задачи практики по ботанике

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ

задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике

задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике

задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике

В соответствии с программой студенты должны изучить отдельные растения и их группы, получить конкретные представления об основных жизненных формах, онтогенезе, возрастных и сезонных изменениях морфолого-анатомической структуры растений, способах размножения и расселения растений, о распределении их в зависимости от экологических условий.

Изучение биологии отдельных растений и их приспособлений к среде обитания способствует пониманию принципов охраны природной флоры, рационального использования, способов выращивания растений в культуре, вырабатывает диалектико-материалистическое мировоззрение. Одновременно с этим обязательно знакомство с видом растения как биологической единицей.

Число видов только высших растений, обитающих в изучаемом районе, обычно исчисляется несколькими сотнями. За период практики студент должен научиться различать 200-250 видов. Для этого, конечно, недостаточно просто видеть и называть растения. Нужен детальный разбор признаков, отличающих одни виды от других. Наиболее полный анализ диагностических признаков видов растений содержится в определителях, поэтому работа с определителями (полное определение или уточнение деталей) продолжается в течение всей практики.

В процессе флористической работы (сбор, определение, описание растений) студенты знакомятся с понятиями некоторых систематических единиц (семейство, род, вид), увязывая с каждой из них представление о конкретном растении и соответствующем комплексе отличительных признаков.

Наблюдая растения в природе, студенты обращают внимание на особенности их местообитаний, выявляют приуроченность видов к определенным условиям среды, степень зависимости от этих условий, типичные приспособления к ним, реакции на изменение среды обитания. Складываются представления об экологических группах растений и экологических свойствах отдельных видов.

Специальную задачу на практике составляет изучение морфологиеского строения растения, определяющего его жизненную форму, т.е. строение его побеговых и корневых систем. При этом важно видеть жизненную форму не как застывшую структуру, а как динамическую систему, изменяющуюся во времени и в пространстве. Это значит, надо научиться находить такие признаки строения, которые свидетельствовали бы об изменениях структуры в течение сезона (рост надземных и подземных побегов, заложение и развитие почек, отмирание частей и т.д.) и более длительных отрезков времени. Изучение жизненной формы в ее динамике наряду с пониманием экологических свойств позволяет увидеть растение как живое существо в составе живой природы в известной мере судить о «поведении» растений в конкретных условиях.

Эколого-морфологическое изучение растений лежит в основе всех мер охраны растительных объектов и рационального сбора растительного сырья, борьбы с сорными растениями, использования растений на корм и многих других сторон природопользования.

Практическое использование растительных группировок данной местности, знакомство с методами изучения их дает студентам общее представление о геоботанике. Летняя практика по ботанике способствует не только усвоению студентами учебного материала, но и приучает их научно мыслить, расширяет кругозор знаний по биологии и помогает приобрести некоторые навыки применения ботанических знаний в их дальнейшей агрономической деятельности.

Источник

Дневник полевой практики по ботанике

задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике

Дневник полевой практики

для студентов заочной формы обучения

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

развития Российской Федерации

Кафедра биологии с экологией и курсом фармакогнозии

Дневник полевой практики

для студентов заочной формы обучения

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. »

Доктор биологических наук, профессор

В дневнике содержатся методические указания к выполнению работ по фитоценологии, систематике растений и флоре во время полевой практики. Каждая работа предусматривает изучение определенной систематической группы организмов на краеведческом материале, описание основных типов растительности данного региона, составление конспектов локальных флор и т. д.

Дневник предполагает самостоятельную работу и самоконтроль обучающихся, помощь в подготовке к зачету, экзамену.

Дневник полевой практики по ботанике

Цель: закрепление знаний полученных студентами в течение учебного года по дисциплине «Ботаника» и изучение флоры и растительности Красноярского края.

— получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;

— укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и значении растений в жизни человека;

— овладение методикой сбора гербарного материала;

— составление геоботанических описаний растительных сообществ Красноярского края;

— составление морфологического и систематического гербария;

— камеральная обработка материалов и анализ первичных данных;

— привитие навыков рационального использования растений и их охраны.

Учебный план изучения дисциплины в часах и зачетных единицах

Вид учебной работы

Полевая практика по ботанике

Тематический план проведения учебно-полевой практики

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами учебной полевой практики по ботанике, маршрутом полевых исследований, графиком работы, методикой гербаризации. Распределение поручений и индивидуальных занятий. Выдача папок, прессов, лопаток.

Экскурсия в сосновый лес.

Структура фитоценоза, понятие доминант, эдификатор и др. Описание растительности. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений. Определение растений по вегетативным органам. Сбор систематического, морфологического гербария, укладка в прессы, заготовка спиртоматериала.

Экскурсия в мелколиственный лес (березовый, осиновый). Знакомство с флорой. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений.

Составление геоботанического описания, гербаризация, укладка в прессы. В университете: контроль сушки гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала.

Степная растительность (экскурсия).

Типы степей: настоящие луговые. Особенности экологии ксерофитов. Составление геоботанического описания. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль сушки гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала.

Луговая растительность (экскурсия).

Типы лугов: настоящие, остепненные, заболоченные. Составление геоботанического описания. Флора лугов, особенности биологии луговых растений. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль за сушкой гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала.

Растительность водоемов и болот (экскурсия в природу).

Геоботаническое описание. Знакомство с флорой. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль за сушкой гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала.

Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете).

Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников.

Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете).

Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников.

Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете).

Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. Студенты в соответствии с индивидуальным заданием, описывают морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений, собранных на экскурсиях. Составляют морфологический и систематический гербарий.

Полезные растения местной флоры: лекарственные, пищевые, ядовитые. Охраняемые растения. Составление списков по имеющимся гербарным материалам и литературным источникам. Подготовка студентами индивидуальных заданий.

Подготовка к зачету (работа на территории кафедры).

Привести в соответствие с требованиями два гербария: морфологический и систематический, дневник полевой практики, списки лекарственных, пищевых, ядовитых растений местной флоры, выявленных в ходе полевой практики.

К экзамену предоставляются:

1. Гербарий (не менее 70 видов на бригаду), собранный и высушенный по всем правилам.

2. Знание таксономии собранных растений (видов, родов, семейств, порядков, классов, отделов).

3. Оформленный дневник полевой практики.

4. Выполненное индивидуальное задание.

Темы индивидуальных заданий:

1. Составить список пищевых растений пункта Н.

2. Составить список ядовитых растений пункта Н.

3. Список сорных растений пункта Н.

4. Список охраняемых растений местной флоры.

5. Список видов конкретного фитоценоза (на усмотрение преподавателя).

6. Составить морфологический гербарий по одной из тем на выбор: «Соцветия», «Плоды», «Листья простые и сложные», «Край листовой пластинки», «Стебли».

Оборудование для одной бригады (3-4 человека):

1. Папка для сбора растений с фанерным вкладышем

2. Пресс для сушки растений

4. Рубашки для сбора и сушки растений (200 шт.)

6. Веревка или шпагат

11. Иглы препаравальные

12. Дневник полевой, карандаш, этикетки.

Для монтировки гербария используют плотный картон белого или светло-серого тона, размером 30×40 см.

Вначале высушенное растение красиво размещают на гербарном листе, оставляя свободным правый нижний угол. Растение размещают таким образом, чтобы корни и корневища были внизу. Пришивают растение к гербарному листу нитками. Пришивать нужно осторожно, так как высохшее растение очень ломкое. Стежки на лицевой стороне делают очень маленькие, незаметные. Дополнительные части растений (плоды, семена) в пакетиках приклеивают на гербарный лист. В правом нижнем углу аккуратно приклеивается этикетка размером 10×15 см, заполненная аккуратно и разборчиво по форме. Гербарный лист обтягивается полиэтиленовой пленкой.

Морфологический анализ растений

Описание любого вида растений проводят по определенному плану, соблюдая принятую последовательность.

Сначала устанавливают жизненную форму растения, затем отмечают особенности подземных органов, после чего переходят к описанию надземной части растения, начиная со стебля и заканчивая плодами. Для определения некоторых видов большое значение имеют некоторые особенности поверхности органов растения, которая часто покрыта восковым налетом или опушена. С помощью лупы рассматривают поверхность стебля и листьев, чтобы установить наличие волосков. Определение представителей некоторых семейств невозможно без знания особенностей строения плодов, а иногда и семян.

Определение растений по определителям

Одним из первоначальных и неотъемлемых этапов всестороннего изучения растений является распознавание и определение их видов. Руководством в этом отношении служат определители растений. Определителем растений называют пособие, при помощи которого каждый человек может определить незнакомое ему растение.

Изучение растительных сообществ

Для изучения фитоценозов используют различные методы. Наиболее распространенным и разработанным является метод пробных площадок. Размеры пробных площадок зависят от типов сообществ, которые изучаются. Например, в лесах величина пробных площадок варьирует от 200 до 400 м2, при изучении лугов ограничиваются площадками в 25 м2 или даже меньше. Как правило, для изучения фитоценозов закладывают не одну, а несколько пробных площадок. Пробная площадка должна иметь однородный растительный покров. В пределах пробных площадок учитывают все параметры, необходимые для достаточно полной характеристики исследуемого фрагмента растительности.

Изучение и описание фитоценоза проводится по определенной схеме, поэтапно.

Основу летней практики по ботанике составляют экскурсии, во время которых студенты знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.

На экскурсиях надо всегда помнить об охране природы. Собирая растения, нельзя уничтожать их бесцельно, надо брать только необходимое количество растений. Нельзя собирать с одного места много растений, которые в данной местности встречаются редко: их собирают для научных целей в исключительных случаях. Нельзя во время экскурсий собирать без разрешения растения в заповедниках, ботанических садах и в искусственных насаждениях. Категорически запрещается срывать виды растений, занесенные в «Красную книгу Красноярского края», но об их местонахождении необходимо указывать в отчете.

Экскурсия обычно проходит в первой половине дня; продолжается она в зависимости от маршрута 3-4 часа. Во второй половине дня студенты самостоятельно оформляют собранный материал: закладывают растения в ботанические прессы, делают записи в дневнике и т. п.

Работа 1. Описание лесного фитоценоза

Размер пробной площадки________________________________________

Географическое положение ________________________________________

Условия увлажнения (умеренное, недостаточное, обильной, застойное, проточное, атмосферное, грунтовой)_______________________________

Влияние человека, животных______________________________________

Состав древостоя (формула)_______________________________________

Степень сомкнутости крон (СК)____________________________________

Источник

Дневник полевой практики по ботанике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботаникеМинистерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»

(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)

Бахчисарайский колледж строительства,

архитектуры и дизайна (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Дневник учебной практики

для обучающихся ІІІ курса дневной формы обучения

по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Ф.И.О. обучающегося __________________________________________________________________

Руководитель практики – преподаватель Штойко Екатерина Владимировна

Организация-разработчик: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Штойко Е.В., преподаватель Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна, г. Бахчисарай.

Рекомендована цикловой комиссией № 6 дисциплин профессионального цикла по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Протокол № ______ от «______» __________________ 2015 г.

Председатель цикловой комиссии _______________ /Демчич В.П./

по учебно-практической работе _____________ /Подокшина Д.И./

Дневник полевой практики по ботанике

Цель: закрепление знаний, полученных обучающимися в ходе изучения дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений», и изучение флоры и растительности Крыма.

— получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;

— укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и использовании растений в профессиональной деятельности техника садово-паркового и ландшафтного строительства;

— закрепление методики сбора гербарного материала;

— составление геоботанических описаний растительных сообществ Крыма;

— изучение морфогенетического состава популяций;

— камеральная обработка материалов и анализ первичных данных;

— привитие навыков рационального использования растений и их охраны.

Учебный план изучения дисциплины в часах

Вид учебной работы

Учебная практика по ботанике с основами физиологии растений

Тематический план проведения учебно-полевой практики

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами учебной полевой практики по ботанике с основами физиологии растений, маршрутом полевых исследований, графиком работы, методикой гербаризации. Распределение поручений и индивидуальных заданий. Тема: « Теоретические основы морфологии растений ».

Тема: «Изучение морфогенетического состояния популяций» (экскурсия к водоёму). Сбор гербарного материала.

Изучение флор (экскурсия окрестностями г. Бахчисарая). Знакомство с флорой. Составление геоботанического описания. Изучение различных методик исследования растительного покрова.

Методики описания растительности (экскурсия). Сбор гербарного материала.

Подготовка отчёта, сдача зачёта (работа в колледже).

Привести в соответствие с требованиями дневник полевой практики, отчёт по полевой практике.

Оборудование для одной бригады (2-3 человека):

1. Папка для сбора растений.

3. Рубашки для сбора и сушки растений (50 шт.)

5. Веревка или шпагат

8. Дневник полевой, карандаш, этикетки.

Для монтировки гербария используют плотный картон белого или светло-серого тона, размером 30×40 см, либо листы ватмана формата А3.

Вначале высушенное растение красиво размещают на гербарном листе, оставляя свободным правый нижний угол. Растение размещают таким образом, чтобы корни и корневища были внизу. Пришивают растение к гербарному листу нитками. Пришивать нужно осторожно, так как высохшее растение очень ломкое. Стежки на лицевой стороне делают очень маленькие, незаметные. Дополнительные части растений (плоды, семена) в пакетиках приклеивают на гербарный лист. В правом нижнем углу аккуратно приклеивается этикетка размером 10×15 см, заполненная аккуратно и разборчиво по форме. Гербарный лист обтягивается полиэтиленовой пленкой или вкладывается в файл соответствующего формата.

Морфологический анализ растений

Описание любого вида растений проводят по определенному плану, соблюдая принятую последовательность.

Сначала устанавливают жизненную форму растения, затем отмечают особенности подземных органов, после чего переходят к описанию надземной части растения, начиная со стебля и заканчивая плодами. Для определения некоторых видов большое значение имеют некоторые особенности поверхности органов растения, которая часто покрыта восковым налетом или опушена. С помощью лупы рассматривают поверхность стебля и листьев, чтобы установить наличие волосков. Определение представителей некоторых семейств невозможно без знания особенностей строения плодов, а иногда и семян.

Определение растений по определителям

Одним из первоначальных и неотъемлемых этапов всестороннего изучения растений является распознавание и определение их видов. Руководством в этом отношении служат определители растений. Определителем растений называют пособие, при помощи которого каждый человек может определить незнакомое ему растение.

Изучение растительных сообществ

Изучение и описание фитоценоза проводится по определенной схеме, поэтапно.

Основу летней практики по ботанике с основами физиологии растений составляют экскурсии, во время которых обучающиеся знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.

На экскурсиях надо всегда помнить об охране природы. Собирая растения, нельзя уничтожать их бесцельно, надо брать только необходимое количество растений. Нельзя собирать с одного места много растений, которые в данной местности встречаются редко: их собирают для научных целей в исключительных случаях. Нельзя во время экскурсий собирать без разрешения растения в заповедниках, ботанических садах и в искусственных насаждениях. Категорически запрещается срывать виды растений, занесенные в «Красную книгу», но об их местонахождении необходимо указывать в отчете.

Экскурсия обычно проходит в первой половине дня; продолжается она в зависимости от маршрута 3-4 часа. Во второй половине дня обучающиеся самостоятельно оформляют собранный материал, делают записи в дневнике и т. п.

Занятие 1. Теоретические основы морфологии растений

«___» ______________ 20 __ г.

Зарисовать в полевом альбоме два образца растений: травянистого и древесно-кустарникового, сделать обозначения основных органов растений.

Сделать сравнительный морфологический анализ предложенных образцов.

Источник

Программа учебной (полевой) практики Ботаника

задачи практики по ботанике. Смотреть фото задачи практики по ботанике. Смотреть картинку задачи практики по ботанике. Картинка про задачи практики по ботанике. Фото задачи практики по ботанике

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая

Программа учебной (полевой) практики

подготовки бакалавра по направлению

050100.62 Естественнонаучное образование

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры биологии 22.09.2009 г., протокол

Зав. кафедрой Жуйкова

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета химико-биологического факультета 22.09.2009 г., протокол

Жуйкова, доцент кафедры биологии

1.1. Цель изучения дисциплины

Целью учебно-полевой практики по ботанике является расширение и закрепление теоретических знаний, умений и навыков по дисциплине «Ботаника», полученных в лекционном и лабораторно-практическом курсах, и приобретение некоторых практических навыков научно-исследовательской работы при изучении растительного мира.

Полевая практика включает такие формы работы, как экскурсии под руководством преподавателя, камеральную обработку собранного материала (описание, определение растений, морфологический и анатомический анализы и др.), выполнение индивидуальных работ исследовательского характера, составление ботанических коллекций.

Задачи изучения дисциплины

Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки. Учебная (полевая) практика студентов направлена на отработку профессиональных знаний и умений.

– углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин предметной подготовки;

– изучение разнообразия растений в естественной среде обитания;

– освоение методов натуралистической работы, вегетационных и полевых методов исследования, постановка экспериментов.

– формирование знаний об основных видах местной флоры;

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в блок «Практика». Программа разработан на базе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009 г., № 000.

Летняя практика по ботанике призвана показать студентам многообразие растений в их естественной среде обитания и научить ориентироваться в этом многообразии. В процессе полевой практики студенты изучают виды растений как конкретные таксономические единицы, приобретают навыки по их определению, запоминают научные названия растений, изучают их биологию и использование в хозяйственной деятельности человека.

Ориентация в разнообразии царства растений означает, прежде всего, умение распознавать принадлежность организмов к определённым таксонам. Такое умение отчасти вырабатывается на экскурсиях и камеральных занятиях, когда преподаватель, рассказывая о растениях, демонстрирует и называет их. Важную роль играет самостоятельное определение растений студентами по определителям. При описании фитоценоза, формируются умения выделять жизненные формы растений, влияние экологических факторов на растительное сообщество.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебно-полевой практики по ботанике:

– овладение навыками работы с микроскопом, техникой изготовления простейших препаратов, их зарисовки, а также морфологическое описание высших растений.

1.4. Взаимосвязь с другими частями ООП

Дисциплина является неотъемлемой частью учебного курса «Ботаника», который проводится у студентов первого курса. Одновременно она является необходимым базовым курсом для изучения дисциплины «Ботаника», который идет у студентов второго курса. При этом видовое разнообразие, изученных представителей растительных сообществ лежит в основе второй части полевой практики по ботанике, в которой студенты знакомятся с основами фитоценологии, изучают флору и растительность разных регионов и полевой практики «Экология». Полевая практика закладывает основы изучения жизненных форм растений и экологических групп растений по отношению к воде, свету, минеральному питанию. Прохождение учебно-полевой практики по ботанике является необходимой основой для последующего изучения «Физиологии растений», «Микробиологии с основами вирусологии», «Основ фитоценологии», «Общей экологии», прохождения учебно-полевых практик по экологии.

Кроме того, курс «Учебная (полевая) практика: ботаника» необходим для изучения в дальнейшем курсов «Методы экологических исследований», «Мониторинг окружающей среды», «Экологическая токсикология». Знания, полученные на полевой практике и навыки исследовательской деятельности, приобретенные студентами в ходе выполнения УИРС пригодятся студентам при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

1.5. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

– морфологию вегетативных и генеративных органов цветковых растений;

– жизненные формы растений;

– систематические группы растений и их отличительные особенности;

– основные методы сушки и гербаризации растений;

– собирать и коллекционировать растения;

– гербаризировать растения и использовать другие методы их фиксации;

– проводить простые полевые наблюдения за ростом, развитием, цветением, опылением и размножением растений;

– описывать и ботанически грамотно определять растения;

– в природной обстановке различать наиболее характерные для данного региона виды растений;

– давать полное морфологическое описание высших растений;

– дифференцировать жизненные формы растений;

– проводить ботанические экскурсии в природу;

– проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием растений, определять сроки наступления отдельных фенофаз.

– основными ботаническими терминами и понятиями, обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;

− методами морфологического описания и определения растений

− навыками проведения ботанических экскурсий со школьниками.

– пользоваться полевыми инструментами и приборами.

2. Принципы отбора содержания учебного материала дисциплины и его организации

В основу отбора содержания дисциплины «Учебная (полевая) практика: ботаника» были заложены следующие принципы:

научности – определяет включение в содержание строго выверенных и достоверных научных знаний, применение приемов сравнения, анализа и синтеза, обобщения и объяснения причинно-следственных связей, возникающих между биологическими, и географическими объектами и факторами окружающей среды;

– целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей культуры;

– соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки и образовательной практики;

фундаментализации – обеспечивает гарантии образовательного потенциала от морального старения знаний, интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности;

интеграции – предполагает взаимопроникновение, взаимосвязь и единство ботанических и экологических идей, целей, содержания биологических, экологического и географического образования и методических аспектов организации опытнической и экспериментальной работы;

гуманитаризации – дисциплина рассматривается как подготовка будущего специалиста к работе с людьми, как средство формирования его общей гуманитарной культуры;

– соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение;

– принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.

3. Учебно-тематический план

Срок изучения – 2 семестр

Трудоемкость – 36 час

Продолжительность: – 1 неделя

Практические занятия – 36 час.

Форма отчетности – зачет – 2 сем.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. В таблице 1 представлен тематический план занятий курса «Учебная (полевая) практика: ботаника».

Тематический план дисциплины «Учебная (полевая) практика: ботаника»

Вводное занятие: техника безопасности в природе. Правила сбора, сушки и гербаризации растений. Основные понятия фитоценологии. Получение индивидуального задания

Растения луга: видовое разнообразие, анатомо-морфологические и физиологические особенности в связи с местообитанием

Растения светлохвойного, темнохвойного, лиственного и смешанного лесов: видовое разнообразие, особенности в связи с местообитанием

Водная и прибрежная растительность, растения болот: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

Сорная и рудеральная растительность: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

4. Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие: техника безопасности в природе. Правила сбора, сушки и гербаризации растений. Основные понятия фитоценологии. Получение индивидуального задания. Программа учебной практики. Правила сбора растений в природе. Способы засушивания растений. Монтировка гербария. Схема морфологического описания цветковых растений (вегетативная сфера, генеративная сфера).

Тема 2. Растения луга: видовое разнообразие, анатомо-морфологические и физиологические особенности в связи с местообитанием. Экологические особенности местообитания луговых растений. Классификация лугов по типу водоснабжения. Ярусносное сложение луга (горизонтальная и вертикальная структура сообщества). Жизненные формы растений и экологические группы растений луга. Жизненные формы злаков. Способы размножения луговых растений. Распределение в Сельскохозяйственное значение луговых растений и с/х ценные виды (лекарственные, кормовые). Ядовитые растения луга.

Тема 3. Растения светлохвойного, темнохвойного, лиственного и смешанного лесов: видовое разнообразие, особенности в связи с местообитанием. Лес как растительное сообщество. Знакомство с экологическими особенностями среды обитания растений разных типов насаждений. Знакомство с типичными для разных лесных сообществ видами растений их жизненными формы и экологическими группами. Знакомство с флористическим составом и обилием видов. Характеристика растительного сообщества. Знакомство с ярусным сложением растительного сообщества. Отличительные признаки типов сообщества по условиям обитания их типичных представителей. Отличительные особенности морфологического строения типичных представителей разных типов фитоценозов. Ярусное сложение лесного сообщества. Характеристика травяного покрова разных типов леса. Состояние подроста и подлеска в ельнике и сосняке.

Тема 4. Водная и прибрежная растительность, растения болот: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием. Экологические особенности местообитания водных и прибрежных растений. Связь видового разнообразия с горизонтальной структурой водоемов. Особенности местообитаний растений болот. Анатомо-морфологические и биологические особенности водных растений. Жизненные формы растений и экологические группы растений по отношению к воде. Приспособительные особенности прибрежных и водных растений к среде обитания. Видовой состав водных и прибрежных растений и их характер распределения в водоеме.

Тема 5. Сорная и рудеральная растительность: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием. Понятие о сорных и рудеральных растениях. Типы сорных растений: сорные растения в узком смысле слова, придорожные растения, пустырные растения. Основные биологические группы по продолжительности жизни и способам воспроизведения и размножения сорняков. Способы борьбы с сорняками. Жизненные формы рудеральных растений, их экология, способы расселения, размножения, морфобиологические особенности (приспособление к выживанию). Видовой состав растений мусорных мест обитаний, сорные растения лугов и полей.

5. Виды деятельности студентов на учебно-полевой практике

Учебно-полевая практика состоит из трех этапов.

На первом этапе проводится инструктаж по технике безопасности во время проведения практики; консультация по сбору тематического материала, необходимого для морфологического анализа, определения растения, правил поведения в природе. Получение индивидуального задания. Правила сбора, сушки и гербаризации растений.

− Знакомство с аборигенной и адвентивной флорой, ее эколого-биологическими особенностями.

− Экскурсии в различные растительные сообщества района практики. Посещение леса, луга, знакомство с прибрежно-водной растительностью и др.

− Проведение фенологических наблюдений и ведение дневника практики.

− Сдача зачета по итогам учебной практики.

Каждый день учебной практики состоит из двух этапов работы студентов:

– наблюдения, исследования и сбора материала в природе;

– камеральная обработка ботанического материала в аудитории, записи в дневнике и оформление собранного материала.

6. Самостоятельная работа

«Учебная (полевая) практика: ботаника»

Содержание самостоятельной работы

Формы контроля СРС

Растения луга: видовое разнообразие, анатомо-морфологические и физиологические особенности в связи с местообитанием

1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Растения светлохвойного, темнохвойного, лиственного и смешанного лесов: видовое разнообразие, особенности в связи с местообитанием

1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Водная и прибрежная растительность, растения болот: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Сорная и рудеральная растительность: видовое разнообразие и приспособительные особенности в связи с местообитанием

1. Работа с определителем

2. Составление флористического списка растений изученного местообитания.

4. Заучивание латинских названий типичных представителей сообщества

5. Выполнение индивидуальных заданий

Проверка на зачете

Подготовка к зачету

Монтировка гербария. Подготовка общего флористического списка. Определение растений. Подготовка отчетов по индивидуальному заданию

Проверка знаний латинских растений. Сдача учебного гербария.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебно-полевой практике по ботанике

В ходе самостоятельной работы студенты определяют растения, составляют флористический список собранных видов, занимаются гербаризацией растений, учат латинские названия собранных видов, а также выполняют индивидуальные задания и собирают гербарный материал по темам:

1. Онтогенетический гербарий.

2. Фенологические явления в жизни растений

3. Жизненные формы злаков.

4. Жизненные формы растений соснового леса.

5. Жизненные формы растений лиственного леса.

6. Модификационная изменчивость как отражение приспособления к местообитанию растений.

7.Типичные представители техногенных ландшафтов.

7. Основные понятия дисциплины

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебно-полевой практике

Экскурсия – основа учебно-полевой практики по ботанике, поэтому она требует серьезной подготовки. Предварительно выбирается место проведения практики, уточняются сроки, наличие необходимого оборудования, составляются планы и рабочие программы. Студентам выдаются список литературы, а также перечень необходимого ботанического полевого оборудования и экипировки. Для большей эффективности работы группа студентов разбивается на звенья по 2 человека. Одежда и обувь должны быть удобными и практичными. Необходимо предусмотреть экипировку на случай дождя.

При прохождении практики студенты осваивают методы:

– фенологических наблюдений за растениями;

– проведение геоботанического описания определенного участка фитоценоза;

– сбора, сушки и гербаризации растений;

– полного морфологического описания;

– определения растений в полевых и лабораторных условиях.

9. Итоговая аттестация

Курс заканчивается сдачей зачета, который включает в себя следующие обязательные виды отчетности:

1. Сдача учебного гербария (70 видов), из которых 80% определено студентов самостоятельно.

2. Сдача научного гербария (тематического) – 5 гербарных листов.

3. Аннотирование всех видов растений, известных к концу практики (флористический список).

4. Знание бинарных латинских названий 50 видов растений.

5. Дневник полевой практики с отчетом по индивидуальному заданию.

На зачете от студента требуется знание классификации вегетативных и генеративных органов растений, названия собранных растений, их принадлежность к семействам и знание характерных особенностей этих семейств.

10. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

Задание №1: изучите морфологические особенности сорных растений. Для этого выберите экземпляры наиболее распространенных видов, выкопайте их и рассмотрите. Укажите особенности морфологического строения, связанные с приспособлением к распространению и размножению.

Задание №2: Для выбранного растения дайте подробное морфологическое описание. Зарисуйте основные диагностические признаки строения вегетативных и генеративных органов растений. Опишите предложенное растение и определите его принадлежность к семейству, составьте ключ определения.

Задание №3: во время экскурсии познакомьтесь с представителями отдела Голосеменные. Выделите и запишите признаки отдела, семейств и родов. Напишите русские/латинские названия растений, сравните строение побегов и шишек. Зарисуйте их.

Задание №4: во время экскурсии в лес (на луг, к водоёму) познакомьтесь со структурой фитоценоза, его видовым составом, с разнообразием жизненных форм растений, влиянием экологических факторов на растительные организмы. Запишите характерные признаки фитоценоза. Укажите доминирующие виды.

Задание № 5: при знакомстве с растениями закрытого грунта познакомьтесь с видовым составом и выделите эколого-морфологические особенности строения растений; зарисуйте метаморфозы корней, побегов и их частей.

Задание № 6: проанализируйте растения, встретившиеся во время экскурсий к водоему, на луг, в лес, парк, оранжерею, ботанические сады и на другие базы практики, выберите из них лекарственные, ядовитые, охраняемые и включите в таблицы. Ядовитые растения подчеркните.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-полевой практики

11.1. Рекомендуемая литература

2. Определитель сосудистых растений Среднего Урала / [ Горчаковский и др.]. – М. : Наука, 1994. – 525 с.

3. Учебно-полевая практика по ботанике / Гуленкова [и др.]. – М. : Просвещение, 1977. – Ч. 2. – 160 с.

7. Лотова Морфология и анатомия высших растений – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 528с.

10. Скворцов Гербарий. Пособие по методике и технике. М.: Наука, 1977.

11. Старостенкова и др. Учебно-полевая практика по ботанике. М.: Высш. шк., 1990.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www. – интерактивный определитель флоры Средней России, диагностические признаки и качественные фотографии растений, определенные ведущими флористами МГУ им. Ломоносова и Ботанического института РАН.

www. – сайт по флоре Апениннского полуострова, на итальянском языке, информация по распространению и экологической приуроченности высших растений, качественные фотографии, рисунки из старинных определителей и травников, названия всех растений – на латинском языке.

11.2 Материально–техническое обеспечение учебно-полевой практики

Оборудование, необходимое для сбора и изучения растений

1. Гербарная папка размером 45×35 см, бумага (примерно 60–80 газетных полулистов для каждой экскурсии).

3. Емкость для сбора грибов, мхов, лишайников.

4. Лупа для более тщательного рассматривания органов растения.

5. Фотоаппарат для фиксации растений в естественной среде его обитания.

9. Записная книжка, графитный карандаш.

10. Полиэтиленовые мешочки для сбора цветков, плодов и семян.

12. Определитель растений.

13. Емкость для сбора водных растений.

14. Микроскопы: дорожный (МД), МВС-2, М-52 (для работы в лаборатории).

15. Гербарная сетка или пресс для сушки растений.

16. Термометр для измерения температуры воды и почвы.

17. Пинцет, скальпель, препаровальные иглы.

18. Чашки Петри, часовые стекла, пипетки и др.

Результаты индивидуальной работы оформляются в альбомах. Из перечисленного снаряжения на экскурсию следует брать лишь необходимые предметы. Недостаток оборудования усложняет самостоятельную работу студента, что снижает интерес и затрудняет выполнение поставленной задачи.

12. Место и время проведения учебно-полевой практики

Базой проведения полевой практики может быть спортивно-оздоровительный лагерь НТГСПА «Буревестник», агро-биологическая станция НТГСПА, территория Природного парка «Река Чусовая», Висимский государственный заповедник, территория горной полосы Северного Урала, любые национальные парки и особо охраняемые природные территории и т. д.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие стационарной биостанции;

− наличие всех изучаемых фитоценозов для проведения тематических экскурсий;

− наличие необходимого инвентаря и оборудования.

– группы формируются в составе 8–12 человек на одного руководителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *