задачи обучения это в педагогике

Цели и задачи процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность процесса обучения

Процесс обучения представляет собой социально обусловленный процесс. Процесс обучения необходим для формирования человека, который будет соответствовать общественным требованиям.

Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие между педагогом и учеником. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Задача педагога в свою очередь заключается в формировании соответствующих условий для усвоения знаний и тренировки навыков и умений.

Обучение — это целенаправленный процесс, который стимулирует активную познавательную деятельность учеников по овладению знаниями, умениями, навыками, морально-этическими нормами, а также способствует развитию их творческих способностей.

Процесс обучения обладает рядом специфических признаков:

Основные цели процесса обучения

Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.

Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:

Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.

Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.

Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:

Готовые работы на аналогичную тему

С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:

Основные задачи процесса обучения

Педагогу для того чтобы добиться этих целей необходимо выполнить задачи обучения. Задачи обучения весьма разнообразны. Педагоги должны подталкивать учеников к учебно-познавательной активности. В задачи педагогов так же входит создание среды для осуществления познавательной деятельности. Преподаватель должен выполнять задачи по формированию и развитию мыслительной деятельности, памяти, творческих умений. В задачу педагога так же входит формирование научного мировоззрения, а также нравственных и эстетических взглядов.

В ходе своей работы педагог должен реализовать множество педагогических элементов. Педагог должен сформулировать цели своей учебной деятельности. Так же в задачу педагогов входит определение потребностей учеников в учебном материале. Он должен определить какой материал является необходимым на данном этапе образовательного процесса.

Необходимо что бы была сформирована среда, в которой ученики максимально эффективно смогут усваивать необходимые знания. В процессе обучения важной составляющей является формирование позитивного эмоционального климата, комфортного для учащихся. В ежедневные задачи педагога входит управление процессом обучения и контроль, и оценка усваиваемых знаний учеников.

В задачах педагогов отражаются задачи учащихся. В ходе образовательного процесса ученики должны понять какие цели и задачи перед ними поставил педагог. Потребности и мотивы в познавательной деятельности учеников должны расширятся и углубляться. Ученики в рамках реализации образовательного процесса должны успешно воспринимать учебный материал. Затем учащиеся должны научится применять усвоенные знания на практике, затем повторять освоенный материал. Дети должны учиться применять волю в обучении, вести самоконтроль в ходе своей познавательной деятельности, применять навыки самооценки.

Движущие силы в реализации целей и задач обучения

Для реализации целей и задач процесса обучения необходимо соблюдать ряд условий. Важную роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его эрудиция и мастерство преподавательской деятельности. Учитель, который в совершенстве владеет своей дисциплиной, может рассказать своим ученикам много дополнительной информации, является всесторонне развитой личность, вызывает у учеников интерес и восхищение. Ученики восхищаются такими преподавателями и хотят им подражать.

Для успешной реализации задач обучения необходимо что бы учитель относился к своим ученикам с должной долей требовательности и в то же время имел уважительное к ним отношение. Когда учитель уважительно относится к своим ученикам, ученики в свою очередь так же доброжелательно относятся к учителю. В том случае если учитель подавляет учеников, недоброжелательно к ним относится, процесс обучения так же идет в негативном направлении.

Большую роль в реализации педагогических задач имеют методические приемы обучения. Для стимуляции интереса учеников педагог может использовать в процессе совей работы разнообразный наглядный материал, ТСО, приводить интересные факты, ставить перед учащимися проблемные задания.

Для достижения целей и задач процесса обучения важно, чтобы каждый ученик получал удовлетворение в процессе обучения. Когда он видит успешность своей учебной деятельности, у него формируется уверенность в собственных силах и появляется желание успешно усваивать учебный материал.

Источник

Сущность, задачи и функции обучения

Обучение – это в первую очередь активное взаимодействие педагога и ученика. Результатом этого общения является формирование у ребенка собственной активности, направленной на получение знаний, умений и навыков.

Нельзя говорить, что роль учителя – это только передача знаний, а роль ученика – только их получение. Результат обучение определяется активным взаимодействием всех сторон процесса. Паскалю принадлежит высказывание, в котором он сравнивает ученика не с сосудом, который надо бездумно наполнить информацией, а с факелом, который необходимо зажечь.

Цель и основная задача педагога в процессе обучения заключается в том, чтобы направлять действия ученика в его познавательной деятельности, контролировать его успеваемость, предоставлять необходимые средства обучения и необходимую информацию.

В том случае, если учащиеся не имеют стимула к получению знаний и недостаточно мотивированы, то можно считать, что процесс обучения не налажен, а результат его будет достаточно низким.

Сущность, задачи и функции обучения

К числу основных задач, которые необходимо решить в процессе обучения, относятся:

Функция педагога и ученика

К числу основных функций учителя можно отнести:

Учащиеся также имеют ряд функций, которые должны выполнять в ходе учебного процессе:

С учетом функций каждого из участников процесса обучения можно сформулировать понятие сущности образования. Она заключается в получении новых знаний, формировании полезных навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Формы обучения

Выделяют следующие формы обучения:

На физиологическом уровне процесс обучения заключается в формировании в центральной нервной системе шаблонных стимулов, которые в дальнейшем будут основой для выбора сценариев реагирования на знакомые и новые ситуации.

Первым, кто попытался объяснить механизмы обучения, был П. К, Анохин. Он считал, что информация, полученная в ходе обучения, превращается из потенциальной в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Эта система представляет собой основу и ведущий из механизмов обучения.

Обучение может проводиться на различных уровнях. Тот уровень, на котором проводится обучение, носит название рефлекторного. Именно здесь идет усвоение стимулов и формирование реакций.

Рефлекторные уровни есть и у животных, и у человека. Характер подкрепления у разных живых существ может различаться, но механизмы, лежащие в основе обучения сходны. Выявление рефлекторного уровня обучения осуществляется бессознательно в ходе целенаправленного поиска и проб. Побуждение к поискам провоцируют нереализованные потребности.

На рефлекторном уровне можно выделить два вида обучения:

На практике мы редко имеет дело с изолированными видами обучения. Обычно оба эти направления объединены в сенсомоторное обучение. В основе сенсомоторного обучения лежит формирование автоматических способов выполнения действий, которые проводятся под контролем восприятия и представлений.

Следующим, более высоким уровнем обучения является усвоение знаний на интеллектуальном уровне. В этом случае знания базируются на не ощущениях и чувственных представлениях о предметах и действиях, а на системе понятий и действий, которые обозначены словами. Происходит выделение объективных связей, которые характеризуют структуру действительности или деятельности.

Активность в процессе обучения

По критерию активности обучение можно классифицировать следующим образом:

Неассоциативное обучение также носит название стимул-зависимого. Оно обуславливается средой и не требует проведения согласования внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически, это пассивная реакция человека на внешние сигналы.

В рамках неассоциативного обучения различают:

Благодаря привыканию, которые является наиболее простой и распространенной формой обучения, человек может научиться игнорировать некоторые стимулы, которые не имеют значения, дл того, чтобы сконцентрировать внимание на значимых раздражителях. Сенсибилизация используется для формирования поведенческой реакции по типу «Стимул-ответ».

Если говорить про импринтинг, то выделяют три основных его проявления:

Подражание, в свою очередь, можно разделить на:

Викарное обучение предполагает, что результат подражания оценивается. Чем старше становится обучаемый, тем чаще обычное подражание заменяется викарным обучением.

Ассоциативное обучение также в литературе может определяться как факультативное обучение. Оно представляет собой процесс формирования собственной среды индивидуума за счет выделения значимых для выполнения поведенческих актов функциональных составляющих. Результат ассоциативного обучения во многом определяется эффективным контактом человека и среды.

Выделяют две основные формы ассоциативного обучения:

Вторая форма факультативного обучения предполагает, что человек получает требуемый результат за счет выполнения активных действий. Эффективность оперантного обучения определяется подкреплением действий положительными или отрицательными эмоциями по поводу полученных в ходе отдельных проб результатов.

Когнитивное обучение является высшей категорией обучения. Оно приводит к формированию функциональной структуры среды.

Выделяют следующие формы когнитивного обучения:

Когнитивное обучение является одним из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.

Источник

Задачи обучения: о чем нужно помнить, чтобы создать идеальный онлайн-курс

Прежде чем запустить курс дистанционного обучения или онлайн-школу, автор должен проделать большую работу. В том числе внимательно изучить цель своего курса и проверить, соответствует ли она задачам обучения. Без этого вся работа может не принести результата ученику, что приведет к провалу учебной программы.

Из этой статьи вы узнаете, что такое задачи обучения, какие задачи преследует онлайн-обучение и как их грамотно достичь.

Что такое задачи обучения?

Целью обучения является освоение нового навыка или знаний, умение ими пользоваться и желание продолжать их развивать.

Это конечный результат, который получит ученик, пройдя весь путь с нуля, изучив все уроки, методические материалы, сдав все тесты и контрольный.

Для того чтобы ваши ученики достигли цели, вы, как педагог или автор курса, должны создать правильные условия. Условия выполняются посредством выполнения задач обучения. На каждом отдельном этапе обучения вы должны создавать для учеников такие условия, чтобы они могли познавать следующую ступень, приближающую их к цели.

Для того чтобы ваше обучение было эффективным, вам следует заранее спланировать задачи на каждый отдельный модуль и урок. В случае, если задачи не выполняются, ученик испытывает трудности в усвоении материала или теряет мотивацию к обучению, что приводит к снижению результатов учебной деятельности.

Таким образом, задачи обучения – это система из условий, созданных для ученика на отдельном конкретном этапе процесса обучения, которые позволяют ему перейти к следующему и в результате окончить курс.

Чтобы не перегружать вас лишней и сложной информацией, в дальнейшем мы будем называть задачами обучения не отдельные этапы, а в целом, как задачи всего процесса.

Тогда формулировка меняется:

Задачи обучения – это ряд задач, которые должен решать преподаватель во время процесса обучения, чтобы ученики получили максимально быстрые и высокие результаты.

Вышло проще, не так ли? Теперь можно перейти к более конкретным вопросам.

Задачи традиционного обучения

Конечно, в этой статье рассматриваются в первую очередь задачи дистанционного обучения. Но для более глубокого понимания мы решили внести немного информации и о традиционном. Если вы считаете, что это вам не нужно, прокрутите статью ниже к следующему разделу – там будет разбираться дистанционное обучение.

Традиционное обучение как самая древняя форма этого процесса было изучено еще в античные времена. В 20 веке педагоги и методисты по новой углубились в изучение этой темы и выделили три вида целей, которые должно решать очное обучение. К ним относятся:

Образовательные цели. Это непосредственная передача знаний и навыков от учителя к ученику, от ознакомления и усвоения до свободного их использования.

Развивающие цели. К этой цели относят развитие мышления и креативного подхода к задачам, тренировку памяти. Эта цель менее важна при обучении взрослых людей.

Воспитательные цели. К этому широкому спектру целей относятся и навыки здорового социального взаимодействия, и создание системы ценностей из морально-этических взглядов и убеждений, и воспитание в человеке желания саморазвиваться и самореализовываться. В обучении взрослого человека это важная цель, если вы работает в мягких нишах, например, эзотерике или психологии. Если же вы работаете с детьми, ни в коем случае не отказывайтесь от нее.

Эти цели отличаются от целей дистанционного обучения взрослых людей. Так, на первое место встает образование, а оставшиеся две применяются либо в урезанном формате, либо автор курса отказывается от них совсем.

К примеру, из воспитательных взаимодействий в обычной онлайн-школе может применяться система дедлайнов, система поощрения или игрофикация процесса. Это мотивирует учеников не откладывать уроки на потом и вкладываться сильнее в их изучение и выполнение. Но вероятность того, что этим вы воспитаете взрослого и самодостаточного человека, мала.

Каждый отдельный процесс, который помогает вам выполнить отдельную образовательную цель, является той самой задачей обучения. Решение задач традиционного обучения почти полностью ложится на плечи преподавателя. Ему требуется высокая квалификация и творческий подход к проведению уроков, чтобы увлечь учеников, доступно преподнести материал, уделить внимание каждому и по полной использовать учебные ресурсы.

Такая работа требует усердия, усидчивости и концентрации. Чего стоит проверка однотипных тестов. А если задание было творческим и нужно проверять каждого ученика отдельно? Кроме этого, работа с классным журналом и отслеживание успеваемости учеников.

Самая большая проблема традиционного образования – это минимальная возможность его автоматизации. В то же время, при дистанционной форме обучения с использованием современных технологий большая часть процесса, а иногда и он полностью, поддается переводу в автоматический режим. О том, как это сделать, читайте ниже.

