задачи обучения письму в 1 классе

Рабочая программа по обучению письму в 1 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Цели и задачи курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

— формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

— освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.

2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).

3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).

4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).

5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).

6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от

7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)

Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено со ответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Содержание курса Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

— заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— знаки препинания в конце предложения.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Подготовительный период (4 учебные недели)

Источник

Задачи, методы и приемы обучения письму

План:

1. Формирование графического действия.

2. Психолого-физиологические особенности обучения письму.

3. Структура урока обучения письму.

После подготовительного периода, когда дети занимаются в основном штриховкой, рисованием различных фигур и бордюров, включающих элементы письменных букв, начинается основной период обучения письму. В начальной школе происходит станов­ление рукодвигательного навыка, выполняющего определенные графические действия, которые необходимо довести до автоматиз­ма, поскольку это многокомпонентное действие и от его сформированности зависит успешность освоения грамотного письма. Да­вайте посмотрим, что составляет природу письменного навыка, состоящего из графического, каллиграфического и орфографиче­ского действий.

В операционный состав орфографического действия, которое является главной целью школьного письменного навыка, включа­ются:

— вычленение на слух из звучащего слова отдельных звуков-фонем;

— произношение их в «чистом» виде, т. е. без призвуков;

— дифференцировка звуков-фонем по акустико-артикуляционным признакам;

— установление их последовательности в слове;

— перекодирование в соответствующие графические символы (буквы);

— воспроизведение их на бумаге с помощью определенных дви­жений руки;

— обратное перекодирование букв в соответствующие звуки­-фонемы;

— слияние звуков-фонем в процессе чтения;

— соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Для того чтобы сформировать любое умственное действие, не­обходимо определить его структуру и те пути, посредством кото­рых самостоятельные операции превратятся в компоненты едино­го умственного действия (В. В. Давыдов, В. В. Репкин).

Проведенный анализ большинства традиционных методик по­казал, что они в основном ориентированы на работу памяти. Од­нако современные методы должны быть направлены на ускорен­ное научение чтению без отрыва от письма, иначе они лишены необходимой лингвистической основы, противоречат русскому фонемному правописанию и психофизиологическому механизму графического действия, не позволяют реализовать возможности развития мыслительных операций, часто требуют от ребенка ин­туитивной догадки о принципе чтения, языковых связях.

В основе понятия «графическое действие» лежит сложный пси­хофизиологический механизм взаимосвязанной и взаимообуслов­ленной деятельности пяти анализаторных систем ребенка: слухо­вой, артикуляционной, зрительной, общедвигательной и рукодви­гательной.

Графическое действие «вбирает» в себя все содержание графи­ки в широком и узком лингвистическом смыслах этого слова. Его следует отличать от орфографического действия и каллиграфическо­го почерка, письма. Результаты исследований психологов (Б. Г. Анань­ева, Е.В.Гурьянова, Н.И.Жинкина, А.Р.Лурии, М.к.Щербак) и дефектологов (М.А.Александровской, Р.И.Лалаевой, И. Н. Садов­никовой) показывают, что в графическом действии фокусируются все трудности, которые первоклассники испытывают, овладевая всеми видами речевой деятельности. как правило, эти трудности объясняются не общим или частным недоразвитием ребенка, а не­достаточным вниманием к периоду обучения грамоте со стороны взрослых, педагогов и родителей. По мере выработки умений чте­ния и элементарного графического действия у детей навык озву­чивать написанное и писать услышанное или увиденное входит в их ежедневную познавательную деятельность уже как средство освоения новых, более сложных действий чтения и письма.

Все требуемые графические действия представляют для учащих­ся большой труд: они вызывают сильное мышечное напряжение и быструю утомляемость. Поэтому наиважнейшая задача на уроке ­замечать индивидуальный темп освоения учеником этого действия и помогать ему освобождаться от этой напряженности.

Причинами мышечной напряженности ученика во время пись­ма являются: необходимость выполнения непривычных, тонких, мелких движений рукой; трудность движений, необходимых для письма; сложность их координирования.

Современные программы и учебно-методические пособия по-­разному предлагают обучение рукодвигательному умению пись­ма. Чтобы осуществить выработку операционного состава графического действия, многие пособия включают три типа важ­нейших упражнений: на развитие фонематического слуха и куль­туры звукопроизношения учащихся, на усвоение норм графики и на отработку зрительно-двигательного и рукодвигательного об­раза букв.

Становление графического действия начинается с развернутых внешних операций: учитель показывает детям практическое дей­ствование с предметами (карандашом, ручкой, листом бумаги, с моделями букв и их элементов и т.д.), затем эти действия сокра­щаются, свертываются, протекают во внутреннем плане.

Выявление психофизиологического механизма графического действия и фонемно-графического характера русской письменно­сти определяет операционный состав графического действия:

— вычленение в рукописном облике буквы отдельных знакомых элементов (палочек, крючков, петелек, овалов и полуовалов);

— разложение буквы на знакомые элементы и анализ вариантов их возможного соединения;

— различение букв по наличию или отсутствию элемента, по их ‘ количеству и другим признакам;

— перекодирование звуков в соответствующие графические сим-

— восстановление по памяти облика буквы и ее элементов;

— сравнение печатных и рукописных букв;

— воспроизведение их на бумаге с помощью определенных дви­жений руки;

— обратное перекодирование рукописных букв в соответствую­щие звуки-фонемы;

— слияние звуков-фонем в процесс е чтения и соединение букв в слоге на письме;

— соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комп­лексов с определенным смысловым значением.

Методикаовладения графическим действием имеет следующий

2)выделяем основные составляющие ее элементы;

3)вспоминаем и прописываем их по воздуху;

4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место (нижняя линяя, верхняя линия, середина рабочей строки и т.п.);

5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем пер­вый элемент буквы;

6) так же работаем со следующими элементами.

При формировании графического действия решается несколь­ко задач параллельно. Дети учатся различать четыре основных эле­мента русской графики: прямая наклонная («палочка»), прямая с закруглением внизу или вверху «крючок»), овал, прямая с петлей вверх или вниз «петелька»); тренировать навык их начертания; правильно держать ручку и тетрадь.

Психологи и физиологи доказали вредность навязы­вания траектории написания элементов букв и безотрывного пись­мa. Учитель показывает рациональную (традиционную) траекто­рию движения руки при написании буквы, однако, если ребенок настойчиво выполняет элемент по-своему, не следует добиваться переучивания. Это вызывает у первоклассника тревожность, которая серьезно тормозит его продвижение в освое­нии письменных умений, как двигательных, так и интеллектуаль­ных. Если учитель неукоснительно требует безотрывности при письме, то очень часто ученики (и леворукие, и праворукие) дер­жат ручку неправильно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме. Поэтому рекомендуется после ус­тановления порядка написания буквы по образцу оставлять за каж­дым ребенком право выбора удобной ему траектории движения ручки при воспроизведении элемента буквы и безотрывности пись­ма или отрыва линии в удобном для ученика месте.

Если вы хотите избежать серьезных проблем, начинайте учить писать только карандашом. Более того, руку для письма следует ставить так же, как это делают начинающие музыканты. Шарико­вая ручка пишет в любом положении, поэтому дети чаще всего «везут» ее, положив руку на ребро внешней стороны. Это порож­дает трудности в скорописи и каллиграфии. Если вы хотите, что­бы у школьника был красивый почерк, следует писать пером (пе­рьевой ручкой). На данном этапе очень важны упражнения, тре­нирующие мышцы кисти, предплечья и спины.

Следующая опасность подстерегает ребенка на пространстве парты (рабочего стола). Ученик плохо ориентируется на поверх­ности парты, на листе бумаги, на странице учебника. Некоторые учителя наклеивают небольшую ленту пластыря, тем самым обо­значая границу и наклон верхней линии тетради: перед тем как начать писать, дети укладывают тетради вдоль обозначенной ли­нии. Опытный учитель обязательно сориентирует ребенка: скажет, сколько клеток отступить от края, сколько строчек пропустить между рабочими cтpoками и т, п.

«Грязная» тетрадь, неаккуратные записи значительно сильнее травмируют самого ребенка, нежели его «угнетателей»: учителей и родителей. Дети переживают из-за своих небрежно оформленных тетрадей, сами страдают от того, что часто невозможно понять, что же они «понаписали». Терпения и прилежания надолго не хва­тает, и это нормально с точки зрения физиологии и психологии возраста. Если не приучать их к чистописанию в игровой форме, то очень скоро учитель сталкивается с «сопротивлением материа­ла», Т.е. эмоционально-волевая сфера детского организма реаги­рует в зависимости от темперамента: от тревожности вплоть до невроза при выполнении письменных работ до защитной реакции в виде равнодушия. Эта проблема должна решаться на протяже­нии всего периода начальной школы, однако правильная поста­новка руки, посадки, чередование графических действий с фонематической работой, позволяющей переключитъ анализаторы с од­ного (зрительный, тактильный) на другой (слуховой, речедвига­тельный), дающей возможность отдохнуть мышцам тела, форми­рует успешность письменного навыка уже в период обучения гра­моте и определяет дальнейшую успешность обучения без излиш­него физиологического напряжения, которое является основной причиной замедления развития и обучения растущего организма. Психология, педагогика и физиология разъясняют учителям осо­бенности этого переходного периода ребенка вполне научно обос­нованными доводами, выдвигают объективные требования к ор­ганизации учебного процесса и дают точные медико-психолого-­педагогические рекомендации. Фактор внимательного отношения к каждому первокласснику определяет дальнейшее либо успешное, либо травматическое состояние ученика на протяжении всего обу­чения в школе. Однако в самой школе сложилась порочная прак­тика, в результате которой учитель думает лишь о выполнении программы в ущерб здоровью школьников.

Показательными в этом смысле становятся и тетради учеников.

Обучение первоначальному письму на основе формирования графического действия закладывает основы к усвоению орфогра­фического действия и русского языка в целом. Этому также спо­собствуют развитый фонематический слух, являющийся необходимым условием для формирования орфографической зоркости, сформированные в памяти детей четкие зрительно-двигательные образы буквенных знаков и эффективное усвоение норм графики.

Рассмотрим фрагмент урока письма по введению буквы в строч­ной.

У ч и т е л ь. Дети, я сейчас загадаю вам загадку:

Говорят, они воришки,

И шумливы, и драчливы,

У ч е н и к и. Это, наверное, мышки, а может быть, гномики.

У ч и т е л ь. Давайте будем внимательнее. Я прочитаю еще раз. Обра­тите внимание, что делают эти малышки. На что похоже: чьи вы, чьи вы?

У ч е н и к и. Это же воробьи!

У ч и т е л ь. Да, правильно. А теперь слушаем слово: воробей. Какой

звук мы слышим в начале этого слова?

У ч и те л ь. Давайте определим, как мы произносим этот звук.

У ч е н и к и. Этот звук мы произносим с преградой, петь его нельзя, значит, это согласный.

У ч и т е л ь. Каков характер этого звука?

У ч и т е л ь. Вы догадались, что мы будем делать на этом уроке?

У ч е н и к и. Да, учиться писать букву в.

У ч и т е л ь. Правильно, тема нашего урока: «Буква в строчная». Что мы знаем по этой теме?

главные и строчные, буква в обозначает согласные звуки [в] и [в’].

У ч и т е л ь. А что мы уже умеем делать?

У ч е н и к и. Мы умеем писать элементы букв.

У ч и т е л ь. Что же мы будем делать на этом уроке?

У ч е н и к и. Мы будем анализировать, из каких элементов состоит бук­ва в строчная, и учиться писать эту букву.

У ч и т е л ь. Хорошо. Посмотрите на доску, перед вами плакат со строчной буквой в. Из каких элементов состоит эта буква?

Ученики. Я увидел овал; а я вижу петельку!

У ч и т е л ь. Вспомним, как пишутся эти элементы, и потренируемся в их написании: находим верхнюю линию рабочей строки, ставим точку, через эту точку должна пройти наша петелька. Отступаем чуть ниже верх­ней линии рабочей строки, под углом вверх ведем через точку, которую мы поставили, ручку вверх до середины нерабочей строки, закругляем назад, ведем руку вниз и про водим через ту же точку (учитель показывает это на доске). Посмотрите еще раз (учитель рисует вторую петель­ку рядом). Возьмите ручки, поставьте руку на локоток и повторяйте за мной, я рисую на доске, а вы повторяете за мной по воздуху. И еще раз. И еще раз. Посмотрите-ка: правда, похоже на воробышков, сидящих на проводах? Что вы сейчас будете делать, как вы думаете?

У ч е н и к и. Наверное, мы тоже сейчас в прописях будем писать эти петельки. Да?

У ч и т е л ь. Давайте откроем прописи и посмотрим, угадали вы или нет. Открыли? Молодцы. Что вы видите на страничке?

У ч е н и к и. Мы видим букву в маленькую и еще две строчки, на кото­рых написаны элементы буквы в: петелька вверх и овал.

У ч и т е л ь. Обведите петельку. Скажите, пожалуйста, получилось у вас оба раза пройти через одну точку? Напишите мысленно букву и по­ставьте точку на верхней линии рабочей строки, еще раз мысленно на­пишите букву и на верхней линии рабочей строки и поставьте точку. Вы помните, для чего мы мысленно пишем букву и?

У ч е н и к и. Этой буквой измеряется расстояние между словами.

У ч е н и к и. Овал.

У ч и т е л ь. На что похож овал? Ученики. На яйцо.

У ч и т е л ь. Пропишем одну строчку овала. Прописали? Молодцы. Те­перь соединим эти элементы и напишем букву в полностью. Смотрите, я буду писать на доске и считать: раз-и, два-и, три. Повторяйте за мной­ пишите ручкой по воздуху. Молодцы. Теперь строчку в прописях.

Теперь встали из-за парты. Я буду читать вам загадки, а вы будете по­казывать то, что в них услышите. Кто догадается, что это такое, тот скажет мне разгадку на ушко и напишет первую букву этого слова на доске:

Меня спроси, как я тружусь:

Вокруг оси своей кружусь.

(Ученик подходит к учителю, шепчет на ухо ответ: волчок, и учитель разреша­ет ему написать на доске букву в.)

Все догадались, тогда скажем хором.

У ч е н и к и. Волчок.

У ч и т е л ь. Записываем в прописях первую букву этого слова.

Авторы комплекта «Ступеньки к школе», М. М. Безруких, член-­корреспондент Российской академии образования, директор Ин­ститута возрастной физиологии РАО, и Т.А.Филиппова, старший научный сотрудник института, кандидат биологических наук, пред­лагают 12 тетрадей, книгу для педагогов и родителей и конспекты занятий. В пособиях представлена уникальная и продуктивная си­стема развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. В тетрадь этих же авторов «Учимся учиться» входят за­дания, необходимые для формирования организации деятельности (понимание инструкции, составление плана работы, проверка вы­полнения задания и др.).

Источник

Методы и приемы формирования навыков письма 1 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классезадачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классе задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классеМЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА.

Навык письма обслуживает учебную деятельность, следовательно, обучение детей письму одна из первоочередных задач наряду с формированием навыка чтения и счета, которые стоят перед начальной школой. Задача начальной школы не только в том, чтобы научить детей писать, то есть освоить графическую систему языка и уметь переводить звуки в буквы, а научить писать красиво и быстро.

Учителя знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, методики уроки письма не приносят ожидаемых результатов. 90% трудностей, которые испытывают дети в начальных классах, связаны с обучением письму. 25-30% этих трудностей имеют непреходящий характер.

Причин много, их можно разделить на две группы.

Трудности ученика имеют внутренние и внешние причины: недостаточно развитая зрительная память, недостатки в зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, трудности звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия, трудности концентрации внимания.

Трудности учителя : недостаточная квалификация учителя, несоответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям детей, отсутствие альтернативных методик, подходов в обучении, которые учитывали бы отклонения ребенка в освоении письма, несогласованность семьи и школы.

Процесс письма психологи относят к наиболее сложным формам речевой деятельности, при которой речь фиксируется путем начертания букв, переводится из устной в графическую. В процесс письма вовлекаются кора головного мозга, органы слуха и зрения, речедвигательные органы и многие мышцы тела. Именно последним компонентом процесс письма отличается от чтения. Он имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает следующие операции:

Анализ звуковой структуры слова с определением последовательности и места каждого звука. Участвуют речеслуховой и речедвигательные факторы. Огромное значение имеет проговаривание в любой форме, особенно на начальных этапах овладения письмом, так как оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных и определить последовательность звуков в слове.

Соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая ее обозначает (происходит выбор букв из ряда возможных и отграничение от сходных графических). Это требует высокого уровня сформированности зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений.

Моторная операция письма, т.е. воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.

Таким образом, процесс письма очень сложен для детей 6-7 лет, так как он в норме осуществляется на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций. Несформированность какой-либо функции может вызвать нарушение письма, т.е. дисграфию. Причины нарушения чтения и письма сходны. Виды ошибок при письме: пропуск букв, перестановка букв, выпадение букв или сочетаний букв, появление лишнего слога или буквы, недописывание слова.

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга достаточно развиты, особенно лобных долей коры, где находится моторный центр, который отвечает за сохранность замысла при письме. В 6-7 лет не закончено окостенение пальцев кисти, следовательно, возможности движений еще ограничены. Дети с трудом выполняют вращательные движения большого и указательного пальцев. Недостаточно развита мелкая мускулатура руки, что затрудняет выполнение мелких точных движений при письме. У детей низкая выносливость к статическим нагрузкам и недостаточная сформированность аналитического мышления.

Навык письма относится к сенсомоторным навыкам, но в отличие от других сенсомоторных навыков (шитье, выпиливание и т.д.) он обслуживает учебную деятельность, следовательно, формируется сложно, параллельно с чтением, усвоением орфографии и развитием письменной речи.

По своей структуре навык письма – сложный навык, так как формируется на основе более простых умений и навыков.

графический навыки, необходимые

навык письма для письма

навыки письма (приемы)

Приемы, необходимые для письма:

Владение инструментами письма;

Соблюдение правильного положения тетради;

Соблюдение правильной позы;

Движение руки вдоль строки во время письма.

Умение сравнивать образец с результатом;

Перевод звука и печатную букву в письменную;

Сопоставление букв по высоте;

Письмо букв между линиями строки и на линии;

Начало письма, заполнение строки;

Правильное наклонное письмо.

Этапы формирования навыка письма.

Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия. Большое значение имеет способ объяснения и степень осознанности выполняемого действия.

Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

Автоматизации – образование навыка письма: быстрого, плавного, легковыполняемого.

Для 1 и 2 этапов характерна большая затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение мышц, использование лишних мышц. Характерная особенность – дробность письма. Одно усилие рассчитано на небольшой отрезок времени. Формирующие приемы не прочны. Все действия на 1 и 2 этапах должны быть осознанными. Этап автоматизации приходится на 2 класс. Происходит закрепление однотипных движений, начинает формироваться почерк.

В методике обучения письму известны следующие методы обучения:

В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из этих методов, но в широкой практике ни один из этих методов в качестве единственно возможного себя не оправдал.

Копировальный – обучение заключалось в обведении букв, напечатанных в специальной тетради точками или бледными чернилами. Введен в 19 веке. Применение возможно и полезно, но на отдельных этапах и со специальными целями.

Линейный – в основе лежит шрифтовый подход, учет того, что при письме всегда соблюдаются точные и одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты, ширины частей буквы, следовательно, букву или слово можно писать в специальной вспомогательной сетке, которая контролирует высоту, наклон и расстояние между элементами. С 1857г. метод применяется в Германии. В России продержался до 60-х годов.

Генетический – буквы изучаются в определенном порядке: от графически простых до графически сложных. По составу сходных элементов буквы распределяются на группы по нарастающей графической сложности. Наиболее целесообразно использовать этот метод на этапе закрепления.

Ритмический – письмо под счет в одинаковом для всех ритме и темпе.

Метод Карстера – обучение письму путем выполнения специальных упражнений, росчерков для развития движения руки. Применением этих упражнений достигаются свободные, уверенные движения руки. Сначала это письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных специальными штрихами, затем прописывание слов без вспомогательных линий. Но многие росчерки были сложны по технике исполнения, следовательно, система годилась только для взрослых, чтобы увеличить скорость письма.

Обучение письму в начальной школе решает две задачи:

Формирование графического навыка – автоматизированного способа дифференцирования и перекодирования звуковой речи в соответствующие буквы и начертание их на бумаге.

Формирование навыков каллиграфического письма.

Таким образом, в начальных классах дети должны не только научиться писать, но и научиться писать красиво и быстро. В соответствии с этими задачами в процессе обучения письму выделяют следующие этапы:

Обучение первоначальному письму;

Формирование графического навыка и выработка индивидуального каллиграфического почерка.

На каждом этапе решаются свои промежуточные задачи. В целом же дети должны научиться переводить звук в букву; правильно, четко писать буквы, слова, предложения; уметь списывать с книги и доски; уметь писать под диктовку; уметь проверять написанное и исправлять допущенные ошибки; научиться излагать свои впечатления в письменной форме. Уроки письма проводятся параллельно с уроками грамоты, и их материал соответствует урокам чтения.

Урок изучения новой буквы;

Примерная схема урока изучения новой буквы.

Организационный момент, повторение правил посадки.

Сравнение печатной и письменной букв по таблице.

Поэлементный графический анализ буквы. Образец написание буквы с комментированием.

в) 2 буквы самостоятельно;

г) самостоятельно до конца строчки.

Анализ схемы и разбор слова:

б) составление слова из разрезной азбуки;

г) составление или чтение схемы;

д) орфографические наблюдения;

е) обозначение орфограмм;

Самостоятельное письмо слов.

а) разбор предложения;

б) орфографическая подготовка;

в) списывание с образца;

г) запись и проверка предложения.

Недостатки в существующей системе обучения письму заключаются в том, что мало времени уделяется работе по развитию мелкой мускулатуры руки: материала прописей недостаточно. Плохо организован подготовительный этап: на нем занимаются в основном письмом элементов, которое само по себе не готовит к письму букв. Использование прописей во многом облегчает труд учителя, но часто затрудняет обучение детей, так как ограничивает возможности использования других более рациональных приемов обучения письму. Изучение строчных и прописных букв проводится на разных уроках, что затрудняет запоминание образа буквы.

Таким образом, обучение письму по традиционной системе приводит к большим физическим и моральным затратам учеников и учителей. Уроки письма монотонны, однообразны, на таких уроках ребенок практически не развивается. Необходима коррекция традиционных методик, которая обеспечила бы более успешное обучение письму. Она должна помочь устранить те трудности, которые часто встречаются в практике обучения письму:

Недостаточное развитие руки ребенка;

Плохое усвоение и запоминание формы букв;

Использование тетрадей со вспомогательными линиями и переход к тетрадям с однолинейной строкой;

Неподготовленность детей к письму под диктовку;

Недостаточность самого письма.

Приемы преодоления трудностей.

Приемы, направленные на укрепление мышц руки, развитие мелкой мускулатуры и развитие свободы движений руки при письме.

а) штриховка. Сначала геометрические фигуры ( ∆,

, □ и т.д.), затем более сложные (животные, бытовые предметы), композиции, составление из трафаретов фигур, рисунки из книжек-раскрасок. Работа должна быть систематической и целенаправленной. Штриховка выполняется по правилам:

штриховать можно прямыми линиями, круговыми, элементами букв, буквами. Между элементами должно соблюдаться определенное расстояние, равное размеру строчной буквы.

штриховка не должна выходить за края контура и провисать в воздухе.

Штриховка выполняется либо в альбомах, либо в блокнотах карандашом, ручкой, фломастером.

б) выполнение бордюров в альбоме – чередование в определенной последовательности элементов или геометрических фигур. Развивает глазомер, руку. Можно выполнять в виде графического диктанта;

в) выполнение росчерков (на подкладных листочках);

задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть фото задачи обучения письму в 1 классе. Смотреть картинку задачи обучения письму в 1 классе. Картинка про задачи обучения письму в 1 классе. Фото задачи обучения письму в 1 классе

г) выполнение специальной гимнастики для рук (пальчиковая гимнастика);

д) занятия с пластилином, мозаикой, конструктором;

е) нанизывание петель на толстые спицы в положении стоя.

Приемы, направленные на лучшее усвоение формы письменных букв.

а) пропедевтическое знакомство с письменным алфавитом. Начинается в подготовительный период на безбуквенной ступени и продолжается на всех последующих этапах в течение всего года. Работа проводится в вопросно-ответной форме:

Какие буквы уже умеете писать?

Где вы встречались с таким шрифтом? (На уроках чтения используется курсивный шрифт).

Задания должны быть регулярными, систематическими.

б) запоминание формы букв на основе тактильных ощущений (кончиками пальцев). Активно используется в методике Е.Н. Потаповой. Суть: буквы вырезаются из наждачной бумаги и вклеиваются в альбом. Важна ширина букв – необходимо ориентироваться на толщину пальца ребенка. Буква обводится указательным пальцем в направлении письма. Работа может идти в парах и выполняться с закрытыми глазами.

в) конструирование букв из картона, проволоки.

г) письмо в воздухе. На нелинованной части доски пишется буква больших размеров. Дети, поставив локоть на парту, прищурив один глаз и совместив кончик ручки с изображением на доске, обводят букву 2-3 раза, повторяя движение указки учителя. Затем, закрыв глаза, выполняют движение по памяти.

д) восстановление формы буквы по данным элементам.

е) поэлементный анализ букв. Важно показать ребенку каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, взаимное расположение частей, сравнить букву со сходными.

ж) работа с таблицами письменного алфавита, в которых буквы расположены в определенном порядке. Таблицы читаются по строкам и по столбикам на время, особенно хорошо использовать во 2 полугодии 1 класса.

Приемы, помогающие овладеть письмом букв.

После того, как проведены все подготовительные работы по знакомству с буквами, можно переходить непосредственно к письму букв. Существующие прописи, особенно 1-3, предлагают, рассмотрев образец, однократно обвести его по точкам, а затем писать букву самостоятельно. В большинстве случаев результаты такого письма очень часто бывают плачевными. Ребенку, не писавшему ни разу буквы, писать в узкую строку трудно, следовательно, работе в прописи должны предшествовать подготовительные упражнения.

а) письмо на нелинованном листе бумаги. Самое важное – закрепить движения написания буквы, таким образом прописывается 2-3 буквы, сравниваются с образцом на доске, выявляются ошибки. Здесь учитель должен посмотреть работу у всех детей и обратить внимание на ошибки.

б) показ учителем на нелинованой части доски образца написания буквы с проговариванием, объяснением последовательности всех действий: откуда начинать, куда вести, где закончить. В этом процессе могут участвовать и дети, тогда учитель встает на позицию обучающегося.

в) обведение карандашных образцов или обведение на кальку букв, написанных на подкладных листах с разлиновкой прописи. Важно контролировать направление письма, для этого на образце можно указать начало письма и стрелками дальнейшее движение руки.

г) пробное самостоятельное письмо на подкладном листе с разлиновкой прописи. Самостоятельно прописывается 4-10 букв. Из них выбирается самая красивая, подчеркивается. После этого буква пишется в прописи, учитель позволяет ученикам прописать 3-4 буквы в прописи, самая красивая подчеркивается и строчка дописывается до конца.

д) пробное письмо в трех размерах. Используется подкладной листочек с разлиновкой в одну линию.

е) использование подвижного образца. Листок с разлиновкой прописи нарезается на узкие полоски, и буква прописывается ярким цветом.

Полоска накладывается на страницу прописи, и ребенок двигает ее по строке.

Таким образом, у детей перед глазами до конца остается образцовая буква (буква-образец).

ж) работа над коррекцией букв.

сравнение написанной буквы с образцом и поиск искажений в собственном письме. На 1 этапе обращается внимание на самые общие ошибки (наклон, высота, отдельные элементы), ошибки отмечаются красной точкой, а наиболее удавшиеся буквы – зеленой. На 2 этапе (урок закрепления) работа идет по пути углубления анализа, поиска причин ошибок и путей их устранения.

Прием требует много времени, поэтому лучше использовать его на уроке закрепления. В методической литературе этот прием часто расценивают как неверный, так как он якобы закрепляет в воображении детей неправильные образцы письма, но практика опровергает это утверждение. Именно анализ типичных искажений на подготовительном этапе позволяет предупредить, не допустить искажения на письме. С психологической точки зрения это объясняется тем, что, сравнивая образец с искаженным вариантом, дети производят многократный анализ. Это и активизирует мыслительную и практическую деятельность ребенка. Дети далее предвидят, какое искажение может случиться, будут настроены на предупреждение ошибок.

з) прием отработки написания буквы в опоре на уже известные буквы. Дети карандашом пишут уже известные буквы, затем после знакомства с новой буквой вписывают эту букву в уже известную.

Такой работой достигается большая плотность письма, отпадает необходимость много работать над выписыванием отдельных элементов букв.

Трудности, связанные с переходом на новую разлиновку и пути их устранения.

В большинстве существующих программ вся работа проводится в тетрадях с вспомогательной разлиновкой. Сначала это прописи, а в дальнейшем это тетради с двумя или с одной вспомогательными линиями. С середины 2 класса дети переходят к тетрадям в одну линию. И такой переход связан с резким ухудшением качества письма и психологическими трудностями, которые испытывают дети, вынужденные фактически переучиваться писать, приспосабливая свое письмо к совершенно новым условиям однолинейной строки.

Вопрос о разлиновке тетради является дискуссионным.

Существует два пути преодоления этих трудностей.

Переход к однолинейной строке происходит сразу после окончания работы по прописям. Переход должен быть подготовлен еще в период работы в прописях. Подготовка осуществляется за счет использования специальных упражнений, которые подготовят к письму в однолинейной строке.

а) рисование бордюра в альбоме;

б) знакомство с элементами однолинейной строки;

в) выполнение упражнений с геометрическими фигурами в альбоме;

г) письмо букв в 3-4 размерах;

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

д) упражнения на координацию движения глаза и руки:

«единички»: отрабатывается скоординированность движений глаза и руки, выполняется под проговаривание детьми (глаза вверх – рука вверх, глаза вниз – рука вниз);

«прыжки на одной высоте»: сделай прыжок на такую же высоту, что и предыдущая буква.

Полный отказ от прописей с вспомогательной разлиновкой и организация работы с самого начала в тетрадях с однолинейной строкой. Такая работа требует дополнительных усилий со стороны учителя, но дает лучший результат и экономию во времени. Такая работа предложена в программе Бунеевых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *