законы закономерности и принципы обучения в педагогике
Теория обучения: конспект лекций
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы обучения
Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.
Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.
Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.
Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.
Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.
Назовем некоторые из этих закономерностей.
1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.
2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.
3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.
4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.
В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.
1. Гносеологические основы обучения
Гносеология (теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. В связи с этим гносеологические основы обучения заключаются в следующем.
1. Результатом процесса обучения являются конкретные знания, которые могут быть выявлены в ходе их проверки (устной или письменной).
2. В процессе обучения рациональнее пользоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, что поможет лучше усваивать знания.
3. Гносеология помогает преподнести многие науки не только с философской точки зрения, но и определить их применение в реальном мире (на практике).
Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании — ощущениях, восприятиях, представлениях. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств, познания. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувств, опыта и предполагают ряд теоретической идеализации. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.
Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.
Гносеологические основы обучения развивают идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения. Мыслительная деятельность каждого учащегося направляется в определенное русло учителем (например, рассуждение на определенную тему). Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, и результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются учащимися.
Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Наглядные материалы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, любое занятие должно содержать в себе элементы наглядности (особенно при объяснении новой темы).
Говоря о взаимосвязи между учебными предметами, необходимо помнить, что такое учебный план, программа. Учебный план — перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе. Предметы распределяются по годам их изучения, количеству часов в каждом классе и дозировке этих часов по неделям.
Получение образования в разных типах школ привело к постановке такой проблемы, как «единый уровень общего среднего образования». Обеспечение такого уровня предполагает включение в обязательном порядке знаний, умений и навыков и отнесение их к группе фундаментальных. Есть соответственно вспомогательный и дополнительный материал, распределение которого в учебном плане может быть варьируемым. За начальный уровень принимается базовое, общее для всех восьмилетнее образование. Составление учебных планов преследует строго определенные цели.
1. Преемственность в обучении и воспитании.
2. Единый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
3. Учет особенностей национальных учебных заведений.
Непрерывно ведется доработка учебных планов и программ. Это связано с научно-техническим прогрессом и все повышающимися требованиями к «единому общеобразовательному уровню».
С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека.
С педагогической точки зрения, учение — это воспитание и обучение, представляющие собой систему целенаправленных условий, необходимых для обеспечения эффективной передачи общественного опыта. Учение — это творческое усвоение, приобретение знаний.
Усвоение — это организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение как творческое усвоение знаний зависит от того, чему обучают, кто и как обучает и кого обучают.
Характер учения зависит:
1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;
2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;
3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;
4) от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.
2. Психологические компоненты усвоения
Психологические компоненты усвоения — это взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:
1. Положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Такое отношение помогает формировать следующие факторы: проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию познавательной поисковой деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.
2. Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. Различают предметную, изобразительную и словесную наглядность.
3. Процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Анализируя мышление школьника, выделяют два основных вида — конкретное и абстрактное.
4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Эффективность также зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера — на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение своими словами и т. д.
Кроме основных закономерностей, обучение, как и любой другой вид деятельности человека, имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Наука выделяет ряд основных педагогических законов.
1. Давно известна взаимосвязь обучения и психического развития личности. Правильно поставленное обучение ориентировано на развитие ребенка, направлено на формирование у него правильных нравственных, эстетических, духовных, творческих и других жизненных установок.
2. Человек живет в обществе, взаимодействует с ним. В зависимости от социального заказа строятся цели, методы и содержания обучения.
3. Учебный процесс нельзя рассматривать в отрыве от воспитания ребенка. Учитель воспитывает ученика не только посредством нравоучительных бесед (что чаще всего оказывается менее действенным). Он воспитывает своим тоном, манерой вести беседу, манерой одеваться и т. д.
Понятие закона, закономерности и принципы обучения
Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.
Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический закон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают закономерности.
Всовременной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.
Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.
Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обучения.
Правила обучения — это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомерным. Практический опыт обучения чаще всего закрепляется в правилах. Поэтому надо следовать правилам, но подходить к ним творчески.
В обучении проявляются специфические педагогические законы.
Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.
Хуторской А. В. дает такую трактовку этим законам’.
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обучения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, демократические преобразования конца XX в. обусловили появление в стране негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую самореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как личности.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от активности самой личности, оттого, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые технологии, формы и методы обучения.
Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий и т. д.).
Выделены и другие законы обучения. Законами становятся лишь те закономерности, в которых:
• четко определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;
• исследованы особенности этой связи (вид, содержание, форма, характер и т. д.);
• установлены границы проявления связи.
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
Законы, закономерности и принципы обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Законы, закономерности и принципы обучения
План лекции Специфика проявления законов диалектики в дидактике 2. Законы и закономерности в обучении 3. Принципы обучения, их характеристика
Список литературы Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1989. Лихачев Б.Т. Воспитывающее обучение. – М., 1979. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пед. соч. – М., 1986
Специфика проявления законов диалектики в дидактике Дидактика является диалектической наукой. Это находит проявление в философских законах: Закон единства и борьбы противоположностей. Педагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов к быстро меняющимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к развивающейся личности; Закон перехода количественных накоплений и в качественные изменения. Интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся: убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности человека, ее индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленные последовательные и планомерные педагогические воздействия проявляются по прошествии определенного времени; Закон отрицания отрицания. Механизм отрицания соответствует диалектическому «снятию», сохранению существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Данная позиция ярко представлена при переходе от одного возрастного этапа к другому, где «снятие» сопровождается переходом к новому виду деятельности, в которой разрешаются характерные для конкретного возраста противоречия.
Движущими силами развития и совершенствования обучения выступают противоречия объективные противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его ЗУН и возрастающими требованиями жизни; противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации; противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни. субъективные противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации процесса обучения; противоречие между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации процесса обучения.
Законы и закономерности в обучении Закон обучения – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными педагогическими явлениями Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения
История дидактики показывает, что существовали попытки установления законов обучения, иногда называемых правилами, руководствами, рекомендациями принципами. Сократ сформулировал закон: рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога. Коменский Я.А. в «Великой дидактике» сформулировал правила естественного учения и обучения и правила искусства обучать наукам (например: «Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям»). Песталоцци И.Г. сформулировал закон обучения: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». Дистервег Ф.А. сгруппировал 33 дидактических правила в зависимости от их отношения: к учителю, к предмету преподавания, к ученику. Мейман Э. сформулировал три закона: 1) развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками; 2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; 3) душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.
Законы обучения Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Закон целостности и единства образовательного процесса.
Закономерности обучения Закономерность динамики дидактического процесса отражается в величине всех последующих изменений в зависимости от изменений величины предшествующего этапа. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогом и ребенком имеет постепенный характер (ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения).
Закономерность развития личности в процессе обучения. Темп и уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательно-образовательной среды, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Закономерность связи обучения и воспитания отражается в том, что обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер.
Личностное познание ребенком фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции
Эффективность обучения зависит от соответствия видов и способов организуемой деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Использование в качестве средств обучения реальных объектов познания (гербарии, экспонаты, приборы, раздаточный материал) обеспечивает природосообразный характер обучения. Интерактивный характер компьютерных программ, электронных учебников, телекоммуникационные средства сети Интернет (чат, веб-форумы, телеконференции) в значительной степени повышает продуктивность обучения по сравнению с техническими средствами без организации обратной связи (видеофильмы, диапозитивы).
Принципы обучения Принцип – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Впервые в истории образования Я.А.Коменский разработал систему принципов обучения, которые он назвал основоположениями. Рассматривая человека как часть Вселенной, он заметил, что принципы обучения можно вывести из общих законов природы и жизни людей.
Воспитывающий характер обучения Реализация этого принципа включает несколько направлений: связь содержания учебного материала с жизнью государства, наукой, культурой; формирование мировоззрения, научного познания и мира и его законов; воспитание нравственных качеств человека, ценностных отношений; развитие и формирование общих и специальных способностей обучаемого. Требования к реализации данного принципа: Знать, как формируется мировоззрение ученика, его взгляды и убеждения. Понимать значение каждого урока в воспитании личностных качеств человека. Видеть проявление способностей учащихся и создавать условия для их развития.
Принцип научности Процесс познания окружающей действительности сложен и противоречив. Научное познание предполагает переход от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Учебный материал, который вводит ребенка в мир законов, понятий, формул, теорем, называется научными знаниями.Принцип научности имеет альтернативу: использование в обучении ненаучных методов (художественных, духовных). Требования к реализации данного принципа: Использовать в обучении новейшие достижения науки. Использовать логику изучаемой науки, генезис научного знания, методы научного познания в качестве варианта научной деятельности учащихся. Создавать условия для переживания ребенком радость собственного открытия. Знакомить детей с яркими фактами биографии ученых, раскрывать специфику научного познания, «драму идей», нравственные и профессиональные качества деятелей науки.
Принцип систематичности обучения Данный принцип включает положения: Знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира. Учебный материал представляет специально обработанные основы, части, положения, разделы науки. Система усвоения учебного материала школьниками зависит от способов объяснения педагога. Систематичность предполагает формирование у учащихся логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, развития индуктивных и дедуктивных форм мышления. Требования к реализации данного принципа: Учить ребенка в изучаемом материале видеть реальные отношения, связи предметов, явлений. Делить изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки, используя схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули. Каждый урок должен иметь смысловой содержательный центр. Соблюдать правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала – самостоятельной работой учащихся. Умелое использование педагогического инструментария (формы, методы, приемы обучения) для организации логического сопровождения и результативности работы учащихся.
Принцип доступности Принцип означает связь усвоения знаний, формирования умений и навыков с уровнем развития школьника, с его личным опытом и теми ЗУН, которыми владеет ребенок. Если такие связи не установлены, то знания считаются недоступными. Факторы, влияющие на степень доступности: Связи содержания новых знаний с имеющимися, где новое всегда добавляет, видоизменяет, совершенствует полученные ранее знания. Новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления. Усвоение знаний зависит от интересов и склонностей ученика. Требования к реализации данного принципа: В обучении переходить от того, что ученику близко к тому, что для него далеко; от известного к неизвестному; от более легкого к более трудному. Учитывать различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития учеников. Использовать различные способы дифференциации учеников по группам, создаваемым по видам деятельности, типам заданий, методам решения, личностным отличиям детей.
Принцип наглядности Реализация данного принципа включает следующие положения: Наглядность – организация чувственного познания учеников. Использование в учебном процессе наглядных пособий: реальные (минералы, растения, небольшие животные); изображения предметов, явлений (муляж, чучело, картины, рисунки); схематические и символические (схемы, чертежи, символы, географические карты). Требования к реализации данного принципа: То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается. Использовать различные виды наглядности. Наглядность может быть не только средством обучения, но источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки. По мере взросления детей увеличивать количество символической наглядности взамен предметной.
Принцип сознательности и активности Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, планирует и организует свою деятельность, осознает, контролирует и оценивает ее. Требования к реализации данного принципа: Ставить ученика в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу. Учить детей задавать вопросы. Вопрос открывает знания. В обучении вводить альтернативные подходы, позиции и точки зрения по любому существенному вопросу. Отыскивать с учениками причины того, что изучается. Поощрять гипотезы детей, работать с их версиями как с личностным содержанием образования. Рефлексия выполненной деятельности.
Принцип прочности Усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика зависит от внешних факторов (структурирование учебного материала, формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, педагогу, процессу обучения. Требования к реализации данного принципа: Цель педагога – формирование положительного отношения к предмету и к себе. («Сначала я их влюбляю в себя»). Учить детей выделять в материале главное и достраивать его связи с второстепенными частями. Учить детей красочно, со вкусом оформлять главное в тетради. Изучать материал с разных сторон и разных видов деятельности. Организовать систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов обучения.