задания для дистанционного обучения должны выполнять функцию самоконтроля уровня знаний по теме
Особенности контроля при дистанционном обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Дутово
Особенности контроля при
Автор: учитель информатики и ИКТ
Фазилова Роза Михайловна
Особенности контроля при дистанционном обучении
Так для чего ж учиться? 🙂
Пожалуй, больше всего аргументов против дистанционного обучения приводится именно тогда, когда речь заходит об организации контроля (текущего или итогового). Бытует мнение, что один студент легко может выполнить задание за другого студента, родитель за ребёнка, а дистанционный педагог этого не заметит.
На самом деле, все зависит от того, какие формы контроля использует дистанционный педагог и как он сам подходит к оцениванию выполненных заданий.
Традиционно, самым распространенным способом контроля знаний в электронном обучении считаются тесты. Многие преподаватели уверены в том, что это вообще единственная возможность проведения контрольных мероприятий. Тесты удобны прежде всего самим педагогам: их можно многократно использовать, результаты обрабатываются автоматически, все что остается преподавателю – перенести оценку за выполнение теста в журнал. Если речь идёт только о тестовом контроле, то ситуация «подмены» студента вполне возможна. Но если контроль на дистанционном курсе ведётся систематически, а задания представляют собою такие формы, как написание текстов (отзывы, резюме, отчёты, рефераты, выступления в форуме, обсуждение в чате и т.д.), выполнение веб-квестов, проектов, составление схем, планов, классификаций и т.д., то в этом случае между студентом и преподавателем налаживается систематическое общение, которое часто проходит в режиме on-line (в реальном времени, обозначенном преподавателем) и которое уже чрезвычайно сложно имитировать и выполнять за кого-то. Кроме того, опытный преподаватель сможет сопоставить текст, написанный учеником в чате или услышанный от него в ходе телеконференции с присланным отзывом или отчётом.
Формы контроля, применяемые при ДО:
· письменные отчеты и рефераты;
На выбор форм контроля учебной деятельности в Интернете влияют такие факторы, как:
1. Продолжительность контрольных мероприятий (чем меньше времени слушатель проведет за компьютером в сети, тем лучше и с финансовой, и с эргономической точек зрения).
2. Оперативность (чем быстрее преподаватель получит ответ от слушателя, а слушатель – от преподавателя, тем эффективнее процесс обучения).
3. Доступность (выбор технических устройств, программного обеспечения и средств связи и их совместимость).
4. Наличие обратной связи (после проведения контрольного мероприятия слушатель должен получить ответ от преподавателя с комментариями и оценками).
5. Соответствие используемым педагогическим технологиям (если в основе дистанционного обучения лежит метод проектов, то формой контроля будет описание выполненного проекта, презентация, защита проекта, если это индивидуальное обучение, то формой контроля может быть тест или отчетный реферат).
6. Соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля нужно использовать.
Например, при проверке знаний терминов можно прибегнуть к обычному тесту, а при изучении проблемной темы явно потребуются другие формы — реферат, собеседование on-line с преподавателем, телеконференция и т.д.).
7. Достоверность (преподаватель должен знать, кто выполнял контрольное задание «на другом конце провода»).
При организации контроля учебной деятельности в сети очень важным является вопрос, кто же будет оценивать знания студентов. Здесь можно предложить несколько вариантов, учитывая саму специфику учебной среды сети Интернет, а именно то, что это среда, во-первых, интерактивная (на каждое сообщение может быть отправлен ответ), во-вторых, компьютерная (задания даются и контролируются с помощью компьютеров), в-третьих, коммуникационная (в Интернете могут общаться друг с другом все участники дистанционных курсов).
Отчеты, рефераты, форумы
Письменные отчеты и рефераты используются при изучении какой-либо темы, когда слушатели получают задание провести самостоятельное исследование или изучить тему с опорой на представленные в сети Интернет или в традиционных изданиях первоисточники. По итогам самостоятельной работы слушатель передает по электронной почте в установленные сроки отчет.
Существуют разновидности отчетов по количеству слушателей, принимающих участие в написании отчетных работ:
· индивидуальные (слушатель готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему преподавателю);
· групповые (слушатели готовят отчеты совместно, обмениваясь по сети своими материалами и составляя коллективный отчет – ОДИН на всю учебную группу).
Учитывая специфику представления отчетных письменных материалов в Интернете, необходимо максимально облегчить рутинную работу по составлению письменных отчетов и рефератов. Это можно сделать за счет создания различных «заготовок» отчетов, ответных форм и т.п., что значительно экономит время слушателей, затрачиваемое на работу в сети, и унифицирует ответы, делая их доступными для дальнейшей обработки и анализа преподавателем. Поэтому дистанционному преподавателю необходимо для контрольной работы, отчёта, реферата, рефлексии давать слушателям файл для скачивания (образец), куда студенту останется вписать необходимый материал и выслать педагогу в том же формате.
В том случае, если тема, изученная слушателями, требует обсуждения, а преподавателю важно узнать глубинное понимание слушателями сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу, могут использоваться как зачетные работы телеконференции. Для дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам телеконференции должны явиться неотъемлемой частью учебного процесса.
С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы:
· телеконференции в отсроченном режиме (группы новостей, списки рассылки);
· телеконференции в режиме реального времени (IRC, чат-конференции);
Наиболее просты с точки зрения организации телеконференции в отсроченном режиме. Если количество участников невелико (5 – 10 человек), и они не находятся в удаленных часовых поясах, имеет смысл проводить телеконференции в режиме реального времени и видео-телеконференции.
При проведении телеконференции студента можно оценивать по таким критериям, как:
· общая активность участия в дискуссии (количество выступлений);
· умение задавать вопросы по теме дискуссии;
· умение отвечать на вопросы, аргументировать;
· информированность, знание первоисточников;
· точность в использовании терминов и понятий по изучаемой теме;
· умение выделять главную мысль.
Тесты в целом предъявляют менее высокие требования к уровню «активности» и «прочности» усвоения знаний. Многие ответы можно выбрать за счет пассивного «узнавания» или интуитивного «угадывания». Грамотно составленные тесты учитывают это и заманивают слушателей в «ловушки», специально предлагая им ложные ответы. Тест, в котором меньше 20 заданий, считается неточным и приближенным. Хороший тест включает, как правило, не менее 30 заданий.
Тесты очень важны для организации обучения в Интернете, но ими нельзя ограничиваться. Они должны быть обязательно дополнены другими формами контроля учебной деятельности. Тесты бывают двух видов: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся. При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).
Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами.
Интегративные – нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин.
Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи – более легкое.
Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие – нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.
Существуют основные формы тестовых заданий.
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
2. Задания открытой формы, которые сформулированы так, что готового ответа нет.
3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
4. Задания на установление правильной последовательности
Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором правильного ответа.
Выбор формы теста зависит прежде всего от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, а также уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
Каждая из форм позволяет проверить специфические виды знаний. Проверять с помощью тестов имеет смысл актуальные знания, которые слушатели должны уметь применять на практике. Проверяются знания, находящиеся в памяти, т.е. не требующие обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам и т.п.
Одним из примеров новой технологии представления отчетных материалов являются образовательные web-квесты, широко используемые за рубежом. Образовательный web-квест – это сайт в сети Интернет, созданный для подведения итогов изучения темы, проведенного исследования, включающий проблему для решения с разных точек зрения (ролей), ссылки на ресурсы сети Интернет, логически связанные с изученным материалом (базы данных, статьи из сетевых журналов, залы «виртуальных музеев» и пр.).
Web-квест имеет следующую структуру:
1. Вступление (в котором описана актуальность темы, дается описание процедуры работы).
2. Центральное задание (проблема в виде ситуации), которое должны выполнить студенты, рассматривая проблему с разных сторон.
3. Роли, которые выбирают студенты, чтобы выполнить задание.
4. Задания для каждой роли и требования к форматам представления итогового материала.
5. Список информационных ресурсов сети Интернет для каждой роли.
6. Критерии оценки работ.
7. Страница для публикации работ и оценок. 8. Заключение. Размещение Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию студентов для достижения наилучших учебных результатов.
Контроль и оценка знаний учащихся на дистанционном обучении
Виды контрогля, формы контроля, типы контроля.
Просмотр содержимого документа
«Контроль и оценка знаний учащихся на дистанционном обучении»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. У школьников необходимо развить умение критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения. От того, насколько у человека развита способность проверить и оценить то, что им сделано, зависит его учебная самостоятельность.
Наиболее распространенными видами контроля являются:
– контроль по конечному результату, суть которого состоит в сверке полученного решения с имеющимся ответом или в сверке результатов выполнения задания с образцом такого выполнения на доске или в тетради товарища;
– пошаговый контроль, осуществляемый в тех случаях, когда ориентировочная основа деятельности представлена в виде пошаговой программы (алгоритма, схемы и т.д.).
В соответствии с формами обучения на практике выделяются такие формы контроля:
– индивидуальная, – групповая, – фронтальная.
Различают такие типы контроля:
— внешний контроль учителя за деятельностью учащихся,
Особенно важным для развития обучающихся является самоконтроль, потому что в этом случае осознается правильность действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Дистанционное обучение вносит свои коррективы в контрольно – оценочную деятельность. Главная проблема оценивания при такой форме обучения – необъективность. Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». Рассмотрим некоторые из них.
Сократить объем текущего контроля
В условиях дистанции привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома учащиеся отвлекаются, интернет может быть нестабильным, возможна помощь друзей или родственников, появляется масса возможностей списать. Поэтому рекомендуется сократить объем текущего контроля с отметкой до одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учащихся и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.
Использовать приемы формирующего оценивания.
Основа формирующего оценивания – обратная связь. В условиях дистанционного обучения можно использовать разные формы обратной связи, чтобы понять, как усвоен учебный материал. Также приемы формирующего оценивания позволят распространить опыт отдельного ученика или группы на весь класс.
Использовать дифференцированные задания.
Дифференцированные задания – это разноуровневые задания на проверку одного и того же предметного результата.
В очном обучении такие задания предполагают дифференцированную оценку. Если учащийся выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3; 4 получит учащийся, который справился с заданиями повышенного уровня; 5 – учащийся, который выполнил задания высокого уровня.
При дистанционном обучении такой подход также можно реализовать, но это очень трудоемко. Поэтому надо использовать вариант с поправкой на дистанционное обучение. Цель таких занятий – помочь учащимся успеть освоить программу в сжатые сроки в непривычных условиях. Уровень, на который нужно ориентироваться – базовый. Задания базового уровня должны верно выполнять все учащиеся. Можно предлагать задания этого уровня на уроках и не оценивать отметкой, но обязательно дать обратную связь по выполнению. Задания повышенного и высокого уровня предложите давать на дом. Также задания высокого уровня можно прорабатывать с мотивированными учениками на индивидуальных и групповых консультациях.
Не менять критерии оценивания
Учащиеся должны понимать, что и как оценивается учителем. Поэтому с переходом на дистанционное обучение не надо менять сложившиеся до этого в работе критерии оценивания. Если же смена критериев – вынужденная мера, то надо обязательно разъяснить новшества ученикам. Например, если вводится дифференцированное оценивание.
Использовать вариативные задания
Чтобы учащиеся не списывали задания друг у друга и показывали реальный уровень владения материалом, необходимо индивидуализировать задания. Для проверки одного итого же предметного результата или группы результатов готовятся различные варианты заданий.
Все это возможно при наличии равных условий и равных возможностей пользоваться интернетом всеми обучаемыми учащимися.
«Контроль знаний при дистанционной форме обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контроль знаний при дистанционной форме обучения
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам. диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
— методы устного контроля,
— методы письменного контроля,
— методы практического контроля,
Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений). Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя.
Выделяют основные принципы контролирования учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:
· познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора; принцип объективности
· в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся;
· контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности
Проблема осуществления контроля является одной из наиболее сложных методических проблем ДО. Суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями Министерства образования РФ.
При ДО принимают специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля:
· организацией системы доступа к учебным ресурсам по индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуском программ тестирования строго по паролям; организацией и проведением контрольных мероприятий на базе сертифицированных региональных учебных центров, имеющих доступ к Интернету;
· использованием дополнительных периферийных устройств, например видеокамер, устройств ввода индивидуального пин-кода;
· жестким ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов ответов и заданий из обширного банка;
· статистической защитой при тестировании данные протоколов оцениваются с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.
Для оценки результатов познавательной деятельности учащихся в дистанционном обучении применяются следующие формы контроля:
Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать разнообразные анкеты, рассылаемые слушателям в определенные сроки по электронной почте. не должно быть лишних вопросов, поскольку необходимо экономить время это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.
Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробации для устранения ее недостатков до начала ее широкого использования. В ходе подготовки анкет отбираются вопросы, которые необходимо задать, выбираются формы этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств проведения тестирования учащихся.
Наиболее популярна в сфере ДО такая форма контроля учебной деятельности, как проведение исследования по теме. Учащиеся изучают тему, используя представленные в Интернете (или в традиционных изданиях) первоисточники. В установленные сроки обучающиеся должны предоставить отчет об итогах самостоятельной работы своим преподавателям.
Такое задание учащийся может выполнять индивидуально, готовя отчет самостоятельно, а может и совместно с группой студентов подготовить коллективный отчет.
Существуют некоторые разновидности отчетов:
1. По количеству учащихся, принимающих участие в написании отчетных работ: а) Индивидуальные (учащийся готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему преподавателю); один на всю учебную группу); б) Групповые (учащиеся готовят отчеты совместно, обмениваясь по сети своими материалами и составляя коллективный отчет
2. По используемым средствам новых информационных технологий (НИТ): а) Отчеты, подготовленные без использования средств НИТ (без информационных ресурсов Интернета, обучающих программ на CD и пр., т.е. главным образом на основе печатных материалов и учебных видеофильмов); б) Отчеты, подготовленные с использованием средств НИТ с использованием средств НИТ как при подготовке, так и для представления, презентации отчета).
Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March (http://ozline.com/entry)Веб-квест (webquest) в педагогике. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Веб-квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему или могут быть межпредметными. Веб-квесты включают как страницы, созданные самими учащимся по итогам проведенного исследования, так и ссылки на страницы других сайтов Интернета, логически связанных с изучаемым материалом (базы данных, статьи из сетевых журналов, залы «виртуальных музеев» и пр.). Другой очень важной чертой веб-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
· Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
· Задание (описывает конечный продукт деятельности);
· Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
· Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
· Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Учитывая специфику представления отчетных письменных материалов в Интернете, необходимо максимально облегчить рутинную работу по составлению письменных отчетов и рефератов. Проблему можно решить за счет создания различных электронных форм «заготовок» отчетов, что значительно экономит время учащихся, затрачиваемое на работу в сети, и унифицирует ответы, делая их доступными для дальнейшей обработки и анализа преподавателем.
Телеконференции используют как зачетные работы в том случае, если тема, изученная учащимися, требует обсуждения, а преподаватель должен узнать глубинное понимание учащимися сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу.
Для ДО гуманитарным дисциплинам телеконференции должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку только они позволят оценить умение учащихся участвовать в дискуссии, аргументировать и т.д. С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы:
· в асинхронном режиме (группы новостей, списки рассылки);
· в синхронном режиме (IRC, чат-конференции);
При проведении телеконференции учащихся можно оценивать по следующим критериям:
· уровню активности в дискуссии (количество выступлений);
· умению задавать вопросы по теме дискуссии;
· умению аргументировано отвечать на вопросы;
· информированности, знанию первоисточников информации;
· умению точно использовать термины и понятия по изучаемой теме;
· умению выделять главную мысль.
Оценивать знания и умения учащихся при ДО можно и в условиях обучения в сотрудничестве (например, при проектной деятельности). Это дает возможность преподавателям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников ДО. Именно в силу своей субъективности данная форма контроля практически не поддается автоматизации, и при проведении ДО один преподаватель (куратор) учебной группы не может за один цикл обучения давать регулярную оценку работы больше чем 20.
На выбор форм контроля учебной деятельности при ДО влияют следующие факторы:
· доступность для учащихся и преподавателей технических средств и средств связи;
· возможность (необходимость) обратной связи при проведении контрольных мероприятий;
· соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля используются);
· соответствие используемым педагогическим технологиям (может быть, вместо тестирования потребуется провести виртуальную защиту проекта или обсудить рефераты);
· продолжительность контрольных мероприятий (время работы учащегося за компьютером должно быть сведено к минимуму);
· оперативность (время на анализ результатов контрольного мероприятия и информирование учащихся об этом).
Все, перечисленные приемы организации контроля учебной деятельности возможно реализовать в условиях телекоммуникационной сети, с помощью современных интернет-технологий.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.