задачи обучения русскому языку в 9 классе

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

105 часов (3 часа в неделю)

1. Пояснительная записка

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени.

Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.

ü сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса.

2. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9класс. М.: Просвещение, 2020г.

Таблицы по русскому языку для 9 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: Методические советы. – М.: «Вако», 2006 г.

3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Источник

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

задачи обучения русскому языку в 9 классе. Смотреть фото задачи обучения русскому языку в 9 классе. Смотреть картинку задачи обучения русскому языку в 9 классе. Картинка про задачи обучения русскому языку в 9 классе. Фото задачи обучения русскому языку в 9 классе

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 9 А класса.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования базового уровня, утверждённый приказом МОиН РФ от 5.03.2004, №1089;

— Примерная программа основного общего образования по русскому языку (Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/ Составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007 год);

— Федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 31 марта 2014 года, №253);

— с учётом письма МО и Н РФ от 1.10.2012 №ИР – 829/08 «О правописании букв (Е) и (Ё) в официальных документах»;

Рабочая программа составлена в соответствии с ФК ГОС ООО на основе примерной программы по русскому языку для уровня основного общего образования и рассчитана в 9 классе на 68 часов (по 2 часа в неделю), что соответствует утверждённому учебному плану школы на 2014 – 2015 учебный год.

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения, и соответствует базовому уровню обучения.

Рабочая программа предназначена для работы по УМК, на основе которого ведётся преподавание русского языка в 9 классе.

1). Учебник, соответствующий Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015-2016 учебном году. «Русский язык, 9 класс», базовый уровень. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Издательство «Просвещение», Москва, 2013 год.

2). Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Н.В.Егорова, М.: ВАКО, 2014 год.

3). Примерные программы по русскому языку. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. Федеральный компонент государственного стандарта. Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, М.: Дрофа, 2007 год.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» в 9 классе.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка в 9 классе направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Доминирующей идеей курса русского языка в 9 классе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе не только перечнем тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения русскому языку в 9 классе:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение

словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

— применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения русскому языку в 9 классе:

• обогащать словарный запас обучающихся и расширять круг используемых ими грамматических средств;

• учить овладевать умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; овладевать основными нормами русского литературного языка;

• развивать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствовать умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

• сформировать у обучающихся компетенции: коммуникативную, языковедческую и культуроведческую.

Важнейшими у с л о в и я м и обучения в 9 классе являются:

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания.

• деятельностный характер процесса преподавания русского языка;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения русского языка.

Компетентностный подход к содержанию обучения русскому языку определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификции, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

При выполнении творческих работ на уроках развития речи формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять “иными словами”), формулировать выводы.

Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Рабочая программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе;

основные разделы, распределение учебных часов.

Содержание предмета «Русский язык» в 9 классе состоит из нескольких структурных блоков, на изучение которых отводится определённое количество часов.

Программа обучения русскому языку в 9 классе рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю), что соответствует утверждённому учебному плану школы на 2014 – 2015 учебный год.

Речевое общение (1 час)

Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Международное значение русского языка. Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества.

Русский язык – национальный язык русского народа.

Понятие государственного языка.

Русский язык как средство межнаионального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Повторение изученного в 5-8 классах (9 часов)

Повторение изученного в 5-8 классах. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы языка.

Система главных и согласных звуков речи, их произношение. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слов. Лексика и фразеология. Слово – основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Понятие о литературном языке. Основные отличия русского литературного языка от языка художественной литературы.

Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слов. Лексика и фразеология. Слово – основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Речь устная и письменная. Монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Овладение различными приемами работы, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Стили речи. Сфера употребления, задачи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей речи.

Повторение. Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Повторение. Синтаксис простого осложненного предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

Сложное предложение (4 часа)

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные. Смысловые отношения между предложениями.

Конструирование предложений по схемам.

Речь устная и письменная. Подготовка к контрольному сочинению на лингвистическую тему в форме ОГЭ (Часть С).

Знаки препинания, их функции. Сочетание знаков препинания. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Интонация сложного предложения.

Сложносочинённые предложения (10 часов)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. ССП, его грамматические признаки, строение. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Средства связи частей сложносочиненного предложения. ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами.

Основные группы ССП по значению и союзам

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

Синонимия простых предложений с однородными

членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Урок развития речи. Создание текстов разных стилей жанров. Обучающее сочинение публицистического характера.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Сложноподчинённые предложения (19 часов)

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Средства оформления предложений. Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Союзы и союзные слова в СПП. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова,

указательные слова. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Роль указательных слов СПП. Главное предложение с указательным словом

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Основные группы СПП по значению и строению.

СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными изъяснительными. Место придаточных изъяснительных в ССП

СПП с придаточными изъяснительными. СПП. Средства связи главного предложения с придаточным.

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. СПП с придаточными места и времени.

СПП с придаточными причины, следствия, условия. Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным.

СПП с придаточными уступки, цели. Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, цели.

СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени. Синтаксические нормы. Значение сравнительных конструкций в речи.

Различные способы выражения сравнения. Отличие СПП от простых со сравнительным оборотом.

Систематизация и обобщение по теме «СПП». Средства связи и знаки препинания СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Подчинительные союзы и союзные слова, знаки препинания в СПП.

Овладение приемами работы с информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Письменное рассуждение на тему: «Что такое подвиг»? Функционально – смысловые типы речи. Рассуждение.

Бессоюзные сложные предложения (7 часов)

Бессоюзные сложные предложения. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Смысловые отношения между частями БСП.

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Двоеточие в БСП. Знаки препинания в БСП. Двоеточие в БСП.

Тире в бессоюзном сложном предложении. Отличительные признаки БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора

Сложные предложения с различными видами связи (5 часов)

Сложные предложения с различными видами связи. Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной

( сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Подготовка к написанию сжатого изложения в форме ОГЭ.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи в соответствии с пунктуационными нормами

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. Структура сложного предложения с разными видами связи. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Повторение и закрепление пройденного (12 часов)

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально – смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные жанры публицистического стиля

( выступление, статья, интервью, очерк). Публичная речь. Речевое общение. Правильность и чистота – основа требований к речи.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Наука о русском языке и её основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение.

Обособленное обстоятельство. Правильное по-

строение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.

Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфемы, передающие информацию о слове. Основные единицы словообразования и лексики. Лексические значения слов.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфология и орфография.

Синтаксические особенности сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов.

Синонимия простого и сложного предложений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи. Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами. Основные выразительные средства синтаксиса. Использование

различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Соблюдение основных орфографических норм. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания. Орфография и пунктуация

Работа над ошибками.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения

второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных

предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других).

Педагогические технологии и предпочтительные формы и методы контроля ЗУН обучающихся.

Планируется использовать различные варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способов обучения, используя основные группы методов обучения и их сочетания:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных и демонстрационных), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и (или) самостоятельные работы учащихся.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные и деловые игры, творческие задания.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Рабочая программа предполагает использование различных форм текущего контроля результатов обучения учащихся: устный опрос, тестирование, выполнение практических работ, защиту презентаций, письменный контроль, само – и взаимоконтроль.

Предпочтительные технологии обучения русскому языку в 9 классе.

1) Технология развивающего обучения.

2) Технология проблемного обучения.

3) Технология коммуникативного обучения.

4) Технология проектно-исследовательской деятельности.

5) Технология личностно-ориентированного обучения.

6) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

7) Технология коллективного способа обучения КСО.

8) Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Предпочтительные формы контроля ЗУН обучающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *