мер, языч­нику).

Сов­мест­ная тра­пеза у всех наро­дов древ­но­сти озна­чала заклю­че­ние союза. Рас­ска­зы­вают исто­рию времен граж­дан­ской войны в Сред­ней Азии: одна­жды учи­тель­ница заблу­ди­лась и слу­чайно вышла к лагерю бас­ма­чей. Пони­мая, какая опас­ность грозит ей, пред­ста­ви­тель­нице совет­ской власти, если ее опо­знают, жен­щина просто тихонько подо­шла и при­села к бли­жай­шему костру. Какой-то незна­ко­мый боро­дач про­тя­нул ей кусок лепешки, и с этого момента она стала непри­кос­но­венна – ведь эти люди пре­ло­мили с ней хлеб.

Точно так же заклю­чался в свое время и дого­вор, Завет между Богом и людьми – совер­ша­лось жерт­во­при­но­ше­ние, и кровью жерт­вен­ных живот­ных окроп­лялся и алтарь Гос­пода, и весь сто­яв­ший перед ним народ. Они ста­но­ви­лись как бы сотра­пез­ни­ками, и забыть об этом – озна­чало совер­шить пре­да­тель­ство.

Жертва за грех

Но был и другой важный аспект вет­хо­за­вет­ных жерт­во­при­но­ше­ний. И прежде чем перейти к нему, вспом­ним еще об одном недо­уме­нии, кото­рое часто воз­ни­кает у совре­мен­ных людей. Ну хорошо, гово­рят они, пре­дан­ность Богу – это все заме­ча­тельно, но в чем вино­вато несчаст­ное живот­ное? Зачем его резать? Не лучше ли, как делают инду­и­сты и буд­ди­сты, при­но­сить своим боже­ствам фрукты и цветы? Неужели нужно было обя­за­тельно про­ли­вать кровь?

Да, было нужно. Как ска­зано выше, в жертву при­но­сили и первые плоды, и муку, и масло, но глав­ной жерт­вой всегда оста­вался непо­роч­ный (без малей­шего изъяна) бара­шек, коз­ле­нок или целый бык. Исто­рия о Каине и Авеле пока­зы­вает, что так поже­лал сам Гос­подь: Он принял кро­ва­вую жертву от Авеля, но отверг пло­до­вое при­но­ше­ние Каина.

Дело в том, что всякий чело­век грешен, и жертва при­звана пре­одо­леть про­пасть между гре­хов­ным чело­ве­ком и святым Богом. Пока Адам и Ева нахо­ди­лись в раю, у них не было нужды в жерт­во­при­но­ше­ниях – они обща­лись с Богом напря­мую. Но после изгна­ния из рая все стало иначе. Даже сама скиния, сам храм – мате­ри­аль­ный символ боже­ствен­ной свя­то­сти на земле – нуж­да­лись в еже­год­ных очи­ще­ниях. И весь народ участ­во­вал в еже­год­ном скорб­ном тор­же­стве – Дне Уми­ло­стив­ле­ния – когда при­но­си­лись жертвы за грехи всего народа, и козел отпу­ще­ния (кото­рого вовсе ни в чем не обви­няли, а просто про­го­няли в пустыню) словно бы уносил прочь эти грехи. Но глав­ным сред­ством очи­ще­ния от греха ста­но­ви­лась кро­ва­вая жертва. Иудеи до сих пор отме­чают этот день под назва­нием Йом Кипур.

Были и особые случаи, когда отдель­ные люди должны были при­но­сить жертву повин­но­сти или жертву за грех – если они пре­сту­пили запо­веди или просто ока­за­лись риту­ально нечи­стыми, только такая жертва могла вер­нуть им состо­я­ние чистоты. Почему?

Смерть – нака­за­ние за грех. Или его есте­ствен­ное след­ствие – кому как при­выч­нее это назы­вать. Еще в Эдем­ском саду Адаму и Еве было ска­зано, что нару­ше­ние запо­веди станет при­чи­ной их смерти (до этого они не должны были уми­рать). И жерт­вен­ное живот­ное ста­но­ви­лось своего рода выку­пом, заме­ной. Перед тем, как его зака­лы­вали, воз­ла­гал на него руки чело­век и тем самым как бы гово­рил: “Я достоин смерти за свои грехи и при­знаю это, я не могу при­бли­зиться к Тебе, но, Гос­поди, вместо своей крови я при­ношу кровь этого барашка и прошу у Тебя про­ще­ния”. Вот почему иску­пи­тель­ная жертва обя­за­тельно должна была быть кро­ва­вой.

Изра­иль­тяне вообще счи­тали кровь носи­те­лем жизни (соб­ственно, так оно и есть) и потому почи­тали свя­щен­ной. Ника­кую кровь нельзя было упо­треб­лять в пищу, ее сле­до­вало обя­за­тельно выли­вать на землю. Что же до стра­да­ний невин­ных живот­ных, то в те вре­мена таким вопро­сом просто не зада­ва­лись.. Ели мясо, делали из шкур и кожи одежду и пред­меты быта и не заду­мы­ва­лись о фило­со­фии веге­та­ри­ан­ства. Соб­ственно, боль­шин­ство людей и сейчас живут так.

Жерт­во­при­но­ше­ние сына

Неко­то­рые стра­ницы Вет­хого Завета оста­нутся для нас непо­нят­ными, если вырвать их из кон­тек­ста рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний других древ­них наро­дов. Зачем, напри­мер, Гос­подь потре­бо­вал от Авра­ама при­не­сти в жертву его един­ствен­ного сына Исаака? Да, конечно, это было всего лишь испы­та­ние, Гос­подь оста­но­вил зане­сен­ную руку Авра­ама, но все равно – зачем?

Воз­можно, рас­сказ об Авра­аме и Исааке был при­зван объ­яс­нить, почему изра­иль­тяне кате­го­ри­че­ски отка­за­лись от такой прак­тики. Дело вовсе не в том, что они были слиш­ком изне­жены или недо­ста­точно ува­жали своего Бога – Бог Сам отверг чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние.

Есть, впро­чем, в Библии еще один рас­сказ – о неосто­рож­ном судье (т. е. пра­ви­теле) Иеффае, кото­рый в бла­го­дар­ность за даро­ван­ную Богом победу над вра­гами обещал при­не­сти Ему в жертву первое, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу отцу выбе­жала радост­ная дочь… Иеффай испол­нил свой обет, хотя мог этого и не делать. Что ж, во все вре­мена были люди, слиш­ком бук­вально сле­до­вав­шие соб­ствен­ной рели­гии.

Библия тем самым пока­зы­вает нам: един­ствен­ный сын и в самом деле – наи­выс­шая из всех воз­мож­ных жертв, но от чело­века она не тре­бу­ется.

Жертва как Новый Завет

Зато такая жертва при­но­сится Самим Богом. Те, кто думают, что самое глав­ное в Новом Завете – учение Христа или его нрав­ствен­ный пример, оши­ба­ются. Вовсе нет! Боль­шая часть того, чему Он учил, уже была в Ветхом Завете. И хотя в Еван­ге­лии все это изло­жено более ясно и связно, уни­каль­ность его вовсе не в про­по­ве­дях и прит­чах. В конце концов, другие духов­ные учи­теля чело­ве­че­ства тоже оста­вили мно­же­ство пре­крас­ных настав­ле­ний и изре­че­ний.

Что же это была за жертва? Кровь живот­ного про­ли­ва­лась во искуп­ле­ние грехов одного чело­века, группы людей, пусть даже целого народа, но все равно это было очи­ще­ние вре­мен­ное и частич­ное. Пол­но­стью смыть грехи всего чело­ве­че­ства, все, какие только совер­ша­лись и еще совер­шатся, могла только совер­шен­ная жертва, кровь един­ствен­ного Без­греш­ного – Сына Божьего. И тогда уже неважно, велик или мал этот грех, ведь дело уже совсем не в нем, а в совер­шен­ной и без­греш­ной жертве. Когда зна­ме­на­тель дроби стре­мится к нулю, ее зна­че­ние стре­мится к бес­ко­неч­но­сти; так и здесь “ноль греха в зна­ме­на­теле” дает бес­ко­неч­ное, полное про­ще­ние.

Такое пред­став­ле­ние хри­стиан о жертве на Гол­гофе вызы­вало и вызы­вает немало вопро­сов и даже споров. Во-первых, почему, если Бог поже­лал про­стить людей, Он не мог сде­лать этого просто так? Разу­ме­ется, мог. Но что это было бы за про­ще­ние? Попу­сти­тель­ство, амни­стия всем подряд – и тем, кто рас­ка­ялся, и тем, кто заду­мы­вает новые пре­ступ­ле­ния. Но грех – это дей­стви­тельно серьезно. Это как горная лавина, вызван­ная неосто­рожно бро­шен­ным камнем. Бог принял эту лавину на Себя, закрыл от нее чело­века. Но Он не поже­лал просто взять и отме­нить лавину, сде­лать недей­стви­тель­ной при­чинно-след­ствен­ную связь. Ведь и Хри­стос ничего не пред­при­ни­мал спе­ци­ально, чтобы взойти на крест – но мир, пора­бо­щен­ный греху, сам вытолк­нул Его как нечто чуже­род­ное, как вода вытал­ки­вает наду­тый воз­ду­хом мяч. Под­лин­ное, насто­я­щее добро в падшем мире не может при­ве­сти никуда, кроме Гол­гофы, но отныне всякий вос­хо­дя­щий на нее видит, что он там не один – Хри­стос пришел туда первым и взял все самое тяжкое и страш­ное на Себя.

Еще много спорят о фор­му­ли­ров­ках: кто, кому и за кого принес эту жертву? Пожа­луй, пра­виль­ным будет такой ответ: Бог и чело­век Иисус Хри­стос принес в жертву Отцу Самого Себя за каж­дого чело­века, в том числе и за нас с вами. От нас теперь зави­сит – при­нять или отверг­нуть спа­си­тель­ные плоды этой Жертвы.

Не слу­чайно с крест­ной смер­тью свя­зано глав­ное таин­ство хри­сти­ан­ства – Евха­ри­стия. Нака­нуне рас­пя­тия Хри­стос собрал уче­ни­ков на Тайную вечерю и за тра­пе­зой заклю­чил с ними Новый Завет. Так соеди­ни­лись два глав­ных смысла жерт­во­при­но­ше­ния: сов­мест­ное пир­ше­ство Бога с людьми и искуп­ле­ние чело­ве­че­ских грехов. Сего­дня всякий раз, когда хри­сти­ане совер­шают Евха­ри­стию, они при­но­сят бес­кров­ную жертву, при­со­еди­ня­ясь к тому, что про­ис­хо­дило две тысячи лет назад за пас­халь­ным столом в Пале­стине.

“Кровь Его на нас и на детях наших” – кри­чала обе­зу­мев­шая толпа во дворе Понтия Пилата. Заду­ма­емся вот о чем: это же Кровь Завета! Точно так же, как Моисей при заклю­че­нии Вет­хого Завета кропил народ кровью жерт­вен­ного агнца (барашка), так и теперь кровь Агнца, беру­щего на себя грехи всего мира – Христа – окро­пила и всех, кто стоял на этой пло­щади, и вообще всех людей в этом мире.

Вет­хо­за­вет­ные жертвы, вре­мен­ные и частич­ные, посте­пенно гото­вили изра­иль­ский народ, а через него и все чело­ве­че­ство, к этой уди­ви­тель­ной тайне, зара­нее рас­кры­вая ее смысл, пред­ве­щая неиз­беж­ность Креста и непо­бе­ди­мую силу Вос­кре­се­ния. И уже одно это при­дает им больше смысла, чем всем другим обря­дам и таин­ствам всех рели­гий и духов­ных тра­ди­ций, какими бы пре­крас­ными они нам ни каза­лись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *