задачи обучения детей с зпр

Обучение детей с задержкой психического развития.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение детей с задержкой психического развития.

Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять их последствия. Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития интеллектуальными и речевыми нарушениями. Исследования среди детей этой категории были выделены две группы:

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7 – 10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует росту требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения.

Характерные особенности детей с ЗПР.

3.Отставание в развитии мышления.

5.Бедный словарный запас.

6.Слабая техника чтения.

8.Низкий навык самоконтроля.

9.Незрелость эмоционально-волевой сферы.

11.Ограниченный запас общих представлений и сведений.

В настоящее время существует несколько классификаций пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Одна из первых классификации принадлежит Сухаревой Г.Е. которая выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

1.Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения.

2.интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3.нарушения при различных формах инфантилизма;

5.функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

В следствии этих нарушений у детей в продолжении довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия ( по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности и ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении.

Особенности обучения детей с ЗПР.

1.Адаптированнные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом)

2.Изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миров, ритмикой и др.)

3.Индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала)

4. Факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.п.)

Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

1.В специальных образовательных учебных заведениях (школах 7 вида)

2.В коррекционных классах при общеобразовательных школах.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

2.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей – М. 1985.

4.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под редакцией Л.И.Романова, Н.А.Цыпина – М. 1993

Источник

Обучение детей с ЗПР

задачи обучения детей с зпр. Смотреть фото задачи обучения детей с зпр. Смотреть картинку задачи обучения детей с зпр. Картинка про задачи обучения детей с зпр. Фото задачи обучения детей с зпр

задачи обучения детей с зпр. Смотреть фото задачи обучения детей с зпр. Смотреть картинку задачи обучения детей с зпр. Картинка про задачи обучения детей с зпр. Фото задачи обучения детей с зпр

задачи обучения детей с зпр. Смотреть фото задачи обучения детей с зпр. Смотреть картинку задачи обучения детей с зпр. Картинка про задачи обучения детей с зпр. Фото задачи обучения детей с зпр

С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.

Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.

Особенности обучения

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.

Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.

Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.

Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.

задачи обучения детей с зпр. Смотреть фото задачи обучения детей с зпр. Смотреть картинку задачи обучения детей с зпр. Картинка про задачи обучения детей с зпр. Фото задачи обучения детей с зпр

Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.

Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.

Условия результативного обучения:

задачи обучения детей с зпр. Смотреть фото задачи обучения детей с зпр. Смотреть картинку задачи обучения детей с зпр. Картинка про задачи обучения детей с зпр. Фото задачи обучения детей с зпр

Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:

задачи обучения детей с зпр. Смотреть фото задачи обучения детей с зпр. Смотреть картинку задачи обучения детей с зпр. Картинка про задачи обучения детей с зпр. Фото задачи обучения детей с зпр

Варианты обучения детей с ЗПР

При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.

Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.

Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.

Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.

В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.

Источник

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности обучения детей
с задержкой психического развития в классах коррекции.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

На экране мы с вами видим факторы риска, предшествующие причинам задержки психического развития.

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Коррекционные классы VII вида были созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

В классах коррекционного обучения нашей школы система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Наполняемость класса – 10-14 человек.

Преподавание ведется по образовательным программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

Основная цель обучения на I ступени обучения – обеспечение овладения:

— чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности,

— элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий,

— культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Учащиеся начальных классов КРО должны, как и ученики массовых классов освоить обязательный минимум содержания начального общего образования, утвержденного МО РФ (Приказ № 1235 от 19.05.1998).

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста (на I ступени обучения) являются:

1) развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, тонкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации;

2) обогащение кругозора, формирование дифференцированных и всесторонних представлений о предметах и явлениях окружающего, развитие осознанного восприятия материала;

3) формирование социально-нравственного поведения в целях адаптации к школе (осознания и принятия роли ученика, выполнение школьных обязанностей и обязанностей ученика, ответственное отношение к учебе, соблюдение школьных правил, правил общения со сверстниками и взрослыми и т.п.);

4) формирование учебной мотивации, постепенное замещение социальной ситуации развития «взрослый – ребенок» на «учитель-ученик», что способствует развитию познавательной активности;

5) развитие личностного компонента познавательной деятельности (мотивационного и регуляторного компонентов – познавательной активности, самостоятельности и произвольности);

6) формирование общеучебных умений: умения ориентироваться в задании, умение планировать свою деятельности; умение выполнять деятельность в соответствии с наглядным образцом и словесными указаниями учителя, умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

7) формирование общеинтеллектуальных умений – операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения делать выводя, формировать понятия, рассуждать, доказывать, находить причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и др.;

8) повышение общего уровня развития и коррекция имеющихся вторичных нарушений в развитии;

9) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных стрессов, создание благоприятного психологического климата в кассе и школе, обеспечение ситуации успеха во фронтальной и индивидуальной образовательной и коррекционной деятельности, закаливание, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия;

10) организация социальной среды, обеспечивающей стимуляцию общего развития, активизацию познавательной деятельности, коммуникативных функций, формирование практической и интеллектуальной деятельности;

11) обеспечение комплексного сопровождения специалистами (врачом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) – наблюдение за развитием и коррекционная работа;

12) создание учебно-методического обеспечения, необходимого для усвоения детьми общеобразовательных коррекционных программ в соответствии с требования образовательного стандарта к ЗУН.

1 этап — это диагностика, которая основывается на наблюдении, изучении документации, обследовании дефектолога, логопеда и психолога. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов)

2 этап консультация родителей. Ведь мы с вами знаем, что не все родители могут согласиться с тем что их любимое чадо, имеет отклонения в психическом развитии. Необходимо вести беседы с такими родителями, объясняя причины и следствия обучения таких детей. Преимущества КРО. Это так же касается и родителей, которые соглашаются с заключением ПМПК. Таким родителям так же требуется помощь в развитии и обучении детей с диагнозом ЗПР.

Далее мы рассмотрим характерные особенности детей ЗПР.

Недостаточность произвольной памяти;

Источник

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Для детей с задержкой психического развития типичен ряд характерных особенностей,к ним относятся: эмоционально-волевая и познавательная деятельность, поведение и личность ребенка в целом, Множественными изысканиями определены последующие главные особенности детей с задержкой психического развития – это высокая истощаемость, и как следствие чего, невысокая трудоспособность; неподготовленность чувств, свободы действия; небольшой резерв единых познаний и взглядов; небольшой лексический багаж. Так же дети с данной патологией отличаются низкой способностью умственной игровой работы. Понимание характеризуется замедленностью. В мыслительной деятельности наблюдаются сложности словесно-логических операций. У ребенка с задержкой психического развития наблюдаются изменения всех видов памяти, они не имеют способность применять дополнительные ресурсы с целью запоминания. Им нужен наиболее продолжительный промежуток с целью способа и обработки полученных данных.

При устойчивых формах задержки психического развития церебрально-органического генеза, кроме нарушений познавательной работы, предопределенных патологией трудоспособности, зачастую прослеживается и малая развитостьединичных корковых либо подкоровых функций: слухового, визуального восприятия, пространственного синтеза. У детей с ЗПР, так же, страдают моторная и сенсорная стороны речи, долговременная и кратковременная память.

Исследования показали, что, при обучении детей с данной патологией, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности развития, присущие этим детям наряду с общими чертами. Поэтому, наравне с едиными особенностями, детям с ЗПР разнообразной клинической этиологии, присущи особенности, которые необходимо учитывать в психологических исследованиях, во время учебы и коррекционной работы. Организуя процесс обучения детей с ЗПР, необходимо знать, что подобные дети, задачи практического и интеллектуального характера разрешают на уровне своего возраста. Они обличаются способностью пользоваться проявленной поддержкой, могут понять содержание иллюстрации, повествования, сориентироваться в решении обычной проблемы и иных задач. Однако, эти обучающиеся отличаются недостаточной познавательной инициативностью, что в комбинации с быстрой утомляемостью и истощаемостью способно основательно замедлять их подготовку и формирование.

Стремительное переутомление приводит к утрате трудоспособности, из-за чего, у детей с ЗПР появляются трудности в усвоении учебной программы. Они не могут сохранить в своей памяти требования поставленной перед ними задачи, не могут запомнить продиктованное предложение, забывают фразы; делают несуразные погрешности в письменных работах; зачастую взамен решения задачи, они, попросту автоматически манипулируют цифрами; становятся неспособными дать оценку итогам собственным действиям; их взгляды на окружающий их мир узки и однообразны.

Подобные учащиеся не способны сконцентрироваться на уроке, не готовы подчинить свои поступки правилам, включающим ряд условий. У множества из них доминируют игровые аргументы.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в некоторых случаях они активно включаются в работу всего класса, и решают поставленные задачи одинаково со всеми учащимися, однако они сразу устают, отвлекаются, и прекращают усваивать урок, вследствие чего, в познаниях возникают существенные минусы.

Таким образом, вышеперечисленные характерные особенности детей с ЗПР не могут остаться незамеченными учителями. Которые, в свою очередь, стараются оказывать отдельную помощь таким учащимся. Учителя выявляют пробелы в багаже их знаний, и в обязанности каждого учителя входит заполнить эти ниши при помощи отдельных педагогических методов и методик, используемых в педагогической работе с такими детьми. Данные методики предусматривают дополнительные занятия с детьми с задержкой психического развития,в них входят: объяснение пройденного материала, выполнение дополнительных упражнений; с использованием различных наглядных дидактических пособий и разнообразных карточек, которые помогают сосредоточиться ребенку на главном материале изучения. В то же время, освобождают его от занятия, не относящегося к заданной теме, тем самым, привлекая внимание ребенка к изучаемому материалу. Перечисленные меры дают свои результаты на разных стадиях обучения, позволяя ученику добиться определенных временных успехов. В результате чего, педагог рассматривает способности учащегося, как отстающего в развитии и долго усваивающего материал.

В стадии стабильной работоспособности у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и сильные стороны, проявляющиеся обычно, когда дети выполняют задания доступные и интересные для них, при условии, что эти задания, не требуют продолжительного интеллектуального усилия и протекают в тихой и благожелательной атмосфере.

При таком индивидуальном подходе со стороны педагогов и в таком состоянии, учащиеся с ЗПР, проявляют способности к независимому усвоению учебного материала. Или с небольшой поддержкой со стороны педагога, эти дети, так же, проявляют способности к решению умственных задач, практически в той же степени, что и другие, нормально развивающиеся сверстники.

Подобная картина отмечается и на занятиях в классе. Ребята имеют все шансы относительно быстро освоить учебный материал, грамотно написать упражнение и, следуя цели задачи, откорректировать погрешности в труде. К третьему – четвертому классу у отдельных учащихся с ЗПР под воздействием деятельности педагогов формируется заинтересованность к чтению.

Дети, пребывая в состоянии сравнительно неплохой трудоспособности, способны в последовательной и подробной форме пересказать доступный им текст. Они достаточно верно отвечают текст на вопросы к тексту, способны выделить из текста главную мысль, но, правда, не без помощи педагога. Если рассказ понравился ребенку, то, он может вызвать в нем бурную и глубокую эмоциональную реакцию.

Достигая возраста семи-восьми лет, такие дети трудно подстраиваются к рабочему режиму урока,потому что урок они воспринимают как игру: бегают по классу, задают невпопад вопросы, разговаривают с товарищами.

Когда возбуждение утихает, и дети утомляются, они начинают вести себя по разному, кто-то становится пассивным и вялым, ложится на парту и теряет интерес к уроку, другие дети, наоборот, становятся еще более возбудимыми, расторможенными и беспокойными.

В такие моменты педагогу требуется применить особые методы и большой такт, чтобы вывести детей из такого состояния.

Отдельные учащиеся, которые понимая свои трудности в обучении,делают попытки самоутвердиться по-своему:

они пытаются подчинить себе товарищей, которые слабее их физически, командуют ими, принуждают выполнять за себя работу по уборке класса, которая им не нравится.

Они изображают свое «геройство», нелепыми и рискованными способами, могут прыгнуть с высоты, полезть по опасной лестнице, чтобы привлечь внимание, так же они хвастаются поступками, которые никогда не совершали, тем самым, как бы компенсируя свое отставание в учебе.

Однако, эти учащиеся, как правило, восприимчивы к несправедливым упрекам, они остро на них реагируют и долго не могут успокоиться.

Дети с ЗПР более слабые в своем физическом развитии склонны подчиняться более сильным сверстникам, объявляют тех своим «авторитетом», безоговорочно ему подчиняются и поддерживают даже тогда, когда их «вожак» не прав.

Аномальное поведение, обнаруживающееся у младших учащихся в довольно безвредных действиях, со временем, возможно, перерастет в устойчивые черты характера, в случае, если педагоги, воспитатели и окружающие их взрослые люди вовремя не предпримут надлежащих воспитательных мер.

Педагог, для успешной работы с детьми с задержкой психического развития должен досконально изучить особенности развития детей с ЗПР, что является чрезвычайно важным для понимания общего подхода к работе с ними.

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития»» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Консультация для родителей «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития и его коррекция» В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у.

Особенности внимания детей с задержкой психического развития Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Современный.

Словесные игры для детей с задержкой психического развития Игры для детей с задержкой психического развития Игра «Найди отличие» (3-5лет) Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития».

Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *