загадки храмов древнего египта
Древние технологии, сверхъестественные силы и другие неразгаданные тайны пирамиды Хеопса
Египет — одно из древнейших государств за всю историю человечества. Оно зародилась в истоках Нила примерно 6000 лет назад: за это время египтяне успели проявить себя как великие завоеватели, создать несколько языков и целый пантеон богов со своими легендами, преданиями и мифами, продвинуть науку и технологии до небывалых, по меркам Древнего Мира, высот и создать удивительные, поистине неповторимые памятники искусства, на которые даже сейчас, спустя тысячи лет, ежегодно приезжают посмотреть около трёх миллионов туристов со всего мира. Самым легендарным культурным наследием древних египтян по праву считается пирамида Хеопса, возведённая племянником великого и жестокого правителя — Хемиуном во славу своего предка.
Пустынная громада давит на землю весом примерно в 6,5 миллиона тонн уже 4,5 тысячи лет, всем своим видом напоминая о былом величии древнего фараона. Даже сейчас, в эпоху цифровых технологий и глобальной цифровизации, учёные продолжают ломать голову над загадками, которые древние египтяне оставили в узких таинственных коридорах пирамиды Хеопса 45 веков назад.
Точная геометрия и сакральные знания
Внешне пирамида Хеопса не сильно отличается от других египетских пирамид: такая же остроконечная, жёлтая и устремлённая ввысь. Однако если обратиться к сухим цифрам, то можно заметить множество странных совпадений, которые волей-неволей заставляют нас задуматься о том, что древние египтяне знали куда больше, чем мы привыкли о них думать.
Грани пирамиды Хеопса расположены чётко по четырём сторонам света, а длина каждого из оснований пирамиды составляет ровно 230 метров с погрешностью до 10 сантиметров. Это означает, что огромная усыпальница, выстроенная древними египтянами, даже близко не имевшими понятия о тригонометрии, из миллионов гранитных блоков, весом в примерно 2,5 тонны каждый, — идеально равносторонняя.
Кстати, длина в 230 метров не случайна: дело в том, что расстояние в то время, за неимением метрической системы, измеряли локтями, где каждый «локоть» занимал примерно 0,635 метра, поэтому каждое основание пирамиды Хеопса состоит из 365 локтей с небольшой погрешностью, что совпадает с количеством дней в году. Вопрос, как инженерам, существовавшим 45 веков тому назад, удалось настолько ровно сохранить пропорции столь масштабной конструкции — до сих пор остаётся открытым. Но поверьте, это далеко не самое удивительное из того, что можно заметить, если внимательнее посмотреть на «цифры» пирамиды Хеопса.
Конечно, в этих расчётах есть погрешности, расхождения и недочёты, так что любому человеку, не увлекающемуся конспирологией, будет тяжело поверить в то, что все эти совпадения не случайны. Однако если сделать небольшую поблажку древним архитекторам на то, что они жили в то время, когда калькуляторов даже близко не существовало, и принять во внимание практически идеальное сходство множества параметров пирамиды с различными «космическими» значениями, то остаётся лишь восхититься мастерством древнеегипетских инженеров и, может быть, совсем ненадолго задуматься о внеземных цивилизациях и сакральных тайнах, которые недоступны нам даже сейчас.
Пирамида Хеопса — это легендарное надгробие или… хранилище для зерна
По официальным данным, на постройку пирамиды Хеопса ушло 20 лет и огромное количество ресурсов, однако истинное предназначение этого небывалого по своей величине и объёму сооружения до сих пор остаётся неизвестным. Наиболее распространённая версия заключается в том, что жестокий фараон Хеопс, пожелавший эффектным образом увековечить своё 50-летнее правление Египтом, поручил воздвигнуть себе шикарную гробницу, чтобы с размахом отправиться в иной мир. Об этом свидетельствует и египетское название пирамиды — «Горизонт Хуфу», или просто Хуфу (он же Хеопс). Действительно, внутри пирамиды находится погребальная комната, притом не одна, а также множество проходов и туннелей, чтобы душа Хеопса могла найти путь к звёздам после погребения. Учитывая колоссальную веру древних египтян в загробную жизнь, такой вариант развития событий вполне реален.
Богатые люди и, как правило, фараоны тратили огромные деньги на строительство усыпальниц и пирамид, украшали свои мавзолеи рисунками и драгоценностями, заказывали себе изысканные саркофаги и погребальные маски, а после смерти их богатства и даже иногда рабов, хоронили вместе со своим владельцем, наглухо запечатывая ещё живых людей в огромных песчаных надгробиях. Действительно, пирамида Хеопса имеет достаточно надёжную защиту от воров, но загвоздка заключается в том, что учёные не нашли ни сокровищ, ни крышки саркофага, ни даже самой мумии Хеопса в его собственной гробнице.
Кто построил пирамиду Хеопса
Одной из самых больших загадок, связанных с пирамидой Хеопса, является история её строительства. Даже сейчас современные учёные не могут понять, каким образом древним египтянам без современных технологий и особых представлений об инженерии, тригонометрии и архитектуре удалось воздвигнуть такое внушительное сооружение. Или всё-таки не египтянам?
Гиганты
Одна из версий уфологов и конспирологов заключается в том, что вовсе не жители Древнего Египта строили эти огромные пирамиды: гробницы такого масштаба и величины были просто не по силам неотёсанным предкам. Гранитные камни величиной около метра в высоту и средним весом порядка 2,5 тонны представляются не самым удобным материалом для строительства, учитывая отсутствие в 25-ом веке до нашей эры хоть каких-либо механических приспособлений для перемещения столь массивных грузов.
Более вероятной, но от этого не менее мифической, кажется теория о том, что пирамиды возвели представители более древней, чем Египет, цивилизации. Гиганты, обладающие сакральным знанием и доселе неизвестными целями, могли построить пирамиды задолго до появления на этой земле египтян. Да и сами габариты величественных пустынных громадин заставляют поверить в то, что их постройка — дело не рук человеческих. Это можно объяснить и рисунками египетских божеств, которых изображали с головами животных: что, если это не плод воображения египтян, а реальные создания, которым люди поклонялись задолго до зарождения нашей эры?
Пришельцы
Геометрическая точность, идеальные пропорции и соответствие многим «космическим» значениям заставляют задуматься о вмешательстве представителей внеземных цивилизаций в постройку пирамиды Хеопса. Египтяне просто не могли знать ни скорости света, ни числа Пи, ни даже системы координат, однако по удивительной череде «совпадений», геометрия Хуфу удивительно чётко сходится со значениями, знания о которых даже теоретически не могли быть доступны столь древней цивилизации. По одной из легенд, внутри пирамиды Хеопса находится нарочно скрытый египтянами ради блага человечества проход в потусторонние измерения, воспользовавшись которым люди могли бы попасть на любую обитаемую планету в любой промежуток времени, открыв для себя знания, объясняющие удивительное происхождение не только пирамиды Хеопса, но и Вселенной в целом.
Сотни тысяч рабов
Интересно то, что впервые об усыпальнице фараона упомянул древнегреческий историк Геродот в своих летописях, датирующихся 450 годом нашей эры. В древних египетских папирусах никаких записей о пирамиде Хеопса нет, так что придётся опираться на данные, представленные мыслителем эллинов. Геродот сообщил, что при строительстве Хуфу были задействованы 100 тысяч рабов, а сама стройка заняла 20 лет. Цифры огромные, но вполне реальные, учитывая то, что на «общественных работах» египтяне были задействованы только три месяца в году, когда разливался Нил, и работать на полях было невозможно. Однако какая-то часть из них наверняка трудилась на фараоновой стройке круглый год.
Блок из известняка весом в 2,5 тонны могли тащить на специальной платформе с колёсами минимум 8 человек. При наличии 100 тысяч рабочих, получается 12 тысяч отрядов по перетаскиванию блоков, и ещё 4 тысячи рабочих плюс добровольцы, которые, допустим, занимались добычей материала, облицовкой, косметическими работами и другими полезными делами. Известно, что в пирамиде Хеопса заложено 2 300 000 каменных блоков. Если разделить общее количество блоков (2 300 000) на количество отрядов по их перетаскиванию (12 000) помноженное на количество потраченных на стройку лет (20), то получится простое уравнение:
2 300 000 = 12 000 х 20 x y, где y — количество блоков, которое один отряд должен был перетащить за три месяца работы.
Таким образом, выходит, что 8 рабочих должны были доставить к месту строительства пирамиды за 3 месяца чуть меньше 10 гранитных блоков, что, учитывая поддержку населения, комфортные условия работы и религиозный энтузиазм древних египтян, вполне реально.
Механизмы, левитация или грубая сила
Другой вопрос заключается в том, как им удавалось поднимать настолько тяжёлые блоки на достаточно большую высоту: напомним, верхушка пирамиды располагалась на 147 метре над уровнем земли. Официальная версия заключается в том, что зодчие намечали необходимую форму блока в скале, из которой добывали камень, потом делали трещины и вставляли в них сухое дерево. Позже древесину обливали водой: она расширялась, и блок под воздействием давления отделялся от скалы. Тогда его обрабатывали до необходимой формы и либо сплавляли по реке до места стройки, либо перетаскивали собственными силами на деревянных санях. Чтобы поднять известняковую глыбу на нужную высоту, египтяне использовали песчаные насыпи или кирпичные пандусы.
По другим версиям, строители использовали примитивные механические блоки для того, чтобы затащить известняк наверх, но эта версия звучит куда более травмоопасно и куда менее реалистично. Также многие предполагают, что египтяне поднимали стройматериалы наверх по специально выкопанным на облицовке пирамиды трассам. Ну и, конечно, не обошлось и без конспирологических теорий (куда без них) о древней технологии управления гравитацией, которая позволяла без труда поднимать блоки любого веса на любую высоту, но была утеряна в песках прошлого.
Три пирамиды по цене одной
Изучая внутренние коридоры и скрытые проходы пирамиды Хеопса, учёные и исследователи обнаружили, что внутри Хуфу находятся ещё две более маленькие гробницы предшественников фараона, построенные одна поверх другой. Дело в том, что задолго до правления Хеопса у египетских фараонов была мода на другие погребальные сооружения — мастабы. Они отличались от пирамид внешним видом, но планировка была примерно такая же: надземная часть усыпальниц предназначалась для посетителей, в ней располагался молельный зал, в то время как тело фараона покоилось в подземных коридорах под гробницей. Внешне мастабы напоминали не очень выразительные трапециевидные сооружения, лишь отдалённо напоминающие привычные нам пирамиды.
Высота изначального «остова» Хуфу составляла всего 15 метров и была не достроена, поэтому второй фараон, приметив расположенную на самом верху плато Гиза основу для своей гробницы, решил построить свою усыпальницу поверх могилы предшественника. Однако вместо мастабы он соорудил уже привычную нам пирамиду, так как взгляды египетских жрецов на перерождение души несколько изменились. В моду вошли остроконечные надгробия, вытеснив трапециевидные, потому что теперь душа фараона должна была устремляться сразу к звёздам, не задерживаясь на бренной земле.
Доказательств наличия второй «внутренней пирамиды» сразу несколько. Во-первых, из одной из камер выходит два прохода, направленных в сторону звезды Сириус и Полярной Звезды. Сделаны они были для того, чтобы душа погибшего правителя могла устремиться после смерти к звёздам. Во-вторых, у нового владельца гробницы была своя погребальная камера: вторая, и тем более третья, Хеопсу были совершенно ни к чему, так как Хуфу предназначалась исключительно для его единоличного посмертного пользования. Даже жену хоронили не рядом с мужем, а в небольшой усыпальнице, расположенной отдельно от основного сооружения. В-третьих, эту теорию доказывает замурованный огромными гранитными плитами вход во вторую пирамиду. Хеопсу он был ни к чему, а застраивать его известняком было сложно, долго и дорого, поэтому он просто запечатал старый вход и построил Хуфу поверх могилы своего предшественника. Который, кстати, тоже не успел воспользоваться шикарной усыпальницей и, по всей видимости, погиб раньше, чем её успели построить. По имеющимся данным, вторая пирамида была построена примерно за 300 лет до начала правления Хеопса.
Придя к власти, жестокий фараон решил не церемониться и просто немного переделал то, что до него оставили предшественники. Подкорректировал планировку, разобрал центральную часть, увеличил размер пирамиды, выдолбил новые проходы из подземелья к звёздам и был таков. Но, по всей видимости, на единственном сохранившемся чуде света лежит какое-то проклятье: тела Хеопса в его саркофаге учёные не обнаружили. А значит, никому из владельцев самой величественной и таинственной гробницы в мире не удалось воспользоваться ей по назначению.
Храмы и жрецы Древнего Египта
Храмы и жрецы Древнего Египта
Крайне мало сохранилось сведений о египетских храмах времен фараонов. О первых храмах, сведения о которых доходят до нас сообщается в период Древнего Царства известно следующее. Храмы строились по одному образцу. Поначалу, храма как такового не существовало вообще. Были так называемые солнечные храмы. Назывались они по разному — Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т. п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью. Перед обелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. Все священные обряды производились под открытым небом.
В период Нового царства появляются новый вид храма. В плане он имел вытянутый прямоугольник. Участок, занятый храмом, окружала массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обе стороны статуями сфинксов. Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались кверху и оканчивались карнизом. Такое оформление фасада обычно называлось пилоном (по-египетски бехен). К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, оканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших колонн. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном — стояла статуя главного божества храма, в остальных — статуи других божеств, обычно богини — жены и бога — сына. Вокруг основных помещений располагались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища. Средний проход колонных залов был обычно выше боковых. Освещение в разных частях здания было различным. Двор был щедро залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение. Таким образом, посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни.
Храм такого плана в главных чертах близок к плану жилого дома времен Среднего и Нового царства, что было закономерно — храм считался жилищем бога. Тип храма был священен и не подлежал изменению. Среди рукописей храмовых библиотек была Книга основания храмов первой девятки, которую согласно преданию написал известный зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп, который был впоследствии обожествлен. Одним из самых известных храмов Древнего Египта был храм в Карнаке, в древности называемый Ипет — сут. История Египта застыла на его стенах, пилонах и карнизах. Здесь можно найти не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Описание походов Тутмоса 3 и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса 2 с хеттами при Кадеше, списки царей Египта — все это и многое другое сохранили нам здания Карнакского храма. Храм был посвящен Амону — Ра.
Храм строился на протяжении ряда столетий различными зодчими. Масштабы этого храма были поистине огромны. Главный его пилон имел в ширину 113 метров, в высоту — 43,5 метра и в толщину 15 метров. Большой зал этого храма занимал площадь 5.000 кв. метров — на нем мог разместиться знаменитый парижский собор Нотр Дам. Потолок этого гигантского помещения покоился на 134 колоннах расположенных в 16 рядов. Колонны были высотой от 19 до 14 метров. Поверхность стен и колонн была покрыта цветными рельефами площадью 24.282 кв.м. Так называемый Луксорский храм, посвященный Амону — Ра, Мут и Хонсу, был вторым по величине храмом Фив. Оба храма были соединены друг с другом аллеей сфинксов.
Люди, обслуживавшие эти храмы — жрецы представляли особый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамсеса 3 они владели 10 % обрабатываемой земли и 6 % населения. В Египте не было разделения на светскую и церковную власть. Храмовые жрецы считались на царской службе. Эта служба довольно хорошо оплачивалась и скоро жреческие должности стали передаваться по наследству. Само жречество было организовано по особому порядку. Каждой из божеств имело свой клир (организацию), во главе которого стоял верховный жрец, которого обычно назначал фараон. Численность, влиятельность и богатство клира завесило от котировки конкретного божества. Так, во времена Нового царства клир Амона — Ра был самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, который зависел от божества. Ему подчинялись множество жрецов, назначенных фараоном или самим верховным жрецом. Высшим слоем жречества были так называемые Хем — нечер — рабы божьи. Они были главными отправителями культа. Затем шли Херихебы — чтецы и знатоки священных текстов. Большое количество низшего духовенства выполняло самые различные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались Уабу — чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал по свою власть все клиры, всех жрецов. В клир входили также певцы и музыканты. Особое место занимали храмовые писцы — Чер — пер — анх. Это была очень важная и престижная должность. Жрецы были обязаны носить одеяние из белого лена, ни в коем случае не из шерстянных тканей. Некоторые жрецы носили шкуру пантеры. На ногах у них были белые сандали. Они должны были часто совершать омовение и брить волосы на теле и голове.
Читайте также
Мифы Древнего Египта
Мифы Древнего Египта Египет – одна из наиболее древних цивилизаций, которая явилась основой для многих других культур в последующем.Древний Египет состоял из множества номов (административных единиц), которые являлись независимыми и плохо между собой сообщались. В
Обелиски Древнего Египта
Обелиски Древнего Египта Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень
Религия Древнего Египта
Религия Древнего Египта Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений
Боги Древнего Египта
Боги Древнего Египта Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и
Медицина Древнего Египта
Медицина Древнего Египта Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:царский (XXX–IV вв. до н. э.)греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.)византийский (395–638 гг. н. э.)По
Математика Древнего Египта
Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду — ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали
Химия Древнего Египта
Химия Древнего Египта Около II тысячелетия до п. э. в странах Междуречья, а также в Египте появились и фаянсовые изделия. Древнеегипетский фаянс по составу значительно отличался от обычного фаянса и приготовлялся из глины в смеси с кварцитным песчаником. До настоящего
Астрономия Древнего Египта
Астрономия Древнего Египта Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой
Астрология Древнего Египта
Астрология Древнего Египта Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность — время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь
Архитектура Древнего Египта
Архитектура Древнего Египта Египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает «себя» и войдет в свое тело.Поэтому дошедшие до нас
Скульптура Древнего Египта
Скульптура Древнего Египта Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры
Письменность Древнего Египта
Письменность Древнего Египта С угасанием египетской цивилизации был утерян ключ к чтению египетского письма. Последняя иероглифическая надпись была высечена в 394 г. н. э. в храме Исиды на острове Филе. Самый поздний известный текст — демотическая надпись — относится к
Музыка Древнего Египта
Музыка Древнего Египта Древнеегипетские тексты — первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных
Экономика Древнего Египта
Экономика Древнего Египта Основу экономики Древнего Египта составляли земледелие и ремесла. Главную роль в хозяйственной жизни страны играл Нил. После его разливов на полях оставался ил, который, смешиваясь с почвой, давал прекрасный урожай. Египтяне научились строить
История Древнего Египта
История Древнего Египта Вся история Древнего Египта делится на периоды:Додинастический период (до 3000 г. до н. э.). Древнее царство (2900–2270 годы до н. э.) — эпоха правления І-VІ династий. Это время строителей пирамид в Гизе, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина
Загадки и тайны египетских фараонов
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ
Египет –это греческое название страны Кем, что в переводе означает «тайна», «загадка». Тайной окутано всё, что связано с этой древней страной. Многие египтологи на протяжении последних двухсот лет пытались разгадать многочисленные загадки Египта. Мы коснёмся лишь тех загадок, которые связаны с именем Тутанхамона.
Что было известно о Тутанхамоне до открытия его гробницы? Даже в самых подробных историях Египта ему уделяли не более двух-трёх абзацев, а иногда ограничивались лишь упоминанием его имени. И не удивительно. До начала ХХ века о Тутанхамоне мало что было известно, поскольку от его правления (1351-1342 гг. до н.э.) сохранилось лишь несколько амулетов с изображением царя да надпись на одной из древнеегипетских стел.Одна стела, возвещающая о восстановлении при нём культа верховного бога страны Амона, на которой имя его было заменено именем правившего за ним фараона Хоремхеба: скульптурная группа, где он изображён вместе с этим богом (причём голова Тутанхамона отбита) да несколько предметов с его именем – вот всё, что дошло от девятилетнего царствования Тутанхамона, вступившего на престол ещё ребёнком и скончавшегося в возрасте 18-19 лет. Да и насыщенные бурными и во многом для нас неясными событиями годы его царствования отнюдь не благоприятствовали сохранению памяти о нём, тем более что для этого были приняты соответствующие меры. Когда тысячелетие спустя в конце IV-го века до н.э. жрец Манефон, основательно изучивший прошлое своей родины, писал её историю, он даже не упомянул Тутанхамона в перечне владык.
Но теперь этот фараон не менее знаменит, чем самые прославленные правители Египта – строители пирамид, великие завоеватели, реформаторы религии. Слава пришла к Тутанхамону спустя более, чем 3300 лет после смерти благодаря счастливой случайности – открытию гробницы. К сожалению, до сегодняшних дней не дошли ни летописи, ни хроники, повествующие о событиях того времени. Из случайных и неполных источников, как из отдельных камней повреждённой мозаики, значительная часть которой безнадёжно утрачена, далеко не всегда удаётся полностью восстановить картину событий. И все же в общих чертах расскажем о Тутанхамоне и его времени – ведь что-то более или менее определённо установлено, можно использовать сведения, полученные в результате открытия его гробницы, и всё то новое, что накопилось за прошедшие более восьмидесяти лет со времени открытия гробницы.
«Фивы египтян,
Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,
Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести
Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают».
До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны, поражая всех, кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда располагался город, всё ещё хранит следы его былой славы.
Фараоны, преемники Тутмоса Ш (Аменхотеп II и Тутмос IV) продолжали военную политику фараонов XVIII-ой династии и значительно подняли международный престиж Египта. Возвеличивание царя раньше тесно было связано с его обожествлением. Теперь же царь, кроме того, выступал как герой и как силач, свершавший сверхъестественные подвиги. Именно такими были легенды о личной храбрости и силе Аменхотепа II. При нём к Египту было присоединено много чужих территорий. Но уже во времена Аменхотепа Ш Египет меняет свою политику – с правителями устанавливаются дипломатические отношения, и для укрепления мирных связей заключаются браки египетских фараонов с иноземными принцессами. Письма многих правителей соседних стран, особенно мелких княжеств, полны подобострастия и самоуничижения, – так велики власть и могущество Египта, так велика зависимость вассалов.
Последние десятилетия правления XVIII династии были полны бурных событий. Начало положил вступивший на престол фараон Аменхотеп IV. Грабительские войны, происходившие прежде, непомерно обогатили высшую знать и жречество, особенно жрецов главного святилища Египта – храма Амона в Фивах. Именно к тем временам восходит выражение «золото – мясо богов». Владетельная рабовладельческая верхушка и жречество тайно и явно противопоставляли себя царской власти. И при Аменхотепе IV произошёл открытый конфликт: под видом религиозной реформы фараон попытался провести крупные социально-политические реформы.
Это была одна из самых странных личностей в мировой истории. Его считают и великолепным отцом и мужем, его называют великим философом и ценителем искусства, его называют поэтом и душевнобольным, его называют диктатором типа Мао, Гитлера и Сталина, его называют плохим политиком и, конечно, его называют реформатором. Обстоятельства жизни и смерти фараона Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатон, таят в себе много загадочного и, скорее всего, никогда не будут прояснены окончательно. Эхнатон, десятый фараон XVIII династии, правивший в XIV веке до н.э., был первым в мире религиозным реформатором. Практически за полторы тысячи лет до возникновения христианства он провозгласил ЕДИНОБОЖИЕ и, по мнению видных египтологов, его реформы являются «самым необыкновенным событием египетской древности, затронувшим едва ли не все стороны тогдашней египетской действительности: общество, государство, быт, верования, искусство, письменность, язык». Но что подвигнуло его на этот шаг, до сих пор неясно – учёные лишь строят предположения на этот счёт.
Одни полагают, что Эхнатон был сыном могущественного Аменхотепа Ш и Тии. Женившись на этой красивой и властной женщине, фараон пошёл против египетских обычаев, требовавших, чтобы царицей была царская дочь. А Тия приходилась дочерью царскому вельможе и была одной из обитательниц царского гарема. Некоторые же исследователи, судя по сохранившимся портретам, предполагают, что она даже не чистокровная египтянка: в чертах её лица и лица её сына, в строении их фигур усматривают признаки, свойственные уроженцам более южных областей Африки.
Возможно наличие чужой крови сделало Аменхотепа IV непопулярным среди жрецов и знати. Но главное заключалось в том, что права на престол он, скорее всего не имел. Наследование трона фараонов осуществлялось по женской линии. Правителем мог быть лишь сын старшей дочери фараона. У Аменхотепа Ш было, по крайней мере три дочери, и муж любой из них мог бы занять трон. А будущий реформатор, как известно был женат на Нефертити, происхождение которой с достаточной степенью достоверности не установлено.
Тем не менее, повелителем Египта при невыясненных обстоятельствах стал именно Аменхотеп IV, и можно с уверенностью говорить о том, что трон достался ему не без борьбы, а в глазах жреческого сословия и египетской знати он наверняка выглядел узурпатором. Возможно именно это стало главным толчком к проведению политики, направленной прежде всего против могущественных жрецов, которые ревностно наблюдали за буквальным исполнением законов престолонаследия в Египте, а поэтому в глазах молодого фараона составляли главную угрозу его положению.
На одной из стел времён Эхнатона выбита надпись, в которой глухо упоминается о каких-то крупных неприятностях, которые выпали на долю последних трёх фараонов, очевидно Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа Ш. Что имел в виду фараон-реформатор, остаётся неясным. Однако можно предположить следующее. Жрецы в Египте всегда обладали сильной властью. Но при деде Аменхотепа Ш, знаменитом завоевателе Тутмосе Ш, столицей которого были Фивы, особо возвеличен был культ фиванского божества Амона. В его честь фараон покорял всё новые и новые земли, а храмы Амона получали невиданные дары, причём вес подаренного золота иной раз исчислялся тоннами. И недаром многие из потомков Тутмоса были наречены именем Аменхотеп, т.е. «Амон доволен».
Постепенно жрецы Амона усиливали свою политическую власть. Они стали способны противопоставить себя власти фараонов и стремились направлять их действия. Видимо наследники Тутмоса ощутили это в полной мере. Недаром уже до Эхнатона делались попытки противопоставить Амону другое божество.
Амон был богом Солнца, поэтому его соперниками могли стать только солярные божества. Среди них наиболее подходящим оказался Атон – особый образ бого солнца Ра в виде солнечного диска. Его культ возник в Египте ещё при отце будущего реформатора, а возможно, ещё и раньше. Известно, что прогулочное судно царицы Тии, в котором она плавала по специально выкопанному для неё пруду, называлось «Сияние Атона», а в текстах, найденных в одной из гробниц времён Аменхотепа Ш, упоминается титул »управляющий дворцом Атона».
Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, храмовое имущество конфисковано.
Эхнатон переносит столицу из Фив во вновь выстроенный город Ахетатон, место, «которое ранее не принадлежало никому из богов» и должно было стать грандиозным святилищем единственного бога египтян. Строительство столицы стало новым словом в развитии египетского искусства, которое именно в эти годы достигло величайшего расцвета – так называемый амарнскиий период (по наименованию современного арабского поселения Эль-Амарна). На церемонию основания города Эхнатон прибыл, подобно солнечному богу, на золотой колеснице. В своей речи перед простёршимися ниц вельможами и чиновниками он заявил, что услышал голос Атона, своего отца – именно Атон возжелал, чтобы для него построили этот город, которым он будет сам управлять. Фараон действовал достаточно суровыми методами. Поклонение старым богам было запрещено, на культовых предметах и сооружениях энергично уничтожается имя бога Амона. Уничтожается слово «боги» во множественном числе. Почитателей старых богов ждало суровое наказание. Например, на стенах одной из гробниц можно прочитать такие слова: «Всякий ненавистный (попадёт ) на плаху. он подпадёт мечу, огонь пожирает его плоть. Обращает он (Эхнатон) мощь свою против тех, кто игнорирует учение его, милости свои к тем, кто знает его».
До фараона-реформатора никто не помышлял о низведении всех богов. Стремились лишь к умалению культа Амона. Эхнатон же решил ввести единобожие, что для уровня духовного сознания того периода кажется невероятным. Была ли мысль о ЕДИННОМ БОГЕ ПОДСКАЗАНА юному принцу? Сам ли он дошёл до неё путём долгих раздумий? Или, уже будучи у власти, понял, что его попытки умалить значение Амона не дают результатов и необходимы более радикальные меры? Может быть это было влияние евреев, которые в течение нескольких столетий жили в Египте и молились одному Богу? Древние камни хранят молчание. Сейчас на эти вопросы никто ответить не может. Зато в общих чертах известно, как действовал фараон.
Сначала Аменхотеп IV дал понять окружающим, что, по примеру отца и деда, отдаёт предпочтение солнечному богу северных провинций Ра. По традиции ритуальная коронация нового фараона должна была проходить в Ипет-Исуп(современный Карнак) – комплекс храмов на территории государственной столицы Египта Фив. Но Аменхотеп IV предпочёл древнейший центр почитания Ра город Ону, более известный по греческому названию Гелиополь. Здесь, неподалеку от первой столицы Египта Мемфиса, ещё во времена правления Аменхотепа Ш был построен небольшой храм Атона, считавшийся особым воплощением Ра. Таким образом, новый фараон, заручился подддержкой довольно сильного гелиопольского жречества, сделав тем самым первый шаг к почитанию Атона. В первые же годы правления в Ипет-Исут было построено четыре храма Атону, общее количество жрецов в них достигало 6800 человек, что наверняка было воспринято стороннниками Амона как вызов.
Вскоре Аменхотеп IV провозгласил единственным истинным богом Атона, а себя его сыном. Он становится Эхнатоном, т.е. «Угодным (Полезным) Атону». В именах царицы и детей фараона также появляется приставка АТОН.
В своих реформах фараон опирался, прежде всего, на «новых людей», большая часть которых была незнатного происхождения. Вероятно его поддерживала и армия, а также отдельные представители старой знати, неудовлетворённые своим положением при прежнем правлении. Это, однако, не помешало им всем после смерти фараона быстро отойти от его учения и вернуться к старым религиозным обычаям. Известно, что в конце жизни Эхнатона Фивы посетил недавно назначенный фараоном его молодой соправитель Сменхкара. В одном из фиванских храмов он изображён приносящим жертвы Амону.
Авторитет фараона неудержимо падал. Все свои усилия Эхнатон сосредоточил на реформах. Отсутствие должного внимания к проблемам внешней политики, касавшимся в основном азиатских владений Египта, привело к потери их части. Египтяне же привыкли к захватническим войнам, которые активно вели Тутмос IV и Аменхотеп Ш, и гордились победами. Росло влияние крупного Хеттского царства, стремившегося покорить египтских вассалов. Фараон не помог им, чем вызвал недовольство всех слоёв общества.
Эхнатон скончался в своей столице приблизительно в 1351 году до н.э.( в возрасте 38 лет). Есть предположение, что он был отравлен. Во всяком случае, на одной из фресок существует изображение покушения на фараона. Однако убийство до сих пор остаётся не доказанным.
Смерть Эхнатона развязала руки его противникам, и очень быстро страна возвратилась к прежним порядкам. Вековые традиции не могли исчезнуть за короткий промежуток времени, тем более, что реформы царя не дали ничего существенного народу. Неудивительно, что в декрете одного из наследников Эхнатона, Тутанхамона, явственно подчёркивалось, что культ Атона навлёк на страну бедствия, а открытие храмов старых богов их умилостивило и вернуло Египту благоденствие.
Годы правления Эхнатона и трёх его преемников, связанных с культом Атона, в официальных летописях стали приписываться к годам правления фараона Харемхеба. А если необходимость требовала упоминания имени реформатора, его именовали «врагом из Ахетатона».
И всё же, несмотря на то, что судьба реформ не могла сложиться иначе, она продолжает волновать умы, пытающиеся дать своё объяснение причинам произошедшего, порой весьма оригинальное, но не подтверждённое археологическими данными. В последнее время появилось немало статей о том., что большое влияние на приверженность Эхнатона солнечному диску как единственному богу оказали извержения вулкана Санторин в Средиземном море, которые возобновлялись в течение нескольких лет и закончились катастрофическим взрывом вулкана. Отголоски этих событий были ощутимы по всему Средиземноморью и наверняка очень сильно проявились в Египте.
Некоторые считают, что одно из этих извержений могло заставить ещё Аменхотепа Ш прекратить военные походы, в результате чего и наступил в его царствовании период дружеских отношений с соседними странами, а во внутренней политике наступило время религиозной терпимости. Другие утверждают, что отголоски первого извержения достигли Египта в первый год правления Эхнатона. Сюда якобы докатились мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, надолго закрывшие небо. Начались затяжные дожди. Град, грозы с мощными раскатами грома и молниями. Страна вдруг лишилась солнечного тепла и света. Естественно, народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию. Жрецы Амона и других богов пытались справиться с бедствием, но напрасны были их моления и жертвы.
В последнее время некоторые авторы считают, что это была та самая библейская «египетская тьма», упомянутая в связи с Исходом евреев из Египта. Как известно из Библии, чтобы убедить фараона освободить свой народ, Моисей наслал на Египет так называемые «египетские казни»: на три дня он погрузил страну в непроглядную тьму, поразил людей неизлечимыми кожными болезнями, направил на город несметные полчища лягушек и жаб, воды Нила превратил в потоки крови и др.
Современные учёные объясняют эти чудеса, произошедшие на территории Египта, естественными изменениями, ставшими следствием извержения вулкана. Так американский исследователь Бенет выдвинул теорию о том, что после извержения вулкана над Египтом образовались ядовитые тучи, несущие сернистые и железистые соединения. Плотный слой этих туч занял огромное пространство и закрыл доступ солнечного света на территорию всей страны. Оседающие железистые компоненты превратили воды Нила в жидкость бурого цвета, что вполне соответствует представлению о «реках» крови».
Не исключено, что событие таких масштабов могло резко повлиять на религиозное мировоззрение египетского народа. Однако при изучении источников учёные столкнулись с парадоксальным фактом: какие-либо конкретные упоминания о санторинской катастрофе в египетских письменах полностью отсутствуют (хотя они существуют у других народов). Скорее всего, египтяне сознательно умалчивали о произошедшей трагедии. Вполне возможно, что это было своего рода табу на воспоминания о «божьем гневе», но есть вероятность, что причиной послужил запрет на освещениие деятельности фараона-реформатора.
Фараон и египетский народ вполне могли вообразить, что Солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему и что египтяне поклоняются не тем богам, и надо молиться самому Солнцу. Вот Эхнатон и начал свои реформы, а жрецы старых богов не смогли ему воспрепяттствовать. Всплески их активизации объясняют повторными извержениями. А через много лет, когда выросло новое поколение, для которого всё случившееся представлялось сказкой, служители старых богов начали поднимать голову. Амон, по убеждению египтян, помогавший фараонам в завоевании новых земель, был оскорблён. Вот Египет и начал утрачивать свои земли, поэтому имя фараона-реформатора было предано проклятью, а Египет вернулся к многобожию.
Не меньше загадок скрыто и в истории правления наследников Эхнатона. В отдельных случаях высказывается предположение, что после него на троне находилась Нефертити, принявшая имя Сменхкара. Другие же, с большим на то основанием, считают соправителя, а потом и фараона, известного под этим именем, сыном Аменхотепа Ш от одной из его второстепенных жён. Наиболее правдоподобной представляется гипотеза, что Сменхкара – сын Эхнатона от второй жены Кии либо брат Тутанхамона. А известный исследователь этого периода истории Матье называет его мужем старшей дочери Эхнатона, Меритатон, что, при принятых у фараонов кровосмесительных браках, не исключает этих вариантов. И трон, по египетским понятиям, он, таким образом, занял на совершенно законных основаниях.
Одними из самых привлекательных для публики являются загадки, связанные с мумиями Эхнатона, а также цариц Тии (матери Эхнатона), Нефертити, его второй жены Кии и Сменхкара. В связи с находками в Египте постоянно циркулируют всякие слухи, порождающие сенсационные заявления. И лишь немногие из них имеют под собой реальную почву. Если к этому добавить нечистоплотность некоторых учёных, которые выдают желаемое за действительное, то загадки, связанные с именем Эхнатона и его ближайшего окружения, не только не находят решения, но и становятся всё более запутанными. Хочется надееяться, что рано или поздно науке всё же удастся пролить свет хотя бы на часть из них.
После Сменхкара египетский престол занимает Тутанхамон, получивший трон благодаря своей жене Анхесенпаатон. Предполагается, что Сменхкара и Тутанхамон были сыновьями Эхнатона от его второстепенной жены Тии. Эхнатон не дождался от Нефертити сыновей. Не родила ему сына и дочь Меритатон, ставшая на некоторое время его женой и которую он позднее выдаст замуж за Сменхкара. Существуют также версии, что Сменхкара и Тутанхамон были сводными братьями Эхнатона. Тутанхамон и Ансехенпаатон вступили в брак практически в детском возрасте. Мы узнаём об этом благодаря изысканиям выдающегося археолога Говарда Картера.
Роскошная и богатая гробница Тутанхамона в некоторой мере огорчила египтологов, так как в ней не было найдено ни одного папируса, отсутствовали какие-либо документы, проливающие свет на сложный вопрос престолонаследия и отношения Тутанхамона к прямой линии царской семьи. Непонятно, почему в
«сокровищнице», где были собраны предметы, связанные с ритуалом, в особом гробике хранились золотая статуэтка Аменхотепа Ш и прядь волос царицы Тии. Неизвестно, в какой мере при юноше Тутанхамоне продолжались связи с могущественными государствами той эпохи, насколько сильно в них было влияние Египта. Тутанхамон умер, не успев проявить себя как правитель, он был предпоследним в ряду прославленных фараонов XVIII династии, и время его правления было трудным и беспокойным.
Тутанхамон при жизни не успел приготовить свою гробницу. Как утверждает Г.Картер, росписи в погребальном покое были выполнены после установления в нём саркофага с мумией царя. На них изображён новый фараон Эйе с полным царским титулом, совершающий магическую церемонию, связанную с погребением.
Но в придворных кругах было неспокойно. Вдова Тутанхамона, царица Анхесенамон, сестра которой вышла замуж за вавилонского царевича, после смерти мужа обратилась с беспрецендентной просьбой к хеттскому царю с просьбой прислать в Египет своего сына, который бы стал её мужем и царём Египта. Но это желание царицы не осуществилось. Хеттский царь сначала не поверил просьбе, а когда хеттский царевич наконец отправился в Египет, то был убит в пути египетскими наёмниками. Очевидно, на молоденькой вдове женился престарелый Эйе, в противном случае он не смог бы стать царём Египта. По одним сведениям, Эйе был отцом царицы Нефертити, т.е. приходился дедушкой вдове Тутанхамона. Существует также версия, что Эйе был мужем кормилицы Нефертити.
Новый фараон Эйе, живший ещё при дворе Эхнатона, продержался на престоле короткое время, по-видимому, он не получил поддержки. Его сменил энергичный, выдающийс полководец Харемхеб, присходившиий из знатного, но не царского рода. Так с середины XIV века до н.э. начался период правления XIX династии, продолжавшей традиции фараонов предыдущей династии по расширению границ египетского государства и сфер его влияния.
Пожалуй, не было ни одной крупной европейской газеты или журнала, которые бы не уделили внимания удивительному открытию в Долине царей. Но появившиеся вскоре в мировой прессе сообщения о сенсационном открытии века в области египтологии не всегда были достоверными. Многие «специалисты» публиковали всевозможные легенды и свои выводы по данной теме, вплоть до того, что «Тутанхамон был тем самым фараоном, при котором произошёл исход евреев из Египта». Приводились также описания сказочных сокровищ, обнаруженных Картером в гробнице. Однако вскоре восторженные статьи сменились тревожными сенсационными сообщениями, в которых впервые появилась мистически-загадочная фраза «проклятие фараона». Она будоражили умы и леденила кровь суеверных обывателей.
А всё началось с двух надписей, обнаруженных Картером во время раскопок. Первая, найденная в передней комнате гробницы, представляла собой неприметную глиняную табличку с краткой иероглифической записью: «Смерть быстрыми шагами настигает того, кто нарушает покой фараона». Эту табличку Картер скрыл, чтобы не напугать рабочих. Второй угрожающий текст был обнаружен на амулете, извлечённом из-под бинтов мумии. Он гласил: «Я тот, кто зовом пустыни обращает в бегство осквернителей могил. Я тот, кто стоит на страже гробницы Тутанхамона».
Далее последовали события почти невероятные. Проведя вместе с Картером несколько дней в Луксоре, лорд Корнарвон, сподвивижник археолога и меценат (концессионер) экспедиции, неожиданно возвратился в Каир. Стремительный отъезд походил на панику: лорда заметно тяготило соседство с гробницей. Похоже, не случайно Картер писал: «Никому не хотелось ломать печати. Едва отворились двери, мы почувствовали себя непрошеными гостями».
Вначале лорд Корнарвон ощутил лёгкое недомогание, затем подскочила температура, жар сопровождался сильным ознобом. За считанные минуты до кончины у Корнарвона начался бред. Он то и дело называл имя Тутанхамона. В последнее мгновение жизни умирающий лорд, обращаясь к жене, сказал: «Ну вот, наконец всё завершилось. Я услышал зов, он влечёт меня». Это была его последняя фраза.
Заядлый путешественник, спортсмен, физически крепкий человек, 57-летний лорд Корнарвон умер через несколько дней после открытия гробницы. Диагноз врачей звучал совершенно неправдоподобно: укус москита. Сегодня известны и другие версии, например, лорд страдал астмой, подолгу лечился в сухом климате Египта, и на него отрицательно подействовали испарения гробницы.
Получив известие о смерти старого приятеля лорда Корнарвона, американский мультимиллионер и страстный любитель археологии Джордж Джей-Голд, немедленно отправился в Луксор. Взяв в проводники самого Картера, он тщательно исследовал последнее пристанище Тутанхамона. ВСЕ обнаруженные находки побывали в его руках. Причём нежданный гость умудрился проделать эту работу всего за один день. К ночи, уже в отеле, его свалил внезапный озноб. Он потерял сознание и к вечеру следующего дня скончался.
Смерть следовала за смертью. Английский промышленник Джоэл Вулф никогда не испытывал влечения к археологии, Но и его неудержимо повлекло за собой открытие века. Нанеся визит Картеру, Вулф прямо таки вырвал у него разрешение осмотреть склеп. Пробыл он там долго. Вернулся домой и. скоропостижно скончался, не успев ни с кем поделиться своими впечатлениями о поездке. Симптомы оказались уже знакомыми – жар, приступы озноба, беспамятство – и полная неизвестность.
В 1929 году скончалась вдова лорда Карнарвона, в ту же пору ранним утром умер Ричард Бателл – секретарь Говарда Картера, молодой, отличавшийся завидным здоровьем мужчина. Едва весть о смерти Бателла дошла из Каира до Лондона, его отец, лорд Уэстбюри, выбросился из окна седьмого этажа гостиницы.
Спустя несколько лет из тех людей, которые так или иначе соприкасались с гробницей, в живых остался только Говард Картер. Он умер в 1939 году в возрасте 66 лет. Но и до своей кончины археолог не раз жаловался на приступы слабостии, частые головные боли, галлюцинаци, имея полный набор симптомов действия яда растительного происхождения. Принято считать, что он избежал проклятия фараона потому, что практическии не покидал Долину царей с первого дня раскопок. День за днём получал он свою дозу отравы, пока в конце концов организм не выработал устойчивый иммунитет.
Прошло 35 лет со дня смерти лорда Карнарвона, когда врач госпиталя в Южной Африке Джоффри Дин обнаружил, что симптомы странного недуга весьма напоминают известную медикам «пещерную болезнь». Её разносят мискроскопическиие грибки. Он высказал предположение, что те, кто первым срывал печать, вдыхали их и заражали других.
Параллельно с Джоффри Дином исследования проводил медик-биолог Каирского университета Эхзеддин Таха. В течение многих месяцев он наблюдал за археологами и сотрудниками музея в Каире. В организме каждого из них Таха обнаружил грибок, провоцирующий лихорадку и сильнейшее воспаление дыхательных путей. Сами грибки представляли собой целое скопище болезнетворных агентов, обитающих в мумиях, пирамидах и склепах. На одной из пресс-конференций Таха уверил присутствующих, что все эти загробные таинства отныне не страшны, ибо вполне излечимы антибиотиками.
Следует отметить, что египтяне были великими мастерами по части извлечения ядовитых токсинов из организмов животных и растений. Многие из этих ядов, оказавшись в среде, близкой к условиям их привычного обитания, сохраняют свои смертоносные качества сколь угодно долго – время над ними не властно.
Вот что писал в конце прошлого века итальянский археолог Бельцони – человек, в полной мере испытавший на себе ужас фараоновых проклятий: «Нет на земле места, более проклятого, чем Долина царей. Слишком многим из моих коллег оказалось не под силу работать в склепах. Люди то и дело теряют сознание, лёгкие не выдерживаюют нагрузок, вдыхая удушливые испарения». Египтяне, как правило, наглухо замуровывали свои гробницы. Ядовитые запахи со временем настаивались и густели, но отнюдь не испарялись. Открыв дверь погребальной камеры, грабители в буквальном смысле слова сходили в могилу. Поистине, нет лучшей западни, чем замурованная гробница.
Но была и ещё одна страшная сила, защищавшая мумию и всё, что с ней находилось в погребальной камере. Упрощая философское учение древних египтян о собственном «Я», можно сказать, что оно сводилось к трём сущностям человека – Хат, или физическая; Ба – духовная; Ка –единение Хат и Ба.
Ка – это живая проекция человеческого существа, в малейших деталях воплощает каждую индивидуальность. Это энергетическое тело, защищённое многокрасочной аурой. Одно из его предназначений –объединять духовное и физическое начала. Ка –сила могущественная. Покидая мёртвое тело, Ка слепнет, становится неуправляемым и опасным. Отсюда обряды приношения пищи мёртвым, заупокойные молитвы, увещевания в их адрес. Среди египтян были чародеи, умевшие выпустить на волю чудовищную энергию Ка и вполне целенаправленно использовать её в качестве «наёмного убийцы». А если ещё и снабдить его набором ядовитых запахов, то у потревожившего покой фараона нет никаких шансов на спасение. Ка, полное ненавистии, муки и отчаяния, концентрировалось в подземном склепе и спастись от его неудержимой ярости простому смертному было невозможно.
Но до разгадки этой магической версии, современной науке пока ещё далековато. Зато в прессе то и дело появляются прямо таки «сенсационные « сообщения», в которых утверждалось, что открытие Картером гробницы Тутанхамона не более чем фальсификация. И будто бы все предметы, найденные в захоронении, были изготовлены египетскими умельцами по заданию правительства. А Картер лишь совершил «открытие», загрузив камеры Тутанхамона подделками. Лишь малая толика «сокровищ Тутанхамона» хранится в Каире, а большая их часть за баснословные деньги была продана в известнейшие музеи мира, принеся Египту миллионы. А если к этому добавить толпы туристов, привлечённых на берега Нила желанием узреть гробницу Тутанхамона, то «афёра» Картера вполне могла бы стать образцом супервыгодного помещения капитала. Вот и ответ на вопрос, почему погибали участники эксспедиции, а Картер прожил дольше других – фальсификатора могли разоблачить, и он убирал их со свету. Вот как можно оболгать честнейшего человека и учёного!
Параллельно с этим совершенно невероятным утверждением ( трудно предположить, чтобы изготовление такого количества предметов – свыше 5000 экземпляров –осталось незамеченным специалистами), выдвигаются и иные версии. Теперь уже со стороны учёных-атомщиков. Так, профессор Луис Булгарини высказал предположение, что древние египтяне возможно, использовали для защиты священных захоронений радиоактивные материалы. Он заявил: «Вполне возможно, что египтяне использовали атомную радиацию для защиты своих святых мест. Они могли покрывать ураном полы в гробницах или отделыватть могилы радиоактивным камнем».
Все подобные доказательства, как мнимые, так и реальные, лишь добавляют загадочности к «величайшему открытию ХХ века», что позволяет сделать лишь один неопровержимый вывод: гробница Тутанхамона оставила нам и нашим потомкам не меньше загадок (в том числе и трагических), нежели правители, царствовашие во времена величайшей мировой цивилизации.