заречье храм казанской божьей матери
Деревенский постапокалипсис, Заречье, Церковь Иконы Казанской Божьей Матери
Третий день нашего путешествия Торжок-Старица, октябрь 2016
Все так же идет дождь.=))))
Среди лесов, заболоченных лугов и заброшенных полей стоит удивительный по архитектуре храм.
Да ещё и с тайным ходом!=))
Пару лет назад Андрей привозил французских друзей, архитектора и историка, специально его показать.
И до сих пор они с восторгом вспоминают, какой удивительный сюрприз преподнесла дремучая глубинка.
( они вообще остались в культурном шоке от всей поездки, но не об этом сейчас речь)
И, конечно же мы решили туда обязательно заехать.
Если приглядеться, то на снимке можно разглядеть среди деревьев
Церковь Иконы Казанской Божьей Матери в Заречье, на речке Корожа.
Мы сворачиваем с трассы Торжок-Старица и долго едем среди лесов, болот и безлюдных деревень.
Но скоро лафа заканчивается и начинается обыденная российская дорога.
Заросли кустарника и бурьяна выше двух метров
Церковь, как и остальные храмы, закрыта в 1930-х годов, разорена и заброшена.
В начале 2000-ых предпринимались попытки реставрации и консервации здания силами т.н. «дачников» ( местных жителей практически не осталось и все деревни существуют пока ещё за счет приезжающих на лето горожан, купивших дома ). Об этом напоминают строительные леса и подпоры снаружи и внутри, складированные стройматериалы внутри.
Церковь осыпается значительно, это видно по количеству обломков, нападавших уже поверх стройматериалов. влажность очень высокая.
Осмотр рекомендуем проводить соблюдая всю технику безопасности, в защитных касках.
Чем же так интересен этот храм?
Своей необычной архитектурой!
«В Казанской церкви с. Заречье (1791-1798) трёхсветный храм-ротонда составляет лишь часть традиционной продольно-осевой композиции. Опоясывающая его нижний ярус ионическая колоннада прерывается с запада и востока трапезной и апсидой, а с верхним купольным объемом ротонды, прорезанным термальными окнами, соперничает в общей композиции стройная трехъярусная колокольня со шпилем. » ( с)
То есть
«. Нижние части храма, его трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего, французского классицизма.
А венчающий ротонду барабан с термальными полуциркульными окнами по сторонам света, принадлежит зрелому классицизму палладианского направления.
Храм закончен в 1798 г., а потому ясно, что к этому времени относится именно завершение в формах зрелого классицизма, тогда как «французские» формы нижних частей принадлежат более раннему времени, хотя вряд ли намного отстоящему от 1798 года: храм задумывался с другим завершением, но его сменили на более «модное» прямо в процессе строительства. » ( с)
Сам храм состоит из нижней ротонды основного объема и верхней световой ротонды основного объема, кажется так это называется
колокольня, вид с северной стороны
тайный вход за колонной на колокольню с северной стороны
капители колонн, за крайней левой колонной тайный вход
колокольня с северо-западного угла
колокольня и вход в храм, западная сторона
«Было бы очень заманчиво связать барабан и венчающую его «беседку» с творчеством любимого архитектора Н.А. Львова, жившего в соседнем Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных домов и храмов для соседей.
Термальные окна довольно характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя и в несколько более крупном масштабе.
Предположение об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье не так уж фантастично, хотя вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать этому зодчему все значительные здания в районе Торжка в стиле классицизма. «(с)
верхняя световая ротонда со строенными термальными полуциркульными окнами по сторонам света
вид с юго-западного угла
«Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных частей храма, выполненных в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь составляет двусветная ротонда с круглыми окнами во втором свете, к которой примыкают пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно прихотливый план и сложная композиция для Львова совершенно нехарактерны. «
фрагменты сохранившейся росписей над входом
Вход под колокольней
«. форма трапезной в Заречье больше похожа на то, что мы видим в московских постройках, связываемых с Баженовым и Казаковым (можно назвать трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской и Богоявления в Елохове). Общая композиция с ротондой, трапезной и колокольней сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только алтарного выступа). » ( с)
Вид через трапезную на вход.
Видно как блестят от воды сваленные бревна и трубы, всюду льется вода.
вид в натуре: северная стена трапезной
вид со вспышкой: северная стена трапезной
вид в натуре:угол трапезной с южной стороны, к колокольне
видны потоки воды, стекающие через отверстие
видны потоки воды, стекающие через отверстие
вид от цнетра трапезной на алтарь ( Царские ворота)
Внутренний объем светового барабана. Видны фрагменты сохранившейся росписи
«Барабан — в архитектуре, опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, которая венчается куполам. Барабан обычно прорезан окнами, пропускающими свет внутрь здания. Барабан особенно часто встречается в христианском культовом» (с) ( архитектурный словарь)
Внутренний объем светового барабана при вспышке
Ниша с северной стороны притвора в натуре
Ниша с северной стороны притвора при вспышке
. «В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо, об осуществленном в усадебном храме проекте крупного зодчего, ориентированного на французский классицизм (это мог быть и петербуржец, и москвич), тогда как прямо во время возведения здания этот стиль уже устарел, и его сменили в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении достаточно именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов в округе Торжка. » ( С)
Вл.В.Седов, истоник : http://hram-tver.ru/torjokrn/zarechyetorjok.html
От усадьбы не осталось значительных следов, при том, что все вокруг заросло.
С восточной стороны сохранились старинные могилы.
фрагменты мраморного надгробного креста
старинная могила с новой оградкой
наступают сумерки и под мелким сеющим дождиком мы отправляемся восвояси
Как проехать :
Если ехать от Торжка, после села Новое, сразу после моста через реку Тьму, поворот налево, указатель поворот на с. Тредубье ( на навигаторе в сторону Дмитровки)
Дорога сначала отличная, потом обычная, вполне проезжая.
Долго ли ещё проживет сиё чудо архитектуры? Придет ли светлый час этой церкви? Есть ли жизнь на Марсе? Науке это неизвестно
Казанский храм Заречье Владимирская область
На высоком берегу реки Шерны в живописных окрестностях села Заречье возвышается величавый храм Казанской Иконы Божией Матери. Казанская церковь хорошо видна еще на подходах к селу. Здание храма как бы прячется в сосновом бору, среди деревьев-великанов, а для удобства приезжих дорогу к нему указывает маленький столбик-часовенка.
Мечтая о храме
Всего пара верст отделяла деревню от ближайшей церкви, стоявшей на Новосергиевском погосте, но когда приходило время весеннего половодья или когда осенью река разливалась из-за обильных дождей, расстояние до храма увеличивалось впятеро, а то и больше. Едва наступал март, как бурлящие воды реки Шерны, и без того очень широкой, разливались от Заречья до соседнего села Новосергиевского, затапливая все окрестные луга чуть ли не до прихода лета.
Особенно переживали зареченцы в светлые пасхальные дни. Мало кому из них доводилось попасть в это время в храм, многие дожили до седых волос, так и не побывав ни разу на пасхальном церковном богослужении.
Понадобился знающий человек, знакомый со всеми необходимыми в подобных случаях процедурами, таковой нашелся: им оказался потомственный почетный гражданин соседнего города Киржача Александр Соловьев. Александр Алексеевич уже имел немалый опыт и постройки, и сохранения церквей в округе, и к радости зареченцев он с присущей ему энергией сразу включился в организационный процесс. Во многом благодаря его знаниям, опыту и умениям спустя шесть лет в Заречье был воздвигнут красавец-храм, а вслед за тем был организован и его приход.
Освящение новоиспеченного храма были запланированы на 9 августа 1887 года.
После революции
Благоприятный период жизни храма в селе Заречье был крайне мал: регулярные богослужения проводились в нем только до прихода к власти в России большевиков. По ряду сведений храм Казанской Иконы Божией Матери оставался действующим вплоть до начала 1930-х годов.
Деятельность Казанской церкви была прекращена, здание храма закрыли и подвергли беззаконному разорению. Новые власти нашли бывшему храму применение, устроив в нем колхозное зернохранилище, которое существовало вплоть до 1980-х годов, пока его окончательно не ликвидировали.
В начале 1990-х годов храм был возвращен в лоно Церкви, а его здание восстановлено.
Казанский храм Заречья внутри
Внутренние своды в здании довольно высоки, и в их сплетении можно определить границы четырех массивных столпов, на которых покоится весь храм. Высота потолков увеличивает ощущение простора.
Внутри очень светло благодаря большим окнам храма, стены и потолки здания побелены и пока не расписаны, отчего интерьеры производят впечатление скромности и даже строгости. Можно только предполагать, сколь богатым прежде было церковное убранство храма, ведь его строили и опекали шелкоткацкие фабриканты.
Рамки деревянных окладов многих местных икон покрыты резьбой и отчасти напоминают наличники. Так что многие святые лики здесь глядят на богомольцев словно из окон, что в общем-то недалеко от истины: согласно православным воззрениям, икона подобна окну в горний, духовный мир, из которого к молящемуся нисходит спасительный и живительный свет истины.
Очень красивы небесно-голубые облачения церковных аналоев с вышитыми крестами и белыми орнаментальными узорами. Кстати, эти перекидные накидки издавна изготавливались из парчи, плотного шелка, бархата, и в зареченском храме они, конечно же, всегда были частью убранства, дарованного местными предпринимателями шелкоткацкого дела.
Богослужения
Службы в храме совершаются по воскресеньям, субботам и церковным праздникам. Расписание служб необходимо уточнять непосредственно в храме, на информационном стенде у входа и на страничке группы «ВКонтакте».
Контакты
Адрес: 601015, Владимирская область, Киржачский район, с. Заречье, ул. Светлая, 67
Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/club102 328 748
Как добраться
Заречье: уникальные материалы о строительстве и освящении Казанского храма
Пожалуй, более подробного описания дореволюционного прошлого Казанского храма в широком доступе просто не существует! Меня очень приятно удивило еще и то, что эта информация появилась как раз накануне экскурсии «Усадебного экспресса» в Заречье! Теперь, благодаря стараниям семьи Шульгиновых, у нас будет прекрасный шанс изучить историю Казанского храма более подробно!
Я от всей души благодарю Станистава Шульгинова и его семью за возможность поделиться столь интересной находкой! Далее – текст документа, фото нескольких страниц его оригинала и архивные фотографии. Друзья, а вы когда-нибудь были в Заречье?
В приход села Заречья прежде была деревня, принадлежащая приходу погоста Новосергиевского. Деревня Ратьково принадлежала селу Филипповское. Жители той и другой деревни всегда чувствовали крайне неудобно со своими приходскими храмами. Ратьково от села Филипповское в десяти верстах. Неудобно в сообщении само собой. Понятно, Заречье от приходского храма стоит в двух верстах, но в весеннее время эти две версты равнялись добрым двадцати. Дело в том, что Заречье от Новосергиевского погоста разделяет река Шерна, которая в разлив воды, заливая луг вплоть от одного селения до другого, лишала жителей Заречья возможности иметь сообщение с храмом и притом на продолжительное время. Иногда от начала марта до половины мая. Единственным способом сообщения с храмом в это время был переезд на лодках, но что не всегда в бурную, например, погоду это было совершенно невозможно. Даже в день св. Пасхи немногие из обывателей деревни Заречье могли бывать в храме. Многие до старости дожили, не слыхав и не видев пасхального церковного Богослужения. Нужно ли говорить, как все это грустно отражалось в сердцах религиозных зареченцев. Выйдет, бывало на берег реки в навечерие великого дня, рассказывали они, и ждешь с замиранием сердца, когда заблаговестят вовся, замелькают огни крестного хода. И молимся издали, причащаемся про себя. Христос Воскресе. да с тем и разойдемся по домам. Грустно было, о как грустно. Мысль об устроении особого храма в Заречье, по сказанным причинам, давно зародилась в умах зареченцев, но до 1881 года оставалась только мыслью. Пройдет водополье, высохнут дороги и опять позабыта мысль об устроении храма. Но вот, наконец, по устроению промысла Божия, обнаружилось и деятельное усердие относительно устроения храма 17-го апреля 1881 года.
В один из дней Пасхи почетные и более достаточные из обывателей деревни Заречье: два брата Думновых, Соловьев, Барашков, Ямухин и другие некоторые, сидели на берегу реки, со скорбию взирая на святой храм погоста, куда за водополье не могли они проникнуть. Давайте же строить свой храм, предложил один из них Ет. Соловьев. Быть может, что и на сей раз, эта мысль осталась бы мыслию, если бы не благочестивое усердие доброй благотворительницы, почтенной девицы селения Заречья Анисии Васильевны Куняевой. Услышав столь любезное сердцу ея, предложение о постройки храма, она тотчас же пошла к себе домой и вынесла оттуда три тысячи рублей серебром, и, полагая их перед собравшимися, сказала: «если желаете строить храм, то вот моя первая жертва». Такое усердие жертвовательницы подвигло и других к пожертвованиям. В тот же вечер составили подписку доброхотных приношений на построение храма, которыя дали неожиданно благоприятные результаты. Подписано в один только вечер шестнадцать тысяч рублей серебром. Всех больше приношение было со стороны братьев Егора, Ивана и Ивана Ивановича Думновых, которые сами прежде всех вызвались принять на себя обязанность строителей храма. Осталось приступить к исполнению заветного желания, к самой постройки храма. Но невольно возникал вопрос: кто будет хлопотать по сему делу перед епархиальным начальством, кто будет руководителем при постройках?, крепко задумались зареченцы над сим вопросом и решились обратиться за советом и помощью в сем деле к известному радетелю храмов Божиих потомственному, почетному гражданину города Киржача Александру Алексеевичу Соловьеву. Александр Алексеевич принял живейшее участие в построении храма. При его содействии и пожертвованиях в шесть лет в деревне Заречье построен новый, каменный и, во всех отношениях, прекрасный храм, и снабжен всею необходимою утварью. Обрадованные благополучным окончанием этого заветного желания, зареченцы решились освятить новоустроенный храм и преподать Архипастырское благословение новооткрывающейся приходской семье.
Милостивый Архипастырь со свойственной ему ревностью об удовлетворении религиозных нужд паствы изъявил согласие на сие прошение и днем освящения назначил девятое августа.
Восьмого августа, Его Высокопреосвященство прибыл в село Заречье. Путь следования владыки избран был от Посада Павловского, мимо которого пролегает линия Московско-Нижегородского тракта, проселочными путями. На протяжении двадцати пяти верст, через местность густонаселенную, нельзя без умиления вспомнить этого шествия владыки. Несмотря на то, что путь Архипастыря нашего лежал через селения Московской Епархии, в каждом селении владыка встречаем был с благоговением и возможною торжественностию. Обыкновенно жители каждого селения, все от мала до велика /старого/ выходили на встретение владыки и подносили ему хлеб-соль. Любвиабильный Архипастырь наш, не смотря на бессонно проведенную в вагоне ночь, не смотря на предстоящие ему труды по освящению, в каждом селении выходил из кареты, благодушно беседовал с крестьянами и радостно преподавал всем и каждому просящему свое святительское благословение. Причем в некоторых селениях клиросные певцы из крестьян пели ирмоса или догматики. В особенности хорошо пели певцы из крестьян деревни Следово, находившейся в пяти верстах от Заречья. Владыко с особенною похвалою отнесся об их пений и испросил кто учил их петь. Ответ певцов, что учил пению один из крестьян села Заречье, видимо, обрадовал владыку. В Заречье прибыл Архипастырь в половине первого часа дня и при въезде в село встречен был всеми обывателями во главе с попечителями храма купцами: Барашковым, Соловьевым и Ямухиным, которые поднесли владыке хлеб-соль. Преподав благословение всем желающим, что продолжалось около часа, владыко прибыл в приготовленное для него помещенье в доме купцов Думновых, которые всех более и жертвовали на храм, и хлопотали по его устроению.
(х/см М17. Владим. Епарх. ведом. за 1887 г., из А. 17 Владимирских Епархиальных Ведомостей за 1888 год. Печатня В. Паркова в губернском городе Владимире).
Текст напечатал С. В. Шульгинов с рукописной переписи, сделанной во второй половине ХХ века Анной Ивановной Шаркаевой в селе Заречье с первоисточника.
Заречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Заречье от Твери в 48-ми, от Старицы в 32-х версты, от ближайших сел Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах. Кирпичная церковь построена в 1791-1798 годах на окраине села на средства помещиков Огаревых и освящена в 1804 году. Имела три престола: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского.
Храм примечателен тем, что сочетает в себе сразу черты раннего французского и позднего палладианского классицизма. Вполне вероятно, что уже в процессе строительства первоначальный столичный проект подвергся корректировке с оглядкой на популярный в то время в окрестностях Торжка Львовский палладианизм. К ротондальному основному объему, в нижней части окруженному ионической колоннадой, а в верхней прорезанному по сторонам света окнами, с востока примыкает алтарь, а с запада квадратная в плане со скругленными углами трапезная и трехъярусная колокольня.
Закрыта в 1930-х годов, разорена и заброшена. В конце 1990-х годов местными жителями предпринимались безуспешные попытки реставрации, о которых сейчас напоминают остатки строительных лесов снаружи и материала внутри церкви.
Село Заречье, от Твери 50 верст, от Старицы 25 верст.
По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Заречье, в оном селе церковь каменная во имя Казанския Божия Матери с приделами Святителя Николая и Преподобнаго Нила Столбенскаго, построена в 1804 году, в твердости, утварию довольна, опись утвари и книга приходорасходная церковной суммы имеются, однокомплетная; при ней земли отмежевано 40 десятин, приходских 31 двор а в них мужеска пола 369, женска 436 душ, священноицерковнослужительских денжных доходов в сем 1828 году 295 руб. 96 коп., разстоянием от городов: Твери 48, от Старицы 32 версты, в близости имеются селы Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах.
По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Казанская, построена в 1798 году, каменная, престола три: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского. Церковные документы: опись 1853 года, метрики с 1790 года, исповедные с 1823 года.
В Казанской церкви с. Заречье (1791-1798) трёхсветный храм-ротонда составляет лишь часть традиционной продольно-осевой композиции. Опоясывающая его нижний ярус ионическая колоннада прерывается с запада и востока трапезной и апсидой, а с верхним купольным объемом ротонды, прорезанным термальными окнами, соперничает в общей композиции стройная трехъярусная колокольня со шпилем.
На окраине небольшого села (Торжокский р-н, Тверская обл.), когда-то принадлежавшего Старицкому уезду, на кладбище стоит пустой храм, привлекающий внимание необычной столичностью и вместе с тем противоречивостью своей архитектуры. Этот практически неизвестный памятник демонстрирует черты сразу раннего и зрелого классицизма XVIII века, причем если нижние части храма, его трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего, французского классицизма, то венчающий ротонду барабан с термальными полуциркульными окнами по сторонам света принадлежит зрелому классицизму палладианского направления. Храм закончен в 1798 г., а потому ясно, что к этому времени относится именно завершение в формах зрелого классицизма, тогда как «французские» формы нижних частей принадлежат более раннему времени, хотя вряд ли намного отстоящему от 1798 года: храм задумывался с другим завершением, но его сменили на более «модное» прямо в процессе строительства.
Было бы очень заманчиво связать барабан и венчающую его «беседку» с творчеством Н.А. Львова, архитектора-дилетанта, жившего в соседнем Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных домов и храмов для соседей. Термальные окна довольно характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя и в несколько более крупном масштабе. Предположение об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье не так уж фантастично, хотя вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать этому зодчему все значительные здания в районе Торжка в стиле классицизма.
Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных частей храма, выполненных в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь составляет двусветная ротонда с круглыми окнами во втором свете, к которой примыкают пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно прихотливый план и сложная композиция для Львова совершенно нехарактерны. Львову приписывают два храма-ротонды, выполненные в духе французского классицизма: церковь в Александровском под Петербургом («Кулич и пасха» 1785–1787) и церковь Екатерины в Валдае (1794). Но авторство этих построек не столь уж определенно, церковь в Александровском вообще могла быть построена кем угодно, а проект валдайского храма, составленный Львовым, был гораздо менее «французским» по сравнению с тем, что было возведено кем-то другим в натуре. Кроме того, форма трапезной в Заречье больше похожа на то, что мы видим в московских постройках, связываемых с Баженовым и Казаковым (можно назвать трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской и Богоявления в Елохове). Общая композиция с ротондой, трапезной и колокольней сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только алтарного выступа).
В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо, об осуществленном в усадебном храме проекте крупного зодчего, ориентированного на французский классицизм (это мог быть и петербуржец, и москвич), тогда как прямо во время возведения здания этот стиль уже устарел, и его сменили в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении достаточно именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов в округе Торжка.