заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ОБУЧЕНИЯ

заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

** доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)

** ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования;

** тип образовательного заведения;

** психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся;

** степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу.

Стратегическая образовательная технологияТактическая образовательная технология
ИсследовательскиепроцедурыИгровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ
Тренинговые процедурыТренинги разного типа
Процедуры самообученияИндивидуальная и групповая самостоятельная работа
ПрактикаЛабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность.

Критериями выбора тактических образовательных технологий являются:

**педагогическая квалификация педагогов (особенно игротехническая);

** специфика учебного материала;

** индивидуальные особенности обучающихся;

** материально-технические условия обучения;

** особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.

Процедуру выбор методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериев в значительной степени можно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество.

Выбор тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.

Источник

Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебные действия. Результаты представьте в таблице.

5. Подготовьте аннотированный список литературы по теме: «Профессионально значимые качества личности педагога. Направленность личности и социальная перцепция. Проблемы в области профессионального и личностного развития педагога и пути их решения».

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.

2. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. – 272 с.

3.Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.

4.Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. – 98 с.

5.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. –

6.Халяпина Л. Н. Социализация учителя.- Кузбассвузиздат, 1995. –

6. Дайте определение понятиям, указав авторов и/или список использованной литературы:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса – характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон — учеников (ученика) — учителя, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется и предпосылается психическим состоянием контакта.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.

Воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Управление – процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.

Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Инновации – это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Трудновоспитуемость – обозначает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления.

Активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Наказание – любая реакция, следующая за определенным событием и уменьшающая вероятность возникновения этого события в будущем.

Поощрение – вид моральной санкции; положит, воздействие авторитетного лица, к.-л. обществ, органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения.

Социальная зрелость – социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности

Коллектив – (от лат. collectivus- собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности.

Семья – 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 2. Группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок (зоол.).

Список использованной литературы

1. Головин С.Ю.. Словарь практического психолога.

2. Мацумото Д. Психология и культура: глоссарий к книге.

3. Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к «Теории личности».

4. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002.

5. М. Кордуэлл. Психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Источник

3.Сделайте анализ основных концепций обучения. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения.

Основные современные концепции обучения

Теория содержательного обобщения (рефлексивного обучения)

Концепция развивающего обучения

Теория поэтапного формирования умственных действий

Методологическая основа (цель, объект изменения)

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Обучение обобщенным способам умственных действий внутренне связано с формированием у учащихся абстракций и обобщений содержательного характера, с усвоением ими теоретических понятий. Современная же система школьного обучения, согласно представлениям В.В. Давыдова, основана на эмпирическом подходе к формированию понятий. Это малоэффективный путь, занимающий много времени у школьников значительные трудности, являющийся причиной массы ошибок.

В основе теории поэтапного формирования умственных дей­ствий (П.Я. Гальперин, 50—60 гг.) лежит психологическое уче­ние об интериоризации. Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятель­ность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действи­тельности. Условием формирования действий является ООД — это сис­тема ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах дей­ствия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью.

Концепция П.Я. Гальперина была призвана обеспечить управление процессу обучения.

Б.Ф. Скиннер, Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев

В. Оконь, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, Т.В. Куд­рявцев, И.Я. Лернер, Б.Г. Ананьев, А.Я. Пономарев, А.Н. Леонтьеа, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн

(В.В. Давыдов, Д.Б.ЭльконинЛ.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

Основные идеи (понятие обучения, методы и т.д.)

Это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения

Через постановку учебных задач и развернутую деятельность (учебную деятельность) по решению этих задач, у учащихся появляется возможность открывать способы преобразования материала, обобщенные способы предметных действий, именно в этом процессе и происходит формирование такой психологической способности как рефлексия. Именно здесь ребенок научается определять границы своего знания и незнания, определять и отличать один способ преобразования от другого.

Основные тезисы теории базируются на методологическом постулате Л.С. Выготского об опережающей роли развития. Динамика развития вскрыта в учении о возрастной периодизации развития, разработанном Д.Б. Элькониным. Каждому возрастному периоду соответствует особая ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в личности. Он выявил связь между периодом развития, системой типичных социальных отношений ребенка и уровнем знаний и способностей. В результате таких соотношений ребенок с раннего возраста приобретает богатый теоретический и эмпирический опыт. Однако последний не очевиден и в большинстве случаев не используется школой. Потенциал ребенка значительно выше, чем его реализация в школьной практике. Возникает задача интенсифицировать деятельность учения, совершенствовать методы организации обучения.

Тип концепции (по классификации)

Группа «личностных» теорий

Группа «личностных» теорий

Группа «интеллектуальных» теорий

Группа «интеллектуальных» теорий

Группа «формирующих» теорий.

формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя.

Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.

Особенностью проблемного обучения является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и преподаватель, и обучаемые должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.

Для организации рефлексивной деятельности важно найти такие дидактическиесредства, которые позволили бы осуществлять данную деятельность целенаправленно, эффективно и динамично.

