занятия музыкой развивают мозг

Музыка на пользу детского развития

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг

Музыка играет важную роль в жизни нашего общества. Если присмотреться поближе, почти все аспекты нашей жизни пропитаны звуками музыки: театр, телевидение, фильмы, праздники, государственные мероприятия. Мы используем плееры и колонки, чтобы наполнить свои повседневные дела музыкой: пробежка, поездка на машине и общественном транспорте, выполнение повседневных задач. Музыкой мы признаёмся в любви, музыкой общаемся с детьми и друзьями, музыкой выражаем радость и грусть и даже рассказываем другим о себе.

Мы не всегда являемся пассивными слушателями: кто хотя бы раз не пел в душе или под гитару, кто не пытался сыграть что-то на фортепьяно или барабанах? А у многих из нас за спиной детство в музыкальной школе и даже опыт выступлений.

Действительно, наши первые встречи с музыкой начинаются глубоко в детстве, с первых маминых колыбельных, а с возрастом отношения с ней усложняются, появляется любимая и нелюбимая музыка, музыка, навевающая приятные и неприятные воспоминания, музыка для разной обстановки и настроения.

Детский Монтессори центр «Созвездие» решил помочь родителям разобраться, как восприятие музыки влияет на развитие детей, как мы можем поспособствовать этому развитию.

Влияние музыки на мозг человека

В 2016 году в Институте изучения мозга и креативности Университета Южной Калифорнии обнаружили связь между музыкальным воспитанием детей и развитием их мозга, в особенности зон, отвечающих за формирование устной речи и навыков чтения.

Сравнение мозга музыкантов и тех, кто не занимался музыкой, показывает целый ряд отличий в структуре и функционировании самого сложного органа человеческого организма. Например, было показано, что музыканты лучше справляются с заданиями на память и мышление, у них тоньше развит слух. Измерения активности мозга показывают более эффективное межполушарное взаимодействие, а также то, что у музыкантов активнее зоны, отвечающие за двигательные навыки и пространственное мышление.

Исследования мозга музыкантов показывают уникальное влияние музыки на развитие мозга: нет буквально ни одной зоны мозга так или иначе не вовлеченной в занятия музыкой, что, безусловно, положительно сказывается на его функционировании.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг

Как влияет музыка на развитие детей

Исследования показывают, что первокурсники, обучавшиеся игре на музыкальных инструментах в детстве, имеют лучшие успехи в изучении математики и в среднем даже демонстрируют лучшие успехи при поступлении в вузы.

Занятия музыкой развивают интеллект детей, влияют на коммуникативное и эмоциональное развитие, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают речь. В целом, музыка учит тело и разум работать сообща. В раннем детстве звуки музыки стимулируют слух младенца и готовят его к появлению речи, позже подключаются танцы, благодаря которым дети активно развивают ловкость и координацию.
Даже младенцы живо отзываются на музыку: они улыбаются, начинают двигать руками и ногами.

К тому же и взрослым, и детям музыка создаёт настроение. Она позволяет настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и отдохнуть. Бодрые утренние мелодии позволяют поскорее проснуться, а спокойные вечерние способствуют быстрому засыпанию. Какое же место занимает музыка в жизни детей разных возрастов?

Младенцы и музыка

Как мы помним, младенцы с самого рождения чувствительны к последовательностям. Регулярные события вносят в их восприятия мира порядок и позволяют разобраться, как же здесь всё устроено. К тому же первый год жизни – это год активного развития всех органов чувств, поэтому неудивительно, что младенцы наслаждаются легкими музыкальными ритмами. В этом возрасте музыка может стать маминым помощников в выстраивании распорядка дня: включайте разные мелодии во время пробуждения, купания, кормления и отхода ко сну. Следите за громкостью, ведь нежные детские уши не готовы к громкой и грубой музыке, отдавайте предпочтения спокойным негромким мелодиям.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг

От года до трёх лет

В этом возрасте малыши обожают танцевать. Повторяющиеся строчки детских песен хоть зачастую и выводят родителей из себя, но для детей становятся ключом к развитию памяти и речи. В этом возрасте невероятно полезными занятиями становятся знакомства с различными ритмами и повторения их всевозможными способами. Малышей постарше забавляет менять слова в привычных песнях, а вы с легкостью можете подыграть им, создавая новые каламбуры из любимых песен: «Жил-был у бабушки серенький монстрик»

Дошкольники

Дошкольники с удовольствием танцуют и поют. Они еще не стесняются и не оценивают, насколько хорошо или плохо у них получается та или иная песня. Они всё так же любят песни с повторяющимися строками и напевами. Малыши прекрасно подключаются к импровизированным оркестрам, в которых можно использовать всевозможные трещотки, ложки, колокольчики и другие несложные инструменты, чтобы подыгрывать основной мелодии. В этом возрасте уже появляются музыкальные предпочтения, малыши могут проявить интерес к музыкальному образованию.

Школьники и подростки

Младшие школьники с удовольствием слушают образовательные песенки, в которых раскрывается значение новых слов и явлений. Они начинают более осознанно выбирать музыку под обстановку и настроение, продолжают формироваться музыкальные предпочтения. Занятия музыкой и вокалом дают детям возможность самовыражения, а также способствуют укреплению самооценки ребенка. К концу начальной школы музыка уже начинает играть социальную роль: подростки формируют группы на основании жанровых предпочтений, проводят время в компании друзей за прослушиванием любимой музыки, пробуют себя в качестве музыкантов и исполнителей. Музыкой заполнены и социальные сети подростков, а музыкальные кумиры во многом становятся примерами для подражания.

Музыка сопровождает человека с рождения и до самой старости, особенно влияя на формирование личности и развитие когнитивных и социальных функций в детском возрасте. На развивающих музыкальных занятиях дети начинают знакомство с музыкой с простых ритмов и несложных детских песен. Взаимодействие ребенка с музыкой положительно влияет на развитие речи и мышление ребенка, улучшает творческие способности, развивает его эмоциональную сферу и улучшает его отношения со сверстниками.

Музыка в семье

Читая о том, как влияет музыка на детей, вы, возможно, представили себе специальные занятия с педагогами в музыкальных школах и детских развивающих центрах, однако, при наличии достаточного количества времени и желания у родителей, общение ребенка с музыкой можно организовать и дома. Помимо всех вышеописанных преимуществ такого подхода вас будет ожидать ещё и бонус в виде сплочения семьи, а также прекрасного времени, проведенного вместе с самыми близкими.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг

Для совместных музыкальных занятий совершенно не нужно быть профессиональным музыкантом или вокалистом, достаточно лишь доброжелательного и немного хулиганского настроя. Иногда не нужно даже выделять особое время под занятия, соединяя их с повседневными задачами. Мы подготовили небольшой список идей для музыкальных минуток дома:

Придумать (или найти) и разучить коротенькую песенку для ежедневных дел: приём пищи, чистка зубов, отход ко сну. Её можно начинать напевать, чтобы малыш подготовился к тому, что пришло время идти спать или, например, не забыл помыть руки после прогулки.

В процессе сборов в сад, готовки и дел по дому можно включать энергичную музыку и придумывать различные танцы под неё. Можно придумывать танец загрузки белья в стиральную машину, мытья яблок или танец намыливания головы.

Игра в ритмы не требует владения сложными музыкальными инструментами – можно выстукивать мелодии на ложках или другой кухонной утвари, или приобрести детский ксилофон или необычные ударные инструменты: глюкофон, калимба, маракасы, тамбурин и т.д. Придумайте несложный ритм и попросите малыша повторить его с помощью того же инструмента, повторите ритм, придуманный малышом. Вариантов правил данной игры невероятное множество.

Семейные музыкальные традиции – это прекрасный способ познакомить ребенка с музыкой и поделиться любимыми композициями. Совместное пение объединяет семью, помогает структурировать распорядок дня, оказывает благоприятное воздействие на развитие речи и мышление ребенка, а также задаёт позитивный настрой всей семье.

