задачи практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
_ Теории и методики дошкольного образования ___________________________________________________________________
(полное наименование кафедры)
ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ _ П . Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная)
( полное название практики, согласно УП)
Выполнил обучающийся __4__ курса
Фамилия И.О. _Аксенова В. В.______________________ __________________
Направление подготовки: 44.03.02. Психолого – педагогическое образование ________________________________
Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования _______________________________________
Руководитель практики:____Наталья Александровна Кузь____________________
______канд. пед.наук, доц._________________________________________________
(ученая степень, звание, должность)
( подпись __ ________ 2018__г.
Новосибирск 2018 г._
Группа 2014/1-ППДО-301 ___________________________
Код, наименование направления/специальности 44.03.02 Психолого- педагогическое образование
РАБОЧИЙ ГРАФИК И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на практику . Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная) _
Обучающегося: Аксеновой Валентины Владимировны
(Фамилия И.О. (при наличии) полностью)
1. Сроки практики с 30.03.2018г.… по 26.04.2018г.
2. Место прохождения практики МБДОУ № 6 «Остров детства»
3. Сроки сдачи студентом отчёта 26.04.2018г.
(указывается последний день практики)
4. Календарный план
Этап 1. Ознакомительно-аналитический. Знакомство с местом прохождения педагогической практики. Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики под руководством группового руководителя и научного руководителя ВКР.
Этап 2. Конструктивно-прогностический. Познакомиться с воспитателями и другими специалистами, обслуживающими детей ДОО. Познакомиться с детьми группы, изучить списочный состав. Изучить программу образовательной деятельности группы. Познакомиться с кабинетной системой ДОО.
Этап 3 Конструктивно-исполнительский. Определить задачи исследовательской деятельности и провести промежуточную диагностику детей в рамках написания ВКР.
Этап 4. Организационно – исполнительский. Овладеть содержанием, формами и методами проведения педагогических мероприятий в группах детей в ДОО по плану написания формирующей части ВКР. Познакомиться с содержанием и методами работы воспитателя в группе, с проведением режимных моментов; обобщить результаты исследовательской деятельности.
Этап 5. Анализ проделанной работы на практике. Составить отчетную документацию о проделанной работе на педагогической практике: результатом работы практиканта является написание ВКР в черновом варианте. Участвовать в итоговом совещании в ДОО по результатам практики, организовать выставку пособий и игр, изготовленных самостоятельно.
Отчет о выполнении индивидуального задания по теме: Индивидуальное задание на преддипломной практике разрабатывается бакалавром под контролем научного руководителя по материалам формирующей части квалификационного исследования (ВКР).
: «Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста»
Оформление отчетной документации
1. Указано примерное наименование работ
2. Указать индивидуальные темы для каждого обучающегося
Выписка из журнала вводного инструктажа (МБДОУ № 6)
Групповой руководитель практики __Кузь Н.А.___________ ______ 20.18г._ _
(Фамилия И.О.) (подпись)
Соруководитель практики от организации _ Васильева О.А._____________ 2018г. _
(Фамилия И.О.) (подпись)
(Фамилия И.О.) (подпись)
2.2 Технологическая карта самостоятельной работы обучающихся
Трудоемкость в часах
Установочную конференцию проводила Аксенова Валентина Владимировна.
В первую очередь на конференции было сообщено:
наименование практики – П. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная) в группе младшего дошкольного возраста;
сроки прохождения – с 30.03.2018г.… по 26.04.2018г.;
цель и задачи этой практики.
Нашу группу ознакомили с программой учебной практики в дошкольном общеобразовательном учреждении.
Были представлены задания, необходимые для выполнения в течение четырех недель прохождения практики, а также перечень отчетной документации с методическим сопровождением.
Был оговорен срок сдачи всей документации после окончания учебной практики и число итоговой конференции 26.04.2018г.
Также были оговорены правила поведения в детском общеобразовательном учреждении и то, что необходимо иметь для прохождения практики в таком учреждении.
В конце каждому из группы был назначен руководитель по практике.
В Учреждении функционирует 15 групп:
1 группа общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет.
10 групп общеразвивающей направленности от 3-х до 7лет.
4 группы комбинированной направленности от 4-х до 7 лет для детей с нарушениями речи.
Общая численность детей: 525
МБДОУ д/с № 6 расположен внутри жилого микрорайона, остановка «поселок Энергетиков» в отдельно стоящем здании, имеет прилегающую территорию, оборудованную участкам для прогулок детей каждой возрастной группы, двумя спортивными площадками, клумбами на каждом участке.
В микрорайоне, где расположен детский сад, действуют две общеобразовательные школы: № 189, № 206. Часть воспитанников ДОУ развивают свои творческие способности на базе детской школы искусств №28.
Вся планировка здания ДОУ и его оснащение организованно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Для каждой возрастной группы имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: приемная, игровая, туалетная, спальная комнаты.
Педагогический коллектив составляют 35 педагогов: воспитатели групп, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагог-психолог.
Дошкольное образование в учреждении направленно на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Предметом и основной целью деятельности Учреждения является реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2-х до прекращения образовательных отношений.
В течение этого дня я ознакомилась с документами, которые предстоит сдать по окончании практики и с правилами их заполнения. Выданная нам программа нашей учебной практики и методическое сопровождение в должной мере помогают разобраться в заданиях.
Изучала устав детского сада.
Мне удалось ознакомиться с планом воспитательной работы группы (2-я младшая); режимом дня; историей этого ДОУ и его деятельностью.
Группа, с детьми которой я буду взаимодействовать все четыре недели практики, является младшей группой. В ней воспитываются дети 3-4 лет. Общее количество детей в этой группе – 24 ребенка.
В первую очередь я познакомилась с одним из воспитателей группы, и она представила меня детям. Дети восприняли мое появление легко, как должное. В 9.30 с детьми проводилось занятие по физическому развитию, где я смогла понаблюдать за деятельностью инструктора и поведением детей.
Решая задачи исследовательской деятельности, на диагностико – прогностическом этапе были осуществлены мероприятия по сбору практического материала ( наблюдения, измерения и т. д.) по теме выпускной квалификационной работы «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации». По результатам проведенного анкетирования нами были получены следующие данные.
Таблица адаптации группы «Теремок»
I. тяжелая адаптация
II. средняя адаптация
III. легкая адаптация
18 детей – легкая адаптация;
6 детей – средняя адаптация;
1 ребенок – тяжелая адаптация;
Исходя из выше указанных данных, можно сказать, что адаптация воспитанников первой младшей группы прошла достаточно успешно. Практически все воспитанники полностью адаптировались к условиям ДОО, что явилось результатом совместной работы специалистов ДОО и родителей воспитанников.
В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду
Таким образом, успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
На конструктивно – исполнительском этапе была изучена рекомендованная и самостоятельно подобранная психолого-педагогическая литература по вопросам адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Решение данной проблемы требует создания условий, удовлетворяющих потребности малыша в тесном взаимодействии с мамой, в общении с другими взрослыми и сверстниками, в хорошем медицинском обслуживании и правильной организации образовательного процесса в детском саду. Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований.
Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.
Ребенок познает этот мир и адаптируется в нем через игру. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.
Во время практики мной были изготовлены дидактические игры:
«Наряди елку». Цель: развитие мелкой моторики рук, изучение цвета.
«Накорми колобка». Цель: так же развитие мелкой моторики рук.
«И гры с водой». Цель: релаксация.
« Паззлы». Целью занятия является научить малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов и их форму.
«Накорми животных». Цель: способствовать формированию представлений детей о домашних животных, чем они питаются. Развивает внимание и память.
« Подбери по форме». Цель: Развитие внимания , памяти, зрительного восприятия.
«Одень лучики на солнышко».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсорного восприятия, развитие геометрических форм – круг, развитие логического мышления.
игры с крупой. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами.
На аналитическом этапе была составлена отчетная документация о проделанной работе на педагогической практике.
Приняла участие в итоговом совещании в ДОО. По окончанию практики проведена выставка дидактических пособий, подготовленных для проведения игр с группой детей. По результатам практики был представлен черновой вариант ВКР.
Практика по получению профессиональных умений, и опыта профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
Кафедра Педагогики, психологии и социальной работы
Задание на практику
Макаровой Веры Анатольевны
Фамилия, Имя, Отчество студента (-ки)
Направление подготовки: «Педагогическое образование»
Наименование практики: Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Индивидуальные задания на практику:
Познакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики. Результат: Оформление в «Дневнике практики» титульного листа. Договор.
Информационно-аналитическая и работа: изучение плана воспитательной работы, личных дел, медицинских карт учащихся с целью проектирования их развития; форм и методов работы с родителями учащихся; психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивация учения, отношение учащихся к делам коллектива, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности учащихся и др.); расписания учебных занятий ; работоспособности учащихся на занятиях. Результат: выдержки из плана воспитательной работы; психолого-педагогическая характеристика личности учащегося или группы; психолого-педагогический анализ одного занятия, г игиеническая оценка расписания.
Воспитательная работа в качестве помощника: изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики; участие в проведении 2-3-х разных по содержанию, коллективных творческих дел, в том числе общественно-политических, трудовых, спортивных, профориентационных; участие в подготовке и проведении (на выбор) таких форм воспитательной работы как классное собрание, классный час, беседа, диспут, тематический вечер, КВН, «Счастливый случай» и др.; совместный с сокурсниками, учителями, методистами анализ конфликтных педагогических ситуаций, во время общения; ведение индивидуальной воспитательной работы с «трудными» учащимися. Результат: Развернутый план-конспект одного из проведенных воспитательных мероприятий
Самооценка результативности практики. Обобщить полученные на практике результаты. Подготовить тематическое выступление на заключительной конференции. Заполнение карты-рейтинга. Оформление фотовыставки. Выступление на итоговой конференции. Результат: Карта рейтинг-контроля студента. Отчёт по практике в установленной форме. Отзыв – характеристика группового руководителя с оценкой по итогам практики. Тезисы выступления на итоговой конференции.
Дата выдачи задания: __.__.20__ г.
Задание принял(а) к исполнению: ___________
Частное учреждение образовательная организация
высшего образования «Омская гуманитарная академия»
СОВМЕСТНЫЙ РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРАКТИКИ
Макарова Вера Анатольевна
Направление подготовки: Педагогическое образование
Направленность (профиль): Начальное образование
Вид, тип практики: Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Руководитель практики от Академии: Рягин С.Н.
Наименование профильной организации: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»
Руководитель практики от профильной организации: Шкуратова Е.В.
Индивидуальная программа учебной педагогической практики
Характеристика воспитательной системы образовательного учреждения
Выдержки из плана воспитательной работы
Психолого-педагогическая характеристика личности учащихся
Психолого-педагогический анализ урока
Гигиеническая оценка расписания уроков
Протокол хронометража реакций учащихся
Развернутый план-конспект одного из проведенных воспитательных мероприятий.
Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия и его самооценка
Заведующий кафедрой: / _Рягин С.Н.
Руководитель практики от
ЧУОО ВО «ОмГА» / Рягин С.Н.
от профильной организации /Шкуратова
Изучение плана воспитательной работы, личных дел, медицинских карт учащихся.
Выдержки из плана воспитательной работы
Изучение отдельных учащихся с целью проектирования их развития.
Психолого-педагогическая характеристика личности учащихся
Посещение и психолого-педагогический анализ урока
Психолого-педагогический анализ урока
Гигиеническая оценка расписания уроков
Исследование работоспособности учащихся
Протокол хронометража реакций учащихся
Развернутый план-конспект одного из проведенных воспитательных мероприятий.
Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия и его самооценка
Участие в работе секции, выступление с докладом, написание статьи
Подпись обучающегося ___________
Министерство образования и науки Российской Федерации
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
Кафедра Педагогики, психологии и социальной работы
о прохождении практики по получению первичных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Выполнил(а): Макарова В.А.
Форма обучения: дистанционная
Руководитель практики от ОмГА:
Уч. степень, уч. звание, Фамилия И.О.
Место прохождения практики: (адрес, контактные телефоны): 628456, Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, городское поселение Федоровский, пгт, Федоровский, ул. Строителей, д. 25, тел/факс: 8(3462)416-608
Руководитель принимающей организации:
______________ Директор школы Бибик Т.И., тел. 8(3462)416-608
подпись (должность, Ф.И.О., контактный телефон)
Студентка Макарова Вера Анатольевна, 3 курса, направления подготовки педагогическое образование ЧУОО ВО «ОмГА»
с «26» января 2017 г. по «08» февраля 2017г.
проходил(а) практику в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»
Информационно-аналитическая и работа: изучила план воспитательной работы, личных дел, медицинских карт учащихся с целью проектирования их развития; форм и методов работы с родителями учащихся; психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивация учения, отношение учащихся к делам коллектива, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности учащихся и др.); расписания учебных занятий ; работоспособности учащихся на занятиях. В результате представила выдержки из плана воспитательной работы; психолого-педагогические характеристики личности учащегося или группы; провела психолого-педагогический анализ одного занятия и г игиеническая оценка расписания.
Участвовала в воспитательной работе в качестве помощника: изучила уровень воспитанности учащихся и планировала воспитательную работу на период практики; участвовала в проведении 2-х разных по содержанию, коллективных творческих дел, в том числе общественно-политических, трудовых, спортивных, профориентационных; участвовала в подготовке и проведении таких форм воспитательной работы как классное собрание, классный час; совместный с учителями, методистами анализ конфликтных педагогических ситуаций, во время общения; проводила индивидуальную воспитательную работу с «трудными» учащимися. В результате составила развернутый план-конспект одного из проведенных воспитательных мероприятий.
Провела самооценку результативности практики. Обобщила полученные на практике результаты. Подготовила тематическое выступление на заключительной конференции. Заполнила карты-рейтинга. Оформила фотовыставки.
В ходе практики обнаружил(а) следующие умения и навыки: студентка показала ответственное отношение к педагогической деятельности, дисциплинированность, исполнительность, самостоятельность. А также проявила высокий уровень педагогического такта. Показала отличные знания педагогического и делового этикета. В процессе прохождения практики наблюдался рост и повышение уровня осознанности педагогической деятельности в целом и своей собственной деятельности. Студентка правильно характеризует достигнутый уровень подготовки, использует психолого-педагогические знания для индивидуализации обучения. Практикантка владеет коммуникативными умениями. Творческие умения проявляла студентка постоянно, выражались они в организации учебной деятельности, общении с педагогическими работниками. Имеющиеся умения оптимальны. Культура поведения, общения с учителями, администрацией и детьми на высоком уровне.
Оценивая деятельность студентки за период прохождения практики в МБОУ «Федоровская СОШ №5», отметили её стремление к постоянному повышению своего уровня теоретических и методических знаний, умений в педагогической деятельности.
Замечаний к прохождению практики нет.__________________________
Рекомендуемая оценка 5 (отлично)____________________________________
Р уководитель практики от принимающей организации__________________
учитель начальных классов Шкуратова Е.В
Должность, ФИО руководителя практики от организации
удостоверяю __________________ Директор школы Бибик Т.И.
Подпись Должность, ФИО должностного лица, удостоверившего подпись
о совместной деятельности по проведению практик студентов
г. Омск «___»____________20___г.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия», именуемое в дальнейшем «Академия», в лице Ректора, Еремеева Александра Эммануиловича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5», именуемое в дальнейшем «Организация», в лице директора Бибик Татьяны Ивановны, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеслед ующем:
1. Предмет договора
1.3. Настоящий договор предусматривает реализацию программ практик студентов на базе Организации.
2. Обязательства Академии
2.1.Академия обязуется направить студентов в Организацию для прохождения практики в соответствии с утвержденным учебным планом. 2.2. Оказывать работникам Организации методическую помощь в организации и проведении практики.
2.3. Выделять преподавателей для научного руководства и курирования практик.
2.4. Осуществлять текущий контроль за прохождением практики со стороны руководителей практики от Академии.
2.6. По согласованию с Организацией привлекать её сотрудников для
руководства практикой студентов на договорных условиях.
3. Обязательства Организации
3.1. Организация обязуется:
3.1.1. Предоставлять базу для проведения практики со студентами по про граммам практик.
3.1.2. Знакомить студентов с деятельностью Организации.
3.1.4. Обеспечивать участие сотрудников Организации в подведении итогов практик.
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторон и действует до «____» ______________ 20___ г.
4.2. Договор может быть расторгнут досрочно по письменному соглашению сторон, о досрочном расторжении договора сторона должна предупредить контрагента за 1 месяц.
5. Заключительные положения
5.1. Все изменения и дополнения в данный договор вносятся на основании п исьменного соглашения сторон.
5.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу.
У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.
6. Реквизиты сторон:
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»
644105, г. Омск,
ул. 4-я Челюскинцев, 2 «А»
тел/факс: (3812) 28-47-42, 28-47-37
«СДМ-БАНК» (ПАО) в г. Омск, 644043, г. Омск,
ул. Красный путь, д. 89.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5»
Р/с 407 018 103 000 030 000 14
РКЦ г. Сургут г. Сургут
л/с 015.04.150.4 БИК 047144000
Ректор ЧУОО ВО «ОмГА» Директор МБОУ «ФСОШ №5»
_____________/Еремеев А.Э./ ____________/Т.И.Бибик/
1. Визитная карточка образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» приветливо открыла свои двери 1 сентября 1998 года. Первым директором была Маркина Ольга Рубиновна. В 2001 году директором школы стал Попков Сергей Владимирович. С 2002 года школу возглавляет Бибик Татьяна Ивановна. С каждым годом совершенствуется образовательная система РФ. С учетом новых требований к организации и качеству образовательного процесса совершенствуются методы преподавания, образовательные программы и в нашей школе. Педагогическая система школы опирается на Программу развития. Задачей открытой школы, модель которой уже нами создана, было активное использование имеющегося потенциала внешней среды для решения образовательных задач и одновременное создание благоприятной среды в ближайшем социуме. В 2011 году педагогический коллектив приступил к реализации Программы развития «Школа гражданского самоопределения», целью которой является создание педагогических условий для гражданского самоопределения личности каждого выпускника через развитие его персональной компетенции. Основной задачей деятельности школы является создание в школе образовательного пространства, главной ценностью которого является духовно-нравственная, физически зрелая личность ребенка, способная к активной творческой полезной деятельности; ориентация на формирование толерантного отношения к окружающим, умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию. Разработана соответствующая модель выпускника.
Педагогический коллектив школы под руководством директора Бибик Татьяны Ивановны – мобильный творческий коллектив, где каждый имеет возможность для самовыражения, выбора оптимальных форм и методов обучения и воспитания. Из 79 педагогов с высшим педагогическим образованием – 73, со средне-специальным образованием – 3. Имеют высшую квалификационную категорию – 25, первую – 25 педагогических работников. В педагогическом коллективе трудятся замечательные педагоги. Имеют звания «Отличник народного образования» – 2; «Почетный работник общего образования РФ» – 5, «Ветеран труда» – 10, награждены грамотами Министерства образования 4 педагога. Участвуя в реализации ПНП «Образование», стали победителями конкурсных отборов в номинации «Лучший педагог образовательного учреждения» и обладателями грантов: Козленко Н.В. – грант Президента РФ (2006 г.), Семёнова Л.И. – грант Губернатора ХМАО – Югры (2007 г.), в номинации «Лучший молодой педагог общеобразовательного учреждения» – Борисов А.В. – грант Губернатора ХМАО – Югры (2010 г.), Власенко Л.В. – Лауреат I степени Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее» в номинации «Теоретические разработки в области образования» (2009 г.), награждена Почетной грамотой Департамента образования и науки ХМАО – Югры за подготовку получателя премии для поддержки талантливой молодежи (2008 г.).Козленко Н.В. – победитель районного и лауреат окружного конкурса «Учитель года – 2004», Гуторова О.В. – победитель конкурса «Учитель года Сургутского района– 2007», Власенко Л.В. – лауреат конкурса «Учитель года Сургутского района – 2010» в номинации «Мастерство и вдохновение», Ерко А.В. – лауреат районного конкурса педагогического мастерства «Педагогический дебют – 2012. Алейникова С.В. – победитель первого муниципального конкурса «Лучший урок – 2011».Ушакова Е.З., Кадун Т.В., Семенова Л.И., Алейникова С.В., Исаева Н.Ю., Горлова Н.Ю., Шкуратова Е.В., Цацуева Н.В., Губская Н.А. – участники региональных научно-практических конференций, традиционных Знаменских чтений. Материалы их выступлений размещены в методических сборниках.
За 18 лет здесь было выпущено 17 «золотых» медалистов и 32 «серебряных». Количество классов – 48, количество обучающихся – 1039. Режим работы: 6-ти дневная неделя, продолжительность урока – 40 минут. Сменность: 2 смены: 1 смена – 1, 4, 5, 9-11-е классы. 2 смена – 2, 3, 6-8-е классы.
2.Характеристика воспитательной системы образовательного учреждения
3.Выдержки из плана воспитательной работы
В МБОУ «Федоровская СОШ № 5» уделяется серьезное внимание профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Великолепный зал лечебной физкультуры оснащен различными тренажерами. Сегодня в школе работает 8 специальных медицинских групп. В них занимаются дети с заболеваниями опорно-двигательной системы. Каждый учебный кабинет в школе оснащен тренажерами для глаз.
В школе ведутся секции волейбола, баскетбола, футбола, общефизической подготовки. Сборные школы принимают участие и становятся победителями и призерами соревнований, спартакиад различного уровня среди учащихся и молодежи Сургутского района.
В жизни школы непосредственное участие принимают родители учащихся. Именно по инициативе родительского комитета в 2006 г. впервые в районе был создан Управляющий совет школы. В его состав входят родители, учителя, школьники, представители нескольких организаций г.п. Федоровский.
4.Психолого-педагогическя характеристика личности учащегося или классного коллектива
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
В 4 классе обучается 20 учеников, из них 14 мальчиков и 6 девочек. Большинство из них 2006 года рождения. Процесс обучения строится на основе программы «Перспектива». При этом особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.
С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества: Жуков Владислав, Кретинина Екатерина, Сулейманов Расул, Мартояс Данила, Бородай Елизавета, Бородина Екатерина. Башкатов Роман, Удовиченко Мария. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат. Между собой они общительны, но не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.
Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с домашними заданиями, за исключением 2 человек (Пашнин Сергей и Тагиров Казбек), которым адаптация к школе дается с трудом.
Все учащиеся 4 класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в театральном и танцевальном кружках, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Часто выезжают на районные конкурсы.
Классный коллектив сформирован. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом.
Многие ученики активно посещают спортивные секции и шахматный кружок. Некоторые успевают посещать по 2 кружка.
Большинство семей, в которых воспитываются ученики 4 класса, имеют одинаковый социальный статус и примерно равны по возрасту. Но также существуют неполные семьи (Миськов Андрей и Валеева Камилла ).
Преимущественно родители интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий.
Таким образом, в классе преобладает мажорный, добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности.
одного из учеников класса
Бычков Глеб родился 20 августа 2006 года. В МБОУ «Федоровская СОШ № 5» обучается с 1.09.2013 г. В настоящее время мальчику полных 10 лет. Глеб воспитывается в полной многодетной семье, где есть мать, отец, младшие сестра и брат. Семья характеризуется положительно, большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей, вредных привычек не имеется.
Общий запас знаний и представлений ребёнка соответствует возрасту 9-10 лет, учебную программу Глеб усваивает, имея затруднения по русскому языку и математике, связанные с нарушениями письма и не достаточно развитым логическим мышлением. Ученик имеет представления о самом себе, о своей семье, окружающем мире, лучше работает при индивидуальном контакте с педагогом, в контроле которого постоянно нуждается.
Мальчик понимает и воспринимает обращённую к нему речь, сам активен только тогда, когда хорошо подготовится (включая домашнюю работу) или имеет опору на тетрадь, карточку, текст. Словарный запас ребёнка соответствует возрасту 9-10 лет. Слова и звуки произносит правильно. Умеет задавать вопросы, отвечает на них по мере возможности. Строит свои высказывания, последовательно передавая содержание учебного текста при пересказе, хотя часто упускает детали или передаёт их сжато. Техника чтения ниже нормы, соответствующей для учащихся 4 класса (менее 80 слов в минуту), читает по слогам и целыми словами, понимает прочитанные тексты с несложным содержанием.
При письме под диктовку допускает ряд ошибок, связанных со слабо сформированным умением применять на письме изученные правила правописания. Осуществляет зрительный контроль при письме, но испытывает трудности при воспроизведении графического образа букв и цифр (нарушения формы, наклона, размеров графических элементов).
На уроках математики усвоил простые математические операции, умеет складывать, вычитать, выполнять умножение и деление столбиком (простые случаи); испытывает значительные затруднения при решении составных задач, осложненных уравнений, выражений на порядок действий со скобками и без (3-5 действий).
Глеб с трудом анализирует условия мыслительной задачи, с трудом выделяет в ней существенные элементы и соотносит их между собой, ему проще действовать по образцу или аналогии. Планирование решения задачи осуществляет под руководством педагога или родителей, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, поощрении, результаты своей работы оценивает не всегда адекватно.
Учебный материал воспроизводит часто механически, не всегда полностью, требуются наводящие вопросы, подсказки для продолжения ответа.
Мальчик идёт на контакт только с хорошо знакомыми ему людьми, теми, кому он доверяет и знает. Иногда эмоциональные реакции на раздражители различной интенсивности бывают не адекватны, болезненно воспринимает критику со стороны одноклассников, может обидеться, нервничать, «уйти в себя» и не реагировать какое-то время.
Темп деятельности на уроках замедленный, скорость письма низкая, работает часто только после напоминания, особенно, если работа связана с написанием большого по объёму учебного материала. Поощрения принимает с удовольствием, после этого старается работать лучше. Быстро устаёт и утомляется на уроке, нуждается в частой смене деятельности, помощи педагога, индивидуальном подходе, совместной работе с учителем.
Глеб часто стремится проявить себя в качестве помощника – поливает цветы, вытирает доску, раздаёт тетради. В классе общается с небольшим кругом одноклассников.
Психолого-педагогический анализ урока
31 января 2017 года. МБОУ «Федоровская СОШ № 5». Первая смена, 4 «А» класс. Урок математики. Тема: Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи». Урок по счету – второй.
1. Психологическое качество материала преимущественно практическое. Материал представлен наглядно, с использованием компьютерной презентации.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся требует восприятие различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу.
3. Данный учебный материал соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.
4.Благодоря мультимедийным технологиям учитель обогащает процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых.
5. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.
Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.
1. Организация внимания.
а) Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением.
в) Способы организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика.
г) Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решение задач, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.
2. Организация восприятия и его характер.
а) Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки, а также мультимедийная презентация.
б) На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, а также изображения.
в) Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся активно отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания на доске и самостоятельно.
3. Активизация памяти и ее развитие.
а) Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала.
б) На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная.
в) Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а также решение заданий другим способом.
г) У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала и ее воспроизведение.
4. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
а) Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства.
б) Учитель формировал в основном атрибутивные и экзистенциальные суждения.
в) Учитель вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом.
г) Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости.
д) Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий.
е) Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. На уроке можно выделить третий и четвертый уровни проблемности (при рассмотрении примера программы с учителем, а также при самостоятельном создании программ). Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими.
ж) При самостоятельном решении задачи, аналогичной классной, ученик совершал следующие мыслительный действия:
осознание вопроса, поставленного в задаче;
анализ условия задачи;
сравнение заной задачи с той, которая решалась в классе;
синтез предыдущей задачи и условия новой;
появление предположения о пути создания программы;
проверка правильности работы программы.
з) Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 8 человек, активно проявляющих себя при поиске решения.
и) Учитель давал учащимся предписания алгоритмического типа, вводя их путем постановки вопроса, поиска ошибок в суждениях.
к) Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно.
л) Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях.
5. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях, самостоятельное решение задач повышенной трудности, составление аналогичных заданий.
6. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.
Организация учителем обратной связи.
1. Учитель обращался к ученикам на всех этапах урока: во время устного опроса пройденного материала, при закреплении (с целью получения навыков самостоятельного решения задач, а также нахождению собственных ошибок и анализу своей работы), при самостоятельной работе (с целью анализа заданий).
2. На уроке были выявлении такие уровни усвоения знаний как понимание, воспроизведение и применение.
3. Обратная связь носила не только контролирующий, но и обучающий характер. Это проявлялось в том, что учитель задавал учащимся вопросы, помогал устанавливать связи между заданиями, сравнивать их и анализировать, предлагал привести примеры из жизни, связанные с изучаемым материалом, найти ошибку в своем ответе.
4. Ученики положительно воспринимали оценки и комментарии к ним, которые имели также и стимулирующее воздействие.
5. Характер ответов школьников во многом влиял на дальнейшие действия и слова учителя. То есть, в зависимости от правильности ответа ученика учитель решал, можно ли переходить к более сложным задачам или же остановиться на решении текущих.
Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.
1. Внешний вид учителя классический, опрятный, не слишком яркий, не отвлекает учащихся от учебного процесса, в то же время служит примером того, как необходимо выглядеть в школе. Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный.
2. Требования учителя всегда понятные, четкие, в меру строгие. Требования имеют достаточно большое значение для формирования волевых и моральных качеств личности учеников, таких как ответственность, уважение к труду. К данным требованием учащиеся относятся с пониманием, всегда выполняют.
3. Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют сформировать способность работать самостоятельно и в группе, развить такие качества как целеустремленность, умение контролировать и оценивать себя, умение работать в группе, выражать свою точку зрение и выслушивать чужую.
4. Учитель делает опор на совместную и на самостоятельную работу учеников, давая краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников.
Цели, поставленные в начале урока, достигнуты. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру вычислительной работы, осознать значимость изучаемого материала.
Гигиеническая оценка расписания занятий