задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

доктор педагогических наук, профессор Бобрышов С.В., кандидат педагогических наук, доцент Кабушко А.Ю.

А – 39 Акименко В.М. Методика обученияматематике детей с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.

В пособии раскрыты задачи, цели, организация и содержание обуче- ния математике детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе школ V вида.

Значительный акцент в пособии сделан на особенностях математиче- ского развития детей с речевыми нарушениями, обоснованы основные про- блемы обучения математике данной категории детей, разработана классифи- кация нарушений математического развития детей с речевыми нарушениями.

Пособие предназначено для студентов дефектологических фа- культетов педагогических вузов. Может быть использовано логопедами и учителями общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ V вида, а также родителями детей, имеющих трудности в обучении матема- тике.

© ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», 2013

задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Смотреть фото задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Смотреть картинку задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Картинка про задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Фото задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Предмет и задачи начального обучения математике в шко- ле для детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………
1.1 Математика как область человеческого знания…………………
1.2 Начальный курс математики как учебный предмет в специаль- ной образовательной школе………………………………………………….
Глава 2. Особенности обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………………………..
2.1. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи …………………………………………………………..
2.2. Особенности речевого развития детей с детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………
2.3.Анализ трудностей обучения математике детей с речевыми нарушениями…………………………………………………………………
Глава 3. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста………………………………………….
3.1 Анализ исследований акалькулии и дискалькулии детского возраста ……………………………………………………………………….
3.2 Классификация дискалькулии у детей с нарушениями речи….
Глава 4. Содержание обучения математике в школе для детей с тя- желыми нарушениями речи………………………………………………
Глава 5. Организация учебной деятельности по математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………….
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обуче- нии. По данным многих авторов (Н.П. Вайзман, Г. Ф. Кумарина, С. Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказы- ваются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении. В этой связи, по- жалуй, самым трудным предметом является математика. Около 15 % школь- ников от общего числа учащихся испытывают стойкие трудности в освоении стандартного образовательного уровня по математике (N. A. Badian, 1983;

M.G. Von Aster, 1992; J.H. Lorenz, 1993; O. Lunde, 1999; B. Tvedt, 2002). Это те случаи, когда уровень математических способностей ученика значительно ниже его способностей по другим предметам (L. Kosc, 1979; F. Johnsen, 1999, 2000, 2002; O. Magne, 2003).

В исследованиях В.А. Крутецкого, 1998; F. Johnsen, 1999, 2002; К. Барта, отмечается, что неспособность детей к математике встречается ча- ще, чем неспособность к чтению. Довольно часто неспособность к математи- ке сочетается с речевыми нарушениями.

Математическая речь ребёнка развивается по тем же законам, что и речь обиходная. Она характеризуется теми же особенностями, представляет такие же трудности в формировании и формулировании мысли для детей с нарушениями речи. Она также существует в устном и письменном виде. Ма- тематика – это тексты, пересказы, описания, ответы на вопросы. Это звуко- произношение, лексика, грамматика. Обучение математике детей с наруше- ниями речи без учёта указанных положений не может привести к успеху.

Исследование математической готовности выявляет трудности усвое- ния математического материала, которые могут быть как общими для всех детей с речевыми нарушениями, так и специфичными в зависимости от пре- валирующей недостаточности того или иного компонента математической готовности.

В связи с этим, одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обу- чения младших школьников с речевыми нарушениями.

Наиболее важными предпосылками обучения систематическому курсу математики являются достаточный уровень развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных функций, полноценное речевое развитие ребенка, нали- чие определенного запаса элементарных математических представлений. Для восполнения этих пробелов вводится пропедевтический курс, включающий целенаправленную работу по формированию математической речи в процес- се освоения математических операций.

Предельно разнообразный состав учащихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возмож- ности детей требуют постоянного совершенствования системы массового и специального образования, разработки вариативного стандарта обучения, дифференцированных и индивидуальных форм организации учебной и лого- педической работы, возможности моделирования образовательной програм- мы и маршрутов обучения каждого конкретного ребенка.

Полноценность усвоения математического материала детьми с нару- шениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью раз- вития речевого, деятельностного и когнитивного компонентов математиче- ской готовности.

Затруднения, возникающие у младших школьников в процессе обуче- ния, можно объединить в три группы: биогенные, социогенные и психоген- ные, что обусловливает ослабление познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) ребенка и значительно снижает эффективность обучения. Помимо общих предпосылок трудностей в учении, существуют специфические – трудности усвоения математического материала.

Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов (Н. Б. Истомина, Н. П. Локалова, А. Р. Лурия, Г.Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). В ре- зультате анализа названных литературных источников были выявлены сле- дующие основные затруднения младших школьников с речевыми нарушени- ями при обучении математике:

1. Отсутствие устойчивых навыков счета

2. Незнание отношений между смежными числами.

3. Неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный.

4. Нестабильность графических форм, т.е. несформированность поня- тия «рабочая строка», зеркальное написание цифр.

5. Неумение решать арифметические задачи.

6. «Интеллектуальная пассивность».

7. Нарушение речевого развития.

Учителю необходимо в каждом конкретном случае профессионально подходить к построению и реализации учебного процесса, ориентируясь на личностный рост ребенка, учитывая индивидуальные особенности его пси- хической деятельности, создавая позитивные перспективы развития личности ученика, организовывая личностно-ориентированную образовательную сре- ду, позволяющую на практике выявлять и реализовывать творческий потен- циал ребенка. Опираясь на теоретические знания, учитель должен уметь предвидеть затруднения ребенка в обучении и устранять их; планировать коррекционно-развивающую работу, создавать проблемные ситуации для ак- тивизации динамики развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоцио- нально-психологический фон процесса обучения. Особенность методических

знаний и умений заключается в том, что они тесно связаны с психологиче- скими, педагогическими и математическими знаниями.

В проекте Специального стандарта (СФГОС) для детей с нарушениями речи предлагаются научно обоснованные варианты реализации права каждо- го такого ребенка на образование вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения речевого развития, способности к освоению академиче- ской программы. При этом учитывается общепризнанный факт, что группа школьников чрезвычайно неоднородна.

Зависимость одних математических знаний и умений от других, их по- следовательность и логичность показывают, что пробелы на той или иной ступени задерживают дальнейшее изучение математики и являются причи- ной школьных трудностей. Решающую роль в предупреждении школьных трудностей играет диагностика математических знаний и умений учащихся, при организации и проведении которой необходимо соблюдать определен- ные условия: формулировать вопросы четко и конкретно; предоставлять вре- мя для обдумывания ответа; относиться к ответам ученика позитивно.

Полноценность усвоения математического материала детьми с нару- шениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью раз- вития речевого, деятельностного и когнитивного компонентов математиче- ской готовности.

Исследование математической готовности выявляет трудности усвое- ния математического материала, которые могут быть как общими для всех детей с ОНР, так и специфичными в зависимости от превалирующей недо- статочности того или иного компонента математической готовности.

Наиболее важными предпосылками обучения систематическому курсу математики являются достаточный уровень развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных функций, полноценное речевое развитие ребенка, нали- чие определенного запаса элементарных математических представлений.

Обучение математике, особенно детей с ТНР, невозможно без при- стального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно- практической деятельности и действий с числами.

Источник

«Методика преподавания математики (специальная)» на тему: «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков детьми с нарушениями речи школьного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Смотреть фото задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Смотреть картинку задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Картинка про задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи. Фото задачи коррекционной методики обучения математике детей с нарушением речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Презентация
Выполнила:
студентка 3 курса Б3Л группы
Направления (специальности)
специальное дефектологическое
образование заочной формы
обучения психолого-
педагогического факультета
Яровая Т.И.
по дисциплине: «Методика преподавания математики (специальная)»
на тему: «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков детьми с нарушениями речи школьного возраста»

Описание слайда:

Методика преподавания математики – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Предметом специальной методики математики является обучение математике в школе

Описание слайда:

Задачами курса обучения математике в специальной (коррекционной) школе являются:
– формирование у учащихся прочных навыков
счета, решение текстовых задач, развитие мышления,
памяти, внимания, творческого воображения,
наблюдательности, формирование умения кратко, точно и
ясно излагать свои мысли. В процессе обучения
обеспечивается формирование навыков фонетически
правильной разговорной речи, расширение лексического
запаса, обучение грамматически правильному оформлению
высказывания, чтению и письму. Однако главной
общеобразовательной задачей обучения математике остается
–овладение учащимися системой доступных математических
знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной
жизни и в будущей профессии.

Описание слайда:

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, учебно-воспитательной, консультативный виды профессиональной деятельности.
Ее изучение способствует решению следующих задач:

Описание слайда:

коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;
реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи.
в области коррекционно-развивающей деятельности:

Описание слайда:

в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса обучения с учетом структуры нарушения речи и индивидуально-типических особенностей лиц с речевой патологией;
планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
использование современных методов и средств обучения, ориентированных надифференцированные группы учащихся специализированных учреждений для детей с речевой патологией;
использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
применение современных средств оценивания результатов обучения;
обоснование методов и приемов воспитательного воздействия с учетом эмоционально-личностных особенностей детей и подростков с нарушениями речи;

Описание слайда:

в области консультативной деятельности:

консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.

Описание слайда:

Роль процесса обучения математике в развитии
познавательной деятельности школьников нарушениями речи
Речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Нарушения речи затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Специальные исследования В.А. Крутецкого показали, что для овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).
Математика обладает большим воспитательным потенциалом: формируется критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
В процессе обучения математике происходит развитие элементарного математического мышления учащихся, формирование и коррекция таких его форм, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания и других психических функций.

Описание слайда:

Особенности усвоения математических знаний обучающихся
Математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
Специальные исследования показывают, что узость, не целенаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании задачи, математического задания. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.
Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Они не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи, и т.д.

Описание слайда:

Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности.
Затрудненность письма у некоторых учащихся усугубляется тремором (дрожанием) рук, параличами. Нарушение координации движений у отдельных учащихся нередко служит причиной очень сильного нажима при письме, который приводит к поломке каран­даша и прорыву бумаги.
Несовершенство зрительных восприятий, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают ее значения. Поэтому ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить ее в правом нижнем углу, т.е. располагает цифры по диагонали, также располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалов.
Другая причина слабой дифференцированности математических знаний кроется в отрыве математической терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов, в непонимании конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Например, учащиеся не представляют себе реально таких единиц измерения, как километр и килограмм, а некоторое сходство в их звучании приводит к их уподоблению.

Описание слайда:

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи нередко записывают ответ первого примера в ответы всех последующих примеров, т.е. наблюдается явление персеверации:
3+10=13 13-10=13 9+ 3=13
Слабость обобщений проявляется в механическом заучивании правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить. Например, ученик знает переместительное свойство сложения, но при решении примеров его не использует.
Низкий уровень мыслительной деятельности школьников с нарушением речи затрудняет переход от практических действий к умственным. В отличие от нормально развивающихся детей, для формирования у учащихся с тяжелыми нарушениями речи представлений о числе, счете, арифметических действиях и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий.
Недостатки гибкости мышления проявляются в подборе примеров к правилам, при составлении задач: учащиеся нередко составляют задачи с одинаковой фабулой, повторяющимися глаголами, числовыми данными, вопросами и т.д.
Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особенно в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, пред­метной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как другой, второй, оба, каждый, столько же.

Описание слайда:

Бедность словаря проявляется и при составлении задач: учащиеся оперируют словами-штампами, не могут избежать слов-штампов в формулировке вопросов, заменяя специфические слова в вопросах общим словом сколько. Некоторые, импульсивно, не обдумывая условия, говорят: «Я не знаю, как решать такую задачу. Мы таких не решали!» они отодвигают тетради и не пытаются решать задачу.
Нарушения звукопроизношения влияют на процесс прочтения задачи, дети читают текст и одновременно контролируют свое произношение и в результате не понимают смысл прочитанного.
Недостатки грамматического строя речи сказываются особенно на понимание предлогов. Учащиеся не понимают задачи с нагромождением предлогов, таких как: «яблоки лежали в коробке, 2 достали из коробки …», учащиеся не могут сами составить задачу даже по образцу.
Экспериментальные данные О. А. Соломенниковой показывают, что математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зритель­ной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях и отношениях между величинами.

Описание слайда:

Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.
Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Дети не могут проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность. Так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали.
Школьники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.
Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Знания о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи различные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут определить величину предмета.

Описание слайда:

Представления о форме у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включения их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет на основе существенных признаков выделения свойств частей, а с опорой на зрительное восприятие. Наблюдается отставание в восприятии пространственных представлений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети младшего школьного возраста с нарушением речи часто пользуются приемом контактной близости, то есть отражаемое пространство для них еще диффузно.
Они понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако затруднено активное пользование этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание расположения объекта и отношений между ними. Характеризуя восприятие времени школьниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временных интервалов. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное, поскольку не сформировано умение строить длинные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

Описание слайда:

При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Тяжесть речевого нарушения зависит от степени (уровня) выраженности речевого недоразвития и от формы речевой патологии, что обусловливает значительное разнообразие психоречевых отклонений у младших школьников.

Описание слайда:

НУМЕРАЦИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Счет предметов в прямом и обратном порядке количественными и порядковыми числительными;

Источник

Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование математических представлений

у детей с тяжелыми нарушениями речи

учитель-дефектолог: Латыпова Д.В

Формировать количественные представления с учетом веду­щих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной).

Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуж­дать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Развивать наглядно-образное мышление.

Расширять активный словарь детей, связанный с математи­ческими представлениями.

Учить детей осуществлять счет и различные операции с мно­жествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пре­делах четырех и пяти;

Формировать простейшие измерительные навыки: учить из­мерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.

обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

развивать все компоненты устной речи детей, диалогическую форму речи, монологическую речь, используя наглядные модели.

При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.

— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

— уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

— работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

— уровень самостоятельности и активности;

— отношение к обучению;

— характер познавательных интересов;

— уровень волевого развития.

Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным. Задачи следует делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Таким образом, главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

К концу года дети должны

Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).

Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»

Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).

Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий (одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.

Определять расположение предметов относительно своего тела и направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Различать левую и правую руки.

Использовать элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.

1. Количество и счет

Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь пра­вильными приемами счета (называть числительные по поряд­ку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовы­вать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).

Познакомить с цифрами от 1 до 5.

Учить писать цифры по точкам.

Учить соотносить цифры с количеством предметов.

Учить понимать отношения между числами в пределах 5.

Учить отгадывать математические загадки.

Учить порядковому счету в пределах 5, различать количествен­ный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколь­ко?», «который?», «какой по счету?».

Учить устанавливать равенство и неравенство групп пред­метов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, распо­ложению.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, в кото­рых присутствуют числа.

2. Геометрические фигуры

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить видеть геометрические фигуры в формах окружаю­щих предметов, символических изображениях предметов.

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 раз­меров).

Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).

Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день,вечер, ночь.

Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правиль­но пользоваться этими словами.

Учить различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить различать правую и левую руку, раскла­дывать счетный материал, считать правой рукой слева на­право.

Продолжать учить обозначать словами положение предме­та относительно себя.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *