задачи воспитания и обучения дошкольников с различными нарушениями в развитии
Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития
В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитиивысших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены. Главнойцелью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Как правило, коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Также особое внимание уделяется актуальной проблеме нарушения речи у дошкольников.
Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, т.е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише.
Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полученные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная класси-фикация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости.
У детей дошкольного возраста чаще встречается расстройство устной речи (так как в силу возраста письменная еще не развита). Наиболее типичными нарушениями в этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие какзаикание, дислалия (картавость), общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в результате воспаления или переутомления органов речи, инфекционных заболеваний и стрессовых ситуаций). Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все вышеперечисленные типы чаще всего не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тяжелых и затяжных случаях – помощь психолога.
Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности центральной нервной системы в целом или неправильного анатомического строения речевого аппарата. К последнему относитсяринолалия – «заячья губа». Это заболевание легко исправляется хирургическим путем. Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функционированием мозга, такие как дизартрия, где поражается нервная система. Степень тяжести данного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятности до полной невозможности произносить значимые фонемы. Одно из самых тяжелых нарушений – алалия, возникает поражение коры головного мозга в течение внутриутробного периода или после рождения. Характеризуется невозможностью формирования языковых средств. При моторной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на родном языке, хотя органы слуха не повреждены.
Психолого-педагогический подход в качестве коррекции нарушений речевого развития предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психологический рассматривает механизмы образования проблемы и симптоматику.
Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями
Мария Орлова
Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями
«Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями»
Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого,значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей
Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях,которые включают в себя: наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно- педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции; адекватную среду жизнедеятельности; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Существуют два или более психофизических нарушений у одного ребёнка.Например : нарушение зрения, слуха, речи, умственного развития и т. д. или сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно- двигательного аппарата и нарушений речи.
Полагают, что дети со сложными нарушениями развития — это редкая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов- практиков, эти дети составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений.
Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики. до недавнего времени в нашей стране многим из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако за последнее десятилетие положение существенно изменилось.
Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возможного диапазона средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте — через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте, пути компенсации через слух и зрение оказываются перекрыты и лишь в случае частичной сохранности этих функций могут быть использованы.
Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л. С. Выготским, является развитие высших психических функций ребенка, принципиально важным становится вопрос о степени сохранности интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный компонент сложного дефекта, безусловно, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка, однако не делает последнее невозможным.
Ряд общих положений, касающихся психолого-педагогической организации условий жизни ребенка со сложным дефектом, может быть почерпнут из теории развития слепоглухих детей. Профессором А. И. Мещеряковым (1974) был сформулирован ряд условий, которые обеспечивают усвоение слепоглухим ребенком общественно выработанных знаний и формирование у него специфически человеческого поведения. Это, во-первых, практические действия с предметами (в том числе орудийные, без чего невозможно сформировать полноценный образ предмета. Во-вторых, использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека. В-третьих, направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка.
Областью деятельности маленького слепоглухого ребенка, имеющей важнейшее образовательное значение, становятся самообслуживание (обучение самообслуживанию) и ручной труд. Именно в этой сфере впервые организуется доступное при слепоглухоте полноценное социальное взаимодействие с внешней средой. У ребенка образуются начальные формы специфически человеческого, т. е. культурного, поведения. Социально-эмоциональный контакт взрослого (педагога, родителя) и слепоглухого ребенка вводит его в мир человеческих отношений. далее познание этого мира существенно обогащается, когда ребенок включается в коллективное самообслуживание, коллективный бытовой труд. Овладение функциями окружающих предметов в процессе обучения является необходимым условием реального познания предметного внешнего мира, выступает средством развития познавательной деятельности ребенка, в частности формирования у него сенсорных процессов. Сенсомоторное воспитание слепоглухого ребенка, осуществляемое преимущественно в ходе овладения им предметно-практической деятельностью, становится необходимой частью умственного развития, образуя его фундамент. Взаимодействие со взрослым в процессе совместно-разделенного действия с предметом является благоприятной основой для развития коммуникативной деятельности ребенка. Однако еще до овладения функциями предметов, ребенок вступает в коммуникативные отношения со взрослыми, и специальная психология стала обращать все более пристальное внимание на ранние формы до- речевого общения, стремясь найти резервы повышения коммуникативной активности ребенка и в возможно более ранние сроки вывести ребенка на символическую коммуникацию, что должно эффективно отразиться на его общем и умственном развитии.
Формирование средств общения у слепоглухих детей, а также у некоторых других категорий детей с выраженными нарушениями развития основано на следующей схеме. На основе освоения ребенком предметных действий и их обобщения ребенком при помощи изобразительных жестов, символизирующих предметные действия, переходят к общению посредством этих жестов, например для побуждения ребенка к практическому действию или в условиях предметно-игровой ситуации
(Т. А. Басилова, 1987). Чтобы познакомить ребенка с жестом, взрослый упреждает постоянным применением жеста соответствующие предметные действия. Затем ребенка знакомят со смысловыми аналогами жестов — первыми короткими словами, даваемыми в дактильной или письменной форме. Таким образом вводят ребенка в словесную коммуникацию со взрослыми. далее у ребенка в процессе общения и при изучении им языка как предмета последовательно формируют грамматический строй речи, идет усвоение лексики.
Вместе с тем реализация реабилитационного потенциала ребенка со сложным дефектом существенным образом зависит от того, как содержание образования связано с жизнью ребенка- инвалида. Как показывает практика, для учащихся со сложнымдефектом в этом смысле имеют наиболее существенное значение следующие содержательные области их образования: трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство, профессионально- трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка. Именно эти области в содержании образования обеспечивают в последующем относительно самостоятельный быт и труд взрослых инвалидов со сложной структурой нарушения.
Специальными задачими учреждения для таких детей состоят в формировании познавательной и практической деятельности детей, формировании пространственной ориентировки, словесной речи в различных ее формах (дактильной; письменной — крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной, включении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профессии. Наряду со специальными ставятся общие задачи — общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие. Воспитание и обучение проводится по учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе (свыше ЗО ч в неделю) и внеклассные занятия.Используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.
Чаще всего дети со сложным дефектом, принятые в школу, получают надомное обучение (очень ограниченное по времени) или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения, где требуются индивидуальный подход к ребенку и разработка индивидуальной программы его обучения.
Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушениями речи» «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» «ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!» Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы.
Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.
Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание — это состояние души» Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание это состояние души» Человек родился! Новый человек… Каким он будет? Никто не.
Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.
Обучение и воспитание дошкольников Метод обучения дошкольников – это пути и средства, с помощью которых воспитатель сообщает детям знания и формирует навыки и умения. Широкое.
Опыт работы «Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры» Опыт работы. «Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры». Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.
План-конспект мастер-класса для научно практической конференции. Этнокультурное воспитание и обучение детей дошкольного Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через удмуртские подвижные игры». Цель: Систематизировать.
Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика.
Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.
Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования детей с ОВЗ Свой доклад хочу начать с высказывания Л. Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитать, не передавая знания, всякое.
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
реализация конституционного права на получение бесплатного образования; введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ независимо от тяжести проблем;
обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе;
разработка и реализация образовательных и коррекционно-развивающих программ;
создание для обучающихся, воспитанников с ОВЗ условий реализации образовательных программ;
обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем;
преодоление социальной недостаточности, социализация ребенка;
обеспечение высокого уровня познавательной деятельности;
формирование речи как средства общения;
личностное развитие ребенка.
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
Выделен комплекс коррекционно-развивающих задач, в котором выделены три основные блока:
Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль).
Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).
Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).
В процессе обучения в специальной (коррекционной) школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
Развитие и коррекция внимания.
Формировать навыки самоконтроля.
Приучать обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное и т. д.).
Развивать быструю переключаемость внимания.
Учить распределению внимания.
Увеличивать объём внимания.
Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
Воспитывать устойчивое внимание.
Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках.
Развитие и коррекция восприятия.
Работать над расширением зрительного восприятия.
Работать над ориентировкой в новой ситуации.
Работать над восприятием и осмыслением изображенного на таблице, чертеже.
Развивать представление и творческую активность.
Развивать целенаправленное восприятие по содержанию и форме.
Работать над дифференцированием предметов по цвету, форме, величине.
Расширять представления через сопоставления, сравнения.
Распознавать объемные и контурные предметы на ощупь.
Развивать восприятие зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его записыванием.
Увеличивать скорость ориентировки взоров.
Учить ориентироваться в таблице, задании, находить нужное (слово, цифры и т.д.).
Учить воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию.
узнавание и называние предмета (положение в пространстве)
формировать навык овладения сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и т.д.;
Формировать, совершенствовать зрительно-моторные координации;
Формировать навыки цветоощущения.
Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков.
Развитие и коррекция воображения.
Развитие и коррекция самооценки
Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.
Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки.
Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль.
Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом
Воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на замечания
Развитие и коррекция памяти.
Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.
Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту.
Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ.
Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.
Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
Развивать словесно-логическую память.
Тренировать образную память.
Развивать зрительную память.
Большинство учащихся специальной школы отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Учитель должен не только продумать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке.
Развитие и коррекция мышления.
Учить выделять главное, существенное.
Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом.
Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
Развивать умение группировать предметы.
Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.
Работать над пониманием нового правила или понятия.
Учить делать выводы.
Учить применять правила при выполнении упражнения.
Развивать умение сравнивать анализировать.
Преодолевать инертность психических процессов.
Развивать мыслительную и творческую деятельность.
Развивать целенаправленность в работе.
Учить выделять сходства и различия понятий.
Учить обобщать, анализировать.
Учить строить умозаключения.
Учитывая особенности мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам.
Для развития и коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между событиями.
Развитие и коррекция речи.
Развивать фонематический слух.
Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования.
Развивать функции фонематического анализа.
Преодоление речевого негатива.
Расширять активный словарь.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить пониманию слов различной меры общности.
Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения.
Вырабатывать привычку слухового контроля.
Вырабатывать качество чтения.
Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный)
На уроках в специальной (коррекционной) школе должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как:
содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы);
логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов);
богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств);
правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи);
различные виды изложения (описание, объяснение, повествование);
умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное).
Речь учителя должна обладать указанными качествами, т. к. она служит образцом для учеников. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов и терминов, расширяя постепенно словарь учащихся. Не надо пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Темп речи следует менять в зависимости от содержания материала.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
совершенствование коммуникативных умений;
умение отвечать на вопрос;
умение возражать, аргументировать мнение;
умение вести диалог, монолог;
повышение культуры и техники общения;
умение проявлять и выражать интерес к окружающему;
тренировка процессов возбуждения и торможения;
развитие адаптивности (быстрота и гибкость переключения);
обогащение чувственного опыта;
Развитие и коррекция моторики.
общая, мелкая, артикуляционная;
координация движений (произвольность, целенаправленность);
быстрота двигательной реакции;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.