Выводы

Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она сопровождает человека всю жизнь, позволяя ему пережить сложные моменты и разделить радость с близкими, найти друзей по интересам и настроиться на рабочий лад. Музыка оказывает положительное воздействие на детей, развивая их речь и мышление, влияя на развитие их творческих способностей и способности к эмоциональной саморегуляции. Именно поэтому все педагоги рекомендуют активно включать музыкальные занятия и просто прослушивание музыки в жизнь ребенка. К тому же совместные семейные занятия музыкой способствуют улучшению отношений между домочадцами и повышают настроение у всех членов семьи.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг

Заключение

Музыкальное развитие ребенка – это не только про его успехи в качестве музыканта или певца. Занятия музыкой способствуют развитию мозга ребенка, делая его сообразительнее и увереннее.

Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» внимательно следят за развитием дошкольников и готовы подтвердить данные исследований: дети, посещающие занятия музыкой или занимающиеся ей дома обычно лучше готовы к школе и имеют гораздо меньше проблем в коммуникативной и эмоциональной сфере. Именно поэтому наши детские центры внимательно следят за разнообразием музыкальных занятий в каждом филиале: воспитанники детских садиков полного дня, утренних и вечерних групп регулярно посещают музыкальные занятия, самые маленькие наши гости посещают развивающие занятия вместе с мамой, на которых знакомятся с мелодиями и ритмами. К тому же малышам всех возрастов мы предлагаем кружки по музыке и танцам. Записывайтесь на бесплатное пробное занятие и приходите знакомиться с детским Монтессори клубом «Созвездие»!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Источник

Как музыка влияет на чувства и способности человека

Качества слушателя

Дети, которые учились музыке, лучше остальных выполняют различные задания, связанные с прослушиванием аудио. Потому говорят, что они лучше умеют слушать. Так как такие дети хорошо умеют сосредотачиваться на звуках, которые слышат, возможно, они лучше и точнее обрабатывают звуки языка и голоса. Например, тоньше чувствуют малейшие колебания высоты тона. Им легче различать звуки речи, узнавать голоса и выражаемые ими эмоции, да и в целом им легче отделить речь от шума — работает так называемый эффект коктейльной вечеринки. Способность выделить в сложном мире звуков отдельные объекты или источники звука вовлекает в работу не только слуховые системы мозга, но также моторные и визуальные сигналы. Они важны для того, чтобы отличить нужный голос (тот, который нам интересен) от фонового шума. Благодаря множеству очевидных причин у музыкантов это получается лучше. Их слуховой аппарат лучше натренирован и тоньше настроен, кроме того, им проще фокусироваться на отдельных звуках и отфильтровывать лишний шум. Неудивительно, что особенно хорошо это удается дирижерам. Ведь они обычно занимаются тем, что сосредоточенно слушают и выверяют игру отдельных музыкантов — и это при невероятной сложности звуковой картины, которую создает большой оркестр. Такая работа, мягко говоря, требует больших усилий. Кроме того, доказано, что с возрастом музыканты не теряют потрясающую способность слышать отдельные голоса в шумной обстановке.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгИздательство: Альпина Паблишер

Как уже было сказано, язык и музыка имеют много общего и во многом дополняют друг друга. Язык точнее передает данные об окружающем мире, а музыка — эмоциональную информацию. Музыка также способна объединить людей и пробудить в них какие-то чувства. Не важно, слышим мы речь или музыку, — мозг по большей части обрабатывает звуковую картину одинаково. Структуру, или форму и музыки, и речи обрабатывает один и тот же отдел мозга — зона Брока в левой лобной доле.

И у языка, и у музыки есть мелодия. Существует понятие речевой мелодии (просодии), и иногда она может рассказать больше, чем слова и предложения. На этом строит свою игру ирония: слова сами по себе означают одно, а речевая мелодия указывает совсем на другое. Ряд исследований доказал, что музыканты в целом лучше распознают подтекст речевой мелодии, а потому точнее распознают эмоциональное состояние собеседника. Например, исследовательская группа под руководством Стрейта (2009) изучала, как люди с музыкальным образованием и без анализируют аудиозаписи плача младенцев. Испытуемые должны были прослушать их и догадаться, голоден младенец, нужно ему сменить памперс или же у него возникли другие потребности. По результатам музыканты давали верные ответы чаще, чем немузыканты. Эту информацию подтверждают зафиксированные нейрофизиологические ответы от ствола головного мозга музыкантов. Эти люди больше, чем другие испытуемые, реагируют на «содержательную» (спектрально более сложную) составляющую плача. В результате музыканты лучше распознают мелодию детского плача и имеющуюся в нем информацию.

А что насчет самих детей? Возможно ли измерить языковые способности и в конце концов выяснить, что более способными окажутся дети с музыкальным образованием? Этот вопрос рассматривался в целом ряде исследований. Во время одного из первых (Хасслер, 1985) детей в возрасте от 9 до 14 лет разделили на три группы, исходя из их музыкальных способностей. Первая группа состояла из детей, обучающихся музыке и умеющих сочинять ее и импровизировать. Во второй были дети, которые учились музыке, но не умели ни сочинять, ни импровизировать. Дети из третьей группы совсем не занимались музыкой. В самом начале и во время контрольных тестов два года спустя группа детей, обладающих композиторскими и импровизационными навыками, выполняла языковые задания лучше, чем остальные две группы.

Другие исследования показали, что занимающиеся музыкой дети активнее в социальном плане и более способны к эмпатии — однако по прошествии лет теряют это преимущество. Сложно сделать вывод, что именно вызывает данный эффект — личные качества самих детей (тех, кто начинает заниматься музыкой), свойства программы (например, педагогические) или же сама музыка. Эффект, касающийся языковых навыков, напротив, сохраняется. В исследовании команды ученых под руководством Уайта и Швоха (2013) принимали участие люди, игравшие на музыкальном инструменте только в детстве. На момент проведения исследования в среднем прошло 40 лет с тех пор, когда они играли в последний раз, — однако им было по-прежнему проще понимать речь в шумной обстановке, чем тем, кто никогда не играл на музыкальном инструменте!

Нейропсихолог профессор Анируддх Патель высказал гипотезу, согласно которой занятия музыкой способствуют улучшению языковых способностей. Он назвал ее OPERA — по первым буквам следующих слов. Overlap (совпадение) — совпадают отделы мозга, участвующие в анализе музыки и речи. Precision (точность) — музыка предъявляет более высокие требования к точности анализа, чем речь. Emotion (эмоция) — музыка вызывает яркие эмоции. Repetition (повторение) — активность регулярно повторяется. И наконец, attention (внимание) — музыка предполагает высокую степень сосредоточенности. По мнению Пателя, языковые способности музыкантов улучшает целый ряд различных механизмов. Он акцентирует внимание на том, что нейронные сети мозга, обрабатывающие музыку и речь, во многом совпадают. И музыка прекрасно их тренирует, поскольку предъявляет к точности более высокие требования, чем речь. К тому же музыка в значительной степени увеличивает активность эмоциональных центров и стимулирует их работу. По мнению Пателя, это объясняет, почему у музыкантов в целом лучше вербальные способности, шире словарный запас, лучше развиты вербальный интеллект и вербальная память, а также почему детям и взрослым, имеющим музыкальное образование, легче учить иностранный язык — и слова, и их произношение. Переходите на сайт https://casinobazaar.com.ua/ и подберите лучшее онлайн казино для игры в Украине

Многие музыканты и композиторы имели очень хорошие языковые способности. Гейр Твейт (1908–1981), например, много путешествовал и за время путешествий выучил целый ряд языков. Одному из авторов книги (Гейру Ульве) дедушка рассказывал такую историю: во время Второй мировой войны Твейт помог своим землякам выставить из пивной группу немецких солдат — притворившись офицером, он накричал на них на прусском (на этом диалекте обычно разговаривали немецкие офицеры).

Источник

Как связаны занятия музыкой и достижения в учебе

Многие утверждают, что прослушивание музыки и игра на инструментах развивают когнитивные способности. Однако последние исследования в этой области говорят, что это не так.

Попытки найти ответ

Одними из первых о влиянии музыки на обучаемость заговорили греческие философы. Платон утверждал, что музыкальные науки раскрывают в человеке его внутренние моральные качества и пробуждают желание учиться. Аналогичной точки зрения придерживался Аристотель — по его словам, музыка взывает к эмоциям, поэтому подготавливает ум к принятию новых знаний.

Много лет спустя научное сообщество стало рассматривать этот вопрос не только с философской точки зрения. Научная группа из Японии и Великобритании изучила результаты более 50 исследований, проведенных с 1986 по 2019 год и посвященных тому, как умение играть на музыкальных инструментах влияет на мышление. Во время анализа специалисты заметили большое количество ошибок, связанных с интерпретацией эмпирических данных, и сделали вывод, что умение играть на инструментах не улучшает когнитивные способности.

Занятия музыкой развивают исключительно музыкальные навыки — за пределы этой области эффект не распространяется. Свою работу ученые опубликовали в престижном журнале Memory & Cognition. В свою очередь, представители Американской академии наук отмечают, что игра на музыкальных инструментах помогает развить отдельные функции мозга, связанные с распознаванием звуков и речи, но тоже говорят, что она не влияет на когнитивную составляющую.

Такие выводы подтверждает исследование, проведенное психологом Генном Шелленбергом (Glenn Schellenberg) из Университета Торонто еще в 2013 году. Он оценил успеваемость 130 школьников в возрасте от 10 до 12 лет. Ученики, занимавшиеся в музыкальной школе, действительно имели более высокие оценки. Однако Шелленберг также обнаружил, что их успеваемость не связана с умением играть на гитаре или фортепиано. Психолог отметил, что главную роль сыграли социальные факторы. Родители этих школьников имели высокий достаток, были образованы и уделяли особое внимание воспитанию, поэтому дети лучше учились.

Эффект Моцарта

Аналогичные исследования проводят не только сред тех, кто занимается музыкой, но и тех, кто просто любит её слушать. Так, французский медик Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» утверждал, что звуки определенной высоты способствуют развитию мозга, и его можно тренировать с помощью произведений Моцарта. Доказать гипотезу на практике взялись три специалиста из Калифорнийского университета. Они провели эксперимент — участникам предложили ответить на вопросы из теста на уровень IQ после прослушивания «Сонаты для двух фортепиано ре мажор K. 448» Моцарта и после отдыха в тишине. Результат получился интересным — у респондентов наблюдалось значительное улучшение пространственного мышления: на 8–9 баллов.

Работа ученых привела к рождению термина «эффект Моцарта».

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг
Фото Jesus Hilario H. / Unsplash

Ты то, что ты слушаешь

Ряд специалистов утверждает, что существует зависимость между уровнем интеллекта и предпочитаемым музыкальным жанром. Несколько лет назад группа ученых из университета Британской Колумбии опросила более 1600 респондентов из разных социальных категорий.

Они обнаружили, что любители кантри, диско или хип-хоп, образованы хуже, чем любители классики, рока, попа, блюза или джаза. Но есть мнение, что подобные исследования нерепрезентативны. Они часто не учитывают широкий спектр сторонних факторов.

Как и в ситуации с не обнаруженной зависимостью между успеваемостью учащихся и занятий музыкой, наибольшее влияние оказывает не сам факт прослушивания композиций, принадлежаших определенному жанру, а социальные факторы и общий уровень благополучия и достатка. Причинно-следственные связи между образованностью и тем или иным жанром действительно не выявлены.

Что еще почитать в нашем «Мире Hi-Fi»:

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгКак связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования
занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг«Листомания»: почему музыкальные способности делают человека сексуально привлекательным
занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгПочему офисный шум сводит нас с ума — обсуждаем исследования
занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгВыходной гимн работе: Что слушают разработчики

Источник

Как музыка влияет на человеческий мозг

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгЛюди на протяжении многих веков используют музыку для общения, выражения своих эмоций и для того, чтобы вызвать определенные чувства у другого человека. Тем не менее только в 50-х годах прошлого века европейские и американские медики начали замечать, что некоторые мелодии способствуют более быстрому выздоровлению пациентов. С тех пор ученые всего мира ищут ответ на вопрос – как музыка влияет на человеческий мозг, эмоции и поведение?

Современные исследования показывают, что разные мелодии помогают снять стресс, побороть депрессию, беспокойство и злость, ускоряют выздоровление пациентов после операций и даже снижают риск развития старческого безумия. Прослушивание разных стилей музыки может вызывать у нас как позитивные эмоции, так и грусть. Важно только знать, что и когда слушать.

Как наш мозг воспринимает звуки

Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.

Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.

Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгВсе, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.

А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).

Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).

Нравится ли мозгу музыка

Если вы считаете, что на планете нет людей, которым бы музыка любого направления не нравилась вообще, то ошибаетесь. Ученые говорят, что примерно 5% населения Земли абсолютно равнодушны к музыкальным звукам. Сотрудники университета Макгилла (Канада) сравнили процессы, происходящие в головном мозге меломанов и людей, не переносящих музыку.

Оказалось, что у антимеломанов во время прослушивания любой мелодии не активизируются участки мозга, призванные обрабатывать звуковые сигналы. Также выяснилось, что в их организмах на фоне музыки не вырабатываются гормоны удовольствия.

Но в то же время эти участки мозга у антимеломанов не всегда «молчат». В остальных случаях они реагируют вполне адекватно. Почему так происходит, исследователям еще предстоит разобраться. А пока известно, что на фоне прослушивания мелодий у большинства людей улучшается настроение, проходят депрессии, апатия, то есть музыка определенно благотворно влияет мозг, можно сказать, что она ему нравится.

Международная группа ученых провела исследование, в рамках которого доказала, что любовь к мелодиям у людей закладывается на генетическом уровне и тесно взаимосвязана с выработкой дофамина (нейромедиатор головного мозга, отвечающий за чувство удовольствия). И чем больше прослушиваемая мелодия нравится человеку, тем больше дофамина вырабатывает организм.

Как разные мелодии влияют на наши эмоции

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгИсследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Наверное, многим приходилось наблюдать за тем, как маленькие дети под понравившуюся им мелодию сначала начинают улыбаться, а затем двигаться в такт. Еще один пример – колыбельные песни. В течение веков во всех странах мира матери поют малышам песни. Дети слушают, успокаиваются и засыпают. Нередко и сами мамы засыпают под колыбельные, причем даже раньше малышей.

Одной из причин таких эмоциональных изменений является гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Именно этот гормон называют причиной тесной взаимосвязи между матерью и ребенком, слушающим колыбельные.

Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Кроме того, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.

Что для мозга лучше: веселая или грустная мелодия

Группа ученых из Финляндии и Великобритании обнаружила, что даже грустные мелодии могут вызывать в головном мозге процессы, которые улучшат настроение. Подводя итоги наблюдения, исследователи указали на то, что люди, как ни странно, испытывают особый вид удовлетворения и эмоций во время просмотра трагических фильмов или прослушивания грустных песен.

Свой вклад в изучение сделали и японские ученые. Они определили, что грустные переживания для нашего мозга обычно ассоциируются с романтическими чувствами, а некоторым людям в состоянии печали полезно слушать минорную музыку, так как она действует на мозг как психологическая уловка – позволяет легче пережить собственную трагедию.

В это же время мужской и женский мозг по-разному реагирует на грустную и агрессивную музыку. У женщин на фоне таких мелодий активизируется часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль. У мужчин все происходит наоборот. Поэтому сильному полу в состоянии грусти минорные мотивы лучше не слушать.

Интересный эксперимент с прослушиванием мажорных и минорных мелодий провели ученые из Ирландии. Они нашли подтверждения тому, что прослушивание определенной музыки может повлиять на восприятие эмоций другого человека. Участникам эксперимента дали несколько фотографий незнакомцев и попросили определить, какую эмоцию передает выражение лица. В итоге оказалось, что под веселые мелодии люди рассматривали в незнакомых лицах счастье, под грустные напевы в тех же самых фотографиях испытуемые видели нейтральную или печальную мимику.

Музыка и…

…память

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгВ 2014 году на экраны вышел американский фильм «Живые внутри» (Alive Inside). В основе сюжета лежит рассказ о сотруднике дома престарелых, который однажды решил провести эксперимент и принес в больницу айпод с разными стилями музыки. Что случилось дальше, потрясло всех: пациенты с болезнью Альцгеймера, прослушивая разные песни, начали вспоминать события из своего прошлого.

Но что самое удивительное, история, рассказанная в фильме, не выдумка, а факт, имеющий под собой научное объяснение. Еще в 2009 году сотрудники Калифорнийского университета обнаружили область головного мозга, которая связывает музыку и воспоминания. То есть услышав мелодию из прошлого, человек начинает вспоминать эмоции и события, связанные с ней.

…работоспособность

Результаты большинства исследований показывают, что прослушивание музыки может повысить работоспособность. Но при этом важно знать, какие песни лучше слушать на работе.

Веселые, позитивные мелодии всегда активизируют креативные способности и улучшают умение работать в коллективе. Это обнаружили нидерландские специалисты. В ходе эксперимента ученые предложили нескольким трудовым коллективам во время работы прослушивать музыку грустную, веселую, спокойную, тревожную, а контрольная группа работала в тишине. В итоге оказалось, что лучшие результаты работы показала группа, для которой звучали веселые мелодии.

Кроме того, ученые обнаружили, что для повышения концентрации и продуктивности на работе полезно слушать инструментальную музыку. Мелодии со словами, наоборот, отвлекают внимание человека от решения задач. А вот людям, чья работа связана с монотонными действиями и не требует повышенной концентрации, напротив, полезнее слушать песни. Они носят отвлекающий характер и делают работу не такой скучной.

Американские исследователи еще в 1972 году провели опыт, в ходе которого обнаружили, что у людей, выполняющих монотонную работу, производительность труда возрастает, если на фоне играет музыка. Двадцатью годами позже ученые обнаружили, что музыкальное сопровождение полезно даже в работе хирургов, а математические задачи легче решать под звуки классики или рок-песни.

Кроме того, было установлено, что на эффективность работы людей разных специальностей положительно влияет прослушивание звуков природы. Но чтобы извлечь максимальную пользу от музыки на рабочем месте полезно чередовать периоды работы в тишине и труд под звучание мелодий.

…творчество

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгРазные звуки по-разному влияют на ритмы головного мозга. Музыка вызывает колебания альфа- и тета-волн. У людей творческих картина мозговых колебаний имеет некоторые особенности. В частности, когда происходит всплеск альфа-волн, человек ощущает желание творить, на него накатывает вдохновение. Похожий эффект дает всплеск тета-волн, но они, кроме того, отвечают за расслабление и сон.

Также ученые проанализировали, как разные по силе звуки влияют на творческие процессы. Оказалось, что оптимальная громкость для выполнения творческих задач – это умеренный шум в пределах 70 децибел, а вот шум от 85 децибел негативно влияет на креативность человека.

…сексуальное влечение

Еще Дарвин предполагал, что музыка развилась как часть эволюционного отбора. Вспомнить хотя бы птиц. Для самцов пение – это способ привлечь самку. Хотя далеко не на каждую песню она откликнется.

Специалисты Венского университета решили проверить теорию о «сексуальности» музыки на примере людей. Участникам эксперимента предстояло просмотреть фотографии разных людей и ответить, готовы ли они пойти на романтическое свидание с человеком из фотографии. Но перед тем как рассматривать лица незнакомцев, участникам опыта предложили послушать несколько мелодий. Затем ответы сравнили с ответами людей из контрольной группы.

Оказалось, что женщины, прослушавшие музыку, были более благосклонны к мужчинам на фото и чаще, чем представительницы из контрольной группы, готовы были отправиться на свидание с незнакомцем. А вот на мужчин, как оказалось, песни не произвели никакого впечатления: ответы представителей обеих групп почти не различались.

…занятие спортом

Тренировки под музыку гораздо полезнее и приятнее для наших организмов, нежели спорт в тишине. А все потому, что мелодии блокируют в мозге сигналы об усталости. К примеру, еще в начала ХХ века американский исследователь Леонард Айрес открыл, что под музыку люди обычно быстрее крутят педали велосипеда. Спустя столетие современные ученые также нашли подтверждение данного факта: под звучание разных мелодий велосипедисты сжигают больше калорий.

Лечебные свойства музыки

Вы уже знаете, что прослушивание музыки способствует выработке дофамина – гормона счастья. Но еще больше пользы человеческий организм может получить от занятий музыкой. Оказалось, что пение и игра на разных музыкальных инструментах улучшает внимание, моторику и активирует взаимодействие между двумя полушариями головного мозга.

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозгМузыка обладает обезболивающим эффектом – об этом рассказали американские ученые после наблюдения за больными в послеоперационный период. Участие в опыте приняли пациенты ортопедического отделения, перенесшие операцию на позвоночнике.

Первой группе больных предложили слушать любимую музыку, пациенты из второй группы восстанавливались в обычных для больницы условиях. Когда пациентам из двух групп предложили описать характер испытываемой боли, оказалось, что меломаны чувствуют себя намного лучше, чем пациенты из контрольной группы.

Почему в барах играет громкая музыка

Громкая музыка в питейных заведениях – неслучайность: под ее воздействием люди выпивают больше спиртного за более короткий временной промежуток. Подтверждение этому нашли французские исследователи. Группа ученых наблюдала за мужчинами в возрасте от 18 до 25 лет и нашла доказательство тому, что изменение громкости музыки влияет на скорость употребления алкоголя. Этот феномен ученые объясняют влиянием звука на головной мозг.

Чем громче музыка, тем выше возбуждение и тем больше желание пить и есть.

Характер и музыкальные предпочтения: есть ли взаимосвязь

Проанализировав музыкальные предпочтения более чем 35,5 тысячи молодых людей со всего мира, ученые следовали вывод, что любители одинаковых музыкальных направлений имеют много общих черт характер.

По наблюдениям, любители «тяжелой» музыки, как правило, спокойные люди, но среди них есть много лиц с низкой самооценкой. Блюз и джаз больше нравятся творческим, общительным и вежливым людям. А еще такую музыку часто предпочитают высокомерные и нервные личности.

Классике отдают предпочтение чаще всего интроверты с творческими задатками и высоким чувством собственного достоинства, а страстные любители оперы – это, как правило, творческие, открытые и вежливые личности.

Регги – выбор людей с завышенной самооценкой, общительных, талантливых, но ленивых. Ритмичные танцевальные мотивы не оставляют равнодушными экстравертов с творческими способностями, но, как правило, плохими манерами. Не самым лучшим воспитанием могут похвалиться любители инди-музыки. Кроме того, среди них часто встречаются очень ленивые и недооценивающие себя люди.

Рэп – выбор общительных, но слегка эгоистичных. Кантри – любимое направление трудолюбивых и коммуникабельных лиц. Но вместе с тем лица с такими музыкальными предпочтениями больше других склонны к суициду.

Влияние разных звуковых частот на мозг

Не только направление музыки и ее громкость являются решающими в плане воздействия на головной мозг. Каждая нота имеет определенную частоту, которая тем или иным образом влияет на нервную систему. И это также надо учитывать, составляя плей-лист с целью вызвать те или иные реакции в головном мозге, повлиять на самочувствие.

ВолныУровень герцСоздаваемый эффектКогда слушать
Бета14-40Пробуждение, активизация сознания, прилив силДля повышения работоспособности и энергичности
Альфа8-14Спокойствие, расслаблениеДля медитации, расслабления, во время перерывов на работе, для активации творческого настроения
Тета4-8Глубокая релаксацияКогда хочется помечтать, уйти в состояние глубокого расслабления
Дельта0-4Глубокий сон без сновиденийКогда необходимо быстро восстановить силы и отдохнуть

Музыка способна улучшать здоровье, сделать нас счастливее, умнее и активнее. Исследователи из разных стран нашли множество подтверждений того, что разные мелодии в той или иной степени влияют на наш мозг. Конечно, это еще не повод в корне менять свои музыкальные предпочтения. Слушайте то, что вам нравится и помните, что мелодия в наушниках в первую очередь должна приносить удовольствие, но не забывайте про безопасный уровень громкости. Руководствуйтесь своим вкусом и предпочтениями, хотя прислушиваться к советам исследователей иногда также будет не лишним.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

занятия музыкой развивают мозг. Смотреть фото занятия музыкой развивают мозг. Смотреть картинку занятия музыкой развивают мозг. Картинка про занятия музыкой развивают мозг. Фото занятия музыкой развивают мозг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *