задание 1 проведите изучение доминирующего полушария головного мозга
Задание 1 проведите изучение доминирующего полушария головного мозга
Адрес электронной почты
города:
Комплексный метод определения ведущего полушария (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999).
Оценка ведущего полушария
1. Переплести пальцы рук
ведущее полушарие левое, сверху большой
2. Испытуемый держит вертикально
Карандаш смещается при закрывании
в вытянутой руке карандаш,
фиксируя его взором на определенной
точке, поочередно захватывает
ведущее полушарие правое.
правый и левый глаз
3. Имитировать позу Наполеона
Кисть левой руки первой направляется к
предплечью правой руки и оказывается
полушарие правое; кисть правой руки
ведущая правая рука и левое полушарие.
4. Имитировать аплодисменты
полушарие левое и наоборот.
5. Провести прямую вертикальную
черту, разделяющую чистый лист
правое полушарие; линия ближе к левому
бумаги на две части.
6. Нарисовать треугольник и квадрат
Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой
левой и правой рукой.
Стрелка указывает направление против часовой
8. Сидя на стуле, положив ногу на ногу
9. Стоя кружиться в удобную сторону.
полушарие левое и наоборот.
10. Быстро моргнуть одним глазом.
полушарие правое и наоборот. Быстрее моргает
11. Поставить произвольное количество палочек левой и правой
Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое и наоборот.
и рукой за 10 сек. и подсчитать
Одинаковое количество – правое полушарие.
Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с нормативными данными. Полученный показатель составляет:
1. Больше или равен 30 – полное доминирование левого полушария.
2. О 10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.
При обобщении данных можно объединить в одну группу лиц с неполным и полным доминированием полушарий (преимущественно правые или левые).
Проэкт Изучение взаимосвязи доминирования полушарий головного мозга и креативности, влияние доминирования на профессиональные склонности учащихся 8-9 классов МБОУ «Черноморская средняя школа №2».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
МБОУ «Черноморская средняя школа№2»
Парицкая Светлана Анатольевна
п. Черноморское, 2018г
Цель исследования: выяснить существует ли взаимосвязь между доминированием полушарий головного мозга и креативностью учащихся и и определение влияния функциональной асимметрии полушарий мозга на профессиональные склонности.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, следующие:
рассмотрение понятия функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
изучение методов диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся с целью выявления психофизиологических особенностей;
отбор методик и проведение диагностики на изучение ведущего полушария головного мозга и на выявление интересов и склонностей;
проведение сравнительного анализа полученных данных, подведение итогов.
« правополушарные » люди более склонны к творчеству, чем « левополушарные ».
Объект исследования: учащиеся 8-9 классов МБОУ
«Черноморская средняя школа№2».
Предмет исследования: функциональная межполушарная асимметрия головного мозга.
Методы исследования: сравнительный, аналитический, практический, математический, социологический.
2.1. Развитие представлений о межполушарной асимметрии …….. 5
2.2. Функциональная асимметрия мозга …………………………… …… 5-7
2.3. Историческая справка …………………………………………. ….. 7-8
3.1. Определение доминирующего полушария у учащихся по тесту Яссмана- Даниленко…………………. …………………………………………………….9
3.3 Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга и предметных интересов у учащихся………………………………………… 20-31
4.Итоги и результаты практической работы …………………31
4.1Заключение ……………………………………………………………. 31 4.2Практическая значимость…………………….31-32
4.4Перспективы работы над проэктом…………………..32
1. Вступительная часть
Познать самих себя призывал людей еще великий Сократ. Но цель эта не
достигнута. И менее всего изученным остается тот орган человека, без
которого не было бы ни Сократа, ни науки. Речь идет о человеческом мозге.
Наше время – эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов. Но еще в 30-х годах прошлого века академик И. П. Павлов заметил: ход естествознания впервые заметно приостановился перед высшей загадкой природы – думающим мозгом. Кибернетики назвали мозг черным ящиком. Мы знаем, какая информация входит в мозг, и можем судить о том, как это отзывается на поведении человека, на его мыслях и чувствах. Но что там происходит внутри – в этом ящике.
Головной мозг имеет два полушария: левое и правое. Но они складывались в разное время: миллионы лет человек жил только с правым полушарием, а затем появилось еще одно, что усложнило картину. Оказалось, что эти два полушария совершенно автономны. Они «говорят» на разных языках и, как правило, не слышат друг друга.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. О дни склонны к точным математическим расчетам, обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и пишут стихи. Как это можно объяснить?
Диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей школьников — важнейший компонент профильного обучения — предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию и личности специалиста.
Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения.
В связи с этим мы считаем целесообразным наше исследование.
2.1Развитие представлений о межполушарной асимметрии мозга.
Во второй половине 19 века ученые оценили мозг как орган первостепенной важности.
1844 год: А. Ваган написал «Трактат о двойственности мозга», он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
1869г: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
2.2. Функциональная асимметрия мозга.
Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. По одной из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.
В 1881 г. B.Luys, исследуя пациентов с очаговыми поражениями головного мозга и полной потерей произвольных движений одной половины тела (гемиплегией), показал, что правому полушарию головного мозга принадлежит доминирующая роль в сфере эмоций.
Несколько позднее, доминантность правого полушария в экспрессии эмоций была определена Н Sackkeim. Оказалось, что правое полушарие отвечает за эмоции и, в большей степени, за отрицательные эмоции. При преобладании функции правого полушария человек склонен к негативизму восприятию окружающей среды Он видит, прежде всего, отрицательные аспекты событий, лучше запоминает их и дольше помнит
. Таким образом, при доминирующей активности правого полушария над левым формируется отрицательный эмоциональный профиль личности, выраженность которого зависит от степени этой активности. Дальнейшие исследования в этой области показали более глубокую связь в плане функциональных отношений левого и правого полушарий, их взаимно дополняющую друг друга специализацию. Как оказалось, функциональная асимметрия полушарий головного мозга неоднозначна, сложно мозаична, имеет возрастные особенности. Однако, вполне обоснованно и с достаточно высокой степенью достоверности можно утверждать, что левое полушарие, в большей мере, является вербально логическим, ответственным за интеллектуальный уровень личности, в то время как правое полушарие, в большей мере, является пространственно = чувственным.
Высокий уровень активности того или иного полушария определяет психологический тип личности. Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга сформировалась в ходе эволюции центральной нервной системы ( ЦНС ).
Очень популярны сведения о весе мозга, его строении, знаменитых
«извилинах» и тому подобное. Вес мозга колеблется (в норме) от 1100 до 300 граммов. Что из этого следует для психики – однозначно сказать трудно. В
конце концов, у европейских кроманьонцев объем черепной коробки достигал 1880 куб. см, а у современного европейца – только 1450 куб. см. Поглупели?
Вряд ли для таких выводов есть основания.
Доминирование полушарий головного мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Как правило, мы никогда не выполняем задания, опираясь на активность лишь одного из полушарий, действует весь мозг. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.
2.3. Историческая справка
Доказательством неравномерности распределения функций между полушариями могут служить многие примеры из истории:
французский композитор Морис Равель из- за паралича потерял дар речи
и способность писать, но продолжал сочинять музыку и сам записывал на
бумагу свои произведения нотными знаками;
левшами были Микеланджело, Пикассо, Леонардо да Винчи, Чарли
Чаплин. Альберт Эйнштейн и Нильс Бор с отставанием от средней нормы
овладели в детстве устной и письменной речью, что способствовало
развитию правого полушария и созданию особых знаков внутренней речи,
что и сделало их гениальными учеными;
картины правополушарных художников: Ван- Гога, Рембрандта, Сурикова
отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета, работы которых поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой;
Александр Македонский, обладавший феноменальной зрительной
памятью, был левша, он, как утверждают историки, знал в лицо каждого
своего воина, хотя войско его насчитывало десятки тысяч солдат;
благодаря своей твердой воле, уверенности в действиях многие левши
стали знаменитыми полководцам, например, Юлий Цезарь, Наполеон
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Государственное учреждение.docx
Государственное учреждение «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»
Шагабутдинова Рената, 10 класс
Травкина Александра, 10 класс
Изучение взаимосвязи доминирования полушарий головного мозга и креативности учащихся СШ № 19.
Волкова Татьяна Викторовна,
Валяева Елена Алексеевна,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры естественных наук КГПИ
1.1. Развитие представлений о межполушарной асимметрии …….. 2
1.2. Функциональная асимметрия мозга …………………………… 2
1.3. Историческая справка …………………………………………. 3
1.4. Концепция функциональных система П.К.Анохина …………. 3
1.5. Три типа межполушарной асимметрии головного мозга …… 5
1.6. Функциональная асимметрия школьников …………………… 6
1.7. Зависимость личности человека от доминирования полушарий … 6
2.1. Определение доминирующего полушария у учащихся СШ № 19 … 8
2.4. Методика П.К.Анохина …………………………………………… 10
3. Результаты практической работы ……………………………………. 11
Список использованной литературы …………………………………… 13
Журнал научных исследований ……………………………………… 21
Выбранный для просмотра документ Изучение взаимосвязи доминирования полушарий головного мозга и креативности учащихся СШ № 19..docx
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А.Р. Лурия [1].
У высших животных, человека, передний мозг состоит из четко разграниченных парных полушарий, таким образом сохраняется двусторонняя симметрия. Но в функциональном отношении полушария мозга не равнозначны. Межполушарная асимметрия психических процессов — «функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое» [2].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. О дни склонны к точным математическим расчетам, обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и пишут стихи. Как это можно объяснить?
В связи с этим мы считаем целесообразным наше исследование.
Цель исследования : выяснить существует ли взаимосвязь между доминированием полушарий головного мозга и креативностью учащихся СШ №19.
Объект исследования: учащиеся 8-11 классов СШ № 19.
Предмет исследования: функциональная межполушарная асимметрия головного мозга.
Методы исследования: сравнительный, аналитический, практический, математический, социологический.
Развитие представлений о межполушарной асимметрии мозга
Аристотель считал мозг большой железой, предназначенной для охлаждения крови. Другой грек – Герофил, живший чуть позже Аристотеля, сумел освободиться от предрассудков и взглянуть на мозг, как на центр нервной системы [3].
Во второй половине 19 века ученые оценили мозг как орган первостепенной важности.
1861г: Поль Брок наблюдал больных с нарушением речи, но они могли нормально читать и писать, понимать все то, что им говорили. Он считал, что причиной нарушения, являлись поражения в лобной доли левого полушария. Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения [5].
1869г: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
1.2. Функциональная асимметрия мозга.
Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. По одной из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.
Если быть совершенно объективным, то придется признать, что о функциональной асимметрии человеческого мозга з нали давно (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями [4], так как она проявляется в преобладании одной из рук. Доказательством являются наскальные рисунки доисторического человека, писанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке (приложение 1, рис.1).
Доминирование полушарий головного мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Как правило, мы никогда не выполняем задания, опираясь на активность лишь одного из полушарий, действует весь мозг. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.
1.3. Историческая справка
Доказательством неравномерности распределения функций между полушариями могут служить многие примеры из истории:
французский композитор Морис Равель из- за паралича потерял дар речи
и способность писать, но продолжал сочинять музыку и сам записывал на
бумагу свои произведения нотными знаками;
левшами были Микеланджело, Пикассо, Леонардо да Винчи, Чарли
Чаплин. Альберт Эйнштейн и Нильс Бор с отставанием от средней нормы
овладели в детстве устной и письменной речью, что способствовало
развитию правого полушария и созданию особых знаков внутренней речи,
что и сделало их гениальными учеными [5];
картины правополушарных художников: Ван- Гога, Рембрандта, Сурикова
отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета, работы которых поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой;
Александр Македонский, обладавший феноменальной зрительной
памятью, был левша, он, как утверждают историки, знал в лицо каждого
своего воина, хотя войско его насчитывало десятки тысяч солдат;
благодаря своей твердой воле, уверенности в действиях многие левши
стали знаменитыми полководцам, например, Юлий Цезарь, Наполеон.
1.4. Концепция функциональных система П.К.Анохина.
Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой о тражение внешних событий живыми организмами происходит не пассивно, а активно, т.е. оно определяется не только самим внешним воздействием, но и той целью, которую ставит перед собой организм в данный момент [7].
Объединяющим понятием в концепции П.К. Анохина является понятие функциональной системы.
Под функциональной системой понимается совокупность всех процессов и механизмов, протекающих в организме и направленных на достижение какой-либо цели. Для всех конкретных процессов функциональная система является той формой, которая объединяет отдельные разрозненные компоненты в единое целое ради реализации какой-либо цели. Функциональная система образуется под влиянием внутренних потребностей организма и внешних воздействий.
Целенаправленное восприятие мира обеспечивается двумя механизмами – поисковой и обратной афферентацией.
Под поисковой афферентацией понимается целенаправленный поиск раздражителей из внешней среды, наличие которых необходимо для формирования целенаправленного поведения, а под обратной афферентацией – целенаправленный поиск внешних и внутренних раздражителей, говорящих об удачном или неудачном завершении поведенческого акта [7].
Для П.К. Анохина характерно представление об опережающем отражении, т.е. способности организма реагировать на события внешнего мира до того как они произошли [7].
Выделяют два типа функциональных систем:
функциональные системы второго типа поддерживают гомеостаз за счёт изменения поведения, связи с внешним миром, и лежат в основе различных типов поведения за счет выхода за пределы организма. Составляет основу различных поведенческих актов, различных типов поведения [8].
Стадии поведенческого акта:
1. Афферентный синтез. Любое возбуждение в центральной нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений.
Синтез детерминируют следующие факторы:
пусковая афферентация (возбуждения, вызываемые условными и
обстановочная афферентация (возбуждение от привычности обстановки,
п амять (видовая и индивидуальная).
формирование акцептора результата действия (создание идеального образа
цели и его удержание; предположительно, на физиологическом уровне представляет собой циркулирующее в кольце интернейронов возбуждение);
эфферентный синтез (или же стадия программы действия ;
интеграция соматических и вегетативных возбуждений в единый поведенческий акт. Действие сформировано, но не проявляется внешне );
действие (выполнение программы поведения);
оценка результата действия. На этом этапе идёт сравнение реально
выполняемого действия с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация);
на основании результатов сравнения действие или корректируется, или
удовлетворение потребности (санкционирующая прекращение
Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение.
В целом поведенческий акт характеризуется целенаправленностью и активной ролью субъекта.
1.5. Три типа функциональной организации полушарий головного мозга.
Согласно И.П. Павлову, у человека имеются две сигнальные системы.
«Первая сигнальная система — это все внешние воздействия, кроме слов; вторая сигнальная система — речь, язык. Посредством сигнальных систем человеческий мозг отражает окружающий мир. При этом к первой сигнальной системе относятся ощущения, восприятия, представления; ко второй — отражение действительности в понятиях, которые воплощены в словах. Обе сигнальные системы находятся в непрестанном взаимодействии. Существуют характерные различия в умственной деятельности, обусловленные соотношением сигнальных систем [9].
Согласно учению о межполушарной асимметрии головного мозга
И. П. Павлова, выделяют три типа функциональной организации полушарий головного мозга:
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий
«средний» (смешанный) тип;
доминирование левого полушария (словесно-логический характер
познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) – с относительным преобладанием 2 сигнальной системы «мыслительный» тип;
доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление,
1.6. Функциональная асимметрия школьников.
Дети с рождения являются ярко выраженными правополушарными существами, но постепенно с развитием речи, начинает подключаться и левое полушарие головного мозга [12].
Межполушарная асимметрия головного мозга появляется у человека к 4-5 годам, в 12-14 лет она властно заявляет о себе и завершается формирование к 17 годам. Но полную картину мира человеку могут дать только оба полушария в неразрывной связи друг с другом: правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более критичное, последовательное и логичное левое полушарие головного мозга. Кроме того, левое полушарие ответственно за анализ и оценку всех идей, решений и догадок, генерированных правым полушарием.
Движения правой рукой регулируются левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей, доминирует правое полушарие мозга.
М.М.Сперанский писал в книге «Правила высшего красноречия» (1795г): «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает» [10].
Среди жителей Земли на всех континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Остальное человечество делится на две неравные части: левши и амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками.
1.7. Зависимость личности человека от доминирования полушарий.
Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия [13].
От доминирования полушария зависит личность человека. Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций. В итоге левша затрачивает на одно и то же дело больше энергии, чем правша. Левша вынужден перестраивать свой внутренний мир для решения слегка чуждых его психике задач. Среди них нередко встречаются люди, которых упорно тянет писать справа налево, читать слова с конца к началу.
Медики считают, что это ещё и признак нарушения иммунитета. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом (тяжелым заболеванием с поражением органов и суставов), а также астмой, аутизмом, диабетом, мигренью.
Леворукость возникает по разным причинам: передаётся по наследству, появляется вследствие различных нарушений беременности или родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей. Следует отметить, что левшей на земле не так уж и мало: каждый десятый из живущих на планете людей – левша!
Функциональная асимметрия не исчерпывается различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела, она может быть обнаружена в работе органов чувств, психических функций и др. (Таблица 1).