В ходе такой деятельности у ребенка активизируется и формируется познавательная потребность и соответствующая мотивация. Ребенок ведет себя как активный субъект познания, реализуясь как уникальная личность.

Ограничения данного подхода

процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными

Учет возрастных особенностей и возможностей учащихся (младшие школьники)

Принятая в традиционной системе обучения методика использования наглядного материала, утверждают В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин, способствует лишь формированию обобщений эмпирического характера, так как наглядный образ не является наиболее удачной формой ознакомления с существенными признаками того или иного явления. Такой формой может быть предметная или знаковая модель. Таким образом, отрицается универсальное использование на начальных ступенях обучения принципа наглядности.

Необходимо создать оптимальные условия для построения умственного действия. существует немало профессиональных творческих действий, для которых трудно, а иногда и невозможно создать ориентировочную основу. Обучение по строго определенной инструкции снижает возможности для творчества обучаемого в процессе овладения профессиональным действием и в определенной мере способствует формированию мыслительных стереотипов.

Источник

Сравнительная таблица на тему: «Основные концепции обучения»

Предмет:Другое
Категория материала:Другие методич. материалы
Автор:Загороднюк Анастасия Николаевна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:26.13 Kb

Сравнительная таблица основных концепций обучения.

Основные концепции обучения

Теория поэтапного формирования умственных действий

Программное обучение: 1) как процессе управления, 2) информационном процессе и 3) процессе индивидуализированном.

Программированное обучение учитывает законы научения: 1) закон эффекта (подкрепления) — если связь между S+R=удовольствие, то прочность связей нарастает, и наоборот. 2) закон упражнений — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее

Как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. проблемные задачи —поиск нового способа решения.

Опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека.

Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Основная задача педагога— организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Формируемые в процессе обучения ЗУН не могут быть усвоены вне деятельности человека. Для безошибочного выполнения какого-либо действия человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего следует сосредоточить внимание

Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.

И.М.Сеченова и И.П.Павлова С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин и Ю.К.Бабанский

И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др.

П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др

Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

В основе обучающая программа:1) сам учебный материал, 2) действия учащегося по его усвоению, 3) формы контроля усвоения.

Основные принципы: 1) дозированность учебного материала, 2) активная самостоятельная работа студента, 3) постоянный контроль усвоения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, 5) возможность использования ИТ.

1. служит источником информации;

2. организует учебный процесс;

3. контролирует степень усвоения материала;

4. регулирует темп изучения предмета;

5. дает необходимые разъяснения;

6. предупреждает ошибки;

7. обеспечивает обратную связь: внутреннюю и внешнюю.

Задача— выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

Суть состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, он ставит проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.

Цель — формирование знания, гипотез, их разработки и решений.

Процесс овладения ЗУН последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. (Предъявление-

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогические воздействия на основе учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Первоначально формируются навыки и умения, а затем уже знания. Цикл усвоения состоит из нескольких этапов: На 1-м этапе в результате изучения последовательности выполнения необходимого действия формируется ориентировочная основа его выполнения.

3-й этап- внешнеречевой. В его ходе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.

На 4-м этапе последовательность действия проговаривается без внешнеречевого сопровождения. 5-м (умственном) этапе в результате перехода действия во внутренний план вследствие понимания его смыслового значения и содержания.

Это учение, в котором происходит изменение ученика, его Я-концепции, Роджерс определял следующие условия:

1. Ученики решают проблемы, интересующие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно.

3. Педагог принимает ученика таким, как он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. 5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся.

Учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.

Воспитатель должен побудить учащихся к нравственному выбору.

Типы концепции (по классификации)

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

Гуманистическая концепция обучения

Мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

Возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения практических задач.

Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

Сокращение времени формирования навыков и умений за счет описания или показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их усовершенствования и оптимизации.

Внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком

ограничения данного подхода

Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

требует больших затрат времени;

применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых, препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

В меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков; требует больших затрат времени для усвоения нужного объема знаний.

Не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся т.к. не творческой деятельности.

Специалист, образно говоря, много знает, но мало умеет. Дидактические возможности достаточно разработанной и отлаженной теории уже полностью реализованы.

Происходит существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, возникают сложности в разработке методического материала. У обучаемых формируются некоторые стереотипы мышления и моторных действий в ущерб развития их интеллектуального творчества.

Гипертрофия выше указанных черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебная задача. Результаты представьте в таблице.

Параметр анализа компонента УД

Характеристика компонента УД – учебная задача

основная морфологическая единица учебной деятельности, основной целью которой является изменение самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» (Д.Б.Эльконин)

Булыгина Т.Б. Психология обучения. Арх-ск, 1999 с.60

(с указанием основания)

5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам :

1) задачи на воспроизведение знаний;

2) задачи на простые мыслительные операции;

3) задачи на сложные мыслительные операции;

4) задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

5) задачи на продуктивное мышление.

заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Смотреть картинку заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Картинка про заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения. Фото заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 302 Скачиваний: 172

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *