закономерности процесса обучения принципы функции обучения

Закономерности и принципы обучения

закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения

закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения

закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целям и закономерностями.

Принципы обучения имеют несколько особенностей:

• все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;

• принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;

• принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учеб­ного процесса и целями, которые ставятся в обучении;

• в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.

Принцип сознательности и активности. Понимание целей и задач работы; полное осознание предстоящего; использование всех видов познавательной деятельности; образные сравнения; связь известного с неизвестным; наблюдение; формирование творческого мышления.

Принцип наглядности обучения. Запоминание в натуре; использование конкретных фактов; опора на ранние представления; совместное изготовление наглядности; использование технических средств обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Использование схем, планов, разбивание материала на части; использование межпредметных связей; логика изложения материала; составление учащимися конспектов, планов; повторение; приучение к анализу.

Принцип прочности. Осмысленное запоминание; повторение; оптимальный ритм работы; эмоциональное изложение; формирование ответственности.

Принцип доступности. Учет возможностей и интересов учащихся; использование сравнения и противопоставления; образность; четкость, яркость речи; активная мыслительная деятельность.

Принцип научности. Использование новейших научных достижений; формирование научного мышления; решение спорных научных проблем в доступной форме; исследовательская работа учащихся.

Принцип связи теории с практикой. Связь «знание-жизнь»; повышение значимости учебной деятельности в сознании учащихся; конкретизация знаний и умение применять их на практике.

Принципы обучения соответствуют педагогическим закономерностям. Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества; потребностей и возможностей общества; уровня развития и возможностей педагогической науки, и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения; темпов социального и научно-технического прогресса; возрастных возможностей; уровня развития теории и практики обучения; материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; характера и объема изучаемого материала; организационно-педагогического воздействия обучающих; обучаемости учащихся; времени обучения.

4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов; цели обучения; содержания обучения; возраста учащихся; учебных возможностей (обучаемости) учащихся; материально-технического обеспечения; организации учебного процесса.

закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения

5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения; обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Таким образом, осознанное применение закономерностей и принципов обучения позволяет педагогу избирать наиболее рациональные задачи, содержание, методы, средства и формы обучения в каждой конкретной ситуации.

Источник

Теория обучения: конспект лекций

закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Смотреть картинку закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Картинка про закономерности процесса обучения принципы функции обучения. Фото закономерности процесса обучения принципы функции обучения

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы обучения

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

1. Гносеологические основы обучения

Гносеология (теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. В связи с этим гносеологические основы обучения заключаются в следующем.

1. Результатом процесса обучения являются конкретные знания, которые могут быть выявлены в ходе их проверки (устной или письменной).

2. В процессе обучения рациональнее пользоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, что поможет лучше усваивать знания.

3. Гносеология помогает преподнести многие науки не только с философской точки зрения, но и определить их применение в реальном мире (на практике).

Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании — ощущениях, восприятиях, представлениях. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств, познания. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувств, опыта и предполагают ряд теоретической идеализации. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.

Гносеологические основы обучения развивают идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения. Мыслительная деятельность каждого учащегося направляется в определенное русло учителем (например, рассуждение на определенную тему). Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, и результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются учащимися.

Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Наглядные материалы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, любое занятие должно содержать в себе элементы наглядности (особенно при объяснении новой темы).

Говоря о взаимосвязи между учебными предметами, необходимо помнить, что такое учебный план, программа. Учебный план — перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе. Предметы распределяются по годам их изучения, количеству часов в каждом классе и дозировке этих часов по неделям.

Получение образования в разных типах школ привело к постановке такой проблемы, как «единый уровень общего среднего образования». Обеспечение такого уровня предполагает включение в обязательном порядке знаний, умений и навыков и отнесение их к группе фундаментальных. Есть соответственно вспомогательный и дополнительный материал, распределение которого в учебном плане может быть варьируемым. За начальный уровень принимается базовое, общее для всех восьмилетнее образование. Составление учебных планов преследует строго определенные цели.

1. Преемственность в обучении и воспитании.

2. Единый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

3. Учет особенностей национальных учебных заведений.

Непрерывно ведется доработка учебных планов и программ. Это связано с научно-техническим прогрессом и все повышающимися требованиями к «единому общеобразовательному уровню».

