загвязинский теория обучения и воспитания
Теории обучения и воспитания, Загвязинский В.И., Емельянова И.Н., 2013
Теории обучения и воспитания, Загвязинский В.И., Емельянова И.Н., 2013.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050400 — Психолого-педагогическое образование (квалификация «бакалавр») В нем рассматриваются цели, ценности, закономерности, принципы, содержание и способы осуществления обучения и воспитания как процессов развития и становления личности, воплощения культурных традиций и образовательных инноваций. Сформулированы общие концепции обучения и воспитания и выражающие их подходы, теории, методики и технологии. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Бытовавшее когда-то в науке представление о том, что новорожденный ребенок уже несет в себе все качества взрослого человека и надо только дать возможность им проявиться, давно признано несостоятельным. Человек по существу не рождается человеком, хотя генетически наследует физическое строение, свойства нервной системы, склонность к некоторым заболеваниям, характер физиологических процессов. Он несет в себе человеческий потенциал, возможность развития сознания, мотивации, эмоциональной и волевой сфер, разнообразных способностей. Ему еще предстоит стать человеком в подлинном смысле этого слова, приобрести индивидуальный облик, т.е. стать индивидуальностью, усвоить нормы социального общежития, т.е. стать личностью. Для этого ему нужны соответствующие условия, помощь и стимулирование в течение продолжительного периода (становление личности охватывает период 15-20 лет после появления ребенка на свет, а развитие личности охватывает весь период жизни человека).
Условия и помощь в становлении личности в первую очередь создают семья, системы здравоохранения, образования, социальной помощи и социальная среда. Эти общественные и государственные институты обеспечивают процессы охраны здоровья, социальной поддержки детства, семьи и материнства, образования и развития личности, ее духовного, нравственного и физического становления. Особую роль в умственном и нравственном развитии человека играет образование, его функции реализуются в педагогическом процессе, который продолжается всю жизнь (непрерывное образование) и все более обнаруживает себя как образ жизни, как непременный атрибут и средство жизненной успешности. Основными процессуальными компонентами образования являются обучение и воспитание. В более поздней (1996 г.) редакции Закона РФ об образовании, принятого в 1992 г., воспитание было поставлено на первое место. Вот его вступительные строки: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации».
Содержание
Предисловие
Глава 1. Обучение и воспитание в структуре целостного педагогического процесса
Глава 2. Общая теория обучения (дидактика)
Глава 3. Развивающие возможности современных дидактических теорий и воплощающих их традиционных и новых обучающих систем и технологий
Глава 4. Формы организации учебного процесса
Глава 5. Диагностика процесса и результатов обучения
Глава 6. Концептуальные основы воспитания
Глава 7. Движущие силы и логика воспитательного процесс
Глава 8. Теории воспитания
Глава 9. Организационно-методические основы внеучебной воспитательной деятельности.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Загвязинский теория обучения и воспитания
по психолого-педагогическому образованию
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»
2-е издание, стереотипное УДК 37.013(075.8) ББК 74.200я73 З-14 Р е ц е н з е н т ы:
доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессиональнопедагогического университета С. А. Днепров;
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета С. А. Гильманов Загвязинский В.И.
З-14 Теории обучения и воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с. — (Сер. Бакалавриат).
ISBN 978-5-4468-0155- Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050400 — Психолого-педагогическое образование (квалификация «бакалавр»). В нем рассматриваются цели, ценности, закономерности, принципы, содержание и способы осуществления обучения и воспитания как процессов развития и становления личности, воплощения культурных традиций и образовательных инноваций. Сформулированы общие концепции обучения и воспитания и выражающие их подходы, теории, методики и технологии.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
УДК 37.013(075.8) ББК 74.200я Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Загвязинский В. И., Емельянова И. Н., © Образовательно-издательский центр «Академия», ISBN 978-5-4468-0155-8 © Оформление. Издательский центр «Академия»,
ПРЕДИСЛОВИЕ
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования на уровне подготовки бакалавров для изучения курса педагогики выделено несколько дисциплин, среди которых после вступительного курса общих основ педагогики изучается курс «Теории обучения и воспитания», а после него предусмотрен курс и практикум по методикам и технологиям использования на практике изученных подходов, теорий, принципов и рекомендаций. Сохранены под новыми названиями курсы методологии и методики педагогических исследований («Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»), курсы социальной педагогики и методики преподавания отдельных предметов.
Согласно требованиям стандартов бакалавр должен получить основательную подготовку, хорошо представлять современные требования к педагогу, овладеть пониманием целей и ценностей образования, познать механизмы и владеть технологиями образовательного процесса. Он должен быть готов и к практической деятельности, и к продолжению образования в магистратуре.
Обучение и воспитание — две большие сферы становления человека, тесно связанные и взаимопроникающие друг в друга.
В науке и на практике сложились разные подходы, концепции, теории, позволяющие объяснять, истолковывать и строить процессы обучения и воспитания человека. Их можно условно свести к общим положениям, концепции, системе взглядов на обучение и воспитание как современный процесс взращивания человека, реализации его задатков, его человеческого потенциала в интересах самого человека, общества и государства.
В настоящем учебнике раскрыто содержание общей концепции обучения и воспитания в их современной интерпретации, показаны их теоретические варианты и модификации, раскрыты закономерности педагогического процесса, принципы и общие технологии конструирования и реализации указанных процессов.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогика» (квалификация «бакалавр») и предназначен для студентов учреждений высшего профессионального образования.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ
ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
1.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЕДИНСТВА
ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Бытовавшее когда-то в науке представление о том, что новорожденный ребенок уже несет в себе все качества взрослого человека и надо только дать возможность им проявиться, давно признано несостоятельным. Человек по существу не рождается человеком, хотя генетически наследует физическое строение, свойства нервной системы, склонность к некоторым заболеваниям, характер физиологических процессов. Он несет в себе человеческий потенциал, возможность развития сознания, мотивации, эмоциональной и волевой сфер, разнообразных способностей.
Ему еще предстоит стать человеком в подлинном смысле этого слова, приобрести индивидуальный облик, т. е. стать индивидуальностью, усвоить нормы социального общежития, т. е. стать личностью. Для этого ему нужны соответствующие условия, помощь и стимулирование в течение продолжительного периода (становление личности охватывает период 15 — 20 лет после появления ребенка на свет, а развитие личности охватывает весь период жизни человека).
Условия и помощь в становлении личности в первую очередь создают семья, системы здравоохранения, образования, социальной помощи и социальная среда. Эти общественные и государственные институты обеспечивают процессы охраны здоровья, социальной поддержки детства, семьи и материнства, образования и развития личности, ее духовного, нравственного и физического становления.
Особую роль в умственном и нравственном развитии человека играет образование, его функции реализуются в педагогическом процессе, который продолжается всю жизнь (непрерывное образование) и все более обнаруживает себя как образ жизни, как непременный атрибут и средство жизненной успешности. Основными процессуальными компонентами образования являются обучение и воспитание. В более поздней (1996 г.) редакции Закона РФ об образовании, принятого в 1992 г., воспитание было поставлено на первое место. Вот его вступительные строки: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации».
Что же такое образование? Образование буквально — становление образа человека, его личности на базе усвоения накопленных человечеством опыта, отечественной и мировой культуры, знаний о природе, человеке и обществе, человеческой деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование). Как процесс образование включает обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение, социальную адаптацию.
Современное образование многофункционально. Ребенок, студент, стажер участвуют в образовательном процессе каждодневно на протяжении многих лет, поэтому образование, наряду с основными функциями — обучение, воспитание и развитие человека, выполняет также функции его социальной защиты, реабилитации и укрепления здоровья, приобщения к культуре и социальной жизни. Ключевыми понятиями в соответствии с его ведущими функциями в образовании выступают обучение, воспитание и развитие — процессы, составляющие единое целое, — педагогический или образовательный процесс, тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие, но в организационном плане и в целях анализа нередко вычленяем как составляющие единого процесса.
Обучение — систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путем вооружения их знаниями, формирования умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных программ и в результате собственной активной деятельности.
Воспитание — целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализация его задатков и внутренних резервов; процесс, направленный на выработку определенных личностных качеств, задаваемых социальным заказом и востребованных семьей, личностью, работодателями, обществом в целом.
Понятием, пронизывающим оба процесса (обучение и воспитание), как видим, является понятие «развитие». Развитие есть приобретение новых качеств, освоение новых ролей и функций индивидом, учреждением, образовательной системой в целом (в противоположность функционированию — воспроизведению действий, выполнению функций на уже достигнутом уровне).
Развитие — сложный процесс становления человека, приобретения им в социокультурной среде в ходе совместной деятельности и обучения индивидуальных и общих социальных качеств, иными словами, личностных характеристик. Развитие, неразрывно связанное и во многом совпадающее с воспитанием, выступает как ведущая цель и воспитания, и обучения («развивающее обучение»).
Обучение и воспитание — по существу две грани одного процесса, у них общие цели, они во многом паритетны, при этом обучение все-таки должно несколько опережать развитие, создавая тем самым для него базу (фактологическую, понятийную, операционально-действенную), а воспитание, в свою очередь, создает ценностно-смысловую ориентацию процесса обучения.
В последние десятилетия российское образование непрерывно реформируется и обновляется. Принципиальное значение для понимания стратегии преобразований, оценки их эффективности имеет четкое определение целей, ценностей и результатов (продуктов) образовательного процесса.
Высшей ценностью образования, также как и культуры, стратегии и политики, в том числе и образовательной, является человек, его благо, его полноценное развитие, его жизненный успех.
Важнейшим условием успешности человекоориентированной стратегии и политики является прогрессивное развитие социума, общественных отношений, экономики страны. В связи с этим совпадение целей и результатов (а реализованная цель и есть основной продукт образования), конечно, при условии истинного, нацеленного на прогресс целеполагания, — один из ведущих признаков эффективности педагогического процесса.
Мы выделяем четыре истинные, к а р д и н а л ь н ы е ц е л и современного российского образования, соответствующие этим целям р е з у л ь т а т ы (продукты) и п о д х о д ы к организации и совершенствованию образовательного процесса (см. табл. 1).
Указанные цели и результаты соответствуют гуманистической парадигме (общей концепции, ориентирам) образования, они охватывают как личностно-развивающие, так и социально-созидающие, культуротворческие и экономико-ресурсные компоненты.
К сожалению, и в образовательной политике, и в практике реформирования кардинальные цели нередко подменяются более частными задачами или условиями, необходимыми для развития (см. табл. 2). Например, в качестве целей заявляется, а при поТ а б л и ц а 1. Цели и результаты образования Истинные цели и результаты (продукты) 1. Личность и ее развитие (социализация, ЛОО (личностно индивидуализация, становление качеств) — ориентированное 2. Актуальный и перспективный социум (со- (социальноциальные связи и отношения в близком и еще личностное более — в отдаленном социуме) — социально- образование 3. Создание условий и человеческого ресурса для продвинутой «экономики знаний»
(эффективность вложений, высокая производительность труда, «человеческий капитал») — экономико-созидательный эффект 4. Культуросбережение и культуросозидание (формирование надличностной культуры, культуросозидающей среды и «человека культуры» — культуросберегающий и культуросозидающий подход Т а б л и ц а 2. Условия и средства успешности современного образования • культурно-нравственное обогащение среды ориентиры разреальный приоритет образования вития • финансовое и ресурсное обеспечение, достаточность государственных и частных инвестиций (от 7 % ВВП) мощи Единого государственного экзамена контролируется наличие знаний и овладение умениями и навыками. Знания, умения и навыки — важный элемент, своего рода несущая конституция образовательного процесса, промежуточный, но не итоговый его результат. Нередко целью и продуктом образования считают количество и качество образовательных услуг. По этому поводу стоит напомнить, что образование по сути сфера культуры, общественное благо, а оказание услуг — средство связи образования с его потребителями.
Сейчас нередко к реорганизации образовательных систем и учреждений подходят с точки зрения пока весьма несовершенного его финансового и ресурсного обеспечения. Острые проблемы этого плана, конечно же, нужно решать, но это важные условия, а не цели, его эффективного реформирования, им соответствует иная, финансово-ресурсная концепция.
1.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Содержательным наполнением целей и результатов образования являются, прежде всего, признанные обществом ценности и идеалы.
Ценность — это положительная или отрицательная значимость для человека, социальной группы, общества в целом материальных или духовных феноменов, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека и социальных сообществ. Выделяют общечеловеческие и отечественные, духовные и материальные, а также семейные, профессиональные, образовательные и другие ценности. Они служат основанием и ориентирами воспитательных и образовательных программ и развития образовательных систем. Чаще всего в перечень ведущих духовных ценностей включают самого человека, его жизнь, здоровье, благополучие, Родину, семью, труд, творчество, заботу о детях, веру, мир, счастье. Ведущие ценности, по мнению А. Маслоу, не иерархизированы, они паритетны, хотя у отдельного человека или социальной группы может быть своя шкала ценностей, свои ценностные ориентации, не всегда положительные. Образование призвано способствовать принятию человеком позитивных социальных ценностей, выработке устойчивых ценностных ориентаций — избирательного отношения человека к материальным и духовным ценностям, системы его установок, убеждений, предпочтений, жизненных целей, отраженных в сознании и поведении.
Во многом устремления, жизненные планы и перспективы становления человека отражены в признаваемых им идеалах — предельный, нередко реально недостижимый, но определяющий устремления вектор движения к цели. В советские времена социальные цели определялись как достижение всестороннего и гармоничного развития личности. Потом от этой цели отказались, посчитав ее утопический и в обозримом будущем недостижимой. Тем не менее, на наш взгляд, отказались напрасно, ибо как идеал, как своего рода путеводную звезду, представление о совершенстве, ориентире преобразований она вполне оправдана, выступает альтернативой действительности, противостоит чисто прагматическому подходу. Важно, чтобы воспитанники выбирали, а точнее, вырабатывали для себя положительные ценности и идеалы, а цели и воплощающие их конкретные задачи отражали движение к идеалу, формирование «аксиологического Я» (ценностные ориентации), иными словами, избирательное отношение, установки и предпочтения по отношению к идеям, фактам, явлениям, людям.
Целенаправленное и эффективное формирование личности, которая, как подчеркивал А. С. Макаренко, не воспитывается по частям, возможно только в целостном позитивно ориентированном учебно-воспитательном процессе, в котором обучение и воспитание выступают как органично связанные части целого.
Целостный педагогический процесс строится исходя из принципа системности. Элементы системы несут в себе и общесистемные качества и свойства, и те особенные составляющие, которые порождают общесистемные характеристики. В этом плане становится ясным, что предметные знания, формируемые в учебном процессе, и умения их применять, также как и формируемое в обучении предметно-специфическое мышление (математическое, лингвистическое, историческое и т. д.) не самоцель, а база, плацдарм для формирования развивающих и воспитывающих результатов — сначала частичных (частнопредметных), потом особенных (естественно-научной, социальной, общенаучной), а затем и обобщенной картины мира, общего миропонимания и мировоззрения, гражданских убеждений, моральных норм, комплексного надпредметного мышления, творческих способностей. Достижение указанных результатов возможно именно в целостном педагогическом процессе, в котором обнаруживаются определенные закономерности.
Психологические и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Д. Буннер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и др.) выявили закономерную связь между воспитанием, обучением и развитием, эффект их слияния как «воспитывающего и развивающего обучения», «воспитания, основанного на знании и сознании». Они установили, что обучение и воспитание, опираясь на достигнутый (актуальный) уровень развития, должны «забегать вперед развития» (Л. С. Выготский), опережать его, создавая «зону ближайшего развития»
и постоянно продвигаясь с учеником (воспитанником) в этой зоне, стимулируя его познавательную и практическую активность и самостоятельность.
Организация развивающей деятельности учащихся (воспитанников) в «зоне их ближайшего развития», т. е. опираясь на уровень, когда помощь педагога или другого партнера деятельности становится эффективной (подготовлены условия, но еще нет уверенности, умений и навыков, чтобы осуществить деятельность самостоятельно), поэтому нужны педагогическая помощь, поддержка, стимулирование, а для этого нужно знать и использовать психологические закономерности развития, смыслообразования, адекватной самооценки и способов коррекции. Ориентация на «зону ближайшего развития» является важной психологической закономерностью педагогического процесса.
Важной закономерностью целостного педагогического процесса является двусторонний процесс его детерминации. Он всегда обусловлен социальными требованиями к человеку, но в то же время в каждом конкретном случае опирается на индивидуальный уровень и характер уже усвоенных взглядов, оценок, установок, т. е. требует индивидуального и личностно ориентированного подхода. Достижение гармонии социального и личностноиндивидуального является условием и требованием достижения целостности и эффективности воспитания и обучения.
Еще одна закономерность педагогического процесса — его многомерный характер. Педагогические действия, любые составляющие общую целостность процессы направлены на решение не одной, а целого комплекса педагогических задач, на поиск меры в сочетании разнообразных связанных между собой тенденций: традиций и новаторства, социального и индивидуального, рационального и эмоционального, логики и интуиции, творчества и алгоритмизации, требовательности и уважения к личности, коллективных и индивидуальных методов и траекторий.
Опираясь на выявление закономерности, мы можем сформулировать общие для всех конкретных вариантов обучения педагогические принципы. Принципами мы считаем обязательные, вытекающие из концептуального понимания сути и назначения процесса, требования к нему, обеспечивающие его эффективность.
Охарактеризуем кратко именно общепедагогические принципы, учитывая, что конкретнее они будут рассмотрены применительно к обучению и воспитанию отдельно.
Принцип социально-личностной детерминации целей и содержания обучения и воспитания обусловливает одновременный учет, а еще предпочтительнее — интеграцию социального заказа на личность мобильную, конкурентоспособную, умеющую ориентироваться в ситуации неопределенности, работать в коллективе, способствовать своей деятельностью социально-экономическому прогрессу своей страны и территории проживания в частности. В то же время социальные требования и установки должны соответствовать личным устремлениям, интересам, проявившимся способностям и возможностям человека. Гармония личного и социального — одновременно и важная предпосылка и стратегическая установка подлинного образования.
Принцип гуманно-личностной направленности образования предполагает ориентацию процесса на становление и развитие личности как ведущей цели образования и реального субъекта конкретного образовательного процесса. Исходным требованием гуманизма является принятие ребенка таким, каким он есть, и убеждение педагога в том, что он обязан способствовать выявлению его внутреннего потенциала, верить в его возможности, которые воплотятся в реальность при условии его собственной активности и поддержки педагога и окружающих.
Принцип природосообразности требует учета при принятии любого педагогического решения врожденных задатков, состояния здоровья, особенностей развития организма на предшествующих данной образовательной ситуации этапах, и на этой основе поиска оптимальных вариантов нагрузки, необходимой профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Принцип культуросообразности (или социокультурного соответствия) предполагает по возможности полное соответствие направленности и содержания воспитания и обучения содержанию и принципиальным положениям национальных культурных традиций и установкам современной эпохи постиндустриальной информационной культуры, новых коммуникативных технологий, экологических норм, установок на устойчивое развитие общества, толерантность. Он предполагает гармоничное развитие геополитических, экономических и культурных связей государств, этнокультурных сообществ.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании придает особую роль деятельности как активного и созидательного начала в становлении личности. Деятельность трактуется как целенаправленная и внутренне мотивированная активность, в процессе которой происходит формирование востребованной этой деятельностью качеств при условии обеспечения ее успешности и позитивной направленности. Задача педагога — обеспечить стимулирование, помощь и поддержку такой деятельности как инструмента и механизма развития личности, индивидуальности и воспитательного коллектива.
Принцип сочетания уважения и заботы о человеке с разумной требовательностью, который четко сформулировал и воплотил в жизнь А. С. Макаренко, выразив его в формуле «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». По существу, это кредо гуманной педагогики, в чем-то разумно авторитарной, но в то же время глубоко гуманной, по сути, основанной на вере в каждого воспитанника. По А. С. Макаренко, к человеку нужно подходить, исходя из оптимистической гипотезы. Тогда логика педагогических действий будет соответствовать такой установке: «Я требую, именно в той мере и потому, что верю в возможности этого человека, уважаю его, готов ему всемерно помогать, но и от него требуются усилия, волевая активность, чтобы надежды воплотились в действительность».
Принцип благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации деятельности предполагает спокойный, положительно эмоционально окрашенный, доброжелательный настрой общения, обстановку взаимопомощи и поддержки в коллективе, создание ситуации успеха, проектирование положительных перспектив жизнедеятельности. Все это создает надежные предпосылки достижения гуманных целей обучения и воспитания.
Комплексное воплощение указанных принципов обеспечивает осуществление двух ведущих процессов становления личности в педагогическом образовательном процессе — социализации и индивидуализации.
Социализация — процесс и результат адаптации индивида в обществе, приобщения к его ценностям, осознания себя и своей ответственности как субъекта этого общества, включение в жизнь социальных сообществ и коллективов. Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в дошкольном учреждении и в начальной школе, вторичная — в основной и старшей школе, учреждениях профессионального и дополнительного образования, в армии, в процессе трудовой, профессиональной и общественной деятельности. Наряду с целенаправленной, институализированной происходит и стихийная социализация, осуществляемая под влиянием культурной среды, традиций, СМИ, неформальных объединений и сообществ. Одним из актуальных направлений практической социализирующей деятельности является поиск и использование методов и способов нейтрализации или профилактики негативных факторов стихийной социализации (влияние неформальных организаций экстремистского характера, роль СМИ в представлении вариантов отклоняющегося, в том числе преступного, поведения, наркомания, алкоголизм, интернет-зависимость и др.).
Индивидуализация в педагогическом процессе предусматривает такое его содержание и такую организацию, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности воспитанника, развивать его способности, максимально сохраняя самобытность, «самость», индивидуальный стиль деятельности. Индивидуализация органически входит в личностно ориентированное обучение и воспитание, способствует формированию субъекта, способного самостоятельно ориентироваться в ситуации, ставить цели и находить средства их реализации.
Индивидуализация выступает условием становления личности, но не является конечной целью ее совершенствования, так как любой человек нуждается в общении, должен понимать не только свои, но и общие нужды и интересы, т. е. не быть отчужденным от общества. Между тем распространенное сегодня преувеличенное внимание к процессам самоопределения, самореализации, самооценки, саморегуляции, самоуправления и т. д. ведет к абсолютизации самостоятельности, тогда как психологи давно утверждают изначальность совместной деятельности, в которой «со» порождает почву для «само»: со-трудничество, со-творчество, со-управление, со-авторство и т. д.
К распространенному определению смысла и смыслопорождения как значения (ценности, цели, любого объективно означенного феномена) для себя следует дополнить и значением для других, для другого, для общества. Именно с учетом такой трактовки правомерно разрабатывать индивидуально-личностные маршруты (траектории) обучения и воспитания.
«НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БИБЛИОТЕКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ в 2013 году Аналитический обзор Улан-Удэ 2014 1 УДК 021 ББК 78.34(2) Б 594 Ответственный редактор Ж. Б. Ильина директор Национальной библиотеки Республики Бурятия Ответственные за выпуск Д. Ц. Мункуева, В. А. Трончеева Б 594 Библиотеки Республики Бурятия в 2013 году: аналит. обзор / Нац. б-ка Республики Бурятия ; [сост. : Д. Ц. Мункуева, В. А. Трончеева ; отв. ред. Ж. Б. Ильина]. – Улан-Удэ, 2014. – 150 с. В аналитическом. »
«Во Франции нет меньшинств Ронан Ле Коадик Концепт культурного многообразия используется для описания самых различных меньшинств, от цветных до инвалидов, включая женщин, этнические группы, национальные и сексуальные меньшинства. Однако насколько правомерно столь расширительное его употребление? Бесспорно, он подчеркивает то, что объединяет все эти группы. И все же нет ли риска, что излишнее обобщение может совершенно сгладить различия между ними и тем самым способствовать ложному толкованию их. »
«Музыка к книге метро 2033 Минус и плюс песни серебро-дыши Можно ли и вконтакте и а одноклассниках использовать один адрес электронной почты Можно ли кормящей мaме чеснок и лук Может ли подняться высокая температура и за ночь востоновиться Монастыри тьянгпоче, пангпоче и девуч Михаил васильевич егоров тема жизнь и отсутствие любви Мотоблок вулкан 10 кС Михaлков бездель светофор и другое Мистические знаки и их обозначения Нарушение письменной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта. »
«УДК 159.9; 640.4(075.8) ББК 88; 65.432я73 МИНОБРНАУКИ РОССИИ У 91 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ФГБОУ ВПО ПВГУС) Кафедра Философия и культурология Рецензент к.с.н., доц. Кораблева О. В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине Управленческая психология для студентов специальности 100105.51 Гостиничный сервис Учебно-методический комплекс по дисциплине У 91 Управленческая. »
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт лингвистических исследований RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES Institute for Linguistic Studies ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA TRANSACTIONS OF THE INSTITUTE FOR LINGUISTIC STUDIES Vol. VI, part 1 Edited by N. N. Kazansky St. Petersburg Nauka 2010 ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA ТРУДЫ ИНСТИТУТА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Том VI, часть Ответственный редактор Н. Н. Казанский Санкт-Петербург, Наука УДК ББК 81. A Этноботаника: растения в языке и культуре / Отв. ред. В. »
«ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ..3 1.1. Цели преподавания дисциплины..3 1.2. Задачи изучения дисциплины..3 2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ..4 2.1. Общекультурные компетенции..4 2.2. Профессиональные компетенции..4 2.3. Перечень знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами по завершении обучения.4 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. »
«Модуль 2 Выявление и диагностика туберкулеза СОДЕРЖАНИЕ 2.1. Введение в модуль Выявление и диагностика туберкулеза. 2 2.2. Диагностика туберкулеза на уровне общей лечебной сети. 2 2.2.1. Сбор жалоб и анамнеза. 4 2.2.2. Рентгенологическое исследование органов грудной клетки. 6 2.2.3. Исследование мокроты. 6 2.3. Интерпретация. »
«Вестник интенсивной терапии, 2003 г, №1 и №2 ПРОКАЛЬЦИТОНИН: НОВЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАРКЕР СЕПСИСА И ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИХ ОСЛОЖНЕНИЙ В ХИРУРГИИ Б.Р.Гельфанд, М.И.Филимонов, Т.Б.Бражник, Н.А.Сергеева, С.З.Бурневич Часть I после обширных хирургических вмешаВведение тельств [22] и даже при тяжелой сердечной Тяжелые инфекции и сепсис являются недостаточности [22, 78]. Поэтому часто распространенными причинами заболевае- трудно дифференцировать пациентов с сисмости и смертности в. »
«Дуглас Рашкофф Медиавирус http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=127009 Медиавирус: Ультра. Культура; 2003 ISBN 5-98042-012-6 Аннотация Книга известного американского специалиста в области средств массовой информации рассказывает о возникновении в конце двадцатого века новой реалии – инфосферы, включающей в себя многочисленные средства передачи и модификации информации. Дуглас Рашкофф не только описывает это явление, но и поднимает ряд острых вопросов: Насколько человечество, создавшее. »
«R WIPO/GRTKF/IC/28/INF/7 ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ ДАТА: 19 МАЯ 2014 Г. Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору Двадцать восьмая сессия Женева, 7-9 июля 2014 г. ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГЕНЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ, ТРАДИЦИОННЫМ ЗНАНИЯМ И ТРАДИЦИОННЫМ ВЫРАЖЕНИЯМ КУЛЬТУРЫ Документ подготовлен Секретариатом ВВЕДЕНИЕ На своих шестнадцатой и семнадцатой сессиях, состоявшихся. »
«Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области Архангельская научная ордена Знак Почёта библиотека имени Н. А. Добролюбова Книжная палата Архангельской области Обязательный экземпляр – 2011 Каталог изданий Архангельской области, вышедших в 2011 году и поступивших в Архангельскую областную научную библиотеку имени Н. А. Добролюбова Архангельск 2012 УДК 01 ББК 91 О-30 Составитель: Т. Г. Тарбаева Редакторы: Т. Г. Тарбаева, И. Н. Тихонова, Е. Н. Ткачёва Обязательный экземпляр –. »
«ВНУТРЕННИЙ ПРЕДИКТОР СССР.Ты — лужзих, будущих времен Глагол, и жизни, и просвещение! Ф.И.Тйтжев Язык наш: как объективная данность и как культура речи Санкт-Петербург 2004 Страница, зарезервированная для выходных типографских данных © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом, совершивший. »
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н.В. Яшутин ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА УСПЕШНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (инновационные проекты) Барнаул 2007 Яшутин Н.В. Организация, технология и техника успешного земледелия (инновационные проекты) / Н.В. Яшутин. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. 51 с. Разработчики проектов выиграли конкурс Российской Федерации. »
«ОПЫТ АНАЛИЗА ПОГРЕБАЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯ ДВУХ ПОГРЕБЕНИЙ ЭПОХИ СРЕДНЕЙ БРОНЗЫ АРМЕНИИ (на основе данных индийской мифологии) ГНУНИ А.В. Изучение погребений и погребального обряда представляет обширный материал для освещения многих вопросов социального устройства древних обществ, а также их верований и мифологии. Настоящая статья представляет собой попытку интерпретации двух погребений трехк-ванадзорской культуры эпохи средней бронзы. Первое из рассматриваемых погребений обнаружено в 1946 г. в г. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТОРСКИХ И АГЕНТСКИХ УСЛУГ Руководство к выполнению курсовой работы по направлению 100200.62 Туризм и специальностям, специальностям 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм, 080502.65 Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства Владивосток Издательство ВГУЭС 2011 ББК 75 Руководство к выполнению курсовой работы по. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.