заповеди ветхого завета и заповеди нового завета
Заповеди Божии
За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).
Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
Десять Заповедей Ветхого Завета
( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )
Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
(Евангелие по Матфею 5:2–12)
В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9‑ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.
Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.
Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
преподобный Феодор Санаксарский
Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
митрополит Сурожский Антоний, «Быть христианином»
Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
профессор В.И. Экземплярский
«Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
протоиерей Александр Торик, «Воцерковление».
Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
( Мф.5:3-8 ).
Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.
Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ( Пс.14:1-5 ):
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла
и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах…
Пророк Михей ( Мих.6:8 ) ограничился лишь тремя заповедями: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упоминает о двух заповедях: Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду…
Наконец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы.
Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не убивай.
Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не прелюбодействуй.
Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.
ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не укради.
Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.
ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
А это значит:
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Источник:
святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Объяснение десяти заповедей, данных Моисею
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»
Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею
«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.
О Десяти Заповедях на «Правмире»:
Фильмы о десяти Заповедях:
10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии
Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.
В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.
10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.
Десять заповедей Божьих на русском языке.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?
Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:
… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)
Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.
10 заповедей – толкование заповедей.
Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.
Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?
Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:
В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.
Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.
Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.
Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.
Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.
Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.
Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.
Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.
Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.
Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.
Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
Нарушением восьмой заповеди считается:
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.
Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.
7 смертных грехов.
Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.
Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.
Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.
Десять заповедей
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
О том, почему моисеевых заповедей именно десять, блаженств — девять, а смертных грехов не семь, а восемь — вы узнаете из новой статьи протоиерея Георгия Городенцева.
Предисловие
После грехопадения прародителей и, особенно, после Вавилонского столпотворения в человечестве происходит помрачение истинной веры во единого Бога и здравой нравственности. Люди уклонились в почитание многих «богов», которые сами себе выдумали, почитая тварь вместо Творца.
Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре
Причем, наряду с так сказать более или менее приличными творениями Божиими, типа солнца или луны, они почитали деревья, камни и даже самых отталкивающих животных, например, крокодилов, змей, драконов и т.п. Как говорит об этом заблуждении язычников апостол Павел:
Более того, идолопоклонники обожествили и самые низкие человеческие страсти, например, блуд в виде «богини» Венеры (Афродиты) или гнев, убийство, войну в виде «бога» Марса (Ареса). При этом надо заметить, что во образе этих, так называемых, «богов» почитались бесы, которые обычно приседели идолам, чрез них принимая, как «боги», почитание безумных людей. Так, скажем, под именем упомянутой Венеры почитался бес сладострастия и разврата, а под именем Марса – бес человекоубийства и гнева, возбуждающий войны между людьми.
Под стать помрачению истинной веры в людях было и их жалкое нравственное состояние. Апостол Павел связывает то и другое (веру и постыдные дела язычников), говоря:
«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1: 25-32).
Правда, язычники не были полностью лишены нравственного чувства и закона. Как опять же говорит апостол Павел:
«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2: 14-15),
— здесь речь идет о естественном нравственном законе, вложенном в природу, душу и сердце каждого человека.
Но это естественное нравственное чувство по причине его слабости, смутности и неопределенности, можно было сравнить лишь со слабой свечей, не способной осветить и просветить всю тьму языческих заблуждений и непотребств!
Еврейский народ, как избранный Богом, еще со времен своего праотца Авраама был более просвещен верой в единого Бога и высокими нравственными заповедями. Однако и он, в течение более четырехсот лет пребывая в сугубо языческом Египте, под влиянием тамошних культов также возымел сильную склонность к идолослужению.
Посему Господу было угодно воздвигнуть великого пророка, который возвестил бы Израилю и всему остальному миру истинный закон Божий – закон истинной веры и высокой, чистой нравственности. Поэтому следует несколько слов сказать и
О великом пророке Божием Моисее
Он родился в тяжелое время для евреев. Когда жестокий фараон устроил самое настоящее гонение на них, в частности, приказав убивать еврейских младенцев мужского пола. Однако мать Моисея Иохаведа, не побоявшись сего повеления, сохранила жизнь своему сыну. Однако не будучи в силах долго скрывать его, она положила дитя в просмоленную корзину и пустила ее по водам Нила.
Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины
По действию Промысла Божия ребенка нашла дочь фараона. Красивый младенец так понравился ей, что она его усыновила, собственно, и назвав Моисеем, т.е. «взятым из воды». Причем, в качестве его кормилицы, по действию того же Промысла, была приглашена родная мать дитя. Которая воспитала его во всех здравых правилах родного ей и ему народа, привив ребенку любовь к нему, т.е. патриотизм. С другой стороны, Моисей при дворе фараона был обучен всей мудрости египетской.
Придя в возраст и обладая замечательными личными способностями, он быстро выдвинулся среди египетских вельмож. Его слава особенно выросла после того, как он, по приказу фараона возглавив войска, одержал блестящую победу над эфиопами. В это время (в сорокалетнем возрасте) Моисей уже выдающийся политический деятель и военачальником, приемный сын дочери фараона — был самым первым кандидатом на престол египетского царства. Ибо при таких своих намного превосходящих соперников достоинствах он, если бы захотел, то достаточно легко мог сам стать фараоном.
Но он хотел другого. Его сердце соболезновало, болело при виде страданий и тяжелых работ родного ему народа в плену египетском. Посему, как говорит о нем апостол Павел:
Поэтому, когда он увидел, что египтянин бьет еврея, то, как повествует Библия:
Моисей, пророк Датировки: XIX в. Конец XIX в.Материал: Дерево, левкас, масло, цировка, золочение, эмаль. Размеры иконы: высота 62 см, ширина 31 см Пророк изображён в рост. © Самарский областной художественный музей
Поэтому Моисею и пришлось прожить еще сорок лет в стране Мадиамской. Где он, женившись на дочери местного священника Иофора (по мнению толковников – это был один из немногих тогда служителей единого Бога), пас его овец. Вот так этот великий человек, который вполне мог быть царем Египта, самой могущественной на тот исторический момент страны мира, смирил себя до того, что стал обычным пастухом!
Впрочем, как свидетельствует предание, во время его пребывания в Мадиамской пустыне ему являлся архангел Гавриил, который открыл ему тайну сотворении Богом мира и многое другое, что впоследствии сей великий пророк изложил в Книге Бытия. Также архангел научил его многим наукам, в частности, благодаря этому Моисей создал еврейскую азбуку и письменность, с помощью которой и написал потом Пятикнижие.
Впрочем, фараон быстро пожалев об этом, с «механизированным» (колесницами) отборным войском отправился им вдогонку. Но… все они, вместе со своими колесницами, были чудесным образом потоплены в Чермном (Красном) море при их попытке угнаться за богоизбранным народом по открывшемуся дну моря.
Наконец, окончательно избавившиеся от власти богопротивного царя, евреи пришли к горе Синай, где Моисею были даны основные
Десять заповедей Божиих
Как говорится в Библии:
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20: 1-17)
В более кратком виде эти десять заповедей выглядят так:
О том, почему этих заповедей именно десять, говорит святитель Епифаний Кипрский. Потому, чтобы, угрожая наказанием за их нарушение, напоминать евреям о десяти казнях египетских.
Теперь рассмотрим все эти заповеди по порядку:
1-я заповедь
«Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Сразу же заметим, что в иудействе вследствие их ложного толкования этих слов существует устойчивая тенденция обвинять христианство во многобожии. Здесь иудеи пытаются спекулировать на христианском учении о Троице, обвиняя нас в том, что мы этим учением, якобы, вводим «трех богов».
Иконография: Саваоф Датировки: XIX в. 1880-е годы.Иконописная школа или художественный центр: Олонецкая губерния.Иконописец: Инок Фёдор Захаров Происхождение: Из расписного «неба» часовни преподобного Пахомия Кенского Кенозерского прихода деревни Карпово. Материал: Дерево, масло. Диаметр: 36 см Центральный медальон. Поясное изображение Саваофа, благословляющего двумя руками. Инв. № 2900477000/1. © Национальный парк «Кенозерский» Литература
Так что не против истинного учения о троичности Божества направлена сия 1-я заповедь, а против поклонения ложным «богам», чем в древности весьма и весьма грешило язычество. Но спросят: сейчас ведь этого, в основном, нет, за исключением некоторых «первобытных» народов?! Однако на самом деле вследствие развития в человечестве гораздо более вредного и опасного, чем язычество, заблуждения, т.е. атеизма, все это существует, только в куда более изощренной и скрытой форме.
Причем служит ему весьма истово, не жалея своей собственной жизни, которую он полагает на «алтарь» сего лживого «богопочитания и богослужения». Так, к примеру, наркоман, служа этой своей страсти, как «богу», зачастую не доживает и до тридцати лет. Пьяница или заядлый курильщик живут немного дольше, но тоже часто не доживают до старости.
А блудники и, особенно, блудницы ради своей обожествленной страсти творят такие беззакония, непотребства и гнусности, от одного лицезрения которых нормальному человеку станет плохо! Вот такие «хорошие» нынешние «божества», за которыми, как правило, скрывается бес той или иной страсти! И это далеко не полный их список.
2-я заповедь
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».
Эта заповедь также используется в качестве предлога для нападок на православных (из-за их иконопочитания) как со стороны собственно иудеев, так и со стороны подавляющего большинства иудействующих, в данном пункте вероучения, сект и сектантов.
Догматическое возражение на иконоборческое лжеучение всех этих иудействующих содержится в следующих словах Евангелия:
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1: 18).
До воплощения и Рождества сына Божия Бога никто никогда не видел, поэтому, естественно, Его нельзя было изобразить обычными средствами художников. Следовательно, в ветхозаветное время любая попытка такого изображения была ложной, т.е. являлась идолом. Посему в Ветхом Завете и была эта 2-я заповедь, запрещающая такие изображения (т.е. идолов) делать.
Но от Рождества Христова Сын Божий – Бог, приняв плоть от Пресвятой Девы, стал видим в этой плоти, поскольку последняя имеет естественное свойство быть видимой. Поэтому Сын Божий – Бог может быть изображен красками. Впрочем, согласно Священному Преданию впервые не художник, а Он Сам чудесным действием изобразил Свой Лик на Нерукотворенном Образе (Убрусе).
Однако, 2-я заповедь действует и сейчас в отношении всяческих и разнообразных идолов (который суть изображения бесов), запрещая их делать. При этом следует заметить еще и то, что догматическое запрещение идолотворения с идолослужением и, наоборот, разрешение иконописи с иконопочитанием взаимосвязаны одним и тем же законом. А именно: законом связи образа с первообразом.
Поскольку же первообразы икон – Господь, Божия Матерь, святые люди – достойны всяческого чести, почитания и любви, то это же воздается и их образам, т.е. иконам. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз.
Впрочем, это же относится не только к священным, но и обычным изображениям. К примеру, дети обычно почитают изображения своих родителей, а любящие супруги – фотографии друг друга. Но зато мы все с ненавистью относимся к портрету какого-нибудь «гитлера»!
Правда, иудей может заметить нам, что, кроме догматических, закон Моисеев налагает на нас и обрядовые ограничения, запрещающие изображать Бога. Однако и мы ответим на сие тем, что все эти обрядовые ограничения сего закона уже давным-давно – еще на Апостольском соборе (51 г. по Р.Х.) были отменены. Как сказано в вероопределение этого собора:
Как видим, запрещения писать иконы в этом соборном определении нет. А если кто-то из сектантов сего постановления собора не признает, то ему надо соблюдать не одну лишь 2-я заповедь Моисееву, но и весь закон, в частности, следует обрезываться. Итак, пусть сначала покажут нам свое обрезание, а потом мы будем говорить с ними об иконопочитании и идолослужении.
3-я заповедь
«Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно».
Это заповедью не только запрещается всякая божба, но мы призываемся к внимательной молитве, особенно Иисусовой, чтобы святое имя Божие в ней не поминалось всуе!
4-я заповедь
«Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему».
Этой заповедью мы призваны к тому, чтобы, избегая повседневной суеты, уделяли время для служения Господу. Причем, этим временем должен быть не только один день субботний (у христиан – воскресный), но и какое-то время каждого дня, освящаемое молитвой. Кроме того, у православных есть посты, во время которых (особенно Великого поста) можно удобно служить Христу, отчасти избавившись забот о чреве и о том, что ниже чрева.
5-я заповедь
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь, в общем-то, естественная, ибо любить и почитать родителей естественно детям. Но в наше противоестественное время она всячески попирается всеми средствами антихристианской западноевропейской цивилизации. Которая даже придумала специальную «ювенальную юстицию», терроризирующую родителей под лицемерным предлогом «защиты детей».
Понятно, что при такой «хорошей» юстиции у родителей будет все меньше и меньше оснований рожать детей. Ибо дети раньше были в благословение, а сейчас эта «цивилизация» своими выкрутасами старается превратить их в проклятие родителей. Нарушая при этом не только христианские заветы, но и, как видим, 5-ю заповедь ветхозаветного закона Моисеева.
6-я заповедь
«Не убивай»
Этот запрет относится лишь к убийствам на бытовой почве. Неосновательная попытка Л.Толстого и некоторых сектантов распространить его и на воинскую службу по защите Отечества говорит лишь об их безграмотности и незнании Священного Писания. Ведь Тот же Самый Бог, сказавший «не убий», затем заповедал Израилю истребить языческие племена, проживающие в Палестине.
Но Бог не может противоречить Сам Себе, поэтому в применении этой заповеди надобно сделать исключение для действий воинов в справедливой войне. Кстати сказать, такой воин в этой войне не стремится убивать, но, наоборот, желает защитить своих близких (родителей, жену, детей и всех своих соотечественников) от убийства их напавшими на его страну врагами.
7-я заповедь
«Не прелюбодействуй»
Вообще-то говоря, прелюбодеянием называются случаи, когда некто, состоящий в браке, вступает в незаконную, блудную страсть на стороне. Но, думаю, этой заповедью запрещены вообще все виды блуда, наиболее из всех грехов отдаляющие человека от Бога.
А вот православным учителям христианской нравственности, в противоположность сим апологетам разврата, следует аргументировано и на многих примерах показывать сколь ничтожна «радость» блуда и сколь велико наказание Божие за него. Тогда, возможно, удастся отвратить от сего наиболее распространенного греха хотя бы некоторых!
8-я заповедь
«Не кради»
Кроме своего прямого значения («не красть»), этой заповедью человек еще призывается к честному труду для собственного пропитания и блага ближних. Что было заповедано Богом еще Адаму (ср.Быт.3: 19).
9-я заповедь
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»
Здесь запрещены все виды клеветы на ближнего. Особенно клеветы, которая может нанести ему существенный вред, например, при лжесвидетельстве в суде.
10-я заповедь
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
О восьми смертных грехах
Почему их восемь? Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф.12: 43-45).
Строить свою исповедь православный христианин должен с учетом именно этих грехов, не забывая при сем и десятисловия Моисеева.
Тут надобно заметить, что Спаситель, давая Свои заповеди, сразу же сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Моисеев) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5: 17).
Правильно истолковать эти Его слова можно лишь поняв, что Христос пришел исполнить дух закона, а не его букву.
Поэтому Он, к примеру, заповедь, запрещающую прелюбодействовать, простирает вплоть до душевных и духовных движений человека. Запрещая даже взирать на женщину с вожделением. И действительно, ведь сначала грехом блуда согрешает душа, а уже затем тело. И это верно в отношении всех других грехов. Как говорят святые отцы:
«Есть много грехов, которыми душа может грешить без тела; но нет ни одного греха, когда тело грешит без содействия души».
Православный христианин должен именно так относится к своей духовной жизни. Да, мы, к примеру, может быть и не блудим непосредственно телом, но что делается у нас в душе? А мы зачастую удерживаем в ней блудные помыслы, вспоминаем их, услаждаемся ими – а ведь это, согласно заповеди Спасителя (Мф.5: 28) тоже определенные виды блуда; особенно если мы увлекаемся порнографией, потом вспоминая те или иные соблазнительные сцены из нее.
Заповеди блаженства
И как весь закон Моисеев вкратце изображен в его десятисловии, так точно и Господь вначале Своей Нагорной проповеди сказал:
Почему этих заповедей девять также сказал святитель Епифаний Кипрский:
«Потому что это тройственный образ Троицы».
Почему они названы заповедями блаженства? Потому что исполнение закона Моисеева не открывало врата рая, для исполнявших его.
Иконография: Воскресение Христово — Восстание из Гроба Датировки: XX в. 1898 год.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Иконописец: Кузнецов Александр Арсентьевич. Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 31,4 см Христос представлен в белых одеждах, восстающий из Гроба. По сторонам от него ангелы. Слева – группа жен-мироносиц. На первом плане – римские воины. Инв. № ГМПИ 3154. ДИ-424-И. © Государственный музей Палехского искусства
А после нашего искупления, содеянного на Кресте Христом, рай открыт для тех, кто соблюл заповеди Спасителя. Поэтому и оные, и исполняющие их – блаженны. Кроме того, Господь дал нам и благодатные средства для соблюдения Его заповедей; в первую очередь, — это церковные Таинства.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
Нищета духовная – это смирение, и оно одно открывает нам врата Царствия Небесного. Как говорил преподобный Иоанн Лествичник: «Если одна гордыня из ангелов сделала демонов, то точно также одно смирение может сделать из демонов ангелов».
Почему нищета духовная смиряет? Потому что гордый имеет в душе богатство своих добродетелей или того, что он считает добродетелями. Он их помнит, возносится ими, гордится ими и унижает других, которые, по его мнению, этих добродетелей не имеют. А нищий духом никакого такого сомнительного «богатства» в душе не содержит, поэтому и удобно смиряется. Впрочем, подобное для него возможно лишь при православном исповедании догмата Искупления.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
Смиренный плачь о своих грехах и своем недостоинстве естественно следует из предыдущего. У Лествичника и других преподобных отцов он считается достаточно высокой добродетелью. Причем, заметим, этот плачь может быть и без слез, но с печальным воздыханием духовным.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»
Эта заповедь особенно соответствует духу русского человека, который по своей духовной природе – правдолюб, и всегда ищет правду. Впрочем, христианство дает человеку не только ее, но и сподобляет его личной праведности, также не достижимой без православного исповедания догмата Искупления.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Милостыня и, главное, милостивое состояние нашего духа – это одна из самых простых добродетелей, способных дать нам спасение. К сожалению, ныне, в погрязшем в неправедных стяжаниях мире, эта добродетель почти полностью забыта. И вправду, какой, неправедно наживший свое богатство, богач будет милосердствовать нищим, если он, наоборот, думает, как бы их еще раз ограбить!
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
Святые отцы говорят, что наше сердце сотворено Творцом так, что оно имеет свои духовные очи, коими может видеть Бога. Но как по причине болезней слабеют наши телесные глаза, и мы теряем зрение, так точно по причине духовных болезней, т.е. страстей и грехов, гнездящихся в сердце и оскверняющих его, меркнут наши очи сердечные, и мы уже не можем видеть ими Спасителя.
Однако по мере очищения сердца чрез церковные Таинства и христианскую аскезу эти духовные очи постепенно выздоравливают и начинают видеть: сначала как бы чрез некоторую пелену, а затем все более и более ясно ощущают и видят Бога!
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
Тут Господь требует не только миролюбия от нас самих, но и того, чтобы мы примиряли враждующих, обещая нам за это сыновство Богу. Поскольку в таком деле мы уподобляемся Самому Сыну Божию, пришедшему дать Свой мир грешному человечеству.
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»
Казалось бы, та же самая награда, что и в первой заповеди. Но на самом деле это не сосем так. Царство Небесное для первых, т.е. смиренных, открывается после многих их подвигов. Но даже после этого и после своей смерти они проходят тяжкие мытарства. Изгнанные же за правду, т.е. мученики Христовы даже после и кратковременного своего мученического подвига сразу же, минуя мытарства, сподобляются Царства Небесного.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня»
Впрочем, не только мученики за Христа, но и исповедники, гонимые, принявшие за Него страдания и злословия, однако не сподобившиеся мученической смерти, также блаженны.
Таково краткое, наподобие Моисеева десятисловия, изображение завета Христова, дарующего нам блаженство. Однако Сам Господь еще более кратко изложил сей закон, сказав:
И действительно, любить Бога и ближнего, а также жить в соответствие с этой любовью – это и есть самое главное блаженство для христианина на земле, которое в будущем сподобляет его нескончаемого блаженства в Царстве Небесном!
Чего всем своим читателям и желаю!
Протоиерей Георгий Городенцев