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека.

С педагогической точки зрения, учение — это воспитание и обучение, представляющие собой систему целенаправленных условий, необходимых для обеспечения эффективной передачи общественного опыта. Учение — это творческое усвоение, приобретение знаний.

Усвоение — это организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение как творческое усвоение знаний зависит от того, чему обучают, кто и как обучает и кого обучают.

Характер учения зависит:

1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;

3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;

4) от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.

2. Психологические компоненты усвоения

Психологические компоненты усвоения — это взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

1. Положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Такое отношение помогает формировать следующие факторы: проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию познавательной поисковой деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

2. Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. Различают предметную, изобразительную и словесную наглядность.

3. Процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Анализируя мышление школьника, выделяют два основных вида — конкретное и абстрактное.

4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Эффективность также зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера — на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение своими словами и т. д.

Кроме основных закономерностей, обучение, как и любой другой вид деятельности человека, имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Наука выделяет ряд основных педагогических законов.

1. Давно известна взаимосвязь обучения и психического развития личности. Правильно поставленное обучение ориентировано на развитие ребенка, направлено на формирование у него правильных нравственных, эстетических, духовных, творческих и других жизненных установок.

2. Человек живет в обществе, взаимодействует с ним. В зависимости от социального заказа строятся цели, методы и содержания обучения.

3. Учебный процесс нельзя рассматривать в отрыве от воспитания ребенка. Учитель воспитывает ученика не только посредством нравоучительных бесед (что чаще всего оказывается менее действенным). Он воспитывает своим тоном, манерой вести беседу, манерой одеваться и т. д.

Источник

7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.

По своей сложности обучение уступает только процессам воспитания и развития, являясь также их составной частью.

Содержание процесса обучения определяется его основными характеристиками:

Знания представляют собой совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, которая называется преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

В свою очередь, деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни носит название учения. Его движущей силой выступает борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать, и т.д.

Отрасль педагогики, раскрывающая задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывающая процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризующая принципы, методы и формы организации обучения, называется дидактикой.

Обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития, свои механизмы, движущие силы и функции. Однако следует различать понятия \»учебный процесс\» и \»процесс обучения\»

Учебный процесс — ход обучения, охватывающая все компоненты: преподавателя, ученика, методы, приемы, формы и средства, материально-техническое обеспечение и др.

В различных типах образовательных учреждений учебный процесс имеет свои особенности

Поэтому обучение можно определить также как управление познавательной и практической деятельностью учащихся, вследствие которой у них формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются способности (М Сметанский)

Согласно общей цели образования, обучение должно обеспечивать выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций. Это условное разделение, ибо процесс обучения не ограничивается формированием знаний, умений и навыков, а предполагает также воспитание, формирование мировоззрения, развитие личности, повышение культурного уровня и т.д.

Выделение функций необходимо для обеспечения эффективности практической деятельности учителя, особенно при планировании задач урока.

Образовательная (обучающая) функция предполагает усвоение научных знаний, формирование умений и навыков Научные знания охватывают факты, понятия, законы, закономерности, теории, отражают обобщенную картину мира

Воспитательная функция направлена на формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов Она вытекает из самого содержания и методов обучения, специфики организации сп пилкування учителя с детьми. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов и убеждений. Воспитательная функция охватывает воспитательные воздействия, направленные на личность с целью формирования внутренней позитивной ее реакции (отношение), активности, самостоятельности и целенаправленности деятельности.

Развивающая функция кроме формирования знаний и специальных умений, предусматривает осуществление специальной работы для общего развития учащихся, их мышления, воли, эмоций, учебных интересов и способностей Например, для интенсивности развития мышления в процессе обучения необходимо выкладывать на высоком уровне затруднения, в быстром темпе, обеспечивать осознание учащимися своих учебных действий.

Помимо основных, дидактическая система реализует специфические функции: информационно-познавательную, исследовательскую, самообразовательную

Реализация информационно-познавательной функции предусматривает соответствующий подбор и расположение во времени и дидактическом пространстве необходимых блоков обновленного содержания, форм и методов формирования учебно-познавательной деятельности учащиеся.

Исследовательская функция заключается в постепенном привлечении учащихся к самостоятельному исследованию процессов и явлений путем овладения определенным минимумом методологических и теоретических знаний, выполнения индивидуально-исследовательских задач

самообразовательная функция реализуется через создание условий для выявления и развития познавательных, творческих, учебных способностей учащихся, использование методов поощрения и стимулирования самостоятельного решения теоретических и п практических проблемой.

Закономерности процесса обучения

Принципы процесса обучения

Как правило, законы и закономерности обучения реализуются через его принципы.

Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Разработка принципов обучения велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения педагог Ян Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс. Коменский сформулировал ряд правил в обучении, которыми пользуются педагоги по сей день: от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному и т. д.

Помимо него обоснованием дидактических принципов занимались Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Руссо, например, считал, что принципиальной основой обучения является контакт ребенка с природой. Такой принцип получил название «принцип природосообразности обучения».

Песталоцци рассматривал наглядность как основу педагогической деятельности. Он считал, что наглядность подводит базу к логическому мышлению.

Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике.

1. Систематичность, доступность и посильность обучения.

2. Сознательность и активность обучения.

3. Прочность знаний.

4. Наглядность обучения.

5. Народность обучения.

6. Воспитывающий характер обучения.

7. Научность обучения.

Принцип научности. Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания.

Принцип научности обучения сосредоточивает внимание учителя на поиске педагогически обоснованных путей формирования научных знаний.

Принцип систематичности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений.

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценки используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Последовательность, систематичность, единство и непрерывность воспитательных воздействий.

Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся. На практике, к сожалению, иногда бывает так, что семья не только не поддерживает требований школы, но и оказывает противодействующее влияние. Не всегда обеспечивается единство требований и в учительской среде.

Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и преемственность в их работе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников, «зону ближайшего развития».

Принцип доступности и посильности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню развития. Существенный признак доступности – связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании ученика. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны. Доступно все то, что основано на имеющихся в сознании ребенка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Знания становятся доступными тогда, когда они основаны на личном опыте ребенка, входят «звеном в состав его личного опыта».

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.

Название принципа происходит от слов «взгляд», «осмотр», «мнение», и это концентрирует внимание на роли мышления в процессе обучения, тогда как познание носит полисенсорный характер.

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств, или «каналов связи», человека с окружающим миром различна. Отмечают наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, тем самым ставят принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Все органы человека взаимосвязаны.

Принцип сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.

Принцип заключается в том, что целенаправленное творческое саморазвитие учителей создает благоприятные условия и для творческого саморазвития учащихся. Одной из приоритетных целей и педагогических технологий может и должна стать технология обучения, ориентированная на творческое саморазвитие учащихся. Вся система учебно-воспитательной работы в школе и сама жизнедеятельность школы должны рассматриваться как система жизнедеятельности, ориентированная на целенаправленное творческое саморазвитие всех элементов учебно-воспитательного процесса.

Принцип сознательности и активности обучения как исходное положение в познавательной деятельности учащихся и преподавании включает три основные стороны: сознательное понимание учащимися учебного материала, сознательное отношение к учебным занятиям, формирование познавательной активности.

Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.

Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположены, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.

Важно соблюдать последовательность и преемственность в их работе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников.

Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, формируемых навыков и умений.

На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных.

Народность обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения.

Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.

Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Каждый ребенок – это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.

Кроме принципов, сформулированных Ушинским и другими педагогами, в наши дни используются следующие идеи.

1. Принцип гуманизации – формирует у учащегося общечеловеческие воззрения. Развивает в нем чувства гражданственности, социальной ответственности.

2. Принцип целостности – подразумевает достижение сплоченности всех элементов процесса обучения.

3. Принцип культуросообразности – имеет в виду использование культуры страны, региона в воспитании ученика.

4. Принцип единства обучения и повседневной жизни учащегося – обучение не должно проходить в отрыве от каждодневного опыта учащегося.

5. Принцип профориентации – обучение должно быть направлено на формирование профессиональных навыков ученика, развитии его конкурентоспособности.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизвэедение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности.

Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создаст систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к процессу обучения.

Кроме познавательной воспитательной и развивающей функции обучения, некоторые ученные выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *