задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений».

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом следует уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации может быть различной.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

• использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

• коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

• упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

Требования, предъявляемые к учебным текстам.

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого необходимо кратко остановиться на требованиях, предъявляемых сегодня к учебным текстам, а значит, и на принципах их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

В жизни встречаются разные тексты и каждый из них надо уметь правильна читать, извлекать необходимую нам информацию, а иногда и критически её переосмысливать.

Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют мысль о невозможности их усвоения. Вот почему маленькие дети любят читать маленькие книжки. Ощущение успеха и определённых достижений важно не только детям.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (например, подготовки к докладу, сообщению по теме).

Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст — нет.

Длина текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы — это тоже тексты, причём очень информативные.

Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но это не значит, что это всегда лучше.)

II. Место основной идеи текста

Доказано, что понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное положение очень важно и для написания собственных текстов. При обучении написании эссе, писем и небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

Можно дать следующие рекомендации.

Убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом УМК соотносится с требованиями учебных программ (принятых в школе/округе/регионе/на федеральном уровне).

В случае неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты из других источников.

С учетом реальных потребностей учащихся и особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять тематику учебных текстов. В таком случае необходимо закрепить данные изменения в школьной программе с целью сохранения единых требований в рамках школы

Соотносить тематику с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, образования и развития личности.

IV. Проблематика текста

Помимо тематики текстов необходимо учитывать и тот спектр проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения.

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы, и то, что актуально для старших школьников, может быть совсем не актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и проблематики этого учебного комплекта по возрасту, интересам и возможностям обучаемых. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по широкому спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных речевых произведений аналогичного плана; помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знания в единую картину мира.

Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное количество информации разным людям и приводить к разным выводам. Роль учителя при работе с текстом вряд ли можно переоценить.

V. Степень аутентичности

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичном звучании и аутентичных учебниках. Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают.

Возникает вопрос: «Можно ли полностью перейти на аутентичные тексты, а если нет, то почему?»

Однозначного решения в данном вопросе нет и быть не может. Чисто психологически современный учители» должен быть готов к принятию самостоятельных решений, но для того чтобы их обосновать, необходимо иметь определённую информацию и выработать своё отношение к проблеме.

Аутентичные материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности.

Когда эти материалы перестают быть трудным в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Аутентичные тексты могут быть и проводниками определенной идеологии, не всегда приемлемой для нас. При работе с такими текстами необходимо формировать критическое осмысление прочитанного.

Помнимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и формировать необходимые навыки и умения, жизненно необходимые утащимся для реального общения в современном многополярном мире. Сами аутентичные тексты такого аппарата не предоставляет.

Различные виды чтения, их роль в процессе реального общения и обучения ИЯ.

Если речь идет о чтении как о самостоятельном виде речевой деятельности, то такое чтение имеет цель извлечь из текста информацию. В реальной жизни мы читаем по-разному, и характер чтения определяется той целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:

аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений, чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

skimming (определение основной темы/идеи/текста);

scanning (поиск конкретной информации в тексте);

reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать и такие навыки, о которых уже говорилось:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

вычленять смысловую информацию;

читать по ключевым словам;

работать со словарем;

использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.

При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

I. Дотекстовый этап (этап антиципации)

• Определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения;

• создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

• по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

• перечень поднимаемых в нём проблем,

• ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

• К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

• Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, национальность и т.д.

• Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки.

6. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чём этот текст.

7. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

8. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

• проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

• продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

• ответы на предложенные вопросы;

• подтверждение правильности/ ложности утверждений;

• подходящий заголовок к каждому из абзацев;

• подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

• предложения со следующими словами/грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.;

• глаголы/прилагательные/эпитеты и другие тропы, используемые автором при описании;

• описание внешности/места, события/отношения кого-то к чему-то и т.д.

При составлении собственных вопросов и утверждений желательно:

• избегать общих вопросов, при необходимости заменять их разделительными, чтобы избежать односложных ответов;

• ориентировать вопросы и утверждения не на содержание, а на смысл, поскольку последние предполагают цитирование и позволяют проверить глубину понимания. Одновременно учащиеся осуществляют/творческий анализ текста.

• о значении слова по контексту;

• какой из предложенных, переводов/ какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

• как будут развиваться события во второй главе/ части текста.

III. Послетекстовый этап

• использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

• Упражнения и задания

• Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

• Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

• С каким из данных выражений был бы не согласен автор.

• Составь план текста, выделив его основные мысли.

• Расскажи текст от лица главного героя /злодея /наблюдателя /сплетника /журналиста и т.д.

• Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию к тексту /дай рецензию на текст и т.д.

• Подумай, что могло бы случиться, если бы. Придумай новый конец текста.

• Придумай новое название.

• Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

• На основе ситуации текста напиши собственный текст в другом жанре и т.д

Критерии выставления оценок:

Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)

Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.

Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.

Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.

Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать( понимать значение)незнакомую лексику.

Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)

Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание прочитанного (смысловую догадку, анализ).

Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.

Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.

Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)

Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.

Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.

Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 2/3 заданной информации.

Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.

Источник

Обучение школьников чтению как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка в начальных классах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение школьников чтению

как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка в начальных классах

В настоящей статье хотелось бы обратиться к проблеме развития навыков чтения школьников не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка. На данных уроках с помощью чтения активно развивается прежде всего речь ребенка, так как данный возраст считается весьма для этого подходящим.

Учебная деятельность (по И. А. Зимней) – это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитие обучающихся благодаря решению специально поставленных учебных задач посредством учебных действий [Зимняя, 2005, с. 193].

Предметом учебной деятельности является деятельность обучающегося, направленная на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действия [Зимняя, 2005, с. 193]

И. А. Зимняя выделяет некоторые аспекты учебной деятельности:

1. Направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2. Освоение общих способов действий;

3. Изменения в самом субъекте учебной деятельности;

4. Изменения психологических свойств и поведения обучающегося [Зимняя, 2005, с. 193]

Перечисленные характеристики учебной деятельности противопоставляются понятию «учение».

Прежде чем подойти к раскрытию понятий «учебная деятельность» и «речевая деятельность», обратимся к теоретическим основаниям ученых о речи вообще.

Речь – это процесс говорения и понимания, а также процесс и продукт порождения на базе языковых единиц высказываний речевых произведений и их восприятия [Хроленко, 2004, с. 128].

Основная потребность в развитии речи учащихся младшего школьного возраста выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Ученые, в частности Е. В. Архипова, определяют, что речевая деятельность человека реализуется в следующих основных видах:

Письмо [Теория и практика обучения русскому языку, 2005, с. 244].

Данные виды деятельности логически соотносятся с двумя формами речи – устной и письменной [Теория и практика обучения русскому языку, 2005, с. 244].

Каждое речевое умение, рассматриваемое как самостоятельный вид речевой деятельности, развивается с самого начала обучения ребенка и продолжается особенно длительное время.

Чтение – это один из видов речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 269].

Умение читать, понимать прочитанное является «базой формирования коммуникативной компетенции» [Ясинская, 2007, с. 49].

Во время чтения предполагается, что читающий выполняет следующие операции:

Критическое осмысление и оценка информации [Ясинская, 2007, с. 49].

Данное определение заимствуют и современные ученые, работающие над проблемой обучения чтению в средней школе, например Н. В. Короткова.

Характерной особенностью чтения как вида речевой деятельности считается осмысление зрительно воспринимаемого текст с целью решения поставленной перед обучающимся учебной задачи. Этими задачами могут быть:

Распознавание чужой мысли;

Воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем

Так реализуется опосредованное общение человека с собеседником: восприятие и понимание текста способствует взаимодействию, способствует протекание сложных мыслительных процессов, сопровождающих осознание читающим текста.

Так как федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, вводимый в образовательную практику в 2015 году уже на второй ступени школьного образования, диктует строить процесс обучения разным видам речевой деятельности (в частности, чтению) в соответствии с формируемыми на уроке так называемыми универсальными учебнымии действиями – познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными [Федеральный государственный образовательный стандарт].

На современном этапе проблема обучения чтению очень актуальна, так как ей уделено большое внимание при формулировке одного из аспектов сегодняшнего обучения: требуется обучить осознанному беглому чтению текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа, использование различных видов чтения [Федеральный государственный образовательный стандарт]

Методисты определяют цель обучения чтению на уроках русского языка в начальной школе следующим образом: научить детей разнообразным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи

Чтение как учебная деятельность в данном случае – овладение техникой чтения, то есть правильным озвучиваем текста, записанного в определенной графической системе.

Данные черты чтения являются базой формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения – умение сосредоточить внимание на процессе чтения, умение вычленять ключевые места текста, нужную информацию из него, умение ставить вопросы п процессе восприятия текста и многое другое.

Притом выделяют три функции чтения:

Познавательная (получение какой-либо информации);

Регулятивная (управление практической деятельностью учащихся – совершенствование полученного опыта, а также свои умения в той или иной области);

Ценностно-ориентационная (связь с эмоциональной сферой обучающегося) [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 270]

Обобщая научные сведения о чтении и его механизмах обобщим все вышеизложенное и отметим основные составляющие комплекса мер, направленных на активизацию работы по обучению чтению на уроках русского языка в соответствии с принципами чтения:

Формировать в процессе чтения того или иного вида умение извлекать из текста информацию об окружающем мире, фактах, событиях и прочем в соответствии с познавательной функцией чтения.

Разработать систему упражнений, направленных на организацию практической деятельности учащихся в чтении, то есть развивать умение учащихся самим извлекать из прочитанной информации важные и актуальные сведения в соответствии с регулятивной функцией чтения.

Формировать навыки перевода текста прочитанного в тексте для аудирования в соответствии с коммуникативной функцией чтения.

Воздействовать на эмоционально-волевую сферу деятельности учащихся посредством читаемых текстов в соответствии с личностной функцией чтения.

При обучении чтению текст является главной языковой единицей, так как с ним связан акт коммуникации, общения.

Методисты выделяют типичные здания по обучению чтению, например:

Прочитать текст, определить сколько условий выбора орфограмм указано в правиле;

Прочитать текст и ответить на вопросы;

Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить правило?

Прочитать и выразить свое отношение к прочитанному

Прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразительной) и т.д. [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 270]

Задания подобного типа потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержания текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются различные виды чтения:

Просмотровое [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 271].

Изучающее чтение характеризуется полным и точным пониманием прочитанного и адекватное его воспроизведение в тех или иных учебных целях. Читающий должен как можно точнее вникнуть в смысл текста. [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 270]. Обычно таким типом пользуются для ознакомления с лингвистическим текстом – это тексты определения лингвистических понятий, орфографичесих и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки [Короткова, 2013, с. 9].

Ознакомительное чтение – это чтение, при котором требуется найти главное, интересующее по определенному вопросу, либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 271]

Очень часто этим видом чтения пользуются при работе со специальной литературой, зная, что та или иная статья относится к интересующей его области. Читатель не стремится точно понять текст, а довольствуется плониманием общей линии содержания, аргументации, доказательств [Короткова, 2013, с. 9].

Просмотровое чтение преследует цель получения самого общего представления о содержании текста. Требует его понимания в общих чертах [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 272]

Таким образом, обучение чтению является сложным многогранным процессом, требующим учета нормативных особенностей преподавания русского языка, возрастных особенностей учащихся, а также типов уроков и непосредственно тематики лингвистических текстов при преподавании русского языка в начальной школе. Не последнюю роль в этом процессе играет принцип учета возрастных особенностей учащихся, навыки работы с текстом которых еще недостаточно развиты. Поэтому, организуя работу по обучению различным видам чтения, учителю необходимо четко следить за правильностью своих действий, методов и приемов, чтобы при переходе на ступень среднего образования у учащихся возникало как можно меньше трудностей по адаптации к новым учебным условиям.

Список использованной литературы

Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.

Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

Теория и практика обучения русскому языку / Под. Ред. Е. В. Архипова. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 320 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru/

Хроленко А.Т. Теория языка / А. Т. Хроленко. – М.: Просвещение. 2004. – 228 с.

задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть картинку задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Картинка про задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть картинку задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Картинка про задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть картинку задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Картинка про задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Смотреть картинку задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Картинка про задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем. Фото задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем

В настоящей статье хотелось бы обратиться к проблеме развития навыков чтения школьников не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка. На данных уроках с помощью чтения активно развивается прежде всего речь ребенка, так как данный возраст считается весьма для этого подходящим.

Психологи и методисты подразделяют деятельность ребенка на учебную и речевую.

Учебная деятельность (по И. А. Зимней) – это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитие обучающихся благодаря решению специально поставленных учебных задач посредством учебных действий [Зимняя, 2005, с. 193].

Предметом учебной деятельности является деятельность обучающегося, направленная на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действия [Зимняя, 2005, с. 193]

И. А. Зимняя выделяет некоторые аспекты учебной деятельности:

1. Направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2. Освоение общих способов действий;

3. Изменения в самом субъекте учебной деятельности;

4. Изменения психологических свойств и поведения обучающегося [Зимняя, 2005, с. 193]

Перечисленные характеристики учебной деятельности противопоставляются понятию «учение».

Прежде чем подойти к раскрытию понятий «учебная деятельность» и «речевая деятельность», обратимся к теоретическим основаниям ученых о речи вообще.

Речь – это процесс говорения и понимания, а также процесс и продукт порождения на базе языковых единиц высказываний речевых произведений и их восприятия [Хроленко, 2004, с. 128].

Основная потребность в развитии речи учащихся младшего школьного возраста выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Ученые, в частности Е. В. Архипова, определяют, что речевая деятельность человека реализуется в следующих основных видах:

1. Слушание (аудирование);

4. Письмо [Теория и практика обучения русскому языку, 2005, с. 244].

Данные виды деятельности логически соотносятся с двумя формами речи – устной и письменной [Теория и практика обучения русскому языку, 2005, с. 244].

Каждое речевое умение, рассматриваемое как самостоятельный вид речевой деятельности, развивается с самого начала обучения ребенка и продолжается особенно длительное время.

Чтение – это один из видов речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 269].

Умение читать, понимать прочитанное является «базой формирования коммуникативной компетенции» [Ясинская, 2007, с. 49].

Во время чтения предполагается, что читающий выполняет следующие операции:

1. Выделение информации;

2. Организация информации;

3. Предвосхищение информации;

4. Обобщение информации;

5. Критическое осмысление и оценка информации [Ясинская, 2007, с. 49].

Данное определение заимствуют и современные ученые, работающие над проблемой обучения чтению в средней школе, например Н. В. Короткова.

Характерной особенностью чтения как вида речевой деятельности считается осмысление зрительно воспринимаемого текст с целью решения поставленной перед обучающимся учебной задачи. Этими задачами могут быть:

1. Распознавание чужой мысли;

2. Воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем

Так реализуется опосредованное общение человека с собеседником: восприятие и понимание текста способствует взаимодействию, способствует протекание сложных мыслительных процессов, сопровождающих осознание читающим текста.

Так как федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, вводимый в образовательную практику в 2015 году уже на второй ступени школьного образования, диктует строить процесс обучения разным видам речевой деятельности (в частности, чтению) в соответствии с формируемыми на уроке так называемыми универсальными учебнымии действиями – познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными [Федеральный государственный образовательный стандарт].

На современном этапе проблема обучения чтению очень актуальна, так как ей уделено большое внимание при формулировке одного из аспектов сегодняшнего обучения: требуется обучить осознанному беглому чтению текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа, использование различных видов чтения [Федеральный государственный образовательный стандарт]

Методисты определяют цель обучения чтению на уроках русского языка в начальной школе следующим образом: научить детей разнообразным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи

Чтение как учебная деятельность в данном случае – овладение техникой чтения, то есть правильным озвучиваем текста, записанного в определенной графической системе.

Данные черты чтения являются базой формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения – умение сосредоточить внимание на процессе чтения, умение вычленять ключевые места текста, нужную информацию из него, умение ставить вопросы п процессе восприятия текста и многое другое.

Притом выделяют три функции чтения:

1. Познавательная (получение какой-либо информации);

2. Регулятивная (управление практической деятельностью учащихся – совершенствование полученного опыта, а также свои умения в той или иной области);

3. Ценностно-ориентационная (связь с эмоциональной сферой обучающегося) [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 270]

Обобщая научные сведения о чтении и его механизмах обобщим все вышеизложенное и отметим основные составляющие комплекса мер, направленных на активизацию работы по обучению чтению на уроках русского языка в соответствии с принципами чтения:

1. Формировать в процессе чтения того или иного вида умение извлекать из текста информацию об окружающем мире, фактах, событиях и прочем в соответствии с познавательной функцией чтения.

2. Разработать систему упражнений, направленных на организацию практической деятельности учащихся в чтении, то есть развивать умение учащихся самим извлекать из прочитанной информации важные и актуальные сведения в соответствии с регулятивной функцией чтения.

3. Формировать навыки перевода текста прочитанного в тексте для аудирования в соответствии с коммуникативной функцией чтения.

4. Воздействовать на эмоционально-волевую сферу деятельности учащихся посредством читаемых текстов в соответствии с личностной функцией чтения.

При обучении чтению текст является главной языковой единицей, так как с ним связан акт коммуникации, общения.

Методисты выделяют типичные здания по обучению чтению, например:

1. Прочитать текст, определить сколько условий выбора орфограмм указано в правиле;

2. Прочитать текст и ответить на вопросы;

3. Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить правило?

4. Прочитать и выразить свое отношение к прочитанному

5. Прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразительной) и т.д. [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 270]

Задания подобного типа потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержания текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются различные виды чтения:

3. Просмотровое [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 271].

Изучающее чтение характеризуется полным и точным пониманием прочитанного и адекватное его воспроизведение в тех или иных учебных целях. Читающий должен как можно точнее вникнуть в смысл текста. [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 270]. Обычно таким типом пользуются для ознакомления с лингвистическим текстом – это тексты определения лингвистических понятий, орфографичесих и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки [Короткова, 2013, с. 9].

Ознакомительное чтение – это чтение, при котором требуется найти главное, интересующее по определенному вопросу, либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 271]

Очень часто этим видом чтения пользуются при работе со специальной литературой, зная, что та или иная статья относится к интересующей его области. Читатель не стремится точно понять текст, а довольствуется плониманием общей линии содержания, аргументации, доказательств [Короткова, 2013, с. 9].

Просмотровое чтение преследует цель получения самого общего представления о содержании текста. Требует его понимания в общих чертах [Методика преподавания русского языка, 1990, с. 272]

Такие исследователи, как С. К. Фоломкина и Л. Н. Вьюшкова выделяют еще один тип чтения – поисковое чтение, заключающееся в «просмотре текста с целью поиска слова, фактов, даты» и проч. [Вьюшкова, 1993, с. 25].

Таким образом, обучение чтению является сложным многогранным процессом, требующим учета нормативных особенностей преподавания русского языка, возрастных особенностей учащихся, а также типов уроков и непосредственно тематики лингвистических текстов при преподавании русского языка в начальной школе. Не последнюю роль в этом процессе играет принцип учета возрастных особенностей учащихся, навыки работы с текстом которых еще недостаточно развиты. Поэтому, организуя работу по обучению различным видам чтения, учителю необходимо четко следить за правильностью своих действий, методов и приемов, чтобы при переходе на ступень среднего образования у учащихся возникало как можно меньше трудностей по адаптации к новым учебным условиям.

Список использованной литературы

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.

3. Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Теория и практика обучения русскому языку / Под. Ред. Е. В. Архипова. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 320 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru/

6. Хроленко А.Т. Теория языка / А. Т. Хроленко. – М.: Просвещение. 2004. – 228 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *