зачетная система обучения в школе
Зачетная система обучения в школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 “Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность”
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962) приказываем:
Утвердить прилагаемый Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации | В.Н. Фальков |
Министр просвещения Российской Федерации | С.С. Кравцов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от “30” июня 2020 г. № 845/369
Порядок
зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
2. Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:
а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве;
б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа).
Форма и порядок подачи заявления, в том числе возможность его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается локальным нормативным актом организации.
5. Зачету не подлежат результаты итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Процедура установления соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения, определяются локальным нормативным актом организации.
7. Зачтенные результаты пройденного обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой образовательной программы.
9. При установлении несоответствия результатов пройденного обучения по освоенной ранее обучающимся образовательной программе (ее части) требованиям к планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы организация отказывает обучающемуся в зачете.
Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней направляется обучающемуся или родителю (законному представителю) несовершеннолетнего обучающегося.
10. Не допускается взимание платы с обучающихся за установление соответствия и зачет.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598.
2 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Обзор документа
Урегулированы вопросы зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных программ в других образовательных учреждениях.
Для зачета родители (законные представители) обучающихся направляют заявления, а также:
— документы об образовании и (или) о квалификации, в т. ч. об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве;
— документы об обучении, в т. ч. справки об обучении или о периоде обучения, документы, выданные иностранными организациями (справки, академические справки и иные документы).
Образовательная организация сравнивает полученные результаты с результатами своей программы.
Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. на ускоренное обучение.
«Зачетная система как средство формирования прочных знаний учащихся»
Для чего учат физике в школе? Для того, чтобы дать вступающему в жизнь человеку ответы на вопросы, которые ставит быстротекущая постоянно меняющаяся жизнь.
Актуальность
Российской школой накоплен огромный опыт активизации обучения школьников физике. Однако проблема воспитания творческой активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Ее решение связано с преодолением присущих процессу обучения противоречий:
— между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;
— между разным уровнем обученности, обучаемости, познавательного интереса и усредненным подходом к обучению и воспитанию;
— между традиционными формами обучения и сдачей единого государственного экзамена.
Поэтому перед современной школой встала проблема поиска технологии и форм обучения, позволяющие решить эти противоречия.
Проблема
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию. Проведение различных типов уроков помогает не только поддерживать в ученике интерес к предмету, но и побуждать его к действию, раскрывая тем самым потенциальные возможности каждого.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо устранить стереотипность в обучении и воспитании, совершенствовать систему учета знаний учащихся.
Зачет как основная форма проверки усвоения учебного материала
Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания, и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Остановимся на нескольких моментах:
1. Зачеты являются весьма нелегким испытанием для школьников, поэтому нельзя злоупотреблять этой формой работы.
3. Программы зачетов могут (и даже должны) «пересекаться». Один и тот же материал, попадая в разные наборы вопросов, обретает дополнительный смысл. Очевидна к тому же польза от многократного повторения.
Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставится задача как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе.
Наиболее актуальными в преподавании физики, на наш взгляд являются следующие проблемы:
— знания обучающимися усваиваются недостаточно осознанно и прочно.
— отсутствие интереса к изучению предмета, пассивность на уроках.
— недостаточное знание обучающимися основных понятий, формул.
— не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся.
— используемые ранее способы проверки знаний обучающихся на уроках не приносят желаемого результата.
1. При зачетной системе:
1.1. Создаются условия для более осознанного усвоения материала и благоприятная обстановка для индивидуальной работы с учащимися для стимулирования познавательной активности и их самостоятельности.
1.2.У учащихся появляется чувство уверенности при преодолении трудностей в учебе, удовлетворение успехами.
2. Зачётная система и задачи зачетов
2.1. Весь программный материал по каждому предмету делится на определенное количество зачетных разделов.
2.2. Каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся
2.3. Проверка знаний и умений учащихся по зачетному разделу осуществляется путем проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроках
2.4. Каждому зачету предшествует целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы
2.5. Учащиеся всех классов сдают зачеты по предмету на уроках. 2.6.Учащемуся предоставляется право до конца текущей четверти пересдать зачет во внеурочное время, в случае получения им неудовлетворительной или неустраивающей его отметки. При этом он имеет возможность корректировать свой уровень обученности, доработать слабо понятый материал в течение четверти, поскольку неудовлетворительная оценка за зачет не выставляется до конца четверти.
-выявить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачётного раздела;
-проверить, как овладели учащиеся умениями, формировавшимися в ходе изучения зачётного раздела;
-способствовать систематизации и обобщению знаний учащихся по зачётному разделу в целом,
-стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.
3.Организация образовательного процесса в условиях зачётной системы.
3.1.Количество зачетов в каждом классе определяется учителем самостоятельно в зависимости от формы обучения.(обычно 1 раз в четверть).
3.2. Формы проведения зачетов определяются учителем.
3.3.Виды зачетов
3.3.1. Письменные работы.
Содержание этих работ должно удовлетворять следующим требованиям:
? Задания и примеры должны охватывать основные понятия зачетного раздела.
? Письменные работы должны выполняться самостоятельно. Для этого необходимо иметь несколько вариантов разноуровневого характера.
? В письменные работы могут входить вопросы теоретического характера.
Позволяет достаточно подробно опросить учащихся и одновременно выявить пробелы в их знаниях. На таком зачете наиболее приемлемы вопросы обобщающего характера, вопросы по фактическому материалу. На устном зачете практикуется индивидуальный и групповой опрос учащихся.
Сочетается устная, письменная и экспериментальная проверка знаний. Использование дидактического материала.
? Устно-практический зачет (решение экспериментальных задач, качественного и расчетного характера и одновременно выяснение знаний по теории)
3.3.4.Домашняя зачетная работа
Работа включает большой по объему материал по зачету. Предлагается наиболее сознательным и подготовленным учащимся, чтобы углубить и совершенствовать их знания. Учащиеся готовят доклады для семинаров, конференций, рефератов используя дополнительную литературу. Этот вид зачета удобен для взрослых учащихся, позволяет правильно распределить им свободное время.
Зачёт может быть устным, письменным и комбинированным.
3.4. Сроки проведения зачетов указываются в тематическом планировании учителей. 4.Содержание зачетов
При отборе материала для опроса учащихся на зачёте необходимо учитывать значимость данного программного материала в общей системе учебного предмета.
На зачёт необходимо выносить следующее:
4.1. Материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются и развиваются ведущие понятия курса.
4.2.Фактический материал, имеющий большое познавательное значение для учащихся
4.3.Решение типовых задач, выполнение практических заданий, позволяющих определить уровень практического применения знаний.
4.4.Задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельного учебного труда, умения работать с учебником, справочной литературой и т.д.
4.5.При сдаче зачёта должен соблюдаться принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, который осуществляется через различные виды работ, трудность заданий, объем учебного материала.
4.6.На зачетах используются дидактические материалы (тесты, разноуровневые карточки, разноуровневые контрольные работы и т.д.
Очевидно, что проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачетом, полностью откладывать ее до конца темы. При использовании тематических зачетов в ходе изучения темы учителя систематически проверяют знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, проведение проверочных письменных работы т. д. При этом учитель специально предусматривает вопросы и задачи, которые позволяют ему следить, как учащиеся овладевают окончательными результатами обучения. Опытные учителя делают это уже в ходе текущих проверок. К зачету они подходят уже имея предварительную картину успеваемости каждого ученика. Это позволяет им управлять подготовкой учащихся к зачету.
Необходимой является работа с родителями. Им надо рассказать, в чем заключается особенность зачетной системы, разъяснить значение базовой математической подготовки для каждого выпускника школы. Родителям важно объяснить, что их поддержка стремления ребенка к сдаче зачетов играет большую роль в его школьных успехах.
Практика показала, что при любой форме проведения зачетов наиболее эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачета или непосредственно после его сдачи узнает результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать.
Заслуживает внимания опыт учителей, применяющих в своей работе так называемые открытые листы учета знаний, вывешиваемые в классе. В них можно отражать результаты сдачи зачетов. Практика показывает, что такая организация учета итогов сдачи зачетов служит для учеников мобилизующим стимулом, позволяет следить за своим продвижением, четко знать, что из изученного требует доработки.
Результативность
В традиционном подходе к оцениванию знаний, на мой взгляд есть много недостатков. Как правило, в течение определенного времени ученик иногда отвечает у доски, получая за это оценку, иногда выполняет письменную работу, где уровень заданий обычно неоднороден, и, наконец, в конце четверти, полугодия, года учитель выставляет среднюю оценку, которая часто не дает реальной картины знаний ученика. Наиболее губительна такая система оценивания знаний для способного ученика, так как при таком подходе получается парадокс: чем ученик способнее, тем меньше ему приходится прикладывать усилий, тем меньше учитель занимается его развитием, что отрицательно сказывается не только на знании предмета, но и на нравственном
Когда учащиеся привыкают работать по данной системе, довольно резко меняется стимул обучения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Поэтому учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, личностно-ориентированный подход для каждого ученика, нацеливания их на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дает учителю реальную картину знаний, но и представляет возможность самому ученику объективно их оценить.
Статья «Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения»
Процесс обучения сегодня характеризуется, как известно, разнообразием образовательных маршрутов, широким спектром программ и учебников. Для его эффективной организации от учителя требуется способность к самостоятельному конструктированию системы предметного обучения в своей школе, умение гибкой дифференцированной разработки методики преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников. Поэтому необходим иной уровень методической подготовки педагога, ориентированный на овладение им общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения.
В условиях возрастания объема информации и знаний, преподаватели школы понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и т.д.
Если в младших и средних классах стоит задача учить учиться, то в старших классах эта задача усложняется, т.к. необходимо учить учиться самостоятельно, т.е. очень важно учить старших школьников планировать свою работу, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной, дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты.
Творчество преподавателя начинается с построения модели образования в своей школе. Отправным моментом проектирования процесса обучения является диагностика уровня образовательного потенциала учащегося и класса и разработка процесса обучения в соответствии с этим фактором. На основании анализа учебно-методической литературы, наблюдений, анкетирования был сделан вывод о необходимости включения педагогического и ученического коллективов в эксперимент по внедрению зачетной системы в классах III ступени, как системы промежуточной аттестации учащихся.
В школе была создана творческая группа по проблеме “Зачетная система оценивания знаний учащихся в классах III ступени”, в которую вошли учителя математики (предмет – алгебра и начала анализа), биологии, физики, химии, истории, литературы.
Курирует работу группы заместитель директора по УВР (методическая работа).
Творческая группа по данной проблеме успешно работает в течение уже десяти лет. Состав учителей практически неизменен (меняются учителя математики, русского языка и литературы), но неизменным остаются предметы, выведенные на зачетно-балльно-рейтинговую систему оценивания. Есть трудности у заместителя директора, ему приходится заново запускать механизм системы с вновь прибывшими учителями, учениками, родителями, но здесь ему на помощь приходят руководители методических объединений, учителя, которые работают по данной проблеме с первых дней.
Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет полугодовые и годовые оценки.
Для получения оценки за полугодие необходимо набрать баллы (баллы выставляются во вкладыш в журнале):
Оценки выставляются только за полугодие и за год в журнал на соответствующих страницах по предмету, там же ведется учет посещаемости уроков учащимися.
Родителям для контроля предоставляется перевод баллов в оценки:
оценка | % | 5-балльная работа | 10-балльная работа | 20-балльная работа |
“3” | 50 – 75 | 2 – 3,75 | 5 – 7,5 | 10 – 15 |
“4” | 76 – 90 | 3,8 – 4,5 | 7,6 – 9 | 15,2 – 18 |
“5” | 91 – 100 | 4,6 – 5 | 9,1 – 10 | 18,2 – 20 |
Каждый вид деятельности имеет определенное “балльное” выражение:
Вид учебной деятельности | Баллы |
1. Зачетные работы (семинары, коллоквиумы, тестирование, контрольная работа) 2. “Срезовые” работы (сочинение, практическая работа, собеседование, проверочная работа), сообщения. 3. Практикумы (ОК, лабораторные работы, решение задач, диктанты, заполнение таблиц, составление тезисного плана, развитие речи, характеристика личности, работа с документами, текстом) 4. Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа) | 20 баллов 7. В конце полугодия проводится зачетная неделя (консультации, досдача, пересдача зачетов для задолжников вместо уроков класса по расписанию). 8. Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает “ноль” баллов. Однако, зачетные работы он может сдать в специально отведенное время. 9. Если учение набирает не удовлетворяющее его количество баллов за зачетные работы, он имеет право “добрать” недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях, т.е. досдать, а не пересдать), но только один раз, в специально отведенное время. 10. Оценивается также работа ученика и во время урока. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. 11. В конце полугодия и года составляется рейтинг учащихся по каждому предмету и общий (суммируются результаты учеников по всем “зачетным” предметам). Методическое сопровождение работы творческой группы В августе месяце прошел педсовет, на котором было рассмотрено положение о зачетно-балльно-рейтинговой системе оценивания знаний учащих в классах III ступени, утвержден план мероприятий на учебный год. Тематический учебный план класса – рабочий документ классного руководителя, позволяющий ему создавать оптимальные условия для обучения в классе. Октябрь. 1. Классно-обобщающий контроль в 11 классе. В последующие года участники творческой группы активное участие принимают в методической работе школы, района, города по данной проблеме. Учителя работают, находятся в творческом поиске, помогают учащимся в развитии креативности и в формировании определенных личностных качеств, так необходимых в этом сложном, быстро меняющемся мире. Зачётная система: основные требования к оцениваниюТема выступления на педсовете Зачётная система: основные требования к оцениванию Одной из форм контроля знаний и аттестации учащихся в школе является зачетная система. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки. Процесс обучения сегодня характеризуется разнообразием образовательных маршрутов, широким спектром программ и учебников. В условиях возрастания объема информации и знаний обучение учащихся становится прежде всего личностно ориентированным, учитывающим способности и потребности учащегося. ЦЕЛИ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ · организует и дисциплинирует учащихся, · помогает систематизировать знания; · повысить ответственность учеников за результаты своего обучения · развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию; · обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику; · уменьшить число «необучаемых» учеников. · проявляет творческую активность; · готовит к обучению в высших и средних учебных заведениях; · снижает стресс при сдаче экзаменов. СУЩНОСТЬ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ По каждому предмету определяется число зачетных работ, которые ученик должен сдать, несмотря на болезнь, отсутствие на уроке по другим причинам. Положительная оценка за полугодие (четверть) выставляется, если ученик сдал все зачетные работы. Положительная оценка за год выставляется при наличии положительных оценок за каждое полугодие. Зачетная работа(зачет) –вид промежуточного испытания за который ученик получает оценку. Зачетные испытания могут проходить в конце темы или раздела (тематический зачет), в конце месяца (промежуточный зачет), в конце четверти(четвертной зачет), в конце года(итоговый зачет или экзамен) Зачетная система является механизмом ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Она позволяет ученикам осваивать учебные программы в разном темпе и на разных уровнях и тем самым увеличивает число «обучаемых» учеников. Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Механизм зачетной системы Каждый учитель определяет число зачетных работ и время проведения (не менее 3 за четверть) или полугодие. Зачеты делятся на тематические, которые проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом и текущие, проводятся систематически, в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала. Зачетными работами считаются также: -контрольные диктанты, изложения и сочинения по русскому языку, литературе,английскому языку. Уровневая дифференциация заданий как основной компонент зачетного урока. Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается, нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки, а во-вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. В каждой зачетной работе указываются критерии оценки. Во время выполнения зачёта разрешается пользоваться учебной и справочной литературой. Объекты оценивания : знания, умения, освоенные компетенции. Два принципа являются ключевыми в оценивании: В зачетной системе обучения учитывать психологические особенности обучающихся. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с обучающимися, так как личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя обучающимся, но и их совместный личностный рост, совместное личностное развитие. Обучающемуся, регулярно посещающему групповые консультации, выполняющему домашние работы, выполнившему все обязательные работы, отметка за зачётный раздел может быть выставлена «автоматом», то есть по текущим и контрольным отметкам. Данное решение принимается учителем самостоятельно Зачет подлежит пересдаче, если обучающийся не выполнит минимальный уровень, т.е. образовательный стандарт, причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды заданий, с которыми обучающийся не справился. Зачетная система позволяет ученику исправлять свои ошибки. Если к концу четверти ученик не сдал зачеты, то его родители приглашаются в школу, такие ситуации обсуждаются на педсовете Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Применение зачетной системы контроля положительно сказывается на качестве знаний в предметной области, так как: — проверка знаний есть форма закрепления, обязательное участие в зачете делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков; — проверка знаний есть форма воспитания у обучающихся навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И тем лучше организован опрос, тем больше оснований надеяться, что учащиеся научаться отвечать так, как требуется; — проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание; Когда учащиеся привыкают работать по данной системе, довольно резко меняется стимул обучения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Поэтому учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, личностно-ориентированный подход для каждого ученика, нацеливания их на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дает учителю реальную картину знаний, но и представляет возможность самому ученику объективно их оценить.
|