Задачи дистанционного обучения и как их решать

Вот мы и подошли к той теме, которая привлекла вас в названии статьи. До того, как мы расскажем вам об основных целях дистанционного образования, следует ввести одно важное понятие.

Современное дистанционное образование все больше переходит в Интернет. Этот тренд начался в начале 2010-х годов и с каждым годом вовлекает в себя все больше учебных заведений, авторов курсов и предпринимателей, которым требуется обучать своих сотрудников.

Для того чтобы упростить сложный, во многом монотонный и разрозненный процесс обучения в онлайне, были созданы системы дистанционного обучения – СДО. Они позволяют автоматизировать рутинные процессы, создать максимально удобные условия для учеников и сделать работу преподавателя проще. В дальнейшем тексте системы будут упоминаться еще не раз, но теперь вы предупреждены, а значит вооружены.

Итак, хороший дистанционный курс образования должен решать следующие задачи:

Индивидуальный подход к ученику

Дистанционная форма обучения позволяет проще индивидуализировать процесс. Например, ученик может заниматься тогда, когда ему это удобно, и оттуда, откуда ему удобно. Также каждый ученик может получить личную обратную связь от преподавателя или сокурсника.

Эта задача решается правильным подбором СДО и выбором асинхронной формы обучения. В этом случае вы можете настроить уроки и проверку знаний, которые не требуют вашего непосредственного участия, способы ответов на вопросы учеников, общий чат.

Снижение стоимости обучения

Одна из причин, по которой дистанционное обучения становится все более популярным, это его невысокая стоимость. Преподавателю не нужно арендовать помещение, распространение учебных материалов в электронном виде бесплатно, ученикам не нужно тратить время и деньги на дорогу до класса, СДО автоматизирует рутинные процессы, поэтому школе не требуется большое количество обучающего, обслуживающего и управляющего персонала. При правильной подготовке и запуске онлайн-курса им может управлять всего один человек.

Обучение в труднодоступных местах

Не на всей территории мира есть возможность качественно обучаться, но эту задачу решает Интернет. Теперь для того чтобы пройти определенный курс, человеку нужен гаджет и доступ во Всемирную Сеть. От вас же требуется создать удобный доступ к вашим урокам – использовать качественную СДО.

Современные СДО обладают удобным и интуитивно понятным интерфейсом, кроме этого для доступа к ним требуется только Интернет и не совсем устаревшее электронное устройство. Плюсом в выборе СДО будет мультиплатформенность и приложение для гаджетов, которые дадут ученикам свободу подключения к уроку. Для автора курса это тоже большой плюс – вы сможете управлять своей школой и обучать, находясь и у себя дома и на пляже Бали.

Поддержание мотивации к обучению

Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. Все это время одна проблема казалась нерешаемой – отсутствие эмоционального подкрепления и внешнего контроля снижало мотивацию учеников, от чего многие бросали курс, не закончив его.

В наше время существует множество способов решить эту проблему. Одним из самых эффективных является геймификация – внесение элемента игры в обучение, которое поддерживает стремление к учебе и у детей, и у взрослых. Одним из примеров такой системы являются АнтиТренинги. Кроме этого, подключение общего чата учеников и проведение вебинаров восполняют недостаток эмоционального подкрепления, что тоже повышает мотивацию учеников.

Повышение качества обучения

До недавнего времени дистанционное обучение не могло конкурировать по качеству с традиционным. Это прекратилось, когда на вооружение обучения через Интернет пришли методики e-learning. Теперь при использовании качественной платформы дистанционного обучения вы можете сделать свои уроки доступными, интерактивными, вовлекающими. Это позитивно сказывается и на скорости обучения, и на качестве его результатов. Внесите в свой курс разнообразные форматы учебных материалов: видео, презентации, вебинары, тренажеры, онлайн-тесты. Тогда вам останется работать с учениками, которые уже подкованы в материале, и индивидуально решать их вопросы. Согласитесь, это интереснее, чем повторять одно и то же раз за разом.

Доступная база знаний

Онлайн-школа с использованием СДО превращается в единую электронную образовательную среду. Проще говоря, каждый ученик может получить доступ к материалам столько раз, сколько ему нужно, в том темпе, который ему удобен. Кроме этого, он может легко заглянуть в предыдущие уроки, если ему нужно обновить какие-то знания. Также вы можете создать дополнительные материалы по теме, доступ к которым ученики будут получать за достижения и рвение к учебе – это повысит их мотивацию учиться на все 100%.

Разгрузка преподавателя

Любой образовательный процесс наполнен монотонными и рутинными действиями, которые ложатся на плечи преподавателя. В случае дистанционного обучения от автора курса требуется открывать доступ ученикам, отслеживать их успехи, отсылать домашние задания, напоминать о занятиях и задолженностях – это даже не 10% списка. Но современные технологии в лице СДО решают и автоматизируют эти задачи. Каждый отдельный процесс вы можете настроить так, чтобы он лучше соответствовал целям обучения, при этом вы освободите свое время и снизите потребность в дополнительных сотрудниках. Также СДО помогают легко отслеживать статистику каждого отдельного ученика, быстро корректировать материал, настраивать автоматические рассылки, использовать онлайн-тесты и шаблонные ответы и многое другое. Обучать еще никогда не было так легко и приятно, как в наше время.

Это задачи, которые в общем должны решаться для качественного дистанционного обучения. Но каждая отдельная школа, курс могут иметь индивидуальные задачи, которые требуют решения. Например, если в вашем курсе требуется практика, нужно заранее продумать тренажеры, которые помогут ее получить на расстоянии. Это могут быть упражнения в виртуальной или дополненной реальности, разговорные тренажеры, тесты, где требуется развернутый ответ.

Вывод

Образование – это целенаправленный процесс, а для достижения цели обучения требуется решить определенные задачи. Задачи традиционного и дистанционного обучения во многом пересекаются, но во втором случае требуется особый упор на компенсацию отсутствия личного контакта между учеником и преподавателем.

Для решения большинства задач дистанционного обучения существуют специальные сервисы – системы дистанционного обучения. Они помогают ученикам достигать более высоких результатов учебы, при этом разгружают преподавателя и позволяют ему одновременно обучать больше людей. При выборе СДО обратите внимание на те, которые решают задачи, описанные в списке выше.

Источник

Сущность, задачи и структура процесса обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогический процесс и его структура…………………………. стр.4

Сущность, задачи и структура процесса обучения……………………………………. ……………………… стр.8

Библиографический список………………………………………. стр.15

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем более существенные из них:

— задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

— задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

— задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
— задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия;

— задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры. Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее, гармоническое и целостное развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

1. Педагогический процесс и его структура

Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса воспитательная, развивающая.
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

Педагогический процесс обладает рядом свойств.
Свойствами педагогического процесса являются: целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы; целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания; целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

Рассматривая структуру взаимодействия субъектов педагогического процесса, т.е. его процессуальную структуру, можно выделить в ней такие компоненты, как содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный. Кратко их суть можно характеризовать следующим образом.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя, прежде всего, контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на определенном этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности. С.Л.Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.

2. Сущность, задачи и структура процесса обучения

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Основными целями обучения принято считать:

— создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;

— дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;

— воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству; следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися; формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?

Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.

Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.

Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий «логика учебного предмета» и «логика учебного процесса».

Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.

Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.

Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.

В соответствии с изложенным И.Я. Лернер намечает следующую логику процесса обучения:

— предъявление информации для осознанного восприятия;

— воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;

— творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.

Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.

Описанную логику учебного процесса можно схематически изобразить следующим образом:

— предъявление и воспроизведение информации;
применение знаний и умений в типичных ситуациях;

— творческое применение знаний и умений;
формирование ценностно-эмоциональных отношений.

Общая схема логики учебного процесса (при полном незнании обучающихся учебного материала) примет следующий вид:

Общность и специфика процессов обучения и воспитания

Эта общая схема в реальном процессе обучения может приобретать

— Занятие начинается с воспроизведения информации или упражнений, после чего предъявляется новая информация, за которой следует ее творческое применение.

— Занятие начинается с создания проблемной ситуации, после анализа которой предъявляется новая информация, закрепляемая в ходе упражнений.
Во всех вариантах этапы учебного процесса сопровождаются формированием педагогически целесообразных ценностно-эмоциональных отношений.

Поскольку учебный процесс длителен, то в ходе его представленные варианты сменяют друг друга в различных сочетаниях.

Приведенные схемы отражают логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания.
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ егоструктуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *